Научная статья на тему 'Финансовые пирамиды в России: новейшая история и институциональные характеристики'

Финансовые пирамиды в России: новейшая история и институциональные характеристики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3924
444
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мир новой экономики
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Финансовые пирамиды в России: новейшая история и институциональные характеристики»

ФИНАНСОВЫЕ ПИРАМИДЫ В РОССИИ: НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

А. В. ГУСЕВ,

аспирант Финансового университета при Правительстве РФ

Автор идеи в короткие сроки хорошо заработать, не прилагая при этом больших усилий, неизвестен. Однако сама идея во все времена выглядела крайне привлекательно. Поэтому финансовые пирамиды, обещающие огромные дивиденды с небольших вкладов, пользовались популярностью в прошлом и пользуются ею сейчас на всех экономических уровнях - от мелких мошенников до отдельных государств. Опыт создания «финансовых пирамид» в зарубежных странах не ос-тавили без внимания и отечественные «пирамидостроители».

ЧАСТЬ 1. ФИНАНСОВЫЕ ПИРАМИДЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Первые опыты «пирамидального строительства»

Первая российская пирамида была создана в 1992 году в Перми: жителям города предлагали купить за полцены мешок сахара при условии, что каждый желающий приведет с собой еще двоих. Позже этот принцип использовала печально известная фирма «Властилина»: в 1994 году она предлагала возможность получить автомобиль за полцены через какое-то время после внесения денег. За это время за счет притока взносов новых участников аккумулировались деньги, которых хватало на автомобили для первой очереди и так далее.

В середине 90-х стало действовать сразу несколько организаций, функционирующих на основе пирамидальных выплат и «камуфлирующих» себя под акционерные общества: «Тибет», «Чара», «Русский дом Селенга» и другие. И среди них, безусловно, наиболее крупной и скандально известной стало АО «МММ». Эта компания продавала собственные акции и покупала их обратно, причем цена все время искусственно повышалась компанией, что создавало стимул к вложениям. Таким образом был создан мини-рынок акций компании с ежедневным объявлением котировок. Со временем организаторы создали ряд новых юридических лиц, содержащих слово «МММ» в названии. Это позволяло отказываться от выполнения собственных обязательств, переходя к выкупу акций только очередного юридического лица.

Что касается компании «Русский Дом Селенга», то она, по мнению Г. Г. Димитриади, фактически кредитовалась у населения, не имея лицензии на выполнение банковских операций. На разбирательстве, инициированном не получившими свои деньги вкладчиками, организаторы продемон-

Й^I

стрировали бланки договоров аренды денежных купюр с конкретными номерами (!), которые они обязывались вернуть. Причем, по утверждению ответчиков они выполняли свои обязательства, пока не «исчез» реестр с упомянутой информацией1.

В 1992 году стало известно уже о 9 аналогичных организациях в 7 регионах России: число потерпевших составило 150 тыс. человек, а сумма похищенных денежных средств - 157,5 млрд. рублей. В 1993 году совершено уже 33 аналогичных мошенничества в 17 регионах страны, а сумма похищенных денег возросла до 300 млрд. рублей и 218 тыс. долларов США2.

Активная деятельность «финансовых пирамид» продолжалась вплоть до сентября 1994 г. - марта 1995 г., после чего пошла на спад3, но полного их исчезновения не произошло. После крушения «финансовых пирамид» в крупных городах развернулась деятельность по их созданию в регионах, малых и средних городах - именно там, где у людей не было личного опыта участия в «финансовых пирамидах» - которая продолжалась еще несколько лет. Так, например, «финансовая пирамида» АОЗТ «Госстрой», действовавшая в г. Челябинске и предлагавшая приобретение квартир в рассрочку, была создана в марте 1995 г. и действовала по декабрь 1997 г.4

В конце 90-х годов XX века - начале XXI века началась новая волна возбуждения уголовных дел о мошенничествах, совершенных по принципу «финансовых пирамид». Так, если в 2000 году по данным фактам было возбуждено 7 уголовных дел, то только за 10 месяцев 2003 года в 27 регионах страны возбуждено уже 55 дел этой категории5. Иными словами, пресловутые «финансовые пирамиды» обрели вторую жизнь.

Вместе с тем разоблачение деятельности лиц, совершивших мошенничества с использованием принципа «финансовой пирамиды», принятие нормативно-правовых актов по защите прав вкладчиков и иные позитивные изменения обусловили изменение в принципах построения «финансовых пирамид». Они стали позиционировать себя как организации сетевого маркетинга, различные клубы, общества поддержки предпринимателей, инновационные фонды, появились и жилищные, или строительные, пирамиды6. Таким образом, можно говорить о появлении «финансовых пирамид» второго поколения, хотя «финансовые пирамиды» в чистом виде или «пирамиды» первого поколения также еще не ушли в прошлое7.

«Финансовых пирамид» в России в зависимости от времени и вида деятельности можно условно разделить на «финансовые пирамиды» первого и второго поколений. При этом основным критерием разграничения является именно вид деятельности, под предлогом осуществления которого привлекались финансовые средства.

«Финансовые пирамиды» первого поколения

«Финансовые пирамиды» первого поколения активно действовали в России в период с 1991 по 1997 гг., и продолжили действовать в 2007-2008 гг.8, - это «пирамиды» первого поколения, или «пирамиды» в чистом виде. Такое наименование обусловлено тем, что данные «финансовые пирамиды» предлагали вкладчикам разнообразные и выгодные финансовые инструменты для частного инвестирования, «новые», часто незнакомые инвестору финансовые услуги, обеспечивающие необычно высокую доходность и надежность. Данные организации ничего не производили, не имели товара, а выплаты осуществляли исключительно за счет привлечения финансовых средств новых вкладчиков (партнеров и пр.) с отсрочкой платежа. Нередко подобные «финансовые пирамиды» именуют также «пирамидами Понци»9.

