Научная статья на тему 'ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ КАК ДЕЙСТВЕННЫЙ РЫЧАГ СТИМУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ РЫНКА ТРУДА'

ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ КАК ДЕЙСТВЕННЫЙ РЫЧАГ СТИМУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ РЫНКА ТРУДА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
24
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РЕСУРСЫ / ИНФРАСТРУКТУРА ОБСЛУЖИВАНИЯ РЫНКА ТРУДА / ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ / РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА / ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вартанова М.Л.

Переход к рыночной экономике создал экономические предпосылки для расширения бюджетных прав местных органов государственной власти. В отличие от плановой рыночной экономики свойственно, в целом, тенденция к децентрализованному размещению государственных ресурсов, что повышает их мобильность и способствует более оперативному и эффективному использованию на собственные нужды региона. В связи с преимущественно экстенсивным характером развития в экономике основные отчисления из бюджета шли в отрасли материального производства), большая доля их шла в добывающие и материалопроизводящие отрасли). Такое положение привело к ущемлению самостоятельности местных органов власти при решении задач социально-экономического развития региона, затрудняло финансирование региональных потребностей, не заинтересовывало местные органы власти в развитии собственной финансовой базы и так далее.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCIAL MECHANISM AS AN EFFECTIVE LEVER TO STIMULATE THE DEVELOPMENT OF REGIONAL INFRASTRUCTURE FOR SERVICING THE LABOR MARKET

The transition to a market economy has created economic prerequisites for expanding the budgetary rights of local government authorities. In contrast to the planned market economy, there is, in general, a tendency to decentralize the allocation of public resources, which increases their mobility and contributes to more rapid and efficient use for the region's own needs. Due to the predominantly extensive nature of development in the economy, the main deductions from the budget went to the material production industry), a large proportion of them went to the extractive and material-producing industries). This situation led to the infringement of the independence of local authorities in solving the tasks of socio-economic development of the region, made it difficult to finance regional needs, did not interest local authorities in developing their own financial base, and so on.

Текст научной работы на тему «ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ КАК ДЕЙСТВЕННЫЙ РЫЧАГ СТИМУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ РЫНКА ТРУДА»

Полученные результаты свидетельствуют о тесной взаимосвязи между исследуемыми параметрами. На основе расчетных данных коэффициент детерминации равен 0,973, что говорит, о тесной зависимости между изучаемыми параметрами и адекватности построенной модели. Наиболее сильное влияние на результативный показатель оказывают уровень потребления молока и поголовье коров. Отрицательно действие - объемы экспорта сельскохозяйственной продукции.

Таким образом, в поле трансформационных глобальных изменений, развитие молочнопродуктовой отрасли является одним из стратегических значимых направлений в обеспечении продовольственной безопасности страны и повышения конкурентоспособности АПК в целом.

Источники:

1. Богданова О. В. Российский рынок молока-сырья: состояние, проблемы развития в условиях импортозамещения / О. В. Богданова // Вестник ТвГУ. Серия «Экономика и управление». 2017. - №2. - С. 123-132.

2. Дворникова Е. Основные тенденции рынка молочных продуктов / Е. Дворникова. URL: http://www.oilworld.ru/ news.php?view=85588.

3. Край мясной и край молочный URL: https://www.kommersant.ru/doc/ 5040527.

4. Край с молоком URL: https://www.kommersant.ru/doc/4586130

5. Международный обзор рынка: Новая Зеландия. URL: https://milknews.ru/mdex/novosti-moloko_13198.litml.

6. Международный обзор: США. URL: https://milknews.ru/index/novosti-moloko_12484.html.

7. Мировой рынок молока и молочных продуктов. URL: https://sfera.fm/artides/molochnaya/mirovoi-rynok-moloka-i-molochnykh-produktov_1546.

8. Мировой рынок сыров вырастет до 27 млн. тонн к 2030 году URL: https://www.dairynews.ru/news/mirovoy-rynok-syrov-vyrastet-do-27-mln-tonn-k-2030 .html.

9. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики URL: https://rosstat.gov.ru/.

10. Официальный сайт Федеральной службы статистики по Краснодарскому краю URL: https://krsdstat.gks.ru/.

11. По производству молока Китай занял третье место в мире. URL: http://russian.people.com.cn/31518/6396677.html.

