Научная статья на тему 'Фирменное наименование и товарный знак как объекты договора коммерческой концессии'

Фирменное наименование и товарный знак как объекты договора коммерческой концессии Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1300
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Фирменное наименование и товарный знак как объекты договора коммерческой концессии»

Дж. Бобоев*

ФИРМЕННОЕ НАИМЕНОВАНИЕ И ТОВАРНЫЙ ЭНАЕ

как объекты договора коммерческой концессии

Переход к рыночной экономике, основанный на различных формах собственности и свободе предпринимательства, повлек за собой кардинальные изменения не только экономических отношений, но и отношений, связанных с созданием и использованием объектов интеллектуальной собственности.

В условиях рыночной экономики фирменное наименование и товарные знаки являются инструментами, при помощи которых предприниматели могут получать прибыль (доход). В соответствии с Гражданским кодексом Республики Таджикистан в комплекс исключительных прав, передаваемых по договору коммерческой концессии, могут входить права на фирменное наименование и товарные знаки.

Законодательство, регулирующее фирменные наименования, представляет собой совокупность нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений в области интеллектуальной собственности, которая, в свою очередь, является самостоятельным институтом гражданского права. Основным кодифицированным актом, регулирующим фирменные наименования в настоящее время, является Гражданский Кодекс РТ, где в положениях статей 51, 55, 72, 87, 94, 105, 106, 118, 124, 127, 133, 140, 144, 589, 958, 963, 970, 1126 рассматриваются указанные отношения. До недавнего времени законодательство РТ не допускало уступку права на фирменное наименование либо выдачу разрешений на его использование. Такая возможность появилась у обладателей фирмы лишь с принятием части второй ГК, содержащей нормы о договоре коммерческой концессии.1

На сегодняшний день в науке нет единого мнения по поводу содержания понятия «фирменное наименование», а действующее законодательство лишь указывает на его реквизиты. В юридической литературе фирменным наименованием, или фирмой, чаще всего называется то наименование, под которым предприниматель выступает в гражданском обороте и которое ин-

* Ассистент кафедры экономического права Института экономики Таджикистана, Республика Таджикистан.

1 Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право. Кн. 3. Договоры о выполнении работ и оказании услуг. М., 2000. С. 991.

дивидуализирует это лицо в ряду других участников гражданского оборота.2 В соответствии со ст. 55 ГК РТ все юридические лица должны иметь свое наименование, а фирменное наименование, как правило, обязаны иметь только коммерческие организации.

Фирменное наименование, прежде всего, должно отражать его правовое положение. Указание на его организационно-правовую форму сразу же дает знать участникам оборота об основных признаках организации - является ли она коммерческой или некоммерческой, как строится ее ответственность и т. д.3

Фирменное наименование, получившее признание на рынке, имеет существенное значение в конкурентной борьбе за потребителя работ и услуг, выполняемых юридическим лицом, а также для привлечения кредитных ресурсов. Кроме того, оно входит в состав предприятия как имущественного комплекса (п. 2 ст. 144 ГК), стоимость которого зависит от престижа и деловой репутации фирмы.4 Фирменное наименование - идеальный объект, представляющий собой информацию особого рода. Поэтому требования к содержанию фирменного наименования, устанавливаемые законом, обусловлены целевым назначением данного объекта. Как средство индивидуализации оно должно обладать признаками, позволяющими отличать его от других, уже существующих фирменных наименований.5

Фирменное наименование является одним из содержательных атрибутов правосубъектности коммерческой организации. Употребление фирменного наименования, с одной стороны, имеет то же юридическое значение, что и употребление имени в гражданском обороте (документ, подписанный фирменным наименованием, так же обязателен для собственника торгового предприятия, как для любого физического лица документ, подписанный его

2 Цит. по: Сергеев А. П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. М., 2000. С. 571. См. также: Шретер В. Советское хозяйственное право. М.; Л., 1928. С. 196; Волчинский В. К. Понятие и содержание фирменного наименования // Вестник МГУ Серия XII. Право. 1973. N° 1; Сергеев В. М. Фирменное наименование как объект правовой охраны // Практика изобретательской и патентно-лицензионной работы Л., 1978. С. 63-68; Медведев Д. А. Право на фирму в условиях рыночной экономики // Осуществление и защита имущественных прав граждан и организаций в условиях формирования социалистического правового государства. Уфа, 1991. С. 68 и др.

