Научная статья на тему 'Финансовый анализ как инструмент антикризисного управления авиапредприятием'

Финансовый анализ как инструмент антикризисного управления авиапредприятием Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
205
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АНТИКРИЗИСНАЯ ПРОГРАММА / ANTI-CRISIS PROGRAM / ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ / FINANCIAL ANALYSIS / ДИАГНОСТИКА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ / DIAGNOSTICS OF FINANCIAL STATE / КОЭФФИЦИЕНТНЫЙ АНАЛИЗ / COEFFICIENT ANALYSIS / ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТЬ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / STRATEGIC PLANNING / ГЕНЕРАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ / GENERAL STRATEGY / ФИНАНСОВАЯ СТРАТЕГИЯ / FINANCIAL STRATEGY / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ / FUNCTIONAL STRATEGY / PAYING CAPACITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фомина Ирина Александровна, Пирог Анна Игоревна, Воронцова Александра Михайловна

Статья посвящена изучению роли финансового анализа в антикризисном управлении предприятием. Авторы отмечают, что диагностика финансового состояния предприятия включает анализ отдельных элементов финансового состояния предприятия, выполняемый на основе стандартных методов. Анализ проводится путем сопоставления фактически полученных показателей индикаторов с рекомендуемыми значениями в целях выявления величины отклонений в динамике. Диагностика финансового состояния обеспечивает раннее обнаружение признаков кризисного состояния предприятия и позволяет принять оперативные меры по их нейтрализации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Фомина Ирина Александровна, Пирог Анна Игоревна, Воронцова Александра Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Financial analysis as an instrument of air company anti-crisis management

The article is devoted to the studying of the financial analysis role in company anti-crisis management. The authors note that diagnosis of financial condition includes standard methods-based analysis of separate elements of financial state. The analysis is made through comparison of actual figures indicators with recommended values in order to identify derivation rate in the dynamics. Diagnostics of financial state provides early detection of companys recessionary condition and allows to undertake operational measures on their neutralization.

Текст научной работы на тему «Финансовый анализ как инструмент антикризисного управления авиапредприятием»

Финансовый анализ

как инструмент антикризисного

управления авиапредприятием

Financial analysis as an instrument of air company anti-crisis management

УДК 330.44

Фомина Ирина Александровна

профессор Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации, кандидат экономических наук, доцент 196210, Санкт-Петербург, ул. Пилотов, д. 38

Fomina Irina Aleksandrovna

196210, Saint-Petersburg, ul. Pilotov, 38

Воронцова Александра Михайловна

аспирант Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации

196210, Санкт-Петербург, ул. Пилотов, д. 38

Vorontsova Aleksandra Mikhailovna

196210, Saint-Petersburg, ul. Pilotov, 38

Статья посвящена изучению роли финансового анализа в антикризисном управлении предприятием. Авторы отмечают, что диагностика финансового состояния предприятия включает анализ отдельных элементов финансового состояния предприятия, выполняемый на основе стандартных методов. Анализ проводится путем сопоставления фактически полученных показателей — индикаторов с рекомендуемыми значениями в целях выявления величины отклонений в динамике. Диагностика финансового состояния обеспечивает раннее обнаружение признаков кризисного состояния предприятия и позволяет принять оперативные меры по их нейтрализации.

The article is devoted to the studying of the financial analysis role in company anti-crisis management. The authors note that diagnosis of financial condition includes standard methods-based analysis of separate elements of financial state. The analysis is made through comparison of actual figures - indicators with recommended values in order to identify derivation rate in the dynamics. Diagnostics of financial state provides early detection of company's recessionary condition and allows to undertake operational measures on their neutralization.

Ключевые слова: антикризисная программа, финансовый анализ, диагностика финансового состояния, коэффициентный анализ, платежеспособность, стратегическое планирование, генеральная стратегия, финансовая стратегия, функциональная стратегия

Keywords: anti-crisis program, financial analysis, diagnostics of financial state, coefficient analysis, paying capacity, strategic planning, general strategy, financial strategy, functional strategy

Финансовый анализ с точки зрения антикризисного управления является одним из наиболее важных инструментов, овладение которым способствует принятию обоснованных управленческих решений. Он пред-

Пирог Анна Игоревна

аспирант Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации

196210, Санкт-Петербург, ул. Пилотов, д. 38

Pirog Anna Igorevna

196210, Saint-Petersburg, ul. Pilotov, 38

<

O.

Ш ©

0

о; <

1

CÍ Ш

0.

^

I

О m О

0

1 с

I

s

e

ставляет собой исследование и оценку финансовых результатов и финансового состояния предприятия.

