Научная статья на тему 'ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ КАК ФУНДАМЕНТ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ В СТУДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ'

ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ КАК ФУНДАМЕНТ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ В СТУДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
287
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European science
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / СИСТЕМАТИЧЕСКИЕ И ПРОЛОНГИРОВАННЫЕ ЗАНЯТИЯ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ / ЗДОРОВЬЕ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / КОНГРУЭНТНОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сайганова Екатерина Геннадьевна

В статье освещена проблема физической активности личности в студенческом возрасте, представляющей собой часть деятельности человека, которая определяет степень развития физических сил и двигательных навыков, а также уровень жизнедеятельности и жизнеспособности человека, состояние его здоровья, раскрывает потенциальные возможности человека. Автор предполагает, что в личностном плане физическая активность интегрирует в человеке как природное, так и социокультурное начало, что характеризуется взаимосвязью телесного и духовного в индивиде. Новый взгляд на физическую активность заключается в том, что накапливаемый опыт использования двигательных возможностей, значительно обогащается, распространяется на личностные структуры, оптимизирует субъективные оценки действительности. Физические упражнения могут выступать средством психологической защиты, что облегчает развитие человека к определенному акмеологическому статусу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Сайганова Екатерина Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL ACTIVITY AS THE FOUNDATION OF PERSONAL DEVELOPMENT AT A STUDENT AGE

The article highlights the problem of physical activity of an individual at a student age, which is a part of a person's activity, which determines the degree of development of physical forces and motor skills, as well as the level of life and vitality of a person, his state of health, reveals the potential of a person. The author suggests that on a personal level, physical activity integrates both natural and sociocultural principles in a person, which is characterized by the relationship between the physical and the spiritual in the individual. A new look at physical activity is that the accumulated experience of using motor capabilities is significantly enriched, spreads to personality structures, and optimizes subjective assessments of reality. Physical exercise can act as a means of psychological protection, which facilitates the development of a person to a certain acmeological status.

Текст научной работы на тему «ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ КАК ФУНДАМЕНТ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ В СТУДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ»

PSYCHOLOGICAL SCIENCES

PHYSICAL ACTIVITY AS THE FOUNDATION OF PERSONAL DEVELOPMENT AT A STUDENT AGE Sayganova E.G. (Russian Federation) Email: Sayganova461@scientifictext.ru

Sayganova Ekaterina Gennadievna - Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, DEPARTMENT OF PHYSICAL EDUCATION AND HEALTH, RUSSIAN ACADEMY OF NATIONAL ECONOMY AND PUBLIC ADMINISTRATION UNDER THE PRESIDENT OF THE RUSSIAN FEDERATION, MOSCOW

Abstract: the article highlights the problem ofphysical activity of an individual at a student age, which is a part of a person's activity, which determines the degree of development of physical forces and motor skills, as well as the level of life and vitality of a person, his state of health, reveals the potential of a person.

The author suggests that on a personal level, physical activity integrates both natural and sociocultural principles in a person, which is characterized by the relationship between the physical and the spiritual in the individual.

A new look at physical activity is that the accumulated experience of using motor capabilities is significantly enriched, spreads to personality structures, and optimizes subjective assessments of reality. Physical exercise can act as a means of psychological protection, which facilitates the development of a person to a certain acmeological status. Keywords: physical activity, systematic and prolonged physical exercise, health, physical development, congruence, personality.

ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ КАК ФУНДАМЕНТ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ В СТУДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ Сайганова Е.Г. (Российская Федерация)

Сайганова Екатерина Геннадьевна - кандидат психологических наук, доцент, кафедра физического воспитания и здоровья, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Москва

Аннотация: в статье освещена проблема физической активности личности в студенческом возрасте, представляющей собой часть деятельности человека, которая определяет степень развития физических сил и двигательных навыков, а также уровень жизнедеятельности и жизнеспособности человека, состояние его здоровья, раскрывает потенциальные возможности человека.

