ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ В МЕНЕДЖМЕНТЕ: ПРИКЛАДНОЙ АСПЕКТ
© Вахрушева М.Ю.*, Ершов Д.В.
Братский государственный университет, г. Братск
Для оценки финансово-хозяйственной деятельности предприятия и эффективности использования капитала финансовый анализ активно используется как инструмент и элемент финансового менеджмента. В прикладном аспекте финансовый анализ можно использовать в качестве основы для моделирования бизнес-процессов как предварительного этапа проектирования информационных систем. Рассмотрена методология структурного анализа и проектирования SADT для создания информационной основы разработки аналитического модуля автоматизации деятельности субъекта хозяйствования.
Ключевые слова: финансовый анализ, функциональная модель, бизнес-процесс, информационная система, бухгалтерская отчетность.
Финансовый анализ представляет собой комплекс процедур, основанных на доступной информации, и предназначенных для оценки финансового состояния, а также эффективности использования финансового потенциала предприятия в целях оптимизации его деятельности. Финансовый анализ является элементом финансового менеджмента при разработке финансовой стратегии и тактики с применением диагностики внутренней и внешней экономической среды [1].
Различают следующие виды финансового анализа:
- экспресс-анализ;
- комплексный финансовый анализ;
- финансовый анализ как часть общего исследования бизнес-процессов компании;
- ориентированный финансовый анализ;
- регулярный финансовый анализ.
Остановимся на финансовом анализе как части общего исследования бизнес-процессов предприятия, который предназначен для получения комплексной оценки всех аспектов деятельности компании (производства, финансов, снабжения, сбыта и маркетинга, менеджмента, персонала и др). с целью управления предприятием, а также и для формирования информационной основы автоматизированной информационной системы предприятия.
Корпоративная информационная система должна отражать бизнес-логику, закрепленную в определенных бизнес-правилах, организуя и преоб-
* Доцент кафедры Менеджмента и информационных технологий, кандидат физико-математических наук, доцент.
разуя информационные потоки, автоматизируя процессы работы с данными, информацией, и визуализируя результаты эксплуатации ИС в виде отчетных форм и документов [2-4]. Поэтому необходимо на начальном этапе создать бизнес-модель предприятия, которая бы отражала его деятельность и информационно-управляющую систему. При создании модели формируется «язык общения» руководителей предприятия, консультантов, разработчиков и будущих пользователей, позволяющий выработать единое представление по определению требований автоматизации [5-7].
В 70-х годах Дугласом Россом была предложена методология SADT (Structured Analysis and Design Technique). Она предназначена для структурного анализа и проектирования и интегрирует процесс моделирования, управление конфигурацией проекта, использование дополнительных языковых средств и руководство проектом со своим графическим языком. Формализация процесса создания системы включает следующие фазы:
- анализ (определение того, что система будет делать);
- проектирование (определение подсистем и их взаимодействие);
- реализация (разработка подсистем по отдельности);
- объединение (соединение подсистем в единое целое);
- тестирование (проверка работы системы);
- установка (введение системы в действие);
- эксплуатация (использование системы).
Методология SADT используется для моделирования широкого круга систем и определения требований и функций, а затем для разработки системы, которая удовлетворяет этим требованиям и реализует эти функции.
Результатом применения методологии SADT является функциональная модель, которая состоит из диаграмм, фрагментов текстов и глоссария, имеющих ссылки друг на друга. Диаграммы - главные компоненты модели, все функции ИС и интерфейсы на них представлены как блоки и дуги (рис. 1).
Одной из наиболее важных особенностей методологии SADT является постепенное введение все больших уровней детализации по мере создания диаграмм, отображающих модель.
Рис. 1. Функциональный блок и интерфейсные дуги
В начале 90-х годов в США на основе SADT был принят стандарт моделирования бизнес-процессов IDEF0, получивший чрезвычайно широкое распространение. Полностью поддерживает стандарт данный стандарт IDEF0 инструментальное средство BPwin (разр. компания ltd. Logic Works), относящееся к категории CASE-средств для моделирования данных.
