Научная статья на тему 'ФИНТЕХ КАК ИНСТРУМЕНТ СТИМУЛИРОВАНИЯ ВНУТРЕННЕГО ИНВЕСТИЦИОННОГО СПРОСА'

ФИНТЕХ КАК ИНСТРУМЕНТ СТИМУЛИРОВАНИЯ ВНУТРЕННЕГО ИНВЕСТИЦИОННОГО СПРОСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
66
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФИНТЕХ / FINTECH / ВНУТРЕННИЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ СПРОС / DOMESTIC INVESTMENT DEMAND / ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК / FINANCIAL MARKET / БЛОКЧЕЙН / BLOCKCHAIN / КРАУДФИНАНСЫ / KAUFINAN / ФИНТЕХ-КРЕДИТ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / DIGITAL ECONOMY / ICO / CREDIT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Понаморенко Владислав Евгеньевич

Предмет исследования настоящей статьи составляют возможности инновационных финансовых технологий для целей стимулирования внутреннего инвестиционного спроса в России. Целью статьи является рассмотрение современного состояния, проблем и перспектив развития инновационных финансовых технологий («финтех») в контексте проблематики стимулирования внутреннего инвестиционного спроса. Методологию исследования составили сравнительный, формально-юридический, аналитический методы, системный подход. В работе на основе обобщения ведущих зарубежных практик проведен краткий обзор основных направлений развития финтеха в России в контексте утвержденной 28 июля 2017 года Программы «Цифровая экономика». Сделан вывод о наличии существенного потенциала для развития финтеха для целей стимулирования внутреннего инвестиционного спроса. Сформулированы предложения об оптимизации развития основных направлений финтеха на отечественном финансовом рынке. Выводы автора могут быть использованы в дальнейших исследованиях финтеха в России, а также для совершенствования правового регулирования финтеха в России, совершенствования политики регуляторов в данной области

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Понаморенко Владислав Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINTECH AS A TOOL TO STIMULATE DOMESTIC INVESTMENT DEMAND

The subject of this article are the possibilities of innovative financial technologies for the purpose of stimulating domestic investment demand in Russia. The purpose of this article is to look at the current state, problems and prospects of development of innovative financial technology («fintech») in the context of stimulating domestic investment demand. The methodology of the study was comparative, formal-legal, analytical methods and system approach. On the basis of generalization of the leading foreign practice the brief review of main directions of development Finance in Russia in the context of the approved July 28, 2017 Programme «Digital economy». The conclusion there is significant potential for the development of Finance for the purpose of stimulating domestic investment demand. Proposals on optimization of the main directions of development Finance in the domestic financial market. The author’s conclusions can be used in further studies Finance in Russia, as well as for improvement of legal regulation of Finance in Russia, improvement of the policy of regulators in this area

Текст научной работы на тему «ФИНТЕХ КАК ИНСТРУМЕНТ СТИМУЛИРОВАНИЯ ВНУТРЕННЕГО ИНВЕСТИЦИОННОГО СПРОСА»

УДК - 347.73 ПОНАМОРЕНКО Владислав Евгеньевич,

ББК - 67 доцент Департамента финансовых рынков и банков ФГОБУ ВО

«Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»,

кандидат юридических наук, доцент

12.00.04 - финансовое право; налоговое право; бюджетное право

ФИНТЕХ КАК ИНСТРУМЕНТ СТИМУЛИРОВАНИЯ ВНУТРЕННЕГО

ИНВЕСТИЦИОННОГО СПРОСА1

Аннотация. Предмет исследования настоящей статьи составляют возможности инновационных финансовых технологий для целей стимулирования внутреннего инвестиционного спроса в России.

Целью статьи является рассмотрение современного состояния, проблем и перспектив развития инновационных финансовых технологий («финтех») в контексте проблематики стимулирования внутреннего инвестиционного спроса.

Методологию исследования составили сравнительный, формально-юридический, аналитический методы, системный подход.