Основной целью финансового анализа является получение ключевых, наиболее информативных параметров, дающих объективную картину финансового состояния предприятия, его прибыли и убытков, изменений в структуре активов, пассивов.

Результаты финансового анализа способствуют росту информированности администрации предприятия и других заинтересованных пользователей экономической информации (субъектов анализа) о состоянии предприятия. Они являются основой для выбора конкретных решений, направленных как на достижение главной цели деятельности предприятия, так и на реализацию планов в отношении этого предприятия со стороны других субъектов экономических отношений [1].

Диагностика финансового состояния предприятия выполняется для раннего обнаружения признаков его кризисного состояния, вызывающих угрозу банкротства, дальнейшей разработки комплекса предложений и рекомендаций, предполагающего, с одной стороны, восстановительные меры, с другой — структурную перестройку, осуществление мероприятий по использованию выявленных в результате диагностики резервов повышения эффективности функционирования.

Широкое распространение в практике финансового анализа получил коэффициентный анализ, при котором различные стороны и параметры финансового состояния организации характеризуются с помощью соотношений показателей. Они либо уже содержатся, либо вычисляются по данным бухгалтерской отчетности.

При осуществлении коэффициентного анализа основное значение имеют выводы, которые могут быть сделаны на базе вычисления коэффициентов, а для этого необходимо четко представлять их «экономический смысл».

Следует отметить, что финансовые коэффициенты, используемые в экономической литературе, многочисленны и многообразны. Их принято классифицировать исходя из того, какую из сторон финансового состояния предприятия они характеризуют. Среди них можно выделить следующие: коэффициенты оценки ликвидности, платежеспособности, финансовой устойчивости, деловой активности, рентабельности [2].

< Согласно приказу № 227 от 22 июля 2000 г ФСВТ ^ России «Об усилении финансово-экономического кон-о троля за лицензируемыми и сертифицируемыми ви-5 дами авиационной деятельности», все авиапредприя-н тия, а к ним относятся юридические лица независимо Е^ от их организационно-правовой формы или формы £ собственности, имеющие основными целями своей ^ деятельности осуществление за плату воздушных песо ревозок пассажиров, багажа, грузов, почты и/или вы-о полнение авиационных работ, обязаны проходить кон-

< троль по 27 коэффициентам, которые группировались х по вышеуказанным показателям, дополняя данный пе-е речень показателем стоимости чистых активов [3].

Понятия платежеспособности и ликвидности характеризуют финансовое состояние предприятия с точки зрения краткосрочной перспективы и риска банкротства.

Коммерческих кредиторов, как правило, интересует способность предприятия отвечать по своим обязательствам перед ними. Государство интересуют возможности предприятия по оплате обязательных платежей (налогов и взносов), акционеров и инвесторов — риск потери вложений в результате банкротства предприятия.

Платежеспособность — это свойство финансового состояния предприятия, отражающее возможности своевременно и в полном объеме произвести расчеты по денежным обязательствам и обязательным платежам. Примеры подобных операций — расчеты с поставщиками за полученные товарно-материальные ценности и оказанные услуги, с банком — по ссудам, с работниками — по оплате труда и т. п. [2].

Понятно, что чем больше текущие доходы предприятия по отношению к его обязательствам, тем предприятию объективно легче по ним расплачиваться.

Платежеспособность можно оценить по соотношению выручки, получаемой предприятием, и его обязательств на конец отчетного периода.

Степень платежеспособности по текущим обязательствам определяется как отношение текущих заемных средств (краткосрочных обязательств) организации к среднемесячной выручке.

Чтобы удовлетворить требования кредиторов, предприятие может пойти также на меры, связанные с продажей имущества (активов), например при нехватке доходов от текущей деятельности. В этом случае чем выше способность активов трансформироваться в денежные средства, тем легче предприятию расплатиться по долгам. Такая способность активов называется ликвидностью, она также применяется для оценки платежеспособности.

Степень ликвидности определяется продолжительностью временного периода, в течение которого эта трансформация может быть осуществлена. Чем короче период, тем выше ликвидность данного вида активов.

Количественно ликвидность характеризуется специальными и относительными показателями — коэффициентами ликвидности.

Активы предприятия подразделяются на внеоборотные и оборотные. Для оценки платежеспособности предприятия анализируется ликвидность, мобильность текущих активов.

Общая идея такой оценки заключается в сопоставлении текущих обязательств и активов, используемых для их погашения. С позиции мобильности текущие активы обычно разделяют на следующие три группы.

Первая группа: денежные средства; краткосрочные финансовые вложения. Вторая группа: показа-76

тели группы I; дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев; прочие оборотные активы. Третья группа: показатели групп I и II; дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются через 12 месяцев; запасы.

