УДК 330.3
Финансовые власти в борьбе за рост экономики сША
Рассматриваются особенности кредитно-денежной политики сША, построение механизма заимствований, кредитно-денежная политика сША, операции, проводимые на открытом рынке, влияние стимулирующей политики ФРс на экономику сША, политика сдерживания инфляции и роста цен.
Ключевые слова: кредитно-денежная политика; экономика; инфляция; заимствования.
The specific features of the USA monetary policy are considered including such issues as the borrowing mechanism construction, the monetary policy in the USA, transactions carried out on the open market, the impact of the FRS accommodative monetary policy on the USA economy, the disinflation and price restraint policy.
Keywords: monetary policy; economy; inflation; borrowings.
Портной Михаил Анатольевич
д-р экон. наук, профессор, руководитель Центра внешнеэкономических исследований Института США и Канады
E-mail: [email protected]
особенности кредитно-денежной политики сША
Явные тенденции выхода экономики США на траекторию энергичного роста, которые стали проявляться с середины 2013 г., дают нам повод обратиться к некоторым аспектам ее бюджетной и кредитно-денежной политики, имеющей далеко идущие последствия для всей мировой экономики. По примеру властей США после кризиса 2008-2009 гг. многие страны стали накачивать в экономику большие деньги с целью стимулирования экономического роста в условиях недостатка рыночных стимулов. Инициатором и самым активным проводником такой кредитно-денежной политики, основывающейся на бюджетном дефиците, стал центральный банк США — Федеральная резервная система (далее — ФРС). Действия ФРС порождают
немало вопросов, в первую очередь относительно обеспеченности денег, т.е. долларов, которые образуются в результате действий ФРС. Действительно, при выкупе у финансовых институтов долговых обязательств в рамках операций, проводимых на открытом рынке, ФРС выпускает в оборот не обеспеченные товарами доллары, которые эмитированы на основе ее полномочий. Однако при попадании в оборот они становятся покупательным средством для приобретения товаров в США и за их пределами.
Адекватное понимание обеспечения доллара товарами вытекает из общей трактовки денег, которые представляют собой средство выражения стоимости (ценности) товарных ресурсов, участвующих в хозяйственной жизни. В силу известных причин, связанных с лидерством США в мировой экономике, в долларах в наше время выражается стоимость не только циркулирующих на американском рынке товаров, но и части товаров, обращающихся на мировых рынках. Это одно из обстоятельств, предопределяющих значение решений и действий, которые предпринимает ФРС, для других стран. Политика «количественного смягчения», которую ФРС проводит начиная с кризиса 2008-2009 гг., позволяет пополнять объем денежных ресурсов страны при условии ограничения усиления инфляции. При осуществлении такой политики следовало ожидать обесценения доллара и падения его курса против других валют. Но этого не происходит в силу ряда
причин, в том числе из-за применения ФРС механизма заимствований.
Построение механизма заимствований
Для современных аналитиков представляет интерес механизм заимствований, который применяется на финансовом рынке США. Ключевое значение для наших рассуждений имеет понимание феномена сбережений. Еще Дж.М. Кейнс отмечал по этому поводу: «Совокупное превышение дохода над потреблением, которое мы называем сбережениями, не может отличаться от увеличения ценности капитального имущества, которое мы называем инвестициями... Сбережения равны инвестициям» [1, с. 118-119].
Создание сбережений в современной экономике всегда означает предоставление обществу товарного кредита. Следуя теории вменения1, мы исходим из того, что, например, работник получил в виде оплаты труда сумму денег, равноценную стоимости созданной им продукции. Следовательно, для поддержания равновесия в экономике он должен полностью израсходовать свою зарплату на приобретение товаров и тем самым завершить свой процесс обмена ценностями с обществом. Если же работник не израсходовал часть своего дохода, это означает, что определенное количество товаров на соответствующую сумму остается в распоряжении общества в качестве невостребованного остатка. Общество приспосабливается к такой модели поведения и производит на эту сумму капитальные товары вместо потребительских товаров, т.е. ресурсы для инвестиций. Теперь для перевода этих ресурсов в инвестиции должен возникнуть на них денежный спрос. Но деньги остаются пока в распоряжении работника, который еще не решил, куда их поместить. В этой ситуации у него на руках отложенные для сбережений деньги выражают стоимость капитальных ресурсов, фактически принадлежащих ему, но пока не востребованных. Угроза нарушения хозяйственных пропорций остается. Иными словами, ради сохранения равновесия в экономике в той мере, в какой сделаны сбережения, их обладатель должен выступить в качестве
1 Теория вменения (от англ. imputation) — теория, утверждающая, что количественно определенные части продукции и ее стоимости обязаны своим происхождением труду, земле и капиталу (отождествляется со средствами производства).
