Научная статья на тему 'ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В СОХРАНЕНИИ РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕВУШЕК-СТУДЕНТОК'

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В СОХРАНЕНИИ РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕВУШЕК-СТУДЕНТОК Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
30
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕПРОДУКТИВНОЕ ЗДОРОВЬЕ / ЭНДОМЕТРИОЗ СТУДЕНТКИ / ОПТИМИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Усольцева Светлана Леонидовна, Ашастин Борис Викентьевич, Самарина Екатерина Викторовна, Сергеев Евгений Алексеевич

В статье рассмотрены проблемы репродуктивного здоровья девушек-студенток. Обозначена необходимость ранней диагностики имеющихся отклонений/заболеваний в данной возрастной группе. Особое место в списке заболеваний женской половой системы ученые отводят эндометриозу ввиду его неясной этиологии и связанными с этим трудностями диагностики. Проведен соц. опрос на наличие у девушек факторов и симптомов, способствующих формированию различных заболеваний репродуктивной системы. В ходе исследования выяснилось, что многие из девушек не придают значение имеющимся у них проявлениям, не осознают важность регулярного обследования у соответствующих специалистов. Раскрыты возможности просвещения в области репродуктивного здоровья в рамках дисциплины «Физическая культура и спорт».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Усольцева Светлана Леонидовна, Ашастин Борис Викентьевич, Самарина Екатерина Викторовна, Сергеев Евгений Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL CULTURE AND SPORT IN PRESERVING THE REPRODUCTIVE HEALTH OF STUDENT GIRLS

The article deals with the problems of reproductive health of female students. The need for early diagnosis of existing abnormalities/diseases in this age group is indicated. The special place in the list of diseases of the female reproductive system is given by scientists, due to the unclear etiology and the associated diagnostic difficulties, to endometriosis. There were conducted the social survey on the presence of factors and symptoms in girls that contribute to the formation of various diseases of the reproductive system. During the study, it turned out that many of the girls do not attach importance to their manifestations, do not realize the importance of regular examinations by the relevant specialists. This is primarily due to the lack of necessary knowledge about their reproductive health. The possibilities of education in the field of reproductive health within the discipline "Physical culture and sport" are revealed.

Текст научной работы на тему «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В СОХРАНЕНИИ РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕВУШЕК-СТУДЕНТОК»

11. Petrova, I.V. (2016), The process of socialization of students in the conditions of the modern system of higher professional education in Russia, dissertation, St. Petersburg.

12. Sergeants, V.F. (1990), Man, his nature and meaning of being, Publishing house of the Leningrad University, Leningrad.

13. Stolyarenko, A.M. (2017), General pedagogy, Unita-Dana, Moscow.

14. Philosophical encyclopedic dictionary, available at: http://philosophy.niv.ru/doc/dictionary/philosophical/articles/201/lichnost.htm (date accessed: 13 November 2021).

15. Hengstenberg, G.E. (1995), "To the revision of the concept of human nature", This is a man: anthologies, Higher School, Moscow, pp. 211-250.

Контактная информация: atevss.75@mail.ru

Статья поступила в редакцию 19.11.2022

УДК 796.011.1

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В СОХРАНЕНИИ РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕВУШЕК-СТУДЕНТОК

Светлана Леонидовна Усольцева, кандидат педагогических наук, доцент, Борис Ви-кентьевич Ашастин, кандидат биологических наук, доцент, Екатерина Викторовна Самарина, старший преподаватель, Евгений Алексеевич Сергеев, старший преподаватель, Уральский государственный университет путей сообщения, Екатеринбург

Аннотация

В статье рассмотрены проблемы репродуктивного здоровья девушек-студенток. Обозначена необходимость ранней диагностики имеющихся отклонений/заболеваний в данной возрастной группе. Особое место в списке заболеваний женской половой системы ученые отводят эндометрио-зу ввиду его неясной этиологии и связанными с этим трудностями диагностики. Проведен соц. опрос на наличие у девушек факторов и симптомов, способствующих формированию различных заболеваний репродуктивной системы. В ходе исследования выяснилось, что многие из девушек не придают значение имеющимся у них проявлениям, не осознают важность регулярного обследования у соответствующих специалистов. Раскрыты возможности просвещения в области репродуктивного здоровья в рамках дисциплины «Физическая культура и спорт».

