Научная статья на тему 'Физическая культура и полоролевое воспитание подростков'

Физическая культура и полоролевое воспитание подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
445
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПОЛОРОЛЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козаев Р.Х.

формирование физической культуры можно эффективно организовать только на основе идеи единства и взаимообусловленности категорий социального и биологического, гармонии физического и духовного. Физическая культура является естественным мостиком, позволяющим соединить социальное и биологическое в развитии человека. Главная функция предмета «физическая культура» воспитательная. Развитие физических возможностей человека неотделимо от функционирования его личностных полоролевых характеристик, более того, определяется ими. Основным условием достижения положительных результатов в формировании полоролевого поведения подростков в ходе учебно-тренировочного процесса служит комплексный подход, обязывающий соблюдать единство воздействия на занимающихся средств и методов физического и полоролевого воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Физическая культура и полоролевое воспитание подростков»

Р.Х. Козаев

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ПОЛОРОЛЕВОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТКОВ

PHYSICAL CULTURE AND GENDER ROLES AND EDUCATION

FOR ADOLESCENTS

Аннотация: формирование физической культуры можно эффективно организовать только на основе идеи единства и взаимообусловленности категорий социального и биологического, гармонии физического и духовного. Физическая культура является естественным мостиком, позволяющим соединить социальное и биологическое в развитии человека. Главная функция предмета «физическая культура» - воспитательная. Развитие физических возможностей человека неотделимо от функционирования его личностных полоролевых характеристик, более того, определяется ими. Основным условием достижения положительных результатов в формировании полоролевого поведения подростков в ходе учебно-тренировочного процесса служит комплексный подход, обязывающий соблюдать единство воздействия на занимающихся средств и методов физического и полоролевого воспитания.

Ключевые слова: физическая культура, полоролевое поведение, воспитание личности.

Abstract: the formation of physical culture can be effectively organize only on the basis of the idea of unity and interdependence of categories of social and biological, harmony of physical and spiritual. Physical culture is a natural bridge, allowing to combine the social and biological in human development. The main function of the subject «physical culture» -educational. The development of physical abilities of the man is inseparable from the functioning of his personal полоролевых characteristics, moreover, is defined by them. The main condition for achieving positive results in the formation of полоролевого behavior of teenagers in the educational-training process serves as a comprehensive approach, obliging to observe the unity of the impact on dealing with means and methods of physical and полоролевого education.

Keywords: physical culture, gender roles and behaviour, upbringing of personality.

Формирование физической культуры личности подростков как научно-практическая проблема требует изучения ее социальной сущности. В современных исследованиях отмечается, что формирование физической культуры можно эффективно организовать только на основе идеи единства и взаимообусловленности категорий социального и биологического, гармонии физического (телесного) и духовного (социального). Физическая культура, по словам В.К. Бальсевича, является естественным мостиком, позволяющим соединить социальное и биологическое в развитии человека [3]. Более того, как доказывает Н.Н. Визитей, она является базовым видом культуры, который формируется в человеке [5].

Предмет «физическая культура» входит в образовательный стандарт всех звеньев системы непрерывного образования: дошкольное учреждение - школа - вуз. Это говорит о том, что средства физической культуры имеют большое значение для гармоничного развития личности в онтогенезе. Как отмечает Л.И. Лубышева, физическая культура выступает как самостоятельный социальный институт [5].

Однако в практике школьного обучения и воспитания потенциальные возможности физической культуры практически на 50% не реализуются [4]. Уроки физической культуры в реальности воспринимается как нечто второстепенное, имеющее подчиненное значение по отношению к таким предметам, как математика,

© Р.Х. Козаев, 2012

физика, литература и др. Понятия «физическая культура» и «физическое воспитание» больше раскрываются не в парадигме собственно воспитания, а через процессы укрепления здоровья и физического развития. В качестве основной категории теории и методики физической культуры выступает «физическое воспитание», которое определяется как синоним физической подготовки и характеризуется через процессы обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств.