BPwin - достаточно развитое средство моделирования, позволяющее проводить анализ, документирование и улучшение бизнес-процессов. Модели BPwin создают структуру, необходимую для понимания бизнес-процессов, выявления управляющих событий и порядка взаимодействия элементов процесса между собой.
BPwin поддерживает функциональное моделирование, моделирование потока работ и потока данных. Соответствующие диаграммы реализованы на основе стандартов IDEF0 (функциональная модель), IDEF3 (WorkFlow Diagram) и DFD (DataFlow Diagram).
Функциональное моделирование дает возможность осуществлять систематизированный анализ бизнес-процессов, обращая внимание на регулярно выполняемые задачи (функции). Моделирование потока работ обеспечивает анализ логики выполнения процесса. Моделирование потока данных позволяет сконцентрировать внимание на обмене данными между различными задачами.
Необходимо заметить, что функциональная модель предназначена для описания существующих бизнес-процессов на предприятии (так называемая модель AS-IS) и идеального положения вещей - того, к чему нужно стремиться (модель ТО-ВЕ). Методология IDEF0 предписывает построение иерархической системы диаграмм - единичных описаний фрагментов системы. Сначала проводится описание системы в целом и ее взаимодействия с окружающим миром (контекстная диаграмма), после чего проводится функциональная декомпозиция - система разбивается на подсистемы и каждая подсистема описывается отдельно (диаграммы декомпозиции). Такая технология создания модели позволяет построить модель, адекватную предметной области на всех уровнях абстрагирования.
Если в процессе моделирования нужно осветить специфические стороны технологии предприятия, то BPwin позволяет переключиться на любой ветви модели на нотацию IDEF3 или DFD и создать смешанную модель.
Рассмотрим применение методологии структурного проектирования SADT на примере автоматизации деятельности ИП Гаврилова П.И. «Горячие туры».
Одним из методов анализа текущей деятельности предприятия является составление модели бизнес-процесса (рис. 2) «как есть» (англ. AS-IS).
После этого модель бизнес-процесса подвергается критическому анализу или обрабатывается специальным программным обеспечением, таким как BpWin Process Modeler.
На рис. 3 представлена декомпозиция бизнес-процесса предприятия.
Рис. 2. Контекстная диаграмма
Рис. 3. Декомпозиция деятельности ИП Гаврилова П.И.
Деятельность агентства осуществляется по большей мере вручную, не эффективно и с точки зрения временного фактора и с позиции качества об-
служивания клиентов и управления, что обуславливает необходимость проведения автоматизации деятельности ИП Гаврилова П.И. на основе современных средств проектирования и разработки информационных систем.
Эффективность напрямую зависит от скорости выполнения возложенных задач, достоверности информации, прозрачности процессов, удобства управления структурой организации и ее сотрудниками, уменьшения затрат на управление, упрощения документооборота, сохранности данных и безопасности имущества и сотрудников организации и т.п.
В рамках методологии SADT по результатам анализа сформирована модель бизнес-процесса «как должно быть» (англ. ТО-ВЕ) и план мероприятий по внедрению необходимых изменений. На рис. 4 представлена модель с использованием разработанной и внедренной подсистемой на платформе «1С: Предприятие 8.3».
Программная реализация подсистемы учета и отчетности ИП Гаврило-ва П.И. выполнена в режиме конфигуратора из создания форм для объектов, движений по регистрам, отчетов, написания программного кода в модулях.
Рис. 4. Модель деятельности ИП Гаврилова П.И. после внедрения подсистемы
Функционал подсистемы предусматривает: автоматизированный поиск необходимой информации; автоматическое заполнение договора с клиентом; оформление тура, ввод в базу нового клиента и ведение картотеки; автоматизированный расчет стоимости услуг и формирование квитанции на
оплату, контроль взаиморасчетов с клиентами; ввод в базу данных всех видов услуг; ведение учета продаж; учета скидок, денежных средств; а также учет персонала, бухгалтерский и управленческий учет.
Особое внимание следует обратить на создание оборотно-сальдовой ведомости как одного из основных бухгалтерских документов, который содержит остатки на начало и на конец периода и обороты по дебету и кредиту за данный период для каждого счёта, субсчёта (рис. 5).
