Научная статья на тему 'Финансовый учет специальных средств в бюджетных учреждениях'

Финансовый учет специальных средств в бюджетных учреждениях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
501
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ / СМЕТА / ФИНАНСЫ / СОТРУДНИКИ / УТВЕРЖДЕНИЕ / РАБОТНИКИ / СРЕДСТВА / ОБОРУДОВАНИЕ / КНИЖКИ / ОТДЕЛ / PERSONNEL / BUDGET / USE / EMPLOYEES / FUNDS / APPROVAL / FINANCES / EQUIPMENT / BOOKS / DEPARTMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абдыкадырова Эльмира Урсеитовна

В статье рассматривается финансовый учет специальных средств в бюджетных организациях на примере Национального центра онкологии при Министерстве здравоохранения Киргизской Республики, а кроме того, порядок поступ¬ления доходов и их расходование в бюджетных организациях. Хозяйственно-финан¬совая деятельность бюджетных учреждений – это состояние ресурсов, источников поступления и хозяйственные процессы, происходящие в учреждении. Управление бюджетными учреждениями базируется на достоверной информации о получении бюджетного ассигнования, поступлении средств специального фонда, проведении фактических и кассовых расходов, результатах выполнения сметы отдельно по общему и специальному фондам и в целом в учреждении. Главная цель ведения финансового учета в бюджетных учреждениях – это предоставление информации, необходимой для управления деятельностью бюджетного учреждения и обеспечения контроля за выполнением сметы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Финансовый учет специальных средств в бюджетных учреждениях»

ART 174021 УДК 336.02

Абдыкадырова Эльмира Урсеитовна,

и. о. доцента Института повышения квалификации и переподготовки кадров им. М. Рахимовой Кыргызского государственного университета им. И. Арабаева, г. Бишкек, Киргизская Республика

Финансовый учет специальных средств в бюджетных учреждениях

Аннотация. В статье рассматривается финансовый учет специальных средств в бюджетных организациях на примере Национального центра онкологии при Министерстве здравоохранения Киргизской Республики, а кроме того, порядок поступления доходов и их расходование в бюджетных организациях. Хозяйственно-финансовая деятельность бюджетных учреждений - это состояние ресурсов, источников поступления и хозяйственные процессы, происходящие в учреждении. Управление бюджетными учреждениями базируется на достоверной информации о получении бюджетного ассигнования, поступлении средств специального фонда, проведении фактических и кассовых расходов, результатах выполнения сметы отдельно по общему и специальному фондам и в целом в учреждении. Гпавная цель ведения финансового учета в бюджетных учреждениях - это предоставление информации, необходимой для управления деятельностью бюджетного учреждения и обеспечения контроля за выполнением сметы.

Ключевые слова: средства, финансы, сотрудники, оборудование, книжки, отдел, работники, смета, утверждение, использование. Раздел: (04) экономика.

В настоящее время учреждения, финансируемые из бюджетов различных уровней с целью привлечения дополнительных средств, необходимых для эффективного использования государственной собственности, развития материально-технической базы и поддержания социальной сферы, ведут деятельность, разрешенную уставом учреждения, но не связанную с получением и расходованием бюджетных ассигнований, - внебюджетную деятельность. Внебюджетная научно-производственная деятельность бюджетных учреждений является важнейшим и динамично развивающимся источником их доходов. Она и раньше играла определенную роль в государственных учреждениях, однако в условиях перехода бюджетной сферы в систему рыночных отношений её значение возросло. В то же время увеличивается круг вопросов и проблем, которые необходимо решать учреждению, в том числе и в области бухгалтерского учета. Являясь частью системы бухгалтерского учета в целом, бюджетный бухгалтерский учет характеризуется наличием своей специальной нормативно-правовой базы, а бухгалтерский учет операций с внебюджетными средствами, не связанных напрямую с целями, ради которых учреждения созданы, требует более детального методологического, организационного и законодательного регулирования.

Целью осуществления внебюджетной деятельности Национального центра онкологии при Министерстве здравоохранения Киргизской Республики (далее - НЦО при МЗ КР) является поиск дополнительных финансовых источников в условиях резкого сокращения расходов государства на здравоохранение [1].

Источники средств финансирования Центра показаны на рисунке.

ISSN 2304-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Бюджетное финансирование научно-исследовательских работ Центра осуществляется:

- путем базового финансирования как средства поддержки фундаментальных исследований, проводимых Центром;

- целевого финансирования научных исследований и разработок по приоритетным направлениям научно-технических программ;

- контрактного финансирования отдельных исследований и разработок по системе грантов.

Учреждения расходуют бюджетные средства и средства, полученные за счет специальных средств, по целевому назначению в соответствии с действующим законодательством и в меру выполнения мероприятий, предусмотренных сметами расходов, строго соблюдая финансово-бюджетную дисциплину и обеспечивая экономию материальных ценностей и денежных средств. Основными задачами внебюджетной деятельности НЦО являются:

- материальное стимулирование труда работников НЦО, участвующих во внебюджетной деятельности;

- покрытие статей расходов НЦО (медикаментов, медицинского оборудования, изделий медицинского назначения, реактивов, запасных частей для медицинского оборудования, техники и других нужд).

