Научная статья на тему 'Физическая культура основной инструмент культуры здоровья'

Физическая культура основной инструмент культуры здоровья Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
665
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЫШЕЧНАЯ / АКТИВНОСТЬ / АДАПТАЦИЯ / ЛИЧНОСТЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ / КУЛЬТУРА / ЗДОРОВЬЕ / ЭНЕРГИЯ / М'ЯЗОВА / АКТИВНіСТЬ / АДАПТАЦіЯ / ОСОБИСТіСТЬ / ФіЗИЧНА / ЗДОРОВ'Я / ЕНЕРГіЯ / MUSCULATION / ACTIVITY / ADAPTATION / PERSONALITY / PHYSICAL / CULTURE / HEALTH / ENERGY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ермаков Сергей Сидорович, Апанасенко Геннадий Леонидович, Бондаренко Татьяна Витальевна, Прасол Станислав Дмитриевич

Рассмотрена роль учреждений физической культуры и здравоохранения в воспитании и образовании культуры здоровья личности и общества. Показана необходимость биологических, психологических и мировоззренческих знаний в становлении культуры здоровья. Отмечены ценностные ориентиры социальной и физической адаптации личности и общества к социальным, экономическим и духовным переменам в среде обитания. Показано, что рациональное использование свободной (мышечной) энергией личности и свободного времени общества необходимо для их оздоровления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Ермаков Сергей Сидорович, Апанасенко Геннадий Леонидович, Бондаренко Татьяна Витальевна, Прасол Станислав Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Physical culture is a basic instrument of culture of health

The role of establishments of physical culture and health protection is considered in education and formation of culture of health of personality and society. It is pointed at the necessity of biological, psychological and world-view knowledge in becoming of culture of health. Valued guideline of social and physical adaptation of personality and society is marked to the social, economic and spiritual changes in the environment of dwelling. It is showed that the rational use of personality and spare time of society free (muscular) energy is needed for their making healthy.

Текст научной работы на тему «Физическая культура основной инструмент культуры здоровья»

Физическая культура - основной инструмент культуры здоровья

Ермаков С.С.1, Апанасенко Г.Л.2, Бондаренко Т.В.3, Прасол С.Д.4

Харьковская государственная академия дизайна и искусств1 Киевская медицинская академия последипломного образования им. П.Л. Шупика2 Харьковская национальная академия городского хозяйства3 Общество медицинской валеологии Харьковского медицинского общества4

Анотации:

Рассмотрена роль учреждений физической культуры и здравоохранения в воспитании и образовании культуры здоровья личности и общества. Показана необходимость биологических, психологических и мировоззренческих знаний в становлении культуры здоровья. Отмечены ценностные ориентиры социальной и физической адаптации личности и общества к социальным, экономическим и духовным переменам в среде обитания. Показано, что рациональное использование свободной (мышечной) энергией личности и свободного времени общества необходимо для их оздоровления.

Ключевые слова:

мышечная, активность, адаптация, личность, физическая, культура, здоровье, энергия.

Єрмаков С.С., Апанасенко Г.Л., Бондаренко Т.В., Прасол С.Д. Фізична культура - основний інструмент культури здоров'я. Розглянуто роль установ фізичної культури і охорони здоров'я у вихованні та освіти культури здоров'я особистості й суспільства. Показано необхідність біологічних, психологічних і світоглядних знань у становленні культури здоров'я. Відзначено ціннісні орієнтири соціальної і фізичної адаптації особистості й суспільства до соціальних, економічних і духовних змін у середовищі перебування. Показано, що раЦіональне використання вільної (м'язової) енергії особистості та вільного часу суспільства необхідно для їх оздоровлення.

м’язова, активність, адаптація, особистість, фізична, культура, здоров’я, енергія.

lermakov S.S., Apanasenko G.L., Bondarenko T.V., Prasol S.D. Physical culture is a basic instrument of culture of health. The role of establishments of physical culture and health protection is considered in education and formation of culture of health of personality and society. It is pointed at the necessity of biological, psychological and world-view knowledge in becoming of culture of health. Valued guideline of social and physical adaptation of personality and society is marked to the social, economic and spiritual changes in the environment of dwelling. It is showed that the rational use of personality and spare time of society free (muscular) energy is needed for their making healthy.

musculation, activity, adaptation, personality, physical, culture, health, energy.

Введение.

Проблема роли физической культуры в становлении личности - субъекта индивидуальной и социальной адаптации всегда была актуальной, но на рубеже III тысячелетия осложнилась изменившимися социальными условиями [23, 25, 37].

Все формы индивидуальной и популяционной адаптации сводятся к управлению свободной энергией (Гельмгольц Г. 1847г.) организма [5, 6, 32, 38, 28, 1] и свободным временем общества [29, 5].

