DOI: 10.17117/па.2014.01.114 http://ucom.ru/doc/na.2014.01.114.pdf
Поступило в редакцию: 24.11.2014
Оринина Л.В. Образовательный потенциал экономического патриотизма студентов технического вуза в условиях экономических санкций России
Orinina L.V.
Educational potential of economic patriotism of students of a technical college in the conditions of economic sanctions Russia
В данной статье рассмотрены особенности формирования у студентов технического вуза экономического патриотизма посредством образовательных возможностей и в условиях современных экономических санкций России
Ключевые слова: экономический патриотизм студентов технического вуза, образовательный потенциал, экономические санкции
Оринина Лариса Владимировна
Кандидат педагогических наук, доцент Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова г. Магнитогорск, пр. Ленина, 38
This article describes the features of the formation of a technical college students' economic patriotism through educational opportunities and in the conditions of modern economic sanctions Russia
Key words: economic patriotism technical college students, the educational potential of economic sanctions
Orinina Larisa Vladimirovna
Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor Magnitogorsk State Technical University named G.I. Nosov
Magnitogorsk, Lenina ave., 38
Любые экономические кризисы, которые сопровождаются спадом производства и не зависят от причин возникновения кризиса, приводят к снижению покупательского спроса и нехватки у предприятий денежных средств на реализацию различных проектов. В этом случае производители вынуждены экономить и сокращать свое производство, используя один из самых распространенных способов экономии - сокращение рабочего персонала. Большая часть компаний призналась, что новых сотрудников нанимать не собирается. Они предпочитают развивать профессионализм уже имеющегося персонала, если возникает необходимость.
Российская экономика пребывает в состоянии кризиса. Рыночные взаимоотношения в стране в последние годы вызывают увеличение числа безработных. Большая часть экономически активных граждан не имеют постоянного места работы.
Известны основные последствия низкой занятости населения:
- снижение прибыльности предприятий;
- медленная активность работника после длительной безработицы;
- низкое развитие экономической стороны жизни людей;
- снижение уровня психического комфорта граждан;
- недоверие правительству страны;
- потеря уровня квалификации специалистов;
- снижение ВВП государства.
Говоря о феномене экономического патриотизма как явления социально-экономического характера современной России, необходимо, в первую очередь, отметить его огромный образовательный и воспитательный потенциал для наиболее прогрессивной части общества - студенчества. За последнее время в нашей стране произошли очень серьезные социально-экономические изменения, которые привели к изменению общественного сознания, мировосприятия и ценностных ориентаций населения, что особенно ощутимо отразилось на самой его прогрессивной части - учащейся молодежи. Повышение цен на продукты первой необходимости, рост безработицы, усиление влияния оппозиционных группировок, давление на общественность и постоянные западные провокации политического и социального характера привели к состоянию фрустрации, апатии, а зачастую, - и полной дезадаптивности молодых людей с низким уровнем совладающего поведения. Феноменологические черты данного явления имеют отнюдь не оптимистический оттенок, поскольку все вышеперечисленные черты являются «атрибутами» низкого уровня политической и экономической культуры молодежи и отсутствия адаптационных стратегий в постоянно меняющихся условиях политического и экономического кризиса. Если оставить данный факт без внимания, то на выходе мы получим представителей наиболее прогрессивной части общества с высоким уровнем суицидального мышления и поведения, с отсутствием заинтересованности в событиях, происходящих в стране, и низким уровнем гражданственной и экономической мотивации. Все это свидетельствует о необходимости обращения на данную проблему внимания органов государственной власти, с одной стороны, и повышения уровня развития у представителей современной молодежи (студентов) адаптивных копинг-стратегий, которые смогли бы выполнять для них функцию эмоционального и психологического «костыля» в отношении «выживания» в непростых условиях кризисного периода России. Процесс адаптации студентов технических вузов к противоречивым социально-экономическим условиям современности напрямую связан с формированием у них адаптивных копинг-стратегий в процессе приспособления к образовательным условиям университетского пространства в рамках его сформировавшейся социокультурной среды [4].
В данном случае речь идет о формировании у студентов технического вуза базовых общекультурных и общепрофессиональных компетенций, которые смогли бы стать ключевым фактором развития у них экономического патриотизма и социально-экономической культуры в условиях глобальных политических потрясений [3].
Новые требования к образовательному уровню специалистов и их конкурентоспособности, диктуемые условиями современного общества, определяют необходимость качественной подготовки специалистов производственной сферы. И, следовательно, система подготовки в вузах должна отвечать самым высоким образовательным стандартам, носить универсальный характер, обеспечивать формирование ключевых компетенций специалиста как основы его профессионального мастерства и личностного роста. Вопросы компетентной подготовки активно рассматриваются в современных педагогических исследованиях, где отмечается необходимость повышения общеобразовательной и педагогической составляющих подготовки как залога успешной деятельности выпускников вуза [4].
Будущий специалист формируется, не столько потребляя ценности культуры, сколько обучаясь умению и способности транслировать эти ценности в будущей работе. При этом процесс передачи культурных ценностей возможен лишь посредством образовательной деятельности [5].
