Научная статья на тему 'Фирма «Мвен» - движение к сверхзвуку'

Фирма «Мвен» - движение к сверхзвуку Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
301
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
БЫСТРОДЕЙСТВУЮЩИЕ ПАРАШЮТНЫЕ СИСТЕМЫ (БПС) / PARACHUTE RECOVERY SYSTEM (PRS) / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ САМОЛЕТ / AGRICULTURAL AIRPLANE / АВИАЦИОННО-ХИМИЧЕСКИЕ РАБОТЫ / ПОЛИМЕРНО-КОМПОЗИЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ / ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ / AERIAL CHEMICAL APPLICATION / POLYMER COMPOSITE / R&D

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Ермоленко Виктор Степанович

В статье рассказывается о деятельности российского авиационного предприятия МВЕН, являющегося единственным в России, а по некоторым типам систем в мире, производителем быстродействующих парашютных систем совместного спасения и легких летательных аппаратов. Освещаются основные этапы развития компании, реализованные проекты, включая проекты, выполненные при поддержке Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MVEN Firm. Go to the Supersonic

The article is described the activity of the Russian aviation enterprise MVEN. The firm manufactures the Parachute Recovery System for combined life-saving and light aircrafts. The firm which does the products is just one in Russia, some types of system are never done in world. The author reports basic periods of the company''s development, embodied projects, and projects was supported by the Foundation for Assistance to Small Innovative Enterprises at Science and Technology.

Текст научной работы на тему «Фирма «Мвен» - движение к сверхзвуку»

инновационные компании. истории успеха^

Казань http://www.mven.ru/

Фирма «МВЕН» — движение к сверхзвуку

В статье рассказывается о деятельности российского авиационного предприятия МВЕН, являющегося единственным в России, а по некоторым типам систем — в мире, производителем быстродействующих парашютных систем совместного спасения и легких летательных аппаратов. Освещаются основные этапы развития компании, реализованные проекты, включая проекты, выполненные при поддержке Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.

ключевые слова

Фирма «МВЕН», быстродействующие парашютные системы (БПС), сельскохозяйственный самолет, Ермоленко Виктор, авиационно-химические работы, полимерно-композиционные материалы.

•4 к содержанию

В. С. Ермоленко,

генеральный директор

Предприятие ООО «Фирма «МВЕН» образовано в г. Казань выпускниками Казанского авиационного института им. А. Н. Туполева (сегодня — Казанский научно-исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева) Ермоленко Виктором и Невельским Михаилом в 1990 году.

справка

Ермоленко Виктор Степанович — с 1990 г. технический директор, а с 2001 г. и по настоящее время генеральный директор ООО «Фирма «МВЕН». В 1974 г. он поступил в КАИ им. А. Н. Туполева и окончил его в 1981 году по специальности «Двигатели летательных аппаратов», параллельно

с учебой являлся членом сборной СССР по парашютному спорту (1978-1991 гг.), где и возникла идея разработки быстродействующей парашютной системы (БПС), предназначенной для спасения самолета вместе с экипажем. Мастер спорта СССР Международного класса. Рекордсмен Мира

по парашютному спорту. Абсолютный чемпион различных международных соревнований. Многократный абсолютный чемпион России. Летчик-инструктор-парашютист. Налет 1500 часов. Более восьми тысяч прыжков с парашютом. Освоил самолеты: Ан-2, Як-18, Ил-103, Че-22, А-20, А-22, «МВЕН-2 «Фермер».

^инновационные компании. истории успеха

I Быстродействующая парашютная система спасения КС-2000

Фирма ведет работу по трем направлениям:

1. Разработка и производство быстродействующих парашютных систем спасения.

2. Разработка и производство легких летательных аппаратов из полимерно-композитных материалов (ПКМ).

3. Разработка и производство парашютных систем специального назначения.

«Фирма МВЕН» — первое и единственное в России и СНГ предприятие по производству быстродействующих парашютных систем спасения (БПС), предназначенных для спасения легких летательных аппаратов вместе с экипажем и пассажирами. За годы существования предприятия разработано более 20 типов парашютных систем спасения. Системами спасения фирмы МВЕН оснащаются легкие летательные аппараты как вновь образованных, так и известных российских и зарубежных авиационных предприятий. Спасены уже десятки человеческих жизней и летательных аппаратов.

Основными силовыми элементами парашютной системы спасения являются детали, изготовленные из полимерно-композиционных материалов (ПКМ). Части БПС, изготовленные из ПКМ выдерживают колоссальные перегрузки до 30 G!

jB"1

В настоящее время ведутся летные испытания парашютной системы для многоцелевого самолета короткого взлета и посадки собственного производства Expedition взлетной массой 4,5 т.

