Научная статья на тему 'Фитодизайн и здоровье'

Фитодизайн и здоровье Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
541
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
здоровьесбережение / формы организации мероприятий / принципы и методы обучения и воспитания / фитодизайн / флористика

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рудикова Ирина Александровна

Автор раскрывает содержание, принципы, методы организации творческого объединения «Природа и фантазия», способствующие формированию культуры физического, психического, интеллектуального и нравственного здоровья с включением здоровьесберегающий технологии и средств флористики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Фитодизайн и здоровье»

Культура здорового образа жизни

Автор раскрывает содержание, принципы, методы организации творческого объединения «Природа и фантазия», способствующие формированию культуры физического, психического, интеллектуального и нравственного здоровья с включением здоровьесберегающий технологии и средств флористики.

Рудикова Ирина Александровна,

педагог дополнительного образования МОУ ДОД «Центр внешкольной работы»

г. Норильск cvr-n@mail.ru

ФИТОДИЗАЙН И ЗДОРОВЬЕ

Как можно применить знания и умения из фитодизайна и флористики для индивидуализации процесса обучения и здоровьесбережению?

Ключевые слова: здоровьесбережение; формы организации мероприятий; принципы и методы обучения и воспитания; фитодизайн; флористика

«Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы...»

В. А. Сухомлинский

Уже на заре человеческой цивилизации жрецы, а затем врачи, философы, педагоги использовали разные виды искусства для лечения души и тела. Они задумывались над тайнами влияния живописи, театра, движений, музыки, пытаясь определить их роль как в восстановлении функций организма, так в формировании духовного мира личности.

Одни пытались проникнуть в тайны творчества и восприятия искусства, исследуя их исключительно тонким инструментом логических построений на основе больших знаний в философии и психологии. Другим такой путь к решению загадки казался недостаточно надежным, и они подходили к искусству со счетной линейкой и динамометром, задавшись целью для большей объективности точно измерить и взвесить силу воздействия творений искусства на человеческий организм. Каждая теория при своем возникновении тесно связана с господствующими философскими и эстетическими учениями своего времени.

Проблема здоровья и обучения многогранна. Одна грань - это обучение и его здоровьесберегающий потенциал. Другая грань - само здоровье как фактор успешности учебной деятельности, они взаимосвязаны.

Мне близка идея целостного, холистического понимания здоровья. Холистическое лечение - это лечение человека изменением его же образа жизни, в естественной среде, в единстве духовного, душевно-

го и физического оздоровления при ведущей роли духовного.

Я вижу необходимость в целенаправленном формирование культуры физического, психического, интеллектуального и нравственного здоровья, т.е. гармоничное развитие личности ребенка.

Эту задачу ставит перед собой личностноориентированная педагогика. Педагог в этой ситуации не только активный участник образовательного процесса, он не столько учит, сколько понимает и чувствует, как ребенок учиться сам. Новые социальные задачи вызвали необходимость применения новых педагогических методов и технологий.

Метод проектов помогает решить проблемы развития у учащихся самостоятельности, творческого отношения к делу, привычки к обучению на протяжении всей жизни. «Решить проблему» - в данном случае значит применить необходимые знания и умения из валеологии; экологии; анатомии и физиологии; ботаники; искусства; гигиены; фитодизайна и флористики, в частности, и получить реальный и ощутимый результат - индивидуализацию процесса обучения и повышение качества учебно-воспитательного процесса.

Помимо собственного благополучия - и даже, скорее, в первую очередь - мы заботимся о счастье наших детей. Мы вооружаем ребенка всеми необходимыми знаниями, умениями и навыками - организуем его «высокоинтеллектуальный» образ жизни, забывая, что на пути получения образования не менее важно сохранить здоровье. Особенно сложно, и в то же время важно сберечь здоровье подрастающего поколения в условиях Крайнего Севера - климатические условия - 9 месяцев зима (частые актированные дни), зимой полярная ночь (не хватка солнца, цветовых ощущений). Соответственно когда на улице темно и холодно дети ведут малоподвижный образ жизни, редко бывают на свежем воздухе и большую часть

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/4

77

Культура здорового образа жизни

времени проводят в помещении. Встретить полноценно здорового ребенка - это скорее исключение из правил.