Основные направления развития современной образовательной политики в России предусматривают реализацию компетентностного подхода в системе высшего профессионального образования. В связи с этим цели современного образования ориентированы на развитие профессиональных и личностных качеств выпускника, способного реализовать себя и проявлять свой личностный потенциал в динамично развивающейся действительности, о чем свидетельствуют и компетенции, которыми в результате образовательного и воспитательного процесса должны овладеть студенты.
Главная задача университета в сфере молодежной политики - создать молодым людям возможности и стимулы для дальнейшего самостоятельного решения возникающих проблем, как профессиональных, так и жизненных, на основе гражданской активности и развития систем самоуправления, что предполагает решение других воспитательных задач:
- формирование университетской социокультурной воспитывающей среды;
- формирование у студентов нравственных, духовных и культурных ценностей, этических и этикетных норм;
- сохранение и развитие традиций и выработка у студентов, магистров и аспирантов чувства принадлежности к университетскому сообществу и выбранной профессии;
- ориентация студентов, магистров и аспирантов на активную жизненную позицию;
- удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, нравственном и физическом развитии [1].
Прежде чем говорить о специфике образовательного потенциала экономического патриотизма, обратимся к рассмотрению специфики ключевого понятия нашего исследования - экономического патриотизма, рассмотрев его феноменологическую сущность. В целях определения уровня сформированно-сти экономического патриотизма у представителей современной молодежи на базе ФГБОУ ВПО «Магнитогорский технический университет» было проведено
анкетирование. Всего в опросе принимало участие 53 человека 19-20 лет, из них 48 - бакалавры технического профиля, 5 - гуманитарного (направление «Педагогическое образование»), 35 девушек, 18 юношей. Анкета включала в себя 6 базовых вопросов, связанных с определением понимания студентами ВПО специфики экономического патриотизма, его основных признаков и факторов, влияющих на уровень сформированности экономического патриотизма у студентов. В результате опроса выяснилось, что большинство человек считает, что процесс формирования экономического патриотизма предполагает прежде всего изучение своей истории и владение экономической ситуацией в РФ, меньшая часть называет поддержку потребителей отечественных товаров, поднятие спроса на отечественные товары и услуг, изучение национального рынка, развитие положительного мнения об отечественных производителях. Таким образом, ориентируясь на первичные результаты мониторинга сформированности экономического патриотизма у студентов ВПО, можно отметить следующее [1].
Студенты ВПО осведомлены о феномене экономического патриотизма, интерпретируют его корректно, при этом смешения с другими понятиями не происходит.
Все без исключения проявили личную заинтересованность в опросе, высказывали комментарии и интересовались уровнем формирования экономического патриотизма у россиян в целом.
Большая часть студентов в качестве основных признаков действительно называют базовые понятия, рассматриваемые исследователями как интегра-тивные характеристики экономического патриотизма (формирование эмоци-онально-положительного патриотического мышления; создание благоприятных экономических, социальных и общественно-политических условий и т.д.).
Студенты ВПО проявляют в достаточной степени критичность в определении своего собственного уровня сформированности экономического патриотизма (средний с тенденцией к низкому).
Студенты способны трезво оценивать сложившуюся экономическую ситуацию в современной России, понимая, что для формирования экономического патриотизма необходимо реализовать целых комплекс социально-экономических, социально значимых гражданских и патриотических мероприятий [1].
Понятие «экономический патриотизм» является относительно новым предметом научного исследования политологов и экономистов, оно связано в основном с процессами глобализации и протекционизма на современном рынке и на уровне овладения основными общекультурными компетенциями предполагает включение студента университета в определенное образовательное пространство вуза. В связи с этим подробнее остановимся на специфике понятия «образование» [2]. Образование - одно из наиболее значимых средств социального воспроизводства сообщества и повышения потенциала его адаптивных возможностей и перспектив социокультурного развития [5]. Образование может быть реализовано в рамках развития таких направлений, как гражданское, патриотическое, экономическое, социальное, правовое и т.д.
В отношении проблемы формирования экономического патриотизма у студентов нас интересуют, прежде всего, понятия: «экономическое образование технического университета», «образовательный потенциал экономического и профессионального образования», «образовательный потенциал экономического образования».
Экономическое образование - целенаправленное взаимодействие педагога и студентов, направленное на овладение экономическими знаниями, умениями, навыками, на формирование экономических убеждений и экономически значимых качеств личности (трудолюбия, организованности, экономности, предприимчивости, инициативности, самостоятельности, ответственности и др.). Целью экономического образования и воспитания выступает формирование экономической культуры личности, воспитание экономически грамотного и экономически активного члена общества, умеющего понимать и оценивать социально-экономические процессы и способного участвовать в экономической жизни страны. Экономическая культура личности есть синтез системы знаний, умений и навыков, а также качеств, позволяющих ей успешно действовать в производственно-экономической сфере. В соответствии с этим формулируются задачи экономического воспитания в вузе.
