Финансовый кризис
Удк 336.76
финансовый, банковский, долговой и валютный кризисы: особенности протекания в развитых и развивающихся странах
е. А. ФЕДОРОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансового менеджмента
E-mail: ecolena@mail. ru Заочный финансово-экономический институт Финансового университета при Правительстве РФ
О. А. АНДРЕЕВА, маркетолог-аналитик компании ООО «КРИФ»
Е-mail: oks255@gmail. com
В статье отмечается, что в связи с тем, что экономики как развитых, так и развивающихся стран в последнее время все более подвержены кризисным ситуациям, проблема отсутствия мониторинга экономической ситуации в стране приобрела еще большую актуальность. Определяется сущность различных по своей природе финансовых кризисов (валютного, долгового, банковского и комплексного), рассматриваются способы обнаружения кризисных ситуаций, предлагаются меры антикризисной политики государства.
Ключевые слова: финансовый кризис, валютный кризис, банковский кризис, долговой кризис, комплексный кризис, антикризисная политика.
Государственная антикризисная политика должна всегда находиться в центре внимания государства и общества, так как от ее эффективности зависит не только общее состояние экономического сектора, но и устойчивость и безопасность экономической системы в целом. В настоящее время используемые антикризисные инструменты не всегда позволяют сформировать пакет эффективных мер государственного регулирования кризисной
ситуации в экономике, спланировать и проконтролировать их реализацию в стратегическом и оперативном горизонтах. Среди возможных причин этого можно назвать отсутствие должного внимания к своевременному и эффективному мониторингу предкризисной ситуации в экономике и, как следствие, несвоевременное реагирование государства на уже возникший финансовый кризис [3].
Авторы считают, что начальным этапом государственной антикризисной политики должен являться обязательный и регулярный общий мониторинг состояния мировой экономический системы, результаты оценки которого могут использоваться органами государственного управления для выявления кризисных ситуаций в отечественной экономике и своевременного реагирования. Важным аспектом общего мониторинга является определение характера протекания кризисной ситуации в экономике.
Можно отметить, что в современной литературе существует несколько подходов к определению кризисных ситуаций в экономике. Наиболее часто различные по природе масштабные нарушения функционирования финансовой системы, которые
могут затруднять трансформацию сбережений в инвестиции и распределение рисков, определяют как финансовый кризис [2]. В свою очередь финансовые кризисы, в зависимости от природы, причин и последствий катаклизмов, подразделяют на валютный, долговой и банковский кризисы (см. рисунок) [2]. Необходимо также отметить, что в последнее время нередкими стали случаи сопровождения одного вида кризиса другим, что в современной литературе именуют «комплексным кризисом». Зачастую комплексные кризисы характеризуются одновременным действием валютного и банковского кризисов.
Далее в статье авторы более подробно рассмотрят каждый вид кризиса (будут рассмотрены их сущность и причины, приводящие к их возникновению, методы определения кризисных ситуаций, а также формы проявления каждого вида кризиса в нашей стране.
Валютный кризис. Начиная с 1972 по 2002 г. в мире произошло 169 валютных кризисов в 56 странах. В 2001-2002 гг. валютный кризис охватил как развитые, так и развивающиеся страны. Наиболее показательные примеры - кризис в Аргентине и Турции. Казалось, не было ни одной страны, не охваченной данным кризисом.
Экономисты по-разному видят сущность валютного кризиса. Каноническая модель П. Кругмана [14] предлагает классический механизм валютного кризиса, важнейшими элементами которого являются истощение валютных резервов, спекулятивная атака и валютный крах.
Несколько другого мнения придерживаются Дж. Френкель и Э. Роуз [11], в их понимании валютный кризис представляет собой только валютный крах, под которым подразумевается падение номинального обменного курса национальной валюты не менее чем на 25-30 %. С точки зрения данного подхода валютный кризис следует рассматривать как деформацию соотношения спроса и предложения на
внутреннем валютном __
рынке, что при резком сокращении валютных резервов страны (или без него) провоцирует спекулятивную атаку на достигнутый уровень номинального обменного курса, за которой следует валютный крах.
Альтернативный подход к определению эпизодов валютных кризисов использовали Б. Эйхенгрин, А. Роуз и К. Виплош [10], Г. Камински и К. Рейнхарт [13], а также Дж. Сакс, А. Торнелл и А. Веласко [19]. Их версия базируется на том, что спекулятивная атака на национальную валюту может быть встречена денежными властями ростом учетной процентной ставки и/или продажей золотовалютных резервов. Девальвация национальной валюты (в виде перехода к плавающему валютному курсу или фиксации валютного курса на более низком значении) используется денежными властями как крайняя мера.
На вероятность возникновения валютных кризисов влияют различные институциональные и экономические факторы. Исследователи Паттама Шимпали и Дженис Баучер Брейер [16] к числу таких факторов причислили коррупцию, режим фиксированного обменного курса, недоверие к правительству, неэффективность законов и порядка, недостаточный контроль за движением капитала, зависимость центрального банка, отсутствие финансовой либерализации и гражданских прав, качество бюрократического аппарата, наличие внешних или внутренних конфликтов, деятельность институциональных учреждений и формирование ими ожиданий рынка.
