Научная статья на тему 'ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ДЛЯ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДОВ'

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ДЛЯ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
358
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОВЗ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ИНКЛЮЗИВНОСТЬ / ЗДОРОВЬЕ / ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Самарина Екатерина Викторовна, Потапова Наталья Владимировна, Саломатова Елена Владимировна, Степин Георгий Вячеславович, Спатаев Совет Калилаевич

В статье рассматриваются актуальные проблемы, связанные с разработкой и проведением занятий по дисциплине физическая культура и спорт для людей с ограниченными возможностями и инвалидами. Доказано обоснование организации образовательного процесса для самостоятельного освоения студентами с ОВЗ комплексов общеразвивающих упражнений на дистанционной форме обучения. Актуальность темы опосредована важностью развития физической культуры и спорта среди инвалидов, а также их социализации. Государственная политика в области образования имеет большой пласт, связанный с расширением возможностей людей, имеющих проблемы в развитии и инвалидности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Самарина Екатерина Викторовна, Потапова Наталья Владимировна, Саломатова Елена Владимировна, Степин Георгий Вячеславович, Спатаев Совет Калилаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL CULTURE FOR STUDENTS WITH LIMITED HEALTH OPPORTUNITIES AND DISABLED PEOPLE

The article deals with the actual problems of the implementation of the discipline of physical culture and sports "Elective disciplines "modules"" for persons with disabilities and disabled people. The substantiation of the organization of the educational process for independent mastering by students with disabilities of the complexes of general developmental exercises in distance learning has been proved. The possibility of obtaining vocational education for people with health problems is embedded in the educational policy currently being implemented by the state, which is aimed at empowering people with developmental problems, creating conditions for successful socialization based on overcoming their isolation.

Текст научной работы на тему «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ДЛЯ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДОВ»

physical training, monograph, Academy of the Ministry of Internal Affairs of Republic of Belarus, Minsk.

Контактная информация: d.revin06@gmail.com

Статья поступила в редакцию 24.04.2022

УДК 796.011.3

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ДЛЯ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДОВ

Екатерина Викторовна Самарина, старший преподаватель, Наталья Владимировна Потапова, старший преподаватель, Елена Владимировна Саломатова, старший преподаватель, Георгий Вячеславович Степин, преподаватель, Совет Калилаевич Спата-

ев, старший преподаватель, Дмитрий Владимирович Шухарт, преподаватель, Уральский государственный университет путей сообщения, Екатеринбург

Аннотация

В статье рассматриваются актуальные проблемы, связанные с разработкой и проведением занятий по дисциплине физическая культура и спорт для людей с ограниченными возможностями и инвалидами. Доказано обоснование организации образовательного процесса для самостоятельного освоения студентами с ОВЗ комплексов общеразвивающих упражнений на дистанционной форме обучения. Актуальность темы опосредована важностью развития физической культуры и спорта среди инвалидов, а также их социализации. Государственная политика в области образования имеет большой пласт, связанный с расширением возможностей людей, имеюшдх проблемы в развитии и инвалидности.

Ключевые слова: ОВЗ, физическая культура, инклюзивность, здоровье, воспитание. DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.5.p347-350

PHYSICAL CULTURE FOR STUDENTS WITH LIMITED HEALTH OPPORTUNITIES AND DISABLED PEOPLE

Ekaterina Viktorovna Samarina, the senior teacher, Natalya Vladimirovna Potapova, the senior teacher, Elena Vladimirovna Salomatova, the senior teacher, Georgy Vyacheslavovich Stepin, the teacher, Soviet Kalilaevich Spataev, the senior teacher, Dmitry Vladimirovich Shuhart, the teacher, Ural state University of Railway Transport, Ekaterinburg

Abstract

The article deals with the actual problems of the implementation of the discipline of physical culture and sports "Elective disciplines "modules"" for persons with disabilities and disabled people. The substantiation of the organization of the educational process for independent mastering by students with disabilities of the complexes of general developmental exercises in distance learning has been proved. The possibility of obtaining vocational education for people with health problems is embedded in the educational policy currently being implemented by the state, which is aimed at empowering people with developmental problems, creating conditions for successful socialization based on overcoming their isolation.

Keywords: disabilities, physical culture, inclusiveness, health, education.