предпринимателя и запустить в дело инвестиционные ресурсы, приходящиеся на его долю.
Однако не всякий держатель сбережений может и хочет стать предпринимателем, и не на каждую величину сбережений можно создать бизнес. Но если законы рыночной экономики требуют, чтобы владелец указанных ресурсов распорядился ими в качестве капитала, для этого должны быть созданы надлежащие условия. В принципе держатель сбережений может выступить в качестве кредитора или собственника-акционера.
В первом случае работник может поместить свои сбережения на банковский депозит. Тем самым он предоставит обществу денежный кредит, посредством которого становится возможным предъявить спрос на принадлежащие ему инвестиционные ресурсы и запустить их в работу. Держателя сбережений не заботит, кому именно будут предоставлены в кредит его деньги — он передает их в распоряжение общества в целом. Таким образом, он растворяет свой индивидуальный капитал в совокупном капитале общества. Принадлежащие ему инвестиционные ресурсы будут работать как часть совокупного капитала общества и в этом качестве участвовать в создании новой стоимости. Поскольку капитал создает новую стоимость в размере процента, то и вознаграждение, которое получит работник, будет представлено в виде процента. То же самое происходит, когда держатель сбережений приобретает облигацию — он действует в качестве кредитора, с той лишь разницей, что предоставляет кредит адресно: конкретной компании или государству. Но он по-прежнему растворяет свой индивидуальный капитал в практически действующем капитале.
Во втором случае работник решает выступить в роли предпринимателя и для этого покупает обыкновенную акцию. Теперь он становится не кредитором, а собственником. В известном смысле можно считать, что он употребил сбережения для создания своего бизнеса, и, если его средств оказалось недостаточно для владения бизнеса целиком, он ограничится приобретением части акционерной компании, став одним из ее совладельцев. Он не кредитор — он собственник, и в этом состоит его отличие от вкладчика банка или владельца облигации. В качестве собственника он не растворил свой индивидуальный капитал в совокупном капитале общества,
Таблица 1
дефицит федерального бюджета сША, млрд долл. сША
Финансовый год Дефицит 2010 1294,4
2007 160,7 2011 1299,6
2008 458,6 2012 1210,7
2009 1412,7 2013 680
Источники: Economic Report of the President 2013. Wash. 2013. p. 417; Joint Statement of Secretary Lew and OMB Director Burwell on Budget Results for Fiscal Year 2013. 10/30/2013. URL: http://www.treasury.gov/press-center/press-releases/Pages/jl2197.aspx.
а напротив, отдал предпочтение одной фирме из множества других. В качестве собственника он может влиять на результаты деятельности фирмы, и поэтому он будет получать вознаграждение из той части прибыли, которая создается усилиями предпринимателя-собственника (или наемных менеджеров), т.е. из предпринимательского дохода.
В условиях финансового рынка США держатель сбережений может осуществить обе модели поведения прямо или косвенно. Он может поместить свои деньги на депозит в банк или купить облигации, и тогда он выступает в качестве кредитора. Он может купить акции, и тогда он становится акционером, т.е. совладельцем бизнеса. Те же действия в его интересах на полученные от него средства могут совершить институциональные инвесторы — накопительные пенсионные фонды, инвестиционные фонды, страховые компании. В любом случае денежные средства, участвующие в вышеуказанных операциях, обеспечены товарами в полном объеме.