Автор предполагает, что в личностном плане физическая активность интегрирует в человеке как природное, так и социокультурное начало, что характеризуется взаимосвязью телесного и духовного в индивиде.

Новый взгляд на физическую активность заключается в том, что накапливаемый опыт использования двигательных возможностей, значительно обогащается, распространяется на личностные структуры, оптимизирует субъективные оценки действительности. Физические упражнения могут выступать средством психологической защиты, что облегчает развитие человека к определенному акмеологическому статусу.

Ключевые слова: физическая активность, систематические и пролонгированные занятия физическими упражнениями, здоровье, физическое развитие, конгруэнтность, личность.

Физическая активность личности представляет собой ту часть деятельности человека, которая определяет степень развития физических сил и двигательных навыков, а также уровень жизнедеятельности и жизнеспособности человека, состояние его здоровья, раскрывает потенциальные возможности человека.

В личностном плане физическая активность является мерой и способом всестороннего развития личности. В отличие от других культурных сфер она интегрирует в человеке как природное, так и социокультурное начало, что характеризуется взаимосвязью телесного и духовного в индивиде [7; 15, с. 14].

Для студенческого возраста (17-25 лет) физическая активность выражается в систематических и пролонгированных занятиях физическими упражнениями. Здесь накапливаемый рациональный опыт использования двигательных возможностей, какими потенциально обладает человек, значительно обогащается, оттачивается, распространяется на личностные структуры, оптимизирует субъективные оценки действительности. Физические упражнения могут выступать средством психологической защиты, что облегчает процесс развития человека до уровня «акме».

Роль физической активности в определении здоровья человека была известна давно. И, тем не менее, такое хорошо известное положение о важности физического движения для здоровья человека часто «забываемо». Самоизоляция, когда вокруг бушует пандемия, механизация и автоматизация производства, всевозможные виды транспортных средств современной действительности уменьшают и постоянно сокращают долю физического труда, одновременно значительно снижают физическую активность, расширяя возможности гиподинамии. А ведь студенческий возраст - это часть целостного витального цикла, в рамках которого, как правило, ещё не достигнуты профессиональные рубежи и кладовые здоровья человека исчерпаны незначительно.

Думается, что физическая активность является необходимым условием не только физического развития личности, но и личностного развития и определенного становления в студенческом возрасте.

В самом общем смысле физическим развитием человека называют процесс изменения естественных морфофункциональных свойств его организма в течение индивидуальной жизни. Внешними количественными показателями физического развития являются, например, изменения размеров и массы тела, качественно же физическое развитие характеризуется, прежде всего, существенным изменением функциональных возможностей организма по периодам и этапам его возрастного развития, выраженным в изменении отдельных физических качеств и общего уровня физической работоспособности.

В зависимости от всей совокупности факторов и условий, влияющих на физическое развитие, оно может приобретать различный характер - быть всесторонним и гармоничным либо ограниченным и дисгармоничным. Зная и целенаправленно используя объективные закономерности физического развития человека, можно придать ему направление, оптимальное для индивида и общества. Можно обеспечить гармоничное совершенствование форм и функций организма. Можно повысить работоспособность, необходимую, прежде всего, для успешной учебы, а также для созидательного труда в дальнейшем и других общественно полезных форм деятельности, и даже отодвинуть сроки естественного старения, увеличив тем самым творческое долголетие человека.

Взрослеющему человеку присущи определенные возрастные особенности. Они выражаются в своеобразии взглядов на окружающий мир, в складе ума и характера, преобладающих психических состояниях и т. д. Человек в студенческом возрасте ещё не имеет сложившегося характера, достаточного жизненного опыта, который помогает ему более мудро общаться, строить взаимоотношения с другими людьми, решать практические задачи.

