Научная статья на тему 'ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР ПРЕОДОЛЕНИЯ ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ'

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР ПРЕОДОЛЕНИЯ ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
182
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PHYSICAL EDUCATION / DESTRUCTIVE BEHAVIOR / IMPULSIVENESS / SELF-REGULATION / INTERNALITY / FRUSTRATION / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ДЕСТРУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ИМПУЛЬСИВНОСТЬ / САМОРЕГУЛЯЦИЯ / ИНТЕРНАЛЬНОСТЬ / ФРУСТРИРОВАННОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Минахметова А. З., Пьянова Е. Н.

Цель исследования - определение влияния физической культуры на формирование качеств, способствующих преодолению деструктивного поведения личности. Методика и организация исследования. Было обследовано 200 студентов Елабужского института Казанского федерального университета. Возраст испытуемых - от 19 до 22 лет. Критериальным параметром составления выборки выступали: наличие в анамнезе испытуемого деструктивной модели поведения и осознание того, что здоровье уже в значительной мере подорвано; посещение элективных занятий по физической культуре и спорту; самостоятельное посещение физкультурно-оздоровительных занятий вне расписания (атлетическая гимнастика, йога, сайкл, плавание, ходьба на лыжах, езда на велосипеде) периодичностью 2-3 раза в неделю в течение 2 лет. В выборку испытуемых не вошли студенты, профессионально занимающиеся спортом, а также не прошедшие по шкале «социальная желательность». Использовались метод опроса, метод психологического тестирования, методы математической статистики. Результаты исследования и выводы. Системообразующим параметром корреляционного анализа выступила импульсивность, которая связана с саморегуляцией, локусом контроля, социальной фрустрированностью. Полученные результаты свидетельствуют о том, что регулярная и произвольная физическая активность испытуемых способствует формированию низкого уровня импульсивности, собственной ответственности над значимыми ситуациями; проявлению осознанно-произвольной саморегуляции, основных регуляторных процессов планирования, моделирования, программирования, а также регуляторно-личностных свойств: гибкости и самостоятельности; низкой фрустрированности в преодолении деструктивного поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Physical education as a factor in suppressing destructive behavior of modern youth

Objective of the study was to determine the impacts of physical education on the formation of necessary qualities to suppress the destructive behavior of an individual.Methods and structure of the study. Sampled for the study were the 19-22 year-old students of Elabuga Institute of Kazan Federal University (n=200). Among the criteria for the sampling procedure were: history of destructive behavior and awareness of the broken health; attendance at the elective physical education and sports classes; independent extra-curricular health and fitness activities (artistic gymnastics, yoga, cycling, swimming, skiing, bicycling) 2-3 times a week for 2 years. The sample did not include professional athletes and students who had not passed the test on the "social desirability" scale. The methods applied for the study purposes were as follows: questionnaire survey, psychological testing, methods of mathematical statistics. Results and conclusions. The system-forming feature of the correlation analysis is impulsiveness associated with self-regulation, locus of control, social frustration. The findings indicate that regular and arbitrary physical activity contributes to the formation of the low levels of impulsiveness, personal responsibility for important situations; manifestation of conscious and arbitrary self-regulation, the main regulatory processes of planning, modeling, programming, as well as the regulatory and personal qualities: flexibility and autonomy; low level of frustration when suppressing destructive behavior.

Текст научной работы на тему «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР ПРЕОДОЛЕНИЯ ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ»

физическая культура как фактор преодоления деструктивного поведения современной молодежи

УДК/UDC 159.94

Поступила в редакцию 28.01.2020 г.

Кандидат психологических наук, доцент А.З. Минахметова1 Е.Н. Пьянова1

1 Елабужский институт Казанского федерального университета, Елабуга

PHYSICAL EDUCATION AS A FACTOR IN SUPPRESSING DESTRUCTIVE BEHAVIOR OF MODERN YOUTH

PhD, Associate Professor A.Z. Minakhmetova1 E.N. Pyanova1

1 Elabuga Institute of Kazan Federal University, Elabuga

Информация для связи с автором: minah [email protected]

Аннотация

Цель исследования - определение влияния физической культуры на формирование качеств, способствующих преодолению деструктивного поведения личности.