ВВЕДЕНИЕ

В рамках получения профессионального образования в высших учебных заведениях или колледжах каждый студент должен по итогу обучения соответствовать утвержденных государством образовательных стандартов. Данные стандарты являются обязательными, в том числе и для студентов с ограниченными возможностями. Поэтому в целях того, чтобы полученные знания и квалификация каждого студента соответствовали общепринятым стандартам, независимо от его состояния здоровья и физических или психологических возможностей, необходимо адаптировать учебный процесс для студентов с

ограниченными возможностями, в которых они смогут полноценно получить и освоить знания, приобрести навыки. Студенты, имеющие нарушения здоровья, связанные со слухом, зрением, речью, опорно-двигательным аппаратом, нуждаются в дополнительном обеспечении в ходе обучения, что позволит им реализовывать свои возможности и таланты наравне со здоровыми студентами. Однако все установленные государственные стандарты образовательного процесса являются обязательными для каждого студента, независимо от его возможностей. Данные государственные стандарты зачастую игнорируют особенности здоровья людей с ограниченными возможностями, что исключает возможность получения ими полноценного образования.

Сложившиеся на сегодняшний день условия в области образования обусловливают возросшие требования, предъявляемые со стороны государства к качеству профессиональной подготовки кадров в различных сферах. Именно это отражает актуальность работы. В рамках процессов германизации продолжается поиск новых форм учебного процесса, которые позволят полноценно обучаться людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Целью реализации физкультурно-оздоровительных и коррекционно-развивающих программ является формирование общекультурных и профессиональных компетенции и приобретение опыта профессиональной деятельности, что является основой успешной социализации человека с ОВЗ в обществе.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Целью работы выступает обоснование организации образовательного процесса самостоятельного освоения студентами с ОВЗ комплексов ОРУ по дисциплине «Физическая культура и спорт».

Для реализации указанной цели была поставлена задача по анализу теоретических основ инклюзивного образования по физическому воспитанию, рассмотреть важность физических упражнений для студентов с ОВЗ.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Несмотря на развитие медицины, количество студентов с ОВЗ неуклонно растет. Это связано со следующими факторами: уровень развития системы здравоохранения в стране и отдельных субъектах Российской Федерации; социально-экономическая ситуация в стране; экологическая ситуация на территории, где проживает человек.

Требования стандарта ФГОС 3++, в которых указывается необходимость разработки индивидуальных маршрутов в обучении студентов с ОВЗ, это создает потребность в создании образовательного процесса по дисциплине «Физическая культура и спорт» с отдельным вниманием, на самостоятельном освоении обучающимся двигательных действий при учёте особенностей их состояния здоровья. Данное направление в организации обучающего процесса в свою очередь определяет значимость использования педагогического потенциала технологии индивидуально-развивающего обучения с использованием инструментария физической культуры и спорта.

Основополагающие принципы в основу организации самостоятельного освоения студентами с ОВЗ комплексов ОРУ реализуются в комплексе: учёт коррекционно-развивающего ресурса развивающей среды организации; организация содержания обучающего процесса; разработка индивидуальных маршрутов для каждого студента с ОВЗ при иерархии ценностей физической культуры и спорта; установление специфичного инструментария, используемого в организации самостоятельной работы.

В процессе проектирования организации, отвечающей всем вышеперечисленным требованиям, следует ориентироваться на ее соблюдение соответствия по пяти уровням: первоначальной мотивации студента к освоению двигательной деятельности оздоровительно-рекреационной и коррекционно-развивающей направленности; овладения методиками самоорганизации физкультурно-оздоровительной и коррекционно-развивающей

деятельности; диагностической самооценки; рефлексии; коррекции.

При планировании и организации учебного процесса необходимо владеть знаниями об особенностях организма студента ОВЗ, а также об особенностях двигательных заданий в целом и для конкретного занимающегося в частности, с целью организации оптимального направленного воздействия и эффективного их развития. Оптимальность педагогического воздействия основывается в данном случае на умении целесообразно вырабатывать и потреблять энергию в ходе выполнения двигательных действий в рамках учебного процесса. Значимость мышечного компонента в достижении оздоровительного эффекта, особенно важно для студентов с ОВЗ.

Опираясь на основополагающие базисные основы, представленные нами, эффективность самостоятельного освоения программного материала студентов с ОВЗ, существенно увеличится с включением в педагогический процесс вуза выстроенной организации, структурно-функциональное содержание, которой наполнено рядом компонентов.

Реализация разработанной программы следует осуществлять в соответствии с стратегическим - определяющим целевые ориентиры образовательного процесса; предметным - предусматривающем установление соответствия заданных целей и задач обучения с требованиями профессиональной деятельности; модульным - определяющим необходимость постановки цели (задач) обучения на каждом модуле дисциплины; учебных занятий - предусматривающий постановку дидактических целей и задач конкретного раздела образовательной программы.

В соответствии с основными положениями теории, включающее в себя два фактора - индивидуальные особенности человека и внешнюю среду, поведение человека можно представить в виде функции, в которой оно проявляется. Из сказанного следует, что непосредственное управление двигательными действиями занимающегося в ходе учебного процесса можно регулировать путём трансформации внешней среды, либо комбинированием педагогического воздействия в соответствии с требованиями, обусловленными целью и задачами занятий.

