Научная статья на тему 'Финансовый анализ как инструмент финансового менеджмента'

Финансовый анализ как инструмент финансового менеджмента Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
253
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ / ФИНАНСОВОЕ СОСТОЯНИЕ ЛИКВИДНОСТЬ / РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ / ФИНАНСОВЫЕ КОЭФФИЦИЕНТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фомина И.А., Рябешкина А.М., Пирог А.И.

В статье приведен финансовый анализ деятельности авиапредприятия с целью повышения эффективности управления организацией в рыночных условиях хозяйствования и совершенствования системы организации финансового менеджмента. Авторы производят расчет финансовых коэффициентов как наиболее наглядных индикаторов финансового состояния предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Фомина И.А., Рябешкина А.М., Пирог А.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Финансовый анализ как инструмент финансового менеджмента»



Финансовый анализ как инструмент финансового менеджмента

Financial analysis as an instrument of financial management

УДК 658.15

< CL

a

>

И. А. Фомина

профессор Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации, кандидат экономических наук, доцент 196210, Санкт-Петербург, ул. Пилотов, д. 38; e-mail: irinaafomina@yandex.ru

I. A. Fomina

196210, Saint-Petersburg, ul. Pilotov, 38; email: irinaafomina@yandex.ru

А. М. Рябешкина

ассистент Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации

196210, Санкт-Петербург, ул. Пилотов, д. 38; e-mail: alexandra.ryabeshkina@hotmail.com

A. M. Ryabeshkina

196210, Saint-Petersburg, ul. Pilotov, 38; s mail: alexandra.ryabeshkina@hotmail.com

В статье приведен финансовый анализ деятельности авиапредприятия с целью повышения эффективности управления организацией в рыночных условиях хозяйствования и совершенствования системы организации финансового менеджмента. Авторы производят расчет финансовых коэффициентов как наиболее наглядных индикаторов финансового состояния предприятия.

The article presents a financial analysis of aircraft company for company management efficiency increase in market economy environment and financial management organization improvement. The authors make a calculation of financial ratios as the most demonstrative indicators of company's financial condition.

Ключевые слова: финансовый анализ, финансовое состояние ликвидность, рентабельность, финансовые коэффициенты

Keywords: financial analysis, financial condition, liquidity, profitability, financial ratios

Выдвижение на первый план финансовых аспектов деятельности субъектов хозяйствования, возрастание роли финансов — характерная тенденция для многих стран мира.

Профессиональное управление финансами неизбежно требует глубокого анализа, позволяющего более точно оценить неопределенность ситуации с помощью современных количественных методов исследования. Сегодня существенно возрастает приоритетность и роль финансового анализа, основным содержанием которого является комплексное системное изучение финансового состояния предприятия и факторов его формирования с целью оценки степени финансовых рисков и прогнозирования уровня доходности капитала.

Под финансовым анализом понимается расчет финансовых коэффициентов, который помогает пользо-

А. И. Пирог

ассистент Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации

196210, Санкт-Петербург, ул. Пилотов, д. 38; e-mail: pirogA@yandex.ru

A. I. Pirog

196210, Saint-Petersburg, ul. Pilotov, 38; email: pirogA@yandex.ru

вателю оценить финансовое состояние предприятия на основании годового финансового отчета и принять обоснованное управленческое решение [1].

Анализ финансовой отчетности на основе расчета финансовых коэффициентов можно признать скоростным универсальным методом оценки финансового состояния предприятия.

Расчет финансовых коэффициентов представляет собой один из видов анализа финансовой отчетности предприятия, другими видами которого являются:

• горизонтальный анализ;

• вертикальный анализ;

• трендовый анализ;

• факторный анализ [2].

В российской теории и практике финансового менеджмента под финансовым анализом понимается совокупность методов анализа бухгалтерской отчетности, в том числе горизонтального, трендового, вертикального, сравнительного, факторного, расчета финансовых коэффициентов.

В зарубежной теории и практике финансового менеджмента под финансовым анализом понимается расчет финансовых коэффициентов, в том числе коэффициентов:

• ликвидности;

• платежеспособности;

• оборачиваемости (деловой активности);

• рентабельности;

• рыночной активности [3].

Не отрицая значимости российской практики финансового анализа, мы продолжаем придерживаться мнения, что целесообразно поводить анализ на базе расчета финансовых коэффициентов, широко применяющегося за рубежом.

В данной статье мы хотели остановиться на расчете коэффициентов рентабельности и ликвидности предприятия как наиболее наглядных индикаторах финансового состояния предприятия.

Коэффициенты ликвидности

Понятие ликвидности неоднозначно. Различают ликвидность материальных благ и ликвидность предприятий.