Следуя законам формирования инвестиционного портфеля, наш держатель сбережений поместит часть своих средств из соображений надежности в государственные облигации. Аналогичным образом поступят со своими денежными ресурсами институциональные инвесторы. Потребности участников финансового рынка США и иностранных инвесторов в надежных долговых инструментах предопределяют безопасные размеры дефицита федерального бюджета этой страны [2].
Теперь, с учетом этого обстоятельства, обратимся к вопросу о дефиците федерального бюджета США. В общем случае дефицит считается негативным явлением для государственного бюджета, и поэтому федеральный бюджет США дает обильную пищу для критики, поскольку с 1960 г.
он неизменно сводится с дефицитом, за исключением четырех лет в конце 1990-х гг.
Последствия дефицитного бюджетного финансирования оказались двойственными. С одной стороны, огромные ресурсы, направленные государством в экономику, сделали свое дело, и катастрофического развития событий удалось избежать. Но, с другой стороны, чрезвычайные меры по противодействию кризису в 2008-2009 гг. за счет масштабных программ дефицитного финансирования привели к тому, что государственный долг стал непомерно высоким (табл. 1). Только в 2013 г. во многом в результате острой политической борьбы вокруг этой проблемы в законодательных органах власти дефицит подвергся существенному сокращению.
Обратим внимание на то, что в годы, предшествовавшие кризису 2008-2009 гг., дефицит федерального бюджета США оставался в пределах величин, с которыми финансовый рынок страны мог справиться без чрезмерного напряжения. Это объясняется тем, что на финансовом рынке США, помимо физических лиц и корпораций, значительную роль играют институциональные инвесторы, а также иностранные центральные банки в качестве держателей государственных облигаций.
Однако антикризисная политика изменила сложившуюся ситуацию. Впервые за более чем полувековой период начиная с середины ХХ в. дефициты федерального бюджета США в 2009 г. и последующие годы вышли за допустимые пределы, обусловленные потребностями в безрисковых гособлигациях участников финансового рынка США и иностранных центральных банков для сохранения денежных ресурсов. Пока размеры дефицитов и объемов выпущенных облигаций соответствовали этому спросу, размещение гособлигаций происходило практически
Примечание. Мелкие инвесторы пропущены. МОВ - местные органы власти.
* В табл. 2 представлены данные только об облигациях, выпущенных Минфином США. Кроме них, в конце 2012 г. в обращении находились облигации агентств Фанни Мэй и Фредди Мак на 5,5 трлн долл. США, а также облигации других агентств.
Таблица 2
основные держатели казначейских облигаций сША, млрд долл. сША*
Держатели облигаций 2006 2007 2008 2009 2010 2012
Всего на конец периода 4861,7 5099,2 6338,2 7781,9 9361,5 11569
Домашние хозяйства 394,1 260,4 243,3 764,4 1078,7 1198
Власти штатов и МОВ 516,9 537,6 485,5 505,9 519,8 478
Иностранные держатели 2126,2 2376,4 3251,4 3697,2 4394,1 5526
Монетарные власти 778,9 740,6 475,9 776,6 1021,5 1666
Коммерческие банки 94,9 112,3 93,2 185,4 298,5 243
Институционные инвесторы 825,5 923,6 1410,7 1534,3 1686,1 1906
беспрепятственно. Но при ежегодных выпусках гособлигаций в размере 1,3 трлн долл. США возникла необходимость в специальных усилиях для их размещения в США и за их пределами. При этом доля иностранных держателей гособлигаций США составила около половины их объема в обращении (46-48%). Таким путем издержки преодоления кризисной ситуации в экономике США приобрели глобальный характер, и почти половина их бремени была переложена на иностранных партнеров (табл. 2).
Обратим внимание на то, что и до кризиса 2008-2009 гг. институциональные инвесторы держали 17-18% объема казначейских облигаций в своих портфелях, домашние хозяйства — 5-8%, монетарные власти — 15-16% общего объема.
В то же время не следует упускать из виду, что привлеченные посредством выпуска гособлигаций средства представляют собой сбережения, обеспеченные соответствующим товарным покрытием, и поэтому ни о каких «пустых» долларах в данном случае речи не идет.
