Научная статья на тему 'Финансовый механизм учреждений здравоохранения и направления его совершенствования'

Финансовый механизм учреждений здравоохранения и направления его совершенствования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2883
514
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / РЕФОРМА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В ЗДРАВООХРАНЕНИИ / FINANCE / FINANCIAL MECHANISM OF HEALTHCARE INSTITUTIONS / FINANCIAL RESOURCES / INDICATORS / STANDARDS OF FINANCING / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP MECHANISM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Завгородняя Виктория Владимировна, Хамалинский Иван Владимирович

Рассмотрены понятие и структура финансового механизма учреждений здравоохранения Российской Федерации, проведен анализ и выявлены основные проблемы в системе финансирования учреждений здравоохранения в России, определены основные направления ее развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Завгородняя Виктория Владимировна, Хамалинский Иван Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Financial mechanism of healthcare institutions and direction of its improvement

Within this research the concept and structure of the financial mechanism of healthcare institutions of the Russian Federation are considered, the analysis is carried out and the main problems in system of financing of healthcare institutions in Russia are revealed and the main directions of development of the financial mechanism are defined.

Текст научной работы на тему «Финансовый механизм учреждений здравоохранения и направления его совершенствования»

Социально-экономические проблемы российского государства

Финансовый механизм учреждений здравоохранения и направления его совершенствования

В.В. Завгородняя, И.В. Хамалинский

Рассмотрены понятие и структура финансового механизма учреждений здравоохранения Российской Федерации, проведен анализ и выявлены основные проблемы в системе финансирования учреждений здравоохранения в России, определены основные направления ее развития.

Ключевые слова: развитие здравоохранения, финансовый механизм здравоохранения, реформа здравоохранения, государственно-частное партнерство в здравоохранении

Для цитирования: Вестник МИЭП. 2014. № 4 (17). С. 7-13.

Экономическая конкурентоспособность государства в высокой степени зависит от качества жизни населения, которое обеспечивает, в том числе, и система здравоохранения. Главная цель здравоохранения как отрасли - высокие показатели здоровья людей. Именно поэтому весьма актуальной сегодня является проблема совершенствования системы финансирования учреждений здравоохранения.

На развитие здравоохранения России влияют условия рыночной трансформации национальной экономики и социальная политика государства. Несмотря на то что еще сохранены некоторые элементы системы СССР, вместе с тем все больше применяются на практике формы медицинской помощи, заимствованные за рубежом, то есть формируется рынок медицинских услуг.

Денежные средства учреждений здравоохранения состоят из собственных накоплений и поступлений от внешних источников. Как правило, собственные средства пополняются посредством коммерческой деятельности учреждения. Тем не менее основные источники финансовых ресурсов учреждений здравоохранения представлены внешними поступлениями, например безвозмездно выделяемыми ассигнованиями из местных и государственного бюджетов. Кроме того, осуществляется косвенное финансирование, когда учреждения здравоохранения получают налоговые льготы, дотации, полностью или частично освобождаются от платежей в бюджет и т.п. Учреждения здравоохране-

Завгородняя Виктория Владимировна - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Теория финансов» Финансового университета при Правительстве РФ.

Адрес для корреспонденции: sochi75@list.ru

Хамалинский Иван Владимирович - кандидат технических наук, профессор кафедры менеджмента и маркетинга Международного института экономики и права.

Адрес для корреспонденции: khamalinskiy@mail.ru.

8

Вестник Международного института экономики и права. 2014. № 4 (17)

ния в значительной степени получают также денежные средства из Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) РФ.

Необходимо подчеркнуть, что финансирование учреждений здравоохранения может осуществляться и различными предприятиями через заключение прямого договора об оказании медицинских услуг сотрудникам предприятия или в виде договора о добровольном медицинском страховании. Более того, предприниматели имеют возможность предоставлять финансовые ресурсы учреждениям здравоохранения в виде спонсорства, благотворительности или льготного кредитования.

Нельзя забывать, что весьма важным субъектом финансирования учреждений здравоохранения является население: люди непосредственно оплачивают различные медицинские услуги, делают благотворительные взносы напрямую или заключают договор о добровольном медицинском страховании.