Обеднение самого понятия физической культуры происходит из-за общепринятого в обществе представления о том, что физическая культура в основном должна быть направлена на развитие физических качеств учащихся и достижение телесного, оздоровительного эффекта. П.Ф. Лесгафт подчеркивал, что познать человека, направить и оценить человека действия мы можем только тогда, когда, понимая строение и функции его организма, мы хорошо будем знать влияние на него всех внешних условий как физических, так и нравственных [2]. Поэтому физическая культура может влиять на состояние организма, психики, статус человека, т. е. решать задачи формирования полоролевого поведения личности, под которым понимается педагогический компонент полоролевой социализации человека, предполагающий целенаправленные действия по созданию условий для развития человека женского/мужского пола.

Основываясь на исследования педагогов полоролевое поведение определяется как система действий, ожидаемая от человека определенного пола, зависимая от социально-полового статуса и реализуемая в соответствии с социально-половой ролью и представлениями о себе как личности определенного пола. При этом под социально-половой ролью понимается «система предписаний, модель поведения, которую должен усвоить и которой должен соответствовать индивид, чтобы его признали мужчиной или женщиной» [1]. В содержание социально-половой роли подростков включают такие компоненты, как: физическая сила; степень лидерства в группе сверстников; признание значимости противоположного пола. Использование потенциала средств физической культуры в целях формирования полоролевого поведения заключается в развитии представления об этой роли.

Определить понятие «физическая культура личности» можно как социально-детерминированную область общей культуры человека, с определенным уровнем специальной образованности, физического совершенства, мотивационно-ценностных ориентаций и социально-духовных ценностей. Физическая культура является важным условием, а физическое воспитание - эффективным средством разностороннего развития личности. Установка на разностороннее развитие личности предполагает овладение подростками основами физической культуры, формирование интеллектуальной, волевой и эмоциональной сфер подростка, его эстетических представлений и потребностей.

Физические упражнения содержат в себе значительный эстетический потенциал. В процессе занятий необходимо ориентировать учащихся на понимание и восприятие прекрасного как важной структурной основы в целостном процессе гармоничного развития личности подростка, идеалов его полоролевого поведения. В процессе физического воспитания важно сосредоточить усилия занимающихся, педагогов и родителей на формировании представлений подростков о прекрасном в окружающем мире как необходимом условии повышения не только общей культуры, но и уровня их полоролевого поведения, формировании убеждения в неразрывной связи интеллектуального, эстетического, нравственного и физического воспитания как необходимого условия постоянного совершенствования личности. Реализация этих задач позволит обеспечить гармонизацию личности, стремление подростков к прекрасному, осознание ими идеалов красоты с точки зрения гендерной культуры современного общества.

Многие явления, происходящие в окружающем мире и в организме, могут быть познаны только в результате двигательной деятельности. Это относится к представлениям о кинематических, динамических и ритмических характеристиках

движений, то есть к представлениям о времени, пространстве, продолжительности выполнения движений, темпе, скорости, ритме, а также о возможностях собственного тела. Занятия спортом оказывают влияние на развитие следующих сторон интеллекта подростков: внимания (овладение сложнокоординированными физическими упражнениями требует его концентрации на выполняемых движениях, возникающих двигательных ощущениях и ситуациях, сопутствующих движениям), наблюдательности (вследствие развития анализаторов), находчивости и быстроты соображения (предъявляются высокие требования к способности быстро и адекватно ориентироваться в изменяющейся ситуации) и мышления (необходимость вести поиски причин удачных и неудачных движений, осмысливать их цель, структуру, результат и т.д.).

Занятия физической культурой и спортом способствуют улучшению умственной работоспособности подростков в результате положительного влияния чередования характера деятельности, смены умственной и физической работы, а также применения физических нагрузок, оказывают позитивное влияние на протекание психических процессов. Ограничение двигательной активности, наоборот, ведет к снижению умственной работоспособности.

Однако, возможно и отрицательное влияние учебно-тренировочных занятий на интеллект подростков, которое обычно вызвано односторонним увлечением спортом (в ущерб другим видам деятельности, в частности учебе) или утомлением, наступающим вследствие учебно-тренировочных занятий со слишком большими нагрузками. Кроме того, угнетающее влияние на интеллект школьника, занимающегося спортом, могут оказать и условия, исключающие привычный физический или умственный труд.