«Внешнее проявление мозговой деятельности сводятся окончательно к одному лишь явлению -мышечному движению». (И.М. Сеченов, 1847г.)

Необъятная литература по адаптации (физиология, психология, социология, биофизика, термодинамика) [3, 28, 41, 40, 20, 36, 27, 38, 5, 11, 6] развивает современную трактовку сеченовской мысли по произвольному управлению свободной энергией организма (то есть, мышечной активностью) и свободным временем общества, создаваемым ею, как главным фактором индивидуальной и популяционной адаптации.

Если 90 % свободной энергии (Гельмгольц, 1847г., 15) организма расходуется на мышечные сокращения [36, 9, 6, 4], то произвольная мышечная активность являет также феноменом когнитивного управления свободной энергии. Более того, развитие интегративной функции, регуляции функциональных систем, становление личности невозможно без культуры физической активности, физической культуры - главной составляющей культуры здоровья.

Мышечная активность не только потребляет большую часть свободной энергии, но и увеличивает как ее производство, так и создание «диссипативных структур» (анаболический эффект активности скелетных мышц) [36, 11, 6].

© Ермаков С.С., Апанасенко Г.Л., Бондаренко Т.В.,

Прасол С.Д., 2010

Обеспечение условий развития способностей к рациональной мышечной деятельности (продуктивной, творческой, игровой, репродуктивной...) - главной цели и средства в адаптации организма и общества -важнейшая задача государства.

Как раз способность когнитивного управления свободной энергии организма и свободным временем общества составляет главный компонент формирования адаптивной способности личности, способности личности к социальной, физической, физиологической адаптации к изменяющимся условиям среды обитания.

Становление здоровья индивида - главное условие формирования личности - обеспечивается в первую очередь физическим развитием. Система учреждений физической культуры - главный научно-учебновоспитательный комплекс культуры здоровья. [25, 23]. Именно физическая культура обеспечивает когнитивное управление свободной энергией - в конечном итоге мышечной деятельностью - какими бы мотивациями удовлетворения физических, социальных, культурных потребностей она ни стимулировалась.

Обманчиво ясная задача воспитания культуры двигательной, мышечной активности инстанциями физической культуры в области спорта, оказывается гораздо более трудной, проблематичной в области массовой физической культуры. Судя по показателям здоровья и демографии современной Украины, проблема массовой физической культуры не решается и не может быть решена пока общество остается в состоянии духовного и социально-экономического кризиса. Факты деградации здоровья населения и депопуляции Украины за голы независимости подтверждают биологическую аксиому: состояние внутренней среды организма неразрывно связано с состоянием среды обитания, внешними условиями [26, 37, 2].

Работа выполнена в соответствие с практическими задачами воспитания культуры здоровья подрастающего поколения.

Педагогіка, психологія та медико-біологічні

Цель, задачи работы, материал и методы.

Цель исследования - анализ основных элементов культуры здоровья с позиции ценностных ориентиров социальной и физической адаптации личности и общества к социальным, экономическим и духовным переменам в среде обитания, а также нового ценностного ориентира прогресса и аудитора дееспособности общественного устройства.

Результаты исследований.

Экономический, духовный, политический кризис Украины, отсутствие ценностных ориентиров либерального общества лишают личность мотивации и возможностей для упорного оздоровительного труда из-за роковой утраты смысла жизни индивида и свертывания социальной оздоровительной инфраструктуры [19].

Отсутствие общественного идеала справедливого общества, то есть бездуховность общества [18], обрекает молодого человека на переключение свободной энергии с пути «каменистых троп» упорного оздоровительного труда для развития физических и духовных сил (для творения личной судьбы и социальной истории) на более простой (и что прискорбно

- модный!) путь достижение «прагматических» целей или релаксирующий путь патологических зависимостей (алкоголизм, наркомания, игромания, асоциальное поведение...) [42, 43].

Физическая культура, как основное средство культуры здоровья (валеологии) не должны и не могут предлагать политические, правовые, мировоззренческие решения проблем общества. Но валеология обязана и может быть моральным и научным аудитором способности политических и законодательных сил страны ставить и решать задачи сохранения здоровья, которые оказываются в конечном итоге практическими задачами управления свободной энергии организма и свободным временем общества.

Диапазон возможностей индивида в увеличении свободной энергии организма огромен. Свободная энергия организма (измеряемая прямой калориметрией или максимальным потреблением кислорода) может превысить уровень основного обмена от 1,5 до 35 раз [27, 8] за счет мышечной активности, управляемой волевым усилием индивида, мотивированным либо условиями среды обитания, требованиями социальной адаптации, либо внутренними (духовными или бездуховными) побуждениями.