Что же такое здоровье? Здоровье - состояние ребенка, устойчиво и гармонично развивающегося согласно нормам своего возраста и пола. Развитие в свою очередь определяет качество и результат усвоения знаний, создает возможности для обучения.

Значит, надо бороться за здоровье и на собственном личностном уровне понять, что сегодня укрепление нашего здоровья - это стратегия всей нашей жизнедеятельности, движение к лучшему будущему.

Человек соединяет в себе три начала: дух, душу и тело. Как существо он принадлежит двум мирам: душа и тело природны, а дух сверхприроден. Трехчленное «устройство» человека определяет его развитие в этих трех направлениях как духовное, душевное и физическое. Каждая из этих трех составляющих имеет свои потенциальные возможности, потребности и способы их удовлетворения. Но только тогда, когда все эти силы находятся в единстве и действуют под главенствующим началом духа, человек развивается целостно и гармонично, то есть нормально. Если же удовлетворяются потребности только одной составляющей человека, развитие и жизнь его в целом принимает искаженные формы.

Педагогический процесс есть процесс развития ребенка его оздоровление, где все взаимосвязано и не существует друг без друга. Педагогам надо всегда помнить, что обучая, мы имеем дело не только с интеллектуальным развитием, но и со здоровьем растущего человека одновременно. Воспитание можно определять не как процесс передачи опыта поколений, а именно как процесс физического, психического и духовного здоровья человека средствами культуры.

Здоровьесберегающее пространство, не ограничивается наполнением мест, материально-техническим обеспечением, соблюдением одних только санитарногигиенических норм и требований:

- жизненное пространство - определяется степенью свободы действий, двигательной активностью детей;

- мыслительное пространство - определяется видом деятельности, темой;

- пространство отношений - межличностные и деловые отношения, пронизывают жизненное и мыслительное пространство;

- учебное пространство - определяется тем, как учащиеся пользуются пространством занятия, создаваемое педагогом, это внутреннее личное пространство учения, развития ученика.

Здоровьеформирующее обучение как педагогический принцип являются важнейшими механизмами регулирования педагогического процесса в любой форме его организации. Именно они определяют отбор целей, содержания, методов и средств, стиль отношений участников, отношений со средой. Сущность педагогического принципа здоровьеформирующего обучения и воспитания состоит в насущной необходимости делать физическое, психическое и духовное здоровье ребенка одной из важнейших целей и показателем качества образования как его непременного результата.

Человек наделен сознанием, и свободой выбора, способностью к творчеству. Возможности искусства по отношению к ребенку связаны, прежде всего, с тем, что оно является источником новых позитивных переживаний ребенка, рождает новые креативные потребности и способы их удовлетворения. А повышение эстетических потребностей детей, активизация потенциальных возможностей ребенка в практической деятельности и творчестве - это и есть «здоровый дух» -реализация социально-педагогической функций искусства.

Флористика - вид декоративно-прикладного искусства. Флористика (от латинского «флос» - цветок) -есть выполнение различных композиций из высушенных цветов, листьев, стеблей растений, из коры деревьев, семян и других подобных материалов - соединяет в себе элементы профессионального искусства и самодеятельного творчества. Следует иметь в виду, что существует и другое значение слова «флористика» - это наука, связанная с изучением и систематизацией видов растений, «обитающих» на планете или в ее отдельных регионах.

Под флористическим дизайном мы понимаем творческую деятельность, связанную с природными материалами, базирующуюся на основных положениях и закономерностях изобразительного искусства и имеющую ярко выраженный проектный характер. Средствами флористического дизайна являются цветографические и художественно-образные способы визуализации определенных смыслов, понятий, объектов.