Исходя из описанной классификации текущих активов, рассчитывают коэффициенты ликвидности [Там же].

Коэффициент покрытия равен отношению оборотных активов организации к текущим обязательствам и характеризует платежные возможности организации при условии погашения всей дебиторской задолженности (в том числе «невозвратной») и реализации имеющихся запасов (в том числе неликвидов). Он дает общую оценку ликвидности активов коммерческой организации, показывая, в какой мере текущие кредиторские обязательства обеспечиваются материальными оборотными средствами. Его экономическая интерпретация очевидна. Она показывает, сколько рублей финансовых ресурсов, вложенных в оборотные активы, приходится на 1 руб. текущих обязательств. Кроме того, этот показатель характеризует платежные возможности организации при условии погашения всей дебиторской задолженности и реализации всех имеющихся запасов.

Коэффициент текущей ликвидности определяется соотношением стоимости оборотных средств организации и ее текущих обязательств за вычетом из последних стоимости средств, не являющихся кредитами банков и займами, а также кредиторской задолженностью организации.

На практике данный показатель в большинстве случаев отличается от коэффициента покрытия и, так же как последний, отражает способность предприятия оплатить текущие обязательства за счет всей суммы оборотного капитала.

Значение коэффициента зависит от отраслевой принадлежности предприятия. Считается нормальным, когда коэффициент текущей ликвидности примерно равен 2, что было зафиксировано в постановлении Правительства РФ от 20 мая 1994 г. № 498 «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий».

Согласно методике Федеральной службы по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению, существовавшей до 2004 г., анализ и оценка структуры баланса предприятия предполагают расчет следующих показателей:

• коэффициент ликвидности;

• коэффициент обеспеченности собственными средствами, который характеризует наличие собственных оборотных средств у предприятия, необходимых для его финансовой устойчивости;

• коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности, характеризующий наличие реальной возможности у предприятия восстановить либо утратить свою платежеспособность в течение определенного периода.

Основанием для признания структуры баланса неудовлетворительной, а предприятия — неплатежеспособным является выполнение одного из следующих условий: коэффициент текущей ликвидности менее 2; коэффициент обеспеченности собственными средствами менее 0,1.

Необходимо отметить, что в практике работы российских предприятий указанное значение показателя текущей ликвидности (> 2) не соблюдается.

Наиболее характерно наличие паритета между оборотными активами и текущими обязательствами

предприятий, что приводит к примерному равенству показателя 1.

В современных российских условиях можно рекомендовать в качестве приемлемого уровня коэффициента текущей ликвидности 1,2-1,5. Обычно рост показателя в динамике рассматривается как положительная характеристика финансово-хозяйственной деятельности. Вместе с тем слишком большое его значение (например, по сравнению со среднеотраслевым) нежелательно, так как может свидетельствовать о неэффективном использовании ресурсов, замедлении скорости оборота, неоправданном росте дебиторской задолженности.

Согласно «Методическим рекомендациям по оценке финансово-экономического состояния и экономической эффективности деятельности юридических лиц, подавших заявку в уполномоченный орган в области гражданской авиации на получение сертификата экс-плуатанта для выполнения коммерческих воздушных перевозок, и юридических лиц, имеющих сертификат эксплуатанта и выполняющих коммерческие воздушные перевозки» от 1 апреля 2010 г. № 23-р, показатель текущей ликвидности рассчитывается как отношение текущих активов предприятия, за вычетом дебиторской задолженности сроком погашения свыше 12 месяцев, к сумме текущих обязательств (рекомендуемое значение — 1,15-1,3) [4].

Коэффициент быстрой ликвидности вычисляется как отношение стоимости ликвидных активов, включающих в себя денежные средства и краткосрочные финансовые вложения, дебиторскую задолженность, платежи по которым ожидаются в течение 12 месяцев, и прочие оборотные активы, к текущим обязательствам и характеризует ожидаемую платежеспособность предприятия на период, равный среднему сроку погашения дебиторской задолженности.

В западной экономической литературе считается, что значение коэффициента быстрой ликвидности должно быть не менее 1. При анализе динамики этого показателя необходимо обращать внимание на факторы, обусловившие его изменение. Так, если рост был связан в основном с возрастанием неоправданной дебиторской задолженности, вряд ли это характеризует финансово-хозяйственную деятельность с положительной стороны.

Наиболее наглядным критерием оценки платежеспособности является коэффициент абсолютной ликвидности, который равен отношению стоимости наиболее ликвидных активов к текущим обязательствам и характеризует платежеспособность предприятия на дату составления баланса, показывает, какая часть краткосрочных заемных обязательств может быть погашена немедленно.

