Научная статья на тему 'Физическая культура и спорт в формировании психологической устойчивости студентов к экстремальным ситуациям'

Физическая культура и спорт в формировании психологической устойчивости студентов к экстремальным ситуациям Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
854
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ / ИММУНИТЕТ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ / ЭСТАФЕТЫ / БЕСЕДА / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / ПРИКЛАДНОЙ НАВЫК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Логинов Олег Николаевич, Волобуев Алексей Леонидович, Карпов Владимир Юрьевич, Романова Анжела Валерьевна

Умение выживать в современном мире специалисты называют «личным иммунитетом безопасности». Психологическая и физическая готовность к экстремальным ситуациям является составной и, пожалуй, важнейшей составляющей общей готовности студентов к чрезвычайным обстоятельствам. Анализ полученных результатов позволяет сделать вывод о положительном использовании средств и методов физической культуры, в контексте развития физических качеств и прикладных навыков, подготовки к экстремальным ситуациям, с созданием дополнительной мотивации к занятиям физической культурой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Логинов Олег Николаевич, Волобуев Алексей Леонидович, Карпов Владимир Юрьевич, Романова Анжела Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Physical culture and sport in shaping the students'' psychological stability to extreme situations

The ability to survive in the modern world is called by the experts as the so-called "immunity of safety”. Psychological and physical readiness to the extreme situations is the primary and perhaps the most important component of the overall readiness of the students for extraordinary circumstances. Analysis of the results allows making a conclusion about the positive use of the means and methods of the physical education in the context of development of the physical qualities and applied skills, preparation for extreme situations by creating the additional motivation to the physical culture lessons.

Текст научной работы на тему «Физическая культура и спорт в формировании психологической устойчивости студентов к экстремальным ситуациям»

ЛИТЕРАТУРА

1. Германов, Г.Н. Современные тенденции развития европейского бега на средние и длинные дистанции и их реализация в подготовке российских бегунов / Г.Н. Германов, Е.Г. Цуканова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 9 (67). - С. 20-28.

2. Информационное агентство России [Электронный ресурс] // URL : http://tass.ru/sport/1350938. - Дата обращения 05.11.15.

3. Информационное агентство России [Электронный ресурс] // URL : http://tass.ru/sport/2189838. - Дата обращения 05.11.15.

4. Легкая атлетика России [Электронный ресурс] // URL : http://www.rusathletics.com/ant/news.12839.htm. - Дата обращения 07.11.15.

5. Легкая атлетика России [Электронный ресурс] // URL : http://www.rusathletics.com/ant/news.11664.htm. - Дата обращения 07.11.15.

6. Легкая атлетика России [Электронный ресурс] // URL : http://www.rusathletics.com/fed/dok/vfla/programma_razvitija_2020_project.zip. - Дата обращения 07.11.15.

7. International Association of Athletics Federations [Электронный ресурс] // URL : http://www.iaaf.org/results?Regions=afr. - Дата обращения 25.10.15.

REFERENCES

1. Germanov, G.N. and Tsukanova, E.G. (2010), "Modern tendencies of the European running development among middle and long distances runners and their implementation in preparation of Russian runners", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 67. No.9, pp. 20-28

2. News Agency Russia, available at: http://tass.ru/sport/1350938.

3. News Agency Russia, available at: URL:http://tass.ru/sport/2189838.

4. Athletics Russia, available at: http://www.rusathletics.com/ant/news.12839.htm.

5. Athletics Russia, available at: http://www.rusathletics.com/ant/news.11664.htm.

6. Athletics Russia, available at: http://www.rusathletics.com/fed/dok/vfla/programma_razvitija_2020_project.zip.

7. International Association of Athletics Federations, available at: http://www.iaaf.org/results?Regions=afr.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 10.11.2015

УДК 796.011.3

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В ФОРМИРОВАНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ СТУДЕНТОВ К ЭКСТРЕМАЛЬНЫМ