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

научно-методический электронный журнал

Внебюджетный отдел является одним из структурных подразделений НЦО и координирует все виды внебюджетной деятельности, руководствуется документами, поступающими от органов управления Министерства здравоохранения КР, создает организационную базу, обеспечивает законность ведения внебюджетной деятельности. Работники внебюджетного отдела подразделяются на основной, привлекаемый и вспомогательный персонал.

К основному персоналу относятся лица, осуществляющие внебюджетную деятельность и полностью содержащиеся за счет специальных средств.

К привлекаемому персоналу относятся лица, находящиеся на бюджетном финансировании и привлекаемые внебюджетным отделом вне рабочего времени.

К вспомогательному персоналу относятся лица, содействующие ведению и расширению внебюджетной деятельности (руководитель, учреждение, курирующий заместитель, главный бухгалтер) [2].

Руководитель учреждения (генеральный директор НЦО) принимает на должность заведующего отделом внебюджетной деятельности на контрактной основе, утверждает сметы, штатное расписание отдела, распоряжается внебюджетными средствами и контролирует их целевое использование.

Взаимоотношения внебюджетного отдела и НЦО, находящегося на бюджете, при котором он организован, определяются договором сторон, включающим условия аренды здания (помещения), перечень оборудования, медицинской техники, инструментарий, обязанности и ответственность сторон. Внебюджетный отдел имеет право:

- самостоятельно устанавливать цены на выполняемую работу не медицинского характера и выпуск продукции;

- арендовать здания, отдельные помещения, медицинское оборудование и технику;

- осуществлять внебюджетную деятельность, не запрещенную законодательством КР;

- организовать оказание в экстренных случаях бесплатной медицинской помощи;

- производить прием (возврат) наличных денег с пациентов (пациента) с выдачей подтверждающих документов (чек, квитанция);

- вести в установленном порядке медицинскую, бухгалтерскую учетную, отчетную документацию;

- применять методы профилактики, диагностики и лечения, разрешенные Министерством здравоохранения КР;

- соблюдать врачебную тайну;

- обеспечивать наглядность информации.

Ведение бухгалтерского учета и отчетности. Прием наличных денег производится кассой НЦО по приходным кассовым ордерам [3], подписанным главным бухгалтером. О приеме денег пациенту выдается квитанция за подписями главного бухгалтера и кассира, заверенная печатью (штампом) учреждения или чеком кассового аппарата. Приходные кассовые ордера регистрируются бухгалтерией в журнале регистрации и затем выдаются кассиру [4].

В НЦО должна вестись кассовая книга, которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной или мастичной печатью. Количество листов в кассовой книге заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера. Записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру ежедневно. В конце рабочего дня кассир подсчитывает итоги операций за день, составляет отчет и сдает главному бухгалтеру. Контроль за правильным ведением кассовой книги возлагается на главного бухгалтера НЦО при МЗ КР. Выдача денег из кассы, не подтвержденные распиской получателя и без утверждения

научно-методический электронный журнал

руководителя и главного бухгалтера расходные кассовые ордера считаются недействительными. Эта сумма считается недостачей и взыскивается с кассира.

Руководство НЦО обязано оборудовать кассу и обеспечить сохранность денег в помещении кассы, а также при доставке их из НЦО в банк или из банка, несет персональную ответственность в тех случаях, когда по их вине не были созданы необходимые условия, обеспечивающие сохранность денежных средств при хранении и транспортировке. После издания приказа о назначении кассира (материально ответственных лиц) на должность, руководитель НЦО обязан под подпись ознакомить кассира (материально ответственных лиц) с порядком ведения кассовых операций, после чего с кассиром (материально ответственными лицами) заключается договор об индивидуальной материальной ответственности. Вышестоящие органы управления здравоохранения при производстве документальных проверок во всех подведомственных учреждениях в обязательном порядке производят проверку кассы по соблюдению кассовой дисциплины. Особое внимание уделяется обеспечению сохранности, целевому использованию наличных денег, сдаче денежной выручки в банк. Все доходные поступления внебюджетных средств немедленно и полностью направляются на текущий счет соответствующих региональных отделений казначейства. В НЦО при МЗ КР имеется один специальный казначейский счет на все виды специальных средств.

НЦО при МЗ КР составляет ежегодно сметы по каждому виду статей доходов и расходов. На основе смет внебюджетных средств вышестоящие органы управления здравоохранения составляют сводные сметы с приложением сметы каждого учреждения здравоохранения.

Специальные средства включаются в государственный бюджет КР и выделяются в доходной и расходной частях бюджета отдельной строкой.

Расходование внебюджетных средств до утверждения смет воспрещается. В случае неутверждения до 1 января внебюджетных средств разрешается до утверждения сметы (но не позднее 1 апреля) производить расходы не выше 1/12 части годовой суммы расходов ежемесячно. НЦО при МЗ КР обязан расходовать внебюджетные средства в пределах утвержденных смет и фактического поступления доходов по каждому виду внебюджетных средств. Передвижение внебюджетных средств из одной статьи в другую допускается с разрешения вышестоящего финансового органа.