Еще одним источником финансирования учреждений здравоохранения выступают ссуды и кредиты, которые предоставляются банками на конкретный срок под проценты.

Финансовые ресурсы позволяют учреждениям здравоохранения эффективно функционировать и оказывать качественную и своевременную лечебно-профилактическую помощь населению. Для этого должно осуществляться рациональное использование данных финансовых ресурсов, в том числе применяться ресурсосберегающие технологии и внедряться инновации, которые снижают расход труда, энергии, материалов.

В настоящее время экономическая служба учреждений здравоохранения вынуждена осуществлять организационно-методическую работу, основанную на сборе и анализе стратегически важных сведений о деятельности учреждения. Анализ финансовой деятельности необходим для того, чтобы оценить устойчивость учреждения, состояние финансовых ресурсов и др. Это дает возможность свободно использовать денежные средства, обеспечивать бесперебойное производство и реализацию медицинских услуг, а также расширять и обновлять производственную базу.

Основой внешнего финансового анализа является официальная финансовая отчетность, которая публикуется в открытой печати и предоставляется государственным органам и другим заинтересованным лицам в форме бухгалтерского баланса. В данный анализ включается оценка показателей, которые характеризуют рентабельность, прибыль, эффективность использования заемного капитала, платежеспособность организации, общее финансовое состояние организации. Он проводится собственными специалистами организации или специалистами независимых служб и называется аудитом.

Проведение же внутреннего финансового анализа осуществляется в интересах самой организации. Он позволяет изучить все стороны хозяйственной деятельности, ее издержки, эффективность, прибыль, оборот, а значит -провести оценку финансовой и организационной деятельности, определить направления их развития [7].

Завгородняя В.В., Хамалинский И.В. Финансовый механизм учреждений...

9

Стоит подчеркнуть, что подобный анализ целесообразно проводить и в некоммерческих организациях. Бесприбыльные организации называются так потому, что их доход, в том числе прибыль, полностью используются для поддержания и развития деятельности учреждений здравоохранения. В такой ситуации анализ определяет достаточность дохода для обеспечения запланированного объема медицинской помощи.

Как правило, бюджетные организации осуществляют расход государственных средств по целевому назначению, что требует строго соблюдать финансовую дисциплину. Бюджетными организациями оказываются многочисленные общественно-значимые услуги и выполняются работы, которые оплачивают не потребители, а государство на безвозвратной основе. Поэтому контроль качества предоставляемых услуг и эффективности использования средств ослабляется.

Цены на услуги бюджетных организаций устанавливаются на основе объема выделенных средств, а не реальных затрат. Основной плановый финансовый документ, в котором отражены целевое направление, объем и поквартальное распределение средств, выделенных из бюджета, - это смета расходов, которая должна своевременно утверждаться, а отражаемые в ней показатели - точно рассчитываться [1]. Следовательно, финансовая деятельность лечебно-профилактических учреждений представляет собой механизм формирования и использования финансовых ресурсов с целью предоставления качественных общественно-значимых услуг.

Осенью 2014 г. известное американское агентство «Bloomberg» опубликовало рейтинг государств по степени эффективности систем здравоохранения в 2014 г. На последнем месте в этом списке расположилась Россия, которая была включена в рейтинг впервые и получила только 22,5 балла. В прошлом году Россия не попала в рейтинг из-за того, что средняя продолжительность жизни населения составляла 69 лет. В настоящее время средняя продолжительность жизни россиян страны - 70,5 года (таблица) [2].

Тем не менее рейтинги - это весьма субъективный взгляд на положение страны. Рассмотрим реальные действия и статистические данные.

В 2013 г. величина средних подушевых нормативов финансирования, предусмотренных Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, увеличилась на 18% по сравнению с 2012 г. и составила 9032,5 руб., в том числе за счет средств обязательного медицинского страхования, за счет субвенций ФОМС - 5942,5 руб. (увеличение в 2013 г. на 44,8 % по сравнению с 2012 г.). Планировалось, что в 2014 г. будет 10 294,4 руб. (за счет средств ФОМС - 6962,5 руб.) и в 2015 г. -12 096,7 руб. (за счет средств ФОМС - 8481,5 руб.). Эти финансовые ресурсы предоставляют возможность развивать процесс планирования медицинской помощи, учитывая приоритетные направления, в том числе профилактическое направление.

