и работать над реструктуризацией задолженности», — констатировал он.
Неожиданно оптимистическую ноту в общий пессимистический хор добавил только С. Геращенко. «Тенденции в банковском секторе пока
не переламываются в лучшую сторону, но первые реальные признаки улучшения уже есть. Закончился традиционный для нашей страны годовой цикл кредитования. Все кредиты, которые могли стать плохими, ими уже стали», — отметил банкир.
ФИНАНСЫ
На новые проекты по технологической модернизации экономики России для немедленного выделения зарезервированы 10 млрд руб.
Горки. Правительство РФ зарезервировало на 2010 г. 10 млрд руб. для расходов на новые проекты, которые будут приниматься в рамках комиссии по технологической модернизации российской экономики, сообщил вице-премьер — руководитель аппарата правительства Сергей Собянин.
«На заседании бюджетной комиссии определены средства в размере 10 млрд руб., которые будут зарезервированы на будущий год под реализацию этих проектов», — сказал С. Собянин на встрече с Президентом России Дмитрием Медведевым.
Глава государства попросил С. Собянина объяснить, «что это за деньги, потому что у нас намного больше тратится на различные проекты и, к сожалению, не всегда эффективно?».
«Мы эти деньги, как я понимаю, специально резервируем. Вы мне докладывали о том, что эти деньги будут направлены на новые проекты по основным приоритетам технологической модернизации, для того чтобы создавать новые коллективы и наделять первоначальными деньгами для решения таких вы-сокотехнологичныхзадач», — сказалД. Медведев.
Руководитель аппарата правительства пояснил, что по большинству проектов деньги зарезервированы в ФЦП. В частности, по энергоэффективности в рамках инвестпрограммы финансирование составит более 600 млрд руб., в рамках космической программы — 60—70 млрд руб.
«Помимо этого, конечно, потребуются деньги для конкретных проектов, дополнительных проектов, которые возникают в рамках работы комиссии. И здесь понадобится конкретное эффективное реагирование — не ждать, когда весь бюджетный процесс пройдет в течение года, а немедленно после принятия решения рассмотреть на правительстве и соответствующие ресурсы предоставить», — сказал С. Собянин.
Президент предположил, что, по сути, это может быть и венчурное финансирование под какие-либо исследования и проекты.
Рубль оценен справедливо, причин для его девальвации нет
Москва. Курс рубля в настоящее время в значительной степени соответствует основным макроэкономическим принципам, т. е. силы, понижающие курс валюты, уравновешивают те, которые его повышают, считает ведущий макроэкономист Nomura International по России и СНГ Иван Чака-ров (Ivan Tchakarov).
«С одной стороны, значительная коррекция цен нефти вниз и увеличение ликвидности, связанной с ростом федеральных расходов, могут оказывать давление на курс рубля. Однако, сдругой стороны, цена на нефть приблизительно в 65—70 долл. за баррель и последовательное улучшение роста ВВП РФ оказали бы российской валюте поддержку. Мы думаем, что в итоге нынешний курс рубля по отношению к бивалютной корзине в достаточной мере отражает адекватную цену валюты», — полагает И. Чакаров.
Более того, по мнению аналитика ВТБ Капитал Александры Евтифьевой, снижение в августе эффективного курса рубля к корзине валют государств — основных торговых партнеров России, по предварительной оценке ЦБ РФ, на 1 %, последовавшее за снижением на 1,3 % в июле, повышает потенциал для укрепления курса российской национальной валюты.
Согласно предварительным данным ЦБ РФ, реальный эффективный курс рубля к корзине валют в январе — августе 2009г. снизился на 6,4 % по отношению к декабрю 2008 г.
«Показатели за август указывают на то, что рубль потерял большую часть своего укрепления, достигнутого в мае —июне текущего года, и теперь ЦБ РФ будет более спокойно относиться к его дополнительному номинальному росту. Мы считаем, что продолжение роста цен на нефть и начало активной конвертации домохозяйствами оставшихся валютных сбережений в рубли будут способствовать укреплению нацвалюты РФ. В то же время увеличение объема выплат по внешним корпоративным долгам к концу года и понижение
положительного сальдо текущего счета в связи с оживлением импорта могут оказать давление на курс рубля», — говорится в обзоре ВТБ Капитал.
