Научная статья на тему 'ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ '

ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
13
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
финансовый контроль / целевые программы / инновации / инвестиции / муниципальное образование / регион / конкурентоспособность / financial control / targeted programs / innovations / investments / municipality / region / competitiveness

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Борщ Людмила Михайловна, Джалал Мир Абдул Каюм

Исследуются вопросы осуществления финансового контроля в процессе реализации региональных целевых программ. Показано, что в российской экономической системе рыночная модель вжилась во всех сферах отраслевой региональной экономики, динамично развивается, внедряя высокотехнологические инновации в реальный сектор экономики на макро-, микрои мезоуровнях, трансформируя потребительский спрос и потребительские рынки. Инвестиции в инновационную деятельность становятся стимулом для поиска новых форм хозяйственной деятельности в региональном развитии муниципальных образований, обеспечивая повышение конкурентоспособности на внутреннем и внешнем пространственном развитии. Данное направление исследования является актуальным. Система развития инновационной и инвестиционной деятельности в российской экономике реализуется посредством региональных целевых программ и контролируется государством. Цель исследования — усовершенствовать процесс финансового контроля в инвестиционных проектах (программах), как системы данного процесса и совокупности мероприятий. В процессе исследования применялась информационно-аналитическая модель, с помощью которой производилась структуризация целевых областей исследования в процессе реализации программ. Применялся системный анализ, как рубрикатор поиска и отбора статистических данных, а также методы статистического и критического анализа. В процессе получения обобщающих результатов применялся метод синтеза, а метод дедукции — для познания теоретических процессов контроля. Исследование источников литературы позволило определить, что в отечественной финансовой системе отсутствует понятие финансового контроля как процесса в рамках инвестиционного проекта. В ходе исследования определено, что финансовый государственный контроль инвестиционного проекта входит в систему этого процесса, является совокупностью контрольно-счетных мероприятий. Именно при реализации программы осуществляется государственный контроль за финансированием субъектов в соответствии с планом движения целевых финансовых бюджетных ресурсов при реализации этих программ. Исследования проводились на основании материалов г. Джанкой в Республике Крым (в дальнейшем — муниципальное образование).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Борщ Людмила Михайловна, Джалал Мир Абдул Каюм

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCIAL CONTROL DURING THE IMPLEMENTATION OF REGIONAL TARGETS

The issues of financial control in the process of implementing regional targeted programs are being studied. It is shown that in the Russian economic system the market model has taken root in all areas of the sectoral regional economy, it is dynamically developing, introducing high-tech innovations in the real sector of the economy at the macro, micro and meso levels, transforming consumer demand and consumer markets. Investments in innovation activities become an incentive to search for new forms of economic activity in the regional development of municipalities, providing an increase in competitiveness in internal and external spatial development. This line of research is relevant. The system for the development of innovation and investment activities in the Russian economy is implemented through regional targeted programs and is controlled by the state. The purpose of the study is to improve the process of financial control in investment projects (programs), as a system of this process and a set of measures. In the course of the research, an informationanalytical model was used, with the help of which the target areas of research were structured in the process of program implementation. System analysis was used as a rubricator for the search and selection of statistical data, as well as methods of statistical and critical analysis. In the process of obtaining generalizing results, the synthesis method was used, and the deduction method was used to understand the theoretical control processes. The study of literature sources made it possible to determine that in the domestic financial system there is no concept of financial control as a process within the framework of an investment project. In the course of the study, it was determined that the financial state control of the investment project is included in the system of this process, is a set of control and accounting activities. It is during the implementation of the program that state control is exercised over the financing of subjects in accordance with the plan for the movement of targeted financial budgetary resources in the implementation of these programs. The research was carried out on the basis of materials from the city of Dzhankoy in the Republic of Crimea (hereinafter referred to as the municipality).

Текст научной работы на тему «ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ »

ФИНАНСЫ

УДК 338

Борщ Людмила Михайловна,

доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры финансов и кредита Институт экономики и управления,

ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского», г Симферополь, Российская Федерация. Джалал Мир Абдул Каюм,

доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой финансов и кредита, Институт экономики и управления,

ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского», г Симферополь, Российская Федерация.

Borsch Lyudmila M^ytev^,

Doctor of Economic Sciences, Professor,

Professor of the Department of Finance and Credit

Institute of Economics and Management,

VI.Vernadsky Crimean Federal University,

Simferopol, Russian Federation.

Jalal Mir Abdul Kayum,

Doctor of Economics, Professor,

Head of the Department of Finance and Credit,

Institute of Economics and Management,

VI.Vernadsky Crimean Federal University,

Simferopol, Russian Federation.

ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ

ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ

FINANCIAL CONTROL DURINGTHE IMPLEMENTATION OF REGIONALTARGETS

Исследуются вопросы осуществления финансового контроля в процессе реализации региональных целевых программ. Показано, что в российской экономической системе рыночная модель вжилась во всех сферах отраслевой региональной экономики, динамично развивается, внедряя высокотехнологические инновации в реальный сектор экономики на макро-, микро- и мезоуровнях, трансформируя потребительский спрос и потребительские рынки. Инвестиции в инновационную деятельность становятся стимулом для поиска новых форм хозяйственной деятельности в региональном развитии муниципальных образований, обеспечивая повышение конкурентоспособности на внутреннем и внешнем пространственном развитии. Данное направление исследования является актуальным.

Система развития инновационной и инвестиционной деятельности в российской экономике реализуется посредством региональных целевых программ и контролируется государством. Цель исследования — усовершенствовать процесс финансового контроля в инвестиционных проектах (программах), как системы данного процесса и совокупности мероприятий. В процессе исследования применялась информационно-аналитическая модель, с помощью которой производилась структуризация целевых областей исследования в процессе реализации программ. Применялся системный анализ, как рубрикатор поиска и отбора статистических данных, а также методы статистического и критического анализа. В процессе получения обобщающих результатов применялся метод синтеза, а метод дедукции — для познания теоретических процессов контроля. Исследование источников литературы позволило определить, что в отечественной финансовой системе отсутствует понятие финансового контроля как процесса в рамках инвестиционного проекта.

В ходе исследования определено, что финансовый государственный контроль инвестиционного проекта входит в систему этого процесса, является совокупностью контрольно-счетных мероприятий. Именно при реализации програм-

5

мы осуществляется государственный контроль за финансированием субъектов в соответствии с планом движения целевых финансовых бюджетных ресурсов при реализации этих программ.

Исследования проводились на основании материалов г. Джанкой в Республике Крым (в дальнейшем — муниципальное образование).

Ключевые слова: финансовый контроль, целевые программы, инновации, инвестиции, муниципальное образование, регион, конкурентоспособность.

