физическая культура как фактор преодоления деструктивного поведения современной молодежи
УДК/UDC 159.94
Поступила в редакцию 28.01.2020 г.
Кандидат психологических наук, доцент А.З. Минахметова1 Е.Н. Пьянова1
1 Елабужский институт Казанского федерального университета, Елабуга
PHYSICAL EDUCATION AS A FACTOR IN SUPPRESSING DESTRUCTIVE BEHAVIOR OF MODERN YOUTH
PhD, Associate Professor A.Z. Minakhmetova1 E.N. Pyanova1
1 Elabuga Institute of Kazan Federal University, Elabuga
Информация для связи с автором: minah [email protected]
Аннотация
Цель исследования - определение влияния физической культуры на формирование качеств, способствующих преодолению деструктивного поведения личности.
Методика и организация исследования. Было обследовано 200 студентов Елабужского института Казанского федерального университета. Возраст испытуемых - от 19 до 22 лет. Критериальным параметром составления выборки выступали: наличие в анамнезе испытуемого деструктивной модели поведения и осознание того, что здоровье уже в значительной мере подорвано; посещение элективных занятий по физической культуре и спорту; самостоятельное посещение физкультурно-оздоровительных занятий вне расписания (атлетическая гимнастика, йога, сайкл, плавание, ходьба на лыжах, езда на велосипеде) периодичностью 2-3 раза в неделю в течение 2 лет. В выборку испытуемых не вошли студенты, профессионально занимающиеся спортом, а также не прошедшие по шкале «социальная желательность». Использовались метод опроса, метод психологического тестирования, методы математической статистики. Результаты исследования и выводы. Системообразующим параметром корреляционного анализа выступила импульсивность, которая связана с саморегуляцией, локусом контроля, социальной фрустрированностью. Полученные результаты свидетельствуют о том, что регулярная и произвольная физическая активность испытуемых способствует формированию низкого уровня импульсивности, собственной ответственности над значимыми ситуациями; проявлению осознанно-произвольной саморегуляции, основных регуляторных процессов планирования, моделирования, программирования, а также регуляторно-личностных свойств: гибкости и самостоятельности; низкой фрустрированности в преодолении деструктивного поведения.
Ключевые слова: физическая культура, деструктивное поведение, импульсивность, саморегуляция, интернальность, фрустрированность.
Annotation
Objective of the study was to determine the impacts of physical education on the formationofnecessaryqualitiestosuppressthedestructivebehaviorofanindividual. Methods and structure of the study. Sampled for the study were the 19-22 year-old students of Elabuga Institute of Kazan Federal University (n=200). Among the criteria for the sampling procedure were: history of destructive behavior and awareness of the broken health; attendance at the elective physical education and sports classes; independent extra-curricular health and fitness activities (artistic gymnastics, yoga, cycling, swimming, skiing, bicycling) 2-3 times a week for 2 years. The sample did not include professional athletes and students who had not passed the test on the "social desirability" scale. The methods applied for the study purposes were as follows: questionnaire survey, psychological testing, methods of mathematical statistics.
Results and conclusions. The system-forming feature of the correlation analysis is impulsiveness associated with self-regulation, locus of control, social frustration. The findings indicate that regular and arbitrary physical activity contributes to the formation of the low levels of impulsiveness, personal responsibility for important situations; manifestation of conscious and arbitrary self-regulation, the main regulatory processes of planning, modeling, programming, as well as the regulatory and personal qualities: flexibility and autonomy; low level of frustration when suppressing destructive behavior.
Keywords: physical education, destructive behavior, impulsiveness, self-regulation, internality, frustration.
Введение. Социально-экономические преобразования последних десяти лет вызвали изменения во всех институтах социализации молодежи. Семья, образовательные организации, молодежные объединения утратили прежнюю роль в воспитании современной молодежи. Происходящие изменения, перестройка психологии человека для одних проходят безболезненно, для других ведут к дезадаптации или девиантному поведению. Чувствительными к этим изменениям являются лица, находящиеся в подростковом и юношеском возрасте [3, 4, 7]. Все это отражается на состоянии,
поведении, структуре и динамике деструктивного поведения личности.
Под деструктивным поведением мы понимаем поведение, ведущее к саморазрушению, отрицательное отношение человека к самому себе или к другим и поведение, соответствующее этому отношению [2]. Разрушение затрагивает все сферы жизни человека: социализацию, коммуникационный процесс, здоровье. Деструктивная модель поведения характерна для лиц фрустрированных и лиц, находящихся в кризисной ситуации, психотравмирующей ситуации [1, 4].