Визуализацию, знания о лекарственных растениях, их аромотерапевтический эффект; задания по развитию памяти, внимания, воображения; слуховые, обонятельные и осязательные пробы; экскурсии на природу и т.п. можно использовать на занятиях по флористике, решая задачи не только художественноэстетического характера, но и задачи профилактики и укрепления здоровья.

Занятия с включением визуализации и заданий по развитию воображения давно используют специалисты по артпедагогики, и их опыт носит положительный характер для детей с различными нарушениями.

Вопрос сохранения здоровья учащихся и формирование у них правильного отношения к своему здоровью сегодня очень актуальна. Данные последней диспансеризации удручают - быстро растет процент детей с хроническими заболеваниями. Статистические данные свидетельствуют о том, что период обучения детей в школе состояние их здоровья ухудшается в 45 раз.

Проблема

Современному педагогу необходим набор методик и технологий, который бы позволил ему ориентироваться в потребностях социальной сферы, определять адекватный педагогический инструментарий, позволяющий решать конкретные педагогические задачи по профилактики здорового образа жизни, формирование нового воспитательного потенциала в творческих объединениях, использование технологий активизации художественного творческого восприятия де-

78

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/4

Культура здорового образа жизни

тей посредствам флористики, это и обусловило тему проекта.

В настоящее время этой проблеме уделяется достаточно пристальное внимание со стороны философии, психологии, педагогики, социологии, эстетики, валеологии и ряда других научных дисциплин и областей знаний. Эти аспекты рассматривались в исследованиях А.А. Асмолова, Б.Г. Ананьева Д.И. Фельдштейна, А.Н. Леонтьева, В.П. Беспалько, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, В.В. Краевского, И.Я. Лернера, Н.Ф. Талызиной, А.В. Усовой, Н.Н. Волкова, Л.С. Выготского, Е.И. Игнатьева, В.С. Кузина, Е.Ф. Ломова, Б.С. Мейлаха, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Теплова, Г.И. Щукиной, П.М. Якобсона, В.В. Аронов, Г.Б. Беда, Л.Н. Безмоздин, В.Л. Глазычев, К.Г. Зайцев, А.И. Ковешников, Б.В. Нешумов, М.С. Степанов, Ю.А. Ходьков, Е.Д. Щедрин, РС. Немов, Г.Д. Горбунов, В.С. Безруковой и др.

Пути решения проблемы:

- Разработка проекта, ориентированного на постулаты физической, интеллектуальной, психической и нравственной культуры, включающих в себя средства обучения фитодизайну;

- использование проектно-исследовательской технологии (ПИТ) в образовательном процессе, ориентированной на самостоятельное добывание информации, её обработку и анализ.

- создание здоровьесберегающей среды на занятиях по флористике.

Гипотеза

Процесс сохранения и укрепления здоровья учащихся в творческом объединении будет эффективен, если обучение и воспитание построено на основе здоровьесберегающей технологии, включающей следующие компоненты:

1. Активизация средствами флористики художественного восприятия физического мира учащихся (флористика позволяет создать условия для эстетического переживания красоты природы, погружения в мотивированную практическую деятельность, основанную на традиционном представлении об окружающем мире и культурных ценностях, способствует развитию творческих навыков и умений и самореализации учащихся).

2. Организация учебно-воспитательного процесса с опорой на 3 системы НЛП - (Нейро - Лингвистическое Программирование) - аудиальная, визуальная, кинестетическая, базирующаяся на сенсорных каналах - слух, зрение, ощущения, обоняние и осязание, если при запоминании мы чувствуем, видим, слышим и ощущаем информацию одновременно, то у нас гораздо больше шансов ее восстановить потом в памяти.

3. Использование в педагогической практике активных методов обучения и педагогических приемов организации учебного процесса (прием неожиданности, невербальные контакты, принцип «эстафеты», использование повязок и т.д.)