3 См.: Комментарий к Гражданскому кодексу РФ. Комментарий к части первой (постатейный) / Под ред. О. Н. Садикова. М., 1997.

4 См.: Комментарий к гражданскому кодексу РФ. Комментарий к части первой / Под ред. Т. Е. Абовой и А. Ю. Кабалкина.

5 Сосна С. А., Васильева Е. Н. Франчайзинг: Коммерческая концессия. М., 2005.

С. 269.

именем). Экономическое значение фирменного наименования заключается в ценности, которую имеет хорошо поставленная коммерческая организация благодаря своей известности среди контрагентов.6

Фирменное наименование как средство индивидуализации юридических лиц выполняет такую функцию, как отграничение организаций друг от друга. Фирма же обеспечивает организации большую прибыль за счет известности наименования среди потребителей и их спроса на результаты деятельности организации. Первая функция носит правовой характер, а вто-

^ 7

рая - экономический.7

Согласно гражданскому законодательству Республики Таджикистан (ст. 55) юридическое лицо, фирменное наименование которого зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право его использования. Комментируя данную статью, надо заметить, что в настоящее время фирменное наименование коммерческой организации регистрируется вместе с самой организацией в составе ее учредительных документов8 и фактически косвенно защищается на основании ст. 174 ГК, обеспечивающей защиту деловой репутации любого юридического лица и предусматривающей возмещение не только убытков, но и морального вреда. Конечно, распространение сведений, подрывающих деловую репутацию, и использование чужого имени - не одно и то же, но последнее также может подрывать деловую репутацию законного обладателя имени (наименования). Поэтому правило о защите фирменного наименования коммерческих организаций (п. 4 ст. 55 ГК) следовало бы распространить на все юридические лица.9

Исключительное право на фирменное наименование возникает с момента государственной регистрации коммерческой организации в качестве юридического лица. Право пользования фирменным наименованием представляет собой юридически обеспеченную возможность использовать фирменное наименование в собственной предпринимательской (или иной экономической) деятельности правообладателя (п. 4 ст. 55 ГК РФ).

Следует отметить, что в соответствии со ст. 8 Парижской конвенции об охране промышленной собственности 1883 г. (участником которой

6 Чежия Д. Ю. Правовая охрана фирменных наименований: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2007. С. 12.

7 Гопофаев В. В. Фирменное наименование коммерческих организаций: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 1999.

8 Комментарий к Гражданскому кодексу РФ. С. 131.

9 Гражданское право России. Общая часть: Курс лекций / Отв. ред. О. Н. Садиков. М., 2001.

является и Республика Таджикистан10) фирменное наименование охраняется во всех странах Союза без обязательной подачи заявки или регистрации и независимо от того, является ли оно частью товарного знака. При этом такая охрана должна предоставляться даже в том случае, если фирменное наименование, вопреки требованиям национального законодательства, не было зарегистрировано должным образом.11

С регистрацией фирменного наименования закон связывает возникновение у юридического лица так называемого права на фирму - исключительного права использовать фирменное наименование в хозяйственных операциях, при рекламе товаров, в качестве элемента товарного знака; передавать право использования наименования другим лицам, заключая договор коммерческой концессии.12

В юридической литературе выделяются две составные части фирмы

- основная, которая называется корпусом фирмы, и вспомогательная, которая именуется добавлениями. Корпус фирмы, являющийся обязательной частью всякого фирменного наименования, содержит указание на организационно-правовую форму предприятия, его тип и предмет деятельности, а в некоторых случаях - и на другие его характеристики.13

К корпусу фирмы добавляется вспомогательная часть, элементы которой подразделяются на обязательные и факультативные. К числу обязательных элементов относятся специальное наименование организации, ее номер или иное специальное обозначение, позволяющее отличить ее от других организаций. Речь идет об условных обозначениях в виде оригинальных слов, имен собственных, географических названий. Факультативные элементы вспомогательной части фирмы представляют собой, в частности, сокращенное наименование организации и иные различные добавления, которые могут быть включены владельцем фирмы.