Валютные кризисы зачастую характеризуются возможностью «заражать» экономики других стран. Причинами таких цепных реакций являются снижение мирового совокупного спроса или значительное изменение цен на сырьевые товары, скачки обменного курса между основными валютами, а также прочные торговые связи между странами. В результате спекулятивных атак на одну валюту происходит ее обесценивание, которое повышает конкурентоспособность экспорта и создает дефицит торгового баланса для конкурента страны. В итоге происходит истощение валютных резервов страны-конкурента.
Финансовые кризисы
Г л Валютный кризис С Банковский кризис
1 i к
Долговой кризис
Комплексный кризис
Виды финансовых кризисов
Другая причина цепных валютных кризисов -финансовая зависимость стран. Этот механизм проявляется следующим образом: инвесторы, желая снизить финансовые риски, возникающие в результате действия различных экономических шоков в одной стране, начинают пересматривать и корректировать свои портфели. Если финансовые рынки в группе стран тесно связаны между собой, то инвесторы будут избегать вложения средств в финансовые инструменты всех стран группы, и кризис в одной стране будет увеличивать вероятность кризиса в других странах.
Более подробно анализ каналов распространения валютных кризисов представлен в работе Е. А. Федоровой и О. С. Безрук [3].
В последние десятилетия валютные кризисы сопровождаются значительным снижением экономической активности. Большое количество учений связывают такое снижение с проблемами балансов
Валютные кризисы в
фирм: фирмы берут кредиты в иностранной валюте, а при снижении курса национальной валюты они испытывают недостаток собственного капитала [12]. Следствием валютного кризиса является ситуация, когда иностранные кредиторы не стремятся предоставлять дополнительные займы и значительно повышают премию за риск, в результате чего фирмы вынуждены искать другие варианты финансирования, отличные от иностранных кредитов.
Некоторые валютные кризисы (на основе обзора зарубежной литературы) представлены в табл. 1.
Что касается России, то начиная с 1995 г., когда был введен курсовой коридор рубля, началось повышение его реального обменного курса. За период с июля 1995 г., когда впервые был установлен «валютный коридор», до декабря 1997 г. курс рубля к доллару США повысился с 4 675,00 руб. до 5 960,00 руб., что способствовало прекращению роста российского экс-
Таблица 1
звивающихся странах
страна Год страна Год
Албания 1997 Лаос 1972, 1978, 1986, 1997
Алжир 1988, 1994 Лесото 1985
Ангола 1991, 1996 Ливия 2002
Аргентина 1975, 1981, 1987, 2002 Мадагаскар 1984, 1994, 2004
Армения 1994 Малави 1994
Азербайджан 1994 Малайзия 1998
Бангладеш 1976 Мальдивы 1975
Белоруссия 1994, 1999 Мали 1994
Бенин 1994 Мавритания 1993
Боливия 1973, 1981 Мексика 1977, 1982, 1995
Ботсвана 1984 Молдавия 1999
Бразилия 1976, 1982, 1987, 1992, 1999 Монголия 1990, 1997
Болгария 1996 Марокко 1981
Буркина-Фасо 1994 Мозамбик 1987
Камбоджа 1971, 1992 Мьянма 1975, 1990, 1996, 2001
Камерун 1994 Намибия 1984
Чад 1994 Непал 1984, 1992
Чили 1972, 1982 Никарагуа 1979, 1985, 1990
Колумбия 1985 Нигерия 1983, 1989, 1997
Коморы 1994 Пакистан 1972
Демократическая Республика Конго 1976, 1983, 1989, 1994, 1999 Папуа - Новая Гвинея 1995
Республика Конго 1994 Парагвай 1984, 1989, 2002
Коста-Рика 1981, 1991 Перу 1976, 1981, 1988
Кот-д'Ивуар 1994 Филиппины 1983, 1998
Доминиканская Республика 1985, 1990, 2003 Россия 1998
Эквадор 1982, 1999 Руанда 1991
Египет 1979, 1990 Сан-Томе и Принсипи 1987, 1992, 1997
Эль-Сальвадор 1986 Сенегал 1994
Экваториальная Гвинея 1980, 1994 Сьерра Лионе 1983, 1989, 1998
Эфиопия 1993 Шри-Ланка 1978
Фиджи 1998 Судан 1981, 1988, 1994
Габон 1994 Суринам 1990, 1995, 2001
Источник: Laevan L., Valencia F. Systemic Banking Crises: A New Database / IFM Working Paper. 2008. WP/08/224.