Ключевые слова: репродуктивное здоровье, эндометриоз студентки, оптимизация учебного процесса, физическая культура.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.11.p569-573

PHYSICAL CULTURE AND SPORT IN PRESERVING THE REPRODUCTIVE HEALTH OF STUDENT GIRLS

Svetlana Leonidovna Usoltseva, the candidate of pedagogical sciences, docent, Boris Vikentievich Ashastin, the candidate of biological sciences, docent, Ekaterina Viktorovna Samarina, the teacher, Evgeny Alekseevich Sergeev, the teacher, Ural state University of

Railway Transport, Yekaterinburg

Abstract

The article deals with the problems of reproductive health of female students. The need for early diagnosis of existing abnormalities/diseases in this age group is indicated. The special place in the list of diseases of the female reproductive system is given by scientists, due to the unclear etiology and the associated diagnostic difficulties, to endometriosis. There were conducted the social survey on the presence of factors and symptoms in girls that contribute to the formation of various diseases of the reproductive system. During the study, it turned out that many of the girls do not attach importance to their manifestations, do not realize the importance of regular examinations by the relevant specialists. This is primarily due to the lack of necessary knowledge about their reproductive health. The possibilities of education in the field

of reproductive health within the discipline "Physical culture and sport" are revealed.

Keywords: reproductive health, female student endometriosis, optimization of the educational process, physical culture.

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

На сегодняшний день проблема охраны репродуктивного здоровья детей и молодежи стоит достаточно остро и обозначена как приоритетное направление национальной политики государства. Каждый этап становления репродуктивной системы девочек и девушек является значимым, т.к. во многом отражается не только на дальнейшем здоровье женщины, но и на здоровье будущего потомства. [3]. По результатам многочисленных исследований, посвященных данной тематике, третье место среди подростков (12-18 лет) занимают нарушения менструального цикла и связанные с этим заболевания, что однозначно оказывает влияние на их дальнейшее репродуктивное здоровье [4]. Целый ряд авторов отмечают, что симптомы, непосредственно связанные с менструацией, такие как дисменорея, диспареуния, полименорея, ХТБ рассматриваются ими как клинические синдромы, могут скрывать различные пороки развития матки, воспалительные заболевания, эндометриоз [4].

По определению ВОЗ «эндометриоз - это заболевание, при котором ткань, подобная эндометрию (внутреннему слою матки), разрастается за пределами матки, вызывая боль и/или бесплодие» [9]. В последние годы учеными также отмечается рост данного заболевания, который частично связывается с улучшением методов его диагностики. Клинические проявления эндометриоза могут носить ярко выраженный характер, а их появление возможно со времени менархе. Но, при этом в ряде случаев эндометриоз может протекать бессимптомно, что значительно затрудняет его диагностику [1, 6]. Опасность этого заболевания ученые в первую очередь связывают с возникновением на его фоне бесплодия (у 30-50% женщин с подтвержденным диагнозом данной патологии) и частыми рецидивами (до 45%) после хирургического лечения у женщин репродуктивного возраста, также доказана взаимосвязь между эндометриозом и повышением риска развития рака. [7]. Соответственно, эндометриоз закономерно считается распространенным и трудноизлечимым заболеванием женщин, влияющим не только на их общее состояние и работоспособность, но и на репродуктивное здоровье. В ходе различных исследований было отмечено, что эндометриоз чаще выявляется у женщин, относящихся к группе преимущественно умственного труда и проживающих в мегаполисах. [2].

В числе обширного количества вопросов, рассматриваемых в психофизиологии умственного труда, изучение вопросов умственной деятельности современного студенчества занимает особое место. Учебный процесс в вузе рассматривается учеными как умственный труд, включающий в себя работу по приему и переработке большого объема информации, которые вызывают напряжение всех видов психических процессов, в том числе и эмоциональной сферы. И студенческий возраст по праву считается одним из критических периодов, как в биологическом, так и в психическом и социальном формировании индивида. А усиливающиеся интенсивность и напряженность жизни в современном социуме, включающие в себя образ жизни молодых людей, увеличивающуюся гиподинамию, наличие различных заболеваний и пр. сказываются на здоровье девушек-студенток, в том числе и репродуктивном. Основной задачей медицинской науки в данной области на сегодняшний день является раннее диагностирование имеющихся отклонений/заболеваний среди студенток.