Рис. 5. Оборотно-сальдовая ведомость
* «- Выручка менеджеров {Объем выручки)
Рис. 6. Статистика по выручке
Оборотно-сальдовая ведомость используется для анализа показателей, которые нельзя рассчитать по данным бухгалтерского баланса и отчета о при-
былях и убытках, а также она используется для анализа ситуации на каждую конкретную дату, а не на конец отчетного периода, что необходимо для ведения управленческого учета.
Таким образом, руководителю предприятия для принятия качественных управленческих решений информационная поддержка обеспечивается с помощью генерации отчетов по продажам, по основным показателям хозяйственно-финансовой деятельности агентства, а также по управленческим отчетам (рис. 6-7).
Рис. 7. Отчет по валовой прибыли (графическая интерпретация)
Заключительным этапом проектирования и создания автоматизированного модуля стала оценка экономической эффективности внедрения программного продукта в информационное пространство предприятия, которая была произведена с использованием таких результирующих показателей как [8-10]:
- годовой экономический эффект от разработки и внедрения программного продукта;
- срок окупаемости программного продукта;
- коэффициент эффективности капитальных затрат.
Полученные результаты позволяют сделать вывод об экономической целесообразности создания и внедрения программного модуля.
Таким образом, применение информационных систем, обеспечивающих полноту, своевременность, оптимизацию бизнес-процессов, а также возможность моделирования, анализа и прогнозирования позволяет оптимизировать
затраты, повысить эффективность деятельности предприятия, и служит формализованной основой для принятия эффективных управленческих решений.
Финансовый анализ как эффективный инструмент менеджмента должен лежать в основе проектирования программного обеспечения информационных систем управления современным предприятием.
Список литературы:
1. Портал ФИНАНСЫ-КРЕДИТ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://finance-credit.biz/iinansovyiy-menedjment/101-rol-iinansovogo-anali-za-prinyatii-52767.html (дата обращения: 01.07.2015).
2. Вахрушева М.Ю., Евдокимов И.В. Разработка программного обеспечения аналитических информационных систем // Труды Братского государственного университета. Серия: Экономика и управление. - 2014. - Т. 1. -С. 196-199.
3. Вахрушева М.Ю., Евдокимов И.В. Моделирование бизнес-процессов предприятия как предварительный этап разработки информационных систем // Труды Братского государственного университета. Серия: Экономика и управление. - 2013. - Т. 1. - С. 258-259.
4. Евдокимов И.В., Вахрушева М.Ю. Надежность информационных систем менеджмента качества // Труды Братского государственного университета. Серия: Экономика и управление. - 2013. - Т. 1. - С. 259-261.
5. Вахрушева М.Ю. Системы современных информационных технологий на предприятиях // Труды Братского государственного университета. Серия: Экономика и управление. - 2005. - Т. 1. - С. 114-116.
6. Вахрушева М.Ю. Роль и особенности использования PLM-техноло-гий в управлении // Труды Братского государственного университета. Серия: Экономика и управление. - 2005. - Т. 1. - С. 136-141.
7. Евдокимов И.В., Вахрушева М.Ю. Разработка программного обеспечения на основе спиральной модели жизненного цикла // Труды Братского государственного университета. Серия: Экономика и управление. - 2011. -Т. 1. - С. 90-91.
8. Патрусова А.М., Сыготина М.В., Планкова Ю.В., Mooi E. Применение методов информационного менеджмента для оценки эффективности инвестиционных IT-проектов // Системы. Методы. Технологии. - 2014. - № 4 (24). -С. 62-67.
9. Патрусова А.М. Современные информационные технологии оценки эффективности инвестиционных IT-проектов // Современные Технологии. Системный Анализ. Моделирование. - 2014. - № 2 (42). - С. 92-96.
10. Патрусова А.М. Применение методического инструментария инвестиционного менеджмента в управлении инновационными проектами // Модернизация экономики и управления: II Международная научно-практическая конференция / Под общ. ред. В.И. Бережного; Северо-Кавказский федеральный университет. - Ставрополь, 2014. - С. 87-89.