Какие-либо более или менее обоснованные удовлетворительные значения этого коэффициента отсутствуют, так как управление денежными средствами, в частности определение оптимального остатка средств на счете и в кассе, особенно в условиях становления рыночных отношений, вряд ли поддается стандартизации.

Стабильность успешной работы предприятия в долгосрочной перспективе связана с общей структурой финансов предприятия, степенью его зависимости от внешних кредиторов и инвесторов, условиями на которых привлечены и обслуживаются внешние источники средств.

Залогом выживания и основой стабильного положения предприятия служит его финансовая устойчивость, т. е. такое состояние финансов, которое если

не гарантирует, то хотя бы создает предпосылки для <

постоянной платежеспособности. ^

Выбор показателей для анализа финансовой устой- о

чивости организации должен способствовать решению 5

поставленной задачи: оценить финансовую устойчи- н

вость на основе данных бухгалтерской отчетности. Е^

п Ш

В отечественной экономической литературе дис- ^ кутируются вопросы о количестве коэффициентов, ^ используемых в анализе устойчивости финансового ш состояния. Высказывается мнение, что их слишком о много и это занимает дополнительное время, услож- < няя процесс обобщения результатов анализа. ^

В зарубежной практике для оценки жизнедеятель- е ности предприятия используются обобщающие показатели, рассчитанные по методу мультипликативного дискриминантного анализа, — интегральные показатели; широко применяются многофакторные прогнозные модели известных экономистов Э. Альтмана, Р. Тафлера, Г. Тишоу, У. Бивера, Дж. Блисса.

Таким образом, наряду с попытками использовать в практике один обобщающий показатель финансовой устойчивости, большинство западных и отечественных ученых отдают предпочтение системе показателей.

При выборе показателей оценки финансовой устойчивости организации необходимо учесть, что некоторые коэффициенты дают повторную информацию о финансовой устойчивости, а другие функционально связаны между собой.

Все это приводит к тому, что на практике для оценки финансовой устойчивости далеко не всегда обязательно пользоваться всем набором коэффициентов. Целесообразно оценить информационную нагрузку каждого коэффициента и в конечном итоге сузить их круг для конкретной работы.

Исследование различных подходов к анализу и оценке финансовой устойчивости организации позволило нам остановить свой выбор на оптимальной, с нашей точки зрения, системе показателей.

Коэффициент соотношения собственного и заемного капитала является одним из наиболее информативных показателей. Он равен отношению суммы долгосрочных и краткосрочных обязательств к собственному капиталу организации. Рост этого показателя свидетельствует об усилении зависимости предприятия от заемного капитала, т. е. о некотором снижении финансовой устойчивости. Рекомендуемое значение показателя — < 1.

Коэффициент финансовой независимости отражает удельный вес собственных средств в общей сумме источников финансирования, его увеличение свидетельствует о росте финансовой независимости.

Доля собственного капитала в оборотных средствах рассчитывается как отношение собственных средств в обороте ко всей величине оборотных средств. Экономический смысл данного показателя был раскрыт выше.

Коэффициент маневренности собственного капитала определяется как отношение собственного капитала в оборотных средствах к сумме собственного капитала. Он показывает, какая его часть используется для финансирования текущей деятельности, т. е. вложена в оборотные средства, а какая капитализирована.

Деловую активность как свойство финансового состояния оценивают показателями оборачиваемости оборотных активов. Такие показатели применяются в двух модификациях:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• средний срок оборота, который вычисляется как

отношение оборотных активов к объему выпущен-

© о

о о

Рис. 1. Анализ соотношения стоимости чистых активов и размера уставного капитала организации Примечание: Блок-схема составлена авторами на основе представленного выше алгоритма анализа чистых активов.

ной продукции за период, умноженное на количество дней или месяцев в отчетном периоде; • коэффициент оборачиваемости (число оборотов) вычисляется как отношение объема выпущенной продукции к оборотным активам. В различных источниках приводятся различные мнения о том, какой измеритель объема выпущенной продукции нужно использовать для оценки деловой активности. Наиболее часто применяются показатели объема произведенной товарной или уже реализованной продукции в отпускных ценах или по себестоимости.

В целях анализа финансового состояния кризисных предприятий с точки зрения дополнительной характеристики платежеспособности целесообразно в качестве указанного измерителя использовать выручку предприятия, полученную за отчетный период.

В качестве параметра суммы оборотных активов обычно используется либо вся сумма оборотных активов, либо элементы структуры оборотных активов: запасы, дебиторская задолженность, активы в расчетах, в производстве.

Коэффициент обеспеченности оборотными средствами — продолжительность периода оборачиваемости оборотных активов — вычисляется путем деления оборотных активов организации на среднемесячную выручку. Он оценивает скорость обращения средств, вложенных в оборотные активы.