4. Включение воспитанников в игровую деятельность, (в ней функционируют три составляю-

щие: подсознание, разум, фантазия, которые позволяют использовать все каналы восприятия, помогают организовать детей, переключать их внимание, снимать эмоциональное напряжение, улучшать психологическую атмосферу в группе, сплачивать коллектив).

5. Создание на занятии психологического комфорта, предоставление учащимся выбора уровня усвоения материала.

6. «Погружение» воспитанников в художественную творческую деятельность как источник воспитания, развития детей (приобщение воспитанников к культурным ценностям, открытие для себя красоты искусства, в различных видах деятельности, предоставление возможности удовлетворить свои потребности в самоуважении, самовыражении и самоутверждении).

7. Предоставление упражнений и заданий в системе на развитие памяти, внимания, творческого воображения.

8. Организация на занятиях и переменах смен видов деятельности: смена малоподвижной на активную двигательную (во время перемен проветривать кабинет, в занятие включать физминутки, подвижные игры, релаксационные упражнения, зарядку для глаз, дыхательные упражнения и т.п.).

Идея проекта

Организовать учебно-воспитательный процесс для учащихся творческого объединения «Природа и фантазия», способствующий формированию культуры физического, психического, интеллектуального и нравственного здоровья с включением здоровьесберегающий технологии и средств флористики.

Цель проекта: Создание условий для формирования культуры физического, психического, интеллектуального и нравственного здоровья средствами фитодизайна.

Задачи:

1. Выявлять влияние флористики на формирование культуры физического, психического, интеллектуального и нравственного здоровья;

2. Формировать мировоззрение, миропонимание ценности своего здоровья, здоровья окружающих, здорового образа жизни с учетом физиологических, психологических особенностей, индивидуальных потребностей, интересов, личной траектории развития данной возрастной группы детей.

3. Развивать познавательную активность и способности воспитанников.

4. Строить учебно-воспитательный процесс на основе мониторинга.

5. Способствовать формированию самоактуализации, самореализации, через субъективную позицию всех участников педагогического процесса;

6. Формировать саногенное мышление, коммуникативные навыки, потребности в непрерывном самообразовании.

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/4

79

Культура здорового образа жизни

7. Создавать здоровьесберегающее пространство.

8. Воспитывать культуру здорового образа жизни, ответственность за свое здоровье и здоровье окружающих.

9. Формировать уважительное отношение к истории и культурному наследию.

10. Стимулировать развитие творчества, фантазии, самостоятельности в работе.

11. Знакомить с эстетическими нормами, помогать увидеть, насколько разнообразен мир и люди вокруг.

12. Содействовать целостному позитивному мироощущению учащихся, эмоциональному восприятию духовно-эстетических ценностей.

Принципы и методы обучения и воспитания

Принципы:

- научности, системности и последовательности в обучении (законы композиции, теория цветоведения);

- активности и сознательности в обучении (роль логических и эмоциональных факторов в творческом процессе детей);

- доступности и прочности;

- наглядности;

- анализа и оценки работы учащихся;

- связи всех видов искусств, связи сезонных изменений в природе, общественных событий, обычаев, традиций;

- взаимосвязь обучения с жизнью;

- историзма;

- здоровьеформирующее обучение.

Характер обучения: адаптивный, комплексный и

активный.

Методы

Методы исследования: сравнительный анализ и обобщение философской, психологической, педагогической и медицинской литературы по проблеме; изучение и обобщение передового педагогического опыта; метод теоретического моделирования; методы психодиагностики; анализ нормативно-правовых документов; педагогическое наблюдение; педагогический эксперимент; метод экспертных оценок; методы математической статистики и др.

Метод экспрессии в творческой ситуации в его основу положены известные методики гуманистической психологии, ориентированное на субъективное творчество. Этот метод позволяет осуществлять в какой-то мере целостный подход к человеку как единству, в котором все функции взаимосвязаны. Приемы метода - рисование, ваяние, моделирование с бумагой, красками, камнем, деревом, образные разговоры, писание картин и произведений, музыка, выразительные движения тела, то есть средства искусства, привлекающие сами по себе дополнительно эстетическую деятельность. Благодаря этому, лич-

ность обогащается, выступая одновременно и в роли творца, и в роли воспринимающего. Через эмоцию, запечатленную в рисунке, происходит высвобождение энергии, снимаются психологические барьеры, личность становится более открытой, более творческой.