Вместе с тем чрезмерно большие величины бюджетных дефицитов и государственного долга США, возникшие в результате подавления кризиса за счет дефицитного финансирования, создают для госорганов реальные проблемы, требующие безотлагательных действий. К таким проблемам относятся трудности привлечения все новых денежных ресурсов по линии заимствований на национальном и мировом финансовом рынке вследствие ограниченности в США и в мире доступных
ресурсов. Сюда же относится проблема зависимости США от крупных держателей гособлигаций, в первую очередь Китая, пакет которого в конце 2013 г. составлял 1317 млрд долл. США [3]. Возникает проблема влияния операций с гособлигациями на финансовом рынке на поведение курса доллара и обратная проблема — влияние колебаний курса доллара на стоимость массива облигаций.
кредитно-денежная политика ФРс
Одновременно с резким возрастанием государственных расходов по программам противодействия кризису 2008-2009 гг. ФРС принимала масштабные меры по устранению негативных воздействий кризиса на банковскую систему страны. Первые проявления кризиса в конце лета 2007 г. в виде крупных потерь банков от обеспеченных ипотекой облигаций потребовали срочного привлечения денежных ресурсов. Поскольку обнаружилась острая нехватка ликвидности в стране, антикризисная политика ФРС сначала была направлена на снижение ставки процента и пополнение банковской системы США ликвидными денежными ресурсами посредством кредитования банков через механизм РЕПО, дисконтного окна и аукционов кредитных ресурсов [4]. Ставка процента, пониженная в несколько приемов с 5,25% в августе 2007 г. до 0,0-0,25% в декабре 2008 г., была призвана создать благоприятные условия для заимствований. Она удерживается на таком исключительно низком уровне несколько послед-
"Показатели округлены. Некоторые статьи опущены. Источник: Monetary Policy Report to the Congress за соответствующие годы. Flow of funds accounts. December 9, 2013. P.74.
Таблица 3
основные показатели баланса ФРс, млрд долл. сША*
Показатели 31.12 2007 31.12 2008 15.07 2009 29.12 2010 28.10 2011 11.07 2012 30.09 2013
Активы, всего 917,9 2241,0 2074,8 2423,5 2928,5 2868,4 3787,1
Кредиты: первичные кредиты аукционы свопы центробанкам 8,6 40,0 24,0 93,8 450,2 553,7 34,74 273,7 111,64 58,0 75 42 99,8 8 29,7 0,2 28.0
Облигации казначейства 740,6 475,9 684,0 1016,1 1672,1 1663,9 2072,3
Облигации агентств, покрытые ипотеками 526,4 992,1 837,3 855,0 1342,1
Облигации др. агентств 0 19,7 101,7 147,5 104,0 91,5 60,7
Обязательства, всего 881,0 2198,8 2025,3 2366,86 2874,7 2813,7 3759,6
Банкноты в обращении 791,7 853,2 870,3 943,7 1034,5 1073,7 1144,8
Резервы (депозиты) депозитных институтов 20,8 860,0 808,8 1025,8 1569,3 1527,6 2232,4
них лет и, по заявлениям руководства ФРС, останется на этом уровне до конца 2014 г., а затем, возможно, еще на какое-то время.
В конце 2007 г. активы на балансе ФРС составляли около 920 млрд долл. США, причем в преобладающей части это были облигации казначейства. Противостоящие им обязательства включали наличные доллары в обращении в размере 800 млрд долл. и, что особенно примечательно, банковские резервы в размере всего около 20 млрд долл. США и еще некоторые менее значительные обязательства [5].
Очень скоро руководство ФРС обнаружило, что только снижения ставки процента недостаточно для противодействия кризисным явлениям. Тем не менее в течение 2008 г. акцент кредитно-денежной политики ФРС еще делался на кредитование банков — объемы кредитования депозитных учреждений резко выросли, в то время как портфель облигаций казначейства уменьшился почти вдвое. В результате этих действий активы ФРС к концу 2008 г. выросли более чем вдвое и превысили 2,2 трлн долл. США. При этом непомерно по сравнению с предыдущими годами увеличились резервы депозитных учреждений, которые составили 860 млрд долл. США. С точки зрения создания новых денег именно этот показатель имеет решающее значение, поскольку банковское кредитование, обусловленное наличием резервов, тесно сопряжено с созданием денег.