Физическое воспитание, физическая культура развивает способность огромного увеличения объема мышечной (то есть свободной) энергии. Непременным условием развития этой способности является внутренняя, личностная мотивация оздоровительного труда.

Уникальным в природе является феномен, способность Homo Sapiens к духовной мотивации своей деятельности (личностной или репродуктивной трудовой активности), финальным проявлением которой всегда является сеченовское мышечное движение. И эта уникальная во Вселенной способность творения Ноосферы [18], способствует в частной и обществен-

ной жизни действовать сознательно, настойчиво, целеустремленно, социально ответственно, оказывается парализованной в бездуховном обществе: религиозная духовность уходит, а светский общественный идеал либерального общества отсутствует [18, 17].

Бездуховность общества, порождающая бездуховность индивида, делает физическое воспитание неэффективным, а свободная энергия личности и общества уменьшается и расточается на бесплодные и деструктивные формы ее использования: замороженные сверхдоходы олигархов, вывоз капиталов за рубеж, этно-экономические деформации, деструктивная сектантская религиозная активность, монополизм в СМИ, маскирующий и популяризирующий расточение энергии обществом.

Увеличение свободного времени общества порождает безработицу, зависимости, асоциальное поведение, снижение репродуктивной способности родителей и здоровья детей.

Уже сегодня наука о культуре здоровья не имеет права не разглашать свои выводы о необходимости изменения конституционных ценностных ориентаций. Валеологический ценностный аудит выявляет эффективнее, чем политический и экономический важнейшие сдвиги в социально-духовных и экономических основаниях жизни общества начала XXI века, разрушающие здоровье.

Огромные массы населения, вытесненные за счет роста производительности труда в промышленном и с/х производстве из традиционных путей трудового, социального и физического развития порождает безработицу. Увеличение части населения, видящей ценностные ориентации в знании и уменьшение числа верующих в акт творения. Атеистической части населения не предложен светский общественный идеал, что порождает бездуховность.

Отсутствуют правовые механизмы передачи финансово-экономических форм свободной энергии общества из рук безответственных «олигархов» и провластных структур (например, закона о прогрессивном налогообложении сверхдоходов) в бюджет страны.

Валеологическая оценка расточения энергии общества - это новый дискурс ценностных ориентаций в конституционных установлениях государства. Без морального обоснования декларации необходимых социально-экономических и духовных изменений в конституции страны наука о культуре здоровья (и ее основа - физическая культура) обречена на судьбу науки для науки. Валеология должна инициировать моральное требование принятия управленческих решений для развития здоровья населения структурами права, законодательства, власти, опираясь на духовную силу общественного идеала справедливости. (Г.С. Сковорода).

Независимо от осуществления или не осуществления задач власти по созданию материальных и духовных условий развития культуры здоровья взамен утраченных традиционных форм сохранения развития (с/х труд, гигиена производства.) физическая

культура, основной инструмент валеологии, остается главным средством, главным звеном культуры здоровья, воспитывающим мотивацию и дающим знания в области оздоровительного труда.

Именно учреждения физической культуры, а не здравоохранения, являются главными теоретическими и практическими полигонами воспитания и образования культуры здоровья личности и общества на базе биологических, психологических и мировоззренческих знаний, развиваемых университетскими и общественными центрами.

И главным инструментом культуры здоровья была всегда и остается физическая культура, физическое воспитание [23] - основополагающий элемент [25] становления личности.

Выводы.

Физическая культура - основной элемент культуры здоровья (валеологии), являющийся ценностным ориентиром социальной и физической адаптации личности и общества к социальным, экономическим и духовным переменам в среде обитания. Произвольное управление свободной энергией личности завершается мышечной активностью. Рациональное использование свободной (мышечной) энергией личности и свободного времени общества необходимо для их оздоровления.

Здоровье - главное условие становления личности

- субъекта творения истории и своего собственного здоровья. Не медицина, а физическая культура является главным полем деятельности в культуре здоровья личности. Культура здоровья - новый ценностный ориентир прогресса и аудитор дееспособности общественного устройства.

Дальнейшие исследования предполагается провести в направлении изучения других проблем формирования культуры здоровья молодежи.

Литература:

1. Ананьев Б.Г О проблемах современного человекознания. / Б.Г. Ананьев. - СПб, 2001. - 120 с.

2. Аршавский И.А. Переходные процессы в онтогенезе млекопитающих. / И.А. Аршавский //Успехи современной биологии. -1968. - Т. 66, выпуск 2(5), - С. 45-54.

3. Апанасенко ГЛ. Валеология - ценностный ориентир личности и общества. / Апанасенко ГЛ., Суббота Н.П., Прасол С.Д. //VIII Международная конференция, Валеология. - Харьков, 2010. -С.38.