И. Чакаров также считает, что к концу 2009 г. давление на рубль возрастет в связи с предполагаемым ростом федеральных расходов.
«Хотя мы действительно ожидаем небольшого ослабления курса рубля к концу года как следствия ожидаемого роста федеральных расходов, мы предполагаем, что падение будет незначительным и граница в 41 руб. к бивалютной корзине «пробита» не будет. По нашему мнению, это может произойти, если стоимость нефти опустится до 40 долл. за баррель», — отметил макроэкономист Nomura International.
По оценкам И. Чакарова, в III кв. текущего года курс рубля составит 31,37 руб. /долл., в IVкв. — 31,84 руб. /долл.
По прогнозам экспертов Nomura International, в III кв. 2009 г. стоимость нефти будет находиться на уровне 69 долл. за баррель, в IVкв. — 75 долл., в 1кв. 2010г. — 74, во Пкв. — 72, в Шкв. — 70 и в IV кв. — 71 долл.
Согласно прогнозу И. Чакарова, в I кв. 2010 г. курс рубля составит 32,07 руб. / долл., во Пкв. — 32,43, в Шкв. — 32,68 и в IVkb. — 33,05 руб. / долл.
Физлица в июле купили наличной валюты в 1,5 раза больше, нем в июне
Москва. Физические лица в России в июле купили в обменных пунктах и операционных кассах уполномоченных банков наличную иностранную валюту в сумме 4,6 млрд долл., что на 48 % больше, чем в июне, сообщается в обзоре рынка наличной валюты ЦБ РФ.
Объем покупки евро возрос на 50% — до 1,8 млрд долл. в долларовом эквиваленте, долларов США — на45 %,до 2,8 млрд долл.
Количество операций по покупке физическими лицами наличной иностранной валюты увеличилось на 19 % — до 2,9 млн сделок, средний размер сделки по покупке наличной иностранной валюты возрос на28 %—до 1 583 долл.
Рост активности населения по приобретению наличной иностранной валюты на внутреннем рынке связан с большей потребностью населения в наличной иностранной валюте в период начала массовых отпусков, отмечают эксперты ЦБ РФ.
Дополнительным фактором, обусловившим резкий рост объемов покупок наличной иностранной валюты, а также сокращение ее продаж населением, стало возобновившееся падение курса рубля относительно доллара США и евро.
Объем наличной валюты, снятой физическими лицами с валютных счетов, открытых в уполномо-
ченных банках, в июле составил 2,8 млрд долл., что на 8 % больше, чем в предыдущем месяце. При этом европейской валюты было снято на 14% больше, чем месяцем ранее, долларов США — на2 %.
Совокупный спрос населения на наличную иностранную валюту (сумма купленной в обменных пунктах, полученной по конверсии и снятой с валютных счетов наличной иностранной валюты) по сравнению с июнем возрос на 30 % — до 7,4 млрд долл. Его объем превысил совокупный спрос в июне 2007г. на18 %,в июне 2008г. — на7 %.
Совокупное предложение населением наличной иностранной валюты (сумма проданной в обменных пунктах и операционных кассах, направленной на конверсию и зачисленной на валютные счета наличной иностранной валюты) в июле по сравнению с июнем сократилось на 1 % — до 6,5 млрд долл. Это выше, чем в июле 2007 г., на 2%, но ниже, чем в июле 2008 г., на4%.
Совокупное предложение населением долларов США в июле уменьшилось на 4 %, европейской валюты — возросло на 2 %. В результате доля долларов США сократилась до 56 % в июле относительно 58 % в июне, доля евро в структуре совокупного предложения наличной иностранной валюты составила 43 % относительно 42 % месяцем ранее.
В обменных пунктах и операционных кассах уполномоченных банков в июле населением было продано 2,7 млрд долл. наличной иностранной валюты, что на 12 % меньше, чем в июне. При этом объем продаж американской валюты сократился на 18%, евро — на4%.