Методика и организация исследования. Было обследовано 200 студентов Елабужского института Казанского федерального университета. Возраст испытуемых - от 19 до 22 лет. Критериальным параметром составления выборки выступали: наличие в анамнезе испытуемого деструктивной модели поведения и осознание того, что здоровье уже в значительной мере подорвано; посещение элективных занятий по физической культуре и спорту; самостоятельное посещение физкультурно-оздоровительных занятий вне расписания (атлетическая гимнастика, йога, сайкл, плавание, ходьба на лыжах, езда на велосипеде) периодичностью 2-3 раза в неделю в течение 2 лет. В выборку испытуемых не вошли студенты, профессионально занимающиеся спортом, а также не прошедшие по шкале «социальная желательность». Использовались метод опроса, метод психологического тестирования, методы математической статистики. Результаты исследования и выводы. Системообразующим параметром корреляционного анализа выступила импульсивность, которая связана с саморегуляцией, локусом контроля, социальной фрустрированностью. Полученные результаты свидетельствуют о том, что регулярная и произвольная физическая активность испытуемых способствует формированию низкого уровня импульсивности, собственной ответственности над значимыми ситуациями; проявлению осознанно-произвольной саморегуляции, основных регуляторных процессов планирования, моделирования, программирования, а также регуляторно-личностных свойств: гибкости и самостоятельности; низкой фрустрированности в преодолении деструктивного поведения.

Ключевые слова: физическая культура, деструктивное поведение, импульсивность, саморегуляция, интернальность, фрустрированность.

Annotation

Objective of the study was to determine the impacts of physical education on the formationofnecessaryqualitiestosuppressthedestructivebehaviorofanindividual. Methods and structure of the study. Sampled for the study were the 19-22 year-old students of Elabuga Institute of Kazan Federal University (n=200). Among the criteria for the sampling procedure were: history of destructive behavior and awareness of the broken health; attendance at the elective physical education and sports classes; independent extra-curricular health and fitness activities (artistic gymnastics, yoga, cycling, swimming, skiing, bicycling) 2-3 times a week for 2 years. The sample did not include professional athletes and students who had not passed the test on the "social desirability" scale. The methods applied for the study purposes were as follows: questionnaire survey, psychological testing, methods of mathematical statistics.

Results and conclusions. The system-forming feature of the correlation analysis is impulsiveness associated with self-regulation, locus of control, social frustration. The findings indicate that regular and arbitrary physical activity contributes to the formation of the low levels of impulsiveness, personal responsibility for important situations; manifestation of conscious and arbitrary self-regulation, the main regulatory processes of planning, modeling, programming, as well as the regulatory and personal qualities: flexibility and autonomy; low level of frustration when suppressing destructive behavior.

Keywords: physical education, destructive behavior, impulsiveness, self-regulation, internality, frustration.

Введение. Социально-экономические преобразования последних десяти лет вызвали изменения во всех институтах социализации молодежи. Семья, образовательные организации, молодежные объединения утратили прежнюю роль в воспитании современной молодежи. Происходящие изменения, перестройка психологии человека для одних проходят безболезненно, для других ведут к дезадаптации или девиантному поведению. Чувствительными к этим изменениям являются лица, находящиеся в подростковом и юношеском возрасте [3, 4, 7]. Все это отражается на состоянии,

поведении, структуре и динамике деструктивного поведения личности.

Под деструктивным поведением мы понимаем поведение, ведущее к саморазрушению, отрицательное отношение человека к самому себе или к другим и поведение, соответствующее этому отношению [2]. Разрушение затрагивает все сферы жизни человека: социализацию, коммуникационный процесс, здоровье. Деструктивная модель поведения характерна для лиц фрустрированных и лиц, находящихся в кризисной ситуации, психотравмирующей ситуации [1, 4].

□ и

£ г. CL

ч—

О 0J и

CL ' -о с

га

^

о

(U .с I—

Наличие деструктивного поведения может обуславливаться нарушенной системой ценностей, приоритетов, дезадаптацией личности к социальной среде образовательного учреждения. Следствием этого может быть снижение мотивации к обучению и возникновение проблем на уровне внутренних структурных компонентов личности, недисциплинированность, отсутствие жизненных планов и перспектив на будущее, неготовность воспринимать конструктивную критику.

В настоящее время замечен интерес к физической культуре и спорту, которые являются универсальным механизмом для самореализации и самосовершенствования человека в его дальнейшем развитии [5]. Польза занятий физической культурой и спортом является общеизвестным и доказанным фактом, но количество людей, занимающихся физической культурой и спортом, все еще невелико.

Цель исследования - определить влияние физической культуры на формирование качеств, способствующих преодолению деструктивного поведения личности.

