Научная статья на тему 'Некоторые аспекты аудита в бюджетных учреждениях'

Некоторые аспекты аудита в бюджетных учреждениях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1614
383
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУДИТ / ПРОВЕРКА / БЮДЖЕТНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Остаев Г.Я.

Предмет. В статье рассматривается необходимость значительного повышения внимания к вопросам организации аудита в бюджетных организациях. Предметом аудита в бюджетных учреждениях является информация, подлежащая сбору, оценке и изучению в целях раскрытия содержания и познания фактов, касающихся функционирования систем хозяйственного механизма и положения экономических объектов хозяйствующего субъекта. Бюджетный учет обобщает в денежном выражении состояние финансовых и нефинансовых активов и обязательств органов государственной власти, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления. Цели и задачи. Раскрыть некоторые особенности аудита в бюджетных учреждениях путем разработки рекомендаций и положений, позволяющих сформировать эффективную систему учета и контроля. Аудит бюджетного учреждения представляет собой действия по документальному и фактическому аудиту отдельных финансовых и хозяйственных операций, совершенных проверяемой бюджетной организацией за определенный период времени. Целью аудита бюджетного учреждения является обеспечение законного и эффективного формирования и использования средств бюджетов. Следует отметить, что аудит не отменяет государственный контроль достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемый в соответствии с законодательством РФ уполномоченными органами государственной власти. Для достижения цели аудитор формирует главную задачу: определить конкретные направления проверки, включающие области повышенного риска искажений. Методология. В настоящей работе с помощью аудиторских процедур (документальной проверки, нормативной проверки, пересчета, арифметической проверки, сверки данных и т.д.) проанализированы различные аспекты бюджетного учета. Результаты. Представленный вариант аудита учета в бюджетных учреждениях раскрывает оптимальные способы и процедуры проверки Выводы и значимость. Сделан вывод о том, что применяя предлагаемую методику аудита можно оценить и установить соблюдение достоверности, законности хозяйственных операции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты аудита в бюджетных учреждениях»

ISSN 2311-9411 (Online) ISSN 2079-6714 (Print)

Аудиторская деятельность

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ АУДИТА В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Гамлет Яковлевич ОСТАЕВ

кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, финансов и аудита, Ижевская государственная сельскохозяйственная академия, Ижевск, Российская Федерация

История статьи:

Принята 22.03.2016 Одобрена 08.04.2016

Ключевые слова: аудит, проверка, бюджетные учреждения, источники информации

Аннотация

Предмет. В статье рассматривается необходимость значительного повышения внимания к вопросам организации аудита в бюджетных организациях. Предметом аудита в бюджетных учреждениях является информация, подлежащая сбору, оценке и изучению в целях раскрытия содержания и познания фактов, касающихся функционирования систем хозяйственного механизма и положения экономических объектов хозяйствующего субъекта. Бюджетный учет обобщает в денежном выражении состояние финансовых и нефинансовых активов и обязательств органов государственной власти, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления. Цели и задачи. Раскрыть некоторые особенности аудита в бюджетных учреждениях путем разработки рекомендаций и положений, позволяющих сформировать эффективную систему учета и контроля.

Аудит бюджетного учреждения представляет собой действия по документальному и фактическому аудиту отдельных финансовых и хозяйственных операций, совершенных проверяемой бюджетной организацией за определенный период времени. Целью аудита бюджетного учреждения является обеспечение законного и эффективного формирования и использования средств бюджетов.

Следует отметить, что аудит не отменяет государственный контроль достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемый в соответствии с законодательством РФ уполномоченными органами государственной власти. Для достижения цели аудитор формирует главную задачу: определить конкретные направления проверки, включающие области повышенного риска искажений.

Методология. В настоящей работе с помощью аудиторских процедур (документальной проверки, нормативной проверки, пересчета, арифметической проверки, сверки данных и т.д.) проанализированы различные аспекты бюджетного учета.

