Научная статья на тему 'Физическая культура и спорт в контексте проектного обучения'

Физическая культура и спорт в контексте проектного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТ / МОТИВАЦИЯ / ИННОВАЦИИ / ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ТЕХНОЛОГИИ СПОРТА / PHYSICAL EDUCATION / SPORTS / MOTIVATION / INNOVATION / PROJECT-BASED LEARNING / SPORTS TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лопарев Александр Викторович

В статье приводятся сведения о предпринятом поиске возможности повышения интереса обучающихся СГУГиТ к занятиям по физической культуре и спорту (ФКиС). Теоретическую основу работы составляют материалы, взятые из научной литературы. Методологической основой являются методы наблюдения, анализа и синтеза. Исследование позволяет увидеть актуальность проектного обучения в общем ракурсе и перспективы развития кафедры ФК в частности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS IN THE CONTEXT OF PROJECT-BASED LEARNING

The article provides information about the search undertaken to increase the interest of students to Physical education and sports. Research is based on materials from scientific literature. The methodological basis is the methods of observation, analysis and synthesis. The study demonstrates relevance of project-based learning in general and trends of the Department of FC development in particular.

Текст научной работы на тему «Физическая культура и спорт в контексте проектного обучения»

УДК 796

DOI: 10.33764/2618-981 Х-2019-5-242-245

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В КОНТЕКСТЕ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ

Александр Викторович Лопарев

Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, преподаватель кафедры физической культуры, тел. (913)909-94-51, e-mail: virtual@ngs.ru

В статье приводятся сведения о предпринятом поиске возможности повышения интереса обучающихся СГУГиТ к занятиям по физической культуре и спорту (ФКиС). Теоретическую основу работы составляют материалы, взятые из научной литературы. Методологической основой являются методы наблюдения, анализа и синтеза. Исследование позволяет увидеть актуальность проектного обучения в общем ракурсе и перспективы развития кафедры ФК в частности.

Ключевые слова: физическая культура, спорт, мотивация, инновации, проектное обучение, технологии спорта.

PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS IN THE CONTEXT OF PROJECT-BASED LEARNING

Alexander V. Loparev

Siberian State University of Geosystems and Technologies, 10, Plakhotnogo St., Novosibirsk, 630108, Russia, Lecturer, Department of Physical Training, phone: (913)909-94-51, e-mail: virtu-al@ngs.ru

The article provides information about the search undertaken to increase the interest of students to Physical education and sports. Research is based on materials from scientific literature. The methodological basis is the methods of observation, analysis and synthesis. The study demonstrates relevance of project-based learning in general and trends of the Department of FC development in particular.

Key words: physical education, sports, motivation, innovation, project-based learning, sports technology.

Учебная дисциплина «Физическая культура и спорт» является обязательным предметом в вузе, а интерес обучающихся к данному предмету неоднозначен, как и к другим учебным дисциплинам. У каждого индивидуума есть своя степень предрасположенности к той или иной дисциплине обучения, но, увы, мотивация заниматься ФКиС в стенах вуза становится все меньше и меньше.

Причины ослабленного интереса к занятиям ФКиС могут быть разные. Обозначим три актуальные группы обучающихся:

1. Желающие заниматься в специализированных спортивных заведениях с современным техническим оснащением;

2. Индивидуумы, имеющие большую склонность к умственным, а не физическим нагрузкам;

3. Нежелающие проявлять дополнительную физическую активность, выходящую за рамки «повседневности».

«Каким же образом повысить интерес обучающихся СГУГиТ к занятиям ФКиС?» - это и был главный вопрос, ответ на который автор пытался найти в данной работе.

К сожалению, не каждый вуз имеет возможность делать значительные финансовые вложения в своевременное обновление материально-технической базы, обеспечение современным инвентарем и техническими средствами. Даже если попытаться закупить дорогостоящее техническое оснащение спортзалов и спортивных секций, то этого будет недостаточно, так как индивидуумы второй и третьей группы не будут вовлечены.

Контингент обучающихся второй группы можно привлечь к физическим нагрузкам, сочетая их с умственными нагрузками.

Учащиеся вуза из третьей группы, при правильной мотивации, примкнут к первой или второй «причинной группе».