А. П. Сергеев в своей работе отмечает, что по договору коммерческой концессии передается право на использование не всего фирменного наименования со всеми его атрибутами, а лишь на то условное обозначение, которое является обязательным добавлением к корпусу фирмы и индивидуализирует предпринимателя среди других участников гражданского оборо-

10 Документ депонирован Республикой Таджикистан 25 декабря 1991 г. Для Республики Таджикистан Конвенция вступила в силу с 25 декабря 1991 г.

11 Гражданское право / Под ред. А. П. Сергеева и Ю. К. Толстого. М., 2002. Ч. 1.

12 Ершова И. В. Предпринимательское право: Учебник. 4-е изд. М., 2006. С. 47.

13 Сергеев А. П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации.

С. 572.

та.14 Это утверждение, по мнению О. А. Орловой, является обоснованным и верным.15

Данный вопрос представляется спорным, поскольку обозначение, которое является обязательным добавлением к корпусу фирмы, не относится к охраняемым правом объектам, и в случае их незаконного использования правообладатель не сможет отстоять в суде свое законное право на фирменное наименование. Например, зарегистрировано ООО «Хаким», а при этом другой предприниматель выступает в хозяйственном обороте под обозначением «Хаким». В данном случае не может идти речь об использовании чужого фирменного наименования другой стороной, поскольку в соответствии со статьями 55, 94 ГК РТ в структуру фирменного наименования входит указание на организационно-правовую форму юридического лица (в этом случае слова «общество с ограниченной ответственностью» или же сокращенное наименование

- «ООО») а обозначение «Хаким» является так называемой вспомогательной частью фирменного наименования.

Практика показывает, что предприниматели всегда стремятся выбирать для названия своей фирмы такие наименования, которые могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков в отношении определенных товаров и услуг. Тогда в случае конфликта будет легче отстаивать право на наименование: с одной стороны, оно будет охраняться как товарный знак, а с другой, - как фирменное наименование.

В связи с изложенным считаем, что по договору коммерческой концессии в случае, когда объектом договора является фирменное наименование, правообладатель должен передать другой стороне не только вспомогательную часть фирменного наименования, но и ту часть, которая содержит указание на его организационно-правовую форму (например, «общество с дополнительной ответственностью»).

Надо заметить, что право на фирменное наименование в РТ носит бессрочный характер. Это значит, что, приобретая в установленном законом порядке данное право, юридическое лицо может пользоваться им без ограничения каким-либо сроком, т. е. до тех пор, пока существует само предприятие и фирменное наименование правдиво отражает его организационно-правовой статус и иные атрибуты. Если же юридическое положение предприятия изменяется, например, в результате преобразования, смены владельцев и т. д., соответствующие изменения должны быть внесены и в фирменное наименование.

14 Там же. С. 538.

15 Орлова О. А. Договор коммерческой концессии по российскому и зарубежному законодательству: Дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2003. С. 76.

Неотъемлемым элементом рыночной экономики являются средства индивидуализации товаров и услуг. К таковым, в соответствии с гражданским законодательством, относятся товарные знаки и знаки обслуживания. Реакция рынка на производимые продукты выражается в колебаниях объемов продаж и потребительского спроса. Товарный знак, являясь своеобразным звеном между изготовителем и потребителем, служит активным средством привлечения внимания покупателей к маркируемым товарам и позволяет потребителям выбрать необходимые товары определенного производителя.16 Понятие «товарный знак» определяется обычно как «знак, служащий для того, чтобы отличать продукцию одного предприятия от продукции дру-гих».17

Определение товарного знака как обозначения, служащего для отличия товаров какого-либо лица, является единодушно принятым всем мировым сообществом, что находит свое отражение на уровне национального законодательства в области товарных знаков, в том числе и в законодательстве Республики Таджикистан - «Законе о товарных знаках и знаках обслуживания». Согласно этому закону, товарным знаком и знаком обслуживания признаются зарегистрированные в установленном порядке обозначения, способные соответственно отличать товары и услуги одних юридических лиц или граждан от однородных товаров и услуг (далее - товары) других юридических лиц или граждан.

В определении понятия товарного знака проявлена основная функция данного объекта промышленной собственности - способность отличать, индивидуализировать продукцию конкретного изготовителя и выделять ее из массы однородной продукции. Указанное определение полностью корреспондирует положениям ст. 152 Гражданского кодекса Республики Таджикистан, где, в частности, товарный знак и знак обслуживания отнесены к средствам индивидуализации продукции, выполняемым работам или услугам.