Коэффициент оборачиваемости суммы оборотных активов характеризует число оборотов оборотного капитала предприятия в анализируемый период.

Продолжительность периода оборачиваемости запасов оценивает скорость обращения производственных запасов.

Особое значение имеет расчет продолжительность периода оборачиваемости дебиторской задолженности.

Коэффициент оборотных средств в производстве характеризует скорость обращения оборотных активов организации, непосредственно участвующих в производстве.

Коэффициент оборотных средств в расчетах характеризует скорость обращения оборотных активов организации, не участвующих в непосредственном производстве, т. е. определяют средние сроки, на которые выведены из процесса производства оборотные средства, находящиеся в расчетах и на счетах.

Показатель чистых активов. Чистые активы следует признать показателем, имеющим самостоятельное, и весьма важное, значение при оценке финансовой устойчивости организаций.

В частности, снижение величины чистых активов (ЧА) до размеров, меньших зарегистрированного размера уставного капитала (УК), что происходит из-за роста непокрытых убытков, является свидетельством тяжелого финансового положения (причем устойчиво тяжелого) и может рассматриваться как критерий полной утраты финансовой устойчивости. Соответственно проверка соотношения ЧА < УК должна быть обязательным элементом методики анализа финансовой устойчивости. Ее можно осуществлять с помощью коэффициента: К = ЧА/УК, который должен быть значительно больше 1, причем в динамике нежелательно снижение данного показателя.

Необходимо также отслеживать соотношение размера чистых активов и установленного законодательством минимального размера уставного капитала на дату регистрации организации. Известно, что выполнение соотношения ЧА < УКш1п, где УКш1п — минимально допустимый размер уставного капитала, означает не просто утрату финансовой устойчивости, но такую утрату, которая законодательно признается необратимой (согласно Гражданскому кодексу РФ, такая организация должна быть ликвидирована). Соответственно, проверка соотношения чистых активов и уставного капитала обязательно должна проводиться в ходе оценки финансовой устойчивости, например с помощью коэффициента Кш1п = ЧА/УКш1п.

Требования к уровню и к динамике этого показателя — такие же, как и к коэффициенту К. Показатели К и Кш1п можно рассматривать в качестве сигнальных, свидетельствующих соответственно о полной и необратимой утрате финансовой устойчивости. Их следует оценивать на первом этапе анализа: вначале рассчитывать коэффициент К — если его величина окажется меньше 1, рассчитать коэффициент Кш1п. Если и этот показатель окажется меньше 1, оценку финансовой устойчивости следует завершить, сделав вывод об ее утрате и невозможности восстановления [5].

Нами приведена блок-схема анализа соотношения стоимости чистых активов и размера уставного капитала организации (см. рис. 1).

Чистые активы организации также должны быть объектом исследования финансового аналитика при оценке инвестиционной привлекательности организации со стороны инвесторов и кредиторов.

Понятие «чистые активы» введено в Гражданском кодексе Российской Федерации для оценки степени ликвидности хозяйствующих субъектов различных организационно-правовых форм.

Чистые активы акционерных обществ рассчитываются в соответствии с утвержденным порядком,

согласно приказу Минфина и Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 29 января 2003 г. № Юн, 03-6/пз «Об утверждении порядка оценки стоимости чистых активов акционерных обществ» [6].

Для оценки стоимости чистых активов акционерного общества составляется расчет по данным бухгалтерской отчетности. В состав активов, принимаемых к расчету, включаются: внеоборотные активы, отражаемые в первом разделе бухгалтерского баланса, — нематериальные активы, основные средства, незавершенное строительство, доходные вложения в материальные ценности, долгосрочные финансовые вложения, прочие внеоборотные активы, включая величину отложенных налоговых активов; оборотные активы, отражаемые во втором разделе бухгалтерского баланса, — запасы, налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям, дебиторская задолженность (за исключением задолженности участников (учредителей) по взносам в уставный капитал), краткосрочные финансовые вложения, денежные средства, прочие оборотные активы.

В состав пассивов, принимаемых к расчету, включаются: долгосрочные обязательства по займам и кредитам и прочие долгосрочные обязательства, включая величину отложенных налоговых обязательств; краткосрочные обязательства по займам и кредитам; кредиторская задолженность; задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов; резервы предстоящих расходов; прочие краткосрочные обязательства.

Оценка стоимости чистых активов производится акционерным обществом ежеквартально и в конце года на соответствующие отчетные даты. Информация о стоимости чистых активов раскрывается в промежуточной и годовой бухгалтерской отчетности.

Для обществ с ограниченной ответственностью и государственных унитарных предприятий законодательного порядка нет, но расчет чистых активов происходит так же, как и в акционерных обществах.