В соответствии с действием механизма денежного мультипликатора первоначально выданный кредит, т.е. запущенные в оборот деньги, в ходе оборота умножается. Поэтому, если уж говорить о создании денег центральными банками, в частности ФРС, следует обратить внимание на механизм кредитования банковской системы со стороны центральных банков. Важно при этом учитывать, что центральные банки обычно не предоставляют необеспеченные кредиты, а тем более — безвозвратные ресурсы. Заимствования по линии РЕПО (в США они называются соглашениями с условием обратного выкупа — Repurchasing Agreement) осуществляются под залог надежных гособлигаций, кредитование через дисконтное окно обычно реализуется под залог ценных бумаг, особые кредиты тоже оговариваются специальным образом. Поэтому можно уверенно говорить о создании денег только за счет механизма денежного мультипликатора. Но поскольку у этих денег имеется обеспечение, можно считать, что они гарантированы приростом национального богатства, возникающим за счет применения этих денег для хозяйственной деятельности.
Программы
«количественного смягчения»
Через механизмы кредитования ФРС, однако, не могла пополнить экономику ликвидностью
Таблица 4
Темпы прироста ВВП США после кризиса 2008-2009 гг.,%
Годовые темпы прироста ВВП,%
2010 2011 2012 2013
2,5 1,8 2,8 1,9
Квартальные темпы прироста ВВП США в 2013 г.,%
2013, I кв. 2013, II кв. 2013, III кв. 2013, IV кв.
1,1 2,5 4,1 3,2
Источник: Bureau of Economic Analysis. URL: www.bea.gov.
в достаточно больших масштабах, чтобы, кроме низких ставок процента, банковская система могла обеспечить широкое предложение денежных средств. По мере усиления кризисных явлений меры ФРС все в большей степени прибегает к операциям, проводимым на открытом рынке.
С осени 2008 г. до конца 2009 г. ФРС выкупила казначейские облигации на сумму 300 млрд долл. США, облигаций некоторых агентств на сумму 175 млрд долл. США, а также покрытых ипотеками облигаций агентств на 1,25 трлн долл. США, благодаря чему величина резервов на банковских счетах выросла до небывалой величины по сравнению с 15 млрд долл. США в предыдущие годы [4]. Впоследствии данная программа была названа «Количественным смягчением 1» (Quantitative Easing 1).
Стремление содействовать росту экономической активности побуждает ФРС продолжать пополнение экономики ликвидными деньгами. Следующая программа «Количественного смягчения 2» была осуществлена на сумму 600 млрд долл. США в течение 8 месяцев до середины 2011 г. посредством пополнения на 75 млрд долл. США в месяц. Но и она не дала желаемых результатов. Тогда с осени 2011 г. была запущена программа «Твист» на 400 млрд долл. США до середины 2012 г., в ходе которой ликвидные деньги прямо не участвовали — ФРС выкупала долгосрочные облигации путем их замены на краткосрочные долговые бумаги. Это тоже повышало ликвидность портфелей банков и финансовых институтов, но косвенным путем, что было сочтено менее опасной угрозой инфляции. Летом 2012 г. программа была увеличена на 267 млрд долл. США и продлена до конца года [6].
Наконец, в сентябре 2012 г. ФРС приняла решение ввести в действие программу «Количест-
венного смягчения 3», которая предусматривает выкуп облигаций на сумму 85 млрд долл. США ежемесячно до тех пор, пока значительно не сократится безработица за счет повышения динамизма роста экономики. Несмотря на постоянную критику, ФРС настойчиво продолжала проводить объявленную политику и нагнетать деньги в экономику. В качестве долгосрочной цели была поставлена задача добиться такого роста экономики, чтобы безработица сократилась ниже показателя 6,5% на годовом уровне. При этом ФРС отдавала себе отчет в том, что процесс оживления будет длительным и неустойчивым. Опираясь на разработки экспертов, ФРС исходила из того, что рост экономики в 2010-2013 гг. будет слабым — на уровне 2% в год, и только в 2014 г. может достичь 3% или более в год. При этом инфляция не превысит уровня 2% в год, но безработица, возможно, сократится в 2014 г. до уровня 5% или даже менее [7].