The issues of financial control in the process of implementing regional targeted programs are being studied. It is shown that in the Russian economic system the market model has taken root in all areas of the sectoral regional economy, it is dynamically developing, introducing high-tech innovations in the real sector of the economy at the macro, micro and meso levels, transforming consumer demand and consumer markets. Investments in innovation activities become an incentive to search for new forms of economic activity in the regional development of municipalities, providing an increase in competitiveness in internal and external spatial development. This line of research is relevant.

The system for the development of innovation and investment activities in the Russian economy is implemented through regional targeted programs and is controlled by the state. The purpose of the study is to improve the process of financial control in investment projects (programs), as a system of this process and a set of measures. In the course of the research, an information-analytical model was used, with the help of which the target areas of research were structured in the process of program implementation. System analysis was used as a rubricator for the search and selection of statistical data, as well as methods of statistical and critical analysis. In the process of obtaining generalizing results, the synthesis method was used, and the deduction method was used to understand the theoretical control processes. The study of literature sources made it possible to determine that in the domestic financial system there is no concept of financial control as a process within the framework of an investment project.

In the course of the study, it was determined that the financial state control of the investment project is included in the system of this process, is a set of control and accounting activities. It is during the implementation of the program that state control is exercised over the financing of subjects in accordance with the plan for the movement of targeted financial budgetary resources in the implementation of these programs.

The research was carried out on the basis of materials from the city of Dzhankoy in the Republic of Crimea (hereinafter referred to as the municipality).

Keywords: financial control, targeted programs, innovations, investments, municipality, region, competitiveness.

ВВЕДЕНИЕ

Сформировавшуюся рыночную модель российской экономики сложно представить без инновационной и инвестиционной деятельности, которая предполагает поиск новых форм хозяйственной деятельности на всех уровнях, обеспечивая повышение конкурентоспособности на внутреннем и внешнем пространственном развитии, что станет гарантом обеспечения социальных потребностей. Исходя из этого, государственная региональная политика направлена на разработку эффективного механизма, обеспечивающего систему управления инновациями и инвестициями, а также их финансированием. Сам процесс инвестирования предполагает процесс использования денежных средств на проектирование, разработку и организацию производства новых видов продукции, внедрение новых технологий, разработку и внедрение совершенно новой структуры ее организационных форм и методов управления. В экономической системе развитие инновационной и инвестиционной деятельности в российской экономике реализуется посредством региональных целевых программ. Данная система инвестирования представляет огромный интерес, следуя из того, что во главе этого источника стоит государство.

Сегодня на данном этапе развития не существует более важной задачи как обеспечение достойного уровня социальных стандартов в региональном развитии, внедрение инноваций цифровой экономики, развитие высокотехнологичных производств. Проанализировав научную литературу по данному вопросу, в основном многими авторами исследовались сами программы в процессе их планирования и управления проектами. Следовательно, не исследованным остается вопрос финансового государственного контроля, как контрольной функции государства, что предоставляет огромный интерес для исследования как с теоретической, так и практической точки зрения. К примеру, Воробьева Е.И. рассматривает расходы регионального бюджета как инструмент между социальной сферой и экономическим развитием [6]. В свою очередь, региональный бюджет является инструментом по реализации финансового развития региона и муниципальных образований, а применение комплексного подхода повлияет на эффективность, обеспечивая финансовую устойчивость [9]. Глушко Ю.В. и Глухова В.Н. исследуют пути результативного развития экономики с применением инновационного подхода [8]. По мнению Сметанко А.В. и Кулякиной В.Н., одним из важных направлений реализации региональных проектов (программ) является усовершенствова-

6

ние нормативно-правового регулирования отношений в сфере инвестиционной деятельности с использованием региональных и муниципальных преференций [21]. Формирование благоприятного инвестиционного климата в регионе обеспечивает процесс формирования в регионе сильной предпринимательской среды [12, 23]. В процессе реализации региональных программ формируется цифровая инфраструктура, внедряются технологические инновации в производство и систему управления, совершенствуются институты, обеспечивающие реализацию социально-экономических программ и развития муниципальных образований в регионах [5, 7, 15].

В исследованиях нет четкого обоснования системы финансового контроля в инновационных и инвестиционных программах (проектах) как системы комплексного процесса, что и стало актуальным вопросом для выбора темы исследования. Данное направление исследований государственного контроля в процессе реализации региональных программ после анализа источников литературы позволило сформировать определение инвестиционного процесса при реализации проектов (программ), где финансовый контроль находится внутри самой системы реализации инвестиционных программ. На основании полученных данных более точно определена эффективность реализации проектов (программ). На данном этапе развития Республика Крым и ее муниципальные образования прилагают все усилия по достижению цели—усовершенствовать процесс финансового контроля в инвестиционных проектах (программах), как системы данного процесса и совокупности мероприятий.

ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Реализация целевых программ на данном этапе становления региональной экономики является важным аспектом для развития всех сфер жизнеобеспечения общества (инфраструктурной, образовательной, социальной, научной, научно-технической). Реализация целевых программ в регионах предопределяется единой экономической и политической основой государственного управления, в том числе и осуществления государственного финансового контроля контрольными органами, применяя единую финансовую политику, проводимую государством, где управление всей системы происходит на основе единых нормативно-правовых законодательных актов. Государ -ственный финансовый контроль является одним из эффективных инструментов управления бюджетной системой. Для решения данной цели были определены следующие задачи:

• дать четкое обоснование инвестиционного процесса при реализации программы как экономической категории;

• обосновать комплекс действий, направленных на реализацию проекта и получения прибыли для муниципального образования;

• провести анализ реализации целевых муниципальных программ;

• обосновать финансовый контроль в системе инвестиционного проекта—программы развития и обосновать их эффективность.

МЕТОДЫ

Сформирована методологическая основа исследования при помощи институционального подхода относительно осуществления финансового государственного контроля в процессе реализации государственных целевых программ (проектов). Разработан системный подход при реализации программ (проектов). Для выполнения поставленной задачи была применена тезисная модель, на основе которой проведена структуризация последовательного изложения материала о роли контроля в реализации проектов (программ), систематизация и анализ, определение контроля на уровне самого процесса реализации проекта. Проведен критический анализ отобранных источников информации по реализации программ, разделение ее на части в соответствии с последовательностью дальнейшего исследования. Проведены эмпирические исследования анализа и синтеза. Полученные данные позволили проследить прямую связь инвестиций в реализации программ и полученной прибылью на каждый вложенный рубль инвестиций. Проведенный анализ позволил выявить роль финансово-контрольных мероприятий при реализации инвестиционных проектов и целевых программ социально-экономического развития в процессе их реализации. Поскольку общий массив показателей имел большой диапазон значений, поэтому все значения были приведены к единому формату с целью более точного анализа.