В работе на основе обобщения ведущих зарубежных практик проведен краткий обзор основных направлений развития финтеха в России в контексте утвержденной 28 июля 2017 года Программы «Цифровая экономика». Сделан вывод о наличии существенного потенциала для развития финтеха для целей стимулирования внутреннего инвестиционного спроса. Сформулированы предложения об оптимизации развития основных направлений финтеха на отечественном финансовом рынке.

Выводы автора могут быть использованы в дальнейших исследованиях финтеха в России, а также для совершенствования правового регулирования финтеха в России, совершенствования политики регуляторов в данной области.

Ключевые слова; финтех, внутренний инвестиционный спрос, финансовый рынок, блокчейн, краудфинансы, финтех-кредит, цифровая экономика, ICO.

PONAMORENKO VladislavEvgen'evich,

associate Professor of the Department of financial markets and banks Department in «Financial University under the Government of the Russian Federation», candidate of legal Sciences, associate Professor

FINTECH AS A TOOL TO STIMULATE DOMESTIC INVESTMENT DEMAND

Abstract. The subject of this article are the possibilities of innovative financial technologies for the purpose of stimulating domestic investment demand in Russia.

The purpose of this article is to look at the current state, problems and prospects of development of innovative financial technology («fintech») in the context of stimulating domestic investment demand.

The methodology of the study was comparative, formal-legal, analytical methods and system approach.

On the basis of generalization of the leading foreign practice the brief review of main directions of development Finance in Russia in the context of the approved July 28, 2017 Programme «Digital economy». The conclusion there is significant potential for the development of Finance for the purpose of stimulating domestic investment demand. Proposals on optimization of the main directions of development Finance in the domestic financial market.

The author's conclusions can be used in further studies Finance in Russia, as well as for improvement of legal regulation of Finance in Russia, improvement of the policy of regulators in this area.

Key words: fintech, domestic investment demand, financial market, blockchain, kaufinan, fintech, credit, the digital economy, ICO.

1 Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситета 2017 года.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2017

Основные направления развития финтеха в контексте стимулирования внутреннего инвестиционного спроса

Среди актуальных глобальных трендов, все более сильно оказывающих влияние на формирование внутреннего инвестиционного спроса, особое место занимают инновационные финансовые технологии (фин-тех), вписанные в парадигму цифровой экономики, формализованную в Программе «Цифровая экономика Российской Федерации» [7].

10 октября 2017 г. был утвержден Перечень поручений Президента РФ по вопросу использования цифровых технологий в финансовой сфере [13], согласно которому были даны поручения:

1. Правительству РФ - до 1 июля 2018 г. представить предложения:

- об определении статуса цифровых технологий, применяемых в финансовой сфере (ТРР, цифровой аккредитив, цифровая закладная, криптовалюта, токен, смарт-контракт), исходя из обязательности рубля в качестве единственного законного платежного средства в РФ;

- об установлении требований к организации и осуществлению производства, основанного на принципах криптографии в среде РР («майнинг»), включая регистрацию хозяйствующего субъекта, осуществляющего такую деятельность, а также определении порядка ее налогообложения;

- о регулировании публичного привлечения денежных средств и криптовалют путем размещения токенов про аналогии с регулированием первичного размещения ценных бумаг.

2. Банку России — совместно с Правительством РФ представить предложения о:

- создании специальной регуляторной площадки («сэндбокс») для апробации инновационных финансовых технологий, продуктов и услуг до установления правил регулирования отношений, связанных с их применением на финансовом рынке (до 20.12.2017 г.);

- формировании единого платежного пространства государств — членов ЕАЭС с применением новых финансовых технологий, в том числе с применением технологии распределенного реестра (до 30 марта 2018 г.).

Среди основных направлений развития финтеха как фактора стимулирования внутреннего инвестиционного спроса выделим развитие технологии блокчейн, Initial Coin Offering (ICO) и платформ финтех-кредитования (FinTech Credit).

