Научная статья на тему 'Финансы'

Финансы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
69
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дайджест-финансы
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Финансы»

в программе. Оценке эффективности программы также уделено немало внимания — будут анализироваться экономические показатели работы системы, уровень удовлетворенности клиентов и содержание обратной связи от операторов. Руко-

водство системы «ЛИДЕР» уверено в успехе проведения программы и не сомневается, что основные идеи, заложенные в ней, получат свое дальнейшее развитие в последующих маркетинговых мероприятиях компании.

ФИНАНСЫ

Международные резервы России установили новый рекорд 549,1 млрд долл.

Москва. Международные резервы России достигли нового рекордного значения.

По состоянию на 6 июня их объем составил 549,1 млрд долл., сообщил департамент внешних и общественных связей Банка России.

Между тем по состоянию на 30 мая он был равен 548,6 млрддолл. Таким образом, за неделю международные резервы выросли на 0,5 млрд долл.

Международные резервы представляют собой высоколиквидные финансовые активы, находящиеся в распоряжении Банка России и Правительства РФ. Международные резервы складываются из активов в иностранной валюте, монетарного золота, специальных прав заимствования (СДР, special drawing rights, расчетная денежная единица, используемая Международным валютным фондом МВФ), резервной позиции в МВФ и других резервных активов.

Отток капитала

из России составил 2,4 млрд долл.

Москва. Отток капитала из Российской Федерации за 5 месяцев 2008г. составил 2,4 млрддолл., сообщил первый зампред Банка России Алексей Улюкаев, выступая на заседании комитета Госдумы по финансовому рынку.

«На 1 июня у нас был маленький отток около 2,4 млрд долл.», — сказал он.

В беседе с журналистами он отметил, что в мае имел место чистый приток в размере около 2,6 млрддолл.

По словам А. Улюкаева, ситуация с притоком капитала оказывает влияние на денежную массу. «Мы прогнозируем в этом году рост денежной массы на 32—34%, он может быть уточнен на стадии подготовки основных направлений денежно-кредитной политики на этот год», — сказал он, добавив, что пока динамика денежной массы хорошая.

МВФ снитает.нто цены на нефть останутся высокими.рост ВВП составит около 7,8%

Москва. Международный валютный фонд (МВФ) считает, что темпы роста ВВП в России в 2008 г. составят около 7,8 % при условии, что цены на нефть останутся на высоком уровне и Россия не будет серьезно затронута турбулентностью на мировых финансовых рынках, сообщил глава миссии по России Международного валютного фонда Пол Томсен.

«Темпы роста ВВП составят 7,75%, мы даже называем цифру 7,8 %. Мы ожидаем, что экономика будет расти теми темпами, которыми она росла в последнее время», — сказал П. Томсен.

По его словам, главный риск для экономики России не связан с возможным понижением цен на нефть, поскольку существуют Резервный фонд и Фонд национального благосостояния, которые поглощает 85 % нефтяныхдоходов.

«У экономики есть хорошая подушка безопасности, которая поможет смягчить шок, связанный с падением нефтяных цен. Я не говорю, что резкое падение цен не скажется на экономике. Конечно, скажется. Однако все прогнозы говорят, что цены останутся на высоком уровне», — сказал. П. Томсен.

«Главный риск нам видится в том, что борьба с инфляцией может потребовать ужесточения денежно-кредитной политики, а это может вызвать замедление темпов экономического роста», — подчеркнул глава миссии по России МВФ.

В заявлении МВФ для прессы говорилось, что при сохранении цен на нефть на высоком уровне и обособленности России от турбулентности на мировых финансовых рынках темпы роста ВВП в 2008 г. составят 7,75 %.

Последний прогноз МВФ относительно роста ВВП РФ в 2008 г., представленный в апреле, составлял 6,8 %.

МВФ снитает.нто нельзя откладывать ужесточение денежно-кредитной политики в России

Москва. Международный валютный фонд (МВФ) приветствует решимость ЦБ РФ переходить

к формальному таргетированию инфляции, но считает, что откладывание ужесточения денежно-кредитной политики сейчас увеличивает риск снижения роста ВВП ниже потенциала в будущем.