Показатель чистых активов — это один из важнейших показателей финансовой устойчивости авиапредприятия, который контролируется государственными службами гражданской авиации.

Рентабельность продаж (эффективность управления) — это отношение эксплуатационной прибыли к эксплуатационным доходам.

Данный показатель на основе рекомендаций ИКАО применяется в мировом авиатранспортном бизнесе для оценки экономической эффективности функционирования авиапредприятий.

В международной практике для обеспечения системного подхода при факторном анализе динамики прибыли и прогнозирования ее величины используется метод маржинального анализа.

Итоги проведенного нами анализа показывают, что первостепенное значение в антикризисном менеджменте приобретает разработка и практическая реализация системы мер, обеспечивающих вывод компании из кризисной ситуации.

Выбор совокупности мер, оптимальных для условий конкретной компании с учетом отраслевой специфики, представляет собой достаточно сложную задачу. Необходимо отметить, что сроки реализации данных мероприятий крайне ограничены, ведь резервных фондов уже, как правило, нет, а финансовые вливания извне исключены.

Для принятия обоснованных управленческих решений необходимо, прежде всего, провести анализ реальных возможностей компании. Наиболее эф-

фективным в данном случае является SWOT-анализ, < получивший свое наименование по первым буквам ^ английских слов strengths (достоинства), weaknesses о (недостатки), opportunities (возможности), threats (угро- 5 зы) [2]. i

При проведении SWOT-анализа изучаются динами- Е^ ка и тенденции ключевых показателей деятельности £ компании, состояние ресурсов, имеющихся возмож- ^ ностей, сильных и слабых сторон. со

Внутренние проблемы компании, как правило, ре- о шаются проще, чем те, которые связаны с потреби- < телями, поставщиками, контактными аудиториями и ^ другими факторами внешней среды. Тщательно из- е учается состояние ресурсов и преимущества, которые имеет компания.

При оценке сильных и слабых сторон деятельности компании обычно наиболее тщательно анализируются: физические активы — земля, здания и сооружения, оборудование, транспортные средства, наличные денежные ресурсы, товарно-материальные запасы, ценные бумаги; трудовые ресурсы — управленческий персонал, специалисты, квалифицированные рабочие; деловая репутация компании, ее работ, услуг, клиентуры и инвесторов, а также положение на целевом рынке конкретных услуг на текущий момент.

Достоинства и слабые стороны бизнеса имеют различное значение для разных компаний. Их нужно оценить, ранжировать по степени значимости, отдавая приоритет наиболее важным с учетом целей и задач антикризисного управления компанией. При этом учитываются следующие особенности использования SWOT-анализа:

• все материалы анализируются в динамике, чтобы своевременно отследить появление возможных новых препятствий для упрочения бизнеса в целях их преодоления или нивелирования;

• очень важно вовремя обнаружить вновь открывшиеся возможности, чтобы эффективно задействовать их раньше конкурентов;

• при корректировке плана действий на рынке услуг, оказываемых клиентам, принимаются во внимание изменения программы действий основных конкурентов, а также внедряемые ими эффективные нововведения.

Исследуются, прежде всего, факторы внешней среды, на которые обычно сложно воздействовать, поэтому к ним приходится приспосабливаться (адаптироваться), а после этого — факторы внутренней среды. Первостепенное внимание уделяется исследованию потенциалов развития отрасли и региона, оцениваются реальные рыночные перспективы компании.

Тщательно изучаются внутренние факторы развития производства с точки зрения его совершенствования, устранения излишних производственных звеньев, ликвидации нерентабельных или малорентабельных производств. Особенности анализа внешних и внутренних причин кризиса и условий оздоровления компании приведены на рис. 2 [Там же].

После того как выявлены сильные и слабые стороны компании и ее реальные возможности, делается выбор стратегии антикризисного управления, которая должна послужить основой разработки программы оздоровления.

Основные параметры, которые учитываются при определении характера антикризисной политики, приведены на рис. 3 [Там же].

На рис. 4 ниже представлена схема организации процесса стратегического планирования авиакомпании [1].

