Научная статья на тему 'Фитотехнологии в улучшении условий труда в учреждениях социальной сферы'

Фитотехнологии в улучшении условий труда в учреждениях социальной сферы Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
293
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УСЛОВИЯ ТРУДА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РИСК / УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / МЕТОДЫ ФИТОТЕХНОЛОГИИ / АЭРОФИТОМОДУЛИ / ФИТОКОМПОЗИЦИИ / WORKING CONDITIONS / OCCUPATIONAL HAZARD / EDUCATIONAL INSTITUTIONS / HEALTH CARE FACILITIES / METHODS OF PHYTOTECHNOLOGY / AIR PHYTO-MODULES / PHYTO-COMPOSITIONS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Тимофеева Светлана Семеновна, Тимофеев Семен Сергеевич

Выполнен сравнительный анализ профессиональных рисков учреждений социальной сферы – образования (детские сады, школы, университеты) и здравоохранения (поликлиники, больницы, реабилитационные центры, аптеки). Проведено ранжирование рисков и выявлены наиболее высокорисковые профессии. Для улучшения условий труда и снижения профессиональных рисков предложено внедрять инновационные фитотехнологии – методы медико-экологического фитодизайна. Рекомендованы составы фитокомпозиций для детских садов, школ, университетов, больниц, аптек, способные улучшать параметры микроклимата и химический состав воздуха.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Тимофеева Светлана Семеновна, Тимофеев Семен Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYTO-TECHNOLOGIES FOR WORKING CONDITIONS IMPROVEMENT IN SOCIAL INSTITUTIONS

A comparative analysis is given to the occupational hazards of social institutions – educational institutions (kindergartens, schools, universities) and health care facilities (clinics, hospitals, rehabilitation centers, pharmacies). Risk ranging allows to identify the most high-risk professions. To improve working conditions and reduce occupational risks it is proposed to introduce innovative phyto-technologies – the methods of medical and ecological phyto-design. The authors recommend some phyto-compositions for kindergartens, schools, universities, hospitals and pharmacies that can improve microclimate parameters and chemical composition of air.

Текст научной работы на тему «Фитотехнологии в улучшении условий труда в учреждениях социальной сферы»

для различных типов моделей геоэлектрического разреза была получена эмпирическая формула для вычисления значения коэффициента с; в момент времени ti, способствующая получению уточненных результатов в ходе решения прямой задачи:

( 1 - Л й = аатах-1)-~0' (11)

где с0- выбирается из диапазона 1. 3 - 1.9; <га(0 - кажущаяся электропроводность в момент времени ^

оа т ах = тах{^}, } = 1..№; <г;- - удельная электропроводность -го слоя; к] - мощность у-го слоя; Д =

- величина "грубости" модели.

Данное выражение не является универсальным и в ряде случаев может не предоставить ощутимых улучшений в процессе моделирования, что должно послужить поводом для дальнейших исследований в этом направлении. Вместе с этим, использование описанной техники приближенного прямого моделирования возможно не только для зондирований становлением поля, но и для других методов электромагнитных исследований горизонтально-слоистых сред, что обеспечивается независимостью подхода от конфигурации источник-приемник и от методики проведения полевых работ в целом.

1. Ваньян Л.Л. Электромагнитные зондирования. М.: Научный мир, 1997. 219 с.

2. Кауфман А.А., Морозова Г.М. Теоретические основы метода зондирований становлением поля в ближней зоне. Новосибирск: Наука, 1970. 125 с.

3. Методические рекомендации по комплексной интерпретации геофизических данных при поисках рудных месторождений (на примере медно-никелевых месторождений северо-запада сибирской платформы) / Г.Г. Ремпель [и др.]; отв. ред. Г.Г. Ремпель. Новосибирск: Изд-во СНИИГГиМС, 1979. 92 с.

ский список

4. Рыжов А.А. Алгоритм расчета электромагнитных полей в поляризующихся горизонтально-слоистых средах // Физика Земли. 1989. № 2.

5. Niels B. Christensen. A generic 1-D imaging method for transient electromagnetic data // Geophysics. Vol. 67, No. 2 (March-April 2002). P.438-447.

6. Walter L. Anderson. Computer Program. Numerical integration of related Hankel transforms of orders 0 and 1 by adaptive digital filtering // Geophysics. Vol. 44, No. 7 (July 1979). P.1287-1305.