Динамика психических процессов молодого человека достигает высокого уровня развития физиологических, интеллектуальных, волевых, эмоциональных и нравственных параметров. В генезисе сначала наступает физиологическое созревание, затем психологическая зрелость как показатель работы сенсорных, мнемических, интеллектуальных функций человека и, наконец, нравственная, мировоззренческая и профессиональная зрелость как свидетельство ее возможностей эффективно осуществлять практическую или теоретическую деятельность. Однако, следуя витальным законам, с «пика» зрелости (40-45 лет) вступает в силу физическая инволюция.

Здесь хочется отметить, что психическое развитие индивида, обогащенное жизненным опытом, довольно долгое время, а возможно и до конца жизни, может оставаться на довольно высоком уровне. Тогда, как физические возможности человеческого организма с возрастом, естественно, неизбежно идут на убыль. Продление унисонности психического и физического развития, удержание от естественной деградации физического состояния организма индивида при достаточно высоком психическом потенциале, кажется, непосредственно зависит от физической активности личности. Физическая активность индивида в этом случае выступает как «платформа» и источник внутренних ресурсов для развития личности.

Предполагается, что двигательная активность сдерживает физическую деградацию. Рассуждая об этом, можно выделить следующие направления:

a) прямая компенсация физического спада, происходящая в результате тренированности организма;

b) компенсация физического спада, базирующаяся на основе более тонкого развития психических функций и качеств. В ходе тренировок, погружаясь в «пучину» систематичных и пролонгированных занятий физическими упражнениями, человек оттачивает не только свои физические качества и поддерживает форму своего тела, что тоже немаловажно. В процессе систематичных и пролонгированных занятий физическими упражнениями человек шлифует психические качества. Физическая активность в студенческом возрасте - процесс сложный и трудный, требующий значительных волевых усилий. Но ведь когда одержана победа над собой - это радость! Этот процесс щедр на все: и на радости, и на трудности. Чтобы почувствовать это - необязательно достигать олимпийских и мировых вершин. Вы идете вперед, одерживаете пусть даже маленькие победы над собой, - и это постоянно питает ваш оптимизм, снова и снова зовет в путь. Пережив одну радость, оставив ее позади, вы уже начинаете подумывать о новых победах, о новой трудной борьбе над собой - это ли не личностное развитие?

И еще одно обстоятельство. Систематичная и пролонгированная физическая активность учит честности и труду. Здесь ничего не дается просто так. За каждой даже маленькой победой над собой стоят тяжелые тренировки, горячий пот, кропотливая работа, преодоление своей слабости и высоты поставленной задачи. Физическая активность в студенческом возрасте - это своеобразная школа жизни, с железным, но справедливым режимом, с единственным в мире экзаменатором, которого никакой шпаргалкой и подсказкой не проведешь. И тот, кто успешно выдерживает экзамен, для кого любое соперничество, любое честолюбие, любое стремление к успеху немыслимо вне честности и работы, тот может смело идти по жизни [2, с. 11 - 12]. Таким образом, физическое развитие способствует одновременно и выработке важных личностных качеств;

c) компенсация физической деградации на основе социальной кооперации и специализации. Здесь, хочется отметить следующее:

во-первых, именно физическая слабость человека филогенетически предопределила его социальность. Чтобы выжить, необходимо было быть сильным, ловким, быстрым, умным, здоровым. Известно, например, что в Элладе 2,5 тыс. лет

назад на громадной скале были высечены слова: «Если хочешь быть сильным - бегай, хочешь быть красивым - бегай, хочешь быть умным - бегай»;

во-вторых, занятия в спортивных залах и фитнес-клубах создают некую неформальную обстановку, где человек оказывается в условиях, не учитывающих его социальное положение. Здесь не важны регалии или статус. Здесь есть человек -личность, как он есть. Каждый может оказаться в роли ученика и, наоборот, в роли тренера. В этой атмосфере начинают складываться различные коммуникативные связи, начинает циркулировать обмен информацией и опытом, что само по себе расширяет и обогащает личностный кругозор. Физическая активность выступает, в данном случае, как основание неформальных социальных сетей, дополняющих семейные, профессиональные и иные традиционные формы социальных отношений. Чем в большем числе таких отношений участвует личность, тем устойчивее ее положение в обществе и стабильнее само общество.