7

РЕЗУЛЬТАТЫ

Стабильное развитие российской экономики базируется на устойчивом развитии ее регионов. Этот фактор позволяет эффективно развивать всю экономику, соблюдая все интересы субъектов Российской Федерации. Региональные субъекты государственной власти и муниципальные образования, совместно с профессиональными ассоциациями, фондами и объединениями, хозяйствую -щими субъектами, научными организациями, социальными и гражданскими институтами, воздействуют на развитие региона. Через определенные, согласованные между ними принципами и инструментами, реализуются социально-экономические проекты (программы) с учетом современных технологий. На этом фоне приводится два подхода к определению роли государства: на уровне региона и муниципальных образований при реализации программ. Первый (институциональный государственный) подход касается применения контрольно-надзорной функция на государственном уровне, которая осуществляется в процессе продвижения финансовых инвестиций в самом процессе реализации проекта, не вмешиваясь в сам процесс проверкой или ревизией. Данный процесс происходит как система наблюдения за поступлениями финансовых ресурсов и за стадиями реализации программы (проекта). В первом подходе осуществляется мобилизация всех факторов производства и эффективности их использования, создавая конкурентные условия с проявлением частной инициативы. В процессе реализации второго государственного системного подхода устанавливаются четкие пропорции реализации программ (проектов), источники их финансирования, в том числе и государственно-частное партнерство, с целью обеспечения социальных стандартов и достижения экономического роста по вложенным инвестициям в реальный сектор экономики. Отсюда, финансовый контроль является элементом государственного управления финансами, создает условия по точности внедрения методов и инструментов, повышая уровень экономической активности региона и муниципального образования. Данный процесс развития характеризуются повышением роли государства в системе управления, контролем за продвижением, использованием финансовых ресурсов. С этой целью разрабатываются программы устойчивого социально-экономического развития, в которых предоставляется возможность участвовать каждому региону для решения своих полномочий на местах.

Таким образом, социально-экономическое развитие региональной экономики зависит от состояния региональной цифровой инфраструктуры, нормативно-правовых актов, совместно с институтами регионального управления. Следовательно, вышеперечисленные данные отражены в программных документах Правительства Российской Федерации. Исходя из изложенного следует отметить, что активными членами регионального и муниципального сообщества являются высококвалифицированные кадры, управленцы, новаторы и просто граждане, имеющие особую гражданскую позицию [16]. При подготовке программы (проекта) необходимо выработать коллективное мышление, объединяя все субъекты в процесс разработки и реализации, при взаимодействии всех социальных институтов и субъектов малого и среднего бизнеса. Тогда при таком подходе к разработке программы (проекта) происходит процесс усиления методологии для эффективного решения поставленных задач. На фоне динамических изменений более четко актуализируются задачи поиска и применения методов, разработки механизмов для результативного сочетания системы государственного регулирования и саморегулирования при реализации проекта, соблюдения установленных нормативно-правовых актов, что позволит определять эффективность расходования целевых финансовых ресурсов при реализации программ (проектов).

Вопросы реализации и системы финансирования целевых программ анализируются многими отечественными авторами, такими как: Борщ Л.М., Герасимова С.В. [3], Тагашева О.В. [22], Назаров А.Г. [17], Джалал М.А.К. [10], Бабкин А.В., Буркальцева Д.Д. [1], Дук Ю.А., Джамалдино-ва М. Д. [11]. Иногда происходят сбои в финансировании таких программ. На региональном уровне целевые программы являются системой реализации структурной политики государства, которая активно влияет на его социально-экономическое развитие. Данные программы сосредоточены на крупномасштабных, важных для общества, инновационных научно-технических проектах, направленных на создание новых рабочих мест, решение социальных вопросов, входящих в систему ком -петенций региональной и муниципальной власти, имея свои конкретные направления развития:

8

• увеличение естественного роста населения в регионах;

• увеличение жизненного уровня населения до 79 лет к 2025 году

• развитие сельского хозяйства, обеспечивая регионы собственной продукцией;

• обеспечение темпов роста ВВП;

• развитие цифровых технологий, создание цифровой инфраструктуры;

• развитие информационно-коммуникационных технологий, которые развиваются эффективно на цифровой инфраструктуре;

• организация осуществляющих технологических инноваций;

• ускорение технологических инноваций;

• снижение бедности;

• увеличение уровня фонда оплаты труда и доходов населения;

• осуществление научной деятельности в регионах;

• возможность самореализации и развития талантов;

• комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры.

Для реализации данных направлений развития требуются инвестиции и комплекс мероприятий с применением инструментов. Центральное место в этом отводится государственным программам (проектам) и государственному контролю в процессе их реализации. Важными факторами в развитии региональной экономики являются низкие инфляционные ожидания, стабильная налоговая нагрузка. Очень важным является сама структура налоговой нагрузки. В том числе немаловажную роль играет благоприятный климат и сильная профессиональная деловая, конкурентная среда, а также внедрение стимулирующих механизмов для достижения поставленных задач, которые можно решить посредством человеческого капитала, поддержки предпринимательства, производственной культуры, создавая комфортную среду для жизнеобеспечения и развития.

В процессе планирования программ целесообразно разрабатывать подходы с уточнениями с целью проведения корректировки, поскольку в случае недофинансирования программы необходимо спланировать поиск дополнительных средств, для успешного завершения реализуемой программы.

На данном этапе развития российской экономики целевые программы являются предпосылкой продвижения всех сфер (социального, инфраструктурного, образовательного, научного и научно-технического), обеспечивая социально-экономическое развитие. Они характеризуются повышением роли государства в системе управления и контроля, определяя эффективность использования целевых финансовых ресурсов. Одним из эффективных инструментов управления государственной финансовой политики является финансовый контроль, соблюдающий законность и целесообразность реализации программ на всех уровнях бюджетной системы, в которой все подчинены единым требованиям и процедурам во всех звеньях системы [4].

Следовательно, доминирующей точкой социально-экономического развития регионов и муниципальных образований является получение инвестиций посредством реализации программ (проектов). Финансирование государственных региональных программ и проектов в Республике Крым по состоянию на 31 декабря 2020 года отражено в таблице 1.

Выполнение финансирования государственных программ в 2020 году составило 93,2 %, а суммарно данный показатель составил 206,9 млрд. руб. Уровень выполнения федерального бюджета составил 95 %, следовательно, израсходовано 96,8 млрд. руб.. Что касается выполнения бюджета под реализацию государственных программ в Республике Крым, то суммарно было израсходовано 91,6 млрд. руб. (100,2 %). Уровень выполнения внебюджетных средств составил 59,4 %, что фактически составляет 6,7 млрд. руб.

