Научная статья на тему 'Фитомодуль вертикального озеленения с определенным набором растений как решение проблемы улучшения микроклимата в помещениях образовательных учреждений'

Фитомодуль вертикального озеленения с определенным набором растений как решение проблемы улучшения микроклимата в помещениях образовательных учреждений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
348
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ОЗЕЛЕНЕНИЕ ПОМЕЩЕНИЙ / ВЕРТИКАЛЬНЫЙ ФИТОМОДУЛЬ / БЛАГОТВОРНОЕ ВЛИЯНИЕ / ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА / ФИТОКОМПОЗИЦИЯ / МОДУЛЬ ВЕРТИКАЛЬНОГО ОЗЕЛЕНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семенова Е.А.

Поддержание здоровья студентов является одной из основных обязанностей образовательного учреждения. Поэтому становится все более актуальной необходимость наличия в организации образовательного процесса, в каждом учебном заведении особой профилактической составляющей, направленной на поддержание и сохранение физического и психического здоровья обучающихся. Вертикальный фитомодуль с определенным набором растений обеспечивает очищение воздуха в помещении, поддерживает здоровье и психологическое состояние людей, находящихся рядом с фитомодулем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Семенова Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Фитомодуль вертикального озеленения с определенным набором растений как решение проблемы улучшения микроклимата в помещениях образовательных учреждений»

мировалась при совместном использовании N130P150K170, Са, Mg, микроэлементов, аминокислот и эпибрассинолида и была достоверно выше контроля на 35 г

Дозу удобрений N130P150K170 в схемах питания рассчитывали под планируемую урожайность томата в 80 т/га. По всем вариантам опыта, при применении удобрений, урожайность томата превосходила запланируемый уровень и варьировала в пределах 85,5-93,1 т/га. Применение удобрений способствовало увеличению урожайности томата по сравнению с контролем - разница была выше значений НСР05. При использовании в составе схемы питания только N130P150K170 урожайность томата была больше, по сравнению с контролем, на 7,0 т/га.

При внесении в схему питания кальция, магния и микроэлементов совместно с N130P150K170 урожайность томата существенно увеличилась относительно контроля - на 10,0 т/га, что свидетельствует о важной роли мезо - и микроэлементов в обменных процессах растений. При применении аминокислот и эпибрассинолида совместно с N130P150K170 урожайность томата существенно увеличилась, по сравнению с контролем, на 12,2 т/га. Комплексное использование в схеме питания N130P150K170 Са, Mg, микроэлементов (Fe, Mn, Cu, Zn, Мо), аминокислот и эпибрассинолида способствовало получению наибольшей урожайности томата в опыте - 93,1 т/га, что было достоверно выше относительно контроля на 14,6 т/га.

Таким образом, применение в технологии выращивания томата расчетной дозы удобрений N130P150K170 с различными сочетаниями мезо-, микроэлементов и биологически активных веществ способствовало увеличению площади листьев, средней массы плода и формированию урожайности томата выше планируемого уровня в 80 т/га, причем наибольшая эффективность получена при совместном применении N130P150K170, Са, Mg, микроэлементов (Fe, Mn, Cu, Zn, Мо), аминокислот, эпибрассинолида.

Список литературы:

1. Айсанов, Т. С. Влияние систем удобрений на химический состав растений и технологические показатели зерна озимой пшеницы / Т. С. Айсанов, А.Н. Есаулко, М.С. Сигида, Е.В. Голосной, С.А. Коростылев // Проблемы развития АПК региона. - 2015. - Т. 23. - № 3 (23). - С. 4-7.

2. Алиев, А. Ю. Влияние минеральных удобрений на растения томата / А. Ю. Алиев, Б. Х. Шахбазов // Вестник с.-х. науки. - Баку, 1989. - Т. 6. - С. 58-60.

3. Есаулко, А. Н. Влияние длительного применения систем удобрений на показатели pH чернозема выщелоченного / А. Н. Есаулко, Т. С. Айсанов, А. Ю. Фурсова, М. Ю. Кузьменко // Аграрная наука, творчество, рост/ Сборник научных трудов по материалам II Международной научно-практической конференции. Ставрополь, 2012. - С. 7-9.