Окончагие табл. 1
страна Год страна Год
Гамбия 1985, 2003 Свазиленд 1985
Грузия 1992, 1999 Сирия 1988
Гана 1978, 1983, 1993, 2000 Таджикистан 1999
Гватемала 1986 Танзания 1985, 1990
Гвинея 1982, 2005 Таиланд 1998
Гвинея-Бисау 1980, 1994 Того 1994
Гайана 1987 Тринидад и Тобаго 1986
Гаити 1992, 2003 Туркменистан 1993
Гондурас 1990 Уганда 1980, 1988
Индонезия 1979, 1998 Узбекистан 1994, 2000
Иран 1985, 1993, 2000 Венесуэла 1984, 1989, 1994, 2002
Ямайка 1978, 1983, 1991 Вьетнам 1972, 1981, 1987
Иордания 1989 Йемен 1985, 1995
Казахстан 1999 Замбия 1983, 1989, 1996
Кения 1993 Зимбабве 1983, 1991, 1998, 2003
Киргизская Республика 1997
порта в 1997 г., а в первой половине 1998 г. - возникновению острого дефицита текущего счета платежного баланса. За этим последовали рост оттока капитала и значительное сокращение валютных резервов страны. Банк России не выдержал давления на валютном рынке и в августе 1998 г. прекратил интервенции, произошло реальное удорожание рубля. Был введен плавающий валютный курс, валютный коридор расширился (6-9,5 руб. за доллар США). В дальнейшем Банк России вообще отказался от поддержки курса рубля, в результате чего уже на 01.10.1998 курс рубля составил 15,9 руб. за доллар.
долговые кризисы. Следующим видом кризиса является долговой. При определении сущности кризисов внешней задолженности применяется единый подход, который основан на взаимосвязи между долговым кризисом и величиной внешней задолженности. Так, согласно определению Е. Детраже и А. Спилимберго [9], долговой кризис возникает, когда страна имеет внешнюю задолженность перед коммерческими кредиторами в сумме более 5 % от общей суммы задолженности или страна объявила о реструктуризации коммерческого кредита. Данное определение подходит как к государственному, так и к частному секторам, но не позволяет идентифицировать зарождающиеся кризисы, которые были предотвращены за счет предоставления немедленной финансовой поддержки со стороны официальных кредиторов.
Более надежным источником информации, по которому можно судить о нахождении страны в долговом кризисе, являются рейтинговые агентства (например Standard & Poor's). Они определяют веро-
ятность дефолта государства с помощью оценки его текущей внешней задолженности, и на основе данной информации предоставляют соответствующий рейтинг каждому отдельному государству [15].
Долговой кризис может принимать различные формы, начиная от прямого объявления невозможности погашения внешнего долга или его части, до возникновения проблем при обслуживании внешнего долга. О появлении таких проблем могут сигнализировать следующие ситуации: накопления процентов или основной суммы внешней задолженности, ухудшение рейтинга кредитоспособности страны, проблемы с обслуживанием государственных облигаций.
Согласно подходу А. Киарлоне и Дж. Требеши, долговой кризис возникает, когда выполняется одно или несколько из следующих условий [6]:
1) страна официально объявила мораторий на платежи по внешнему долгу;
2) страна не выплатила процентов или части основного долга по внешним обязательствам официальным (государственным) и коммерческим кредиторам;
3) страна накопила задолженность по процентам и/или по основному долгу по внешним обязательствам официальным и коммерческим кредиторам, рассчитываемым на конец текущего года, которая составляет в целом более 5 % от общей суммы внешнего долга;
4) страна подписала документы о реструктуризации задолженности с официальными и /или коммерческими кредиторами;
5) страна получила большой пакет помощи от МВФ, размер которой превышает 100 % квоты.
В зависимости от выполнения или невыполнения данных условий А. Киарлоне и Дж. Требеши определили эпизоды долговых кризисов в развивающихся странах (табл. 2).
Кроме того, А. Киарлоне и Дж. Требеши [6] выявили несколько индикаторов, которые позволяют определить границы внешней независимости страны или возможности страны влиять на курс иностранной валюты и свидетельствуют о возможности вступления или нахождения страны в долговом кризисе. Это следующие индикаторы:
— отношение суммы процентов, которые государство должно выплатить по внешним долговым обязательствам, к международным резервам (чем оно больше, тем вероятнее наступление кризиса);
— отношение общего внешнего долга и краткос-
долговые кризисы в |
рочной задолженности к ВВП страны (чем больше сумма внешнего долга, тем сложнее будет выход из кризиса);
— отношение объема международных резервов к общей внешней задолженности (чем больше объем международных резервов, тем страна более защищена от кризисных ситуаций);
— объем экспорта (рост экспорта уменьшает вероятность долгового кризиса, в результате у государства появляется дополнительная иностранная валюта, которая позволяет уменьшить объем внешней задолженности);
— степень открытости страны для международной торговли (страны, имеющие широкие торговые связи с различными странами мира, менее подвержены вероятности вступления в долговой кризис).