И только когда в декабре 2013 г. появились данные о том, что безработица становится менее 7%, ФРС решила уменьшить размеры выкупа облигаций на 10 млрд долл. США с января, а затем еще на 10 млрд долл. США до 65 млрд долл. США в месяц [8]. К этому времени на балансе ФРС накопилось облигаций на сумму более 4,09 трлн долл. США, и это еще не было пределом, поскольку выкуп, хотя и менее интенсивно, продолжался2. Таким образом, за годы борьбы с кризисом и стимулирования экономического роста в течение 2008-2013 гг. ФРС создала и запустила в экономику более 3 трлн долл. США (табл. 3).
2 Хотя рост экономики США в IV квартале 2013 г. замедлился с 4,1 до 3,2% в годовом выражении, это хорошие темпы. Безработица в декабре сократилась с 7 до 6,7% — минимум с октября 2008 г. См. Жизнь без денег ФРС // Ведомости, 31.01.2014.
Таблица 5
Резервы кредитных институтов сША, млрд долл. сША
Резервы, структура 2000 2007 2010 2012 2013
Всего, в том числе 38,69 43,13 1077,36 1569,02 2541,1
Обязательные 37,38 41,35 70,72 110,27 124,8
Превышение 1,33 1,79 1006,64 1458,75 2416,3
Источник: Данные за 2000-2012 гг. Economic Report of the President, 2013. P.408. За 2013 г. статистика ФРС.
Таблица 6
кредитная позиция коммерческих банков сША, млрд долл. сША
Кредитная позиция 2000 2007 2010 2012 2013
Всего, в том числе 5023,8 8895,2 9184,1 9949,1 10079,6
Облигации в портфеле 1174,2 2103,6 2429,6 2742,8 2716,6
Кредиты и займы, выданные 3849,6 6791,6 6754,5 7206,3 7363,0
Источник: Данные за 2000-2012 гг. Economic Report of the President, 2013. P. 409., За 2013 г. статистика ФРС.
То обстоятельство, что экономика стала проявлять заметный динамизм только со второй половины 2013 г., порождает вопросы, в какой мере стимулирующая политика ФРС способствовала этому, и не следует ли отнести этот рост на счет более основательных причин типа отложенного спроса и структурного обновления. Однако данное соображение не означает, что стимулирующая политика ФРС была излишней, так как она создала исключительно благоприятную обстановку для оживления экономики.
Теперь, когда экономика США после долгих ожиданий все-таки демонстрирует достаточно динамичные темпы развития, настойчивость ФРС в проведении экспансивной денежно-кредитной политики выглядит оправданной. Ранее предполагалось, что в дополнение к установившимся низким ставкам процента появившиеся в распоряжении финансовых институтов новые деньги привлекут предпринимателей и станут катализатором оживления и роста экономики. Приведенные в табл. 4 данные показывают, что некоторое ускорение роста отмечается только во второй половине 2013 г.
влияние стимулирующей политики ФРс на экономику сшА
Следует учитывать то обстоятельство, что стимулирующая политика ФРС оказывает на экономику США многостороннее влияние, которое далеко не исчерпывается увеличением денежных ресур-
сов и поэтому требует многостороннего анализа и оценки.
Начнем с того, что столь массированный выкуп облигаций был проведен впервые в практике государственного регулирования экономики. В результате политики ФРС осуществлена «расчистка» портфелей финансовых институтов, и им были предоставлены денежные средства в порядке возмещения проблемных ценных бумаг. Практически впервые ФРС, кроме облигаций казначейства, провела массивный выкуп обеспеченных ипотеками облигаций агентств. Можно предполагать, что путем проведения такой «расчистки» банковских балансов ФРС предотвратила массовое банкротство банков под тяжестью обесцененных активов.
Проводя выкуп «токсичных» облигаций у финансовых институтов, ФРС фактически выступает в качестве уполномоченного посредника, который позволяет финансовым институтам конвертировать в ликвидные деньги часть хранящихся у них сбережений в форме облигаций, не ожидая, пока эти деньги будут выплачены эмитентами данных облигаций.