Следует отметить, что из федерального бюджета в рамках 14 государственных программ Российской Федерации привлечено 67,1 млрд. руб., и из этой суммы Республике Крым было выделено на:

• развитие дорожного хозяйства—29,3 %;

• развитие образования — 14,7 %;

• развитие здравоохранения — 14,3 %;

• социальную поддержку граждан — 9,8 %;

9

Таблица!. Финансирование государственных региональных программ и проектов в Республике Крым по состоянию на 31 декабря 2020 года *

Предусмотрено программами Предусмотрено в бюджете Факт Процент вы -полнения, %

Федеральный бюджет 101,9 101,2 96,8 95,0

Бюджет Республики Крым 91,5 93,1 91,6 100,2

Местные бюджеты 0,26 0,14 0,13 49,5

Другие бюджеты бюджетной системы РФ 17,0 17,0 11,6 68,3

Прочие (внебюджетные средства) 11,3 0,0 6,7 59,4

Всего 221,9 211,4 206,9 93,2

* Составлено на основании [14]

• реформирование жилищно-коммунального хозяйства—6,3 %;

• развитие топливно-энергетического комплекса—2,8 %;

• прочие расходы — 22,7 %.

Оценка эффективности реализации государственных программ оценивалась по методике, утвержденной приказом Министерства экономического развития Республики Крым от 30 декабря 2015 года .№291 и согласованной с Министерством финансов Республики Крым [14].

Реализация целевых программ подразумевает инвестиционную деятельность, имеет сложную наслоенную структуру, в которой есть определенные особенности, требующие определенного правового регулирования нормами в различных отраслях финансового права. Законодательное регулирование финансовой отраслевой инвестиционной системы в Российской Федерации представляет собой иерархическую систему, выраженную в нормативно-правовых актах на федеральном, региональном, муниципальном и локальном уровнях. Именно на этих уровнях инвестиционная деятельность определяет сферу общественных отношений, выраженных в последовательном и действенном финансовом контроле.

Следует отметить, что финансово-правовое регулирование в инвестиционной сфере осложнено субъектным составом, где в роли исполнителя целевой программы принимают участие частные и публичные субъекты, затрагивая интересы частных лиц и государства. В этом контексте инвестиционная и инновационная деятельность представляют собой совокупность промежуточного финансового контроля по выполнению финансового плана относительно расходов, особенно в контрольной функции. Следует отметить, что необходимо обращать внимание на выделенные возможные риски, и в связи с этим, следует их учитывать и разрабатывать мероприятия по их снижению [4]. Особое внимание при государственном финансовом контроле должно уделяться движению денежных средств, расходам в процессе реализации проекта и сопоставлению его стадии выполнения. Анализ инвестиционного проекта как системы на этапе контроля проводится на основе проверки контрольно-нормативной и юридической документации.

Отметим, что в отечественной финансовой системе отсутствует понятие финансового контроля, как процесса его реализации в рамках инвестиционного проекта. По мнению авторов, финансовый контроль инвестиционного проекта входит в систему этого процесса; является совокупностью контрольно-счетных мероприятий, осуществляемых относительно конкретной программы и стадии реализации инвестиционной деятельности, где производится контроль за движением финансов к субъектам, осуществляющим эту деятельность, и правильностью в соответствии с планом движения бюджетных финансовых ресурсов.

Исходя из изложенного, следует отметить, что нет четкого понимания инвестиционного процесса как экономической категории. Нами дано обоснование инвестиционного процесса, как системы, в которой присутствуют инвестор — государство, объект вложений финансовых ресурсов (инвестиций), а в основе инвестирования заложена прибыль. Таким образом, данный комплекс

10

действий, направленных на реализацию проекта и получения прибыли для региона или муниципальных образований, составляет экономическую категорию в денежном выражении будущих периодов.

Объектом финансового инвестиционного контроля в реализации социально-экономических инвестиционных программ выступают государственные инвестиционные ресурсы в виде финансов, имущества, финансовых инструментов, материальных ценностей, интеллектуальных прав в денежном эквиваленте. Вместе с реализацией проектов совершенствуется и трансформируется система управления проектами. Таким образом, происходит совершенствование коллективного инвестирования [4].

В условиях санкций приходится учитывать все сложные вопросы и добиваться повышения эффективности при реализации государственных инвестиционных программ [4]. Результаты государственного финансового контроля при реализации инвестиционных проектов зависят от объема информации и фактора времени в финансово-инвестиционном анализе. Следует отметить, что почти все показатели эффективности инвестиционного периода реализации проекта рассчитываются на основании данных финансовой отчетности [18-20].

Весомыми направлениями реализации целевых программ являются:

• развитие цифровизации в муниципальных образованиях;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• развитие инновационной и инвестиционной инфраструктуры, внедрение проектной деятельности;

• внедрение научно-технического прогресса;

• применение новых инструментов по формированию и применению нового институционального подхода;

• формирование мощного самостоятельного фактора экономического роста;

• органы регионального и муниципального управления, которые становятся субъектом, способным инициировать действия через процесс принятия решений [22].

Реальные механизмы муниципального и регионального управления проектами основаны на принципах последовательности и полноты реализации целевой программы, делая ее максимально защищенной, устанавливая порядок между бизнесом, властью и обществом, определяя персона-лизацию системы финансово-экономических отношений, что является объектом анализа классического институционализма.

В свою очередь на этом фоне начинает формироваться общая цель региональных и муниципальных экономических систем с определенными правилами и последовательностью организационной структуры по осуществлению государственного финансового контроля [22].

Следовательно, финансово-правовое регулирование в инвестиционной сфере, которое обозначено реализацией программ развития субъектов и их муниципальных образований обусловлено «субъектным составом» [22], которое осуществляется соединением частных и публичных субъектов, затрагивая интересы государства и другие не государственные организации, выступающие в роли исполнителя проекта.

Финансовый контроль в реализации государственного финансирования через механизм муниципальных целевых программ обладает собственными особенностями реализации по этапам с применением методов и инструментов.

Следует отметить, что текущее управление по реализации государственной целевой программы осуществляется заказчиком. Финансовый контроль в процессе реализации программы проводится на основании распоряжения о проведении плановой проверки в секторе муниципального образования.

В муниципальном образовании города Джанкой реализовано в 2021 году 18 целевых программ. Основным приоритетом социально-экономического развития является дальнейшее развитие качественной среды жизнеобеспечения, как совокупности факторов, обеспечивающих уровень благосостояния жителей, качества социальных услуг и городской среды, позволяющих удовлетворять жизненные потребности населения. Главная цель муниципального образования заключается в создании условий для стабильного повышения качества жизни населения, что полностью соот-

11

ветствует задачам социально-экономического развития Российской Федерации, ее национальным интересам и стратегическим приоритетам.