Таблица 2
вивающихся странах
страна количество кризисов Общая продолжительность кризисов средняя продолжительность кризисов кризисные эпизоды
Аргентина 2 15 7,5 1983-1995,2001*
Бразилия 2 16 8 1983-1993, 1998*
Чили 1 8 8 1983-1990
Китай - - - -
Колумбия 1 1 1 1988
Доминиканская Республика 2 19 9,5 1982-1999, 2002*
Эквадор 1 18 18 1983-2000
Египет 2 13 6,5 1980-1991, 1995
Сальвадор 2 5 2,5 1984, 1989-1992
Венгрия - - - -
Индонезия 1 6 6 1997*
Корея 3 6 2 1980-1981, 1984, 1997-1999
Малайзия - - - -
Мексика 2 13 6,5 1982-1992, 1995-1996
Марокко 2 11 5,5 1983-1992, 1999
Нигерия 1 17 17 1986*
Пакистан 2 6 3 1981-1982, 1998-2001
Панама 1 13 13 1983-1995
Перу 3 16 5,3 1980, 1983-1996, 2000
Филиппины 2 9 4,5 1984-1991, 1994
Польша 1 13 13 1981-1993
Россия 1 14 14 1989*
Южная Африка 2 6 3 1985-1989, 1993
Таиланд 2 4 2 1981,1997-1999
Тунис 1 1 1 1991
Турция 2 6 3 1980-1982, 2000
Уругвай 3 5 1,7 1983,1986-1988, 2002*
Венесуэла 2 12 6 1984-1994, 1998
Всего... 44 6,7 -
Источник: Ciarlone A., Trebeschi G. Designing an early warning system for debt crises // Emerging Markets Review. 2005. № 6. * По настоящее время.
Долговой кризис в России произошел в 1998 г. На начало года задолженность РФ составила 182,8 млрд долл. В первой половине 1998 г. Россия оказалась подвержена влиянию Азиатского кризиса, в результате которого снизилась цена на нефть, а инвесторы опасались вкладывать средства в рынки развивающихся стран. Кроме того, Россия вела политику квазификсированного курса и ее экономика характеризовалась наличием хронического бюджетного дефицита, что свидетельствовало об уязвимости российской экономики. Вследствие этого значительно возросли процентные ставки, а МВФ и Всемирный банк отказали в выделении следующего кредитного транша. Ожидания девальвации возрастало. Внешний долг России продолжал расти и был представлен в основном заимствованиями государственного сектора РФ в форме приобретенных иностранцами ГКО-ОФЗ, а также в виде бумаг, выпущенных в рамках реструктуризации задолженности. Ситуацию обостряло снижение объема международных резервов (отношение международных резервов к внешней задолженности сократилось в течение 1998 г. с 9,73 до 6,49 %), а также значительное сокращение экспорта (с 86 895 млн долл. в 1997 г. до 74 444 млн долл. в 1998 г.). В итоге 17.08.1998 правительство приняло решение об объявлении дефолта по гособлигациям, расширило валютный коридор и установило мораторий на выплату по некоторым типам обязательств банковской системы, что явилось свидетельством начала долгового кризиса.
Внешний долг Российской Федерации значительно рос и в последующие годы. За 2000-2008 гг. наша страна накопила 560 млрд долл. золотовалютных резервов, в основном за счет долларовых поступлений от экспорта нефти и газа, а российские банки и компании - 460 млрд долл. внешних долгов. Данный факт можно охарактеризовать следующим образом: наша страна кредитовала правительства Запада, а затем заимствовала эти средства в западных банках. С 2005 г. большая часть вновь осуществленных заимствований направлялась на обслуживание основной задолженности и процентов по ней, при этом общая сумма внешней задолженности продолжала расти (за счет получения новых корпоративных кредитов), в результате чего по состоянию на 01.10.2008 задолженность только частного сектора Российской Федерации достигла 498 млрд долл. [1], что привело к обострению проблем с рефинансированием внешнего корпоративного долга.
Тогда на реализацию антикризисных мер были направлены средства федерального бюджета, Банка России и резервных фондов. Федеральным законом от 13.10.2008 N° 173-ФЗ «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации» предлагались меры для поддержки банковского сектора, которые заключались:
— в предоставлении субординированных кредитов;
— в рефинансировании корпоративной задолженности;
— в выработке соглашений о компенсации убытков кредитных организаций.
В 2008-2009 гг. для российских хозяйствующих субъектов были практически полностью закрыты рынки внешнего финансирования. В итоге (после принятия всех указанных мер) совокупный внешний долг Российской Федерации в IV квартале 2008 г. сократился на 60,2 млрд долл. и к 2009 г. составил 480,5 млрд долл. Тенденция по сокращению величины внешнего долга Российской Федерации сохранялась до конца I квартала 2009 г. (446,4 млрд долл. на 01.04.2009).
Если оценивать величину внешнего долга в период мирового финансового кризиса (с октября 2008 г. по апрель 2010 г.), то можно отметить сокращение внешней задолженности на 14,2 %, или 77,0 млрд долл. (с 540,8 до 463,8 млрд долл.). В наибольшей степени данное снижение обусловлено сокращением объемов задолженности российских банков на 16,8 %, или 84,7 млрд долл.
Тем не менее наличие значительных объемов внешней задолженности в период мирового финансового кризиса способствовало ухудшению ситуации на внутреннем финансовом рынке. Для поддержания стабильности экономики станы в целом и российских банков и предприятий в частности потребовалось активное участие государства в рамках внедрения соответствующих мер антикризисной политики.