«В самом начале мы арендовали помещение в КНИАТе, и там мы познакомились с Председателем Наблюдательного совета (а в то время — генеральным директором) Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере И. М. Бортником. Фонд профинансировал наш НИОКР по раз-

инновационные компании. истории успеха^

К 20-летию фондА содействия

Мурена на стенде ФСР МП НТС. Мурена на МАКС-2013

работке сельскохозяйственного самолета «Фермер». Надо отметить, что с Фондом содействия сотрудничаем до сих пор, и это, пожалуй, единственная поддержка со стороны государства, которую мы получаем. За счет средств Фонда были проведены НИОКР и мы начали выпуск сельскохозяйственного самолета «МВЕН-2 «ФЕРМЕР», многоцелевого четырехместного самолета «Мурена» — говорит Виутор Ермоленко, генеральный директор ООО «Фирма «МВЕН».

Фирма сотрудничает с Фондом содействия более 10 лет. За этот период количество работников увеличилось в 2 раза, обороты в 2-2,5 раза. За этот период времени компания участвовала в нескольких проектах проводимых Фондом, таких как, «ПУСК», «Экспортно-ориентированная продукция», «Российско-германский конкурс». Гранты получали следующие проекты: «Создание опытных конструкций

многослойных панелей летательных аппаратов с применением ячеистых заполнителей повышенной прочности

из ПКМ с наномодификаторами», «Исследования и разработки в рамках создания легкого четырехместного самолета из полимерно-композиционных материалов», «Разработка и изготовление сервисного ремонтно-заправоч-ного комплекса для специализированного сельскохозяйственного самолета, используемого при проведении авиа-ционно-химических работ». Результаты проведенных НИОКР успешно применяются на производстве.

Впервые «Фермер» (модель МВЕН-2«Фермер») взлетел в 2002 году. На сегодня построено более десяти самолетов, работающих на полях Республики Татарстан, Кубани, Дальнего Востока, а также в Украине и в Казахстане. Это единственный в России успешный проект специализированного сельскохозяйственного самолета.

Одной из важнейших отличительных черт является стоимость таких самолетов. Отечественный самолет стоит — $180 тыс., в то время когда западные аналоги — от $300 тыс. и выше. «Фермер» существенно отличается от своих конкурентов и по стоимости, и по производительности, и по безопасности выполнения ави-ационно-химических работ. Кроме того самолет значительно выигрывает и у наземной техники. По заключению Одесского института агропро-

1

" IV* /Г

ш.Лк

Макет Мурены на МАКС-2013

^инновационные компании. истории успеха

мышленного производства (Одесский институт АПП НААНУ) дневная производительность самолета «Фермер» превышает показатель наземного опрыскивателя ОП-2000 в 22 раза, Спрейкуб 7660 в 7 раз без потерь на колее (прим.: потери на колее составляют до 6% урожая при использовании наземных опрыскивателей). Основной упор при создании «Фермера» делался на повышение безопасности полёта и снижении эксплуатационных затрат. Компоновка фюзеляжа (впереди двигатель, за ним вблизи центра тяжести бункер с химикатами, сзади — кабина пилота) обеспечивает максимальную защиту пилота в случае аварийной ситуации. Кабина пилота — закрытая, обеспечена вентиляцией и системой очистки воздуха. Кроме того, на самолете установлена наша спасательная система БПС.

В настоящее время идет процедура получения сертификата типа на сельскохозяйственные самолеты, производимые предприятием.

Кроме того, на предприятии ведется работа по созданию 4-хместного экономичного скоростного самолета повышенной комфортности МВЕН-3 «Мурена» и 9-11-местного самолета короткого взлета и посадки для местных воздушных линий Expedition.

Отдельно хочется остановиться на проекте «Expedition».

Разработка самолета для местных воздушных линий пассажировмести-мостью 9-11 человек является очень актуальной задачей в условиях развития авиасообщения на территории Российской Федерации.

На сегодняшний день на предприятии проводится отработка технических и технологических приемов и решений для создания высокоэффективного и конкурентоспособного 9-11-местного самолета для местных воздушных линий.

Совместно с ФГУП «ВИАМ» была разработана директивная технология для производства деталей из ПКМ методом горячего вакуумного формования. В процессе работы используются высокопрочные композиционные материалы отечественного и зарубежного производства.

I Элементы конструкции самолета из углепластика

Новые углеродные, полиарилат-ные, полиамидные и бензобисокса-зольные волокна имеют сами по себе высокие удельные прочностные характеристики и основная цель наших усилий в разработке авиационной техники реализовать потенциальные возможности этих материалов на все 100%. Материалы на основе высокопрочных волокон находят применение в производстве парашютной техники и деталей планера самолетов нашего предприятия.

Сейчас предприятие занято серийным производством быстродействующих парашютных систем, разработкой и внедрением новых моделей гражданских самолетов, в производстве кото-

i

рых использованы принципиально новые технологии.

Работа с Фондом Бортника позволяет нам вести научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию новой скоростной авиационной техники. В области же парашютной техники нами разработаны алгоритмы, позволяющие работать на скоростях, близких к скорости звука.

«В целом, я оптимист и считаю, что российский авиапром находится на определенном этапе осмысления своего состояния, а условия открытого рынка позволяют ему создать новую конкурентоспособную авиационную технику» — В. Ермоленко. Ш

ФЕВРАЛЬ 2014 ■ ИННОВАЦИИ

101

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.