Проведенный выше анализ научной литературы позволяет сделать вывод, что девушки, обучающиеся в вузе, находятся в особой группе риска по развитию эндометриоза. Ранняя диагностика данного заболевания в этой возрастной группе имеет первостепенное значение. Однако, несмотря на улучшение методов диагностики заболевания, установить диагноз бывает достаточно сложно ввиду того, что девушки даже в случае наличия соответствующих симптомов, нечасто обращаются в женскую консультацию. В большинстве

случаев многие из них недооценивают необходимость обращения за медицинской помощью, что связано с отсутствием соответствующих знаний о влиянии подобной симптоматики на их репродуктивное здоровье.

В «Стратегии развития здравоохранения Российской Федерации до 2030 года» особо отмечена необходимость формирования установки на ЗОЖ и знаниевого компонента об основных закономерностях становления и функционирования репродуктивной системы у молодежи, их родителей, педагогов [5]. В связи с этим, профилактикой и сохранением репродуктивного здоровья девушек должны заниматься не только в сфере здравоохранения, но и в системе высшего образования. В частности, при изучении дисциплины «Физическая культура и спорт».

Сохранение здоровья в современном образовательном пространстве в соответствии с Федеральным законом от 4.декабря 2007 г. «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [8] считается обязательным условием организации образовательной и физкультурной деятельности. Базовым компонентом физической культуры личности по праву считается когнитивный. Его содержание включает в себя не только материал о сущности, ценностях физической культуры, но и повышение уровня теоретических знании, формирующих навыки ЗОЖ.

На основании анализа актуальности сформулирована проблема исследования, которая заключается в поиске, выявлении и обосновании возможностей в рамках образовательного пространства вуза осуществлять образовательную деятельность, способствующую формированию знаний об основных закономерностях становления и функционирования репродуктивной системы девушек.

Цель исследования - оптимизация теоретического материала по курсу «Физическая культура и спорт» в области репродуктивного здоровья, повышающего уровень знаний студенток, содействующего их мотивации к регулярному посещению соответствующих специалистов, что будет способствовать раннему выявлению имеющихся отклонений/заболеваний.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Исследование проводилось в естественных условиях учебного процесса на базе Уральского государственного университета путей сообщения. В соответствии с целью исследования был разработан лекционный материал, включающий в себя основные закономерности становления и функционирования репродуктивной системы, а также возможные проявления различных заболеваний половой системы. Далее девушкам был предложен авторский вариант анкеты, по результатам которой они могли отметить у себя наличие различных симптомов и факторов, которые могут спровоцировать формирование того или иного заболевания репродуктивной системы. Также в рамках данной анкеты они могли оценить факторы риска своего репродуктивного поведения.

В данном исследовании приняли участие 117 девушек-студенток 1-3 курсов Уральского государственного университета путей сообщения. Средний возраст студенток составил 19,5±1,5 лет. Регулярно посещают гинеколога 48% опрошенных. Из них 14,8% имеют гинекологические заболевания, еще 12,6% обращаются для получения рекомендаций по применению комбинированных оральных контрацептивов (КОК), а 20,6% девушек имеют жалобы на выраженные боли в дни менструации (дисменорея) и боли, появляющиеся во время и/или после полового акта (диспареуния). В целях профилактики, к сожалению, регулярно не наблюдается никто из респондентов.

Анализ особенностей менструального цикла данной группы показал следующие результаты. Время менархе составило в среднем 12,5±0,7 лет, длительность менструального цикла - 26,6±0,28 дня, а продолжительность менструального кровотечения 5,8±0,2 дня, что в общем, соответствует физиологической норме. Однако, рассматривая в отдельности каждый показатель, было установлено, что полименорея наблюдается у 7% ре-

спондентов, олигоменорея - 14,3%, меннораргия - 25,5% от числа общего числа опрошенных. Гиперменорея зафиксирована у 17,4%, а гипоменорея у 11,2%. Наличие предменструальных и/или постменструальных мажущих кровянистых выделений более двух дней - 11,2%. Альгодисменорея выявлена у 68, 4% девушек.