Ступенью и одновременно некой вершиной студенческого возраста является индивидуально-стабильная составляющая акмеологического развития -акмеологический статус личности [4, с. 10]. Акмеологический статус - некий конгломерат индивидуальности, характерологических свойств личности, ее субъективных мироощущений и уровня саморазвития.

Представляется, что, являясь результатом акмеологического развития, акмеологический статус скрывает в себе несколько иную подоплеку. Если акмеологическое развитие характеризует достаточно динамичный процесс психического совершенствования, и в силу этого его оценка настоящего момента всегда достаточно условна, то акмеологический статус связан с уже достигнутой индивидуально-стабильной оценкой, отражающейся в действиях, поступках, переживаниях и эмоциональном фоне жизнедеятельности, той «ступени развития», на которой пребывает человек «здесь и сейчас». Это многомерное состояние человека, которое хотя и охватывает значительный по временной протяженности этап его жизни, никогда не является статичным образованием и отличается большей или меньшей вариативностью и изменчивостью. Акмеологический статус показывает, насколько личность состоялась как студент, как гражданин, как специалист в определенном виде деятельности, как супруг, как родитель и т.д.

Думается, что возрастание акмеологического статуса, будет возможным лишь тогда, когда человек, ощущающий себя субъектом деятельности, обладает и поддерживает оптимальное для своего возраста здоровье. В доказательство этому обстоятельству вспомним старинную арабскую мудрость, которая гласит: «Здоровье -это единица, Слава - ноль, Деньги - ноль, Любовь - ноль. Прибавь единицу к нулям -и ты богатый человек. Убери единицу - и все равно нулю!» Если перефразировать эту мудрость, то можно констатировать то, что здоровье, - это, безусловно, не Все, но Все без здоровья - это ничто [11, С. 109 - 145]!

Состояние здоровья сказывается на всех сферах жизни людей. Полнота и интенсивность многообразных жизненных проявлений человека (не говоря уже о самой их возможности) находятся в непосредственной зависимости от уровня здоровья, его «качественных» характеристик. Высокий потенциал физической, психической и умственной дееспособности служит важнейшим залогом полноценной жизни человека. Он охватывает как «вещную», морфофизиологическую структуру (физический аспект здоровья), так и духовно-практическую сущность развертывания творческих дарований человека (психический аспект здоровья), его целостного всестороннего развития (социальный аспект здоровья) [6, с. 12].

Здоровье, поддерживаемое физической активностью, является благом или ресурсом, от степени обладания которым зависит уровень удовлетворения практически всех потребностей человека. Качественные характеристики здоровья в значительной мере определяют образ и стиль человеческой жизни: уровень социальной, экономической и трудовой активности, степень миграционной

подвижности людей, приобщение их к современным достижениям культуры, науки, искусства, техники и технологии, характер и способы проведения досуга и отдыха. Здоровье, по некоторым оценкам, на 50-60% определяется образом жизни. Можно предположить, что образ жизни, связанный с достаточным и естественным для человека уровнем физической активности, в наилучшей мере будет способствовать длительному поддержанию здоровья. В то же время здесь проявляется и обратная зависимость: стиль жизни человека, степень и характер его деятельности в профессии, в быту во многом определяет состояние его здоровья и уровень физической активности. Такая взаимозависимость открывает существенные возможности для профилактики и «моделирования» здоровья [9, С. 134 - 143].

Известно, что одна из движущих сил поведения любого человека - потребность в активном движении, поиске, направленном на постоянное изменение условий жизнедеятельности или себя самого в желательном направлении. Состояние организма должно предоставлять возможности для такой поисковой деятельности. Если же человек останавливается в своем саморазвитии и в стремлении к изменению мира, то он утрачивает одну из основных своих исторических функций в природе и обществе, что одновременно отрицательно сказывается на состоянии его здоровья. Таким образом, между здоровьем субъекта и его поисковым поведением и акмеологическим статусом существует прямая связь.