УДК 663.1

ФИТОТЕХНОЛОГИИ В УЛУЧШЕНИИ УСЛОВИЙ ТРУДА В УЧРЕЖДЕНИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

© С.С. Тимофеева1, С.С. Тимофеев2

Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Выполнен сравнительный анализ профессиональных рисков учреждений социальной сферы - образования (детские сады, школы, университеты) и здравоохранения (поликлиники, больницы, реабилитационные центры, аптеки). Проведено ранжирование рисков и выявлены наиболее высокорисковые профессии. Для улучшения условий труда и снижения профессиональных рисков предложено внедрять инновационные фитотехнологии - методы медико-экологического фитодизайна. Рекомендованы составы фитокомпозиций для детских садов, школ, университетов, больниц, аптек, способные улучшать параметры микроклимата и химический состав воздуха. Ил. 2. Табл. 1. Библиогр. 14 назв.

Ключевые слова: условия труда; профессиональный риск; учреждения образования, здравоохранения; методы фитотехнологии; аэрофитомодули; фитокомпозиции.

PHYTO-TECHNOLOGIES FOR WORKING CONDITIONS IMPROVEMENT IN SOCIAL INSTITUTIONS S.S. Timofeeva, S.S. Timofeev

Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

A comparative analysis is given to the occupational hazards of social institutions - educational institutions (kindergartens, schools, universities) and health care facilities (clinics, hospitals, rehabilitation centers, pharmacies). Risk ranging allows to identify the most high-risk professions. To improve working conditions and reduce occupational risks it is proposed to

1Тимофеева Светлана Семеновна, доктор технических наук, профессор, зав. кафедрой промышленной экологии и безопасности жизнедеятельности, тел.: (3952) 405l 06.

Timofeeva Svetlana, Doctor of technical sciences, Professor, Head of the Department of Industrial Ecology and Safety of Life Activity, tel.: (3952) 405106.

2Тимофеев Семен Сергеевич, старший преподаватель кафедры промышленной экологии и безопасности жизнедеятельности, тел.: (3952) 405671.

Timofeev Semen, Senior Lecturer of the Department of Industrial Ecology and Safety of Life Activity, tel.: (3952) 405671.

introduce innovative phyto-technologies - the methods of medical and ecological phyto-design. The authors recommend some phyto-compositions for kindergartens, schools, universities, hospitals and pharmacies that can improve microclimate parameters and chemical composition of air. 2 figures. 1 table. 14 sources.

Key words: working conditions; occupational hazard; educational institutions; health care facilities; methods of phy-totechnology; air phyto-modules; phyto-compositions.

В настоящее время при стремительном развитии всех сфер деятельности организаций, функционирующих в рыночных условиях, неотъемлемым элементом является риск. Он, сопровождая любые сферы деятельности, определяет главные параметры менеджмента риска. В настоящий момент при всем многообразии видов рисков необходимо выделить управление профессиональными рисками как основу управления системой сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Сегодня управление профессиональными рисками предусматривает, прежде всего, оценку влияния вредных и опасных производственных факторов на состояние здоровья работающего человека.

Следует отметить, что профессиональный риск присущ не только промышленным объектам, но и объектам социальной сферы. Значимость социальной сферы как элемента развития общества огромна. Образование является социальным институтом, который выполняет функции обучения и воспитания. Система здравоохранения - это форма осуществления медицинской деятельности. В систему образования входят дошкольное воспитание, общеобразовательная школа и высшее образование, в систему здравоохранения -больницы, поликлиники, реабилитационные центры, аптеки. Таким образом, учитывая важность социальных объектов, уровни профессиональных рисков необходимо снижать.

Сегодня при быстрых темпах развития промышленности, предлагаются различные технологии улучшения условий труда. Все они связаны с внедрением различного рода технологического оборудования. Но, как показывает практика, для многих предприятий внедрение того или иного оборудования требует немалых материальных затрат. Если для частных организаций и многочисленных предприятий затраты от внедрения будут несущественны, то для социальных, т.е. бюджетных, учреждений такие затраты проблематичны. В связи с этим, внедрение новых технологий улучшения условий труда, которые были бы незатратными для бюджетных учреждений, является актуальной темой.

В настоящей работе выполнен сравнительный анализ профессиональных рисков в учреждениях образования и здравоохранения Иркутской области и разработаны подходы к их снижению методами фито-технологии. Предлагаемый метод улучшения условий труда носит инновационный характер, т.к. внедрение аэрофитомодулей для улучшения внутренней среды находится на стадии опытно-промышленных испытаний.

