ФИНАНСОВЫЕ ПИРАМИДЫ В РОССИИ: НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ1
А. В. ГУСЕВ,
аспирант Финансового университета при Правительстве РФ
ЧАСТЬ 2. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ЭТАПЫ
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ ПИРАМИД
Если исходить из того, что финансовая пирамида - это ситуация, возникающая в связи с привлечением денежных средств от инвесторов в некоторый инвестиционный проект, когда текущая доходность проекта оказывается ниже ставки привлечения инвестиций, и тогда часть выплат по вкладам инвесторов производится не из выручки (прибыли) проекта, а из средств новых инвесторов, и закономерным итогом такой ситуации является банкротство проекта и убытки последних инвесторов, то финансовая пирамида может быть реализована двумя способами.
1. Первый, самый примитивный вариант финансовой пирамиды выглядит так: организатор пирамиды берет на себя обязательства выплатить вкладчику дивиденды, на порядки превышающие рыночные проценты по его вкладу. При этом на этапе роста эти дивиденды действительно выплачиваются - но за счет вкладов, сделанных последующими поколениями вкладчиков.
Особенности пирамиды первого рода: привлечением вкладчиков занимается сам организатор - как правило, тем, он сам рекламирует свою пирамиду в СМИ. «Сарафанное радио» тоже работает - люди передают друг другу новость о небывалых процентах по вкладу - но доход вкладчика не зависит от того, придет ли кто-нибудь вкладывать деньги в пирамиду по его рекомендации, или нет. Вторая особенность такого сорта пирамиды - она неминуемо рухнет, по причине отсутствия в стране промышленного производства или инвестиционного продукта, которые могли бы обеспечить организатору пирамиды доход, покрывающий взятые им на себя обязательства.
2. В построении финансовой пирамиды второго вида используется сетевой принцип. Вкладчик такой финансовой пирамиды не получает от ее организатора ни гарантий выплаты фиксированного
процента по вкладу, ни гарантий его возврата. Вернет ли он свой вклад, и получит ли он на этот вклад какой-нибудь доход, зависит только от него самого. От его способности убедить кого-либо в выгодности участия в пирамиде, от того, насколько много людей придет за ним в пирамиду. Часть денег, вложенных в пирамиду пришедшими за ним - присоединившимися к цепочке, в которой он является первым звеном, - и есть те деньги, на которые он может рассчитывать.
Особенность пирамиды второго рода: привлечением новых вкладчиков занимаются в основном сами же вкладчики. Есть еще и такая особенность - организатор финансовой пирамиды второго вида в любой момент в состоянии выполнить свои обязательства перед вкладчиками - если, конечно, не захочет присвоить себе деньги, которые он обязан им выдать. Поскольку обязательства у него следующие: аккуратно вести учет цепочек взаимного привлечения вкладчиков, правильно рассчитывать суммы, причитающиеся вкладчикам - звеньям этих цепочек. А также вовремя передавать вкладчикам начисленные, причитающиеся им суммы.
Финансовые пирамиды второго вида бывают чистого и смешанного вида. В первом случае по цепочкам распределяются сделанные вкладчиками единоразовые вступительные взносы, во втором случае заплативший вступительный взнос вкладчик для того, чтобы остаться в пирамиде (или для того, чтобы получить более выгодный алгоритм расчета выплачиваемого ему дивиденда) должен периодически делать дополнительные взносы.
Вариантом финансовых пирамид являются компании так называемого сетевого маркетинга. В этих компаниях аналогом взносов является первичный (а также последующие) выкуп у компании партии ее «продукта». Торговая наценка, содержащаяся в цене продаваемого продукта, распределяется по цепочке взаимного привлечения - так же, как по цепочке вкладчиков финансовой пирамиды распределяются сделанные ими «добровольные» взносы. Правила, по которым распределяются названные денежные средства, в компаниях сетевого маркетинга носят название «маркетинговый план».
Однако в предельном случае - когда торговая наценка на продающиеся компанией товары сравнивается с наценкой, применяемой к подобным товарам в обычной, розничной торговле - обвинение компании сетевого маркетинга в мошеннической деятельности, в организации финансовой пирамиды становится неправомерным. В этом случае сетевая компания из организатора финансовой пирамиды превращается в организатора торговли, основанной на новых, сетевых принципах. Это очень важный момент, который поможет нам понять, что построенная на принципах Золотой Лестницы иерархия - это целая социальная технология, которая способна обратить в свою веру весь цивилизованный мир.