□ и
£ г. CL
ч—
О 0J и
CL ' -о с
га
^
о
(U .с I—
Наличие деструктивного поведения может обуславливаться нарушенной системой ценностей, приоритетов, дезадаптацией личности к социальной среде образовательного учреждения. Следствием этого может быть снижение мотивации к обучению и возникновение проблем на уровне внутренних структурных компонентов личности, недисциплинированность, отсутствие жизненных планов и перспектив на будущее, неготовность воспринимать конструктивную критику.
В настоящее время замечен интерес к физической культуре и спорту, которые являются универсальным механизмом для самореализации и самосовершенствования человека в его дальнейшем развитии [5]. Польза занятий физической культурой и спортом является общеизвестным и доказанным фактом, но количество людей, занимающихся физической культурой и спортом, все еще невелико.
Цель исследования - определить влияние физической культуры на формирование качеств, способствующих преодолению деструктивного поведения личности.
Методика и организация исследования. Опытно-экспериментальная работа осуществлялась в ходе учебно-воспитательного процесса в Елабужском институте Казанского федерального университета.
Всего в исследовании приняло участие 200 испытуемых. Анкеты и результаты тестирования 18 испытуемых не прошли по шкале социальной желательности и в дальнейшей обработке не использовались. Критериальным параметром составления выборки выступал параметр - наличие в анамнезе испытуемого деструктивной модели поведения и осознание того, что здоровье уже в значительной мере подорвано. В выборку испытуемых не вошли студенты, занимающиеся спортом.
Исходя из указанного выше, итоговая выборка составила 54 участника в возрасте 19-22 лет. Испытуемые итоговой выборки регулярно посещают элективные занятия по физической культуре и спорту согласно стационарному расписанию учебного процесса. Также эти испытуемые самостоятельно посещают физкультурно-оздоровительные занятия (атлетическая гимнастика, йога, сайкл, плавание, ходьба на лыжах, езда на велосипеде) периодичностью 2-3 раза в неделю в течение 2 лет.
Ведущими методами изучения данной проблемы выступили опросные методы (беседа, анкетирование) и метод тестирования. Анкетирование позволило установить цикличность и регулярность посещения занятий студенческой молодежью, отношение к физической активности обучающихся. С целью сбора эмпирического материала использовались: методика диагностики уровня социальной фрустрированности (Л. И. Вассермана), опросник «Стиль саморегуляции поведения - ССП» (В. И. Моросано-вой), опросник для исследования уровня импульсивности (В. А. Лосенкова), тест-опросник субъективного контроля (Дж. Роттера).
Полученные в результате опытно-экспериментальной работы данные подвергались математико-статис-тической обработке (корреляция Пирсона, учитывался p<0,05-0,27 и p<0,01-0,35).
Статистические расчеты выполнялись с использованием пакета прикладных компьютерных программ универсальной обработки табличных данных Microsoft Excel XP и пакета статистического анализа SPSS.
В ходе проведения анализа не учитывалось проявление физической активности в спортивных играх, студенческих соревнованиях, спортивных праздниках, проводимых в вузе, так как указанные формы физического воспитания удовлетворяют потребность в двигательной активности, позволяют продемонстрировать достигнутый уровень физического раз-
вития, способствуют созданию благоприятного психологического климата.
Результаты исследования и их обсуждение. Средства физической культуры (атлетическая гимнастика, йога, сайкл, плавание, ходьба на лыжах, езда на велосипеде и др.) «требуют регулярного приложения усилий в течение длительного периода времени, а в идеале на протяжении всей жизни. При этом человеку приходится преодолевать целый ряд внешних и внутренних препятствий, связанных с его вовлечением в другие виды деятельности. Примером таких препятствий могут служить усталость или необходимость решать другие, более актуальные жизненные задачи» [6].
Средние показатели уровня субъективного контроля у испытуемых отклонены вправо от нормы (>5,5 стенов), что свидетельствует о преобладании у них интернального типа локуса контроля в различных областях и сферах жизнедеятельности. В целом, испытуемые данной выборки чувствуют наибольшую ответственность за события жизни в области достижений и в области здоровья и болезни.
Исследование саморегуляции показало, что испытуемые данной выборки характеризуются высоким уровнем развития планирования (44,4 %), гибкости (48,1 %), самостоятельности (55,5 0%) и средним уровнем развития моделирования (55,5 0%), программирования (44,4 %) и оценки результатов (48,1 00).
Исследование импульсивности показывает, что группа испытуемых характеризуется средним уровнем ее проявления. Высокий уровень импульсивности не проявился ни у одного испытуемого. Это говорит о том, что испытуемые достаточно хорошо контролируют свое поведение, решения принимают разумно и желание заниматься физической культурой они принимали осознанно. Результаты анкетирования и беседы определили, что для испытуемых занятия физической культурой являются: «образом жизни» - для 26 %; «ценностью» - для 20 %. Другие испытуемые физическую культуру выбирают для того, чтобы поддерживать хорошую физическую форму - 30 % и ради увлечения - 24 %.