«Приветствуя решимость ЦБ РФ переходить к формальному таргетированию инфляции, как только с точки зрения ЦБ РФ для этого сложатся все необходимые условия, мы, тем не менее, считаем, что в то же время нельзя откладывать переориентацию денежно-кредитной политики таким образом, чтобы в центре ее был контроль инфляции, а обменному курсу была бы позволена большая гибкость», — говорится в заявлении для прессы миссии МВФ.

По мнению МВФ, откладывание ужесточения денежно-кредитной политики сейчас усугубляет риск, что необходимость в еще большем ужесточении в будущем приведет к периоду снижения роста ВВП ниже потенциала.

«Приоритетное внимание в рамках денежно-кредитной политики, уделяемое стабилизации рубля по отношению к бивалютной корзине, приводит к избыточному стремительному росту денежного предложения и кредита», — отмечается в сообщении.

Глава миссии МВФ Пол Томсен, выступая на пресс-конференции, приветствовал меры по ужесточению денежно-кредитной политики, предпринятые ЦБ РФ, в частности повышение ставки рефинансирования до 10,5 % и рост нормативов резервирования, однако считает их недостаточными.

«Я думаю, что эти меры полезные, но источником вливания ликвидности и роста денежной массы и кредитования, прежде всего, являются интервенции Банка России на валютном рынке покупкавалюты зарубли», — сказал он.

«Я не представляю, каким образом могут сократиться денежная масса и объемы кредитования без сокращения покупок. Это означает, что необходимо повышать гибкость валютного курса», — заявил П. Томсен.

Укрепление рубля неизбежно и желательно, учитывая внешнеторговые условия

Москва. Реальное эффективное укрепление рубля неизбежно, даже желательно, учитывая масштабные поступления в результате благоприятных внешнеторговых условия и повышения производительности, говорится в заявлении для прессы миссии МВФ, распространенном напресс-конфе-ренции в центральном офисе «Интерфакса».

МВФ отмечает, что лидерами роста являются сектора неторгуемых товаров и услуг, ориентированных на внутренний рынок, таких как строительство и услуги. Но сохранение высоких темпов

роста в обрабатывающих отраслях позволяет предположить, что укрепление рубля не привело к серьезному снижению конкурентоспособности.

«В значительно степени это положение дел является результатом правильной политики налогообложения и сбережения существенной доли нефтяных доходов в стабилизационном фонде и его наследниках, которые сыграли ключевую роль в предотвращении слишком стремительного укрепления рубля», — отмечается в сообщении.

Выступая на пресс-конференции, глава миссии МВФ по России Пол Томсен отметил, что альтернативой укреплению рубля является изменение бюджетно-налоговой политики. «Прежде всего, если в качестве политического приоритета рассматривается избежание укрепления рубля из соображений, связанных с конкурентоспособностью, тогда, конечно, нужно искать альтернативные меры экономической политики, имея в виду бюджетно-налоговую политику», — сказал он.

По его словам, давление на рубль в сторону укрепления связано с тем, что бюджетно-налоговая политика в последние годы постепенно смягчилась. «Государственный сектор расходует все больше и больше нефтяныхдоходов», — отметил глава миссии.

«Если бюджетно-налоговая политика сможет снять тяжелую ношу с денежно-кредитной и будет вносить больший вклад в снижение давления со стороны спроса, то и давление на рубль в сторону укрепления будетменьше», —заключил П. Томсен.

Финансовая система России укрепилась, но сохранились риски.связанные с ростом кредитования

Москва. Международный валютный фонд (МВФ) считает, что российская финансовая система укрепилась, но остались риски, связанные с быстрым ростом кредитования.

«Оценка состояния финансового сектора дает основания утверждать, что финансовая система РФ укрепилась», — говорится в заявлении для прессы миссии МВФ, распространенном напресс-конфе-ренции в центральном офисе «Интерфакса».

По мнению МВФ, отчасти такое укрепление отражает благоприятные экономические условия и является результатом совершенствования нормативно-правовой базы.

«Вместе с тем по-прежнему существуют риски, не в последнюю очередь связанные с быстрым ростом кредитов и с сохраняющейся фрагментарностью рынкамежбанковского кредитования», — отмечается в сообщении.