Хочется заметить, что здесь речь идет не просто об учебной, трудовой и социальной активности, но именно о деятельности (включающей все аспекты) в условиях меняющейся внешней среды. С одной стороны, внешняя среда меняется спонтанно, по природным законам, так как в природе тоже действует закон постоянного развития. С другой стороны - она еще в большей степени меняется вследствие деятельности человека. Изменения внешней среды, включая изменение характера социального общения, могут становиться экстремальными и во всех случаях предъявляют повышенные требования к адаптационным возможностям организма. Поэтому никакой процесс развития не будет полным, если в нем не учитываются возможности организма приспосабливаться к меняющимся условиям среды, если отсутствует конгруэнтность между этими составляющими [12].

Можно предположить, что человек адаптирован к окружающей действительности и благополучно функционирует в условиях внешней среды, тогда, когда переживания, образующие «Я», конгруэнтны потребностям «организма». Такой человек принимает весь спектр организмических переживаний без чувства угрозы или тревоги. Он способен к реалистическому мышлению [13, 14].

Неконгруэнтность между «Я» и «организмом» заставляет индивидов чувствовать угрозу и тревогу. Их поведение приобретает защитный характер, их мышление становится ограниченным и ригидным.

Для процесса развития, по всей вероятности, актуальны и два других проявления конгруэнтности-неконгруэнтности. Одно из них - конгруэнтность или ее отсутствие между субъективной реальностью («феноменальным полем») и внешней реальностью (миром как он есть). Другое проявление конгруэнтности-неконгруэнтности - степень соответствия между «реальным Я» и «идеальным Я», где особая роль отводится «физическому Я» [13, С. 85 - 98].

«Физическое Я» тождественно такому понятию как «культурное тело». Оно включает в себя красивое телосложение, предполагает стройность, подтянутость, симметричность, пропорциональность, гармоничность, привлекательность! Это объясняется тем, что в современном мире на «физическое Я» оказывают влияние не только объективно физиологические факторы, но в большей мере социальные, которые могут выражаться в суждениях, мнениях, представлениях, стереотипах, эталонах, преобладающих в культуре общества. Тело человека, которое, казалось бы, представляет собой одну и ту же природную данность, находясь в социокультурном пространстве, приобретает различные смыслы, ценностные акценты и ориентации,

превращаясь, таким образом, из биологического феномена в социокультурный феномен [3, 5]. Таким образом, «культурное тело» - это новообразование, возникающее в результате социализации индивида.

Человек в студенческом возрасте не только представляет картину собственного «культурного тела», но и оценивает его. При этом самооценка не воспринимается человеком безразлично, а пробуждает в нем эмоции, интенсивность которых зависит от контекста и от самого когнитивного содержания [1]. Обнаружение физического недостатка или не соответствия личным идеалам, или социокультурным эталонам красоты фрустрирует, порождая тревогу, и ведет к дезадаптации. Вследствие таких фрустраций может возникать синдром дисморфобии или бред физического недостатка [3, с. 49-50].

Для достижения действительно гармоничного «физического Я» необходимо применение самых разнообразных физических упражнений. Такой путь позволяет развить не только мышечную силу, координацию, ловкость, выносливость, быстроту и другие физические качества человека, а также красоту его движений. Речь идет, как уже отмечалось выше, о достижении точности, свободы, легкости, согласованности и ритмичности, которые характеризуют координационные способности человека и придают эстетическую осмысленность движениям его тела. Без красоты движений немыслима красота человека. Уместно напомнить слова Ф. Бэкона о том, что в деле красоты отдают предпочтение красивым формам перед красивым цветом и красоте движений лица и всего тела - даже перед красотой форм.