Многие ошибочно считают, что понятия «финансовая пирамида» и «мошенничество» обозначают одно и то же, но это не совсем так. Причинами возникновения финансовой пирамиды могут быть также ошибки в финансовых расчетах проекта. Увидев свои ошибки, инициатор проекта привлекает дополнительное финансирование, надеясь исправить сложившуюся ситуацию. А на практике получается, что большая часть денег идет на погашение обязательств перед ранними инвесторами. Получается замкнутый круг, который тем не менее также можно называть финансовой пирамидой.
Рассмотрим два вида компаний-пирамид, работающих на рынке финансовых и страховых услуг.
Например, на вполне законных основаниях можно организовать так называемый кредитный потребительский кооператив граждан (КПКГ). Такие кооперативы работают по той же схеме, что и банки. Привлекают вклады и выдают населению кредиты и займы по принципу народной кассы
взаимопомощи. Эта идея хорошо работает в основном в небольших коллективах, где все друг друга знают и друг другу доверяют, например, на селе или в небольшой организации. Принципиальное отличие КПКГ от банков состоит в том, что такие организации практически бесконтрольны. И этим часто пользуются мошенники. А раз нет постоянного государственного контроля, то увеличивается риск того, что такой кооператив может в одночасье рухнуть. Конечно, это не означает, что любой КПКГ - это финансовая пирамида.
Действующие кредитные кооперативы работают на основании Федерального закона от 7 августа 2001 года 117-ФЗ «О кредитных потребительских кооперативах граждан»2. Со ссылкой на этот закон руководители КПКГ создают уставы и разрабатывают свои правила игры. Пока структура не достигла стадии стагнации, даже проверки прокуратуры заканчиваются выводами, что все законно. Когда привлечение денег населения в кооператив идет по якобы гарантированным ставкам свыше 20% годовых, это следует воспринимать как сигнал, поскольку кредиты будут выдаваться данной компанией под еще более высокие проценты, например, под 30-50% годовых, что едва ли достижимо. Если найдутся желающие взять такой кредит, то это скорее всего мошенники, которые не планируют возвращать ни проценты по кредиту, ни сами заемные средства. То есть риск невозврата подобных кредитов крайне высок. А значит, и рассчитывать на надежность подобного инвестирования нельзя.
Если реальная доходность проекта оказывается ниже обещанных инвесторам доходов или вообще отсутствует, то часть средств новых инвесторов направляется на выплату дохода. Закономерным итогом такой ситуации является банкротство проекта и убытки последних инвесторов. Практика показывает, что после краха пирамиды удается вернуть около 10-15 % от собранной на тот момент суммы. Ведь собранные средства не направляются на покупку ликвидных активов, а сразу используются для выплат предыдущим участникам, на рекламу и доходные отчисления организаторам. Чем дольше функционирует пирамида, тем меньше процент возможного возврата при ее ликвидации.
Финансовая пирамида - это ситуация, при которой какое-то предприятие начинает привлекать средства от инвесторов под высокий процент. Когда текущая рентабельность деятельности предприятия оказывается ниже ставки привлеченных инвестиций, часть выплат инвесторам происходит не из прибылей, а из средств новых инвесторов. Естественно, когда поступление средств заканчивается, то предприятие становится банкротом. Вся пирамида рушится, как карточный домик, а в убытке остаются последние инвесторы. И в этом заключается «основной закон» финансовых пирамид.
Методы борьбы с финансовыми мошенниками вытекают из тех же свойств финансовых пирамид, которые позволяют им делать это. Нужно разработать надежные критерии обнаружения признаков отклонения движения капиталов от типичных или ожидаемых при добросовестном ведении бизнеса, после чего госорганы обязаны немедленно вмешаться: взять под контроль управление этими компаниями, чтобы перекрыть каналы перекачки денег вкладчиков, а главное - обеспечить сохранность имущества и вкладов клиентов. Надо понимать, что общая причина этих явлений - неопределенность хозяйственной жизни переходного периода.
Если основанием математической пирамиды называют ее нижнюю грань, то тело в форме пирамиды должна устойчиво стоять на горизонтальной поверхности. Аналогом финансовой пирамиды является пирамида, перевернутая с ног на голову. Ведь основание финансовой пирамиды - это ее вершина. Если поставить пирамиду вершиной на плоскость, пирамида упадет. Аналогично и любая финансовая пирамида обречена на неизбежное падение.
Можно наглядно посмотреть, как строится и живет финансовая пирамида пометражного выкупа жилья. Предположим, что некая инвестиционная компания решила строить жилье на следующих условиях: имеется стартовый капитал в размере 10-ти однокомнатных квартир общей площадью 500м2, каждый год привлекается по 40 новых клиентов, которые оплачивают в рассрочку на 5 лет стоимость 1-комнатной квартиры общей площадью 50 м2 или вносят каждый год плату за 10 м2. Если принять, что через 5 лет фирма начнет передавать в собственность полностью оплаченные квартиры, то через 10 лет она полностью выполнит свои обязательства перед последним клиентом, который начал платить 5 лет назад.