Банковские кризисы. Третьим видом финансовых кризисов (см. рисунок) является банковский кризис.
Понятие «банковский кризис» определяется неоднозначно, в зависимости от направления исследования, характера анализируемых факторов кризиса и т. п. В соответствии с подходом по П. Бартоломеу, Л. Моте и Д. Валену [4], банковский кризис определяется как внезапная, как правило неожиданная, потеря доверия к предприятиям банковской и финансовой системы, что, в свою очередь, оказывает влияние на всю экономическую систему
в целом. Исследователи Г. Каприо и Д. Клинжебьел [5] связывают возникновение кризисов банковской системы с полной или частичной потерей банками их чистого капитала в результате резкого увеличения объема просроченной задолженности.
Следует отметить, что особое внимание в современной теории банковских кризисов уделяют разграничению ситуаций нарушения стабильности в банковской сфере и полномасштабного кризиса системы.
Согласно классификации Г. Каприо и Д. Клинжебьел [5], можно выделить три основных типа кризисных ситуаций в банковском секторе:
— несостоятельность одного или нескольких банков (проблемы такого рода, очевидно, не имеют признаков системного кризиса);
— скрытое нарушение функционирования банковской системы;
— полномасштабный (системный) банковский кризис.
Открытая форма системного кризиса легко узнаваема. В этом случае срабатывает классическая схема «набега вкладчиков», изымающих свои денежные средства из банков. Массовый характер подобных явлений приводит к тому, что банки либо приостанавливают выдачу наличных средств со счетов клиентов, либо прибегают к иным способам выхода из кризисной ситуации (например к помощи центрального банка). Подобные проблемы, как правило, возникают и заканчиваются достаточно быстро.
Самая тяжелая ситуация для экономики страны складывается, когда очень высока доля тех банков, которые испытывают серьезные финансовые проблемы, но при этом продолжают функционировать. Эта ситуация достаточно типична не только для развивающихся стран и стран с переходной экономикой, но и для развитых стран (Япония в 1990-е гг.).
Скрытые нарушения функционирования банковской системы могут существовать на протяжении достаточно длительного времени (в условиях слабой системы банковского регулирования и надзора). В результате подобная ситуация может превратиться в полномасштабный экономический кризис, когда вкладчики отказываются нести денежные средства в банки, а кредитные организации приостанавливают кредитование реального сектора.
Исследователи А. Демиргук-Кунт и Э. Детра-жиа [7] предложили альтернативный способ определения банковского кризиса. Ситуацию финансовой неустойчивости банковского сектора можно оха-
рактеризовать как полномасштабный системный банковский кризис, если выполняется хотя бы одно из следующих условий:
— доля безнадежных ссуд в общей сумме активов банковского сектора превышает 10 %;
— затраты на проведение мер по оздоровлению ситуации в секторе составили более 2 % ВВП;
— результатом проблем в банковском секторе стала национализация значительной доли банков;
— имели место массовые изъятия вкладов из банков («набеги» вкладчиков), использовались меры чрезвычайного характера (замораживание депозитов, объявление длительных «банковских каникул») или вводились в действие механизмы государственного гарантирования депозитов. Такой подход позволил авторам выделить 31
банковский кризис из 546 наблюдений (23 из них произошли в развивающихся странах, а 8 - в развитых) (табл. 3).
В своей работе А. Демиргук-Кунт и Э. Детра-жиа [8] также исследовали корреляцию банковских кризисов с макроэкономической ситуацией в стране, с институциональными факторами, а также с положением в банковском секторе. Согласно полученным результатам, банковские кризисы чаще всего случаются при низком уровне ВВП, высоких процентных ставках, высокой инфляции и дефиците бюджета. Для избежания нарушений функционирования банковской системы нужно стремиться регулировать уровни ликвидности и достаточности капиталов в банковском секторе.
Банковские кризисы в России имели место в 1995 и 1998—1999 гг. В 2008 г. Россия не выдержала удара мирового финансового кризиса, что напрямую сказалось на российском банковском секторе. Данный период характеризовался снижением темпов роста банковского сектора и значительным сокращением количества кредитных организаций. В период кризиса российские банки столкнулись с фактически полным прекращением внешнего фондирования и резким снижением стоимости финансовых активов.
Негативными последствиями банковского кризиса в России стали:
— замедление роста объемов кредитования, что было связано с кризисом доверия к банкам, а также с ростом процентных ставок по кредитам (по данным Банка России, за 2008 г. ставки по кредитам выросли с 10,9 до 15,5 %). За ноябрь 2008 г. объем розничного кредитного портфеля снизился на 5 %, в связи с чем правительство
Источник: Demirguc-KuntA., Detragiache E. Cross-country empirical studies of systemic bank distress: a survey / IMF Working Paper 05/96. 2005.