Методика и организация исследования. Опытно-экспериментальная работа осуществлялась в ходе учебно-воспитательного процесса в Елабужском институте Казанского федерального университета.

Всего в исследовании приняло участие 200 испытуемых. Анкеты и результаты тестирования 18 испытуемых не прошли по шкале социальной желательности и в дальнейшей обработке не использовались. Критериальным параметром составления выборки выступал параметр - наличие в анамнезе испытуемого деструктивной модели поведения и осознание того, что здоровье уже в значительной мере подорвано. В выборку испытуемых не вошли студенты, занимающиеся спортом.

Исходя из указанного выше, итоговая выборка составила 54 участника в возрасте 19-22 лет. Испытуемые итоговой выборки регулярно посещают элективные занятия по физической культуре и спорту согласно стационарному расписанию учебного процесса. Также эти испытуемые самостоятельно посещают физкультурно-оздоровительные занятия (атлетическая гимнастика, йога, сайкл, плавание, ходьба на лыжах, езда на велосипеде) периодичностью 2-3 раза в неделю в течение 2 лет.

Ведущими методами изучения данной проблемы выступили опросные методы (беседа, анкетирование) и метод тестирования. Анкетирование позволило установить цикличность и регулярность посещения занятий студенческой молодежью, отношение к физической активности обучающихся. С целью сбора эмпирического материала использовались: методика диагностики уровня социальной фрустрированности (Л. И. Вассермана), опросник «Стиль саморегуляции поведения - ССП» (В. И. Моросано-вой), опросник для исследования уровня импульсивности (В. А. Лосенкова), тест-опросник субъективного контроля (Дж. Роттера).

Полученные в результате опытно-экспериментальной работы данные подвергались математико-статис-тической обработке (корреляция Пирсона, учитывался p<0,05-0,27 и p<0,01-0,35).

Статистические расчеты выполнялись с использованием пакета прикладных компьютерных программ универсальной обработки табличных данных Microsoft Excel XP и пакета статистического анализа SPSS.

В ходе проведения анализа не учитывалось проявление физической активности в спортивных играх, студенческих соревнованиях, спортивных праздниках, проводимых в вузе, так как указанные формы физического воспитания удовлетворяют потребность в двигательной активности, позволяют продемонстрировать достигнутый уровень физического раз-

вития, способствуют созданию благоприятного психологического климата.

Результаты исследования и их обсуждение. Средства физической культуры (атлетическая гимнастика, йога, сайкл, плавание, ходьба на лыжах, езда на велосипеде и др.) «требуют регулярного приложения усилий в течение длительного периода времени, а в идеале на протяжении всей жизни. При этом человеку приходится преодолевать целый ряд внешних и внутренних препятствий, связанных с его вовлечением в другие виды деятельности. Примером таких препятствий могут служить усталость или необходимость решать другие, более актуальные жизненные задачи» [6].

Средние показатели уровня субъективного контроля у испытуемых отклонены вправо от нормы (>5,5 стенов), что свидетельствует о преобладании у них интернального типа локуса контроля в различных областях и сферах жизнедеятельности. В целом, испытуемые данной выборки чувствуют наибольшую ответственность за события жизни в области достижений и в области здоровья и болезни.

Исследование саморегуляции показало, что испытуемые данной выборки характеризуются высоким уровнем развития планирования (44,4 %), гибкости (48,1 %), самостоятельности (55,5 0%) и средним уровнем развития моделирования (55,5 0%), программирования (44,4 %) и оценки результатов (48,1 00).

Исследование импульсивности показывает, что группа испытуемых характеризуется средним уровнем ее проявления. Высокий уровень импульсивности не проявился ни у одного испытуемого. Это говорит о том, что испытуемые достаточно хорошо контролируют свое поведение, решения принимают разумно и желание заниматься физической культурой они принимали осознанно. Результаты анкетирования и беседы определили, что для испытуемых занятия физической культурой являются: «образом жизни» - для 26 %; «ценностью» - для 20 %. Другие испытуемые физическую культуру выбирают для того, чтобы поддерживать хорошую физическую форму - 30 % и ради увлечения - 24 %.

Результат исследования социальной фрустрированно-сти показывает, что испытуемым данной выборки (55,5 %) свойственен очень низкий ее уровень (среднее значение 1), то есть испытуемые вполне довольны своими достижениями в социуме, отношениями с окружающими людьми и т. д.