12. Потребление молочной продукции в Китае к 2020 году составит 60 млн тонн URL: https://www.dairynews.ru/ news/potreblenie-molochnoy-produktsii-v-kitae-k-2020-go.html.

EDN: QFYQFO

М.Л. Вартанова - к.э.н., доцент, ведущий научный сотрудник отдела исследования социально-демографических процессов в ЕАЭС, Ученый секретарь Научного совета при Отделении общественных наук Российской академии наук «Социально-политические проблемы формирования Евразийского экономического союза» (ЕАЭС), Институт демографических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук, Москва, Россия, 11marina11@mail.ru,

M.L. Vartanova - candidate of economic sciences, associate professor, leading researcher of the department of research of socio-demographic processes in the EAEU, Scientific secretary of the Scientific council at the Department of Social Sciences of the Russian Academy of Sciences "Socio-political problems of the formation of the Eurasian Economic Union (EAEU), Institute of Demographic Research of the Federal Research Sociological Center of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia.

ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ КАК ДЕЙСТВЕННЫЙ РЫЧАГ СТИМУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ РЫНКА ТРУДА FINANCIAL MECHANISM AS AN EFFECTIVE LEVER TO STIMULATE THE DEVELOPMENT OF REGIONAL INFRASTRUCTURE FOR SERVICING THE LABOR MARKET

Аннотация. Переход к рыночной экономике создал экономические предпосылки для расширения бюджетных прав местных органов государственной власти. В отличие от плановой рыночной экономики свойственно, в целом, тенденция к децентрализованному размещению государственных ресурсов, что повышает их мобильность и способствует более оперативному и эффективному использованию на собственные нужды региона. В связи с преимущественно экстенсивным характером развития в экономике основные отчисления из бюджета шли в отрасли материального производства), большая доля их шла в добывающие и материалопроизводящие отрасли). Такое положение привело к ущемлению самостоятельности местных органов власти при решении задач социально-экономического развития региона, затрудняло финансирование региональных потребностей, не заинтересовывало местные органы власти в развитии собственной финансовой базы и так далее.

Abstract. The transition to a market economy has created economic prerequisites for expanding the budgetary rights of local government authorities. In contrast to the planned market economy, there is, in general, a tendency to decentralize the allocation of public resources, which increases their mobility and contributes to more rapid and efficient use for the region's own needs. Due to the predominantly extensive nature of development in the economy, the main deductions from the budget went to the material production industry), a large proportion of them went to the extractive and material-producing industries). This situation led to the infringement of the independence of local authorities in solving the tasks of socio-economic development of the region, made it difficult to finance regional needs, did not interest local authorities in developing their own financial base, and so on.

Ключевые слова: государственные ресурсы, инфраструктура обслуживания рынка труда, организационно-экономический механизм, рыночная экономика, финансово-экономическое стимулирование, экономические преобразования.

Keywords: state resources, labor market service infrastructure, organizational and economic mechanism, market economy, financial and economic incentives, economic transformations.

Введение

Инфраструктура обслуживания рынка труда региона имеет право на самостоятельное существование как объект управления наряду с такими межотраслевыми комплексами, как аграрный комплекс, машиностроение, строительство, производство предметов потребления и др. При современном состоянии инфраструктурной системы на рынке труда экономические преобразования в ней могут принести существенный эффект лишь при формировании эффективного механизма управления инфраструктурной системой, при значительном повышении технического уровня этой отрасли, модернизации и обновления производственной базы всех составляющих инфраструктуры.

Инфраструктура обслуживания рынка труда имеет свои особенности, которые проявляются в отсутствии механизма ее поддержки и развития, регулирующих и контролирующих функций со стороны государства, в отставании нормативно-правовой базы формирования инфраструктуры рынка труда.

Особенности инфраструктуры обслуживания рынков труда в депрессивно-трудоизбыточных регионах вызывают необходимость определения круга видов производств и деятельности, а также установлении дополнительных условий и для результатов предоставления льгот по налогу на прибыль.