При этом важно помнить, что основу экономического мышления и экономической грамотности личности составляют: понимание ею сущности экономических законов, экономических процессов и явлений в рамках экономической системы своей страны и мировой экономики; способность анализировать экономические процессы; знание основ хозяйственной жизни семьи, предприятия (фирмы), всего общества в целом [4].
Экономическое образование молодежи, в свою очередь, может быть реализовано в рамках профессионального образования личности, которое также предполагает формирование общекультурных и общепрофессиональных компетенций личности студента технического вуза. Таким образом, рассмотрев специфику экономического и профессионального образования личности студента, обратимся к рассмотрению понятий «образовательный потенциал экономического патриотизма» и «образовательные возможности экономического патриотизма» и специфике проявления данных видов образовательного пространства в рамках образовательного и воспитательного пространства технического университета. Под образовательными возможностями экономического патриотизма мы понимаем совокупность учебно-воспитательных ресурсов, обеспечивающих овладение студентами в процессе обучения основными общекультурными и общеобразовательными ресурсами, необходимыми для успешной адаптации в рамках образовательного пространства вуза, а также формирования устойчивой экономической позиции и экономико-патриотической культуры. Под образовательным потенциалом экономического патриотизма мы склонны понимать систему потенциальных возможностей студентов технического вуза, раскрытие которых связано с активизацией их жизненной, профессиональной и личностной позиции, что, в свою очередь обеспечивает включенность студента в активную профессиональную и социально-экономическую деятельность, предполагающую изучение основных
сегментов российского рынка и ориентированность в своей профессиональной деятельности преимущественно на отечественных производителей товаров и услуг. Раскрытию образовательных возможностей экономического патриотизма, а также формированию высокого уровня образовательного потенциала экономического патриотизма у студентов технического вуза будут способствовать, на наш взгляд, организация и планирование таких мероприятий, как:
- активное включение студентов технического вуза в образовательное пространство университета путем развития мотивации к академической успеваемости (фактором возможности получения «повышенных» государственных академических стипендий, что, в свою очередь, увеличивает возможность использования рыночных ресурсов);
- создание института кураторства (из числа ППС) и тьюторства (из числа студентов старших курсов), раскрывающего возможность улучшения академических показателей студентов младших курсов за счет осуществления со стороны их старших товарищей функции наставничества, помощи и контроля, что, в свою очередь, способствует их активному включению в образовательное пространство вуза;
- активное вовлечение студентов вуза в научно-исследовательскую деятельность, планирование и организация работы молодежных научных центров;
- вовлечение студентов в работу органов студенческого самоуправления; поощрение лучших студентов путем их делегации на студенческие форумы, такие, как «Утро», «Селигер» и т. д.;
- организация работы студентов, преподавателей, аспирантов в рамках научных творческих коллективов в рамках реализации международной деятельности (программы «обмена опытом», прохождения практики в вузах других стран и т.д.), что, в свою очередь, будет способствовать повышению уровня формирования экономического патриотизма молодежи за счет трансляции ею идей пропаганды отечественных продуктов, товаров и услуг;
- вовлечение студентов в работу творческих коллективов и студенческих организаций, таких как студенческий фотоклуб, видеоклуб, медиа-центр, центр волонтерского движения и т.д.
Таким образом, все вышеперечисленные мероприятия будут способствовать повышению уровня формирования у студентов технических вузов экономического воспитания, социально-экономической культуры и усилению образовательных возможностей экономического патриотизма [4].
Сп исоклит ературы:
1. Вербицкая Н.О., Оринина Л.В. Анализ понятия «экономический патриотизм» в современной России // Фундаментальные исследования. 2014. № 11 [4.10]. С. 2044-2052.
2. Даль В. Словарь русского языка. Т.1. Москва: Русское слово, 1998. С. 131 -132.
3. Караньон В. Экономический патриотизм в обществе//Национальная оборона. 2006. № 12. С. 61.
4. Ле-ван Т.Н. Здоровый ребенок и массмедиа. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2015. 224 с.
5. Е.Ф. Сивашинская, И.В. Журлова. Педагогика современной школы. Минск: Экоперспектива, 2009. 212 с.
References:
1. Verbitskaya N.O., Voronin L.V. Analysis of the concept of "economic patriotism " in modern Russia // Basic Research. №11. 2014. Pp. 2044-2052.
2. V. Dahl Russian dictionary. T.l. Moscow: Russian word, 1998. Pp. 131-132.
3. Karanon B. Economic patriotism in society // National Defense. 2006. № 12. P. 61.
4. Le Van T.N. Healthy child and the media: a teaching aid. M.: FORUM: INFRA-M, 2015. 224 p.
5. Sivashinskii E.F., Zhurlova I.V. Pedagogy of the modern school. Minsk: Ekoperspektiva 2009. P. 212.
© 2014, Оринина Л.В.
Образовательный потенциал экономического патриотизма студентов технического вуза в условиях экономических санкций России
© 2014, OrininaL.V.
Educational potential of economic patriotism of students of a technical college in the conditions of economic sanctions Russia