Под ликвидностью материальных благ понимается их способность быстро и без особых потерь в стоимости обратиться в деньги [4]. Под ликвидностью

Коэффициенты ликвидности ОАО «Авиакомпании „ЮТэйр"» в период с 2005 по 2008 г.

Показатели 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. Рекомендуемое значение

Коэффициент текущей ликвидности (Ктл) 2,1 3,8 3,1 2,4 <Ктл > 2

Коэффициент абсолютной ликвидности (Кал) 0,08 0,07 0,4 0,3 Кал 0,2

Коэффициент быстрой ликвидности (Кбл) 1,6 2,6 2 2 Кбл 1

Источник: Отчетность по РСБУ за 2005-2008 гг. [5].

предприятий понимается их способность расплатиться по краткосрочным обязательствам [Там же].

Данное определение ликвидности предприятий подтверждает сам состав коэффициентов ликвидности, в основу построения которых положено соотношение статей краткосрочных активов и итога краткосрочных пассивов.

К сожалению, в российской практике понятие ликвидности предприятий ошибочно отождествляют с понятием их платежеспособности.

Различают коэффициенты:

• текущей ликвидности;

• срочной ликвидности;

• абсолютной ликвидности.

Рассчитаем коэффициенты ликвидности ОАО «Авиакомпании „ЮТэйр"» в 2005-2008 гг. и результаты представим в табл. 1 [5].

На основе данных, представленных в табл. 1, можно сделать следующие выводы: на протяжении всего анализируемого периода значение показателя текущей ликвидности находится стабильно выше нормативного значения. Необходимо отметить значительное уменьшение коэффициента в 2008 г. в сравнении с 2006 г., однако у предприятия по-прежнему достаточно средств для погашения краткосрочных обязательств в текущем периоде. Таким образом, финансовое положение предприятия можно считать достаточно стабильным.

Значение коэффициента быстрой ликвидности также на протяжении всего анализируемого периода находится выше рекомендуемого значения (см. табл. 1). Рост объемов денежных средств предприятия, а также увеличение дебиторской задолженности (сроком до 12 месяцев) по данным на конец 2008 г. обеспечили покрытие краткосрочных обязательств ОАО «Авиакомпании „ЮТэйр"».

Значение коэффициента абсолютной ликвидности, согласно данным табл. 1, на начало анализируемого периода находилось ниже норматива, однако на конец отчетного периода показатель значительно увеличился. Таким образом, по данным на конец 2008 г., ОАО «Авиакомпания „ЮТэйр"» в состоянии была погасить 30% своих обязательств в случае немедленных требований.

На основе вышеуказанного можно сделать вывод о вполне удовлетворительном состоянии показателей ликвидности предприятия.

Коэффициенты рентабельности

Под рентабельностью понимается процентное отношение прибыли к вложенным средствам. Коэффициенты рентабельности показывают, насколько прибыльна деятельность компании, и рассчитываются применительно к валовой и чистой прибыли.

Различают коэффициенты [6]:

1. Коэффициент рентабельности активов показывает, сколько денежных средств (независимо от источника их привлечения) потребовалось для получения 1 рубля

прибыли. Данный коэффициент является важным показателем конкурентоспособности предприятия, для определения уровня которого полученное значение коэффициента рентабельности активов необходимо сравнить со среднеотраслевым значением.

2. Коэффициенты рентабельности продаж:

2.1. Коэффициент, рассчитанный как отношение валовой прибыли к выручке от реализации продукции, отражает:

1)способность предприятия контролировать себестоимость реализованной продукции, а именно часть денежных средств, необходимых для оплаты текущих расходов, возникающих в процессе его производственной деятельности;

2) политику ценообразования.

Динамика данного коэффициента может свидетельствовать о необходимости пересмотра цен, а также усиления контроля над расходованием материально-производственных запасов.

2.2. Коэффициент, рассчитанный как отношение чистой прибыли к выручке от реализации продукции, показывает, сколько рублей чистой прибыли принес каждый рубль стоимости реализованной продукции.

Данный показатель признается более важным для целей финансового анализа, чем предыдущий.

3. Коэффициент рентабельности собственного капитала позволяет определить эффективность использования капитала, вложенного в предприятие его собственниками (акционерами) по сравнению с другими направлениями инвестирования. В западной практике значение данного показателя оказывает существенное влияние на уровень котировки акций предприятия.

Результаты анализа рентабельности активов являются основой для принятия решений о средствах повышения:

1) рентабельности продаж;

2) скорости оборота активов.

I. Повышение рентабельности реализации может быть достигнуто за счет:

1) уменьшения расходов, включаемых в себестоимость;

2) повышения цен на реализуемую продукцию;

3) превышения темпов роста реализации продукции над темпами роста расходов.

