Научная статья на тему 'Физическая культура и спорт России как перспективная система полного жизненного цикла по укреплению человеческого капитала'

Физическая культура и спорт России как перспективная система полного жизненного цикла по укреплению человеческого капитала Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
646
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ / ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корольков Евгений Поликарпович

В статье рассмотрена проблема роли физической культуры и спорта России в формировании человеческого капитала и человеческого потенциала. Рассматривая сущность этих понятий, мы обращаем внимание на то, что человеческий потенциал формируется в рамках таких фундаментальных ценностей, как священное право частной собственности; свободное пространство; обмен и распространение товаров и услуг; получение экономического дохода или прибыли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Корольков Евгений Поликарпович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Physical culture and sport of Russia as the perspective system of full life cycle on strengthening of the human capital

In article the problem of a role of physical culture and sport of Russia in formation of the human capital and human potential is considered. Considering essence of these concepts, we pay attention that human potential is formed within such fundamental values as the sacred right of a private property; free space; exchange and distribution of goods and services; receiving economic income or profit.

Текст научной работы на тему «Физическая культура и спорт России как перспективная система полного жизненного цикла по укреплению человеческого капитала»

5. Корольков, А.Н. Спортивные мысленные образы: индивидуальные, специальные и общие / А. Н. Корольков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 6 (136). - С. 236-239.

6. Формирование акустических образов игровых действий в мини-гольфе / Г.Н. Германов, А.Н. Корольков, О.И. Фризен, И.В. Машошина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 3 (133). - С. 119-123.

7. Фризен, О.И. Развитие чувства скорости мяча в мини-гольфе с использованием ограничителя движения клюшки / О.И. Фризен, А.Н. Корольков, А.И. Фризен // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2017. - № 4 (146). - С. 238-243.

REFERENCES

1. Korolkov, A.N. (2017), "Analysis of special cognitive images when playing mini golf', Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, Vol. 143, No. 1, pp. 250-257.

2. Korolkov, A.N. (2014), "Influence of the kind of playgrounds in mini-golf on the sporting result", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, Vol. 114, No. 8, pp. 93-95.

3. Korolkov, A.N. (2015), "Perception of sound images of game actions in golf", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, Vol. 119, No. 1, pp. 104-109.

4. Korolkov, A.N. and Nikitushkin, V.G. (2015), "Modern problems of sport training in golf", Vestnik sportivnoi nauki, No. 1, pp. 10-14.

5. Korolkov, A.N. (2016), "Sports mental images: individual, special and general", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, Vol. 136, No. 6, pp. 236-239.

6. Germanov, G.N., Korolkov, A.N., Frizen, O.I. and Mashoshina, I.V. (2016), "Formation of acoustic images of gaming action in mini-golf', Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, Vol. 133, No. 3, pp. 119-123.

7. Frizen, O.I., Korolkov, A. N. and Frizen A.I. (2017), "Developing a sense of the speed of the ball in mini-golf using the stick stop limiter", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, Vol. 146, No. 4, pp. 238-243.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 23.05.2018

УДК 796.01

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ РОССИИ КАК ПЕРСПЕКТИВНАЯ СИСТЕМА ПОЛНОГО ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ПО УКРЕПЛЕНИЮ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

Евгений Поликарпович Корольков, проректор по развитию филиалов, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье рассмотрена проблема роли физической культуры и спорта России в формировании человеческого капитала и человеческого потенциала. Рассматривая сущность этих понятий, мы обращаем внимание на то, что человеческий потенциал формируется в рамках таких фундаментальных ценностей, как священное право частной собственности; свободное пространство; обмен и распространение товаров и услуг; получение экономического дохода или прибыли.

Ключевые слова: физическая культура и спорт, жизненный цикл, человеческий капитал.

PHYSICAL CULTURE AND SPORT OF RUSSIA AS THE PERSPECTIVE SYSTEM OF FULL LIFE CYCLE ON STRENGTHENING OF THE HUMAN CAPITAL

Evgeny Polikarpovich Korolkov, the vice rector for development of branches, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Annotation

In article the problem of a role of physical culture and sport of Russia in formation of the human capital and human potential is considered. Considering essence of these concepts, we pay attention that

human potential is formed within such fundamental values as the sacred right of a private property; free space; exchange and distribution of goods and services; receiving economic income or profit.

