Научная статья на тему 'ФИЗИЧЕСКАЯ И ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД ОГРАНИЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ'

ФИЗИЧЕСКАЯ И ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД ОГРАНИЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
64
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ОГРАНИЧЕННАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ВЫНОСЛИВОСТЬ / ТЕСТИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Васенков Николай Владимирович, Святова Наталья Владимировна, Мартьянов Олег Петрович, Семёнова Марина Геннадьевна, Абдулин Ильнур Фаритович

В статье сделан анализ влияния ограничения двигательной активности на скоростные, силовые качества и выносливость студентов 1-3 курсов. Цель исследования - выявить изменения в физической и функциональной подготовленности студентов в условиях ограничения двигательной активности Сделаны выводы: ограничение двигательной активности в течение года существенно не повлияло на уровень общей выносливости студентов. Отсутствие регулярных под руководством квалифицированного преподавателя занятий физическим воспитанием привело к достоверному снижению уровня скоростных качеств и ловкости студенток. Уровень силовых качеств студентов стал достоверно ниже у студентов 1 курса и практически не изменился после ограничения двигательной активности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Васенков Николай Владимирович, Святова Наталья Владимировна, Мартьянов Олег Петрович, Семёнова Марина Геннадьевна, Абдулин Ильнур Фаритович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL AND FUNCTIONAL PREPAREDNESS OF STUDENTS DURING THE PERIOD OF RESTRICTION OF MOTOR ACTIVITY

The article analyzes the impact of restriction of motor activity on speed, strength and endurance of students of 1-3 courses. The purpose of the study is to identify changes in the physical and functional fitness of students in conditions of limited motor activity. It is concluded: the restriction of motor activity during the year did not significantly affect the level of general endurance of students. The lack of regular classes under the guidance of the qualified teacher of physical education led to significant decrease in the level of speed qualities and dexterity of students. The level of strength qualities of students has become significantly lower among the 1st year students and has not changed much after limiting motor activity.

Текст научной работы на тему «ФИЗИЧЕСКАЯ И ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД ОГРАНИЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ»

6. Ulyanova, I.I. (2010), Vegetative-vascular dystonia. New approach to treatment, AST, Moscow. VKT, Vladimir.

Контактная информация: sipkro@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 04.11.2021

УДК 378.17

ФИЗИЧЕСКАЯ И ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД ОГРАНИЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

Николай Владимирович Васенков, кандидат биологических наук, доцент Казанский государственный энергетический университет, Казанский филиал Российского государственного университета правосудия; Наталья Владимировна Святова, кандидат биологических наук, доцент, декан, Олег Петрович Мартьянов, кандидат биологических наук, доцент, Марина Геннадьевна Семёнова, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Ильнур Фаритович Абдулин, старший преподаватель, Казанский филиал Российского государственного университета правосудия, Казань; Татьяна Станиславовна Власова, старший преподаватель, Казанский (Приволжский) федеральный

университет, Казань

Аннотация

В статье сделан анализ влияния ограничения двигательной активности на скоростные, силовые качества и выносливость студентов 1-3 курсов. Цель исследования - выявить изменения в физической и функциональной подготовленности студентов в условиях ограничения двигательной активности Сделаны выводы: ограничение двигательной активности в течение года существенно не повлияло на уровень общей выносливости студентов. Отсутствие регулярных под руководством квалифицированного преподавателя занятий физическим воспитанием привело к достоверному снижению уровня скоростных качеств и ловкости студенток. Уровень силовых качеств студентов стал достоверно ниже у студентов 1 курса и практически не изменился после ограничения двигательной активности

Ключевые слова: студенты, физическое воспитание, ограниченная двигательная активность, выносливость, тестирование.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.11.p48-50