СИТУАЦИЯМ

Олег Николаевич Логинов, кандидат педагогических наук, доцент, Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, г. Москва, Алексей Леонидович Волобуев, кандидат педагогических наук, доцент, Владимир Юрьевич Карпов, доктор педагогических наук, профессор, Анжела Валерьевна Романова, кандидат психологических наук, доцент, Российский государственный социальный университет (РГСУ), г. Москва

Аннотация

Умение выживать в современном мире специалисты называют - «личным иммунитетом безопасности». Психологическая и физическая готовность к экстремальным ситуациям является составной и, пожалуй, важнейшей составляющей общей готовности студентов к чрезвычайным обстоятельствам. Анализ полученных результатов позволяет сделать вывод о положительном использовании средств и методов физической культуры, в контексте развития физических качеств и прикладных навыков, подготовки к экстремальным ситуациям, с созданием дополнительной мотивации к занятиям физической культурой.

Ключевые слова: экстремальная ситуация, иммунитет, физическая культура, подвижные игры, эстафеты, беседа, физические качества, прикладной навык.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.11.129.p144-149

PHYSICAL CULTURE AND SPORT IN SHAPING THE STUDENTS' PSYCHOLOGICAL STABILITY TO EXTREME SITUATIONS

Oleg Nikolayevich Loginov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Plekhanov Russian University of Economic, Moscow,

Alexey Leonidovich Volobuev, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Vladimir Yuryevich Karpov, the doctor of pedagogical sciences, professor,

Angela Valeryevna Romanova, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Russian State Social University, Moscow

Annotation

The ability to survive in the modern world is called by the experts as the so-called "immunity of safety". Psychological and physical readiness to the extreme situations is the primary and perhaps the most important component of the overall readiness of the students for extraordinary circumstances. Analysis of the results allows making a conclusion about the positive use of the means and methods of the physical education in the context of development of the physical qualities and applied skills, preparation for extreme situations by creating the additional motivation to the physical culture lessons.

Keywords: extreme situation, immunity, physical education, outdoor games, relays, conversation, physical qualities, applied skill.

ВВЕДЕНИЕ

Современный мир становится все более сложным и опасным. Один из ведущих специалистов в области безопасности жизнедеятельности Анатолий Гостюшин [2] называет такое умение выживать - «личным иммунитетом безопасности». От того, как себя поведет человек в данных ситуациях, может зависеть его жизнь, а так же и жизнь окружающих. Психологическая готовность к экстремальным ситуациям является составной и, пожалуй, важнейшей составляющей общей готовности к чрезвычайным обстоятельствам [7]. Умение заметить опасность и быстро на нее среагировать является важнейшим качеством, позволяющим минимизировать последствия этой опасности, или полностью избежать таковых. По сведениям, имеющимся в научной литературе, в России этот иммунитет в несколько раз выше, чем в развитых европейских странах.

В физическом воспитании среди множества упражнений и форм их проведения большой популярностью пользуются подвижные игры и эстафеты. Они создаются на основе самых разнообразных упражнений и двигательных заданий, требующих проявления от обучаемых физических и психических качеств и тем самым, способствуют гармоничному развитию занимающихся. Элемент соперничества, присутствующий в подвижных играх и эстафетах, способствует повышению эмоционального фона на занятиях, существенно повышая эффективность занятий, и соответственно, физического воспитания в целом. Участие в подвижных играх, включающих упражнения с партнерами, предметами и препятствиями, происходит, как правило, в естественной манере, без строгой регламентации двигательной задачи, поэтому такой подход к организации игр и эстафет способствует проявлению индивидуальности каждого занимающегося, и благоприятно сказывается на процессе формирования двигательных навыков обучаемых, приспособления к условиям среды.