Этот метод дает личностному развитию подростка возможность выражать свои агрессивные чувства в социально приемлемой манере и за кратчайший срок освобождаться от них. Развитие воображения и творчество подростка через развитие фантазии. Метод способствует развитию самосознания в силу того, что познание своей эмоциональной жизни (сферы) происходит через усиление внимания к собственным чувствам, особенностям личности, воображения, мышления, отношений. Помогает укрепить взаимоотношения с людьми. Сходство (совпадение) в художественном творчестве становится основой для развития эмпатии и положительных чувств друг к другу.

Метод чтения, данный метод занимает исключительно важное и совершенно особое место в развитии личности учащегося. По сути это творческий акт, в котором процесс развития школьника направлен на воспроизведение исторически оформивших человеческих свойств, способностей и способов поведения, через освоение культурных ценностей и модели культуры в целом.

Метод интроспективного анализа является одним из специфических методов обучения. В интроспективном анализе исследованию подвергается практически весь спектр жизненных проявлений внутреннего «Я» собственная деятельность, поступки, поведение, характер взаимоотношений с людьми, качества личности, собственная речь, собственные мысли, мотивация поступков, переживания. Метод интроспективного анализа дает огромные возможности для самовыражения, позволяет обратиться к себе, заглянуть внутрь себя, обратиться к своим мыслям, переживаниям, стремлениям, обеспечивает развитие у учащихся рефлексии.

Метод развития творческого самочувствия включается в себя игры и задания по развитию произвольной регуляции и навыков произвольного поведения, чувства партнера, воображения, наблюдательности, чувства ритма и др. Особое место здесь занимает использование элемента «театрализации» и «драматизации» в педагогическом процессе, приводящее субъект к социальной адаптации и повышающее уровень его коммуникабельности. Метод дает основу для развития способности к анализу проблемных ситуаций, развитию творческого самочувствия, позволяет ученику составлять собственную программу развития и самосовершенствования и, в конечном итоге, управлять собственной судьбой.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Метод творческого самовыражения. Смысл этого метода заключается в том, чтобы привести каждого подростка в соприкосновение с собственным творчеством, дать ему возможность почувствовать сопричастность к миру, помочь ему найти точку опоры всей уникальности. Уметь найти резервы в собственной индивидуальности - ценнейшее умение, необходимое личности в прогнозировании и дальнейшем формировании своей жизненной судьбы коммуникабельности. Этот метод дает детям новые возможности для самораскрытия, почувствовать себя и стать самим собой, укрепляет развитие стать самим собой, и поверить в свой творческий потенциал.

80

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/4

Культура здорового образа жизни

Метод дискуссии является гибким инструментом в развитии подростка, в самопознания, в развитие креативности, а также решает многие внутриличностные проблемы. Метод обладает возможностями для поиска и закрепления позитивных эталонов в коммуникативном поведении и в отношении к себе. Дискуссионные метод в обучении дает: развитие субъективной активности, развивают умения слушать, повышают мотивацию, дают возможность аргументировать свои идеи, удовлетворять потребность в самовыражении.

Игровые методы делятся на два вида: операциональные (деловая игра), ролевые (с элементами драматизации, имитация действительности). Операциональные входят в группу инструментального обучения. Ролевые игры строятся на предложении, что человек усваивает лучше всего динамические процессы, тем более, если он в них включен. Игровые методы в обучении дают: развитие самопознания (за счет снижения барьеров психологической защиты и устранения неискренности на личностном уровне). Личностный рост, овладение учениками умения рефлексировать, анализировать.