Блокчейн в кредитовании и секьюри-тизации банковских активов. Технология блокчейн привлекательна, помимо прочего, своей универсальностью: ею интересуются и публичная власть, и бизнес-сообщество, и физические лица.

Что касается использования технологии в государственном управлении, 5 июля 2017 г. во Внешэкономбанке состоялось первое заседание рабочей группы по вопросу применения технологии блокчейн в государственном и корпоративном управлении, возглавляемое первым вице-премьером Игорем Шуваловым. Цели рабочей группы — координация действий госорганов для внедрения блокчейна в России, разрешение проблем, препятствующих развитию этой технологии, формирование механизмов внедрения блокчейна в госорганах [10].

И все-таки изначальное и особенно разнообразное применение блокчейн получает в финансовом секторе. В настоящее время Банк России разрабатывает механизм, который посредством внедрения смарт-контрактов позволит автоматически кредитовать клиентов банков в том случае, если они предоставят определенный набор документов и обладают хорошей кредитной историей. Таким образом, банки смогут избавиться от бумажного документооборота. Подобный механизм позволит осуществлять кредитование без посещения банков заемщиками. Заинтересованность в разработке выразили Альфа-банк, Бин-банк, Киви-банк, Банк «Открытие» и Сбербанк [9].

Однако, как отмечают представители Сбербанка, для широкомасштабного внедрения смарт-контрактов необходимо внести изменения в законодательство, обеспечить признание работы и результатов их исполнения в судах наравне с традиционными формами договоров, а также создать несколько юридически значимых блок-чейн-платформ в стране.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2017

Исследованием возможности использования технологии блокчейн занялась ассоциация «Финтех» (АФТ). В августе 2017 г. данная ассоциация представила план-руководство по работе платформы «Мастер-чейн» [2]. Она должна стать национальной сетью обмена и хранения финансовой информации с использованием технологии распределенного реестра.

Ранее АФТ выбрала четыре основных направления, которые получат развитие на платформе «Мастерчейн» в краткосрочной перспективе: децентрализованная депозитарная система для учета закладных, проект KYC (Know Your Customer), распределенный реестр цифровых банковских гарантий, создание цифрового аккредитива.

30 августа 2017 г. Советник президента РФ по вопросам развития интернета Герман Клименко анонсировал создание Российской ассоциации криптовалют и блок-чейна (РАКИБ) [12]. Структура, в том числе, займется продвижением и внедрением технологий ее участников в федеральных госструктурах и субъектах РФ. Ассоциация будет вырабатывать повестку для диалога с регуляторами по легитимизации криптовалюты и внедрению блокчейн-тех-нологий в государственных и коммерческих структурах, а также обсуждение законодательных инициатив в области регулирования. В рамках ассоциации будут работать три комитета — по блокчейну, ICO, майнингу [1].

Initial Coin Offering (ICO). Одним из способов активизации инвестиционного спроса является ICO.

В сентябре 2017 г. в России запущен проект Центра юридической поддержки для ICO в российской юрисдикции [8]. Возможно, в ближайшее же время стоит ожидать элементов правового регулирования ICO в России.

Примером введения ICO в правовое поле является принятое 26 июля 2017 г. американской Комиссией по биржам и ценным бумагам (SEC) решение приравнять токены к ценным бумагам. Иными словами, проведение ICO теперь подпадает под такое же регулирование, как и другие сделки на рынке ценных бумаг.

ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 12 • 2017

В то же время запрет на ICO в Китае, вступивший в силу 4 сентября 2017 г., связан с тем, что ICO, по заявлению Национальной ассоциации интернет-финансов, несут финансовые риски и могут вызвать нарушение социально-экономического порядка. По данным «Chainalysis», киберпре-ступниками было похищено около 10% всех средств, денег, которые были собраны в ходе размещений токенов, основанных на «Ethereum». К августу ущерб от киберп-реступности достиг 225 млн. долларов [4].