Количество сделок по продаже населением наличной иностранной валюты по сравнению с июнем почти не изменилось и составило 2,8 млн сделок, уменьшился их средний размер — на 10 %, до 923 долл.
Объем наличной иностранной валюты, зачисленной на валютные счета физических лиц в уполномоченных банках, в июле по сравнению с предыдущим месяцем увеличился на 8 % — до 3,8 млрд долл.
В результате в июле совокупный спрос населения на наличную валюту превысил совокупное предложение и впервые с февраля сформировался чистый спрос на нее в размере 0,9 млрд долл., причем объем чистого спроса в большей степени определялся операциями населения с наличными долларами США.
После наблюдавшихся с февраля минимальных объемов ввоза наличной иностранной валюты уполномоченные банки в целях обеспечения возросшего спроса населения в июле ввезли в страну наличной иностранной валюты в объеме 0,7 млрд долл., что почти в 7 раз больше, чем в июне. Ввоз
наличного доллара по сравнению с июнем возрос в 6 раз, евро было ввезено в 9 раз больше, чем месяцем ранее.
Вывоз уполномоченными банками из страны наличной иностранной валюты в июле по сравнению с июнем, наоборот, сократился на 63 % — до 0,9 млрддолл.
В то время как оборот межбанковского рынка наличной валюты в июле уменьшился на 13 % — до 3,5 млрд долл., оборот операций физических лиц возрос на13 % — до 13,9 млрд долл.
Как и в предыдущие месяцы, в июле переводы наличной иностранной валюты из России без открытия счета превышали переводы ее в страну. Сальдо переводов наличной иностранной валюты без открытия счета увеличилось на 10% — до 0,8 млрддолл.
Россия пока далека от серьезного ограничения бонусов
Москва. После того как огромные бонусы американских и европейских банков стали предметом обсуждения и осуждения в правительствах развитых стран, российские банки, не дожидаясь жестких мер, приняли превентивные меры и сократили вознаграждение своим менеджерам.
Однако в целом проблема регулирования бонусных выплат в финансовом секторе и ужесточения требований к капиталу банков пока не так актуальна для России, поэтому в ближайшее время не стоит ожидать серьезного ужесточения в этой сфере, считают аналитики и эксперты.
Некоторые ограничения могут быть введены для госбанков и банков, получающих госпомощь, считают в Минфине. Вводить дополнительные требования к капиталу банков Минфин пока не планирует.
Бонусы сокращаются, но они есть
Девять крупнейших банков США, получивших государственную помощь в рамках программы поддержки финсектора Troubled Asset Relief Program (TARP), в конце 2008 г. выплатили своим сотрудникам бонусы на сумму 32,6 млрд долл. Шесть из девяти банков выплатили бонусы на сумму, превысившую их прибыль.
Общая сумма бонусов и заработной платы девяти банков сократилась в 2008 г. на 11 % — до 133,5 млрд с 149,3 млрддолл. в 2007 г. Однако, несмотря на то, что чистая выручка банков снизилась, доля выручки, идущей на бонусы, увеличилась в прошлом году до45 %с41 % годом ранее.
Французские банки BNP Paribas, Credit Agricole SA и Société Generale SA в начале 2009 г. объявили об отказе от выплаты бонусов своему руководству в 2009 г. В то же время BNP Paribas выделил 1 млрд
евро на возможные бонусы для своих трейдеров, после того как зафиксировал рост чистой прибыли во IIкв. 2009г. на6,6%.
Совокупный объем зарплат и бонусов топ-менеджеров 100 крупнейших компаний Великобритании, зарегистрированных на бирже, за
2008 финансовый год составил 312,5 млн фунтов стерлингов (516,6 млн долл.). Хотя выплачиваемые им бонусы и стали меньше, они все еще составляют 90 % оклада (ранее — до 150 %). В то же время такие крупнейшие британские банки, как Barclays и HSBC, уже отказались от выплаты бонусов по итогам 2008 г.