Для достижения главной цели были определены основные стратегические цели:

• улучшение качества городской среды;

• формирование благоприятных условий для привлечения инвестиций;

• создание условий для повышения уровня экономической активности;

• укрепление социальной стабильности;

• повышение эффективности системы муниципального управления;

• создание рабочих мест;

• повышение жизненного уровня населения;

• создание комфортной среды для проживания.

Стратегическая цель «Улучшение качества городской среды» включает сложнейший комплекс целей, задач, мероприятий и показателей, определяющих базовые траектории развития городского хозяйства и его отраслей. Особое значение придается улучшению жилищных условий населения, созданию доступной среды для маломобильных групп населения, достижению сбалансированного градостроительного развития города, уровня безопасности жизнедеятельности, оздоровлению экологической обстановки.

Стратегическая цель «Формирование благоприятных условий для привлечения инвестиций» определяет содержание, структуру, направленность и условия развития инвестиционной деятельности на данной территории.

Стратегической целью «Создание условий для повышения уровня экономической активности населения» предусмотрено создание условий для повышения уровня экономической активности на территории города. Данные условия включают в себя:

• реализацию внедрения цифровых технологий в сфере промышленности, информационных и телекоммуникационных технологий, совершенствующих механизмы финансовой и информационной поддержки всех субъектов деятельности в сфере промышленности;

• обеспечение роста экономической активности всех субъектов малого и среднего предпринимательства, что приведет к созданию и развитию современной промышленной инфраструктуры, повышению конкурентоспособности экономики, развитию предпринимательства.

Содержание и структура стратегической цели «Укрепление социальной стабильности» определяют основные векторы социального развития города—от улучшения демографической ситуации до совершенствования деятельности органов местного самоуправления по каждой из отраслей социальной сферы. Реализация данной сферы имеет достаточно прочные стратегические соответствия, которые заключаются в реализации социально-значимых муниципальных программ, социальной поддержки граждан, обеспечения качества и доступности образования, сохранения и укрепления здоровья населения города, развития культуры, а также физической культуры и спорта.

Процесс реализации стратегической цели «Повышение эффективности системы муниципального управления» заключен в следующих задачах:

• повышение эффективности управления муниципальным имуществом, а также инвестиционными бюджетными ресурсами;

• формирование доходной части бюджета города и района;

• развитие профессионального кадрового обеспечения, способного решить поставленные задачи;

• формирование цифровой инфраструктуры для совершенствования и модернизации эффективного управления органов местного самоуправления.

Рассмотрим перечень муниципальных целевых программ, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования городской округ Джан-кой Республики Крым (табл. 2).

Из таблицы 2 следует, что в полном объеме выполнена и профинансирована программа: по развитию малого предпринимательства. Безусловно, эта программа является актуальной и значимой для муниципального образования.

12

Таблица! Реализация муниципальных целевых программ в муниципальном образовании Джан-

кой за 2021 год (млн. руб.) *

№ п/п Наименование Уточненный план Исполнено Процент исполнения +/-

1. «Муниципальное управление» 131916,4 88236,42 -33,11 %

2. «Развитие образования и науки, физической культуры в городе Джанкой» 568408,00 477045,43 -16.07 %

3. «Комплексные меры по гражданской обороне и защите населения и территории города от чрезвычайных ситуаций» 8415,63 6447,54 -23,39 %

4. «Развитие малого предпринимательства» 30,00 30,00 100,00 %

5. «Развитие культуры, физической культуры, спорта и молодежной политики» 45877,49 42771,29 -6,77 %

6. «Развитие внешнего муниципального финансового контроля в муниципальном образовании Джанкой» 2275,48 1612,40 -29,14 %

7. «Благоустройство города» 136232,27 101178,98 -25,73 %

8. «Капитальный ремонт многоквартирных домов» 2027,08 1400,62 -30,91 %

9. « Формирование современной городской среды» 69617,36 63725,53 -8,46 %

10. «Социальная поддержка отдельных категорий населения» 74712,50 60271,92 -19,33 %

11. «Поддержка и развитие местного самоуправления города Джанкой» 960,88 543,30 -43,46 %

12. «Комплексные меры по профилактике правонарушений» 531,62 367,48 -30,87 %

13. «Комплексные мероприятия по гармонизации межнациональных отношений, развития межнационального и межрелигиозного диалога» 262 226,2 -13,66 %

14. «Финансовая поддержка общественных организаций ветеранов» 33,428 23,729 -29,01 %

15. «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» 9576,36 3663,39 -61,75 %

16. «Поддержка местных инициатив бюджетирования» 396,49 385,03 -2,89 %

ВСЕГО: 105638,751 85141,930 -19,40

* Составлено на основании [20]

К перечню очень важных муниципальных целевых программ, которые недополучили финансовое обеспечение от 30 до 43 % и являются для данной территории значимыми, поскольку могут принести спокойствие и стабильность, относятся следующие программы:

• муниципальное управление;

• капитальный ремонт многоквартирных домов;

• поддержка и развитие местного самоуправления;

• комплексные меры по профилактике правонарушений;

• обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Безусловно, все эти программы очень важны, поэтому органы местного самоуправления должны принять все меры для реализации данных программ.

13

Существуют также проблемные вопросы, требующие реагирования на уровне руководства не только муниципального образования. В частности, также необходима и поддержка региональных органов государственной власти.

Динамика социально-экономических показателей муниципального образования городской округ Джанкой за период 2019-2022 гг. и прогнозный 2023 год свидетельствует о стабильности развития муниципального образования и росте экономической активности, что, в свою очередь, способствует развитию предпринимательства (табл. 3).

ТаблицаЗ. Социально-экономическое развитие муниципального образования городской округ Джанкой за период 2019-2022 гг. и прогнозный 2023 г. *

Показатель 2019 год 2020 год 2021 год 2022 год 2023 (прогноз)

Население, чел. 38046 38100 38500 38900 39300

Средняя заработная плата, руб. 30672 32451 34658 37015 39932

Оборот розничной торговли по крупным и средним предприятиям, млн. руб. 2627,606 3300,080 3490,000 3500,000 3600,000

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ / услуг собственными силами, млн. руб. 3331,212 3500,000 3600,000 3700,000 3800,290

* Составлено на основании [18]

В целом, рассматривая экономические показатели, можно отметить положительную динамику по всем анализируемым категориям. В частности, наблюдается повышение роста постоянно проживающего населения, фонда оплаты труда с 2019 по 2021 годы на 30,2 %. В том числе, увеличился и оборот розничной торговли на 37 % по сравнению с 2019-2021 годами. Что касается объема отгруженных товаров собственного производства по видам деятельности, относящимся к промышленному производству крупных и средних предприятий, то также за период 2019-2021 годов показатель увеличился на 15 %. Учитывая вышеизложенное, можно отметить следующее, что в 2019 году объем производства отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ/услуг собственными силами на душу населения составил 0,09 млн. руб. на 1 жителя, а в 2021 году этот показатель составил 0,096 млн. руб. на 1 жителя.