Keywords: physical culture and sport, life cycle, human capital.

В настоящее время система физической культуры и спорта России (далее - ФКС) находится в состоянии неопределенности будущего. Главный вопрос что будет делать спортивное руководство - продолжать выживать на старой системе, идти по пути создания европейской системы или создавать систему будущего, это интрига мая 2018 года. Вопросов добавляет и Указ Президента РФ от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года". Это короткое объединенное указание «создание для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культурой и спортом, массовым спортом, в том числе повышение уровня обеспеченности населения объектами спорта, а также подготовка спортивного резерва» соотнесенное к демографическому разделу «...3.Правительству Российской Федерации при разработке национальной программы в сфере демографического развития исходить из того, что в 2024 году необходимо обеспечить:..».

Попробуем рассмотреть какое место и значение занимает ФКС в экономике России и стратегических документах.

За прошедшие 27 лет с момента распада СССР система ФКС с честью выдержала создание новой российской государственности, становление рыночной экономики, трансформирование российского общества в условиях реформ и продолжает сохранять ее производные механизмы. Главным опорным двигателем этого механизма остается бюджетный процесс. Надо отметить, что Россия по-прежнему, как и в прошедшие 70 лет Советской власти сохраняет, созданную ей, уникальную и единственную в мире по своему механизму, систему государственного управления физической культурой и спортом. В этом есть свои плюсы и минусы.

Более 100 лет назад в мировом сообществе началось формирование институтов физического воспитания, образования, развития видов спорта и их финансовых механизмов на основе привлеченных средств, которые в мире существуют основой до сих пор.

Таким образом, в настоящее время международное физкультурно-спортивное движение развивается на внебюджетном процессе, а Россия на бюджетном. Что в этом факте является положительным, отрицательным и недостижимым надо разбираться.

Вместе с тем, сегодня мы имеем заданный вектор Президентом России В.В. Путиным в Послании Федеральному Собранию:

«Каждый гражданин России, все мы вместе должны прочувствовать и понять, что происходит в мире, вокруг нас и какие вызовы стоят перед нами. Технологическое отставание, зависимость означают снижение безопасности и экономических возможностей страны, а в результате - потерю суверенитета. Именно так, а не иначе обстоит дело. Отставание неизбежно ведет к ослаблению, размыванию человеческого потенциала. Потому что новые рабочие места, современные компании, привлекательные жизненные перспективы будут создаваться в других, успешных странах, куда будут уезжать молодые, образованные, талантливые люди, а вместе с ними общество будет терять жизнеспособность и энергию развития» (Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.03.2018 "Послание Президента Федеральному Собранию").

Заданный вектор также прописан в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации - «. стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в области повышения качества жизни российских граждан является развитие человеческого потенциала ...» (Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683"О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации").

Понятия. Из широкого понятия «человеческий потенциал» исходит понятие «человеческий капитал». Понятие «человеческий капитал», в своем становлении и развитии с 60-х годов XX века, в настоящее время имеет особое значение в одном из

основных документов системы стратегического планирования развития Российской Федерации, который определяет направления и ожидаемые результаты социально-экономического развития Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в долгосрочной перспективе и изложено в гл. 4. Развитие человеческого капитала и уровень жизни населения ("Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года").

Рассматривая сущность этих понятий, мы обращаем внимание на то, что человеческий потенциал формируется в рамках таких фундаментальных ценностей, как священное право частной собственности; свободное пространство; обмен и распространение товаров и услуг; получение экономического дохода или прибыли.

В условиях советской планово-административной хозяйственной деятельности в Советском Союзе и в странах социалистического лагеря качественный конкурентоспособный человеческий потенциал формироваться не мог, так как отсутствовало необходимое экономическое пространство, которое формирует человеческий капитал, его способность к социализации и устойчивому функционированию в обществе.

Человеческий капитал базируется на комбинации сфер интеллектуальной жизни, совокупности потенциалов личности и ее компетенций. В сферу интеллектуальной жизни включаются наука, искусство, религия, образование. К совокупности потенциалов личности относятся: гносеологический (познавательный), созидательный (творческий), аксиологический (ценностно-ориентированный), коммуникативный, эстетический потенциалы.