Результат исследования социальной фрустрированно-сти показывает, что испытуемым данной выборки (55,5 %) свойственен очень низкий ее уровень (среднее значение 1), то есть испытуемые вполне довольны своими достижениями в социуме, отношениями с окружающими людьми и т. д.
Проведенный корреляционный анализ выявил несколько взаимосвязанных между собой групп связей:
- испытуемым с низким уровнем импульсивности свойственна низкая социальная фрустированность (г=0,42);
- испытуемые с низким уровнем импульсивности проявляют высокий уровень интернальности в области достижений (г=-0,46) и области здоровья и болезни (г=-0,85);
- низкий уровень импульсивности способствует проявлению компонентов осознанно-произвольной саморегуляции (г=-0,70), моделирования (г=-0,68), программирования (г=- 0,53), организованности (г=-0,45) и гибкости (г=-0,45);
- испытуемые обладают интернальностью, низкой фруст-рированностью и осуществляют их с помощью основных регуляторных процессов планирования (г=0,43), моделирования (г=0,63), программирования (г=0,45), а также и регуляторно-личностным свойством: гибкости (г=0,62) и самостоятельности (г=-0,63).
Выводы. Полученные результаты говорят о том, что у испытуемых, занимающихся физической культурой, преодоление деструктивного поведения осуществляется за счет четко продуманных действий и их последствий; собственной ответственности над значимыми ситуациями (интерналь-ный контроль); осознанно-произвольной саморегуляции, а также основных регуляторных процессов планирования,
64
http://www.teoriya.ru
№ 6 • 2020 Июнь | June
моделирования, программирования, а также регуляторно-
личностными свойствами: гибкость и самостоятельность,
что также приводит к низкой фрустрированности.
Литература
1. Злоказов К.В. Деструктивность личности: социально-психологическое исследование: монография / К.В. Злоказов, В.П. Прядеин; Департамент образования и молодёжь. политики ХМАО-Югры, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования ХМАО-Югры «Сургут. гос. пед. ун-т». - Сургут: РИО СурГПУ, 2014. - 178 с.
2. Клиническая психология: энциклопедический словарь / под ред. Н.Д. Твороговой. - М.: Изд-во «Практическая медицина», 2016. - 608 с.
3. Куванов В.А. Здоровый образ жизни студенческой молодежи в аспекте социологического анализа / В.А. Куванов, Е.Н. Коросте-лев // Теория и практика физ. культуры. - 2017. - № 5. - С. 21-22.
4. Миннегалиев М.М. Физическая культура и спорт в системе воспитательно-профилактических воздействий на подростков девиантного поведения / М.М. Миннегалиев // Мир науки, культуры, образования, 2012. - № 2 (33). - С. 93-96.
5. Пузанова Ж.В. Здоровый образ жизни: понимание и отношение студенческой молодежи (по результатам фокус-групповых исследований) / Ж.В. Пузанова, И.В. Чеховский // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. [Электронный ресурс]. - 2014. - № 4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ zdorovyy-obraz-zhizni-ponimame-i-otnosheme-studencheskoy-molodezhi-po-rezultatam-fokus-gruppovyh-issledovaniy (дата обращения: 15.01.2020).
6. Шляпников В.Н. Особенности волевой регуляции у спортсменов-юниоров / В.Н. Шляпников, Ю.Н. Хрулёва // Психология. Журнал ВШЭ [Электронный ресурс]. - 2012. - № 2. URL: https:// cyberlenmka.ru/article/n/osobennosti-volevoy-regulyatsii-u-sportsmenov-yuniorov (дата обращения: 15.01.2020).
References
1. Zlokazov K.V., Pryadein V.P. Destruktivnost lichnosti: sotsialno-psikhologicheskoe issledovanie [Destructive personality: socio-psychological study]. Department of Education and Youth Policy of Khanty-Mansi Autonomous Okrug-Yugra, Surgut State Pedagogical University. Surgut: RIO SurSPU publ., 2014. 178 p.
2. Tvorogova N.D. [ed.] Klinicheskaya psikhologiya: entsiklopedicheskiy slovar [Clinical Psychology: Encyclopedic Dictionary]. Moscow: Prak-ticheskaya meditsina publ., 2016. 608 p.
3. Kuvanov V.A., Korostelev E.N. Zdorovy obraz zhizni studencheskoy molodezhi v aspekte sotsiologicheskogo analiza [Students' awareness of healthy lifestyles: questionnaire survey and analysis]. Teoriya ipraktika fiz. kultury, 2017, no. 5. pp. 21-22.