«Главный вывод — мы не видим никаких системных рисков. Потрясения на мировых рынках оказали давление на некоторые банки, которые

зависели от зарубежных заимствований, получаемых для выдачи кредитов в рублях. Этим банкам пришлось изменить практику ведения бизнеса, но они с этим справились даже в период наибольшего обострения ситуации на финансовых рынках. Риски существуют, но они определены, и мы знаем, что с ними делать», — заявил глава миссии МВФ по России Пол Томсен.

Инфляционное давление в России остается высоким, в 2008 г. инфляция может составить 14%

Москва. Международный валютный фонд (МВФ) считает, что инфляционное давление в РФ будет оставаться высоким, и инфляция в 2008 г. может достичь 14%.

«Инфляционное давление, по-видимому, будет оставаться высоким», — говорится в заявлении для прессы миссии МВФ, распространенном на пресс-конференции в центральном офисе «Интерфакса».

По мнению МВФ, в результате замедления роста цен на продовольствие во втором полугодии 2008 г., по видимому, можно ожидать некоторого облегчения инфляционного давления, однако это не окажет существенного влияния на внутренние инфляционные факторы.

«В отсутствие изменений в политике, направленных на замедление роста спроса, по нашим оценкам, к концу 2008 г. темпы инфляции могут достичь 14%», — отмечается в сообщении.

Госдума приняла закон о повышении МРОТ до 4 330 руб.

Москва. Госдума на пленарном заседании приняла сразу в трех чтениях поправки в закон «О минимальном размере оплаты труда», повышающие минимальный размер оплаты труда (МРОТ).

Законом устанавливается с 1 января 2009 г. МРОТ в размере 4 330 руб., т. е. он повышается до уровня прожиточного минимума трудоспособного населения в IVкв. 2007 г., утвержденного постановлением Правительства РФ.

Комментируя решение Госдумы, первый вице-спикер Олег Морозов отметил, что «Единая Россия» выполнила свое обещание поднять размер МРОТ до величины прожиточного минимума».

«В своей предвыборной программе, принятой на съезде нашей партии в октябре 2007 года, «единороссы» пообещали уже в ближайшее время повысить минимальный размер оплаты труда до уровня средней по России величины прожиточного минимума, и сегодня это обещание было реализовано», — сказал О. Морозов журналистам.

При этом он подчеркнул, что «речь идет о гигантском скачке повышении МРОТ сразу почти в 2 раза, для чего пришлось приложить немало усилий, чтобы убедить финансовый блок правительства в необходимости такой меры».

О. Морозов пояснил, что с 1 января 2009 г. заработная плата на объектах и предприятиях всех форм собственности должна составлять не менее 4 330 руб. в месяц.

«Это приведет к сокращению теневых выплат работникам, что будет способствовать росту отчислений во внебюджетные фонды, а значит, мы можем рассчитывать на повышение пенсий, пособий по временной нетрудоспособности, улучшение медицинского обслуживания и т.д.», — сказал первый вице-спикер.

При этом он признал, что МРОТ в объеме 4 330 руб., разумеется, лишь первый шаг на пути повышения благосостояния граждан. «Мы будем добиваться дальнейшего повышения размера МРОТ», — добавил О. Морозов.

Госдума приняла законопроект, направленный на повышение социальных выплат отдельным категориям граждан

Москва. Госдума на пленарном заседании приняла в первом чтении законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях повышения размеров отдельных видов социальных выплат и стоимости набора социальных услуг».

Законопроект направлен на увеличение единых денежных выплат, сумм, направляемых на оплату стоимости набора социальных услуг, и размеров детских пособий, в связи с увеличением уровня инфляции на2008 г. до 10,5 % (вместо ранее прогнозировавшихся 8,5 %).

Предлагается с 1 июля 2008 г. установить размеры выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с правом на отселение, ветеранам, инвалидам, в том числе детям-инвалидам, Героям Советского Союза, Российской Федерации и полным кавалерам ордена Славы (членов их семей), Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы и другим категориям граждан.