Проведенный корреляционный анализ выявил несколько взаимосвязанных между собой групп связей:

- испытуемым с низким уровнем импульсивности свойственна низкая социальная фрустированность (г=0,42);

- испытуемые с низким уровнем импульсивности проявляют высокий уровень интернальности в области достижений (г=-0,46) и области здоровья и болезни (г=-0,85);

- низкий уровень импульсивности способствует проявлению компонентов осознанно-произвольной саморегуляции (г=-0,70), моделирования (г=-0,68), программирования (г=- 0,53), организованности (г=-0,45) и гибкости (г=-0,45);

- испытуемые обладают интернальностью, низкой фруст-рированностью и осуществляют их с помощью основных регуляторных процессов планирования (г=0,43), моделирования (г=0,63), программирования (г=0,45), а также и регуляторно-личностным свойством: гибкости (г=0,62) и самостоятельности (г=-0,63).

Выводы. Полученные результаты говорят о том, что у испытуемых, занимающихся физической культурой, преодоление деструктивного поведения осуществляется за счет четко продуманных действий и их последствий; собственной ответственности над значимыми ситуациями (интерналь-ный контроль); осознанно-произвольной саморегуляции, а также основных регуляторных процессов планирования,

64

http://www.teoriya.ru

№ 6 • 2020 Июнь | June

моделирования, программирования, а также регуляторно-

личностными свойствами: гибкость и самостоятельность,

что также приводит к низкой фрустрированности.

Литература

1. Злоказов К.В. Деструктивность личности: социально-психологическое исследование: монография / К.В. Злоказов, В.П. Прядеин; Департамент образования и молодёжь. политики ХМАО-Югры, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования ХМАО-Югры «Сургут. гос. пед. ун-т». - Сургут: РИО СурГПУ, 2014. - 178 с.

2. Клиническая психология: энциклопедический словарь / под ред. Н.Д. Твороговой. - М.: Изд-во «Практическая медицина», 2016. - 608 с.

3. Куванов В.А. Здоровый образ жизни студенческой молодежи в аспекте социологического анализа / В.А. Куванов, Е.Н. Коросте-лев // Теория и практика физ. культуры. - 2017. - № 5. - С. 21-22.

4. Миннегалиев М.М. Физическая культура и спорт в системе воспитательно-профилактических воздействий на подростков девиантного поведения / М.М. Миннегалиев // Мир науки, культуры, образования, 2012. - № 2 (33). - С. 93-96.

5. Пузанова Ж.В. Здоровый образ жизни: понимание и отношение студенческой молодежи (по результатам фокус-групповых исследований) / Ж.В. Пузанова, И.В. Чеховский // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. [Электронный ресурс]. - 2014. - № 4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ zdorovyy-obraz-zhizni-ponimame-i-otnosheme-studencheskoy-molodezhi-po-rezultatam-fokus-gruppovyh-issledovaniy (дата обращения: 15.01.2020).

6. Шляпников В.Н. Особенности волевой регуляции у спортсменов-юниоров / В.Н. Шляпников, Ю.Н. Хрулёва // Психология. Журнал ВШЭ [Электронный ресурс]. - 2012. - № 2. URL: https:// cyberlenmka.ru/article/n/osobennosti-volevoy-regulyatsii-u-sportsmenov-yuniorov (дата обращения: 15.01.2020).

References

1. Zlokazov K.V., Pryadein V.P. Destruktivnost lichnosti: sotsialno-psikhologicheskoe issledovanie [Destructive personality: socio-psychological study]. Department of Education and Youth Policy of Khanty-Mansi Autonomous Okrug-Yugra, Surgut State Pedagogical University. Surgut: RIO SurSPU publ., 2014. 178 p.

2. Tvorogova N.D. [ed.] Klinicheskaya psikhologiya: entsiklopedicheskiy slovar [Clinical Psychology: Encyclopedic Dictionary]. Moscow: Prak-ticheskaya meditsina publ., 2016. 608 p.

3. Kuvanov V.A., Korostelev E.N. Zdorovy obraz zhizni studencheskoy molodezhi v aspekte sotsiologicheskogo analiza [Students' awareness of healthy lifestyles: questionnaire survey and analysis]. Teoriya ipraktika fiz. kultury, 2017, no. 5. pp. 21-22.

4. Minnegaliev M.M. Fizicheskaya kultura i sport v sisteme vospitatelno-profilakticheskikh vozdeystviy na podrostkov deviantnogo povedeniya [Physical education and sport in system of educational and preventive effects on adolescent deviant behavior]. Mir nauki, kultury, obrazo-vaniya, 2012. No. 2 (33). pp. 93-96.