Ежегодные экономические потери в связи с производственным травматизмом и профессиональной заболеваемостью в сфере экономики исчисляются мил-

лиардами рублей. В связи с этим особое значение в нашей стране приобретает разработка современных методов оценки и управления профессиональными рисками.

В последние три-четыре года существенно изменилась законодательная и нормативно-правовая база в области внедрения в практическую оценку деятельности предприятий и учреждений понятия «профессиональный риск». С 1 января 2011 года введен в действие национальный стандарт ГОСТ Р 12.0.010-2009, который определяет:

- показатели ущерба и рисков (наиболее применимые), порядок их использования для оценки рисков;

- порядок выявления опасностей, последствия которых могут привести к возникновению ущерба здоровью и жизни работника;

- порядок расчета вероятностей возникновения ущерба [1].

Федеральным законом от 18.07.2011 г. №238-Ф3 внесены изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации - в него ввели понятия "профессиональный риск" и "управление профессиональными риска-ми"[2]. С 1 декабря 2012 г. введен в действие национальный стандарт ГОСТ Р ИСО/МЭК 310102011 «Менеджмент риска. Методы оценки риска». В стандарте приведен 31 метод оценки риска, все их можно использовать в практической деятельности [3].

Согласно нормативно-правовым документам, профессиональный риск - это вероятность повреждения (утраты) здоровья или смерти, связанная с исполнением обязанностей по трудовому договору (контракту) и (или) в иных установленных законом случаях. Иначе, профессиональный риск - это количественная и качественная характеристика вредных эффектов, способных развиваться в результате воздействия производственно-профессиональных факторов на конкретном рабочем месте в определенной профессии при специфических условиях экспозиции с возможными дальнейшими вредными последствиями. Анализ профессионального риска включает следующие основные этапы: идентификация опасностей, оценка экспозиции, оценка зависимости «доза-эффект», характеристика риска.

В основу выполненных исследований положены результаты оценки условий труда на объектах социальной сферы Иркутской области, выполненные в испытательной лаборатории по условиям труда Иркутского государственного технического университета и ООО «Инновационный центр Техносферная безопасность». Для учреждений образования и здравоохранения из всех рассмотренных методов оценки риска наиболее приемлемыми будут методы, основанные на аттестации рабочих мест по условиям труда. Сегодня аттестация рабочих мест является наибо-

лее адекватным инструментом ранжирования рисков.

Объектами наших исследований были учреждения образования (10 детских садов, 6 школ, 2 университета) и здравоохранения (10 больниц, 3 реабилитационных центра, 4 аптеки). Всего проанализировано 1234 карты аттестации.

Оценку профессиональных рисков проводили по трем методикам: прогнозная оценка профессиональных рисков по результатам АРМ [4]; оценка индивидуального профессионального риска в зависимости от возраста и стажа работающего[5]; оценка профессионального риска по Р 2.2.1766-03 с учетом времени экспозиции и дозы действующего фактора [6].

В таблице и на рис. 1, 2 приведены результаты оценки рисков различными методами и итоговое значение риска.

Анализируя полученные данные, можно выделить профессии, которым присущ высокий уровень риска. Профессиональные риски учреждений образования средние и низкие. В учреждениях здравоохранения высокорисковыми профессиями являются врачи -специалисты и лаборанты больниц и поликлиник.

Анализ профессиональных рисков на объектах социальной сферы показал, что наиболее значимыми факторами являются параметры внутренней среды помещений, а именно микроклимат, бактериальная обсемененность и химические вещества.

Микроклимат - совокупность физико-химических и биологических свойств воздушной среды. Для школы эту среду составляют ее помещения. Гигиенически нормальный воздух в школе - важное условие успеваемости и работоспособности.

К числу проблем по показателям микроклимата в помещениях школы можно отнести:

- поддержание в норме воздушно-теплового режима в кабинетах;

- озеленение кабинетов;

- использование безопасных отделочных материалов.

При длительном пребывании в классе или кабинете 35-40 учеников воздух перестает отвечать гигиеническим требованиям. Изменяются его химический состав, физические свойства и бактериальная загрязненность. Все эти показатели резко возрастают к концу уроков.