Подвижные игры и эстафеты, включающие большое количество простых и естественных упражнений, способствуют не только гармоничному развитию, но и формированию жизненно необходимых черт характера - целеустремленности, настойчивости, сообразительности, концентрации внимания на главном (выбор приоритета). Подвижные игры и эстафеты проводятся в виде соревнований двух или более команд, проходят в обстановке эмоционального подъема, активного переживания членов команды за своих участников, то такая обстановка способствует воспитанию устойчивости к стрессовым ситуациям психического плана [1, 2, 4, 5]. Эстафеты проводились с различными предме-

тами в различной вариативности, причем, часто с решением определенных задач. Безусловно, это добавляет эмоциональный фон. Отрабатывая свой этап эстафеты или двигательное задание подвижных игр, занимающиеся должны как можно быстрее выполнить задание и при этом не допустить ошибок, плюс психологическая нагрузка ответственности пред своими товарищами по команде за результат. Все это воспитывает такие психические качества как собранность, хладнокровие, выдержка столь необходимые в экстремальных ситуациях. Важнейшее внимание на занятиях с применением подвижных игр и эстафет уделялось разъяснительной работе о важности формировании тех или иных физических и психических качеств посредством указанных игр и упражнений. Сознательный подход к занятиям дает кратный эффект от применения подвижных игр и эстафет [2, 3, 4, 6, 8]. Помимо всего сказанного, использование подвижных игр и эстафет на занятиях по физической культуре позволяет бороться с психической монотонностью, возникающей в процессе учебного дня, помогает сосредоточиться на последующих учебных занятиях по другим предметам [2, 7].

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В ходе нашего исследования мы сформировали две экспериментальные группы и контрольную группу. В контрольной группе занятия по физической культуре проводились в обычном режиме. В первой экспериментальной группе (ЭГ-1) в начале каждого занятия в течение 15 минут проводились беседы о влиянии физической подготовленности для обеспечения личной безопасности в различных экстремальных ситуациях с рассмотрением конкретных ситуаций. Определялись физические качества и прикладные навыки, необходимые для выхода из экстремальных ситуаций с наименьшими потерями. Отдельная беседа была посвящена укреплению состояния здоровья, методам и принципам закаливания организма.

Во второй экспериментальной группе (ЭГ-2) наряду с информацией, которую получали обучаемые из (ЭГ-1), для формирования психологической устойчивости к экстремальным ситуациям использовались упражнения: подвижные игры и эстафеты с созданием экстремальных ситуаций. Проводились беседы в начале каждого занятия о роли психологической готовности к чрезвычайным ситуациям. Было проведено десять занятий. Задача преподавателя, заключалась в следующем - довести до сознания обучаемых, что физическая готовность к экстремальным ситуациям является составной и важнейшей составляющей общей готовности к чрезвычайным обстоятельствам. Физическая готовность является результатом такого учебного процесса как физическая подготовка. Главная цель физической подготовки к экстремальным ситуациям - развитие физических качеств и, прежде всего выносливости, ловкости, координации движений. Также в процессе занятий физической культурой необходимо формировать прикладные навыки, такие, как приемы самозащиты, преодоление препятствий и т. д.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Мы провели интерактивный опрос, в котором приняли участие студенты экономических вузов (57 юношей и 132 девушки). В числе поставленных вопросов респондентам были такие: Любите ли Вы заниматься физической культурой? Влияет ли физическая подготовленность в экстремальных ситуациях? Возможно ли повысить свою психологическую устойчивость на занятиях физической культурой? Что лично Вам дают занятия физической культурой? Варианты ответов: 1 - здоровье, 2 - развитие физических кондиций, 3 - красивую фигуру, 4 - иное (указать). На указанные вопросы респонденты должны были выставить оценки по пятибалльной шкале. Оценка «5» показывает, что респондент придает наибольшее значение указанному в анкете фактору.

На вопрос: Любите ли Вы заниматься физической культурой? средняя оценка -2,55 (юноши - 3,10,девушки - 2,11); на вопрос о влиянии физической подготовленности в

экстремальных ситуациях - 2,95.