Ряд топ-менеджеров крупнейшего в Германии Deutsche Bank из-за убытка в IV кв. 2008 г. также отказались от бонусов по итогам прошлого года. Тогда же появилась информация о том, что Deutsche Bank планирует сократить бонусы в инвестиционном подразделении в среднем набО %.
В России платят правлению, набсовету — нет
Крупнейшие российские банки, следуя примеру Запада, сокращают размер вознаграждений членам правления, а иногда и совсем отказываются от них. При этом по итогам прошлого года большинство банков решило не платить вознаграждения членам советов директоров и наблюдательных советов.
Сумма всех выплат членам правления Сбербан-кав1 полугодии 2009г. составила 138,084 млн руб. За весь прошлый год члены правления получили 933,566 млн руб. Что касается членов наблюдательного совета и ревизионной комиссии, то решение о выплате им вознаграждений было принято на годовом собрании акционеров банка в конце июня
2009 г. Соответственно, в I полугодии текущего года такие выплаты не производились.
Размер вознаграждений (зарплаты и премии) членам правления ВТБ в первом полугодии 2009г. составил 120,089 млн руб., в том числе в 1кв. — 58,081 млн руб., во Пкв. — 62,008 млн руб. Зарплаты и премии членов правления в прошлом году составили 533,919 млн руб. При этом, согласно отчету ВТБ за 2008 г., с учетом текущих рыночных условий банк решил не выплачивать бонусов членам правления по итогам прошлого года.
ВТБ также отказался и от каких-либо выплат по итогам 2008 г. членам наблюдательного совета. Это не коснулось только независимых директоров: два независимых члена набсовета получили вознаграждение в размере 190 тыс. долл. Глава ВТБ Андрей Костин отмечал, что эта сумма в 1,7 раза меньше, чем годом ранее.
Розничная «дочка» ВТБ — ВТБ 24 — по итогам 2008 г. начислила членам правления 527,325 млн руб., в том числе 188,820 млн руб. зарплаты
и 338,505 млн руб. премий. В 2009г. на зарплату членам правления, согласно трудовым договорам, планируется направлять 15,187 млн руб. ежемесячно. Таким образом, в текущем году правление может получить 182,244 млн руб. Вознаграждения членам наблюдательного совета за 2008 г. не выплачивались.
Члены правления Газпромбанка в 2008 г. получили 1,006 млрд руб. Что касается текущего года, то банк не раскрывает размера выплат. Однако банк отмечает, что вознаграждения и компенсации членам правления будут выплачиваться в соответствии с трудовыми договорами и локальными нормативными документами.
Члены совета директоров Газпромбанка в 2009 г. в соответствии с решением годового собрания акционеров не получили вознаграждения за 2008 г. Годом ранее им было выплачено 735,054 млн руб.
Россельхозбанк тоже решил не выплачивать вознаграждения наблюдательному совету за2008 г. Правление же получило за прошлый год 187,481 млн руб., ав1 полугодии текущего года — 71,677 млн руб.
020движется в сторону ужесточения
Министры финансов и главы центробанков 020 на встрече в Лондоне в начале сентября пришли к согласию в отношении необходимости повышения капитала банков и введения единых правил выплат компенсаций банкирам. В отдельном заявлении 020, посвященном дальнейшим шагам по усилению финансовой системы, говорится, что это предотвратит принятие банками краткосрочных рисков и смягчит системные риски.
Совету по финансовой стабильности поручено изучить вопрос об ограничении суммарного размера компенсаций в финансовых организациях по отношению к уровню принимаемого риска и долгосрочным показателям работы кредитной организации.
Участники встречи подтвердили намерение усилить надзор за системообразующими компаниями и банками. В частности, должны быть повышены пруденциальные нормативы, рассчитанные исходя из финансовых последствий краха такой компании. Каждая из таких фирм должна будет разработать планы по выходу из чрезвычайных ситуаций, создать антикризисные группы, подготовить юридическую базу в случае необходимости сворачивания своей деятельности.
Как только наступит оживление, регуляторы намерены потребовать от банков увеличения капитала и повышения его качества. Предполагается ввести международные количественные нормативы в отношении наличия высоколиквидных активов.