Эксперты отмечают, что от рестрикций в отношении рынка ICO в Китае (а это — четверть мирового рынка ICO) может воспользоваться Россия, если создаст преференциальный режим для данного вида деятельности.

Финтех-кредитование. Краудфинан-сы. Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев поручил Минэкономразвития и Минфину с участием Банка России к 15 октября 2017 г. представить предложения о развитии альтернативных механизмов финансирования - краудфан-динга, краудинвестинга, краудлендинга [5].

Сегодня внимание к особенностям и видам финтехкредитования проявляют глобальные финансовые регуляторы. Так, Комитет по глобальной финансовой системе (CGFS) Банка международных расчетов совместно с Финансовой инновационной сетью (Financial Innovation Network) Совета по финансовой стабильности 22 мая 2017 г. опубликовал доклад о финтехкре-дите (далее - доклад) [11]. В докладе анализируются преимущества финтехкреди-та по сравнению с традиционными формами кредита, а также его недостатки и уязвимости.

Финтехкредит понимается как кредитная деятельность, упрощенная применением электронных платформ. Под такими платформами понимаются, в частности, кредит-ориентированные краудфандинго-вые платформы («loan-based crowd-funders»), пиринговые кредитные платформы («peer-to-peer (P2P) lenders») и рыночные кредитные платформы («market-place lenders»).

В докладе отмечается, что цифровиза-ция финансовых услуг приводит к более

высоким потребительским ожиданиям относительно удобства, скорости, стоимости и легкости в использовании финансовых услуг. Кроме того, потребители сегодня готовы использовать финтехуслуги по кредитованию вследствие снизившегося доверия к традиционным кредиторам после финансового кризиса. Констатируется наличие общественного мнения о том, что кредит финтехкредитование, и особенно кредитование P2P, более социально ответственны, чем обычное банковское дело [15].

В докладе отмечаются существенные темпы роста финтехкредитования. В абсолютном выражении самый большой фин-техкредитный рынок — китайский (99,7 млрд. долл. США в 2015 г.), далее - рынок США (34,3 млрд. долл. США) и Великобритании (4,1 млрд. долл. США). На каждом из этих трех рынков прирост объемов фин-техредита составил 60-110 долл. США на душу населения в 2015 г. В то же время Кембриджский Центр Альтернативных Финансов (CCAF) указывает, что в России (как и в некоторых других странах) имеет место кредитная активность, очень напоминающая финтехкредит, но выходящая за пределы определения финтехкредита, данного CCAF. Отмечается, что в России микрофинансовые кредиты до определенного порога допускаются полностью в он-лайн-режиме. Объем микрофинансового кредитования в России в 2016 г. был чуть более 100 миллионов долларов США.

В докладе проводится классификация финтехкредитных платформ:

- традиционная модель кредитования P2P (Traditional P2P lending model). Базовая, прямое взаимодействие кредитора и заемщика при посредничестве платформы;

- нотариальная модель (Stylised notary model), предполагающая участие банка в кооперации с финтех-платформой (самая распространенная модель, используемая в Германии, Корее и США);

- модель гарантированного возврата (Stylised guaranteed return model). Наиболее распространена в Китае;

- балансовая модель (Balance sheet model). Платформа порождает и сохраняет кредиты на собственном балансе, срод-

ни обычной бизнес-модели небанковского кредитора. Распространена в Австралии, Канаде и США;

- модель торгового счета (Invoice trading model). Компании используют финансирование счета (или факторинг) для управления потоком ликвидности.

Обобщая данные отчета, сформулируем преимущества финтехкредита:

1. Снижение операционных издержек. Финтехкредитную деятельность легко стандартизировать, например, с помощью цифровой идентификации и стандартизации цифровых контрактов.

2. Удобство конечных пользователей. Финтехкредиторы автоматизируют намного больше процессов, чем традиционные кредитные организации, и, таким образом, предоставляют более быстрые и удобные услуги клиентам. Согласно обзору, проведенному в Соединенном Королевстве [16], почти 90% розничных инвесторов заявили, что, принимая решение о вовлечении Р2Р-кредитования, они исходили из критериев удобства и быстроты. Подобные же ответы были даны заемщиками.