Существуют различные экономические методы и рычаги регулирования инфраструктуры обслуживания рынка труда. Вопросы денежно-кредитного и финансово-бюджетного регулирования [7] на макро уровне и механизм их воздействия на показатели безработицы нашли отражение в работах зарубежных и российских ученых. В частности, Е. Балацкий в серии статей рассматривает методологические аспекты монетаристских программ и безработицы, макроэкономического регулирования [7] инфраструктуры обслуживания рынка труда в свете мультипликативной теории и возможности ее применения в современных условиях. Мы же акцентируем свое внимание на вопросах формирования механизма воздействия экономических методов и рычагов на региональную [8] инфраструктуру.

Важной проблемой является финансирование инфраструктуры обслуживания рынка труда. Решения этой проблемы требует нынешнее социально-экономическое положение в стране. Во-первых, с переходом к интенсивному пути развития повышаются требования к уровню развития инфраструктуры рынка труда в целом. Во-вторых, тот запас прочности, который существовал до начала осуществления реформ в отраслях социальной сферы, и который позволял им в течение, какого-то времени относительно благополучно функционировать даже при отсутствии поступления новых ресурсов уже исчез.

Исходя из вышесказанного возникает необходимость в развитии непроизводственной сферы, что требует ее финансирования, в частности, и из государственного бюджета.

Отдельно следует рассматривать финансирование науки и научного обслуживания. При все более возрастающем влиянии научно-технического прогресса на экономику наблюдается сокращение численности занятых в науке и научном обслуживании из-за сокращения размеров финансирования. Финансирование непроизводственной сферы способствует формированию эффективной инфраструктуры обслуживания рынка труда.

В целях структурной перестройки экономики, повышения эффективности производства государство оказывает помощь отдельным отраслям в экономике в виде государственных субсидий и льготных банковских кредитов, оказывает финансовую поддержку сельскому хозяйству, осуществляет расходы на экономическую и социальную инфраструктуру, стимулирует экспорт.

Анализ оценки эффективности действующей инфраструктуры обслуживания рынка труда

Экономические фонды предназначены для регулирования хозяйственной деятельности. Помощь предоставляется в виде безвозмездных субсидий и льготных кредитов. Специальные экономические фонды имеют строго целевое значение и предназначены для обеспечения дополнительными финансовыми ресурсами приоритетных сфер экономики, а в частности -региональной инфраструктуры рынка труда. Следует отметить, что расходы на эти группы в последние годы многократно возросли, что, однако не связывается с повышением эффективности их деятельности. Деятельность государства по расходованию бюджетных средств требует усовершенствования, в частности необходимо социальная направленность финансирования. Проводившаяся структурная селективная политика носит скорее политический характер и имеет мало общего с эффективной структурной политикой способствующей перестройке инфраструктуры рынка труда.

В настоящее время одним из элементов достижения эффективной деятельности инфраструктуры является «сбалансированная и эффективно действующая налоговая система. Налоговое регулирование тесно связано с бюджетным регулированием, поскольку от величины налоговых поступлений в бюджет зависит и величина бюджетных расходов. Однако налоги имеют еще одну функцию - стимулирующую. Это означает, что для стимулирования развития определенных отраслей, предприятий предусмотрены определённые налоговые льготы. Порядок установления и применения налогов в России определяется Налоговым кодексом. Федеральными налоговыми законами, Законами субъектов Федерации.

При чрезмерно высоких налогах поступления в бюджет заметно сокращаются. Зависимость между ставками налогов и их поступлений в бюджет была доказана американским экономистом Лафером. Было доказано, что повышение налоговых ставок является антистимулом для экономической деятельности, если же налоговые ставки снижаются, то воздействие экономических стимулов усиливается, следствием этого является рост доходов, подлежащих налогообложению и, соответственно, увеличивается общая масса доходов, поступающих в бюджет. При этом следует отметить, что размеры и структура налогообложения должны соответствовать потребностям в общественных благах и справедливом перераспределении.

По вопросу значимости финансовых источников в формировании инфраструктуры обслуживания рынка труда: дело в том, что существующая в настоящее время система налогообложения требует некоторого усовершенствования. Целесообразным было бы некоторое снижение числа налогов, для упрощения системы налогообложения. Следует так же усилить контроль за налоговыми поступлениями и принятием определенных мер по отношению к физическим и юридическим лицам за уклонение от уплаты налогов. При формировании эффективной деятельности инфраструктуры обслуживания рынка труда возможно ослабление налогового бремени на них путем применения системы льгот, что дает возможность непосредственно влиять на объем производства и рынок труда, обеспечивая её эффективность по критерию полноты. Определение приоритетных отраслей осуществляется в соответствии с общим направлением экономической политики государства, а так же посредством разработки целевых программ. Необходимо упорядочить систему налогового стимулирования, т.к. в настоящее время она носит несколько хаотичный характер, а это сказывается на ее эффективности.