PHYSICAL AND FUNCTIONAL PREPAREDNESS OF STUDENTS DURING THE PERIOD OF RESTRICTION OF MOTOR ACTIVITY

Nikolai Vladimirovich Vasenkov, the candidate of biological sciences, senior lecturer, Kazan State Power Engineering University, Kazan Branch of the Russian State University of Justice; Natalya Vladimirovna Svyatova, the candidate of biological sciences, senior lecturer, dean, Oleg Petrovich Martyanov, the candidate of biological sciences, senior lecturer, Marina Gen-nadievna Semenova, the candidate of pedagogical sciences, senior teacher, Ilnur Faritovich Abdulin, the senior teacher, Kazan Branch of the Russian State University of Justice, Kazan; Tatiana Stanislavovna Vlasova, the senior teacher, Kazan (Volga Region) Federal University

Abstract

The article analyzes the impact of restriction of motor activity on speed, strength and endurance of students of 1-3 courses. The purpose of the study is to identify changes in the physical and functional fitness of students in conditions of limited motor activity. It is concluded: the restriction of motor activity during the year did not significantly affect the level of general endurance of students. The lack of regular classes under the guidance of the qualified teacher of physical education led to significant decrease in the level of speed qualities and dexterity of

students. The level of strength qualities of students has become significantly lower among the 1st year students and has not changed much after limiting motor activity.

Keywords: students, physical education, limited motor activity, endurance, testing.

ВВЕДЕНИЕ

Прошедший 2020-2021 учебный год привнёс новые испытания человечеству в виде пандемии. В том числе и всей системе физического воспитания молодых людей. Многие учебные заведения, в том числе и КФ РГУП перешли на дистанционную форму обучения. Конечно, это вынужденная мера хотя она и имеет ряд положительных свойств [1, 4, 5]. Однако, недостатков существенно больше. Это и отсутствие квалифицированного контроля со стороны преподавателя и снижение двигательной активности вследствие нехватки спортивных площадей и соревновательного эффекта и др. [2, 3]. В литературе мы не встретили исследований физической и функциональной подготовленности молодых людей после года ограничения двигательной активности (ДА). Таким образом, последствия вынужденного ограничения двигательного режима у молодых людей ещё недостаточно изучены и требуют дальнейшего исследования.

Цель исследования - выявить изменения в физической и функциональной подготовленности студентов в условиях ограничения двигательной активности.

МЕТОДИКА

В исследовании применили следующие тесты: Гарвардский степ-тест (ИГСТ), челночный бег, сгибание и разгибание рук в упоре лёжа. В исследовании приняло участие 575 студентов юношей и девушек в возрасте от 18 до 20 лет Казанского филиала Российского государственного университета правосудия.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В результате проведённого исследования нами выявлено. ИГСТ у юношей 1 курса в начале 2010-2011 учебного года составил 82,3± 11,3. У студентов 2 курса он равен 71,8±10,1, на 3 курсе у студентов ИГСТ составил 79,5±12,4. Эти данные в целом коррелируют с полученными нами ранее в 2008 году результатами [1]. После вынужденного ограничения ДА в течение учебного года мы повторили исследование ИГСТ у тех же студентов. Выявлены следующие данные. В начале 2021-2022 учебного года у студентов юношей 1 курса ИГСТ составил 80,6±10,4, у второкурсников - 73,3±12,4, у студентов 3 курса - 78,2±11,9. Таким образом, достоверных различий в показателях ИГСТ до и после ограничения ДА юношей мы не выявили. Гарвардский степ-тест даёт достаточно точную оценку уровня выносливости человека и он часто используется исследователями. Следовательно, ограничение ДА студентов в течении года существенно не повлияло на уровень общей выносливости.

Челночный бег 3 х 10 м мы включили в свою программу исследования для того что бы выявить уровень скоростных качеств и ловкости студентов. Тем более этот тест входит в программу комплекса ГТО. Результаты оказались следующие. У девушек 1 курса до ограничения регулярной ДА результат составил 8,4±0,6 с, через год - 9,7±0,8 с. На 2 курсе соответственно 8,2±0,4 с и 9,6±0,7 с. Студентки третьего курса обучения до ограничения ДА пробегали 3 х 10 м за 9,2±0,8 с, а после за 10,4±1,1 с. Показатели между курсами достоверных различий не имеют, однако между показателями до ограничения ДА и после различия достигают достоверности (Р < 0,05). Таким образом, уровень скоростных качеств и ловкости студенток существенно снизился.