Косвенным показателем загрязнения воздуха в закрытых помещениях является содержание углекислого газа. Предельно допустимая концентрация (ПДК) углекислого газа в школьных помещениях составляет 0,1%, но уже при меньшей его концентрации (0,08%) у детей младших возрастов наблюдается снижение уровня внимания и сосредоточенности.

Расчетные нормы объема воздуха на одного ученика в классе (так называемый воздушный куб) обычно не превышают 4,5-6 куб. м. Но чтобы в классе в воздухе в течение урока концентрация углекислого газа не превышала 0,1%, ребенку 10-12 лет требуется около 16 куб. м воздуха. Для детей в возрасте 14-16 лет потребность в нем увеличивается до 25-26 куб. м. Эта величина названа объемом вентиляции: чем

старше ученик, тем она больше. Для обеспечения указанного объема необходима трехкратная смена воздуха.

По данным многих исследований, у молодых учителей частыми являются обращения в медицинские учреждения в связи с развитием заболеваний сердечно-сосудистой системы, язвенных заболеваний желудочно-кишечного тракта, заболеваний неврогенного характера (нервные истощения, неврозы). Для учителей со стажем работы 15-20 лет характерны «педагогические кризисы», «истощение», «сгорание». Педагоги часто болеют острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом (несколько раз в год - 51%, один раз в год - 25,1%). Наиболее подвержены профессиональному стрессу учителя начальных классов, лингвистических дисциплин, руководители образовательных учреждений со стажем работы до 5 лет и педагоги со стажем более 10 лет [7].

Наличие микроорганизмов в воздухе и на поверхностях в медицинских учреждениях может являться причиной заболеваемости медицинского персонала. В процессе своей деятельности работники сферы здравоохранения могут подвергаться воздействию токсико-химических факторов, вызывающих профессиональные заболевания. Загрязнение лекарственными веществами (особенно антибактериальными) рабочих помещений в медицинских учреждениях часто становится причиной развития у медработников аллергозов и токсических поражений. Такие лекарственные препараты, как йод, камфора, бром, эфир, мышьяк, нитроглицерин, в определенных условиях и дозах могут вызывать острые и хронические интоксикации. Чаще всего их вредному воздействию подвергаются специалисты хирургического профиля (анестезиологи, реаниматологи, хирурги).

Профессиональная бронхиальная астма является одним из распространенных аллергических заболеваний медицинских работников. Так, среди обследованных медицинских работников профессиональная бронхиальная астма была диагностирована у 56 человек, что составляет 62,2% среди всех выявленных аллергических заболеваний за данный период (аллергическая крапивница составляет 18,9%, аллергические риниты - 8,9%, аллергические дерматиты - 10,5%). Профессиональная бронхиальная астма диагностирована у 9 врачей, 6 фармацевтов, 39 медицинских сестер и 2 провизоров.

Поражение верхних дыхательных путей химическими веществами раздражающего действия характерны для младшего медицинского персонала, работников лабораторий, фармацевтических работников, оно проявляется в форме неспецифических катаров слизистой оболочки. Так, при изучении микроклимата операционных было обнаружено, что даже при нормально функционирующей системе вентиляции концентрация наиболее широко распространенного анестетика - эфира в зоне дыхания анестезиолога превышает ПДК в 10-11 раз, в зоне дыхания хирурга - в 3 раза. Это может приводить к развитию токсико-аллергического гепатита [8].

Оценка профессиональных рисков по различным методикам

Наименование рабочего места (профессии, должности) Профессиональный риск Итоговое значение риска

Оценка по результатам АРМ Метод ИПР Метод по Руководству Р.2.2.1766-03

Значение риска Интервал определения Значение риска Интервал определения Значение риска Интервал определения

Объекты образования

Центр развития ребенка - детский сад №16 «Жемчужинка» г. Тулуна

Директор 22,77 10-30% 0,1 Менее 0,13 0,22 0,12-0,24 Средний риск

Средний риск Низкий риск Средний риск

Воспитатель 12,35 10-30% 0,09 Менее 0,13 0,08 0,05-0,11 Низкий риск

Средний риск Низкий риск Низкий риск

Педагог дополнительного образования 9,52 Менее 10% 0,12 Менее 0,13 0,22 0,12-0,24 Низкий риск