Анализ оценки эффективности действующей инфраструктуры обслуживания рынка труда показывает, что налоговые льготы в основном предоставляются предприятиям государственной собственности, что негативно отражается на развитии предприятий иных форм собственности.

Приоритетным направлением налогового стимулирования является стимулирование малого бизнеса. Развитие малого бизнеса способствует оптимизации структуры экономики, повышению ее эффективности. Вследствие своих размеров малый бизнес более оперативно реагирует на развитие НТП, осваивает те ниши рынка, освоение которых нецелесообразно для крупных предприятий. Все это ведет к повышению удовлетворения спроса. Но одно из главных преимуществ малого бизнеса, то, что он является источником создания новых рабочих мест и обладает значительным трудопоглащающим по-

тенциалом [2]. Так, например, в США около 60 % всех занятых, работают в сфере малого бизнеса. Необходимо уделять больше внимания наукоемким и технологичным отраслям.

Вследствие исключительной важности этих отраслей, определяющих экономическое положение России, налоговая политика должна стимулировать предприятия этой отрасли, которые испытывают значительные трудности из - за длительно окупающихся затрат. Для стимулирования научно-технического прогресса в народном хозяйстве целесообразно было бы увеличение льготы по вычету из облагаемой прибыли затрат на НИОКР, ввести льготное налогообложение прибыли, получаемой в первые годы от использования новшеств, причем для экспортно-ориентированных отраслей - на более выгодных условиях. Эти мероприятия позволят сформировать эффективную инфраструктуру обслуживания рынка труда региона. Из-за разности доходов разных слоев населения необходимо снижение ставок НДС на социально значимые категории продукции, что будет способствовать увеличению их потребления. Весьма сомнительным с точки зрения целесообразности выглядят предлагаемые государством меры по изменению структуры налогов в бюджете в сторону увеличения доли подоходного налога. Это повлечет за собой увеличение налогового бремени низко- и среднеоплачиваемых категорий населения. Надо отметить, что в последние годы налоговая политика России носила чисто фискальный характер и имела целью сокращение дефицита бюджета.

В условиях рыночных отношений в сфере услуг инфраструктуры обслуживания рынка труда особое место отводится системам сертификации и лицензирования, маркетинговым структурам, а также политике, которая благоприятствует социально экономическому развитию не только в масштабе регионов, но и страны. Вместе с тем совершенствуя систему тарифов, ни в коем случае не следует использовать систему перекрестного финансирования, а убыточные виды деятельности перекрывать за счет рентабельных предприятий. В непосредственной связи с тарифами находится и налоговая политика государства, так как инфраструктурные издержки и тарифы при их снижении влияют на решение социальных проблем. При этом необходимо учитывать также важные факторы, как повышение конкурентоспособности объектов инфраструктуры, увеличение инвестиционного потенциала, сокращение дотаций из бюджета и т.д.

Важной составляющей льготной системы налогообложения на территориях с кризисной ситуацией в инфраструктуре на рынке труде должно стать определение перечня категорий юридических и физических лиц, имеющих право на эти льготы. В противном случае эффективность особого режима налогообложения на ТПР может быть сведена к нулю или может вызвать обратный эффект. Поэтому нам представляется, что в условиях хронического дефицита бюджета в депрессивно-трудоизбыточных регионах, недостатка собственных оборотных средств и других, финансовых ресурсов налоговыми льготами должен пользоваться исключительно ограниченный крут плательщиков. К ним можно отнести следующие категории юридических (предприятия, работодатели различных форм собственности) [7] и физических (безработные граждане, желающие открыть свое дело в порядке самозанятости) лиц:

а) создающие рабочие места в производственной сфере, в жилищно-коммунальном хозяйстве и бытовом обслуживании населения и других отраслях социальной сферы за исключением торговли и общественного питания,

б) субъекты, создающие рабочие места для маргинальных, неконкурентоспособных категорий населения (женщин, молодежи, инвалидов и других лиц, включенных в региональный перечень категорий безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите) независимо от вида деятельности, сферы общественного производства и сектора экономики.