На вопрос что дают занятия физической культурой ответы распределились следующим образом: 1. Здоровье - 3,15 балла. 2. Развитие физических кондиций - 3,25 балла. 3. Красивую фигуру - 4,05 балла. 4. Указать иное - значительная часть респондентов испытала затруднение с ответом. Абсолютное большинство студентов посещают занятия по физической культуре с целью получения аттестации по этому предмету и не испытывают особой необходимости в занятиях физическими упражнениями. В тоже время 7,8% опрошенных студентов самостоятельно занимаются избранным видом спорта или спортивными танцами, фитнесом и аэробикой в платных группах. Так же широко использовался и устный опрос обучаемых с целью выявления их заинтересованности в повышении физической подготовленности. Анализ результатов опроса позволяет сделать вывод о недостаточной мотивации у студентов к занятиям физической культурой. В вопросах улучшения психологической устойчивости - студенты терялись и не могли сформулировать ответ.

Как правило, обычный человек смотрит прямо и видит все пред собой. Для того, чтобы увидеть происходящее в стороне от себя, ему необходимо повернуть голову. В экстремальной ситуации, где счет времени идет на секунды и доли секунд, потеря драгоценного времени может стоить жизни. Для того, чтобы быстро среагировать на неожиданную опасность необходимо развивать периферийное зрение.

На занятиях по физической культуре мы провели следующий эксперимент: обучаемые заходили по одному в помещение, руководитель эксперимента стоя прямо перед испытуемым, обращался к нему с вопросом, в это время ассистент, стоя в стороне под углом 70 градусов, неожиданно бросал в испытуемого волейбольный мяч. В 98% испытуемые не смогли среагировать на бросок, т. е. опасность ими не была замечена.

В (ЭГ-1) на занятиях использовались специальные упражнения: в подготовительной части занятия предлагалось следующее упражнение - обучаемые ставили руки вперед, взгляд прямо перед собой и выполняли различные движения под команду руководителя занятия, при этом мысленно проговаривали, какие движения выполняют их руки. В основной части занятия - усовершенствованный вариант детской игры в «вышибалы» -(ЭГ-1) делилась на две команды. Первая половина располагалась по периметру волейбольной площадки, а вторая - внутри ее. Задача обучающихся первой половины попасть мячом в противника, т.е. учащихся второй половины группы. Обучающиеся второй половины уклонялись от броска мяча, а при попадании выходили за периметр и присоединялись к «вышибалам» (для увеличения плотности «огня»). При выполнении этого упражнения использовались два мяча (в целях исключения возможности травматизма мячи достаточно легкие), «вышибалы» могли передавать мяч друг другу, чтобы выполнить неожиданно бросок. Более сложный вариант предполагает броски сверху (если имеется в спортзале балкон). Было проведено 10 таких занятий. Также использовалось следующее упражнение из раздела самооборона. ЭГ-1 делилась на группы по три человека. Первый номер выполнял защитные действия по отражению и блокирования ударов руками второго и третьего номера, расположенных под углом 45 градусов слева и справа от номера один. На первых трех занятиях скорость выполнения ударной техники была низкой, затем скорость увеличивалась до 70% от боевой. На последних двух занятиях добавлялась и ударная техника ногами. Из раздела самообороны применялось и такое упражнение - мы назвали его «автобус». В ограниченном пространстве (ставились в квадрат гимнастические скамейки), а обучаемые находились внутри этого квадрата. По сигналу руководителя занятия начинался рукопашный бой, где каждый был сам за себя. При этом удары руками и ногами не наносились, а лишь обозначались. Всего было проведено 7 занятий с использованием этого упражнения. Также проводились эстафеты с ведением клюшкой теннисного мяча одной рукой, а второй рукой обучаемые удерживали на теннисной ракетке шарик для игры в пинг-понг. Это упражнение также способствует разви-

тию периферийного зрения. Наряду с этим развивается такое качество как распределение и концентрация внимания.