4. Есаулко, А. Н. Влияние систем удобрения и схем посева на урожайность столовой свеклы / А. Н. Есаулко, С. Н. Перваков, Т. С. Айсанов // Современные ресурсосберегающие инновационные технологии возделывания сельскохозяйственных культур в Северо-Кавказском федеральном округе/ 77-я ежегодная научно-практическая конференция. Ставрополь, 2013. - С. 33-36.

5. Зволинский, В. П. Особенности получения планируемых урожаев культуры томата в условиях Нижнего Поволжья / В.П. Зволинский, А.А.Шершнев // Теоретические и прикладные проблемы агропромышленного комплекса. - 2012. - № 3. - С. 38-40.

6. Тютюма, Н. В. Оптимизация уровня минерального питания томатов при капельном орошении в условиях севера Астраханской области / Н. В. Тютюма, Н. И. Кудряшова // Вестник Российской академии сельскохозяйственных наук. - 2014. - № 2. - С. 17-18.

УДК 635.91 UDC 635.91

ФИТОМОДУЛЬ ВЕРТИКАЛЬНОГО FITOMODULE OF VERTICAL

ОЗЕЛЕНЕНИЯ С ОПРЕДЕЛЕННЫМ GARDENING WITH A PARTICULAR

НАБОРОМ РАСТЕНИЙ КАК SET OF PLANTS AS THE

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ SOLUTION TO THE PROBLEM OF

УЛУЧШЕНИЯ МИКРОКЛИМАТА IMPROVEMENT OF INDOOR CLIMATE

В ПОМЕЩЕНИЯХ IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Semenova E.A. Nevinnomyssky

Е.А. Семенова, преподаватель ГБПОУ Невинномысский индустриальный колледж

danilenkolena87@yandex.ru Поддержание здоровья студентов является одной из основных обязанностей образовательного учреждения. Поэтому становится все более актуальной необходимость наличия в организации образовательного процесса, в каждом учебном заведении особой профилактической составляющей, направленной на поддержание и сохранение физического и психического здоровья обучающихся. Вертикальный фитомодуль с определенным набором растений обеспечивает очищение воздуха в помещении, поддерживает здоровье и психологическое состояние людей, находящихся рядом с фитомо-дулем.

Ключевые слова: здоровье, озеленение помещений, вертикальный фитомодуль, благотворное влияние, организм человека, фитокомпозиция, модуль вертикального озеленения

industrial college

Maintaining the health of the students is one of the main responsibilities of the educational institution. Therefore, it becomes all the more urgent the need for organization of educational process in each educational institution special preventative measures aimed at maintaining and preserving of the physical and mental health of the students. Vertical fitomodule with a specific set of plants ensures purification of the air in the room, supports health and psychological state of the people near the fitomodule.

Key words: health, gardening of premises, vertical fitomodule, beneficial effect, human body, fitocomposition, module of vertical gardening

Сегодня мы являемся свидетелями и участниками масштабных модернизационных перемен, которые переживает российское государство и общество [3]. Бурное развитие естественно-научного и научно-технического прогресса, появление новых и более совершенных образцов техники и промышленного оборудования, а также массовая компьютеризация населения и повсеместное внедрение новых коммуникационных технологий не только значительно облегчили труд и быт людей физически, но и существенно ускорили темп их жизни, информационно насытили бытование человека, тем самым усложнив его существование интеллектуально и психологически. [1]

Состояние здоровья современных студентов оставляет желать лучшего: по официальной статистике [3], самыми распространенными среди учащейся молодежи заболеваниями являются психосоматические (весь комплекс сердечно-сосудистых заболеваний, а также артериальная гипертензия, бронхиальная астма, дистрофия на фоне анорексии и др.) - до 80 % обучающихся [1]. Сегодня практически каждый студент болеет одновременно несколькими хроническими заболеваниями, что существенно влияет на образовательный процесс в любом учебном заведении [7]. Поддержание здоровья студентов является одной из основных гуманистических обязанностей всей системы отечественной высшей школы и профессорско-преподавательского состава любого образовательного учреждения [1]. В первую очередь это означает, что непосредственно сам учебный процесс, вся педагогическая деятельность преподавателей должны быть организованы таким образом, чтобы не развить у обучающихся хронические заболевания [7], которые у них уже есть со школьной скамьи, не спровоцировать развитие новых, а сохранить прежнее состояние их здо-

ровья и даже улучшить его [3].