О готовности ужесточить меры в сфере банковского регулирования не раз заявляли некоторые
европейские страны, а также США. Они же предприняли конкретные шаги по усилению контроля в финансовом секторе. Ряд мер коснулся и бонусных выплат банкирам.
Не так давно Франция представила новые требовании к банкирам по ужесточению контроля за бонусами трейдеров и топ-менеджеров. Франция по примеру США назначила чиновника, который займется вопросами бонусов в банковской сфере. В большей степени это коснется банков, которые получили государственную помощь. Франция также пригрозила, что не будет работать с теми кредитными организациями, которые не будут соблюдать новых требований.
Новые правила предусматривают, что не менее трети суммы вознаграждений в финсекторе Франции должно выплачиваться в форме опционов на акции. При этом банковские работники не смогут получить бонусы сразу. Как минимум две трети оговоренной суммы будут выплачиваться им через 3 года после получения первой части.
Также во Франции должны появиться и «антибонусы» (штрафы) для тех случаев, когда банки теряют деньги или репутацию из-за действий трейдеров или топ-менеджеров.
Эксперты отмечали, что до обнародования новых правил во Франции самыми жесткими в Европе считались новые немецкие законы.
Так, в Германии с 1 января 2010 г. краткосрочная прибыль в случае очень высоких рисков больше не будет основанием для выплаты бонусов. Ате банкиры, которые все же шли на неоправданные риски, должны будут вернуть полученные ими премии. При этом были ужесточены стандарты определения банковских рисков и усилена степень ответственности правления банков перед акционерами.
Были предложены и более мягкие методы работы с бонусными выплатами. Самыми гуманными в Европе считаются новые правила выплаты премиальных в банковском секторе Великобритании.
Что касается США, то они еще в июне текущего года назначили наблюдателя за выплатой премиальных в банках («зарплатного царя»), С того времени американские банки уже подготовили проекты премиальных программ для одобрения — дело теперь за «зарплатным царем». Практически все крупнейшие банки США добавили в трудовые договоры пункт о том, что часть компенсационного пакета подлежит предварительному одобрению со стороны госорганов, и выплаты могут быть ограничены.
Россия не спешит
Россия изучает международную практику регулирования бонусных выплат в финансовом секторе и пока не планирует вводить законодатель-
ные ограничения в этой сфере, сообщил директор Департамента финансовой политики Минфина России Алексей Саватюгин.
«Пока мы обсуждаем теоретические подходы к этому, смотрим на западный опыт», — сказал он.
«Минфин изучает предложения и аргументацию зарубежных коллег. Если их аргументы покажутся убедительными, то может быть изменена российская законодательная база, но пока таких планов нет», — заверил А. Саватюгин.
По его словам, в ближайшее время, если какие-то решения и будут приняты, то в отношении госбанков, но принятия законодательных норм для этого не потребуется. В таких госбанках, как Сбербанк, ВТБ, Россельхозбанк, зарплаты, бонусы, премиальные менеджеров устанавливаются наблюдательными советами, которые состоят из чиновников в большей степени, отметил А. Саватюгин. «Не надо будет принимать никаких законов, это можно будет решить на уровне набсоветов», — сказал он.
Он также отметил, что в каждом конкретном случае наблюдательные советы будут внимательно рассматривать предложения и принимать решения.
Что касается всех банков, получивших господдержку, то определенные нормы прописаны в законе о капитализации банков через ОФЗ, напомнил А. Саватюгин. «Пока таких банков нет, но определенные нормы заложены», — отметил он. В других банках, которые получают господдержку, представители ЦБ РФ могут получать информацию о зарплатах, сказал глава департамента Минфина.
«В ближайшей перспективе других шагов не планируется предпринимать», — отметил он.
А. Саватюгин также сообщил, что ужесточать требования к банкам пока тоже не планируется. Он напомнил, что с 2010 г. капитал банков должен быть не менее 90 млн руб., а с 2012г. — не менее 180 млн руб. «Не все банки через это пройдут, поэтому мы пока не планируем дополнительно ужесточать требования, но посмотрим, что жизнь покажет», — сказал главадепартамента.