СО РФ ставит вопросы учета госимущества и эффективности управления им

Москва. Счетная палата (СП) РФ считает, что правительству необходимо навести порядок в учете имущества казны (куда относятся и прина-

дпежащие государству пакеты акций) и повышения эффективности управления этим имуществом.

«Проверки показывают, что взносы РФ в уставные капиталы акционерных обществ не отражаются в должной мере в балансе исполнения федерального бюджета в составе финансовых вложений государства, что существенно уменьшает финансовые активы страны», — сказал председатель СП РФ Сергей Степашин, представивший на пленарном заседании Госдумы заключение СП на проект изменений в федеральный бюджет на 2008-2010 гг.

В частности, из 96 млрд руб., направленных в 2007 г. на взносы в уставные капиталы акционерных обществ, в балансе исполнения федерального бюджета учтены вложения по всем формам участия в капитале только на сумму 31 млрд руб., т. е. на 30 %.

Это во многом обусловлено недостатками нормативного обеспечения этих операций, когда в соответствии с законом о бюджете оплату взносов производят, как правило, министерства и ведомства — главные распорядители средств, считают в СП РФ.

«В результате — имеем то, что имеем: когда у семи нянек дитя без глаза и широкое поле для коррупции бюджетных средств. А почему бы не объединить в одном лице и уполномоченного собственника акций, и главного распорядителя», — предложил С. Степашин.

Не менее остро стоят вопросы законодательного регулирования защиты экономических интересов государства при использовании имущества, в том числе средств федерального бюджета, передаваемого госкорпорациям.

«Получение государством доходов от использования этого имущества в действующем законодательстве пока должным образом не регламентировано. В то же время по самой скромной оценке годовой доходности от имущественных вложений (даже на уровне 10% годовых), бюджет мог бы получить несколько десятков миллиардов рублей», — полагает С. Степашин.

Аналогичная картина наблюдается и при создании частно-государственного партнерства в форме концессионных соглашений.

Глава СП РФ также отметил, что в проекте бюджетных поправок без указания каких-либо причин предусматривается уменьшение доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении федеральных органов власти, с 9,4 млрд руб. до 2,8 млрд руб., т. е. в 3,4 раза. При этом уже к 1 мая по отчетности Федерального казначейства доходы по этой позиции составляли 4,5 млрд руб., что превышает прогнозируемый законопроектом годовой показатель более чем набО %.

«Думаю, что это требует дополнительных пояснений со стороны Правительства РФ», — заключил С. Степашин.

ФСФР предлагает ввести уголовную ответственность за нарушения на рынке ценных бумаг

Москва. Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) подготовила поправки в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы РФ, вводящие ответственность за нарушение порядка учета прав на ценные бумаги, манипулирование ценами на рынке ценных бумаг, а также воспрепятствование осуществлению или незаконное ограничение прав владельцев ценных бумаг.

В законопроекте говорится о введении трех новых статей в Уголовный кодекс РФ.

Так, за нарушение порядка учета прав на ценные бумаги лицом, в должностные обязанности которого входит совершение операций, связанных с учетом прав на ценные бумаги, повлекшее крупный ущерб гражданам, организациям или государству, предусмотрен штраф в размере от 300тыс. до 500 тыс. руб. или в размере зарплаты осужденного за период от 2 до 3 лет, либо лишение свободы на срок до 2 лет со штрафом в размере до 100 тыс. руб. или в размере зарплаты осужденного за период до 1 года либо без такового. За аналогичные нарушения, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, ФСФР предлагает наказывать лишением свободы на срок от 2 до 6 лет со штрафом в размере до 1 млн руб., или в размере зарплаты осужденного за период до 3 лет, или без такового, с лишением права занимать определенные должности на срок до 3 лет или без такового.

Также в законопроекте предусмотрена ответственность за манипулирование ценами на рынке ценных бумаг, если это причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству или сопряжено с извлечением дохода в крупном размере. Предлагается ввести штраф в размере от 500 тыс. до 1 млн руб. или в размере зарплаты осужденного за период от 1 до 3 лет, либо лишение свободы на срок от 2 до 6 лет со штрафом в размере 50 тыс. руб. или в размере зарплаты осужденного за период до 3 месяцев или без такового, с лишением права занимать определенные должности на срок до 3 лет. За то же деяние, совершенное с использованием средств массовой информации, предлагается наказывать лишением свободы на срок от 5 до 7 лет со штрафом в размере 1 млн руб., или в размере зарплаты осужденного за период до 3 лет, либо без такового, с лишением права занимать определенные должности на срок до 3 лет или без такового.