Преобразование внешнего облика, выполняя различные социально-психологические функции, позволяет человеку адаптироваться к жизни в обществе, отвечать существующим эстетическим или социальным нормам. Таким образом, преобразование внешнего облика играет роль адаптационно-компенсаторного механизма, позволяющего осуществлять регуляцию взаимоотношений личности и социума. Данный механизм проявляется в различных поведенческих стратегиях, так как преобразование «физического Я» сопровождает человека в традиционном обществе на протяжении всей его жизни. Это происходит по следующим причинам: во-первых, каждый новый возрастной этап, новая социальная роль подразумевает определенные изменения во внешнем облике и овладение соответствующими новому внешнему облику социальными нормами и правилами поведения; во-вторых, каждый исторический период выдает свои идеалы и эталоны физической привлекательности. Таким образом, характер и способ преобразований во внешнем облике определялся эстетическим идеалом эпохи [14].

Механизмом личностного развития является ориентация организма на «действенные» и «знаемые» ценности. Организм транслирует свои потребности в пространство поля опыта, которые, становясь «действенными» ценностями, ориентируют индивидуума на активные действия. Ценности «знаемые» - тоже результат проекции на «экран» феноменального поля потребностей, но уже не со стороны «организма», а со стороны «Я».

«Действенные» ценности, к которым можно отнести физическую активность, физическое развитие, движение, здоровье, как правило, ситуативны, динамичны и гибки, количественно и качественно непостоянны. Проявляясь в выборе реальных объектов и поведении человека, эти ценности сигнализируют о том, что значимо и необходимо человеку «здесь и сейчас» для реализации его тенденций к саморазвитию. Социально обусловленные «знаемые» ценности, достаточно стабильны и мало изменчивы, и образуют устойчивую фиксированную систему правил и требований внешнего мира.

Так как «самость» есть результат влияния социализации и воспитания на человека, то до ее появления «организм» ориентируется лишь на «действенные» ценности. А затем на человека начинают воздействовать две мощные силы: одна, идущая от организма и его тенденции к самоактуализации, и вторая, идущая от самости с ее

стремлением к получению любви и признания. Процесс эффективной личностной самореализации происходит, когда обе эти силы совпадают, а при несовпадении возможны разные сценарии деструктивного развития личности [8, 9, 12, 13, 14].

В заключении, хочется отметить тот факт, что развитие личности в студенческом возрасте - обусловленный и, вместе с тем, активный саморегулирующийся процесс. Его стимулирует внутреннее движение, в котором внешние обстоятельства всегда действуют через внутренние условия. С возрастом увеличивается роль собственной активности индивида в его психическом развитии, в формировании его как личности.

Личностное развитие в студенческом возрасте, оптимизируемое физической активностью, несет в себе элемент некой эмоциональной гармонии, который обобщает много вполне положительных сдвигов. Некоторые описывают этот эффект как повышение самооценки и уверенности в себе. Другие говорят, что силы, которые дают систематичные и пролонгированные занятия физическими упражнениями, переходят на другие аспекты жизни, вырабатывают упорство, создают ощущение, что задачи, ранее казавшиеся невыполнимыми, вполне доступны.

Можно предположить, что выделение эндорфинов имеет какое-то отношение ко всем этим ощущениям. Но когда речь заходит о переносе эффекта тренированности на обычную учебу и работу человека, вероятно, дело совсем в другом. Здесь действует некий широкий принцип позитивного изменения личности, помогающий поддерживать внутренний мир в состоянии гармонии.

С возрастом иссякают умственные и физические силы, организм меняется. Но разные люди взрослеют и стареют по-разному. И, кажется, что можно замедлить этот процесс или даже временно обратить его вспять, вернув себе свежесть и энергию, если не забывать о разумной физической активности. Физическая активность - именно тот фундамент, на котором вопреки годам укрепляется здоровье и оптимизируется личностное развитие.

Список литературы /References

1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986. 401 с.

2. Воробьев А.Н. Железная игра. М., 1980. С. 11-12.