Для дальнейшего исследования определим слабые стороны муниципального образования Джанкой по методике SMART (табл. 4).

Инвестиций в основной капитал по г. Джанкой в 2020 году освоено 508134 тыс. руб., в том числе бюджетных средств — 322428, из них из средств муниципального бюджета — 13897. Следовательно, по муниципальному району Джанкой—475180 тысяч рублей, в том числе бюджетных средств — 310272, из них средства местного бюджета—26356 [19]. Инвестиции вкладываются в пищевую промышленность, транспортную инфраструктуру, сельское хозяйство. В городском округе Джанкой реализуется в рамках свободной экономической зоны 2 инвестиционных проекта на общую сумму 167,2 млн. рублей. Благодаря данным проектам создано 1615 рабочих мест [18].

В проект содержания программы импортозамещения молочной продукции в Республике Крым вложено 1,4 млрд. рублей, продукция пользуется огромным спросом на потребительском рынке. Импортозамещение молочной продукции имеет свои сегменты сбыта, поскольку продукция высокого качества и поставляется как на внутренний рынок, так и на экспорт. Объем инвестиций составляет 69,5 млн. рублей. Создано 30 рабочих мест. Также создана производственная компания по изготовлению металлоконструкций, изделий из металла и пластмассы. В данной отрасли объем инвестиций составил 3,3 млн. рублей [18]. Инвестиции в основной капитал по городскому округу Джанкой уже за 2021 год составили 1023 млн. рублей, а инвестиции за счет бюджета—2,1 млн. рублей. В период за 2015-2016 гг. произведено строительство газопровода к двум многоквартирным жилым домам на сумму 71,9 млн. рублей [18].

Рассчитаем количество инвестиций из расчета на 1 жителя (табл. 5).

14

Табпшца4. SMART — слабые (проблемные) стороны муниципального образования Джанкой *

№ п/п Наименование проблемного вопроса Краткая характеристика Пути решения

1. Отсутствие дренажных и ливневых систем в г. Джанкой На 14 улицах отсутствуют дренажные и ливневые системы в частном секторе, построенном после войны. Тогда дренажную систему как таковую в частном секторе никто не предусматривал. Следует отметить, что за 80 лет значительно изменился и сам климат. Необходимо руководству г. Джанкой выступить с ходатайством перед Советом министров РК, обсудить с Министерством строительства и архитектуры РК о включении в бюджет 2024 года выделения средств на строительство трех дренажных и ливневых систем г. Джанкой в сумме 210 млн. руб.

2. Износ сетей водоснабжения и водоотведения в целом на 54,8 % Имеются участки сетей водоснабжения, где износ достиг 85 %. Требуется построить новые сети по водоснабжению протяженностью 111 км. и 43,4 км во-доотведения. Разработать проект с 3х уров-невым финансированием, возможным привлечением регионального бюджета, выделением муниципального бюджета и привлечением инвестора на долгосрочной основе

3. Наличие двух смен в школах г. Джанкой В 2021-2022 учебных годах 19,85 обучающихся (934 чел.) обучаются во вторую смену. Проведено обследование старого здания школы № 1. От экспертной организации получено заключение о невозможности его эксплуатации. В 2021 году запланировать изготовление сметной документации на снос школы с целью последующего возведения модульного учебного корпуса на 300 мест на этом же месте.

* Составлено на основании данных общественных слушаний по проблемам муниципального образования района и городского округа Джанкой [18]

Таблица 5 Расчет показателей инвестиций на 1 жителя городского округа Джанкой за период 2017-2022 гг. *

2017 год 2018 год 2019 год 2020 год 2021 год 2022 год

Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования , тыс. руб. 453410 338803 430444 450000 470000 480000

Численность населения, чел. 38691 38553 38046 38100 38500 38900

Инвестиции из расчета на 1 жителя в тыс. руб. 11,72 8,62 11,31 11,81 12,2 12,4

* Составлено и рассчитано на основании [18]

Таким образом, на основании таблиц 3 и 5 можно сделать вывод, что на 1 вложенный рубль инвестиций в 2019 году получили прибыли 7,3 руб., а в 2021 году на 1 вложенный рубль инвестиций получено 7,9 руб. Данные результаты показывают, что вложенные инвестиции использовались эффективно. Следовательно, это говорит о том, что финансовый контроль контрольно-счетных органов выполнял свои функции финансового надзора, а муниципальные образования эффективно использовали финансовые ресурсы в процессе реализации проектных программ. Следовательно, осуществление финансового контроля при реализации социально-экономических программ, в первую очередь, зависит от контроля за инвестициями контролирующего субъекта по воздействию

15

на объект управления. Достигнуть этого возможно исключительно путем отслеживания процесса функционирования последнего, а также за счет правильности и эффективности результатов выполнения управленческих решений муниципальными образованиями, в том числе принятия необходимых контрольных мер. ВЫВОДЫ

Проведенное исследование позволяет сделать обоснование, что финансовый контроль инвестиционного проекта входит в систему этого процесса, является совокупностью контрольно-счетных мероприятий, осуществляемых относительно конкретной программы и стадии ее реализации инвестиционной программы (проекта), где производится контроль за финансированием субъектов, выполняющих эту деятельность, и правильностью в соответствии с планом движения бюджетных финансов.

Обоснован комплекс действий, направленных на реализацию инвестиционного процесса, который обладает всеми признаками системы, где присутствуют инвестор (государство), объект вложений финансовых ресурсов (инвестиций), а в основе инвестирования заложена прибыль. Таким образом, данный комплекс действий получения прибыли, направленных на реализацию инвестиционной программы (проекта), для региона или муниципальных образований является экономической категорией в денежном выражении будущих периодов.

Реализация целевых программ способствует развитию цифровой экономики в муниципальных образованиях, является реальным механизмом муниципального и регионального управления программами (проектами). Данная система управления основана на принципах последовательности и полноты реализации целевой программы, а финансовый государственный контроль и соблюдение нормативно-правовых актов обеспечивает их максимальной защищенностью.

Проведенное исследование позволяет утверждать, что основными приоритетами социально-экономического развития муниципального образования является благоприятная качественная среда жизнеобеспечения. Это определено совокупностью факторов, влияющих на повышение уровня благосостояния населения, обеспечивая социальные стандарты. Исходя из этого, формируются благоприятные условия для привлечения инвестиций, укрепления социальной стабильности и повышения эффективности муниципального управления финансовыми ресурсами, что обеспечивает повышение конкурентоспособности муниципального образования.