Результаты. Представленный вариант аудита учета в бюджетных учреждениях раскрывает оптимальные способы и процедуры проверки

Выводы и значимость. Сделан вывод о том, что применяя предлагаемую методику аудита можно оценить и установить соблюдение достоверности, законности хозяйственных операции.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2016

В современное время с распространением различных форм собственности все больше организации, в том числе бюджетных учреждений, нуждаются в аудите эффективности своей деятельности. Экономическая деятельность бюджетных учреждений периодически

подвергается финансовому контролю (аудиту) в соответствии с действующим бюджетным законодательством. Рассмотрим некоторые вопросы проведения аудита в бюджетных учреждениях.

Объектами аудита в бюджетных организациях являются доходы бюджета, источники финансирования, расходы, операции,

осуществляемые в процессе исполнения бюджета, а также сметы доходов и расходов бюджетных учреждений.

Аудитом бюджетной организации является независимая проверка состояния бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности, проводимая в соответствии с требованиями Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

При аудите бюджетных учреждения, аудитор должен руководствоваться следующими нормативно-правовыми документами бюджетного учета:

• Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;

• Бюджетным кодексом Российской Федерации;

• приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н (с изм. и доп.) «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации».

Бюджетный учет - это учет, который ведется в государственных органах, органах местного самоуправления, бюджетных учреждениях.

Все проводимые бюджетными учреждениями финансовые операции должны быть подвергнуты независимому аудиту.

При аудите доходов в бюджетном учреждении аудитор должен знать, что доходами бюджета признаются денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления и т.д.

При аудите сметы доходов и расходов следует проверить, отражены ли все доходы бюджетного учреждения, получаемые как из бюджета и государственных внебюджетных фондов, так и от осуществления предпринимательской

деятельности (доходы от оказания платных услуг, другие доходы, получаемые от использования государственной или муниципальной

собственности, закрепленной за бюджетным учреждением на праве оперативного управления), и иной деятельности. При этом аудитор должен изучить доходы бюджета, расходы бюджета, источники финансирования бюджета.

Основными направлениями аудита бюджетных учреждений являются: организация бюджетного процесса; соблюдение бюджетной системы; проверка соответствия единым принципам организации бюджетного процесса; планирование расходов; состава и полномочий участников бюджетного процесса и т.д.

При аудите бюджетного учета следует установить соблюдение единого порядка ведения учета и представления отчетности бюджетного

учреждения, унифицированных форм бюджетной документации и отчетности бюджетных учреждений.

Порядок осуществления аудита учета в бюджетных учреждениях можно представить следующим образом:

Шаг 1. Аудит первичных бухгалтерских документов

Все хозяйственные операции, осуществленные учреждениями, финансовыми органами, органами казначейства, подтвержденные первичными документами, подвергаются аудиту (табл. 1).

Аудитором должны быть проверены все обязательные реквизиты и показатели, содержащиеся в первичных документах бюджетного учета в учреждениях, финансовых органах, органах казначейства (наименование документа; дата составления документа; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; личные подписи указанных лиц).

Шаг 2. Аудит регистров бюджетного учета

При аудите бюджетного учета в учреждениях, финансовых органах, органах казначейства проверке подвергаются регистры бюджетного учета, содержащие обязательные реквизиты и показатели. Данные проверенных и принятых к учету первичных документов сверяют по датам совершения операций в хронологическом порядке в регистрах бюджетного учета (табл. 2).

Записи в журналах по совершенным хозяйственным операциям подвергаются сверке аудитором не только по отдельным документам, но и группам однородных документов.

При аудите корреспонденции счетов в журнале операций проверяются в зависимости от характера операций по дебету одного счета и кредиту другого счета. Журналы операций должны быть подписаны главным бухгалтером и бухгалтером, составившим журнал операций. Аудиту подвергаются месячные обороты по счетам, данные по которым отражены в Главной книге.

В органах казначейства и в финансовых органах ведется Журнал по прочим операциям, данные из которого записываются в Главную книгу ежедневно.