в) предприятия, организующие проведение оплачиваемых общественных работ;

г) безработные граждане, создающие крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйства и получающие из фонда занятости единовременное финансовое пособие на организацию предпринимательской деятельности (малых предприятий, кооперативов и т.д.) за исключением сферы малого бизнеса.

Развитию малого бизнеса [7] должны способствовать принятые в последние годы федеральные и региональные нормативные акты по применению упрощенной системы налогообложения для субъектов малого предпринимательства [8].

Важная роль в преодолении кризисных ситуаций инфраструктуре обслуживания на рынке труда принадлежит кредитному методу поддержки самому рынку труда. Кредитные ресурсы являются неотъемлемой частью денежных средств, направляемых на регулирование и стимулирование создания новых рабочих мест. Специфическая особенность кредита заключается в его универсальности при решении проблем, связанных с преодолением различных форм безработицы [4]. Особенно его значимость возрастает на фоне сложившейся устойчивой тенденции сокращения объемов инвестиций в сферу занятости по всем источникам финансирования. Сущность и принципы кредитного метода регулирования занятости вызывают необходимость территориально-дифференцированного подхода при установлении льгот по ссудам. В качестве основных критериев предоставления льгот, по нашему мнению, должны выступать: статус территории, вид деятельности, количество создающихся рабочих мест, объект кредитования и срок окупаемости капитальных вложений [6].

Заключение

Организационно-экономический механизм управления инфраструктурой обслуживания рынка труда как совокупность принципов, форм, методов и рычагов воздействия на процесс создания рабочих мест, воспроизводство квалифицированной рабочей силы и социальную защиту безработных, должен максимально учитывать региональные особенности развития рынка труда и факторов занятости [5]. Такой подход обусловлен тем, что природа и структура безработицы, имея общие основы и причины возникновения, одновременно характеризуются большими различиями в формах, типах и масштабах проявления на региональном уровне. Инфраструктура обслуживания рынка труда в каждом конкретном регионе, в конечном счете, определяется структурными изменениями в его экономике [3] и степенью продвижения по рыночному пути.

Эффективность финансово-кредитных рычагов стимулирования эффективной деятельности инфраструктуры обслуживания рынка труда в условиях напряженности рынка труда во многом зависит от скоординированности действий соответствующих государственных органов, частнопредпринимательских структур и общественных организаций, выполняющих управленческие функции в данной области [5]. В этой связи представляется целесообразным создание регионального коллегиального экспертного совета по координации формирования, распределения и использования финансово--кредитных ресурсов на сохранение и создание рабочих мест. В состав подобного совета необходимо включать представителей всех заинтересованных и участвующих в решении проблем занятости служб: министерств экономики, финансов, труда и социального развития, центрального банка, ассоциации коммерческих банков, союза предпринимателей, ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и т.д.

Главным фактором улучшения ситуации на рынке труда является стабилизация экономики, ее рост в условиях проводимых рыночных реформ. Вместе с тем в решении этой проблемы важную роль играют государственная политика регулирования занятости, наличие инфраструктуры, адекватной природе рынку труда, четкое взаимодействие всех его учреждений и институтов-субъектов, содействующих занятости. Возрастает значимость завершенности и действенности соответствующей нормативно-правовой базы, а также эффективности работы органов службы занятости по трудоустройству и социальной защите безработных граждан [8].

Преобразования в экономике страны должны привести к созданию целостной системы инфраструктуры рынка труда с четко определенными экономическими связями. Развитие этой инфраструктуры обслуживания рынка труда, являющееся каркасом всей системы экономики способствует созданию предпосылок активного экономического роста, так как она служит основой комплексного обслуживания и финансовых потоков, социально-экономического благополучия страны. Необходимо добиться эффективного функционирования инфраструктуры обслуживания рынка труда. При этом предметами регулирования могут быть вопросы как материально-техническою обеспечения федеральной и региональной производственной инфраструктуры, институциональные преобразования, так и вопросы экономической и технологической и экологической безопасности, обеспечения мобилизационной готовности инфраструктурных комплексов. Следовательно, необходима разработка новых и пересмотр старых действующих нормативно-правовых аспектов, устанавливающих базовые правовые и организационные основы деятельности различных подотраслей инфраструктуры [2], особенности их взаимоотношений с федеральными и местными органами власти.