Низкий риск Низкий риск Средний риск

Учитель 16,93 10-30% 0,1 Менее 0,13 0,22 0,12-0,24 Средний риск

Средний риск Низкий риск Средний риск

МОУ Средняя общеобразовательная школа №10 г. Иркутска

Директор 36,57 10-30% 0,11 Менее 0,13 0,22 0,12-0,24 Средний риск

Средний риск Низкий риск Средний риск

Учитель 21,71 10-30% 0,11 Менее 0,13 0,22 0,12-0,24 Средний риск

Низкий риск Средний риск

ГОУ ВПО Иркутский государственный университет

Профессор 22,57 10-30% 0,1 Менее 0,13 0,22 0,12-0,24 Средний риск

Средний риск Низкий риск Средний риск

Доцент 0 Менее 10% 0,08 Менее 0,13 0 0 Низкий риск

Низкий риск Низкий риск Риск отсутствует

Преподаватель 12,52 10-30% 0,09 Менее 0,13 0,16 0,120,24 Средний риск

Средний риск Низкий риск Средний риск

Лаборант (хим. факультет) 16,42 10-30% 0,11 Менее 0,13 0,36 0,250,49 Средний риск

Средний риск Низкий риск Высокий риск

Объекты здравоохранения

МУЗ «Городская больница №5»

Врач-специалист 21,31 10-30% 0,23 0,22-0,39 0,44 0,250,49 Высокий риск

Средний риск Высокий риск Высокий риск

Медицинская сестра 17,91 10-30% 0,15 0,13-0,21 0,22 0,120,24 Средний риск

Средний риск Средний риск Средний риск

Лаборант 17,82 10-30% 0,24 0,22-0,39 0,47 0,250,49 Высокий риск

Средний риск Высокий риск Высокий риск

Санитарка 8,82 Менее 10% 0,14 0,13-0,21 0,33 0,250,49 Средний риск

Низкий риск Средний риск Высокий риск

МО «Городская поликлиника №1»

Врач-специалист 23,88 10-30% 0,24 0,22-0,39 0,38 0,250,49 Высокий риск

Средний риск Высокий риск Высокий риск

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Медицинская сестра 21,31 10-30% 0,19 0,13-0,21 0,22 0,120,24 Средний риск

Средний риск Средний риск Средний риск

Лаборант 17,82 10-30% 0,23 0,22-0,39 0,48 0,250,49 Высокий риск

Средний риск Высокий риск Высокий риск

Фельдшер 12,32 10-30% 0,22 0,22-0,39 0,16 0,120,24 Средний риск

Средний риск Высокий риск Средний риск

Санитарка 8,82 Менее 10% 0,14 0,13-0,21 0,33 0,250,49 Средний риск

Низкий риск Средний риск Высокий риск

ООО «Добрый доктор»

Провизор 21,31 10-30% 0,14 0,13-0,21 0,35 0,250,49 Средний риск

Средний риск Средний риск Высокий риск

Фармацевт 17,91 10-30% 0,13 0,13-0,21 0,16 0,120,24 Средний риск

Средний риск Средний риск Средний риск

0,799 п тсо

0,782 0,769

0,8 0,7 0,6 0,5 0,4 0,3 0,2 0,1 0

> Максимально допустимый уровень годового профессионального риска -Обощенный уровень годового профессионального риска

Рис.1. Обобщенный уровень годового профессионального риска на объектах социальной сферы

Иркутской области

хл

1Д 1

0,9 0,8 0,7 0,6 0,5 0,4 0,3

•0,36 4 0,44 "0,47 *о,зв -олв -0,33 40,35

"0,22 "0,22 40,22 "0,22 40,22 40,22 "0,16 40,22 40,33 40,22 40,16 40,16

-олв Я

О* Л? ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ¿> ¿Р ^

А* Л® Л» Л? > с?" С:У У Ж Л? с?-

^ с/ ^ у- / / / «Г «Г Л- ^ ^ хо ^ ^ А"

/У У У //// ///,/ // //V

// * «VV

<?■ ¿г # „X ^ >

^ ^ ^ ^ </ > # ^ с/ „/

# -Г

о

У

■ Пренебрежимо малый риск-менее0,05 |Малый риск-0,05-0,11 Высокий риск025-0,49 Очень высокий риск0,5-1,0

Средний риск-0,12-0,24 Сверхнысокий риск - более 1,0

Рис.2. Индивидуальные профессиональные риски на объектах социальной сферы

На современном этапе развития технологий тех-носферной безопасности можно выделить два основных подхода к улучшению внутренней среды помещений. Прежде всего, это технологический подход, реализуемый при помощи технических средств и архитектурно-планировочных решений. Так, например, в производственных помещениях для создания благоприятных условий воздухообмена используют различные типы вентиляции и кондиционирования, устанавливают ионизаторы воздуха, увлажнители и другие устройства. Все эти методы узко специализированы, недостаточно эффективны, способны вызывать побочные эффекты, сложны в техническом отношении, а созданная ими среда обеднена биологически активными веществами. Заметим, что все существующие технические средства не способны обеспечить "природных" свойств воздуха в закрытых помещениях.