10

Вестник Международного института экономики и права. 2014. № 4 (17)

Рейтинг стран мира по эффективности систем здравоохранения в 2014 г.

Место Страна Оценка Средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении Государственные затраты на здравоохранение (% от ВВП на душу населения) Стоимость медицинских услуг на душу населения (долл. США)

1 Сингапур 78,6 82,1 4,5 2426

2 Гонконг 77,5 83,5 5,3 1944

3 Италия 76,3 82,9 9 3032

4 Япония 68,1 83,1 10,2 4752

5 Южная Корея 67,4 81,4 7 1703

51 Россия 22,5 70,5 6,3 887

В 2013 г. объем расходов, связанных с территориальными программами государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, увеличился на 28,9% по сравнению с 2012 г. и составил 1684,5 млрд руб. В консолидированных бюджетах субъектов РФ величина расходов была 487,2 млрд руб. в 2013 г. (580,6 млрд руб. - в 2012 г.), где сумма из ФОМС составила 1197,3 млрд руб. (726,4 млрд руб. - в 2012 г.) [3].

Прогнозные сценарии развития ФОМС РФ (рисунок) до 2020 г. показывают динамику роста как по модернизационному, так и по бюджетному варианту.

Структура территориальных программ государственных гарантий в целом по России была представлена 70,8% ресурсов из ФОМС. В 2013 г. 55 субъектов РФ продемонстрировали наличие дефицита финансовых ресурсов на обеспечение территориальных программ (85,2 млрд руб.). Тем не менее, по данным на конец 2013 г., исполнение территориальных программ обязательного медицинского страхования составило 99,8% запланированной суммы.

Нельзя не отметить введение новой единицы объема амбулаторной медицинской помощи - величины кратности посещений (обращений) с одним заболеванием, что позволит измерить обращаемость граждан за медицинской помощью и при конкретных заболеваниях определить границы дифференцированных тарифов стоимости лечения.

Кроме того, в Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 г. утвердили показатели доступности и качества медицинской помощи, что обеспечит большую защиту прав россиян на качественную и своевременную медицинскую помощь.

Завгородняя В.В., Хамалинский И.В. Финансовый механизм учреждений...

11

Модернизационный и бюджетный сценарии развития ФОМС РФ (млрд руб.) [4]

В целях повышения доступности медицинской помощи Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 г. предоставляет возможность для субъектов РФ установить дифференцированный нормативный объем медицинской помощи на одного жителя и нормативный объем предоставления медицинской помощи на одно застрахованное лицо, учитывая этапы обеспечения медицинской помощи в соответствии с правилами оказания медицинской помощи [3].

Важным направлением совершенствования финансового механизма учреждений здравоохранения является замена показателя «1 койко-день» на «1 случай госпитализации» в качестве норматива объема медицинской помощи. Это позволит разработать единый метод планирования и оплаты стационарной медицинской помощи, который будет ориентирован на конечный результат деятельности учреждения здравоохранения. В таком случае будет использоваться не валовой показатель (койко-дни), а конечный результат -вылеченные пациенты, а значит, и коечный фонд будет использоваться более эффективно [5].

Одним из значимых направлений совершенствования системы финансирования учреждений здравоохранения является использование механизма государственно-частного партнерства. Как правило, выделяют два аспекта применения государственно-частного партнерства:

• частные инвестиции в развитие инфраструктуры здравоохранения, которая находится в муниципальной и государственной собственности;

• вовлечение частных компаний в систему обязательного медицинского страхования, передача на аутсорсинг частным организациям определенных функций государственных учреждений (например, транспортное обеспечение, уборка, питание и др.).

12

Вестник Международного института экономики и права. 2014. № 4 (17)

В рамках реализации Программы развития перинатальных центров в Российской Федерации в 2013-2016 гг. предусмотрены мероприятия по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию 32 перинатальных центров в 30 субъектах РФ за счет средств обязательного медицинского страхования. В 2014 г. в регионах России на различных стадиях реализуются 22 проекта инфраструктуры.