С целью выявления динамики силовых качеств студентов был использован проверенный и входящий в программу ГТО, как обязательный тест - сгибание и разгибание рук в упоре лёжа. Юноши 1 курса смогли выполнить 35,6±5,4 раз до ограничения ДА и 30,2±4,8 раз. Студенты 2 курса показал результаты 37,3±5,2 раз и 36,5±5,4 раза соответ-

ственно. Третьекурсники выполнили тестирование со следующими результатами до ограничения ДА 39,9±4,5 и 40,1±5,1 раз. Следовательно, на 1 курсе у студентов достоверно (Р < 0,05) ниже результат сгибания и разгибания рук в упоре лёжа после ограничения ДА. У студентов 2 и 3 курса достоверных различий не выявлено.

ВЫВОДЫ

Таким образом, ограничение двигательной активности в течение года существенно не повлияло на уровень общей выносливости студентов. Отсутствие регулярных под руководством квалифицированного преподавателя занятий физическим воспитанием привело к достоверному снижению уровня скоростных качеств и ловкости студенток. Уровень силовых качеств студентов стал достоверно ниже у студентов 1 курса и практически не изменился после ограничения двигательной активности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Васенков Н.В. Динамика состояния физического здоровья и физической подготовленности студентов. / Н.В. Васенков // Теория и практика физической культуры». - 2008. - № 5 - С. 91-92.

2. Физическая и функциональная подготовленность студентов после пандемии. / Н.В. Васенков, Т.П. Шарыпова, Р.Э. Хамзина, Л.Э. Бикулова, А.Ю. Урбанов // Перспективы науки. - 2021. -№ 2 (137). - С. 54-56.

3. Особенности преподавания дисциплин «физическая культура и спорт» и «физическая культура и спорт» (элективные дисциплины)» в современных реалиях образования в вузе / И.Ф. Ибрагимов, Р.Р. Салахиев, Т.С. Власова, Н.М. Закирова, И.Н. Сырова // Современные проблемы науки и образования. - 2021. - № 3. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30859 (дата обращения: 06.10.2021).

4. Состояние физического здоровья современных студентов. / Л.А.Лопатин, Н.В. Васенков, Э.Ш. Миннибаев, Р.Р. Набиуллин // Вестник Научного центра безопасности жизнедеятельности. - 2019. - №2 (40) - С. 93-98.

5. Роль средств физической культуры в повышении работоспособности студентов / И.Т. Хайруллин, Р.Р. Галиев, Р.М. Валиев, Р.И. Сунгатуллин // Глобальный научный потенциал. - 2020. -№ 4 (109). - С. 79-82.

REFERENCES

1. Vasenkov, N.V. (2008), "Dynamics of physical health and physical fitness of students", Theory and practice ofphysical culture, No. 5, pp. 91-92.

2. Vasenkov, N.V., Sharypova, T.P., Khamzina, R.E., Bikulova, L.E. and Urbanov, A.Y. (2021), "Physical and functional preparedness of students after the pandemic", Prospects of science, No. 2 (137), pp. 54-56.

3. Ibragimov, I.F, Salakhiev, R.R., Vlasova, T.S., Zakirova, N.M. and Syrova, I.N. (2021), "Features of teaching the disciplines "physical culture and sports" and "physical culture and sport" (elective disciplines)" in the modern realities of education at the university", Modern problems of science and education, No. 3, available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30859 (date of accessed: 06.10.2021).

4. Lopatin, L.A., Vasenkov, N.V., Minnibayev, E.Sh. and Nabiullin, R.R. (2019), "State of physical health of modern students", Bulletin of the State Budgetary Institution, Scientific Center for Life Safety, No. 2 (40), pp. 93-98.

5. Khairullin, I.T., Galiev, R.R., Valiev, R.M. and Sungatullin, R.I. (2020), "The role of means of physical culture in improving the performance of students", Global scientific potential, No. 4 (109), pp. 79-82.

Контактная информация: vnv62@inbox.ru

Статья поступила в редакцию 30.10.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.