Действующие в мире законодательства, регламентирующие товарные знаки, как правило, не содержат определения этого понятия. Чаще всего в них устанавливаются требования, которым должен соответствовать этот объект.18 А. П. Сергеев подчеркивает, что, прежде всего, товарным знаком признается условное обозначение, своего рода символ, который помещается

16 Финансовая газета. 1995. № 34. С. 12.

17 Боденхаузен Г. Парижская конвенция по охране промышленной собственности. Комментарий. М., 1977. С. 32.

18 Комментарий к статье 1 // Комментарий к законодательству об охране интеллектуальной собственности. М., 1997.

на выпускаемой продукции, ее упаковке или сопроводительной документации и заменяет собой подчас длинное и сложное название (наименование) изготовителя товара. Поэтому не может считаться товарным знаком помещение на изделии полных сведений, касающихся изготовителя товара, а также указывающих на время, способ и место производства, на вид, качество и свойства товара и т. п. Их заменяет легко воспринимаемое и запоминающееся условное обозначение, которое является произвольным по отношению к обозначаемым им товарам, т. е. не выступает для последних необходимым названием, общепринятым термином или описательным понятием.

Далее, то или иное обозначение может быть признано товарным знаком лишь в том случае, если оно позволяет потребителю без особого труда узнать нужную ему продукцию и не спутать ее с аналогичной продукцией других производителей. Поэтому необходимым условием правовой охраны товарного знака является его новизна. При этом данное требование вовсе не означает, что товарным знаком способно стать лишь оригинальное и ранее неизвестное условное обозначение. В качестве товарного знака вполне могут быть зарегистрированы известное слово, изображение или иной символ, которые, однако, еще никем не используются для обозначения именно тех видов (классов) товаров, которые собирается производить (продавать) заявитель.

Наконец, обозначение может считаться товарным знаком лишь тогда, когда оно в установленном законом порядке зарегистрировано.19 Порядок государственной регистрации товарных знаков осуществляется в соответствии с Законом Республики Таджикистан от 23 декабря 1991 г. № 456 «О товарных знаках и знаках обслуживания».

Согласно законодательству Республики Таджикистан, заявка на регистрацию товарного знака подается в Государственную службу по охране изобретений и регистрации товарных знаков и знаков обслуживания Республики Таджикистан юридическим лицом или гражданином, осуществляющим производственную или торговую деятельность.

В рамках договора коммерческой концессии право на использование товарного знака (знака обслуживания) может быть предоставлено его владельцем (правообладателем) пользователю по лицензионному соглашению. Например, в 2004 г. в Таджикистане было зарегистрировано 5 лицензионных договоров. В 2003 г. 8 лицензионных договоров. По сравнению с 2003 г. 62,5 %.20

19 См.: Сергеев А. П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. С. 600-604.

20 См. подробнее: Хисоботи солонаи маркази миллии патенту иттилоот дар соли.

Товарный знак не следует смешивать с фирменным наименованием юридического лица, хотя оба имеют общую цель - индивидуализацию. Каждое юридическое лицо может иметь только одно фирменное наименование, тогда как товарных знаков может быть несколько для каждой категории товаров или услуг. Фирменное наименование служит прежде всего для идентификации самого правообладателя, тогда как товарный знак призван помечать товары, произведенные на предприятии правообладателя, или услуги, оказываемые им.21 Но в ряде случаев фирменное наименование выполняет и функции товарного знака, индивидуализируя товар.

Фирменное наименование призвано индивидуализировать самого хозяйствующего субъекта, а товарный знак - выпускаемую им продукцию.

Товарный знак может быть зарегистрирован на имя юридического лица, а также гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность, в то время как фирменное наименование должны иметь коммерческие организации. Фирменное наименование, как уже отмечалось, в Республике Таджикистан носит бессрочный характер, а регистрация товарного знака действует в течение 10 лет, считая с даты поступления заявки в Государственную службу по охране изобретений и регистрации товарных знаков и знаков обслуживания Республики Таджикистан (ст. 16 Закона РТ «О товарных знаках и знаках обслуживания»).

2004. С. 7.

21 Быструшкина И. В. Гражданско-правовая охрана товарного знака и фирменного наименования: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. С. 16-17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.