Таким образом, представленное функциональное поле обусловливает организационную структуру управления организацией занятий со студентами с ОВЗ, определяя вектор их деятельности. Рассмотрим функциональное поле физической подготовки, включающее в себя три ведущих функции: первую - медико-биологическую составляющую; вторую - психолого-педагогическую; третью - социальную. Функции определяются воспитанием у занимающихся потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями. Стоит отметить, что развитие физическое каждого человека способствует не только развитию его здорового образа жизни, но и развития духовного, которое позволит личности развиваться в социуме.

Примерный комплекс упражнений с ОВЗ:

1. Комплекс упражнений для предотвращения развития плоскостопия.

И.п: основная стойка, руки на пояс. Правая нога на носок, левая на пятку. Поочередная смена ног.

И.п.: основная стойка, руки на пояс. Перекаты с пятки на носок.

И.п.: основная стойка, руки на пояс. Поочередные круговые движения в коленном суставе.

2. Комплекс упражнений с мячом.

И.п.: основная стойка, мяч в руках. Руки вверх - глубокий вдох, мяч вниз - выдох.

И.п.: широкая стойка, мяч вперед. Круговые движения мяча по кругу

И.п.: основная стойка, мяч вперед, руки согнуты. Поочередное касание колена мячом.

3. Комплекс упражнений для развития дыхательной системы.

И.п.: основная стойка. Руки вверх, на носки - вдох, и.п. - выдох.

И.п.: широкая стойка, руки на пояс. Руки скрестно на груди - выдох и.п. - вдох.

И.п.: основная стойка, руки в сторону. Наклон вперёд, хлопок ладонями - выдох, и.п. - вдох.

4. Комплекс упражнений для укрепления мышц спины.

И.п.: лежа на животе, руки вверх. Поднять туловище, руки на пояс, и.п.

И.п.: лежа на животе. Поочередное поднимание ног.

И.п.: лежа на животе, руки вниз. Руки вверх - два хлопка, и.п.

Комплекс упражнений для укрепления мышц живота.

И.п.: лежа на спине. Поочередное сгибание-разгибание ног на высоте 30 см от пола.

И.п.: лежа на спине. Поднимание и опускание прямых ног.

И.п.: лежа на спине. Круговых движений ногами.

ВЫВОДЫ

Представленную организацию следует рассматривать в качестве базового комплекса, внедрение которого в образовательный процесс вуза в проведения со студентами с ОВЗ занятий и дополнительных мероприятий по дисциплине «Физическая культура и спорт» позволит интегрировать используемые в настоящее время педагогические инструменты совершенствованию знаний и навыков преподавательской деятельности в области физической культуры и спорта.

Важным фактором каждого упражнения из приведенных комплексов является правильность дыхания и техника выполнения упражнения, за которым должен следить преподаватель или инструктор. Данная мера позволит равномерно распределяться нагрузке на тело студента, предотвращая травмы и иные негативные последствия. Правильное и стабильное выполнение указанных упражнений будет являться гарантией получения положительных результатов в области развития физической культуры у студентов с ограниченными физическими возможностями. Улучшаться показатели здоровья, в частности кровоток, осанка, тонус мышц, а вместе с этим улучшение общего настроения и предотвращения тяжелых психологических заболеваний.

Контактная информация: kateryna.samarina@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 08.05.2022

УДК 796.322

ВЫЯВЛЕНИЕ НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫХ ТАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ В НАПАДЕНИИ У ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ГАНДБОЛИСТОВ

Артем Игоревич Свинин, аспирант, Башкирский институт физической культуры (филиал) Уральского государственного университета культуры, Уфа; Гюзель Миниахме-товна Юламанова, доктор педагогических наук, доцент, Александр Юрьевич Коста-

рев, доктор педагогических наук, профессор, Александр Викторович Данилов, кандидат биологических наук, доцент, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, Уфа

Аннотация

Целью педагогического наблюдения являлось выявление наиболее эффективных тактических действий высококвалифицированных гандболистов на Чемпионатах Мира и Европы 2021-22 года. Задачами исследования являлось выявление наиболее эффективных индивидуальных, групповых и командных тактических действий в позиционном и стремительном нападении в процессе соревновательной деятельности; выявление объема использования тактических действий в нападении высококвалифицированными гандболистами.

Ключевые слова: педагогическое наблюдение, тактические действия, командные, групповые, индивидуальные, стремительное нападение, позиционное нападение, высококвалифицированные гандболисты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.