Расходы, включаемые в себестоимость, могут быть снижены за счет:

• использования более дешевых сырья и материалов;

• повышения производительности труда, в том числе на основе автоматизации производства;

• сокращения непроизводственных расходов [1]. Повышение цен на реализуемую продукцию в условиях развитой (цивилизованной) экономики могут себе позволить не все предприятия. Способность увеличивать издержки производства, оплачиваемые потребителями, в том числе в условиях ухудшения

Таблица 2

Коэффициенты рентабельности ОАО «Авиакомпании „ЮТэйр"» в период с 2005 по 2008 г.

Показатели 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.

Общая рентабельность используемого капитала, % 2,5 3,0 5,0 0,7

Рентабельность выручки (оборота), % 1,6 2,0 3,0 0,5

Рентабельность собственного капитала, % 12,0 16,0 29,0 8,5

Чистая рентабельность используемого капитала, % 1,7 3,0 3,3 0,3

Чистая рентабельность оборота (выручки), % 1,1 1,6 2,0 0,2

< Источник: Отчетность по РСБУ за 2005-2008 гг. [5].

сг т

>■ экономической конъюнктуры и при этом без каких-либо негативных последствий, называется ценовой властью. Ею обладают, как правило, предприятия, выпускающие уникальную продукцию или оказывающие услуги, суть которых важнее, чем их цена.

II. Повышение скорости оборота активов достигается за счет увеличения объема реализации:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) при сохранении активов на постоянном уровне;

2) при уменьшении активов.

Уменьшение активов, в свою очередь, достигается за счет:

1)в части долгосрочных активов — выявления и ликвидации излишних неиспользуемых основных средств;

2) в части краткосрочных активов — в случае чрезмерного объема материально-производственных запасов — их снижения до оптимального уровня;

3) ускорения погашения дебиторской задолженности;

4) использования денежных средств, полученных в результате вышеперечисленных действий, для погашения кредиторской задолженности, выкупа собственных ценных бумаг (акций и облигаций) или вложения в наиболее доходные виды деятельности [7]. Рентабельность продукции показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции. Рост данного показателя является следствием роста цен при постоянных затратах на производство реализованной продукции (работ, услуг) или снижения затрат на производство при постоянных ценах, т. е. речь идет о снижении спроса на продукцию предприятия, а также более быстром росте цен, чем затрат.

За анализируемый период чистая прибыль предприятия увеличилась на 330 634 тыс. руб. [5]. Из табл. 2 видно, что рентабельность выручки за период с 2005 по 2008 г. снизилась. В 2008 г. показатель составил 0,5, что означает, что каждый рубль реализации приносил 0,5 копейки балансовой прибыли.

Чистая рентабельность используемого капитала за анализируемый период также существенно уменьшилась, что было обусловлено падением объема чистой прибыли, сократившейся в периоде на 52 189 тыс. руб. [Там же], и существенным увеличением стоимости имущества предприятия.

Уменьшение показателя чистой рентабельности оборота за анализируемый период было спровоцировано ростом себестоимости проданных услуг, хотя выручка предприятия возросла почти в 3 раза.

Коэффициенты финансовой устойчивости

Особый интерес, на наш взгляд, представляет собой анализ финансовой устойчивости предприятия, которая формируется в процессе всей производствен-

но-хозяйственной деятельности и является главным компонентом общей устойчивости предприятия. Также необходимо отметить, что финансовая устойчивость является отражением стабильного превышения доходов над расходами, обеспечивает свободное маневрирование денежными средствами предприятия и путем эффективного их использования способствует бесперебойному процессу производства и реализации продукции.

Показатели коэффициентов финансовой устойчивости характеризуют степень защищенности интересов инвесторов и кредиторов. Показатели финансовой устойчивости вместе с показателями ликвидности характеризуют надежность фирмы. Если потеряна финансовая устойчивость, то вероятность банкротства высока, предприятие финансово несостоятельно.

Под финансовой устойчивостью понимают способность предприятия поддерживать целевую структуру источников финансирования [8].

На устойчивость предприятия оказывают влияние различные факторы:

• положение предприятия на товарном рынке;

• производство и выпуск дешевой, пользующейся спросом продукции;

• его потенциал в деловом сотрудничестве;

• степень зависимости от внешних кредиторов и инвесторов;

• наличие неплатежеспособных дебиторов;

• эффективность хозяйственных и финансовых операций и т. п.

При оценке финансовой устойчивости предприятия производится расчет следующих показателей.