Поэтому становится все более актуальной необходимость наличия в организации образовательного процесса в каждом учебном заведении особой профилактической составляющей, направленной на поддержание и сохранение того уровня физического и психического здоровья обучающихся, с которым они приходят в стены образовательного учреждения [7]. Одной из составляющих является фитомодуль вертикального озеленения помещений с устойчивой фитокомпозицией, благотворно влияющей на организм человека.

В настоящее время учеными установлено, что, кроме эстетических свойств, комнатные растения обладают еще и полезными функциями - улучшают состав воздуха, очищают атмосферу, что положительно влияет на самочувствие, мозговую деятельность человека [2].

Воздушная среда учебных кабинетов далеко не идеальна. Помимо обычной пыли, часто воздух помещений имеет повышенное содержание химических соединений, выделяемых стройматериалами, мебелью. Кроме того, воздушная среда содержит условно-патогенные микроорганизмы, такие как стафилококк, микроскопические плесневые грибы. Эти организмы, попадая в благоприятные условия на слизистых оболочках верхних дыхательных путей, могут вызвать острые респираторные и аллергические заболевания.

Если обучающийся, находясь в аудитории, постоянно страдает головными болями, рассеянностью внимания или нарушением дыхания, причиной может быть нездоровый микроклимат в кабинете, связанный, как правило, с вредными веществами, находящимися в воздухе [1]. Такие явления наблюдаются чаще всего в только что отремонтированных кабинетах. Современные строительные материалы зачастую становятся источником вредных веществ, способных нанести немалый вред здоровью человека [10]. Помочь смогут устойчивые фитокомпозиции вертикального озеленения с правильным подбором комнатных растений - они служат фильтром для вредных веществ, распыленных в воздухе. Растения вырабатывают фитонциды - летучие вещества, убивающие вирусы, грибки, болезнетворные бактерии. Кроме того, комнатные цветы повышают влажность воздуха в помещении, изымают углекислый газ, а благодаря большой площади листьев, растения становятся уникальным акустическим прибором, гасящим громкие звуки.

Немаловажную роль в сбережении здоровья субъектов педагогического процесса играет экологичность рабочего места. Д. Рапп даже вводит такое понятие, как «болезни, вызванные окружающей средой» [3]. Значительную роль в развитии этих расстройств играет снижение концентрации кислорода во вдыхаемом воздухе [8].

Значение кислорода для умственной деятельности давно доказано, и необходимость полноценного воздухообмена закреплена в гигиенических требованиях, предъявляемых к учебным аудиториям [9]. Нормальная концентрация кислорода -21%. Кроме того, кислород должен быть в активной форме - в виде отрицательных ионов. Оптимальное значение лёгких отрицательных аэроионов в воздухе 1000030000 в 1 см3 [6]. Фактически же их содержание в закрытых помещениях равно нулю [5].

В трудах А.Л. Чижевского [7] и во многих исследованиях отмечается, что очищенный воздух в помещении способствует уменьшению тревоги, улучшению настроения, снятию усталости, повышению физической и умственной работоспособности, что является весьма перспективным для оптимизации учебного процесса [4].

Одним из наиболее приемлемых способов повышения концентрации кислорода в воздухе является установка вертикального озеленения с устойчивой фитокомпо-зицией. Возникает вопрос, повышает ли использование вертикальных фитомодулей

с устойчивой фитокомпозицией обучаемость и успеваемость субъектов педагогического процесса? Для получения ответов на этот вопрос было проведено специальное исследование.