Таблица 3
Банковские кризисы в развитых и развивающихся странах
страна Год страна Год
Аргентина 1995,2001-2004 Латвия 1995-1996
Армения 1994-1996 Литва 1995-1996
Азербайджан 1995-1996 Малайзия 1997-2001
Бангладеш 1994-1996 Мексика 1994-2000
Боливия 1994-2004 Мозамбик 1994-2002
Босния и Герцеговина 1994-2004 Никарагуа 1994-2004
Бразилия 1994-1999 Нигерия 1994-1995
Болгария 1996-1997 Парагвай 1995-2000
Камерун 1995-1998 Филиппины 1998-2002
Китай 1994-2004 Польша 1994-1995
Колумбия 1999-2000 Румыния 1994-1996
Коста—Рика 1994-1997 Россия 1995, 1998-1999
Хорватия 1998 Сьерра-Леоне 1994-1996
Чешская Республика 1996 Словацкая Республика 1996, 1994-1995
Эквадор 1995-2004 Словения 1994
Эстония 1994-1995 Швеция 1994
Финляндия 1994 Таиланд 1997-2004
Гана 1997-2004 Тунис 1994-1995
Венгрия 1994-1995 Турция 1994, 2000-2004
Индия 1994 Уганда 1994-1997
Индонезия 1994-1995 Украина 1997-1998
Италия 1994-1995 Великобритания 2007
Ямайка 1996-2000 США 2007
Япония 1994-2004 Уругвай 2002-2004
Кения 1994-1995 Венесуэлла 1994-1997
Корея 1997-2002 Замбия 1995
Кыргызская Республика 1994-2002 Зимбабве 1995-1996
вынуждено было принять ряд мер по поддержанию банков и предотвращению дальнейшего изъятия депозитов (среди них - увеличение страхового депозита с 400 до 700 тыс. руб.);
— массовый отток денежных средств со счетов в ожидании дефолта ряда крупных банков;
— рост «плохих» долгов. По данным Банка России, за 2008—2009 гг. доля безнадежных ссуд в кредитном портфеле российских банков увеличилась до 9,7 %.
Для оздоровления ситуации в банковском секторе нескольким крупным банкам были предоставлены субординированные кредиты. Общий объем кредитов, депозитов и других привлеченных средств, полученных от Банка России кредитными организациями, к 2009 г. составил 3,4 трлн руб. (8,24 % от ВВП). Своевременные меры Правительства РФ и Банка России, прежде всего по предоставлению банкам дополнительной ликвидности, позволили банковскому сектору осуществлять пла-
тежно-расчетное и кассовое обслуживание клиентов в нормальном режиме, что предотвратило полный крах банковской системы.
комплексные кризисы. Зачастую кризисы могут носить комплексный характер - валютный кризис может сопровождать долговой или сопровождаться банковским кризисом. Данное обстоятельство подтверждает тот факт, что кризисы порождаются схожими причинами и имеют схожие последствия.
В последнее время валютные кризисы все чаще сопровождаются банковскими кризисами. Банки являются финансовыми посредниками, значительная часть обязательств которых формируется за счет краткосрочных депозитов и средств до востребования, а активов - за счет средне- и долгосрочных кредитов корпоративным и частным заемщикам. Подобный характер формирования финансовых потоков ведет к несостоятельности банка в случае, когда их обязательства превосходят по срочности доступные активы.
Комплексный характер валютных и банковских кризисов подтверждают кризисы в Азии, Латинской Америке и в России. Развитие экономики отдельной страны на фоне активной интеграции мирового сообщества неизменно сопровождается расширением внешних связей и ростом инфраструктуры финансового сектора. Естественными становятся активное формирование и интенсификация функционирования банковского сектора в развивающихся экономиках, что должно неизбежно сопровождаться созданием адекватной системы пруденциального надзора и регулирования данной деятельности. В противном случае в условиях финансовой либерализации и расширения внешнеторговых отношений повышается вероятность возникновения как валютного кризиса, так и банковского кризисов.
Следует отметить, что перевод денежных средств из национальных банков в иностранные активы без их одновременной валютизации будет препятствовать возникновению валютного кризиса. Таким образом, рост удельного веса иностранных банков в банковской системе может являться стабилизирующим фактором для финансовой системы страны.
Взаимосвязь долговых и банковских кризисов довольно подробно исследовал американский ученый Кеннет Рогов (бывший главный экономист МВФ) [17]. В своей работе он показал рост реального государственного долга в течение 3 лет после банковского кризиса на различных кризисных эпизодах в развитых и развивающихся странах. Увеличение государственного долга было определяющей характеристикой банковских кризисов на протяжении более века, в среднем он увеличивается на 86 %. Как отмечали в своих исследованиях Рейнхарт и Рогов [18], причиной такой ситуации может выступать факт снижения доходной части бюджета в части налоговых поступлений. В некоторых случаях (в частности в Японии в 1990-х гг.) это увеличение дефицита бюджета может быть вызвано увеличением государственных расходов на борьбу с рецессией.
Валютные и долговые кризисы могут быть вызваны общими факторами, такими как неблагоприятные макроэкономические тенденции, ухудшение внешних условий финансирования (например внезапное сокращение потоков капитала и резкое увеличение их стоимости) либо увеличение степени риска международных инвесторов.