Для держателей проблемных долговых обязательств, которых ФРС освободила от этого бремени, возможность получения денег является неоценимым благом. Поскольку на приобретение облигаций в свое время были потрачены реально обеспеченные деньги, то и возвращение этих денег вместо проблемных долгов можно
расценивать как «нечаянную радость», но не как появление «пустых» долларов. Поскольку дальнейшая судьба выкупленных долговых обязательств будет зависеть от операций, осуществляемых на балансе ФРС за пределами реальной экономики, она не заботит тех, кто от них избавился. Все это означает, что вопрос о создании центральным банком США ликвидных денег в ходе проводимой им кредитно-денежной политики не столь прост, как его представляют сторонние наблюдатели.
сдерживание инфляции и роста цен
Особенностями взаимодействия американских банков с ФРС можно объяснить то обстоятельство, что, несмотря на нагнетание в банковскую систему огромной массы денежных ресурсов в период 2008-2013 гг., в США не происходило усиления инфляции, и рост цен оставался в пределах менее 2% в год.
Дело в том, что взаимодействие ФРС с находящимися в сфере его влияния банками происходит через один счет, на котором эти банки хранят в ФРС свои обязательные резервы, которые принято называть федеральными фондами (табл. 5). До недавнего времени резервный счет был беспроцентным, банки не были заинтересованы держать там избыточные средства и охотно продавали их своим партнерам, у которых возникала недостача средств против установленного норматива. Ставка процента по этим операциям устанавливается ФРС, и она всегда обозначает минимальное значение процентной ставки в стране. Именно эту ставку в пределах 0,0-0,25% ФРС установила с конца 2008 г. и намерена удерживать еще около двух лет. При насыщенности банков деньгами реальная ставка на рынке составляет примерно 0,1% в последнее время.
В результате операций ФРС на открытом рынке деньги начисляются банкам на их резервный счет в ФРС. Далее они могут трансформироваться в кредиты предпринимателям или иные активы. В этом случае начинает действовать банковский мультипликатор, и деньги, запущенные в экономику, в ходе своего движения будут множиться в соответствующей пропорции.
При рассмотрении показателей кредитной активности американских банков (табл. 6) можно видеть, что многократное увеличение денежных ресурсов на резервных счетах банков не привело к пропорциональному увеличению размеров кредитования экономики. Накачанные в банки
деньги остаются в значительной части невостребованными, и это может служить одним из объяснений сохранения сравнительно низких показателей инфляции.
выводы
Резюмируя изложенное, следует отметить, что массированное дефицитное финансирование экономики и нагнетание денежной ликвидности стали ответом властей США на вызовы кризиса 2008-2009 гг. и последующее трудное оживление экономики. Эта политика создает новые проблемы финансового регулирования, которые государству предстоит решать в США в предстоящие годы. Вместе с тем новые масштабы применения финансовых рычагов в США для исправления возникающих в рыночной экономике перекосов наглядно демонстрируют, что тесное и масштабное взаимодействие государства и рынка является обязательным условием современного экономического развития.
литература
1. Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. М.: Прогресс. 1978. С. 118119.
2. Портной М.А. Бюджетный дефицит и государственный долг США: страхи и реальные проблемы // Бизнес и банки, 2011. № 10 (1039).
3. URL: www.treasury.gov 8 February 2014.
4. Vice Chairman Donald L. Kohn. The Federal Reserve's Policy Actions during the Financial Crisis and Lessons for the Future. Speech At the Carleton University, Ottawa, Canada. May 13, 2010.
5. Monetary Policy Report to the Congress. July 21, 2009. P.26.
6. Lacker: More Fed Stimulus Won't Help Economy, May Stoke Inflation. Moneynews. com 22 June, 2012.
7. Monetary Policy Report to the Congress. July 11 2012. P.44.; IMF. World Economic Outlook. October 2012. P.3.
8. The Federal Reserve: Looking Back, Looking Forward. Remarks by Ben S. Bernanke, Chairman Board of Governors of the Federal Reserve System, at Annual Meeting of the American Economic Association Philadelphia, Pennsylvania, January 3, 2014.; Federal Reserve Press Release. January 29, 2014.