При аудите кассового обслуживании бюджетов бюджетной системы Российской Федерации органами казначейства, аудит хозяйственных операций проводится в отдельной Главной книге по каждому обслуживаемому бюджету на соответствующих счетах (табл. 3).

Шаг 3. Аудит правильности записей на счетах бюджетного учета

Счета бюджетного учета, отраженные в документах, предназначены для того, чтобы

обозначить операции ведения бюджетного учета для учреждений государственной власти, управления внебюджетных фондов,

территориальных органов управления, которые занимаются кассовым обслуживанием в бюджетной системе государства, поэтому аудитор подвергает сплошной и выборочной проверке все операции, отраженные на данных счетах.

Аудитору необходимо учитывать, что бюджетные учреждения, которые занимаются учетом операций по выполнению смет доходов, расходов бюджетных, а также средств, применяют в данной области План счетов, который утверждается Министерством финансов РФ и входит в состав Инструкции к учету бюджета (табл. 3).

Полнота и правильность формирования и раскрытия информации об операциях в бюджетном учете также подлежит аудиторской проверке.

Таблица 1

Аудит первичных документов бюджетных учреждений

Шаг 4. Обобщение результатов аудита

Выявленные нарушения и ошибки фиксируются в рабочих документах аудитора. Рабочие документы должны быть оформлены в виде таблиц нарушений с указанием характеристики нарушения, нормативного документа, который нарушен, а также рекомендаций аудитора по устранению нарушений.

Рабочий документ, аудитора должен отражать информацию (доказательства), представленную в табл. 4.

В рабочем документе следует указать факты нарушения, характеристику нарушения, лиц, допустивших нарушения и т.д.

По результатам проверки следует сделать обоснованные выводы и внести предложения по устранению выявленных ошибок в бюджетном учете; рекомендовать экономическому субъекту внедрение более прогрессивных методов учета и контроля.

№ Первичный документ Действия аудитора

Документы учета основных средств

1 Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) Документальная проверка, проверка обоснованности действий, целесообразность операции, арифметическая проверка, сверка данных, инвентаризация и т.д.

2 Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств

3 Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств)

4 Акт о списании автотранспортных средств

5 Акт о приеме-передаче здания (сооружения)

6 Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений)

7 Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств

8 Акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств)

Документы учета денежных средств

9 Приходный кассовый ордер Хронологическая проверка документальная проверка, арифметическая проверка и т.д.

10 Расходный кассовый ордер

11 Журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров

Документы учета материалов

12 Акт о приемке материалов Нормативная проверка, документальная проверка, арифметическая проверка и т.д.

13 Требование-накладная

14 Накладная на отпуск материалов на сторону

Документы учета расходов на автотранспорт

15 Путевой лист строительной машины Арифметическая проверка, хронологическая проверка, документальная проверка и т.д.

16 Путевой лист легкового автомобиля

17 Путевой лист специального автомобиля

18 Путевой лист грузового автомобиля

19 Путевой лист автобуса необщего пользования

Таблица 2

Аудит регистров бюджетного учета

№ Регистры бюджетного учета Действия аудитора

1 Журнал операций по счету «Касса» Документальная проверка, проверка записей, сверка данных, арифметическая проверка, хронологическая проверка, встречная проверка и т.д.

2 Журнал операций с безналичными денежными средствами

3 Журнал операций расчетов с подотчетными лицами

4 Журнал операций расчетов с поставщиками и подрядчиками

5 Журнал операций расчетов с дебиторами по доходам

6 Журнал операций расчетов по оплате труда

7 Журнал операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов

8 Журнал по прочим операциям

9 Главная книга

Таблица 3

Аудит счетов бюджетного учета

№ Аудит записей отраженных на счетах бюджетного учета Действия аудитора

1 Аудит счетов по нефинансовым активам Проверке подвергаются счета учета основных средств, непроизведенных и нематериальных активов, амортизации, материальных запасов, вложений в нефинансовые активы и нефинансовых активов в пути