Понятно, чтобы осуществлять свою деятельность, фирма должна будет нести определенные расходы, а чтобы не проедать свой капитал и вносимые средства клиентов, она будет заниматься коммерческой деятельностью. За 10-летний период фирма увеличила свой капитал с 10 до 68,5 квартир и у учредителей нет никакой необходимости рушить ее, даже не занимаясь привлечением новых клиентов после того как будет оформлен договор с последним клиентом. Причем это действительно пирамида, хотя и мало похожая на треугольник, но зато работает она в полном соответствии с законами пирамид. И она никогда не будет мошеннической, если все поступления от клиентов будут немедленно инвестироваться в жилищное строительство. С другой стороны, реальный инвестиционный процесс никогда не протекает гладко, и всегда могут возникнуть непредвиденные обстоятельства, такие, например, как задержка с согласованием проектной документацией и, следовательно, опоздание с предоставлением площадки под строительство, и т.д., или же фирма не сможет получить кредит, т. к. поступлений меньше, чем требуется перечислить подрядчикам. Тогда, если возникнет паника и клиенты в массовом порядке потребуют вернуть им свои деньги, пирамида рухнет, поскольку выплаты вскоре начнут превышать собственные активы. И если исходить из норматива 3/1, то уже на 8-ой год будет складываться ситуация, что пирамида будет неустойчивой. Любой просчет может привести к тому, что у клиентов могут возникнуть сложности с получением квартир. Поэтому остановка привлечения новых клиентов, которую мы заложили в расчет, на практике может оказаться губительной. Отсюда следует, что в любой подобной фирме, вне зависимости от ее размера, должны строиться подобные модели с индикаторами предупреждения, что близится опасный порог, за которым последует крах.
Иными словами, финансовая пирамида - такая конструкция бизнеса, в которой деньги приносят прибыль, минуя товарную стадию, а источником этой прибыли являются новые вложения в нее. Если бы финансовые пирамиды строились только из денег финансовых пузырей и их обрушение возвращало бы эти деньги в реальную экономику, то пирамидостроительство можно было бы приветствовать, потому что пирамиды возвращали бы деньги в экономический оборот, но пирамиды не уничтожают финансовые пузыри, а способствуют их раздуванию, так как опытные пиар-технологи привлекают в них дополнительные деньги из реального бизнеса. Именно эти деньги теряются при обрушении финансовых пирамид и ведут к росту финансовых пузырей.
Дополнительным источником финансирования пирамид, а через них финансовых пузырей являются кредиты, выдаваемые под сомнительное обеспечение. Если эти деньги теряются инвестором, то убытки несет банк, но он достаточно успешно перекладывает эту ответственность на все общество.
Весьма симптоматично, что очень часто в глазах рядового обывателя «финансовая пирамида» и «мошенничество» - это синонимы. Однако по факту это не всегда одно и то же. Затевая долгосроч-
ный проект, его инициатор может ошибаться в своих прогнозах, и тогда финансовая пирамида - это простое следствие проектной ошибки. Стремясь скорректировать подобную ошибку и продлить проекту жизнь, владелец проекта ищет и находит дополнительное кредитование проекта в расчете на поправку дел в будущем. Однако, по факту, большая часть собранных средств идет на выплаты по обязательствам проекта перед ранними инвесторами.
Финансовые пирамиды имеют различные организационные структуры, формы деятельности и способы привлечения новых участников, тем не менее можно выделить основные признаки, позволяющие сделать вывод о том, что перед вами финансовая пирамида:
1. Отсутствие лицензии ФКЦБ/ФСФР России на профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг или лицензии Банка России на осуществление деятельности по привлечению денежных средств.
2. Обещание высокой доходности, в несколько раз превышающей рыночный уровень.
3. Гарантирование доходности (что запрещено на рынке ценных бумаг).
4. Массированная реклама в средствах массовой информации, сети Интернет с обещанием высокой доходности.
5. Отсутствие какой-либо информации о финансовом положении организации.
6. Выплата денежных средств новым участникам из денежных средств, внесенных другими вкладчиками ранее.
7. Отсутствие собственных основных средств, других дорогостоящих активов.
8. Отсутствие точного определения деятельности организации.
Если организация, которой вы хотите доверить свои денежные средства, обладает всеми или несколькими из перечисленных признаков, стоит задуматься, не пытаются ли вас втянуть в очередную финансовую пирамиду.
1 Продолжение статьи в № 2 за 2010 г.
2 Федеральный закон от 7 августа 2001 года 117-ФЗ «О кредитных потребительских кооперативах граждан».