3. Доступность. Финтехкредитование увеличивает доступность финансовых услуг к плохо обслуживаемым слоям населения. Отмечается, что особенно в экономических системах развивающихся стран доступ к кредиту — основной элемент «финансовой инклюзивности» (financial inclusion). Отсюда склонность людей кредитоваться у Р2Р-платформ намного выше в развивающихся странах [17].

4. Альтернативность. Развитие платформ финтехкредита помогает разносторонне развивать источники кредита в экономике, предоставляя альтернативные возможности финансирования для заемщиков.

5. Низкая межсвязность. Устойчивость сферы финтехкредитования к внешним шокам обеспечивается ее относительно низкой межсвязностью.

При этом выделим и опасности финтех-кредитования:

1. Все еще невысокое доверие инвесторов. Поскольку финансовые инновации предполагают новые процессы, не покрытые существующими правилами банка, у

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2017

участников рынка возникает неуверенность в этих технологиях.

2. Высокий риск-аппетит финтехкре-дитных платформ при невнятном риск-менеджменте.

3. Подверженность киберрискам. Платформы финтехкредита могут быть более уязвимыми, чем банки, для киберрисков.

4. Финтехкредитование может усиливать процикличность кредитного рынка.

5. Отсутствие должного правового регулирования и контроля регуляторов.

6. Преступность. Как с любым бизнесом, финтехплатформы защищены от мошенничества, отмывания денег, но и от недобросовестного корпоративного поведения.

7. Недостаточно понятные механизмы защиты прав потребителей.

8. Опасности секьюритизации. Процесс секьюритизации увеличивает межсвязность между финтехплатформами, банками и рынками капитала, что, в свою очередь, может негативно влиять на финансовую стабильность.

Появление финтехплатформ, согласно докладу, стимулирует традиционный банковский сектор к определенным ответам, а именно банки могут: а) стремиться приобрести или создать свои собственные платформы финтех-кредита; б) использовать финтех для традиционных форм кредитования или развивать партнерство с фин-техкредитными платформами; в) вкладывать капитал непосредственно в финтехк-редитные платформы; г) уйти из тех сегментов рынка, где у платформ финтехкре-дита есть растущее конкурентное преимущество.

В любом случае растущая финтехкре-дитная активность приведет к большей эффективности действующих банков.

При этом ведущие в области развития финтеха зарубежные страны предпочитают одну из двух стратегий регулирования краудфинансовой, в том числе финтехкре-дитной, деятельности:

1. Встраивание финтехкредита в правовые рамки в части лицензирования деятельности, требований к ликвидности и капиталу, защиты прав потребителей и инвесторов (Германия, Гонконг, Нидердан-ды, Сингапур, США).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2017

2. Принятие специальных требований к финтехкредитной деятельности (Швейцария, Франция, Испания, Великобритания, Канада, Китай).

В обоих случаях возможно стимулирование финтехкредитной деятельности (Франция, Китай, Великобритания). К таким стимулам относятся налоговые преференции, а также создание инфраструктуры «инновационных помощников» (innovation facilitators) в продвижении и популяризации финтехкредита. К последним могут относиться «регулятивные песочницы» как структуры для тестирования новых технологий; инновационные центры, которые поддерживают финтехкомпании в навигации по возникающим нормативным требованиям; акселераторы, могущие оказывать финансовую поддержку финтехк-редитным стартапам.

Проблемы правового регулирования финтеха в России

Что касается России, то традиционно низкий уровень юридической техники российского законодательства сказывается и на темпах введения в правовое поле терминологии и инструментария финтеха.