© о

Анализ внутренней среды:

• структура организации;

• состояние активов;

• производство;

• издержки;

• маркетинг;

• финансы и учет;

• персонал

Анализ внешней среды

Макроусловия:

• экономические;

• политические;

• технологические;

• социальные

Микроусловия:

• покупатели;

• поставщики;

• конкуренты;

• рынок рабочей силы;

• законы и государственные органы

о о

Анализ внутренних причин кризиса

Анализ внешних причин кризиса

Рис. 2. Схема анализа внутренних и внешних причин кризиса и условий оздоровления компании

Антикризисная политика

Пассивная: Агрессивная:

• уменьшение затрат; • активный маркетинг;

• сокращение числа подразделении; • поиск новых резервов;

• сокращение численности персонала; • модернизация бизнеса;

• уменьшение объема производства и сбыта • улучшение управления

Антикризисные меры

Тактические:

• ликвидация убытков;

• поиск резервов;

• использование консультантов;

• кадровые изменения;

• отсрочки платежей;

• кредиты;

• укрепление дисциплины;

• прочие меры

Стратегические:

• анализ и оценка потенциала компании;

• производственные планы устранения кризисных явлений;

• увеличение доходов

Рис. 3. Схема выбора антикризисной политики

Миссия авиакомпании

8 К о и К

г

ей К И

о а к н м ф а а о К

Анализ внешней среды, управленческое обследование предприятия

Анализ конъюнктуры и прогнозирование рынка воздушных перевозок

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные цели

->■ Задачи

Анализ стратегических альтернатив

Выбор генеральной стратегии

Генеральная стратегия

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ

Коммерческая Институциональная Транспортного обеспечения перевозок Инвестиционная Финансовая Управления персоналом

Реализация выбранной стратегии

Оценка реализации генеральной стратегии по критерию «Эффективность управления»

Рис. 4. Схема организации процесса стратегического планирования авиакомпании

Таблица 1 <

Типы генеральных стратегий авиакомпаний и методы их реализации ^

№ п/п Типы стратегий Методы реализации

1 Предпринимательская стратегия Принимаются проекты с высокой степенью финансового риска, минимальным количеством действий. Ресурсы недостаточные, поэтому в центре внимания — быстрое осуществление ближайших мер, даже без соответствующей проработки

2 Стратегия динамического роста Постоянное сопоставление текущих целей и ресурсов, создание фундамента для будущего, диверсификация деятельности. Степень риска минимальная

3 Стратегия сохраненного достигнутого уровня прибыльности (ограниченного роста) В центре внимания — сохранение существующего уровня прибылей, даже ценой сокращения объемов деятельности и доли предприятия на рынке

4 Ликвидационная стратегия Продажа активов, устранение возможных убытков. Не уделяется внимание попыткам спасти предприятие

5 Стратегия выживания Основное — спасти предприятие, даже ценой роста кредиторской задолженности. Меры по сокращению затрат и персонала

6 Стратегия обновления Концентрация ресурсов на новом направлении деятельности, смена руководства предприятия, разработка и реализация антикризисной программы

Источник: [1].

Таблица 2

Классификация финансовых стратегий предприятия

Результаты финансово-хозяйственной деятельности РФХД = РФД + РХД

Результаты хозяйственной деятельности (РХД) Результаты финансовой деятельности (РФД)

РФД << 0 (торможение) отток собственных средств РФД и 0 (стабилизация) «Своя игра» РФД >> 0 (ускорение) привлечение заемных средств или инвестиций

РХД >> 0 (экономичный режим затрат — роста) 1 РФХД и 0 Равновесие 4 РФХД > 0 «Рантье» 6 РФХД >> 0 «Холдинг»

РХД и 0 (оптимальный режим затрат — роста) 7 РФХД < 0 Эпизодический дефицит 2 РФХД и 0 Устойчивое равновесие 5 РФХД > 0 «Атака»

РХД << 0 (форсированный режим затрат — роста) 9 РФХД << 0 «Кризис» 8 РФХД < 0 «Дилемма» 3 РФХД и 0 Неустойчивое равновесие

Источник: [1].

Цели и методы реализации генеральной стратегии (табл. 1) антикризисного управления должны соответствовать масштабам кризисного состояния предприятия и учитывать прогноз развития основных факторов, определяющих угрозу банкротства.

Что касается функциональных стратегий, то решающее значение имеет выбор финансовой стратегии, адекватной масштабам кризисного состояния предприятия, при этом необходимо руководствоваться набором возможных финансовых стратегий (табл. 2).

Инструментом реализации генеральной стратегии обновления (табл. 1), выбранной в качестве стратегии антикризисного управления, является комплексная программа, направленная на вывод компании из состояния кризиса. Такая антикризисная программа призвана решать следующие задачи:

• обоснование экономической целесообразности применяемых методов оздоровления компании (стратегий, концепций, проектов);

• расчеты ожидаемых результатов финансовой деятельности, в первую очередь объемов продаж, прибыли, доходов на капитал;

• определение сроков расчетов с кредиторами;

• определение источников для финансирования и реализации выбранной стратегии антикризисного управления и способов концентрации необходимых финансовых ресурсов;

• подбор таких работников (команды), которые способны практически реализовать данную программу [2]. Каждая задача плана оздоровления компании может

быть решена только во взаимосвязи с другими. План служит основой для подбора новых хозяйственных партнеров, он играет важную роль при приглашении на работу необходимых для улучшения положения компании специалистов.