При этом валютные и долговые кризисы имеют свои специфические особенности:
1) два вида кризисов неидеально коррелируют, как показано в одном из исследований [20], т. е. страна может оказаться только в валютном кризисе и не иметь никакого отношения к долговому кризису. Возможна и обратная ситуация, когда страна может иметь задолженность или дефолт по внешнему долгу без каких-либо основных изменений в обменных курсах, как это произошло в Пакистане в 1999 г.;
2) причинно-следственная связь неясна. Можно предположить, что изменения обменного курса возникают в ответ на чрезмерно высокие темпы роста внешнего долга. Инвесторы могут не доверять правительству в части погашения своих внешних обязательств и поэтому начать распродажу активов, номинированных в этой конкретной валюте.
Одними из наиболее значительных комплексных кризисов являются Великая депрессия в США 1929-1939 гг., валютный и банковский кризисы 1994-1995 гг. в Мексике, валютный и банковский кризисы 1997-1998 гг. в Юго-Восточной Азии, от которого в большей степени пострадали Таиланд, Индонезия, Малайзия и Южная Корея, валютный и банковский кризисы и дефолт 2001-2002 гг. в Аргентине. Примером комплексного кризиса в России является кризис 1998 г., который характеризовался одновременным проявлением валютного, банковского и долгового кризисов.
Наиболее ярким примером комплексного характера кризисов является современный финансово-экономический кризис, начавшийся в 2008 г. с краха ипотечной системы США в результате невыплат по ипотечным кредитам, снижения числа продаж объектов недвижимости, падения цен на ценные бумаги, обеспеченными закладными. Затем кризис перекинулся на банковский сектор и распространился на другие страны, в том числе на Европу. Среди главных причин развития финансового кризиса среди целой группы стран называют:
— формирование рыночных «пузырей» (завышенная оценка различных видов активов);
— развитие процесса секьюритизации и распространение производных финансовых инструментов.
В итоге кризис обернулся резким снижением объемов производства и ВВП многих стран.
Правительства вынуждены были проводить срочные меры стабилизации экономической ситуации, что требовало дополнительного финансирования за счет внешних источников. В период с 2007 по 2010 г. во многих странах произошло увеличение (с
учетом инфляции) государственного долга к по отношению к ВВП. В странах, для которых существуют суверенные долговые проблемы (Греция, Исландия, Ирландия, Португалия, Испания, Великобритания и США), средний уровень долга вырос примерно до 134 %, превысив порог в 86 % [18]. Значительное увеличение внешнего долга в Исландии и Ирландии связано не только с масштабами спада (депрессии) в этих странах, но и с масштабом наращивания долга перед последним банковским кризисом, который не имеет аналогов в долгой истории финансовых кризисов. Даже в тех странах, которые не испытали серьезного финансового кризиса, внешний долг вырос в среднем на 36 % в реальном выражении в период между 2007 и 2010 г. Многие страны приняли «пакеты мер» для борьбы с глобальным экономическим спадом в 2008-2009 гг., что повлияло на увеличение государственных расходов. Увеличение внешнего долга для тех стран, которые не находились в кризисной ситуации (таких как Норвегия, Австралия и Чили), может быть вызвано увеличением мировых цен на сырьевые товары.
В результате снижения финансового положения ряда стран ведущие рейтинговые агентства вынуждены были понизить их суверенные кредитные рейтинги. В декабре 2011 г. Standard&Poor's поставило на пересмотр рейтинги 15 стран еврозоны, а в январе 2012 г. понизило рейтинги 9 государствам, включая Францию, Португалию, Испанию и Италию. И только Германия сохранила свое рейтинговое статус-кво.
Следовательно, современный глобальный долговой кризис, начавшийся в 2011 г. и продолжающийся по настоящее время, стал следствием неэффективной политики государств, пострадавших от мирового финансового кризиса 2008 г., к числу которых относятся страны Европы (Греция, Испания, Италия и др.), а также мировые державы -США и Япония.
Таким образом, начиная с XVIII в., по мере роста и развития экономик, финансовые кризисы стали одной из главных проблем как развитых, так и развивающихся стран.
Авторы предлагают следующие определения кризисных ситуаций в экономике в зависимости от формы их проявления:
Финансовый кризис - нарушение функционирования какой-либо сферы в финансовой системе страны (валютной, банковской, внешнеэкономической).
Валютный кризис - нарушение функционирования валютной системы, сопровождающееся падением обменного курса национальной валюты, действиями правительства по поддержанию национальной валюты (в том числе за счет продажи валютных резервов и повышения процентных ставок) и общим недоверием населения к национальной валюте.
Долговой кризис - чрезмерное накапливание внешней задолженности, которая не может быть погашена государством в ближайшее время, в результате чего страна вынуждена объявить мораторий на выплату долгов или провести реструктуризацию долга, вследствие чего кредитный рейтинг страны значительно падает.
Банковский кризис - нарушение функционирования банковской системы, характеризующееся увеличением объема сомнительной задолженности по кредитам, массовым изъятием депозитов и отказом вложения свободных средств вследствие недоверия населения к банкам и, как результат, несостоятельностью и закрытием большого числа банков.