5. Puzanova Zh.V., Chekhovskiy I.V. Zdorovy obraz zhizni: ponimanie i otnoshenie studencheskoy molodezhi (po rezultatam fokus-grup-povykh issledovaniy) [Healthy Lifestyle: Understanding and Attitude of Students (Based on Focus Group Research)]. Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov. Ser.: Sotsiologiya. [Electronic resource]. 2014. No. 4. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ zdorovyy-obraz-zhizni-ponimanie-i-otnoshenie-studencheskoy-molodezhi-po-rezultatam-fokus-gruppovyh-issledovaniy (date of access: 15.01.2020).

6. Shlyapnikov V.N., Khruleva Yu.N. Osobennosti volevoy regulyatsii u sportsmenov-yuniorov [Features of volitional regulation in junior athletes]. Psikhologiya. Zhurnal VShE. [Electronic resource]. 2012. No. 2. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennos-ti-volevoy-regulyatsii-u-sportsmenov-yuniorov (date of access: 15.01.2020).

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

анализ макроэлементного и микроэлементного состава смешанной слюны спортсменов

Кандидат медицинских наук, доцент Е.Ф. Гайсина1 А.С. Приходкин1

1Уральский государственный медицинский университет, Екатеринбург

УДК/UDC 612.313.1

Ключевые слова: смешанная слюна, макро- и микроэлементы, спортсмены.

Введение. Биохимическое исследование макро- и микроэлементного состава смешанной слюны активно изучается для контроля состояния спортсменов в период интенсивной подготовки к соревнованиям [1-3].

Цель исследования - анализ микроэлементного и мак-роэлементного состава смешанной слюны спортсменов при тренировках.

Методика и организация исследования. Был проведен поиск информации в базах данных Scopus, PubMed, Google Scholar, eLIBRARYс использованием ключевых слов «saliva», «micronutrients», «athletes».

Результаты исследования и их обсуждение. В смешанной слюне спортсменов (ССС), занимающихся циклическими видами спорта, отмечается снижение уровня кальция и калия по сравнению с контрольными группами (школьники, не посещавшие секций) [2, 3]. Увеличение потребления кальция обусловлено активными пластическими процессами в мышечной и костной тканях. Снижение калия объясняется поступлением его в клетки из внеклеточного пространства при тяжелых физических нагрузках. В состоянии покоя в ССС концентрация калия имеет более низкие значения в сравнении с не занимающимися спортом людьми [1].

Повышение магния, цинка, хрома и селена в ССС вызвано ускорением метаболизма вследствие систематических

ANALYSIS OF MACRO- AND MICRO-ELEMENTAL COMPOSITION OF MIXED SALIVA IN ATHLETES

PhD, Associate Professor E.F. Gaysina1 A.S. Prikhodkin1

1Ural State Medical University, Yekaterinburg

Поступила в редакцию 19.03.2020 г.

нагрузок [2]. У подростков, занимающихся видами спорта, требующими высоких показателей выносливости, возникает усиленное образование свободных радикалов, что приводит к активации процессов окисления липидов в тканях. В результате происходит истощение антиоксидантных систем и возникает дефицит селена, который организм компенсаторно старается накопить в состоянии покоя.

Исследования концентрации хрома в ССС являются наиболее перспективными. Хром обеспечивает поддержание высокой интенсивности энергетических процессов при длительных анаэробных нагрузках. При его дефиците у спортсменов могут наблюдаться гипогликемические состояния.

Вывод. Микроэлементный и макроэлементный состав слюны изменяется у спортсменов во время развития стрессовой реакции и при действии физической нагрузки разной интенсивности на организм.

References

1. Loseva L. Features of micro- and macro- elements accumultion in organisms of student-athletes / L. Loseva, T. Krupskaya, O. Tsivunchyk, S. Anufrik // Sport Science, 2016. - Vol. 4. - P. 62-67.

2. Rylova N.V. Hair and Saliva Trace Elements Content in Young Athletes from Kazan Region, Russia / N.V. Rylova, A.A. Nabatov, A.V. Zholinsky, A.P. Sereda, M.S. Klyuchnikov, E.Y. Rychkov, V.E. Gorsky, S.I. Swede // Journal of Osteoporosis & Physical Activity, 2017. - Vol. 5. - P. 1-4.

3. Rylova N.V. Mineral Status of Young Athletes / N.V. Rylova, A.V. Zholinsky // SciFed Journal of Sports Medicine, 2018. - Vol. 1. - P. 1-5.

Информация для связи с автором: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.