Помощник Президента РФ Аркадий Дворкович на пресс-конференции напомнил, что, после того как в Лондоне было сделано политическое заявление о необходимости ограничения бонусов в кризисный период, особенно в тех организациях, которые получают господдержку, в России начали это делать.
«У нас во многих компаниях советы директоров отказали менеджерам в выплате бонусов, в некоторых компаниях размеры бонусов были снижены. Мы будем продолжать вести себя именно таким образом», — заверил А. Дворкович, отметив, что общие правила игры будут вырабатываться постепенно.
Центробанк пока также воздерживается от решительных шагов по ограничению бонусных выплат. Однако 3 сентября (еще до встречи 020) Центробанк направил территориальным учреждениям письмо, в котором «в целях усиления контроля за работой органов управления кредитных организаций, получивших средства государственной поддержки, в части выплат вознаграждения» изложил международный опыт регулирования материального стимулирования.
Регулятор говорит, что ряд международных исследований, проведенных в последние месяцы, выявили наличие определенной связи между финансовым кризисом и системами стимулирования в финансовых организациях. В частности, было отмечено, что модели вознаграждения сотрудников финансовых организаций ставили ошибочные стимулы: в то время как они способствовали достижению краткосрочных целей, более долгосрочный риск оставался без внимания.
В то же время «усиление контроля» ограничилось изложением опыта регулирования в Европе, США, Великобритании, Австралии и Швейцарии.
Первый зампред ЦБ РФ Алексей Улюкаев выразил согласие с необходимостью коренным образом реформировать систему мотивации сотрудников и руководителей финансовых компаний. Однако, по его мнению, это должно быть не механическое ограничение величины бонусов, а побуждение к минимизации принимаемых рисков. Также А. Улюкаев с одобрением относится к ряду мер, предлагающихся на Западе. Он считает, что важна долгосрочная система выплаты бонусов и что опционная форма выплаты лучше денежной. Вместе с тем, по его мнению, бонус должен быть связан не с личным результатом, а с результатом компании в целом.
Бонусы неактуальны, капитал нужно повышать Эксперты считают, что для России проблема бонусов и ужесточения требований к капиталу банков пока не актуальна.
Аналитик Альфа-банка Наталья Орлова сказала, что проблема бонусов к России имеет наименьшее отношение. «Западные банки сильно пострадали от вложений в финансовые рынки, а в России банковский сектор в основном страдает от кредитных рисков», — считает она.
Н. Орлова сомневается, что бонусы в банках с госучастием и в банках, получивших господдержку, будут законодательно ограничены. «Но государство будет настаивать на том, чтобы его средства более рационально использовались», — полагает она.
Аналитик согласна с необходимостью увеличивать капитал банков, но считает, что во время
кризиса ужесточать нормативы не следует. «Ужесточение нормативов имеет смысл, когда общая макроэкономическая ситуация и ситуация в банковском секторе стабильна, но есть какие-то негативные ожидания. Во время кризиса ужесточать нормативы очень сложно, потому что банки начнут «зашивать» плохие активы в баланс», — сказала Н. Орлова.
Аналитик Уралсиба Леонид Слипченко считает, что менять бонусную систему как таковую не имеет смысла, но можно ограничить огромные выплаты или приравнять выплаты к результату и соотношению результата и риска. Он согласен, что многие инвесторы и банкиры настроены на краткосрочный результат, и лучше было бы их стимулировать на долгосрочные достижения.
«Ограничивать все эти выплаты нерационально с чисто экономической точки зрения, так как инвестиционные банки, как и другие банки, являются одним из двигателей экономики. Если люди потеряют мотивацию, это может негативно повлиять в целом на состояние экономики», — полагает аналитик.
Он также считает, что России пока не грозит ужесточение требований к капиталу, поскольку в России норматив достаточности капитала составляет 10 %, а на Западе — 8 %.