По результатам научно-исследовательской работы можно сделать вывод: установка и использование модулей вертикального озеленения с устойчивой фитоком-позицией и правильно подобранным ассортиментом растений благотворно воздействуют на микроклимат помещения, очищают воздух в помещениях, экономят пространство и оказывают положительное влияние на здоровье человека. Использование полезных свойств растений позволяет, как показал анализ результатов проведенных исследований, значительно очистить воздух помещений от токсических для человека химических примесей и, помимо этого, создать благоприятную психоэмоциональную среду. Экспериментальный образец вертикального фитомодуля с подобранным ассортиментом растений является основой для создания вертикальных садов внутри помещений различного назначения, очищающих воздух и благотворно влияющих на организм человека.

Список литературы:

1. Андреев, И.В. Изучение уровня нервно-психического напряжения студентов дистанционной технологии/ И.В. Андреев // Высшая школа Казахстана. - 2006. - №1. - с. 79-83.

2. Блинкин, С.А. Фитонциды вокруг нас/ С.А. Блинкин, Т.В. Рудницкая. - М., 1981. - 185 с.

3. Гигиена учебного труда студентов: Учебное пособие / Под ред. В.П. Подвойского / Е.Д. Грязева, О.Ю. Кузнецов, Г.С. Петрова. - Тула: Изд-во ТулГУ, 2012. - 164 с.

4. Гольдштейн, Н.И. Активные формы кислорода как жизненно необходимые компоненты воздушной среды/ Н.И. Гольдштейн // Биохимия. - 2002. - Т. 67. - Вып. 2. - С. 194-204. ISSN0320-9725.

5. Капранова Н.Н. Комнатные растения в интерьере/ Н.Н. Капранова. - М.: Издательство МГУ, 1989. - 308 с.

6. Летучие биологически активные соединения биогенного происхождения. Отв. редакторы М.М. Телитчен-ко и А.Х. Тамбиев. - М.: Изд-во МГУ, 1971. - 302 с.

7. Панов, В. Люстра Чижевского - прибор долголетия/ В. Панов. - СПб.: Питер, 2006. - 157 с. ISBN 5-91180124-8.

8. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. - Сост. Обухов А.С. М.: Народное образование, 2001. - 168 с.

9. Шапенкова, Г.Н. Растения в интерьере общественных зданий/ Г.Н. Шапенкова. - М.: Мир, 1971. - 268 с.

10. Экологический фитодизайн. Технология оздоровления воздуха в закрытых помещениях. Сотав.: Чирги-на С.В., Забазная С.А., Соболева Л.К. - Невинномысск, 2008 г. - 87 с.

УДК 631.81.095.337:[631.445.4:631.582 ДИНАМИКА СОДЕРЖАНИЯ КИСЛОТОРАСТВОРИМЫХ ФОРМ МАРГАНЦА, МЕДИ, КОБАЛЬТА В ПАХОТНОМ СЛОЕ ЧЕРНОЗЕМА ВЫЩЕЛОЧЕННОГО В УСЛОВИЯХ СЕВООБОРОТА

UDC 631.81.095.337:[631.445.4:631.582 DYNAMICS OF THE CONTENT OF MANGANESE, COPPER, AND COBALT ACID-SOLUBLE FORMS IN THE TOPSOIL OF LEACHED CHERNOZEM IN CONDITIONS OF CROP ROTATION

И.И. Сидорова, доцент, канд. биол. н. Sidorova I.I., Makhankova I.I., Erokhina

И.И. Маханькова, студент V.M.

В.М. Ерохина, студент Kuban State Agrarian University, Krasno-

Кубанский государственный аграрный dar, Russia университет, Краснодар, Россия

ir-sidorova@mail.ru

Микроэлементы принимают активное Trace elements take an active part in many

участие во многих жизненных про- life processes in plants at the molecular

цессах, происходящих в растениях на level. They stimulate or inhibit the flow

молекулярном уровне. Путем воздей- of physiological processes in tissues by

ствия на ферментную систему либо в acting on the enzyme system or in direct

непосредственной связи с биополиме- connection with the biopolymers of the

рами растений они стимулируют или plants.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.