За незаконный отказ в созыве или уклонении от созыва общего собрания владельцев ценных бумаг, незаконный отказ регистрировать для участия в общем собрании владельцев ценных бумаг, а также другие ограничения прав владельцев ценных бумаг, если это причинило гражданам, организациям или государству крупный ущерб либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, предлагается ввести штраф в размере до 300тыс. руб., или в размере зарплаты осужденного за период до 2 лет, либо лишение свободы на срок до 2 лет со штрафом в размере до 100 тыс. руб., или в размере зарплаты осужденного за период до 1 года либо без такового, с лишением права занимать определенные должности на срок до 2 лет. За такие же действия, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной

группой, предполагается наказание штрафом в размере от 300тыс. до 500тыс. руб., или в размере зарплаты осужденного за период от 2 до 3 лет, либо лишение свободы на срок до 5 лет, с лишением права занимать определенные должности на срок до 3 лет или без такового.

Ранее заместитель руководителя ФСФР Александр Синенко сообщал, что служба направила эти поправки в правительство.

По мнению главы Национальной ассоциации участников фондового рынка (НАУФОР) Алексея Тимофеева, внесение таких изменений преждевременно. Он считает, что сейчас целесообразнее усилить административную ответственность за указанные в поправках правонарушения, сформировать практику правоприменения и обжалования в судах административных санкций.

КРЕДИТЫ.ИНВЕСТИЦИИ

С принятием пакета социальных законопроектов стартует программа масштабных инвестиций в человеческий капитал

Москва. Первый заместитель председателя Госдумы Олег Морозов считает, что с принятием пакета социальных законопроектов в России начнет действовать программа «Инвестиции в человеческий капитал».

«С принятием пакета социальных законопроектов по сути дела стартует программа масштабных инвестиций в человеческий капитал, о которой говорил лидер «Единой России» Владимир Путин», — сказал он журналистам, комментируя пакет социальных инициатив, который обсуждается в Госдуме.

В частности, речь идет о поправках в трехлетний федеральный бюджет, поправках в бюджеты государственных внебюджетных фондов и поправках в Налоговый кодекс РФ.

О. Морозов отметил, что предлагается увеличить общий объем расходов федерального бюджета в 2008г. на 120 млрд руб., в 2009 — на 463 млрд руб. и в 2010 — на 632 млрд руб. Дополнительные расходы пойдут прежде всего на социальные цели, подчеркнул О. Морозов.

Первый зампред Госдумы подчеркнул, что с принятием пакета законопроектов будет сделан еще один шаг на пути формирования новой социальной политики. «Объектами новой социальной политики должны становиться не те или иные от-

расли социальной сферы, аконкретный гражданин, конкретная семья», — заключил О. Морозов.

ЛУКОЙЛ планирует инвестировать 76 млрд руб. в освоение Западной Сибири

Когалым. ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» планирует в 2009 г. направить в основное производство порядка 76 млрд руб., сообщил журналистам вице-президент ОАО «ЛУКОЙЛ», генеральный директор «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» Азат Шам-суаров в Когалыме.

По его словам, данные средства будут направлены в проведение геологоразведочных работ и в развитие различных проектов.

А. Шамсуаров подчеркнул, что в ближайшие годы компания «ЛУКОЙЛ» планирует стабилизировать добычу Западной Сибири на уровне 60 млн т условного топлива. «Падения добычи не ожидается. В ближайшие годы будет стабилизация», — сказал он Агентству нефтяной информации.

Он пояснил, что компания «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» планирует использовать новейшие технологии для поддержания добычи на старых месторождениях. Кроме того, он отметил, что компания может ввести новые месторождения на территории Западной Сибири. «В основном это будет регион деятельности предприятия «Урайнефтегаз». У нас есть активы, которые мы по различным причинам не вводили в разработку», — сказал руководитель компании «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.