2 Проверка счетов по финансовым активам Проверке подвергаются счета учета денежных средств и денежных документов учреждения, дебиторской задолженности

3 Ознакомление со счетами по обязательствам Проверке подвергаются счета учета кредиторской задолженности учреждения

4 Изучение счетов по финансовым результатам Проверке подвергаются счета учета доходов и расходов учреждения и отражения финансового результата прошлых периодов

5 Анализ счетов по санкционированным расходам бюджетов Проверке подвергаются счета отражения информации о лимитах полученных и переданных бюджетных обязательств, а также о бюджетных ассигнованиях

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6 Проверка забалансовых счетов Проверке подвергаются ценности, временно находящиеся в учреждении и не принадлежащие ему, а также бланки строгой отчетности, санаторные путевки, полученные безвозмездно.

Таблица 4

Основные принципы документирования информации в рабочих документах аудитора

№ Принципы отражения информации Расшифровка принципов документирования информации (доказательств)

1 Уместность Информация должна быть полезной для принятия эффективных решений

2 Своевременность Информация должна предоставляться оперативно, то есть в сроки, позволяющие вовремя принимать необходимые решения

3 Адресность Доказательства должны предоставляться конкретным пользователям для принятия конкретных решений

4 Необходимость Информация должна быть достаточной для принятия соответствующего решения, она не должна быть избыточной и чрезмерной

5 Аналитичность Доказательства должны содержать данные текущего анализа и способствовать проведению последующего анализа

6 Ясность Информация должна быть понятна для всех пользователей

7 Подлинность Доказательства должны содержать достоверную информацию, в ней не должны быть ошибки и неточности

8 Сравнимость Информация должна быть сопоставима, что позволит пользователям выявить сходства и различия показателей

Список литературы

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ.

2. Об аудиторской деятельности: Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-Ф3.

3. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

4. Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации: приказ Минфина России от 01.07.2013 № 65н.

5. Федеральное правило (стандарт) № 7/2011 «Аудиторские доказательства». Консультант Плюс. Законодательство.

6. Алборов Р.А., Концевая С.М. Экспресс-аудит достоверности данных бухгалтерского учета // Финансовый менеджмент. 2011. № 4. С. 136-143.

7. Булыга Р.П. Становление и развитие стратегического аудита // Аудитор. 2014. № 4. С. 10-17.

8. Данилевский Ю.А. Финансовый контроль в обновленном бюджетном процессе // Финансы. 2006. № 5. С. 69-73.

9. Остаев Г.Я., Концевая С.М., Концевой Г.Р. Методические подходы к сбору и изучению аудиторских доказательств // Потенциал социально-экономического развития Российской Федерации в новых экономических условиях. Материалы II Международной научно-практической конференции: в 2-х ч. / под редакцией Ю.С. Руденко, Л.Г. Руденко. 2016. С. 599-606.

10. Остаев Г.Я., Концевой Г.Р., Алборов А.А. Особенности бюджетирования в управленческом учете / Теория и практика - устойчивому развитию агропромышленного комплекса. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Ижевская государственная сельскохозяйственная академия. 2015. С.308-312.

11. Остаев Г.Я., Концевой Г.Р. Особенности сбора аудиторских доказательств // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2015. № 15. С. 36-42.

12. Суйц В.П., Волошин Д.А. Аудит эффективности бизнес-процессов как инструмент контроля // Проблемы теории и практики управления. 2014. № 6. С. 100-107.

13. МельникМ.В. Организация системы внутреннего аудита и контроля в крупных организациях // Аудиторские ведомости. 2012. № 1-2. С. 118-134.

14. Шеремет А.Д. Некоторые проблемы развития аудита в России // Аудит. 2014. № 9. С. 24-27.

15. Stanislava Kontsevaya Concept and arrangement of internal economic control in agricultural sector in terms of Russian Federation // Proceedings of the Conference Agrarian perspectives XXIII, Prague, pp. 103-111,

09.2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.