Потенциал личности составляет совокупность её компетенций, к которым относятся: способность человека привносить в свою работу ум, энергию, позитивность, надежность, преданность; умение противостоять неуверенности и сложностям жизни; занимать определённую позицию в дискуссиях; оценивать политическое и экономическое окружение, в условиях которого проходит трудовая деятельность; способность человека к обучению: одаренность, воображение, творческий характер личности, смекалка (умение добросовестно и качественно выполнять работу в различных жизненных ситуациях); умение видеть взаимосвязь знаний и упорядочивать их; ставить цели, задачи, ориентироваться в нестандартных ситуациях, находить рациональные пути решения возникающих проблем; умение искать информацию и делиться ею с другими; командный дух и позитивная ориентация деятельности на достижение цели; неукоснительное следование современным нравственным нормам и др. (Леманова, П.В. Социальная политика в управлении развитием человеческого капитала: учебное пособие. -М. : Издательский дом Академии Естествознания, 2016. - 228 с.).

Не углубляясь в дальнейшее рассмотрение понятия «Человеческий капитал» мы понимаем, что «сформированный в результате инвестиций и накоплений человеком определенный запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций» влияет на общее развитие человеческого потенциала.

Система ФКС. Исходя из вышеизложенного (... сформированный человеком определенный запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций ...) даже самый поверхностный взгляд на ФКС - это суть системы, которая касалась и касается каждого гражданина нашей страны, от дошкольного воспитания и образования до преклонного возраста. Так, например, в современных научных работах и учебных пособиях выделены такие виды физкультурной деятельности как: физкультурно-образовательная, физкультурно-спортивная, физкультурно-рекреационная, физкультурно-

реабилитационная, физкультурно-адаптивная, физкультурно-постспортивная и физкультурно-оздоровительная. Для значительной части и категорий населения эти виды и различные элементы механизма ФКС являются смыслом жизни, жизнеобеспечением и поддержкой профессионального статуса.

Удачи или неудачи наших спортсменов, организация и проведение различных соревнований, это только видимая часть ФКС, но, кроме этого, есть ежедневная системная кропотливая работа специалиста ФКС во всех отраслях экономики, создающая конкретный невидимый продукт. Он определяется жизненным циклом человека.

Жизненный цикл. Существует множество толкований и понятий жизненного цикла в зависимости от области применения. Для примера остановимся на двух: Жизненный цикл - Совокупность фаз развития, пройдя которые организм достигает зрелости, становится способным дать начало потомству, стареет и умирает. (https://geography_ru.academic.ru/2274), Жизненный цикл - англ. life cycle; нем. Lebenszyklus. 1. Последовательность качественно различных стадий развития организма. 2. Совокупность опыта и переживаний индивида, отражающих всю гамму обществ, взаимосвязей, в которые он вступает в течение всей своей жизни. 3. Соц. упорядоченные формы поведения и стилей жизни, через которые проходит индивид по мере смены им возрастных групп. 4. По Э. Эриксону - жизнь индивида, состоящая из восьми стадий, каждая из которых имеет значение для развития личности, в отличие от классического психоанализа, приписывающего лишь раннему детству решающую роль в формировании личности. (https://dic.academic.ru/dic.nsf/socio/979).

В этих фазах, стадиях, взаимосвязях и формах везде присутствует специалист ФКС и оказывает видимую, чаще невидимую помощь и поддержку человеку. Физкультурно-спортивная деятельность человека, в той или иной степени, на всем протяжении его жизненного цикла помогает ему сохранять и поддерживать здоровье, самовыражаться и реализовываться в различных ситуациях и сферах жизни, в сложнейших жизненных обстоятельствах найти смысл жизни, выжить и продолжать жить.

На сегодняшний система ФКС РФ пока еще охватывает все население в той или иной степени. Но есть угрозы снижения ее эффективности, а то и развала, это отсутствие четкой позиции спортивных чиновников в отношении ее будущего, а принятые решения по стандартизации (федеральные спортивные стандарты по видам спорта и образовательные стандарты) фактически разделяют неделимое - физическую культуру и спорт, и создают межведомственную борьбу между образованием и спортом. При этом это то, что основатели ФКС (П.Ф. Лесгафт, А.Д. Бутовский, Г.А. Дюпперон) создали как единое целое 122 года назад.