В (ЭГ-2) кроме указанных ранее упражнений в ЭГ-1, обучаемыми самостоятельно выполнялось дополнительное задание: им было рекомендовано при движении в общественном транспорте в течение эксперимента отрабатывать следующее упражнение. Глядя перед собой в течении 5 - 10 минут произвольно мысленно фиксировать, что происходит вокруг, не поворачивая головы. Например - слева дама поправила головной убор, справа мужчина достал из левого кармана брюк носовой платок и вытер лицо, слева наш автобус обогнала синяя машина и т. д. обучаемым было предложено вести дневник, сколько времени ежедневно выполнялось это упражнение. Эксперимент в (ЭГ-1) и (ЭГ-2) проводился в течение 2 месяцев.

По окончанию эксперимента был проведен тест на периферийное зрение. Обучаемые всех групп заходили по одному в помещение, в котором под 70 градусов от входной двери слева был установлен стенд, на котором висело табло (ассистент устанавливал листы с крупно нарисованными цифрами). Руководитель занятия спрашивал, какую цифру вы видите? В контрольной группе 10% не поворачивая головы, смогли ответить на заданный вопрос, остальные респонденты повернули голову влево и только после этого отвечали. В (ЭГ-1) - 87,3% обучаемых, не поворачивая головы, дали правильный ответ; а в (ЭГ-2) правильно ответили, не поворачивая головы - 97,5%.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В целом все обучаемые отметили положительный эффект от полученного навыка и пришли к выводу, что он очень полезен для личной безопасности каждого человека. В конце эксперимента на вопрос: «Любите ли Вы заниматься физической культурой?» средняя оценка получилась в (ЭГ-1) - 4,04, в (ЭГ-2) - 4,15; на вопрос о влиянии физической подготовленности в экстремальных ситуациях? (ЭГ-1) - 4,50, в (ЭГ-2) - 4,66; на вопрос что дают занятия физической культурой? 1. Здоровье - 4,05 балла, в (ЭГ-2) - 4,15; 2. Развитие физических кондиций - 4,25 балла, в (ЭГ-2) - 4,20: 3. Красивую фигуру - 4,05 балла в (ЭГ-2) - 4,15. На вопрос указать иное 87% респондентов в (ЭГ-1) и 91,5% в (ЭГ-2) отметили, что занятия физической культурой способствует повышению, как физической, так и психологической готовности к экстремальным ситуациям. Кроме того, обучаемые экспериментальных групп отмечали, что выполняемые упражнения способствуют развитию аналитического аппарата, им приходится анализировать разные ситуации и находить правильные решения, причем, в ограниченное время. Следует отметить, что посещаемость занятий в экспериментальных группах улучшилась, а обучаемые заметили, что от таких занятий они получают больше удовольствия.

Анализ результатов повторного опроса позволяет сделать вывод о том, что рассматривая занятия физической культурой с активным применением подвижных игр и эстафет, в контексте подготовки к экстремальным ситуациям, мы создаем дополнительную мотивацию у студентов к занятиям физической культурой. Теоретические знания студентов о механизмах психологического воздействия подвижных игр и эстафет существенно расширяет их кругозор по этому вопросу.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белоцерковец, Е.А. Воспитание межличностного общения и профессионального взаимодействия студентов средствами физической культуры и спорта / Е.А. Белоцерковец, В.Ю. Карпов // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2009. - № 1. - С. 46-50.

2. Гостюшин, А.В. "Азбука выживания"/ А.В. Гостюшин, С.И. Шубина. - М. : Знание, 1995. - 272 с.

3. Давиденко, Д.Н. Основы психофизиологии функциональных состояний: прикладной аспект : учебное пособие / Д.Н. Давиденко, В.Ю. Карпов, Е.А. Митин. - Самара : Изд-во Самарского гос. пед. ун-та, 2007. - 328 с.