Для того чтобы вовлечь все три обозначенные группы обучающихся и, при этом, еще и обойти «финансовые лимиты» вуза, видится целесообразным привлечь «умы интеллектуалов» СГУГиТ (имеются в виду как обучающиеся, так и сотрудники) на благо физической культуры и спорта, а именно:

■ собственными силами проектировать и создавать современные спортивные технические средства;

■ использовать собственные разработки на занятиях ФКиС и спортивных тренировках;

■ работать над перспективой реализации готовых продуктов или технологий.

Одними из важных критериев современного высшего образования являются: гумманизация и гумманитаризация, которые предполагают поворот образования в сторону интересов и потребностей обучающейся личности, с учетом ее индивидуальных способностей и возможностей [1].

Современный образовательный процесс включает в себя: чтение лекций, проведение практических (лабораторных) занятий, выполнение учебно-исследовательских работ, контроль знаний (экзамен или зачет). При выполнении всех заданий по изучаемым дисциплинам в полном объеме, творческий потенциал обучающихся часто используется недостаточно. Учащийся вуза может проявить себя только при выполнении дополнительной, например, научно-исследовательской работы или работы в рамках актуального проекта.

Инновации в разных сферах человеческой жизни - это возможность находить и использовать что-то новое, при этом переходя на более качественный уровень развития. Инновации в образовании актуальны всегда, так как образование и наука тесно связаны, а наука всегда находит что-то новое для исследования и познания. Инновационной формой в системе образования РФ является проектное обучение.

Важными признаками проектного обучения являются:

■ существование актуальной технической задачи, решение которой приводит к созданию нового продукта;

■ командная работа над проектом;

■ проектируемый продукт и пути решения задачи должны отличаться новизной и оригинальностью;

■ обязательное соблюдение жизненного цикла любого проекта;

■ результаты проектирования, которые должны представляться на выставках, обсуждаться на семинарах и конференциях;

■ возможность продолжения проектной деятельности, с целью коммерциализации результатов [2].

Одной из целей деятельности университета, согласно уставу СГУГиТ, является «создание для обучающихся и работников условий для реализации их умственного и творческого потенциала... » [3].

Помимо осуществления основных видов деятельности, университет вправе осуществлять и иные виды деятельности. Руководствуясь пунктами устава СГУГиТ (п.2.6 пп: 5, 31, 36, 39, 53, 54, 65, 72) можно сказать, что сотрудники вуза и обучаемые имеют официально закрепленную возможность на исследование, проектирование, создание, эксплуатацию и реализацию готового продукта в областях смежных с их специальностями.

Проекты, которые, по мнению автора, можно реализовать в стенах СГУГиТ:

■ «Электронная рулетка» для прыжков в длину;

■ «Электронное спортивное табло»;

■ «Умный волейбольный мяч»;

■ «Современная электронная мишень для пулевой стрельбы».

Данные проекты возможно реализовать только при сотрудничестве кафедры физической культуры со следующими кафедрами:

■ кафедра высшей математики;

■ кафедра физики;

■ кафедра прикладной информатики и информационных систем;

■ кафедра специальных устройств, инноватики и метрологии;

■ кафедра фотоники и приборостроения.

В случае успешного запуска проектов можно ожидать решения следующих актуальных задач:

■ повышение интереса обучающихся к занятиям ФКиС;

■ обновление спортивных технических средств спортзала и секций;

■ поиск новых технических решений на благо спортивной индустрии.

Нет необходимости доказывать, что в современном мире готовый продукт

всегда реализуется по цене значительно превосходящей себестоимость. В случае когда силами сотрудников и обучаемых создается новый программный или (и) аппаратный продукт (при этом элементная база приобретается на дружественном Китайском, к примеру, рынке), то вуз с меньшими затратами может обеспечивать свои потребности и аккумулировать перспективные технологии.

Несомненно, одномоментный переход на форму проектного обучения невозможен, но попытка сочетания традиционных и инновационных форм обучения может иметь положительных эффект не только в образовательном плане, но и в финансовом, что тоже будет мотивировать сотрудников и обучающихся вуза к данному взаимодействию.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Панькова Н. М. Критерии качества высшего образования // Вестник науки Сибири. -2012. - Вып. № 1 (2). - С. 225-230.

2. Боков Л.А., Катаев М.Ю., Поздеева А.Ф. Технология группового проектного обучения в вузе как составляющая методики подготовки инновационно-активных специалистов // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 6.

3. Устав федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский государственный университет геосистем и технологий» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://sgugit.ru/upload/our-university/general-information/Ustav_26.12.18.pdf.

© А. В. Лопарев, 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.