Поэтому применение именно биологических (фи-тотехнологических) способов улучшения внутренней среды закрытых помещений в настоящее время можно рассматривать как один из инновационных, наиболее перспективных и эффективных методов управления техносферной безопасностью. Ранее нами методы фитотехнологии детально проработаны и внедрены для обезвреживания сточных вод [9-11].

Биологический подход управления параметрами внутренней среды помещений для улучшения качества и повышения комфортности условий жизнедеятельности получил название медико-экологический фитодизайн

(МЭФ-дизайн). МЭФ-дизайн рассматривает растения как объекты живой природы, способные выступать одним из факторов средообразования внутреннего пространства помещений [12, 13].

Исходя из многолетнего опыта авторов по разработке фитотехнологий очистки сточных вод и внутренней среды помещений, можно констатировать, что

растения во внутренней среде помещений выполняют следующие основные функции:

• фильтрационную (способствуют осаждению взвешенных веществ);

• увлажнительную (за счет процесса транспи-рации изменяют микроклимат среды, увлажняют воздух);

• поглотительную (поглощают биогенные элементы, некоторые органические вещества);

• накопительную (способны накапливать некоторые металлы и трудно разлагаемые органические соединения);

• санитарную (обладают бактерицидными свойствами за счет выделения фитонцидов и подавления патогенной микрофлоры);

• окислительную (в процессе фотосинтеза обогащают кислородом окружающую среду);

• детоксикационную (способные накапливать токсичные вещества и превращать их в нетоксичные растения в процессе жизнедеятельности выделяют биологически активные вещества - терпеноиды, эфирные масла, фенолы, алкалоиды, липиды, моно- и полисахариды и т.д., - обладающие способностью связывать промежуточные продукты обмена, образующиеся при действии на организм вредных химических веществ);

• нейтрализационную (выделяют растительные летучие фитоорганические вещества, являющиеся источниками образования отрицательных ионов, которые, в свою очередь, нейтрализуют положительные ионы, содержащиеся в загрязненном воздухе, т.е. смягчают ионизирующее воздействие и повышают резистентность, работоспособность, адаптационные возможности и энергетический потенциал организма человека, увеличивают защитные силы организма, нормализуют процессы возбуждения и торможения в коре больших полушарий головного мозга, повышают

работоспособность и выносливость при физических нагрузках);

• психологическое воздействие (являются объектом, переключающим внимание в стрессовых ситуациях, т.е. позволяют нейтрализовать информационное загрязнение человека).

Тропические и субтропические растения, которые рекомендуется использовать для профилактических и лечебных целей, объединяют в три группы:

1-я группа - растения, летучие выделения которых обладают выраженной антибактериальной, антивирусной, противогрибковой активностью в отношении воздушной микрофлоры (фитонцидные растения), например, плющ обыкновенный, аукуба японская, пе-перомия туполистная и многие другие;

2-я группа - растения, летучие выделения которых улучшают сердечную деятельность, повышают иммунитет, обладают успокаивающим, противовоспалительным и другими лечебными действиями, например, мирт обыкновенный, розмарин лекарственный, лимон, герань душистая, лавр благородный;

3-я группа - растения-фитофильтры, поглощающие из воздуха вредные газы, например, хлорофитум хохлатый, фикус Бенджамина, некоторые виды семейства бромелиевых.

Применительно к разным учреждениям социальной сферы нами рекомендуются разные аэрофито-модули или фитокомпозиции.

В детских садах самая распространенная проблема - острые респираторные вирусные инфекции.

В СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях" в пункте 7.6. прописано: «На подоконниках в групповых не следует размещать широколистные цветы, снижающие уровень естественного освещения, а также цветы, превышающие высоту 15 см (от подоконника)». Таким образом, при составлении фитокомпозиции следует обращать внимание на цветы мелколистные, невысокие. Размещать фитокомпози-цию следует на подоконниках, тем самым, ограничивая доступ детей к цветам. Размещение цветов на подоконнике в зимнее время является верным решением, т.к. подобранные цветы могут увлажнять воздух.