Во-первых, отсутствует понятие «виртуальная валюта» (в том числе «криптова-люта»), что осложняет понимание государственными органами, бизнес-сообществом и гражданами сути этого явления и его отграничения от понятия «электронные денежные средства». При этом международные организации, МВФ [14] и ФАТФ [3], акцентируют внимание на различии в природе и особенностях функционирования и регулирования электронных денег и виртуальных валют [6, с. 296-302]. Отсутствуют требования к различным видам деятельности на рынке виртуальных валют (крипторынке).

Во-вторых, в законодательстве отсутствует понятие краудфинансов и краудфи-нансовой деятельности, в том числе, по причине до сих пор не принятого федерального закона о финансах и финансовой системе РФ. Отсутствуют требования к краудфинансовой деятельности, правовые стимулы к ее развитию.

Вышеуказанный правовой вакуум в области финтеха вкупе с правовой неопределенностью действующего финансового законодательства:

- повышает риски теневой деятельности участников крипто- и краудфинансо-вого рынка;

- побуждает регуляторов к рестрикциям за нарушение несуществующих норм или «вольного» толкования имеющихся (пример: Генпрокуратура /ЦБ и дело о «колионах»);

- повышает риски вовлечения лиц с низкой финансовой и правовой грамотностью в мошеннические схемы;

- уменьшает конкурентоспособность российского крипто- и краудфинансового рынка.

Исходя из сказанного, автор предлагает:

1. Закрепление понятийно-категориального аппарата, институциональной и функциональной характеристик крипто-рынка, а именно:

- внесение в определение понятия крип-товалют, имеющееся в посвященном им законопроекте (№ 46853), признаков, зримо отличающих их от ЭДС;

- введение понятия криптоплатформы (биржи) и требований к ее деятельности;

- введение требований к деятельности (а) по добыче (майнингу) и (б) купле-продаже криптовалют.

2. Введение понятия «краудфинансы», осуществление их легальной классификации, введение понятия «краудфинансовая деятельность» и требований к ее осуществлению.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Введение понятия «финтехкредит» и «финтехкредитная деятельность», требований к ее осуществлению.

Формами реализации указанных предложений могут быть:

- внесение изменений в имеющийся законопроект о криптовалютах;

- принятие федерального закона о внесении изменений в отдельные НПА в связи с реализацией Программы «Цифровая экономика РФ»;

- принятие отдельного НПА, посвященного краудфинансовой деятельности и финтехкредитованию;

- принятие федерального закона о финансах и финансовой деятельности, включающего элементы традиционных финансов и краудфинансов (финансовой/крауд-финансовой деятельности).

Выводы

Таким образом, основными направлениями повышения внутреннего инвестиционного спроса в контексте развития цифровой экономики/финтеха, как следует из сказанного, являются:

- легализация смарт-контрактов и применение их, в частности, для упрощенного, автоматического кредитования клиентов банка и микрофинансовой организации;

- стимулирование (налоговое, регуля-торное и др.) кредитных организаций и микрофинансовых организаций к привлечению денежных средств розничных инвесторов через развитие финансовых инноваций (блокчейн, смарт-контракты, крауд-финансы);

- легализация и развитие ICO как инструмента привлечения дополнительных средств розничных инвесторов в венчурные проекты, финтех-стартапы;

- введение в правовое поле и стимулирование развития финтехкредитных платформ (прежде всего платформ P2P-креди-тования);

- повышение финансовой грамотности граждан в части цифровой экономики в целом и инструментария блокчейн-экономи-ки в частности;

- применение технологии блокчейн для секьюритизации банковских активов, что, кроме снижения кредитного риска банка, положительно скажется на развитии рынка ценных бумаг;

- регламентация особенностей и каналов защиты прав потребителей услуг фин-техкредитных, краудфандинговых платформ, криптовалютных бирж, защиты прав инвесторов на краудинвестинговых площадках и платформах ICO;

- создание инфраструктуры «инновационных помощников» (innovation facilitators) в продвижении и популяризации финтехкредита.