Кроме проектов инфраструктуры идет активное привлечение частных организаций в программу обязательного медицинского страхования. Это относится к тем областям, где государство испытывает нужду в сфере оказания первичной медико-санитарной помощи. Согласно сведениям ФОМС на начало 2014 г., число частных компаний, задействованных в системе обязательного медицинского страхования, составило 1665, то есть за последние годы увеличилось почти в 2 раза.

Приняты и продолжают приниматься правовые акты, необходимые для привлечения частных инвестиций и развития инфраструктуры. С целью расширения возможностей применения механизмов государственно-частного партнерства, в том числе концессионных соглашений, Правительство РФ внесло в 2014 г. в Госдуму проекты Федеральных законов № 449127-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях», № 238827-6 «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации» и другие законодательные акты Российской Федерации» в области развития сферы использования концессионного соглашения и формирования благоприятного климата для частных инвесторов [3].

Таким образом, из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что отрасль здравоохранения является исключительно важным элементом национальной экономики, поэтому необходимо осознать, что инвестиции в совершенствование лечебно-профилактических учреждений являются высокорентабельными в интересах социально-экономического развития общества. Недостаточное финансирование лечения граждан может привести к крупным потерям в других отраслях экономики [8], так как заболеваемость приводит к снижению продуктивности и, главное, к преждевременной смертности в трудоспособном возрасте.

Финансирование здравоохранения в Российской Федерации, как и во многих странах, сейчас реформируется. Ведется поиск новых источников денежных средств и методов рационализации расходов, вводятся новые нормативы и показатели, позволяющие осуществлять более качественный контроль за исполнением утвержденных государственной программой задач. Кроме того, постоянно увеличиваются суммы, направляемые на поддержку здравоохранения. Все это дает основания полагать, что состояние отрасли здравоохранения в России будет постепенно улучшаться.

Завгородняя В.В., Хамалинский И.В. Финансовый механизм учреждений...

13

Литература

1. Анализ хозяйственной деятельности бюджетных организаций: учебное пособие / Д.А. Панков, Е.А. Головкова, Л.В. Пашковская и др. / Под общ. ред. Д.А. Панкова, Е.А. Головковой. 5-е изд. - М.: Новое знание, 2007. -631 с.

2. Bloomberg [Электронный ресурс]. www.bloomberg.com (дата обращения 29.11.2014).

3. Министерство здравоохранения РФ. www.rosminzdrav.ru (дата обращения: 29.11.2014).

4. Попович Л. Оценки социально-экономической эффективности в здравоохранении - каприз или неизбежность // Международный форум «Оценка технологий здравоохранения в России». www.forum-hta.ru/files/uploads/ рopovich1.pdf (дата обращения: 29.11.2014).

5. Профсоюз работников здравоохранения РФ. www.przrf.ru (дата обращения: 29.11.2014).

6. Эксперт Online. www.expert.ru (дата обращения: 29.11.2014).

7. Хамалинский И.В., Завгородняя В.В. Методы оценки степени доверия предприятию // Региональная экономика: теория и практика. - 2014. -№ 27. - С. 52-58.

8. Хамалинский И.В. Антикризисное управление коммерческими организациями России в современных условиях // Вестник МИЭП. - 2011. -№ 2. - С. 33-38.

Financial mechanism of healthcare institutions and direction of its improvement

Zavgorodnayay Viktoria - Oandidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Theory of Finance of the Financial University under the Government of the Russian Federation

Khamalinskiy Ivan - Candidate of Engineering Sciences, Professor of the Management and Marketing Department of the International Institute of Economics and Law

Within this research the concept and structure of the financial mechanism of healthcare institutions of the Russian Federation are considered, the analysis is carried out and the main problems in system of financing of healthcare institutions in Russia are revealed and the main directions of development of the financial mechanism are defined.

Key words: finance, financial mechanism of healthcare institutions, financial resources, indicators, standards of financing, public-private partnership mechanism.

Addresses for correspondence: sochi75@list.ru, khamalinskiy@mail.ru

For citation: Herald of International Institute of Economics and Law. 2014. N 4 (17). P. 7-13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.