Так же используются и другие методы:

- наблюдение, беседы, анкетирование, тестирование;

- активные методы обучения - имитационные и неимитационные;

- развития воображения и образного мышления;

- учет возрастных и индивидуальных особенностей, художественно-творческих способностей учащихся в процессе обучения фитодизайну;

- формирование нравственно-эстетической оценки окружающей действительности и искусства;

- постановка эмоционально-отношенческих задач в практической работе учащихся и при восприятии;

- методика организации занятий коллективного творчества;

- методы проектной деятельности;

- репродуктивный метод в сочетании с практическим, наглядным, словесным методами и объяснительно-иллюстративным;

- стимулирующие методы, так как позволяют создать сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил.

Прогнозирование результатов проекта

1. Повышение общего культурного уровня учащихся;

2. Совместная жизнедеятельность (сотрудничество и сотворчество) педагога и учащихся в решении общих задач;

3. Воспитание существенных личностных качеств: ответственности, эмпатии, уважения к окружающим и т.п.

4. Возвышение духовных потребностей детей.

5. Сохранение и укрепление здоровья детей.

Ожидаемые результаты по темам

- Улучшение самоощущения ребенка, комфортность обучения;

- Наличие позитивных ценностных ориентаций;

- Соблюдение правил безопасности труда при работе с инструментами;

- Бережное отношение к природному материалу;

- Правильное использование цвета в композициях;

- Подбор природного материала к пейзажным композициям.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТВОРЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ

Направление воспитательной работы планируется исходя из данных мониторинга, осуществляемого педагогом-психологом и руководителем творческого объединения в начале учебного года.

Календарный план воспитательной работы отражает темы декад, акций, праздников.

Данная система воспитательной работы, отвечает запросам, интересам и возможностям воспитанников, имеет системный характер.

Планирование воспитательной работы на занятиях проводится с опорой на принцип ведущей роли воспитательного воздействия в ходе учебного процесса, так как направление деятельности и содержание материала предоставляют большие возможности для этого. Мной применяются разнообразные формы организации мероприятий: (игровые программы, викторины, КВН, творческие мастерские, выставки творческих работ, тематические программы, познавательная программа, познавательноигровая программа, конкурсная программа, интеллектуальная игра, познавательная программа с элементами творческой мастерской, тематическая выставка композиций и т.д.).

В рамках воспитательной работы уделяю внимание работе с родителями. Удалось значительно расширить и повысить эффективность работы с родителями воспитанников посредством использования таких форм: дистанционная работа с родителями, совместные с детьми досуговые мероприятия, (выезд на природу: лыжная турбаза, каток, бассейн), творческие мастерские, ярмарки и др. Включение родителей в совместную с т.о. деятельность, является оптимальной для сплоченной работы педагога, воспитанников и их родителей.

Особого внимания заслуживает тот факт, что выбранная тематика воспитательных мероприятий, взаимосвязь их содержания с учебным материалом позволила мне сделать воспитательную работу целенаправленной, интересной, соответствующей интересам детей, но и способствующей формированию жизнеспособной личности воспитанников.

Примерные темы проектов воспитанников по здоровьесбережению: «Мой режим дня»; «Мой здоровый дом»; «Я и мое здоровье»; «Я и люди»; «Цветы и здоровье»; «Мир прекрасного и мое самочувствие»; «Правильное питание» и т.п.

Продуктом деятельности могут быть макеты, плакаты, композиции, открытки, логотипы и т.п.

Итоговая аттестация воспитанников так же проходит в форме проектов. Благодаря этому реализуются принципы личностно-ориентированного обучения.

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/4

81

Культура здорового образа жизни

МОНИТОРИНГ

Одним из обязательных условий образовательной деятельности является оценка эффективности учебновоспитательного процесса, отслеживание динамики развития личности воспитанников. Это необходимо для определения результативности учебных программ, корректировки методов, применяемых на занятиях, осуществления индивидуального подхода к обучению и воспитанию учащихся. В связи с этим, для отслеживания влияния педагогической практики на обучение и развитие личности ребенка, применяется карта развития личности ребенка, разработанная психологом, отражающая показатели эффективности образовательной деятельности и содержащая критерии, показатели развития, возрастную категорию, диагностические средства.