Аналитик ВТБ Капитал Дмитрий Дмитриев считает, что попытки ограничить бонусные выплаты не приведут к существенным результатам. «Стремление извлечь большую прибыль заложено в человеческой природе, поэтому поощрение все равно будет», — уверен он.
«Какой-то эффект ограничение бонусов, наверное, будет иметь, но, на мой взгляд, фундаментально это проблему не решает: мироздание так устроено, что люди хотят получать больше денег», — сказал аналитик.
В то же время он согласен, что ограничения должны распространяться на банки с госучастием. «Но для частных банков это будет излишним», — считает он.
Д. Дмитриев также отметил, что ужесточение требований к капиталу актуально для западных банков, где используются сложные схемы, гибридные инструменты. «В России лет пять назад банки действительно злоупотребляли тем, что создавали фиктивный капитал за счет неких сложных схем, используя недочеты законодательства, но сейчас капитал в основном формируется за счет нормальных источников, поэтому для России это не актуально», — сказал аналитик.
Председатель правления Национальной ассоциации участников фондового рынка (НУАФОР) Алексей Тимофеев тоже считает, что тема регули-
рования бонусов не является ключевой для России. «Для «двадцатки» это актуально, потому что у них решены те проблемы, которые у нас по-прежнему актуальны — это вопросы институционального развития фондового рынка, в том числе решение вопросов инфраструктуры, расширения инструментов инвестирования», — сказал он.
Президент Городского ипотечного банка Николай Шитов уверен в том, что бонусы являются движущей силой развития бизнеса. «Его наличие стимулирует работать лучше, что позитивным образом сказывается на бизнесе компании в целом», — сказал он. Банкир считает логичным вводить ограничения в государственных банках и корпорациях, контролируемых государством, но не в частных банках.
Председатель правления банка «Уралсиб» Андрей Донских отметил, что никакой коммерческой организации не понравится, если государство вмешивается в вопросы внутреннего распределения каких-то ресурсов. При этом он обратил внимание на то, что практически все банкиры сегодня понимают ситуацию и согласны, что выплачивать большие бонусы было бы абсолютно неправильно и некорректно.
Президент — председатель правления банка ВТБ 24 Михаил Задорнов соглашается, что было бы разумно привязывать бонусы к долгосрочному, а не краткосрочному результату. Однако он подчеркнул, что самое простое регулирование — это внутреннее регулирование. По его мнению, когда принимается решение о вознаграждении, нужно смотреть на финансовый результат организации.
М. Задорнов также полагает, что вопрос ужесточения требований к капиталу банков для России сейчас неактуален. Он объясняет это тем, что сейчас в нашей стране норматив достаточности капитала составляет 10 %,ана Западе — 6—8 %.
Средняя зарплата чиновников субъектов РФ в I полугодии выросла на 9,5%, до 33,3 тыс. руб.
Москва. Средняя заработная плата сотрудников органов исполнительной власти субъектов РФ в I полугодии 2009г. составила 33,3тыс. руб., увеличившись на 9,5 % по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. Такие данные приводятся в обзоре Федеральной службы государственной статистики (Росстат).
Зарплата чиновников в регионах была в 1,7 раза выше средней заработной платы в целом по экономике, которая в январе — июне равнялась 19,3тыс. руб. (ростна 10,4% кянварю —июню 2008 г.).
Согласно данным Росстата, средняя зарплата работников территориальных федеральных органов
исполнительной власти в январе—июне составила 23,7тыс. руб. (ростна 13,9% к1полугодию2008г.). Средняя зарплата работников органов местного самоуправления равнялась 22,8 тыс. руб. (рост на 9,5 %к1 полугодию 2008 г.).
Максимальная величина среднемесячной заработной платы работников органов исполнительной власти субъектов РФ в I полугодии 2009 г. была зафиксирована в Ненецком автономном округе (112,9тыс. руб., рост на 22,4% к I полугодию 2008г.), в Ямало-Ненецом автономном округе (96,0тыс. руб., рост на 12,8 %), в Сахалинской области (82,1тыс. руб., ростна 13,6%).