Итак, финансовый анализ проводится с целью раннего выявления признаков кризисного состояния предприятия и дальнейшей разработки мер, направленных на повышение финансовой устойчивости. Особого внимания при этом заслуживает выбор методики проведения финансового анализа.

На основе вышеизложенного можно сделать вывод о приоритетности роли финансового анализа как инструмента антикризисного управления предприятием. Каждый антикризисный управляющий должен в совершенстве владеть методами финансового анализа для успешного выполнения своей миссии.

< Литература

ш

п

0 1. Маслаков В. П., Лебедева М. Ю. Антикризисное управле-

к ние: Учеб. пособие / Университет ГА. СПб., 2006.

^ 2. Антикризисное управление: Учеб. пособие. 2-е изд. / Под

х ред. С. Е. Андреева, Т. П. Анисимовой, В. А. Валяренко. М.:

^ ИНФРА-М, 2008.

Ш

□ь 3. Приказ ФСВТ России № 227 от 20.07.2000 г. «Об усилении финансово-экономического контроля за лицензируемыми и 2 сертификационными видами авиационной деятельности».

о о

4. Методические рекомендации по оценке финансово-экономического состояния и экономической эффективности деятельности эксплуатантов ВС: [Утв.] 01.04.2010 г. № 23 / Мин-во транспорта РФ.

5. Губенко А. В., Смуров М. Ю., Черкашин Д. С. Экономика воздушного транспорта. СПб.: Питер, 2009.

6. Об утверждении порядка оценки стоимости чистых активов акционерных обществ: Приказ Минфина и Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 29 января 2003 г. № Юн, 03-6/пз.

Проблемы реорганизации системы бюджетных учреждений

Problems of budgetary system institutions reorganization

УДК 336.145

Сергейчев Николай Юрьевич

глава местного самоуправления

(г Лысково), кандидат экономических наук

профессор

606210, г Лысково, ул. Ленина, д. 23

БегдеусИеу №ко!ау УипешсИ

606210, Lyskovo, Ы. Lenma, 23

Теплов Сергей Викторович

профессор Нижегородского института менеджмента и права, кандидат технических наук 603062, г Нижний Новгород, ул. Минина, д. 31а

Teplov Sergey Viktorovich

603062, Nizhniy Novgorod, ul. Minina, 31a

Представлен сравнительный анализ различных типов учреждений, оказывающих социальные услуги населению: казенных, бюджетных и автономных; проведены анализ и сравнительная характеристика их преимуществ; определены критериальные показатели экономического и управленческого потенциалов учреждений социальной сферы; проанализированы организационные структуры управления учреждений, предоставляющих социальные услуги населению по критериям связности, прочности, компактности и степени централизации.

The article provides a comparative analysis of different types of institutions which provide social services to the public: state, budgetary and autonomous; it makes an analysis and a comparative characteristics of their advantages; it identifies criteria figures of economic and administrative potentials of social institutions, based on the connectedness, stability, compactness and degree of centralization analyzes administrative organizational structures of institutions, which provide social services to the public.

Ключевые слова: бюджетные учреждения, органы местного самоуправления, качество муниципальных услуг,

Захарова Светлана Германовна

заместитель заведующего кафедрой Нижегородского института менеджмента и бизнеса, кандидат экономических наук, доцент 603062, г Нижний Новгород, ул. Горная,

д. 13

Zakharova Svetlana Germanovna

603062, Nizhniy Novgorod, ul. Gornaya, 13

управленческий потенциал, учреждения социальной сферы, реорганизация, передача полномочий

Keywords: budgetary institutions, self-governing authorities, quality of municipal services, managerial potential, social sphere institutions, reorganization, delegation of power

Согласно принятому Правительством Российской Федерации закону «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» от 8 мая 2010 г. в 2011 г., бюджетные учреждения ожидает глобальная реорганизация.

Целью законопроекта является повышение качества государственных (муниципальных) услуг, которое всегда было предметом постоянного внимания Правительства Российской Федерации. В течение 2009 г. рабочая группа, в состав которой входили сотрудники правительственного аппарата, Министерства финансов и ведущих федеральных министерств, занималась анализом существующей системы оказания государственных (муниципальных) услуг и разработкой методов ее совершенствования, результатом работы которой и является законопроект.

Учитывая, что закон так или иначе коснется многих федеральных органов государственной власти, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, недостаточно ознакомить с его концепцией главных распорядителей средств федерального бюджета и финансовых органов на традиционных совещаниях финансистов. Необходимо представлять его и подробно разъяснять руководителям на местах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.