Обобщив все выше обозначенное, конкретизируем, что финансовый контроль является элементом государственного управления финансами, создает условия по точности внедрения методов и инструментов, повышая уровень экономической активности региона и муниципального образования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ

1. Initial coin offering (ICO) как трансформация финансового института коллективного инвестирования / А.В. Бабкин, Д. Д. Буркальцева, А. С. Тюлин [и др.] // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. — 2020. — № 1. — С. 81-103. — EDN PJGREZ.

2. Беккер Г. Человеческое поведение: экономический подход / Г. Беккер. — М.: Изд-воГУ ВШЭ, 2003. — 672 с.

3. Борщ, Л.М. Анализ эффективности региональной бюджетной политики / Л.М. Борщ, С.В. Герасимова / / Вестник Волгоградского государственного университета. Экономика. — 2021. — Т. 23, № 1. — С. 87-101. — DOI 10.15688/ek.jvolsu.2021.1.7. — EDN PHRHLC.

4. Борщ, Л.М. Развитие экономической теории как закономерное отражение глобальных процессов на фоне мировых вызовов / Л.М. Борщ, М. А.К. Джалал // Проблемы современной экономики. — 2021. — № 2(78). — С. 43-45. — EDN DILIVA.

5. Веселов, Д. А. Институциональные изменения, неравенство и долгосрочное экономическое развитие: теория и эмпирика / Д. А. Веселов, А.М. Яркин // Вопросы экономики. — 2022. — № 1. — С. 47-71. — DOI 10.32609/0042-8736-2022-1-47-71. — EDN YHSZOM.

6. Воробьева Е.И. Расходы бюджета региона как инструмент выбора между социальной сферой и экономическим развитием / Е.И. Воробьева // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2016. — № 3(36). — С. 17-22. — EDN XXBFLL.

7. Технологические инновации как фактор устойчивого экономического развития региона / Т. А. Воронова, А.П. Гарнов, Е.В. Логинова, С.Ю. Айвазов // Вестник Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. — 2018. — № 5(101). — С. 182-191. — EDN YMHUXZ.

16

8. Глушко Ю.В. Политика создания благоприятного инвестиционного климата в Республике Крым / Ю.В. Глушко, В.Н. Глухова // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2017. — № 1(38). — С. 92-96. — EDN ZRNAYP.

9. Джалал А.К. Бюджетная система Республики Крым: анализ устойчивости и результативности / А.К. Джалал, Е.А. Маслич // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2022. — № 3(60). — С. 5-18. — EDN WGZJQC.

10. Джалал, М.А.К. Анализ инвестиционного проекта как системы в условиях глобализации / М.А.К. Джалал, Л.М. Борщ, А.В. Головко // Кластеризация цифровой экономики: теория и практика. — Санкг-Петербург: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2020. — С. 626-633. — DOI 10.18720/IEP/2020.6/25. — EDN PNPHXU.

11. Дук, А.Ю. Факторы эффективности инвестиционно-проектной деятельности предприятия / А.Ю. Дук, М.Д. Джамалдинова // Вопросы региональной экономики. — 2017. — № 1(30). — С. 30-35. — EDN YPDUXJ.

12. Иваницкая И.П. Проблемы диспропорциональности социально-экономического развития российских регионов / И.П. Иваницкая, И.А. Васильева // Научное образование. — 2016. — № 12. — С. 236-240.

13. Инвестиционный портал Республики Крым [Электронный ресурс]. — Режим доступа: invest-in-crimea.ru/ homepage (дата обращения: 20.02-24.02.2023).

14. Итоги реализации Крымом ФЦП, нацпроектов и РАИП в 2020 году [ Электронный ресурс] // Официальный сайт Информационного портала строительной отрасли Крыма. — Режим доступа: stroy-krim.org/ encyclopedia/news/itogi-realizacii-krymom-fcp-nacproektov-i-raip-v-2020-godu (дата обращения: 20.02-24.02.2023).

15. Маслюк Н.А. Инновационная экосистема: региональный аспект / Н.А. Маслюк, Н.В. Медведева // Вопросы инновационной экономики. — 2020. — Т. 10. № 4. — С. 1893-1910.

16. Митрофанова И.В. Приоритетные национальные проекты как инструмент социально-экономической и политической модернизации старопромышленных регионов Юга России / И.В. Митрофанова, О.А. Чернова, О.Ю. Патракеева // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4, История. Регионоведе-ние. Международные отношения. — 2020. — Т. 25. № 5. — С. 213-233. — DOI: doi.org/10.15688/jvolsu4.2020.5.17

17. Назаров А.Г. Региональные инвестиционные программы в системе стратегического развития субъектов федерации / А.Г. Назаров // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. — 2013. — № 2. — С. 27-31.

18. Официальный сайт муниципального образования города Джанкой Республики Крым [Электронный ресурс]. — Режим доступа: dzhankoy.rk.gov.ru/ (дата обращения: 20.02-24.02.2023).

19. Официальный сайт Правительства Республики Крым [ Электронный ресурс]. — Режим доступа: rk.gov.ru (дата обращения: 20.02-24.02.2023).

20. Об утверждении Перечня муниципальных программ муниципального образования городской округ Джанкой: Распоряжение от 25.09.2018 г. № 604-р [Электронный ресурс] // Официальный сайт городского округа Джанкой. — Режим доступа: dzhankoy.rk.gov.ru/uploads/dzhankoy/attachments//d4/1d/8c/ d98f00b204e9800998ecf8427e/phpF 18IVf_1.pdf (дата обращения: 20.02-24.02.2023).

21. Сметанко А.В. Совершенствование нормативно-правового регулирования отношений в сфере инвестиционной деятельности в Республике Крым / А.В. Сметанко, Е. Л. Кулякина // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2017. — № 4(41). — С. 119-127. — EDN ZWQHPT.

22. Тагашева О.В. Финансовый контроль в инвестиционной деятельности: особенности правового регулирования / О.В. Тагашева // Вестник Саратовской государственной юридической академии. — 2016. — № 1 (108). — С. 200-205.

23. Урусова И.Н. Управление развитием региона на основе баланса экономических интересов субъектов воспроизводственного процесса / И. Н. Урусова // Вестник Чувашского университета. — 2010. — № 4. — С. 456-459.

SPHSOKLIIERATURY

1. Initial coin offering (ICO) kak transformatsiya finansovogo instituta kollektivnogo investirovaniya / A.V Babkin, D.D. Burkaltseva, A.S. Tyulin [i dr.] // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 6: Ekonomika. — 2020. — № 1. — S. 81-103. — EDN PJGREZ.

2. Bekker G. Chelovecheskoye povedeniye: ekonomicheskiy podkhod / G. Bekker. — M.: Izd-voGU VSHE, 2003. — 672 s.

3. Borshch, L.M. Analiz effektivnosti regional'noy byudzhetnoy politiki / L.M. Borshch, S.V. Gerasimova // Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomika. — 2021. — T. 23, № 1. — S. 87-101. — DOI 10.15688/ek.jvolsu.2021. 1.7. — EDN PHRHLC.