Минимальная величина среднемесячной зарплаты работников органов исполнительной власти наблюдалась в Кабардино-Балкарской Республике (15,0тыс. руб., ростна 8,0 %), в Республике Ингушетия (17,9тыс. руб., рост на 7,5 %),. Чувашской Республике (18,1тыс. руб., ростна 10,6%).
В Москве средняя зарплата работников органов исполнительной власти в январе—июне составила 45,3тыс. руб. (ростна 15,8 %), в Московской области — 39,7тыс. руб. (ростна 11,1 %), в Санкт-Петербурге — 47,2тыс. руб. (рост на 9,0 %), в Ленинградской области — 41,7тыс. руб. (снижение на 0,4%).
В органах государственной власти России на региональном уровне (в федеральных государственных органах и органах субъектов РФ) в конце июня 2009 г. на должностях гражданской госслужбы работали 789,8тыс. чел. (784,9тыс. чел. на конец марта). В том числе 564,1 тыс. чел. работали в конце июня 2009 г. на должностях государственной гражданской службы в федеральных государственных органах на региональном уровне (557,5тыс. чел. на конец марта). В государственных органах субъектов РФ замещали должности гражданской госслужбы в конце июня 2009г. 225,7тыс. чел. (227,4тыс. чел.).
На должностях муниципальной службы было занято в конце июня 2009г. 343,0тыс. чел. (344,2тыс. чел.).
Правительство РФ и ЦБ РФ прогнозируют инфляцию в 2010 г. 9-10%, в 2011 -до7-8,в 2012 г. - до 5 — 7 %
Москва. Правительство РФ и Центральный банк РФ определили задачу снизить инфляцию в 2010г. до 9-10%, в 2011 - до 7-8, в 2012г. - до 5—7 % (из расчета декабрь к декабрю), говорится в проекте основных направлений денежно-кредитной политики (ДКП) на2010 — 2012 гг.
Этой цели по общему уровню инфляции на потребительском рынке соответствует базовая ин-
фляция на уровне 8,5-9,5 % в 2010 г., 6,5-7,5 в 2011 и 4,5-6,5 % в 2012г., говорится вдокументе.
«В предстоящий период Банк России усилит акцент на удержании инфляции на траектории ее последовательного снижения. Для снижения инфляции ЦБ РФ будет использовать все имеющиеся в его распоряжении инструменты денежно-кредитной политики», — говорится в проекте ДКП.
В 2010 — 2012 гг. ЦБ РФ предполагает завершить создание условий для применения режима инфляционного таргетирования и перехода к свободному плаванию курса рубля. Установленный в январе 2009 г. широкий диапазон допустимых значений рублевой стоимости бивалютной корзины позволяет Банку России значительно сократить свое участие на внутреннем валютном рынке в целях курсообразования. Динамика обменного курса рубля будет определяться главным образом действием фундаментальных макроэкономических факторов. В рамках выбранного режима валютной политики ЦБ РФ будет использовать валютные резервы, обеспечивая сохранение их объема на уровне, необходимом для позитивной оценки долгосрочной платежеспособности России.
Сокращение интервенций Банка России на внутреннем валютном рынке может существенно повлиять на динамику международных резервов России и уменьшить влияние чистых иностранных активов органов денежно-кредитного регулирования на рост денежного предложения.
Для обеспечения соответствия объема денежной массы спросу на деньги ЦБ РФ продолжит активно использовать операции по рефинансированию банков. Это даст возможность более эффективно контролировать динамику денежного предложения, атакже будет способствовать повышению роли процентной политики ЦБ РФ в снижении инфляции, формировании монетарных условий функционирования экономики и инфляционных ожиданий экономических агентов.
На успешность денежно-кредитной политики будет влиять проведение консервативной бюджетной политики при улучшении внутригодовой равномерности расходования бюджетных средств, отмечается в проекте ДКП.
Кроме того, ЦБ РФ намерен снижать ставки по своим операциям по мере замедления инфляционных процессов. На формирование процентных ставок денежного рынка все большее влияние будут оказывать ставки Банка России по основным рыночным инструментам рефинансирования банков.
ее дайджест-финансы