При определении сексуальной активности выявлено, что половой жизнью живет 48,8% опрошенных. Дебют начала половой жизни пришелся на возраст 14-15 лет - 9,9%, пик резкой сексуальной активности в возрасте 16-18 лет (38,9%). Из них только 12,6% применяют комбинированные оральные контрацептивы по назначению врача. Презервативами пользуются 52,8% опрошенных, прерванный половой акт - 11,9%, экстренную контрацепцию используют 16,9%, спермициды - 5,8% девушек.

ВЫВОДЫ

В процессе обучения в вузе девушки-студентки попадают в группу риска, связанного с постоянным стрессом, возникающим на фоне повышенного эмоционального напряжения, нерегулярного питания и нарушения режима труда и отдыха и прочими составляющими образа студенческой жизни, что могут формироваться различные заболевания репродуктивной системы, в том числе и эндометриоз.

Учитывая, что первичная дисменорея, альгодисменорея, диспареуния, полименорея, олигоменорея, меннораргия, гипер- и гипоменорея, наличие пред- и/или постменструальных мажущих кровянистых выделений являются факторами риска появления целого ряда гинекологических заболеваний, наличие у девушек данных факторов не стоит игнорировать и показывает на необходимость регулярного посещения гинеколога.

Особую озабоченность вызывает ранее начало половой жизни и неосведомленность девушек о правилах применения контрацепции. При этом нежелательная беременность и последующие аборты также создают предпосылки для роста гинекологических заболеваний, в частности, эндометриоза.

Для ранней диагностики имеющихся отклонений/заболеваний репродуктивной системы и коррекции репродуктивного поведения студенток необходимо регулярное посещение гинеколога. Рекомендованная специалистами посещаемость - не реже одного раза в год, начиная с девяти лет. Как показало наше исследование, больше половины девушек не посещают гинеколога. После беседы выяснилось, что многие из них не придают значения имеющимся у них факторам и симптомам, не осознают важность регулярного обследования у соответствующих специалистов. В первую очередь это связано с отсутствием необходимых знаний о своем репродуктивном здоровье.

Таким образом, значимость формирования знаниевого компонента о репродуктивном здоровье и поведении в данной возрастной группе является актуальным. В соответствии с этим включение в лекционный курс дисциплины «Физическая культура и спорт» материала, связанного с репродуктивным здоровьем, позволит повысить уровень необходимых знаний о влиянии различных факторов на развитие их половой сферы, способах ее регулирования, правилах сексуального поведения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Иммунологические аспекты эндометриоза. Обзор литературы / Л.В. Адамян, К. Н. Ар-сланян, О. Н. Логинова, Л. М. Манукян, Э.И. Харченко // Лечащий врач. - 2020. - № 4. - С. 37-47.

2. Игенбаева Е.В. Эндометриоз - вопросы прежние / Е.В. Игенбаева, Т.В. Узлова, Е.Л. Ку-ренков // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 6. - URL: https://science-education.ru/m/artide/view?id=25557 (дата обращения: 20.07.2022).

3. Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года : указ Президента РФ от 09.10.2007 N 1351 (ред. от 01.07.2014) // Законы, Кодексы и Нормативно-Правовые Акты Российской Федерации : [сайт]. - URL: https://legalacts.ru/doc/ukaz-prezidenta-rf-ot-09102007-n-1351/ (дата обращения: 20.07.2022).

4. Анализ гинекологической заболеваемости девочек и девушек в Москве / Е.В. Сибирская, Л.В. Адамян, И.Е. Колтунов, с.А. Короткова, Е.И. Полякова, А.П. Геворкян, П.И. Пахомова //

Проблемы репродукции. - 2017. - Т. 23, № 6. - С. 60-65.