Перечислим диагностические средства.

Методика «Цветопись». Цель: выявление психологического климата в коллективе, эмоционального отношения участников в группе. Детям предлагаются карточки следующих цветов: синий, зеленый, красный, желтый, фиолетовый, коричневый, черный серый в смешанном порядке.

Инструкция: «Ребята, пред вами разные цвета. Выберете тот цвет, на который больше всего похоже ваше настроение, когда вы идете на занятие в творческое объединение. Запишите его название на лист.

Обработка и интерпретация результатов (выполняется педагогом): каждому цвету соответствует определенная психологическая характеристика.

Методика «Автопортрет». Цель: выявление личностных особенностей ребенка, его отношение к себе (самооценки).

Методика «Несуществующее животное». Цель: выявление личностных особенностей ребенка, его отношение к себе (самооценки).

Тест креативности Торренса «Закончи рисунок». Цель: исследование творческих способностей детей.

Методика «Психологическая атмосфера в коллективе». Цель: изучить психологическую атмосферу в коллективе, выявить степень сплоченности и удовлетворенности учащихся ученическим коллективом.

Тест « Размышляем о жизненном опыте», составлен доктором педагогических наук Н.Е. Щурковой. Цель: выявить нравственную воспитанность учащихся.

Адаптированный вариант теста «Размышляем о жизненном опыте» для младших школьников, составлен доктором педагогических наук Н.Е. Щурковой, адаптирован В.М. Ивановой, Т.В. Павловой, Е.Н. Степановым. Цель: выявить нравственную воспитанность учащихся 3-4 классов.

Методика «Пословицы», разработана кандидатом психологических наук С.М. Петровой. Цель: определить уровень нравственной воспитанности учащихся и выяснить особенности ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе.

Методика Б.П. Битинаса и М.И. Шиловой для изучения воспитанности учащихся: «Диагностика ценностных отношений школьника», «Изучение воспитанности школьника».

Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся, составлена на основе материалов по-

собия РВ. Овчаровой «Справочная книга школьного психолога».

КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА

1. Развитие мотивации в учении;

2. Развитие естественной познавательной активности ребёнка;

3. Усвоение духовно-нравственных ценностей;

4. Формирование общей культуры физического, нравственного, психического, физического здоровья учащихся;

5. Самореализация, через совершенствование способностей и накопление индивидуального опыта;

6. Изменения в поведении детей и появление в структуре ценностей - установок на здоровый образ жизни;

7. Повышение коэффициента креативности, успеваемости.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Хочется еще раз отметить, что именно обучение и воспитание, проявляясь в единстве целей формирования гармонично развитой личности, создают мотивацию в человеке. Поскольку все составляющие здоровья тесно взаимосвязаны, а реализация программы развития зависит от множества факторов, основной задачей «педагогики здоровья» является целостное формирование потребностей в сохранении и укреплении здоровья, в осознанной мотивации на здоровый образ жизни посредством методов воспитания, самовоспитания, создание проектов обучения здоровью.

На настоящий момент не существует единого проекта по созданию здоровье сберегающей и здоровье формирующей педагогической системы.

В преамбуле к «Уставу Всемирной организации здравоохранения» (ВОЗ) сказано: здоровье - это состояние полного благополучия, а не отсутствие болезней и физических дефектов (1967г.). Ученые доказали, что уровень здоровья населения является показателем развития общества, отражает его экономический и социальный потенциал. Поэтому здоровье - это, прежде всего проблема социальная, в решении которой должны принять участие: политики, ученые, социологи, педагоги, психологи, медики и все общество в целом. Здоровье должно явиться ведущим и приоритетным направлением в социальном развитии общества. Отношение к человеку как «венцу природы» в цивилизованном обществе предполагает усиление гуманистического аспекта в политической и экономической жизни страны, принятие соответствующих законов, не подавляющих, а способствующих полноценному гармоничному проявлению природной (биологической и социальной) сущности человека, в том числе возможностей его здоровья.