В физкультурном воспитании важно сориентировать учащихся (с учетом их возрастных психофизиологических особенностей) на своевременный сдвиг мотивов с игровой, сюжетной, эмоциональной двигательной деятельности на учебную, результативную, а затем и на социально значимую физкультурную деятельность [3]. При этом основополагающим принципом физкультурного воспитания с учетом гендерного аспекта должно быть единство мировоззренческого, интеллектуального и телесного компонентов в формировании личной физической культуры, обусловливающее тесную взаимосвязь в развитии духовной, чувственно-эмоциональной, интеллектуальной и физической сфер воспитанников.

В основу валеологического воспитания положены информационные и практические подходы к формированию здорового образа жизни: ознакомление подростков с многообразием традиционных и нетрадиционных средств и методов сохранения и укрепления здоровья, воспитание потребности в здоровом стиле жизни. Физическая культура позволяет представить человека как биосоциальное единство и вместе с тем предлагает широкий спектр форм, средств и методов управления индивидуальным состоянием личности. Можно утверждать, что по силе валеологи-ческого потенциала и способности воздействия на сохранение и приумножение здоровья человека данный феномен является по существу одним из самых значительных и эффективных, поскольку любая из ценностей физической культуры в той или иной мере «работает» в том числе на психосексуальное здоровье человека.

Таким образом, главная функция предмета «физическая культура» -воспитательная [5]. Развитие физических возможностей человека неотделимо от функционирования его личностных полоролевых характеристик, более того, определяется ими. Основным условием достижения положительных результатов в формировании полоролевого поведения подростков в ходе учебно-тренировочного процесса служит комплексный подход, обязывающий соблюдать единство воздействия на занимающихся средств и методов физического и полоролевого воспитания. Решая задачи физического воспитания, преподавателю необходимо ориентировать свою деятельность на такие важные компоненты, как формирование ценностных ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности подростков, формирование

потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, воспитание моральных и волевых качеств, формирование гуманистических отношений и приобретение опыта общения.

Литература

1. Бадмаева С.В. Профессионально-этическая подготовка учителя к формированию полоролевого поведения школьников: Дис. ... канд. пед. наук. - М., 1998.

2. Машихина Т.П. Формирование полоролевого поведения подростков: Дис. ... канд. пед. наук. - Волгоград, 2003.

3. Назаренко Л. Д. Средства и методы развития двигательных координаций // Монография. - М.: Теория и практика физической культуры», 2003.

4. Татаринцева Н.Е. Педагогические условия воспитания основ полоролевого поведения детей младшего дошкольного возраста: Дис... канд. пед. наук. - Ростов н/Д, 1999.

5. Успенский В.Б., Чернявская А.П. Введение в психолого-педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

А. В. Котова

ВЗАИМОСВЯЗЬ ВОСПРИЯТИЯ БЕРЕМЕННОЙ ЖЕНЩИНЫ ДВИЖЕНИЯ ПЛОДА С ОПЫТОМ ОТНОШЕНИЙ СО СВОЕЙ МАТЕРЬЮ

В РАННЕМ ОНТОГЕНЕЗЕ

INTERRELATION OF PERCEPTION OF THE PREGNANT WOMAN OF MOVEMENT OF A FRUIT WITH EXPERIENCE OF RELATIONS WITH THE MOTHER IN EARLY ONTOGENESIS

Аннотация: в статье дается краткая характеристика исследований формирования материнства. Проводиться анализ раннего онтогенеза материнства у беременных женщин и на основе полученного опыта отношения с матерью формируются две различные группы. На примере групп женщин с адекватным и амбивалентным отношением со своей матерью, показана разница восприятия этими женщинами движения плода (шевелений).

Ключевые слова: материнство, материнская сфера, шевеление плода, онтогенез материнства.

Abstract: in article the short characteristic of researches of formation of motherhood is given. To be carried out the analysis early ontogenesis motherhood at pregnant women and on the basis of the received experience of the relation with mother two various groups are formed. On an example of groups of women with the adequate and ambivalent relation with the mother, the perception difference by these women of the motherhood and experience of movement of a fruit (movement of the fetus) is shown.

Keywords: motherhood, parent sphere, movement of the fetus, ontogenesis motherhood.

Период беременности во всех отношениях является периодом серьезных изменений в жизни женщины. Меняется социальный статус: женщина готовится к будущей роли матери. В исследовании Г.Г. Филипповой и др. показано, что образ себя как матери у беременной женщины зависит от идентификации женщины со своей

© А.В. Котова, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.