Таким образом, следует констатировать, что одним из последствий мирового

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2017

финансового кризиса и активного развития новых финансовых технологий стало расширение спектра возможностей вовлечения розничных инвесторов в деятельность на финансовом рынке. Одними из основных каналов развития внутреннего инвестиционного спроса станут создание и внедрение площадок ICO, криптовалютных бирж и платформ финтехкредитования.

Список литературы:

[1] Анонсировано создание российской Ассоциации Блокчейна и Криптовалют // Режим доступа: https:/ /cryptocurrency.tech/ anonsirovano-sozdanie-rossijskoj-assotsiatsii-blokchejna-i-kriptovalyut/ (дата обращения: 05.09.2017).

[2] Ассоциация «ФинТех» опубликовала whitepaper блокчейн-платформы «Мастер-чейн» // Режим доступа: http://forklog.com/ assotsiatsiya-finteh-opublikovala-whitepaper-blokchejn-platformy-masterchejn/ (дата обращения: 05.09.2017).

[3] Доклад ФАТФ «Виртуальные валюты -ключевые определения и потенциальные риски в сфере ПОД/ФТ» (июнь, 2014г.) // Режим доступа: http://www.eurasiangroup.org/files/ FATF_docs/Virtualnye_valyuty_FATF_ 2014.pdf (дата обращения: 25.06.2016).

[4] Зачем Китай запретил ICO // Режим доступа: https://ru.insider.pro/investment/2017-09-04/zachem-kitaj-zapretil-ico/ (дата обращения: 05.09.2017).

[5] Медведев поручил ведомствам заняться развитием краудфандинга // Режим доступа: http://www.interfax.ru/business/565611 (дата обращения: 05.09.2017).

[6] Понаморенко В.Е. Виртуальные валюты в понимании международных организаций и национальных юрисдикций // Международное право и международные организации. 2016. № 3.

[7] Распоряжение Правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632-р о Программе «Цифровая экономика Российской Федерации» // Режим доступа: http://static.government.ru/ media / files / 9gFM4FHj4PsB79I5v 7yLVuPgu4bvR7M0.pdf (дата обращения: 05.09.2017).

[8] Сидоренко Э. Создается Центр юридической поддержки ICO в российской юрисдикции // Режим доступа: https://www.if24.ru/ elina-sidorenko-tsentr-yurpodderzhki-ico/ (дата обращения: 05.09.2017).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2017

[9] Центробанк России планирует использовать блокчейн для выдачи кредитов // Режим доступа: http://forklog.com/tsentrobank-rossii-planiruet-ispolzovat-blokchejn-dlya-vydachi-kreditov/ (дата обращения: 05.09.2017).

[10] Шувалов провел в ВЭБе первое заседание рабочей группы по применению блокчейна в госуправлении // Режим доступа: http:// www.banki.ru/news/lenta/?id=9850826 (дата обращения: 05.09.2017).

[11] FinTech credit: Market structure, business models and financial stability implications // Режим доступа: http:// www.fsb.org/wp-content/uploads/CGFS-FSB-Report-on-FinTech-Credit.pdf (дата обращения: 05.09.2017).

[12] http://racib.com/ (дата обращения: 05.09.2017).

[13] http://www.kremlin.ru/acts/ assignments/orders/55899 (дата обращения: 05.09.2017).

[14] IMF Staff Discussion Note «Virtual Currencies and Beyond: Initial Considerations» (Jan, 2016) // Режим доступа: http:// www.imf.org/external/pubs/ft/sdn/2016/ sdn1603.pdf (дата обращения: 25.06.2016).

[15] Milne, A and P Parboteeah (2016): The business models and economics of peer-to-peer lending, European Credit Research Institute, May.

[16] Nesta and University of Cambridge (2014): Understanding alternative finance, November. Office of the Comptroller of the Currency (2016a): «Supporting responsible innovation in the federal banking system: an OCC perspective», March.

[17] UBS (2016): Global banks: is FinTech a threat or an opportunity? July.