Источники:

1. Гусейнова Л.Б. Механизм государственного регулирования социально-экономического развития: на примере Республики Дагестан: диссертация на соискание кандидата экономических наук: 08.00.05. Москва. - 1999.

2. Дохолян С.В., Вартанова М.Л. Концептуальные основы эффективного функционирования инфраструктуры продовольственного рынка региона // Российское предпринимательство. № 10. - 2017. С. 1523-1546.

3. Зенченко С.В., Вартанова М.Л. Взаимосвязь и взаимодействие миграции населения и трудового потенциала // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2013. N° 2 (36). С. 293-299.

4. Мамедбекова М.О. К вопросу о социально-экономическом регулировании миграционных процессов в России // Terra Economicus. -2010. Т.8. № 3-3. С 90-94.

5. Мамедбекова М.О. Финансово-экономическое стимулирование развития инфраструктуры обслуживания рынка труда // Монография. Махачкала. Изд-во «Наука плюс». - 148 с.

6. Мирзабалаева Ф.И. Регулирование рынка труда трудоизбыточного региона: на материалах Республики Дагестан: диссертация на соискание кандидата экономических наук: 08.00.07. Санкт-Петербург. - 1998.

7. Омаров Ш.С. Механизм управления занятостью в депрессивном регионе в условиях рынка: на примере Республики Дагестан: диссертация на соискание кандидата экономических наук: 08.00.05. Махачкала. - 1998.

8. Эскеров Д.Б. Социально-экономические проблемы формирования рынка труда и управления занятостью в депрессивно-трудоизбыточном регионе: на примере Республики Дагестан: диссертация на соискание доктора экономических наук: 08.00.07. Санкт-Петербург. - 1999.

EDN: MVSPCZ

К.Н. Вицелярова - к.э.н., доцент кафедры экономической безопасности, Кубанский государственный технологический университет, Краснодар, Россия, kvicelyarova@mail.ru,

K.N. Vitselyarova - candidate of economic sciences, associate professor of the department of economic security, Kuban state technological university, Krasnodar, Russia;

И.В. Попов - кист.н., доцент кафедры экономической безопасности, Кубанский государственный технологический университет, Краснодар, Россия, mr_lars@mail.ru,

I.V. Popov - candidate of historical sciences, associate professor of the department of economic security, Kuban state technological university, Krasnodar, Russia.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ ECONOMIC SECURITY AS A FACTOR OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE REGIONAL ECONOMY

Аннотация. Проблема обеспечения экономической безопасности региональной системы особенно актуальна в период социально-экономической нестабильности и геополитического кризиса. В этой связи в научной статье представлены основные элементы экономической безопасности региональной экономической системы, определяющие устойчивость, стабильность развития территории. Поскольку экономическая безопасность региона представляет собой такое состояние экономики, а также институтов государственной власти, при котором обеспечиваются стабильность, устойчивость и поступательность развития региональной экономики, повышается уровень территориального потенциала, обеспечивающего конкурентоспособность региональной экономики, гарантированную защиту экономических интересов региона и населения, проживающего в нем, от внутренних и внешних деструктивных воздействий, то несомненно, элементы экономического потенциала следует рассматривать, как один из важнейших компонентов устойчивого развития региона.

Abstract. The problem of ensuring the economic security of the regional system is especially relevant during the period of socioeconomic instability and geopolitical crisis. In this regard, the scientific article presents the main elements of the economic security of the regional economic system that determine the stability and stability of the development of the territory. Since the economic security of the region is such a state of the economy, as well as government institutions, which ensures stability, sustainability and progressive development of the regional economy, increases the level of territorial potential that ensures the competitiveness of the regional economy, guaranteed protection of the economic interests of the region and the population living in it, from internal and external destructive influences, then undoubtedly, the elements of economic potential should be considered as one of the most important components of sustainable development of the region.

Ключевые слова: региональная экономика, экономическая безопасность, устойчивое развитие, социально-экономическое развитие, территориальный потенциал.

Keywords: regional economy, economic security, sustainable development, socio-economic development, territorial potential.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.