4. Minnegaliev M.M. Fizicheskaya kultura i sport v sisteme vospitatelno-profilakticheskikh vozdeystviy na podrostkov deviantnogo povedeniya [Physical education and sport in system of educational and preventive effects on adolescent deviant behavior]. Mir nauki, kultury, obrazo-vaniya, 2012. No. 2 (33). pp. 93-96.
5. Puzanova Zh.V., Chekhovskiy I.V. Zdorovy obraz zhizni: ponimanie i otnoshenie studencheskoy molodezhi (po rezultatam fokus-grup-povykh issledovaniy) [Healthy Lifestyle: Understanding and Attitude of Students (Based on Focus Group Research)]. Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov. Ser.: Sotsiologiya. [Electronic resource]. 2014. No. 4. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ zdorovyy-obraz-zhizni-ponimanie-i-otnoshenie-studencheskoy-molodezhi-po-rezultatam-fokus-gruppovyh-issledovaniy (date of access: 15.01.2020).
6. Shlyapnikov V.N., Khruleva Yu.N. Osobennosti volevoy regulyatsii u sportsmenov-yuniorov [Features of volitional regulation in junior athletes]. Psikhologiya. Zhurnal VShE. [Electronic resource]. 2012. No. 2. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennos-ti-volevoy-regulyatsii-u-sportsmenov-yuniorov (date of access: 15.01.2020).
ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ
анализ макроэлементного и микроэлементного состава смешанной слюны спортсменов
Кандидат медицинских наук, доцент Е.Ф. Гайсина1 А.С. Приходкин1
1Уральский государственный медицинский университет, Екатеринбург
УДК/UDC 612.313.1
Ключевые слова: смешанная слюна, макро- и микроэлементы, спортсмены.
Введение. Биохимическое исследование макро- и микроэлементного состава смешанной слюны активно изучается для контроля состояния спортсменов в период интенсивной подготовки к соревнованиям [1-3].
Цель исследования - анализ микроэлементного и мак-роэлементного состава смешанной слюны спортсменов при тренировках.
Методика и организация исследования. Был проведен поиск информации в базах данных Scopus, PubMed, Google Scholar, eLIBRARYс использованием ключевых слов «saliva», «micronutrients», «athletes».
Результаты исследования и их обсуждение. В смешанной слюне спортсменов (ССС), занимающихся циклическими видами спорта, отмечается снижение уровня кальция и калия по сравнению с контрольными группами (школьники, не посещавшие секций) [2, 3]. Увеличение потребления кальция обусловлено активными пластическими процессами в мышечной и костной тканях. Снижение калия объясняется поступлением его в клетки из внеклеточного пространства при тяжелых физических нагрузках. В состоянии покоя в ССС концентрация калия имеет более низкие значения в сравнении с не занимающимися спортом людьми [1].
Повышение магния, цинка, хрома и селена в ССС вызвано ускорением метаболизма вследствие систематических
ANALYSIS OF MACRO- AND MICRO-ELEMENTAL COMPOSITION OF MIXED SALIVA IN ATHLETES
PhD, Associate Professor E.F. Gaysina1 A.S. Prikhodkin1
1Ural State Medical University, Yekaterinburg
Поступила в редакцию 19.03.2020 г.
нагрузок [2]. У подростков, занимающихся видами спорта, требующими высоких показателей выносливости, возникает усиленное образование свободных радикалов, что приводит к активации процессов окисления липидов в тканях. В результате происходит истощение антиоксидантных систем и возникает дефицит селена, который организм компенсаторно старается накопить в состоянии покоя.
Исследования концентрации хрома в ССС являются наиболее перспективными. Хром обеспечивает поддержание высокой интенсивности энергетических процессов при длительных анаэробных нагрузках. При его дефиците у спортсменов могут наблюдаться гипогликемические состояния.
Вывод. Микроэлементный и макроэлементный состав слюны изменяется у спортсменов во время развития стрессовой реакции и при действии физической нагрузки разной интенсивности на организм.
References
1. Loseva L. Features of micro- and macro- elements accumultion in organisms of student-athletes / L. Loseva, T. Krupskaya, O. Tsivunchyk, S. Anufrik // Sport Science, 2016. - Vol. 4. - P. 62-67.
2. Rylova N.V. Hair and Saliva Trace Elements Content in Young Athletes from Kazan Region, Russia / N.V. Rylova, A.A. Nabatov, A.V. Zholinsky, A.P. Sereda, M.S. Klyuchnikov, E.Y. Rychkov, V.E. Gorsky, S.I. Swede // Journal of Osteoporosis & Physical Activity, 2017. - Vol. 5. - P. 1-4.
3. Rylova N.V. Mineral Status of Young Athletes / N.V. Rylova, A.V. Zholinsky // SciFed Journal of Sports Medicine, 2018. - Vol. 1. - P. 1-5.
Информация для связи с автором: [email protected]