4. Borshch, L.M. Razvitiye ekonomicheskoy teorii kak zakonomernoye otrazheniye global'nykh protsessov na fone mirovykh vyzovov / L.M. Borshch, M.A.K. Dzhalal // Problemy sovremennoy ekonomiki. — 2021. — № 2(78). — S. 43-45. — EDN DILIVA.

5. Veselov, D.A. Institutsional'nyye izmeneniya, neravenstvo i dolgosrochnoye ekonomicheskoye razvitiye: teoriya i empirika / D.A. Veselov, A.M. Yarkin // Voprosy ekonomiki. — 2022. — № 1. — S. 47-71. — DOI 10.32609/ 0042-8736-2022-1-47-71. — EDN YHSZOM.

17

6. Vorobyova E.I. Raskhody byudzheta regiona kak instrument vybora mezhdu sotsial'noy sferoy i ekonomicheskim razvitiyem / E.I. Vorobyova // Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2016. — № 3(36). — S. 17-22. — EDN XXBFLL.

7. Tekhnologicheskiye innovatsii kak faktor ustoychivogo ekonomicheskogo razvitiya regiona / T.A. Voronova, A.P. Garnov, Ye.V. Loginova, S.YU. Ayvazov // Vestnik Rossiyskogo ekonomicheskogo universiteta imeni G.V Plekhanova. — 2018. — № 5(101). — S. 182-191. — EDN YMHUXZ.

8. Glushko Yu.V Politika sozdaniya blagopriyatnogo investitsionnogo klimata v Respublike Krym / Yu.V Glushko, VN. Glukhova // Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2017. — № 1(38). — S. 92-96. — EDN ZRNAYP.

9. Dzhalal A.K. Byudzhetnaya sistema Respubliki Krym: analiz ustoychivosti i rezul'tativnosti / A.K. Dzhalal, E.A. Maslich // Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2022. — № 3(60). — S. 5-18. — EDN WGZJQC.

10. Dzhalal, M.A.K. Analiz investitsionnogo proyekta kak sistemy v usloviyakh globalizatsii / M.A.K. Dzhalal, L.M. Borshch, A.V Golovko // Klasterizatsiya tsifrovoy ekonomiki: teoriya i praktika. — Sankt-Peterburg : POLITEKH-PRESS, 2020. — S. 626-633. — DOI 10.18720/IEP/2020.6/25. — EDN PNPHXU.

11. Duk, A.Yu. Faktory effektivnosti investitsionno-proyektnoy deyatel'nosti predpriyatiya / A.Yu. Duk, M.D. Dzhamaldinova // Voprosy regional'noy ekonomiki. — 2017. — № 1(30). — S. 30-35. — EDN YPDUXJ.

12. Ivanitskaya I.P. Problemy disproportsional'nosti sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya rossiyskikh regionov / I.P. Ivanitskaya, I.A. Vasil'yeva // Nauchnoye obrazovaniye. — 2016. — № 12. — S. 236-240.

13. Investitsionnyy portal Respubliki Krym [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: invest-in-crimea.ru/homepage (data obrashcheniya: 20.02-24.02.2023).

14. Itogi realizatsii Krymom FTSP, natsproyektov i RAIP v 2020 godu [Elektronnyy resurs] // Ofitsial'nyy sayt Informatsionnogo portala stroitel'noy otrasli Kryma. — Rezhim dostupa: stroy-krim.org/encyclopedia/news/itogi-realizacii-krymom-fcp-nacproektov-i-raip-v-2020-godu (data obrashcheniya: 20.02-24.02.2023).

15. Maslyuk N.A. Innovatsionnaya ekosistema: regional'nyy aspekt / N.A. Maslyuk, N.V Medvedeva // Voprosy innovatsionnoy ekonomiki. — 2020. — T. 10. № 4. — S. 1893-1910.

16. Mitrofanova I.V. Prioritetnyye natsional'nyye proyekty kak instrument sotsial'no-ekonomicheskoy i politicheskoy modernizatsii staropromyshlennykh regionov Yuga Rossii / I.V. Mitrofanova, O.A. Chernova, O.Yu. Patrakeyeva // Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 4, Istoriya. Regionovedeniye. Mezhdunarodnyye otnosheniya. — 2020. — T. 25. № 5. — S. 213-233. — DOI: doi.org/10.15688/jvolsu4.2020.5.17

17. Nazarov A.G. Regional'nyye investitsionnyye programmy v sisteme strategicheskogo razvitiya sub'yektov federatsii / A.G. Nazarov // Vestnik Moskovskogo universiteta im. S.Yu. Vitte. — 2013. — № 2. — S. 27-31.

18. Ofitsial'nyy sayt munitsipal'nogo obrazovaniya goroda Dzhankoy Respubliki Krym [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: dzhankoy.rk.gov.ru/ (data obrashcheniya: 20.02-24.02.2023).

19. Ofitsial'nyy sayt Pravitel'stva Respubliki Krym [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: rk.gov.ru (data obrashcheniya: 20.02-24.02.2023).

20. Ob utverzhdenii Perechnya munitsipal'nykh programm munitsipal'nogo obrazovaniya gorodskoy okrug Dzhankoy: Rasporyazheniye ot 25.09.2018 g. № 604-r [Elektronnyy resurs] // Ofitsial'nyy sayt gorodskogo okruga Dzhankoy. — Rezhim dostupa: dzhankoy.rk.gov.ru/uploads/dzhankoy/attachments//d4/1d/8c/ d98f00b204e9800998ecf8427e/phpF 18IVf_1 .pdf (data obrashcheniya: 20.02-24.02.2023).

21. Smetanko A. V. Sovershenstvovaniye normativno-pravovogo regulirovaniya otnosheniy v sfere investitsionnoy deyatel'nosti v Respublike Krym / A.V Smetanko, Ye.L. Kulyakina // Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2017. — № 4(41). — S. 119-127. — EDN ZWQHPT.

22. Tagasheva O.V Finansovyy kontrol' v investitsionnoy deyatel'nosti: osobennosti pravovogo regulirovaniya / O.V Tagasheva // Vestnik Saratovskoy gosudarstvennoy yuridicheskoy akademii. — 2016. — № 1 (108). — S. 200-205.

23. Urusova I.N. Upravleniye razvitiyem regiona na osnove balansa ekonomicheskikh interesov sub"yektov vosproizvodstvennogo protsessa / I.N. Urusova // Vestnik Chuvashskogo universiteta. — 2010. — № 4. — S. 456-459.

Статья поступила в редакцию 17 марта 2023 года Статья одобрена к печати 27 июня 2023 года

18

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.