За последнее десятилетие процессы реформирования затронули все слои общества, разрушили сложившуюся инфраструктуру, резко усилили негативные тенденции в области рождаемости, сохранения здоровья, полноценного образования и воспитания. И именно поэтому развитие здоровье сберегающих технологий и их педагогический ресурс играют огромную роль в развитии гармонично развитой личности.

82

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/4

Культура здорового образа жизни

Здоровье сберегающие технологии являются составной частью и отличительной особенностью всей образовательной системы, поэтому все, что относится к образовательному учреждению - характер обучения и воспитания, уровень педагогической культуры педагогов, содержание образовательных программ, условия проведения учебного процесса и т.д. - имеет непосредственное отношение к проблеме здоровья детей. Необходимо лишь увидеть эту связь.

Список литературы

1. Билич Г Л., Назарова Л.В. Основы валеологии. Учебник. - Спб.: Фолиант, 2000. -560 с.

2. Вебстер Ричард Фэншуй для успеха и счастья / Пер. Г.А. Крылова. - СПб.: издательство «Тимошка», 2000. -160 с.

3. Волович А.И. Этика и этикет. Пособие для учителя по курсу «Основы этикета и искусства общения». - М.: «Школьная пресса», 2005. - 96 с.

4. Гильянц Э.К. Что можно сделать из природного материала. - М.: Просвещение, 1991

5. Дарнетт Ф. Сухие цветы. - М.: Росмен, 1997

6. Организация воспитательного процесса в школе /Рожков М.И., Байбородова Л.В.- М.: Гуманист. Центр ВЛАДОС, 2000.-216с.Мазаник И. Цветок со значением // Хозяюшка, 1999. - № 19.

7. Назарова А.Г. Игротренинг Методическое пособие для работы с детьми дошкольного и школьного возраста.-СПб. Институт образования взрослых РАО, 104 с.

8. Научно-практический журнал «Завуч» № 2. - М., Центр «Педагогический поиск», 2006. - 128 с.

9. Николаенко Н. Икебана. - М.: Изограф, 1996

10. Роуворт Д. Букеты из сухих цветов. - М.: АСТ - пресс, 1997

11. Рукавчик Л.Н. Волшебный мир цветов. - М.: Экспресс, 1997

12. Украшение праздников. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2003. -304 с., иллюстр.

13. Чудакова Н.В. Энциклопедия праздников. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998.-256 с.

14. Щуркова Н.Е. Новое воспитание. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 128 с., иллюстр.

15. Хессайон Д.Г. Все об аранжировке цветов. - М.: Кладезь, 1997

В статье автор предлагает один из способов решения проблемы взаимодействия детского сада и школы; предлагает систему работы детского сада и начальной школы, объединяющую усилия всех участников образовательного процесса по сохранению и укреплению здоровья, достижению состояния физического, психического и социального комфорта обучающихся и воспитанников.

Никитина Елена Александровна,

учитель начальных классов МОУ СОШ №84» г. Кемерово lena.ivan@mail.ru

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Как можно формировать культуру здорового образа жизни у дошкольников и младших школьников, объединяя усилия детского сада и школы?

b i

Ключевые слова: содержание совместной деятельности детского сада и школы; взаимодействия дошкольного учреждения и начальной школы с родителями; фиксация динамики развития детей; культивирование здорового образа жизни

Теоретическое обоснование проблемы взаимодействия детского сада и школы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее ёмким следует признать определение, данное всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».

Данное определение крайне сложно применить к здоровью граждан России, живущих в условиях экономической нестабильности и социального напряжения. С учётом современных условий, более адекватно сформулировано профессором С.М. Громбахом определение здоровья как «степени приближения» к полному здоровью, которая позволяет человеку успешно выполнять социальные функции.

Важным в этом и других определениях здоровья считается отношение к нему как к динамичному про-

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/4

83

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.