3. Гавриленко А.А. Разработка теоретической модели физического Я в рамках Я-концепции // Вестник Университета. № 7(45). М., 2008. С. 49-50.

4. Кордюков В.Ф. Автореферат канд. дис. Дифференциально-акмеологические особенности развития кадров управления. М., 2006. С. 10.

5. НиколаеваВ.В., АрининаГ.А. Клинико-психологические проблемы психологии телесности // Психологический журнал, 2003. Т. 24. № 1.

6. Панкратьева Н.В., Попов В.Ф., Шиленко Ю.В. Здоровье - социальная ценность. М., 1989. С. 12.

7. Реан АА. Психология и психодиагностика личности: теория, методы, исследования, практикум. М., 2006.

8. Сайганова Е.Г. Акмеологическая программа, содействующая развитию личностной физической культуры и подготовке к государственной гражданской службе // European science. № 2 (51), 2020. С. 84-92.

9. Сайганова Е.Г. Акмеолого-педагогический аспект личностной физической культуры студентов вузов // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. Том 8. № 2A, 2019. С. 134-143.

10. Сайганова Е.Г. Акмеолого-педегогические особенности развития личностной физической культуры студентов вузов // European science. № 3 (45), 2019. С. 62-67.

11. Сайганова Е.Г. Психолого-акмеологические механизмы физической подготовки к государственной гражданской службе: многотомная коллективная монография (в 9 томах). Том 7 «Профессиональное образование: модернизационные аспекты», 2015. С. 109-145.

12. Сайганова Е.Г. Физическая культура в государственной гражданской службе: учебное пособие / Е.Г. Сайганова, В.Н. Марков; под общ. ред. А.А. Деркача. М.: Изд-во РАГС, 2009. 166 с.

13. Сайганова Е.Г. Физическая культура и подготовка к государственной гражданской службе: монография / Е.Г. Сайганова, В.А. Дудов. М.: Изд-во РАГС, 2011. С. 8598.

14. Сайганова Е.Г. Физическая культура. Бакалавриат: учебное пособие / Е.Г. Сайганова, В.А. Дудов. М.: Изд-во РАГС, 2011. С. 200.

15. Скворцова Е.В. Психологические механизмы социальной адаптации личности и проблема психического здоровья // Теория и практика физической культуры. № 11, 1996. С. 14.

FEATURES OF THE PHYSICAL CULTURE OF THE ACADEMY STUDENTS UNDER THE PRESIDENT OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE PANDEMIC PERIOD Sayganova E.G. (Russian Federation) Email: Sayganova461@scientifictext.ru

Sayganova Ekaterina Gennadievna - Candidate of Psychological Sciences, Assistant Professor, DEPARTMENT OF PHYSICAL EDUCATION AND HEALTH, RUSSIAN ACADEMY OF NATIONAL ECONOMY AND PUBLIC ADMINISTRATION UNDER THE PRESIDENT OF THE RUSSIAN FEDERATION MOSCOW

Abstract: the article is devoted to the analysis of the results of the study, the purpose of which was to determine the effectiveness of the work of the Department of Physical Education and Health of the RANEPA with the use of the RANEPA SDO in a pandemic, which affects the increase in the level of development of the student's personal physical culture.

The promptly taken measures allowed the staff of the Department of Physical Education and Health of the RANEPA to complete the program in the disciplines of physical culture in full under the conditions of forced self-isolation of students. As a result, students received the necessary amount of theoretical information and practical workload.

It seems that other higher educational institutions of Russia can use the experience of the RANEPA in the field of digitalization of the educational process in academic disciplines of physical culture in order to optimize their activities.

Keywords: educational disciplines ofphysical culture, online courses of the SDO RANEPA, personality, individuality.

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ АКАДЕМИИ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В

ПЕРИОД ПАНДЕМИИ Сайганова Е.Г. (Российская Федерация)

Сайганова Екатерина Геннадьевна - кандидат психологических наук, доцент, кафедра физического воспитания и здоровья, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Москва

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.