4. Карпов, В.Ю. О методах воспитания студентов (офицеров запаса), используемых в сфере физической культуры и спорта / В.Ю. Карпов, Ю.Н. Щедрин, В.А. Щеголев // Научно-технический вестник информационных технологий, механики и оптики. - 2004. - № 12. - С. 211214.

5. Карпов, В.Ю. Педагогическое воздействие средств физической культуры и спорта на воспитание межличностного общения и профессионального взаимодействия студентов / В.Ю. Карпов // Теория и практика физической культуры. - 2004. - № 12. - С. 49-53.

6. Карпов, В.Ю. Управление воспитанием студентов с использованием средств физической культуры и спорта : дис. ... д-ра пед. наук / Карпов В.Ю. - Самара, 2005. - 427 с.

7. Марищук, В.Л. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса / В.Л. Мари-щук, В.И. Евдокимов - СПб. : Издательский дом "Сентябрь", 2001. - 259 с.

8. Некоторые проблемы мониторинга психофизиологического состояния студентов и преподавателей педагогического вуза / Е.А. Митин, М.А. Шансков, Г.Н. Пономарев, А.М. Шанс-ков, В.Ю. Карпов // Развитие физической культуры и физкультурного образования в новых социокультурных условиях : материалы научно-практической конференции «Герценовские чтения». -СПб. : НП Стратегия будущего, 2007. - С. 119-122.

REFERENCES

1. Belotserkovets, E.A. and Karpov V.Yu. (2009), "Instilling interpersonal and professional interaction of students by means of physical culture and sport", Physical culture, sports, science and practice, No. 1, pp. 46-50.

2. Gostyushin A.V. and Shubina S.I. (1995), Alphabet of surviving, publishing house "Znanie", Moscow.

3. Davidenko, D.N., Karpov, V.Yu. and Mitin, E.A. (2006), Basics of Psychophysiology of functional states: applied aspect: tutorial, publishing house SSPU, Samara.

4. Karpov V.Yu., Shchedrin Yu.N. and Shchegolev V.A. (2004), "On the methods of education students (reserve officers) used in the sphere of physical culture and sports", Scientific and technical bulletin of information technologies, mechanics and optics, No.12, pp. 211-214.

5. Karpov, V.Yu. (2004), "Pedagogical influence of the physical culture and sports in foster interpersonal and professional interaction of students", Theory and practice of physical culture, No.12, pp. 49-53.

6. Karpov, V.Yu. (2005), Raising management of students by means of physical culture and sports, dissertation, Samara.

7. Marishchuk, V.L. and Evdokimov, V.I. (2001), Behavior and human self-regulation under stress, Publishing house "September", St. Petersburg.

8. Mitin, E.A., Shanskov, M.A., Ponomarev, G.N., Shanskov, A.M. and Karpov, V.Yu. (2007), "Some problems of monitoring of psychophysiological state of the students and teachers of the Pedagogical University", the development of physical culture and sports education in new social and cultural conditions. Materials of scientific-practical Conference "The Herzen readings", Publishing house "Future strategy", St. Petersburg, pp. 119-122

Контактная информация:у^[email protected]

Статья поступила в редакцию 12.11.2015

УДК 796.922.093.642

ТЕХНОЛОГИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЫСТРОТЫ ЦИКЛИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЙ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРЕНАЖЕРНЫХ УСТРОЙСТВ

Игорь Трофимович Лысаковский, доктор педагогических наук, профессор, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта (СибГУФК),

г. Омск

Аннотация

Вопросы оптимизации двигательной подготовки в спорте высших достижений занимают особое место. Важность скоростно-силовой подготовки в биатлоне определяется необходимостью преодоления сложных трасс по пересеченной местности, что требует высокого уровня силовых

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.