4. Апанасенко ГЛ. Эволюция биоэнергетики и здоровье человека. / Г.Л. Апанасенко. - СПб, 1992. - 200 с.

5. Аршавский И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. / И.А. Аршавский. - Москва, 1981. - С.14.

6. Аршавский И.А. Особенности энергетики, динамическая активность мускулатуры и поверхность тела. / И.А. Аршавский. - М, 1964. - 100 с.

7. Баевский Р.М. Оценка и классификация уровней здоровья с точки зрения теории адаптации. / РМ. Баевский //Вестник АМН СССР, 1989. - №8. - С. 73.

8. Бауэр Э.С. Теоретическая биология. / Э.С. Бауэр. - М., Л., 1935.

- 80 с.

9. Броуэр Л. Фармацевтическая и продовольственная мафия. / Броуэр Л. - Киев, 2002. - 204 с.

10. Вернадский В. И. Размышления натуралиста. / В. И. Вернадский. - М, 1977. - Т1. - С. 18.

11. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. / В. И. Вернадский.

- М., 1977. - Т2. - С.11.

12. Головченко Г.Т. Формирование личности специалиста средствами физического воспитания. / Г.Т. Головченко, Т.В. Бондаренко.

- Харьков, 2001. - 164 с.

13. Давыдовский И.В. Проблемы причинности в медицине. / И.В. Давыдовский. - М., 1965. - 168 с.

14. Давыдовский И.В. Общая патология человека. / И.В. Давыдовский. - М., 1969. - 124 с.

15. Дольник В.Р. Энергетический обмен и эволюция животных. / В.Р. Дольник //Успехи совр. Биологии. - 1968. - Т. 66, В. 2 (5)

- С. 120-123.

16. Зотин А.И. Термодинамика биологических процессов. / А.И. Зо-тин. - М., 1976. - 120 с.

17. Зотин А.И. Термодинамика и кинетика биологических процессов. / А.И. Зотин. - М., 1980. - 148с.

18. Зотин А.И. Термодинамический подход к проблемам развития, роста и старения. / А.И. Зотин. - М., 1964. _ 128 с.

19. Иванов К.П. Основы энергетики организма. / К.П. Иванов. -СПб, 1993. - Т. 2. - С. 225.

20. Иванов К.П. Основы энергетики организма, т.3, Социальная энергетика человека. / К.П. Иванов. - СПб, 1993. С. 45.

21. Иванов К.П. Основы энергетики организма. / К.П. Иванов. -СПб, 1990. - Т. 1. - С. 67.

22. Круцевич Т.Ю. Общие основы теории и методики физического воспитания. / Т.Ю. Круцевич. - Киев, 2003. - Т. 1. - С 45.

23. Казначеев В.П. Современные аспекты адаптации. / В.П. Казначеев. - Новосибирск, 1980. - С. 90.

24. Крылов А.А. Психология. / А.А. Крылов. - СПб, 2001. - С. 67.

25. Лотман Ю.М. Статьи по типологии культуры. / Ю.М. Лотман. -Тартусский гос. у-т, 1973. - С. 38.

26. Маликов Н.В. Современные проблемы адаптации. / Н.В. Маликов. - Запорожье, 2007. - С. 102.

27. Менделеев Д.И. Заветные мысли. / Д.И. Менделеев. - М.,1995.

- С. 26.

28. Орлов П. Свободное время: условия развития человека и мера общественного богатства. / П. Орлов. - Свердловск, 1989. - С. 86.

29. Пригожин И. Введение в термодинамику необратимых процессов. / И. Пригожин. - М.,1964. - С. 99.

30. Пригожин И. Порядок из хаоса. / И. Пригожин, И. Стенграс. -М., 1986. - С. 56.

31. Рубин А.Б. Термодинамика биологических процессов. / А.Б. Рубин. - М., 1984. - С. 49.

32. Самойлов В.О. Медицинская биофизика. / В.О. Самойлов. -СПб, 2007. - С. 103.

33. Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга. / Сеченов И.М. - М., 1961. - С. 67.

34. Судаков К.В. Физиология и функциональные системы. / К.В. Судаков. - М., 2000. - С. 94.

35. Судаков К.В. Функциональные системы организма. / К.В. Судаков. - М., 1987. - С. 77.

36. Цехмистро И.З. Холистическая философия науки. / И.З. Цехми-стро. - Сумы, 2002. - С. 355.

Поступила в редакцию 04.11.2010г. Ермаков Сергей Сидорович sportart@gmail.com Апанасенко Геннадий Леонидович Бондаренко Татьяна Витальевна Прасол Станислав Дмитриевич lera-larry@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.