Для детских садов можно предложить увлажняющую и бактерицидную фитокомпозицию. В нее входят:

плющ обыкновенный (Hedera helix), лиана 2 м;

сенполия (Saintpaulia), 10 см;

аглаонема скромная (Aglaonema modestum), 15 см;

пеперомия туполистная (Peperomia obtusifolia), 20 см;

амариллис (Amaryllis), 40 см.

Плющ из-за его свойств лиан можно разместить в кашпо между окон в простенках. Амариллис и аглао-нему также можно разместить в кашпо на высоте 1,5 метров на стене. Остальные растения можно разметить на подоконнике.

В СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждени-

ях» в пункте 7.1.9. указывается, что «для рационального использования дневного света и равномерного освещения учебных помещений следует:

- не расставлять на подоконниках цветы, их размещают в переносных цветочницах высотой 65-70 см от пола или в подвесных кашпо в простенках между окнами». Таким образом, учитывая требования санитарных правил и норм, можно рекомендовать фито-композицию для школ следующего состава:

каланхое Блосфельда (Kalanchoe Blosfelda), 40 см;

клеродендрум Томсона (Clerodendron Thomsonae), лиана 2 м;

хойя мясистая (Hoya carnosa), лиана 3 м; спатифилиум Уолиса (Spathiphyllum wallisii), до 50 см;

эхмея полосатая (Aechmea fasciata), до 60 см; жасмин лекарственный (Jasminum officinale), лиана до 4 м;

гиппеаструм гибридный (Hippeastrum hibrida), 65 см.

Лианы следует располагать в простенках между окон, остальные цветы - в переносных цветочницах. Предложенные виды необходимо располагать в композиции так, чтобы светолюбивые растения находились на ярком свету, а теневыносливые растения были защищены от действия прямых солнечных лучей.

В вузах при подборе композиции необходимо учитывать большое количество людей. Поэтому рекомендуем арофитомодули следующего состава:

плющ обыкновенный (Hedera helix), лиана 2 м; антуриум Андре (Anthurium andreanum), 30 см; маранта трехцветная (Maranta tricolor), 20 см; аглаонема скромная (Aglaonema modestum), 40 см;

диффенбахия раскрашенная (Diffenbachia picta), 45 см;

спатифилиум Уолиса (Spathiphyllum wallisii), 50 см; монстера деликатесная (Monstera deliciosa), 1 м. Для помещений больниц предлагаем следующую композицию, которая будет располагаться в ординаторской и палатах. В ее состав могут входить: бегония серебристая(Begonia lucerna), 20 см; кодиеум (Codiaeum reidii), 25 см; традесканция (Tradescantia blossfeldiana), 20 см; каланхое Блосфельда (Kalanchoe Blosfelda), 30 см;

бегония Клеопатра (Begona Cleopatra), 40 см. Для поликлиник предлагается следующая фито-композиция:

офиопогон японский (Ophiopogon japonicus), 50 м; плющ обыкновенный (Hedera helix), лиана 2 м; эхмея полосатая (Aechmea fasciata), до 60 см; сансевиерия (Sansevieria trifasciata), 40 см сансевиерия Хании (Sansevieria hanii), 10 см. Аэрофитомодули для аптек могут содержать: каланхоэ Блосфельда (Kalanchoe Blossfeldiana), 30 см;

мирт обыкновенный (Myrtus communis), 30 см; кодиеум (Codiaeum Norma), 25 см; гибискус (Hibiscus), 40 см;

спатифиллум Уолиса (Spathiphyllum Wallisii), 50 см.

На основе проведенного анализа по свойствам растений можно предложить универсальную фитоком-позицию, которая используется для улучшения комплекса микроклиматических, микробиологических и визуальных параметров внутренней среды помещений. В ее состав могут входить:

гусмания гибридная (Guzmania x), 50 см; фикус стреловидный (Ficus sagittata), 40 см; плющ обыкновенный (Hedera helix), лиана 2 м; аглонема скромная (Aglaonema modestum); антуриум Андре (Anthurium andreanum), 40 см.