Действие смет внебюджетных средств прекращается 31 декабря. Остатки внебюджетных средств, образовавшихся к концу года на специальном счете, переносятся в доходную часть сметы соответствующего вида внебюджетных средств будущего года [5].

Внебюджетные средства НЦО при МЗ КР в пределах утвержденной сметы не облагаются какими-либо налогами, а суммы превышения доходов над расходами по сметам внебюджетных средств в соответствии со статьей 29 Закона КР «О не налоговых платежах» от 14 апреля 1994 года № 1480/12 вносятся ими в доход соответствующих бюджетов (республиканские, местные).

Контроль за финансово-хозяйственной внебюджетной деятельностью НЦО проводится Управлением внебюджетной деятельности МЗ КР, а также государственными органами, на которые законодательными актами КР возложена проверка финансово-хозяйственной деятельности НЦО.

Финансовый учет в бюджетных учреждениях сплошь и непрерывно должен отображать все операции, связанные с выполнением сметы. Своевременное, полное и достоверное отражение в балансе бюджетного учреждения всех хозяйственных операций является обязательным условием эффективного управления деятельностью бюджетным учреждением. Одна из важнейших задач совершенствования учета в бюджетных учреждениях - это учет средств специального фонда, их взаимосвязь в

научно-методический электронный журнал

системе отчетных данных по показателями выполнения сметы в общем фонде. Решение этой задачи необходимо для максимального использования внутренних резервов, правильного и экономного расходования средств общего фонда в соответствии с полученными ассигнованиями и их целевым назначением в пределах объемов, утвержденных сметой учреждения.

Ссылки на источники

1. Устав Национального центра онкологии при Министерстве здравоохранения Киргизской Республики (с изменениями по состоянию на 11.11.2011 г.). - С. 3.

2. Закон Киргизской Республики от 4 октября 2000 года № 83 «Об онкологической помощи населению». - С. 2.

3. Приказ Министерства финансов Киргизской Республики от 24 ноября 2008 года № 192-п «Об утверждении Положения по организации и ведению бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях». - С. 2.

4. Инструкция о порядке открытия казначейских счетов, получении разрешения и осуществления финансовых операций в процессе исполнения государственного бюджета Киргизской Республики, утвержденная Приказом Министерства финансов Киргизской Республики от 8 мая 2014 года № 84-п. - С. 4.

5. Постановление Правительства Киргизской Республики от 1б мая 2011 года № 224 «Об утверждении Положения по организации бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях». - С. 4.

Elmira Abdykadyrova,

Acting Associate Professor, Institute of Further Education and Retraining of the Kyrgyz State University named after I.Arabayev, Bishkek, Kyrgyz Republic

Financial accounting of special funds in budgetary organizations

Abstract. The article deals with the financial accounting of special funds in budgetary organizations and the order of receipts and expenses in budget organizations (on the example of the national center of oncology under the ministry of health of the Kyrgyz Republic). The economic and financial activity of budgetary institutions is the state of resources, sources of income and economic processes occurring in the institution. The management of budgetary institutions is based on reliable information on the receipt of budgetary appropriations, the receipt of resources from a special fund, actual and cash expenditures, the results of the budget implementation separately for the general and special funds and in the institution as a whole. The main objective of financial accounting in budgetary organizations is to provide information that is necessary to manage the activities of a budgetary organization and to ensure budget control.

Key words: funds, finances, employees, equipment, books, department, personnel, budget, approval, use. References

1. Ustav Nacional'nogo centra onkologii pri Ministerstve zdravoohranenija Kirgizskoj Respubliki (s izmenen-ijamipo sostojaniju na 11.11.2011 g.), p. 3 (in Russian).

2. Zakon Kirgizskoj Respubliki ot 4 oktjabrja 2000 goda № 83 "Ob onkologicheskoj pomoshhi naseleniju", p. 2 (in Russian).

3. Prikaz Ministerstva finansov Kirgizskoj Respubliki ot 24 nojabrja 2008 goda № 192-p "Ob utverzhdenii Polozhenija po organizacii i vedeniju buhgalterskogo ucheta vbjudzhetnyh uchrezhdenijah", p. 2 (in Russian).

4. Instrukcija o porjadke otkrytija kaznachejskih schetov, poluchenii razreshenija i osushhestvlenija fi-nansovyh operacij v processe ispolnenija gosudarstvennogo bjudzheta Kirgizskoj Respubliki, utverzhden-naja Prikazom Ministerstva finansov Kirgizskoj Respubliki ot 8 maja 2014 goda № 84-p, p. 4 (in Russian).

5. Postanovlenie Pravitel'stva Kirgizskoj Respubliki ot 16 maja 2011 goda № 224 "Ob utverzhdenii Polozhenija po organizacii buhgalterskogo ucheta v bjudzhetnyh uchrezhdenijah", p. 4 (in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакцию Received 26.10.17 Получена положительная рецензия Received a positive review 25.11.17

Принята к публикации Accepted for publication 25.11.17 Опубликована Published 30.11.17

www.e-koncept.ru

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2017 © Абдыкадырова Э. У., 2017

577234312018314

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.