Spisok literatury:

[1] Anonsirovano sozdanie rossijskoj Associa-cii Blokchejna i Kriptovalyut // Rezhim dostu-pa: https://cryptocurrency.tech/anonsirovano-sozdanie-rossijskoj-assotsiatsii-blokchejna-i-kriptovalyut/ (data obrashheniya: 05.09.2017).

[2] Associaciya «FinTex» opublikovala whitepaper blokchejn-platformy' «Master-chejn» // Rezhim dostupa: http://forklog.com/ assotsiatsiya-finteh-opublikovala-whitepaper-blokchejn-platformy-masterchejn/ (data obrashheniya: 05.09.2017).

[3] Doklad FATF «Virtual'ny'e valyuty' -klyuchevy'e opredeleniya i potencial'ny'e riski v sfere POD/FT» (iyun', 2014g.) // Rezhim

dostupa: http://www.eurasiangroup.org/files/ FATF_docs/Virtualnye_valyuty_FATF_ 2014.pdf (data obrashheniya: 25.06.2016).

[4]Zachem Kitaj zapretil ICO // Rezhim dostupa: https://ru.insider.pro/investment/ 2017-09-04/zachem-kitaj-zapretil-ico/ (data obrashheniya: 05.09.2017).

[5] Medvedev poruchil vedomstvam zanyat'-sya razvitiem kraudfandinga // Rezhim dostupa: http://www.interfax.ru/business/565611 (data obrashheniya: 05.09.2017).

[6] Ponamorenko V.E. Virtual'ny'e valyuty' v ponimanii mezhdunarodny'x organizacij i nacional'ny'x yurisdikcij // Mezhdunarodnoe pravo i mezhdunarodny'e organizacii. 2016. № 3.

[7] Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 28 iyulya 2017 g. № 1632-r o Programme «Cifrovaya e'konomika Rossijskoj Federacii» / / Rezhim dostupa: http://static.government.ru/ media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v 7yLVuPgu4bvR7M0.pdf (data obrashheniya: 05.09.2017).

[8] Sidorenko E'. Sozdaetsya Centr yuridi-cheskoj podderzhki ICO v rossijskoj yurisdikcii // Rezhim dostupa: https://www.if24.ru/ elina-sidorenko-tsentr-yurpodderzhki-ico/ (data obrashheniya: 05.09.2017).

[9] Centrobank Rossii planiruet ispol'zovat' blokchejn dlya vy'dachi kreditov // Rezhim dostupa: http://forklog.com/tsentrobank-rossii-planiruet-ispolzovat-blokchejn-dlya-vydachi-kreditov/ (data obrashheniya: 05.09.2017).

[10] Shuvalov provel v VE'Be pervoe zasedanie rabochej gruppy' po primeneniyu blokchejna v gosupravlenii // Rezhim dostupa: http://www.banki.ru/news/lenta/?id = 9850826 (data obrashheniya: 05.09.2017).

[11] FinTech credit: Market structure, business models and financial stability implications // Rezhim dostupa: http:// www.fsb.org/wp-content/uploads/CGFS-FSB-Report-on-FinTech-Credit.pdf (data obrashheniya: 05.09.2017).

[12] http://racib.com/ (data obrashheniya: 05.09.2017).

[13] http://www.kremlin.ru/acts/assign-ments/orders/55899 (data obrashheniya: 05.09.2017).

[14] IMF Staff Discussion Note «Virtual Currencies and Beyond: Initial Considerations» (Jan, 2016) // Rezhim dostupa: http:// www.imf.org/external/pubs/ft/sdn/2016/ sdn1603.pdf (data obrashheniya: 25.06.2016).

[15] Milne, A and P Parboteeah (2016): The business models and economics of peer-to-peer lending, European Credit Research Institute, May.

[16] Nesta and University of Cambridge (2014): Understanding alternative finance, November. Office of the Comptroller of the Currency (2016a): «Supporting responsible innovation in the federal banking system: an OCC perspective», March.

[17] UBS (2016): Global banks: is FinTech a threat or an opportunity? July.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.