Фитозоны в учреждениях образования и здравоохранения можно устраивать в виде зимних садов, интерьерных фитокомпозиций, аранжировок и букетов в зависимости от площади помещений и назначений.

Технико-экономический расчет показал, что общая экономическая эффективность капитальных вложений от внедрения универсальной фитокомпозиции составляет 1,48%. Срок окупаемости такой композиции -3 месяца. Эффективность достигается тем, что благодаря установке фитокомпозиции снижается уровень общих инфекционных заболеваний, которые характерны для объектов социальных сфер.

Библиографический список

1. ГОСТ Р 12.0.010-2009. Системы управления охраной труда. Определение опасностей и оценка рисков. Введ. 01.01.2011. М.: Изд-во стандартов, 2011. 10 с.

2. О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации: Федер. закон № 238-Ф3 : по состоянию на 18 июля 2011 г. М.: Эксмо, 2011. 2 с.

3. ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010-2011. Менеджмент риска. Методы оценки риска. Введ. 11.12.2012. М.: Изд-во стандартов, 2012. 74 с.

4. Р 2.2.2006-05. Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии

и классификация условий труда. Введ. 01.11.2005. М.: Изд-во стандартов, 2005. 143 с.

5. Тимофеева С.С., Хамидуллина Е.А. Основы теории риска. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2012. 175 с.

6. Руководство по оценке профессионального риска для здоровья работников. Организационно-методические основы, принципы и критерии оценки. М.: Изд-во стандартов, 2003. 24 с.

7. Ахмерова С.Г. Профессиональные заболевания педагогов // Справочник руководителя образовательного учреждения. 2012. №8. С. 3-5.

8. Профессиональные аллергозы у работающих (распро-

страненность, этиология, патогенез, диагностика, профилактика): монография / Г.М. Бодиенкова [и др.]. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2008. 140 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Тимофеева С.С., Тимофеев С.С. Современные фито-технологии в решении экологических проблем Байкальского региона // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2012. №2 (61). С.52-58.

10. Тимофеева С.С., Тимофеев С.С. Биотехнологическая очистка сточных вод объектов нефтедобычи // Безопасность в техносфере. 2010. №4. С.12-16.

11. Тимофеева С.С., Тимофеев С.С. Фитотехнологии и возможности их применения в условиях Восточной Сибири // Вестник ИГСХА. 2012. № 48, февраль. С.136-145.

12. Некрасова М.А., Кристинина Н.В. Методы экологического управления. Медико-экологический фитодизайн. М., 2004. С.174.

13. Тимофеева С.С. Эколого-медицинский фитодизайн как метод оздоровления условий труда // Проблемы освоения минеральной базы Восточной Сибири. 2012. Вып.12. С.163-169.

14. Цыбуля Н.В., Фершалова Т.Д. Фитонцидные растения в интерьере (оздоровление воздуха с помощью растений). Новосибирск: Новосибирское кн. изд-во, 2000. 112 с.

УДК 551.24

О ПОЛИГЕННОСТИ И ГЕТЕРОГЕННОСТИ МИГМАТИТОВ ПРИОЛЬХОНЬЯ

© В.В. Шульга1, А.П. Кочнев2

Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Приведены результаты комплексного геолого-петрологического изучения мигматитов региона. Мигматизирован-ные породы по способу образования и в соответствии с петрографическим кодексом разделены на три класса: сегрегационно-метаморфические, метасоматические, инъекционно-магматические. Результаты исследования позволили дополнительно выделить класс гетерогенных мигматитов, а также предложить алгоритм диагностики мигматитовых комплексов. Ил. 4. Библиогр. 12 назв.

Ключевые слова: мигматиты; генетические типы мигматитов; полигенность; гетерогенность.

1Шульга Валентина Валерьевна, кандидат геолого-минералогических наук, доцент кафедры прикладной геологии, тел.: 89641199090, e-mail: shulga@istu.edu

Shulga Valentina, Candidate of Geological and Mineralogical sciences, Associated Professor of the Department of Applied Geology, tel.: 89641199090, e-mail: shulga@istu.edu

2Кочнев Анатолий Петрович, доктор геолого-минералогических наук, профессор кафедры прикладной геологии, тел.: (3952) 405114, e-mail: kochnev@istu.edu

Kochnev Anatoly, Doctor of Geological and Mineralogical Sciences, Professor of the Department of Applied Geology, tel.: (3952) 405114, e-mail: kochnev@istu.edu

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.