Комплексный кризис - кризисная ситуация, характеризующаяся одновременным или последовательным проявлением нескольких видов кризисов, вследствие схожести или взаимосвязанности породивших их причин.
Финансовые кризисы оказывают губительные последствия на всю экономику страны и могут «заражать» другие государства посредством торговых и финансовых связей. В свзи с этим обеспечение стабильности финансовой системы является важнейшей задачей каждого государства.
Для оздоровления экономики стран и предотвращения последствий финансового кризиса необходимо выработать правильную антикризисную политику. Для построения адекватной антикризисной политики необходимо определить вид кризисного состояния в экономике, так как меры государственного антикризисного регулирования существенно зависят от типа кризисной ситуации. К общим мерам финансового регулирования можно отнести:
— создание органов регулирования и надзора за финансовой деятельностью (в Англии таким органом является управление по финансовым услугам и надзору; в США - Федеральная резервная система; в России - Федеральная служба по финансовым рынкам);
— установление дополнительных требований для финансовых компаний, в числе которых: норма-
тивы обязательных резервов, размеры и сроки размещения бюджетных средств на депозитах в коммерческих банках, размеры страховых возмещений, нормативы амортизационных отчислений;
— национализацию компаний или их финансирование за счет бюджетных средств (в виде трансфертов или кредитов, покупки акций компаний, госгарантий по кредитам). В первую очередь помощь должна предоставляться компаниям, которые испытывают временные трудности, но сохраняют платежеспособность;
— «выброс» на рынок дополнительных денежных ресурсов;
— пересмотр налоговой политики государства (например повышение ставок или введение дополнительных налогов для богатых слоев населения, увеличение налоговых вычетов, снижение налога на прибыль);
— снижение расходов государства (при этом не должны быть затронуты интересы низших слоев населения).
Таким образом, важнейшей задачей в области совершенствования государственного антикризисного управления является более активное внедрение мониторинга кризисной ситуации в экономике, который позволил бы перенести акцент в антикризисной государственной политике со статистического наблюдения уже сформировавшейся кризисной ситуации на планирование предупредительных мер государственного регулирования.
Список литературы
1. Навой А. Российские кризисы образца 1998 и 2008 гг.: найди 10 отличий // Вопросы экономики. 2009. № 2.
2. Рустамов Э. Финансовые кризисы: источники, проявления, последствия // Вопросы экономики. 2012. № 4.
3. Федорова Е. А., Безрук О. С. Анализ и оценка каналов распространения финансовых кризисов на развивающихся рынках // Вопросы экономики. 2011. № 7.
4. Bartholomew P., Mote L., Whalen G. The Definition of Systemic Risk / U. S. Office of the Comptroller of the Currency. Department of Economic and Policy Analysis. Bank Research Division. Washington, D. C. 1995.
5. Caprio G., Klingbiel D. Bank insolvency: Bad luck, bad policy or bad banking? / World Bank Conference on Emerging Markets. Washington. October 15-16, 1996.
6. Ciarlone A., Trebeschi G. Designing an early warning system for debt crises // Emerging Markets Review. 2005. № 6.
7. Demirguc-Kunt A., Detragiache Е. The determinants of banking crisis in developing and developed countries // IMF Staff Papers. 1998. № 45.
8. Demirguc-Kunt A., Detragiache E. Crosscountry empirical studies of systemic bank distress: a survey / IMF Working Paper. May, 1996.
9. Detragiache E., Spilimbergo A. Crises and Liquidity: Evidence and Interpretation / IMF Working Paper. February, 2001.
10. Eichengreen В., Rose A., Wyplosz С. Exchange rate mayhem: Antecedents and aftermath of speculative attacks // Economic Policy. 1995. № 4.
11. Frankel J., Rose A. K. Currency crashes in emerging markets: an empirical treatment // Journal of International Economics. 1996. № 41.
12. Hak G., Arteta C. Currency crises and foreign credit in emerging markets: Credit crunch or demand effect? // European Economic Review. 2009. № 53.
13. Kaminsky C, Reinhart CM. The twin crises: The causes of banking and balance of payments problems // Board of Governors of the Federal Reserve System. International Finance Discussion Paper. 1996. № 544.
14. Krugman P. Currency Crisis / The Accidental Theorist. 1998.
15. Manasse P., Roubini N., Schimmelpfennig A. Predicting Sovereign Debt Crises / IMF Working Paper. 2003. WP 03/221.
16. Pattama L. Shimpalee, Janice Boucher Breuer. Currency crises and institutions // Journal of International Money and Finance. 2006. № 25.
17. Rogoff K. Harvard University and NBER / Discussion Paper. April, 2011. № 8310.
18. Rogoff K., Reinhart C. M. This Time is Different: A Panoramic View of Eight Centuries of Financial Crises / NBER Working Paper. March 2008. № 13882.
19. Sachs J., Tornell A., Velasco A. Financial crises in emerging markets: The lesson from 1995 // Brookings Papers on Economic Activity. 1996. № 1.
20. SyA. N. R. Rating the rating agencies: anticipating currency crises or debt crises / IMF Working Paper. 2003. WP 03/122.