5. О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года : указ Президента РФ от 6 июня 2019 г N 254 // ГАРАНТ : [сайт]. - URL: https://base.garant.ru/72264534/ (дата обращения: 20.07.2022).

6. Уварова Е.В. Патология репродуктивной системы в детском и подростковом возрасте / Под ред. Савельевой Г.М., Сухих Г.Т., Манухина И.Б. // Гинекология. Национальное руководство. Краткое издание. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2013. - С. 186-193.

7. Дисменорея, аденомиоз, эндометриоз, опухолевый процесс, причинно-следственные связи. / А.Л. Унанян, И.С. Сидорова, Е.А. Соснова, Ю.В. Чушков, Т.Д. Гуриев, А.Д. Никонец, Д.В. Бабурин // Медицинский совет. - 2017. - № 11. - С. 186-188.

8. О физической культуре и спорте в Российской Федерации: Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ (ред. от 06.03.2022) // КонсультантПлюс : [сайт]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_73038/ (дата обращения: 25.03.2022).

9. Эндометриоз // World Health Organization (WHO). International Classification of Diseases, 11th Revision (ICD-11) Geneva: WHO, 2018. - URL: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/endometriosis (дата обращения: 20.07.2022).

REFERENCES

1. Adamyan, L.V., Arslanyan, K.N., Loginova, O.N., Manukyan, L.M., Kharchenko, E.I., (2020), "Immunological aspects of endometriosis. Literature review", The attending physician, No. 4, pp. 37-47.

2. Igenbayeva, E.V., Uzlova, T.V., Kurenkov, E.L., (2016), "Endometriosis - former issues." Modern problems of science and education, No. 6, pp. 58-59, available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25557 (accessed of: July 2022).

3. President of the Russian Federation (2014), "On approval of the Concept of the demographic policy of the Russian Federation for the period up to 2025", Decree of the dated 10/09/2007 N 1351 (as amended on 07/01/2014), available at: https://legalacts.ru/doc/ukaz-prezidenta-rf-ot-09102007-n-1351/ (date of access: 07/20/2022).

4. Sibirskaya, E.V., Adamyan, E.V., Koltunov, I.E., Korotkova, S.A., Polyakova, E.I., Gevorky-an, A.P., Pakhomova, P.I., (2017), "Analysis of gynecological morbidity of girls and girls in Moscow", Problems of reproduction, Vol. 23, No. 6, pp. 60-65.

5. President of the Russian Federation (2019), "On the Strategy for the Development of Healthcare in the Russian Federation for the period up to 2025", Decree of the of June 6, 2019 N 254, available at: https://base.garant.ru/72264534/ (date of access: 07/20/2022).

6. Uvarova, E.V. (2013), "Pathology of the reproductive system in childhood and adolescence", Gynecology. National leadership. Synopsis, GEOTAR-Media, Moscow, pp. 186-193.

7. Unanyan, A.L., Sidorova, I.S., Nikitina, N.A., Chushkov, Y.V., Guriev, T.D., Nikonets, A.D., Baburin, D.V., (2017), "Dysmenorrhea, adenomyosis, endometriosis, tumor process: causation", Medical Council, No. 11, pp. 186-188. (In Russ.)

8. State Duma of the Russian Federation (2007), "On Physical Culture and Sports in the Russian Federation", Federal Law No. 329-FZ of December 4, 2007 (as amended on March 6, 2022), available at: www.consultant.ru/document /cons_doc_LAW_73038/ (accessed 25 March 2022).

9. Endometriosis, (2018), World Health Organization (WHO). International Classification of Diseases, 11th Revision (ICD-11), available at: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/endometriosis (accessed of: July 2022).

Контактная информация: atevss.75@mail.ru

Статья поступила в редакцию 19.11.2022

УДК 796.015.82

ГЕНЕТИЧЕСКИ-ЗАДАННЫЕ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ ИНСТРУМЕНТ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ МОТОРНОЙ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ КОРЕННЫХ НАРОДОВ

СЕВЕРА В ВОЛЬНОЙ БОРЬБЕ

Светлана Гаврильевна Ушканова, кандидат педагогических наук, Андрей Вячеславович Калинин, доктор медицинских наук, профессор, Елена Николаевна Медведева,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.