Опираясь на данные, представленные в табл. 3, можно сказать, что коэффициент обеспеченности собственными средствами на протяжении всего анализируемого периода находится ниже нормативной величины, что обусловлено значительным увеличением внеоборотных активов в структуре активов предприятия. Также необходимо отметить, что наиболее высокий удельный вес во внеоборотных активах ОАО «Авиакомпании „ЮТэйр"» имеют основные средства, стоимость которых за период с 2005 по 2008 г. увеличилась на 2 572 356 тыс. руб.

Снижение коэффициента автономии говорит о росте привлечения заемных средств. Увеличение коэффициента финансовой зависимости характеризует предприятие не лучшим образом, свидетельствует о повышении риска наступления банкротства и порождает потенциальную опасность возникновения у предприятия дефицита денежных средств.

В отчетном периоде наблюдается увеличение коэффициента финансовой стабильности (с 0,66 до 0,69), однако нельзя оставить без внимания рост кредиторской (за анализируемый период она увеличилась на

Коэффициенты финансовой устойчивости и платежеспособности ОАО «Авиакомпании „ЮТэйр"» за период с 2005

по 2008 г. (относительные показатели ФУ)

Показатели Формулы 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. Нормативное значение

Собственные оборотные средства (Сос), тыс. евро Кс - Р0 + Крп -282 396 -918 089 -1 985 515 -3 523 687 Сос0.1Ао

Коэффициент обеспеченности собственными средствами (Кос) (Кс - Fo)/Ао -0,05 -0,14 -0,21 -0,19 Кос0.1

Коэффициент финансовой независимости (КфН) Кс/К 0,21 0,19 0,16 0,09 Кфн0.6

Индекс собственного капитала ®ча/Кс 0,9 0,96 0,97 0,96

Коэффициент финансовой стабильности (КфС) (К - Об)/К 0,66 0,82 0,78 0,69

Коэффициент оборачиваемости собственного капитала (Кобск) Р/Кс 7,4 9,3 10,5 16,5

Коэффициент трансформации (Ктрк) Р/К 1,5 1,8 1,6 1,4

Доля основных средств во внеоборотных активах ОС^о 0,85 0,87 0,89 0,8

Коэффициент финансовой зависимости Одз + Об/Кс 3,7 4,1 5,3 10,3

Источник: Отчетность по РСБУ за 2005-2008 гг. [5].

2 579 271 тыс. руб.), что влечет за собой увеличение степени зависимости предприятия от негативных факторов краткосрочного воздействия.

В целом наблюдается тенденция сокращения финансовой устойчивости предприятия в отчетном периоде, и предприятию в ближайшее время необходимо искать дополнительные источники финансирования.

В заключение следует отметить, что в процессе финансового анализа выбирают и оценивают критериальные показатели, используя их для принятия обоснованных финансовых и инвестиционных решений с учетом индивидуальных особенностей деятельности хозяйствующего субъекта.

Параметры, полученные в результате аналитической работы, должны быть оценены с позиции их соответствия рекомендуемым (нормативным) значениям, а также условиям деятельности конкретного предприятия.

Основным объектом изучения является бухгалтерская отчетность, а его инструментарием — система аналитических показателей (абсолютных и относительных), характеризующих текущую инвестиционную и финансовую деятельность хозяйствующего субъекта.

Становление рыночных отношений выдвинуло прибыль основным показателем успешной деятельности предприятия. В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйственного субъек-

та является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функционирования. Чтобы обеспечивать выживаемость предприятия в современных условиях, управленческому персоналу необходимо, прежде всего, уметь реально оценивать финансовые состояния как своего предприятия, так и существующих потенциальных конкурентов.

Финансовый анализ может выступать в роли универсальной базы разработки финансовой стратегии фирмы, что свидетельствует об актуальности рассмотрения методики его проведения.

Литература

1. Хелферт Э. Техника финансового анализа. М., 1997.

2. Галицкая С. В. Финансовый менеджмент. Финансовый анализ. М.: Эксмо, 2009.

3. Шеремет А. Д. Управленческий учет: Учеб. пособие. М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2000.

4. Ковалев А. И., Привалов В. П. Анализ финансового состояния предприятия. М.: Центр экономики и маркетинга, 2001.

5. http://www.utair.ru.

6. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. М.: ООО «Новое знание», 2009.

7. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Минск: ООО «Новое знание», 2000.

8. Кариова Г. А. Анализ финансовой устойчивости коммерческих организаций // http://www.gasu.ru/vmu/arhive.

Готовится к выпуску

Издательством Санкт-Петербургской академии управления и экономики готовится к печати очередной выпуск журнала «Ученые записки Санкт-Петербургской академии управления и экономики»

№ 4, 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.