Можно спросить у самих себя, в чем основное противоречие? Ответ может быть простым, и он находится в самой системе ФКС. Как и любая система, система ФКС имеет свой жизненный цикл, который давно уже вышел из стадии «разработки» ... В советское время спортсмен и система ФКС имели свое экономическое значение, вклад и величину затрат. В настоящее время это крайне сложно сделать.

Каким долгим будет производный цикл созданной системы ФКС это зависит от многих факторов. Но уже сегодня видны основные показатели: прошедший пик «производства», нарастание внешних угроз со стороны международных спортивных институтов, нарастающая роботизация, колоссальный разрыв между спортом высших достижений и спортивного совершенствования, снижение общественной оценки звания Олимпийский чемпион и Чемпион России, отсутствие экономической оценки вклада ФКС в экономику страны, отсутствие качественного единого спортивного календаря всероссийских и международных соревнований для всех видов спорта (и как следствие, падение квалификации специалиста, поставка человеческого ресурса на зарубежный спортивный рынок), проведение знаковых спортивных мероприятий решающих локальные кратковременные задачи, и отсутствие стратегической перспективы.

Исходя из вышерассмотренного можно отметить, что заданный вектор Президентом России В. В. Путиным продолжает отражать значение системы ФКС, но вопрос остается открытым, как поступят спортивные руководители и какой механизм системы управления ФКС они выработают в ближайшее время. Может быть будут

исполнять указание «...создание для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культурой и спортом, массовым спортом, в том числе повышение уровня обеспеченности населения объектами спорта, а также подготовка спортивного резерва.» в рамках бюджетного процесса, а может быть еще и подумают о модернизации системы ФКС.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 14.05.2018

УДК 796.526

ЗАКОНОМЕРНОСТИ СВЯЗИ УРОВНЯ ПОДГОТОВКИ С РЕЗУЛЬТАТОМ В МУЖСКОМ СПОРТИВНОМ СКАЛОЛАЗАНИИ

Юрий Васильевич Котченко, кандидат технических наук, доцент, Севастопольский государственный университет (ФГАОУ ВО СевГУ), Севастополь

Аннотация

Публикуемые результаты исследований посвящены соревновательной деятельности в спортивном скалолазании, и базируются на многолетнем анализе выступлений высококвалифицированных спортсменов на крупных международных соревнованиях. В ходе исследований изучались закономерности связи уровня предсоревновательной подготовки скалолаза с итогом выступления. Собранные данные позволили установить его основные характеристики и определить степень связи с результатом лазания: r = 0,97, р << 0,001. Рассчитана оценка вклада уровня подготовки в общий итог выступления: fid = 77,1%. Получено уравнение парной связи, позволяющее провести тестирование спортсмена, с целью оценки степени готовности к предстоящим стартам и рассчитать индивидуальный потенциал.

Ключевые слова: скалолазание, международные соревнования, уровень подготовки, соревновательный потенциал, результат

PECULIARITIES OF CONNECTION OF LEVEL OF PREPARATION WITH RESULTS IN MEN'S SPORTS CLIMBING

Yuri Vasilyevich Kotchenko, the candidate of technical sciences, senior lecturer, Sevastopol State University, Sevastopol

Annotation

The published research results are devoted to competition activity in sport climbing and based on long-term analysis of the performances of high-qualified sportsman in major international competitions. In the course of researches, the author has studied the regularity of the connection between the level of pre-competitive readiness of the climber with the performance result. Collected information allowed installing its main characteristics and determining the degree of connection with the result of climbing: r = 0,97, р < 0,001. Assessment of the contribution of the level of training to the overall outcome of the performance was calculated: fid = 77,1%. Pair coupling equation was received, allowed testing the sportsmen, with the aim of assessment of the degree of the readiness for the upcoming starts and calculation of the individual potential.

Keywords: climbing, international competitions, level of preparation, competitive potential, result.

ВВЕДЕНИЕ

Россия находится в числе стран-лидеров в спортивном скалолазании. В первую очередь это относится к таким дисциплинам как лазание на скорость и боулдеринг. В лазании на трудность российские скалолазы менее успешны, что диктует необходимость активизации научных исследований с целью поиска путей, способствующих повышению эффективности выступления. Анализ научной литературы показывает, что наибольшей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.