1Л<

24

► И

«Финансовые пирамиды» в чистом виде включали две разновидности:

1. денежные - привлекающие денежные средства потерпевших (физических и юридических лиц), обещая последующую выплату денег и процентов по ним. Например, АОЗТ «Русский дом Селенга», «Чара-Банк», АКБ «Элин-Банк» и многие другие;

2. товарные - привлекающие денежные средства физических и юридических лиц

и обещающие вкладчикам получение определенного товара на вложенные деньга (автомобилей, бытовой техники, недвижимого имущества и пр.) с отсрочкой получения товара. Например, ИЧП «Властелина», АОЗТ «Росстрой» и другие.

«Финансовые пирамиды» второго поколения

В основе деятельности как денежных, так и товарных «финансовых пирамид» лежит идея самокотировки финансового инструмента, в качестве которого используются ценные бумаги (акции, облигации), а равно суррогаты ценных бумаг (например, билеты АООТ «МММ»). Основное различие денежных и товарных «финансовых пирамид» состоит в том, что денежные «пирамиды» обещают выплату денег и процентов (дивидендов), а товарные -предоставление того или иного товара. Самокотировка означает, что эмитенты либо близкие к ним аффилированные фирмы создают повышенный, ажиотажный спрос на ценные бумаги либо их суррогаты, способствуя повышению цены на них и создавая иллюзию их ликвидности. При этом самокотировка ценных бумаг накладывается на пирамидальную систему выплат, когда первым акционерам (по времени) дивиденды начисляются благодаря последующей продаже ценных бумаг по непрерывно возрастающей цене. Учитывая, что рост цены на ценные бумаги обеспечивается не финансово-хозяйственной деятельностью организации, а лишь повышенным спросом на них, постепенно спрос на ценные бумаги падает, что приводит к резкому падению их курса и нанесению имущественного ущерба интересам их держателей.

И тем не менее, в конце 90-х строительство финансовых пирамид в России продолжилось. Как и в начале 90-х, люди передают свои накопления под сомнительные гарантии малознакомым лицам, поскольку способы отъема денег у населения у нынешних пирамидостроителей стали гораздо более изощренными, нежели у их «коллег» первой волны. Весьма показательно, что они предпочитают проявлять активность в небольших российских городах и действовать методом мягкого убеждения с использованием полулегальных инструментов.

Одна из последних по времени финансовых пирамид в России описана в документальном романе В. Крейнина «Конец утопии», который описывает историю создания и краха крупнейшей финансовой пирамиды России начала 2000-х, как и кем она создавалась и почему в конце 2007 года распалась эта финансовая махина, в которую ежемесячно поступали миллионы долларов черного нала и где числилось 250 000 клиентов и 250 офисов по всему СНГ10.

«Финансовые пирамиды» второго поколения начали свою деятельность в конце 90-х годов XX века - начале XXI века и стали позиционировать себя как организации многоуровневого или сетевого маркетинга, а равно «финансовые пирамиды», действующие под видом различных клубов, организаций социальных новаций и пр. Финансовые средства граждан привлекались для занятия сетевым маркетингом, для вступления в элитный клуб (общество защиты предпринимателей и пр.). При этом использовались преступные приемы и методы, приводящие к временному замешательству, а также психологическое давление с целью понуждения к передаче денежных средств виновным в условиях острого дефицита времени.

Й^I

Важно подчеркнуть, что сама по себе деятельность организации много-уровневого или сетевого маркетинга («Muiti Level Marketing» (MLM)) законна и состоит в том, что независимые участники сети зарабатывают комиссионные от продажи товара, передаваемого им производителем. Речь идет о продаже товара самими потребителями этой продукции, которые создают свои уровни-сети и получают прибыль от продаж как в своей сети, так и в нижележащих сетях. Таким образом выстраивается единая сеть, в которой одни потребители привлекают других, принося весомый доход не только себе, но и своим «спонсорам», вовлекшим их в этот бизнес11. При этом деятельность участников многоуровневого маркетинга состоит из двух частей: продвижение товара на рынке и привлечение новых участников, из которых первая часть - продвижение товара - является важнейшей, так как основной задачей сетевого маркетинга является информационный охват максимального количества людей. Продажа товара является естественным результатом этого информационного охвата.

«Финансовые пирамиды», маскирующие свою деятельность под организации сетевого маркетинга, характеризуются следующими основными чертами:

1. Деньги получают от вступительных взносов участников, а не от реализации товара или услуги. Часто товар либо услуга используется только для маскировки незаконной деятельности. Однако, в отличие от MLM-компании, в которую деньги поступают от реализации товара (услуги), в «финансовой пирамиде» деньги поступают от привлечения новых членов, от которых требуется внесение вступительного взноса либо покупка товара на большую сумму.

2. Качество товара или услуги значения не имеют, так как цель «финансовой пирамиды» -не их продажа, а привлечение новых участников, готовых внести вступительный взнос.

3. Обучение сотрудников организации «финансовой пирамиды» состоит лишь в том, как привлечь наибольшее количество людей в ее члены. Обучение тому, как продавать товар или услугу, как построить свой собственный бизнес и т. п., отсутствует.

4. В «финансовой пирамиде» продавец товара всегда получает лишь часть денег, которая менеше той, которую получает поставщик товара, а равно иной член «пирамиды», находящийся ступенями выше, в связи с чем нижестоящий по иерархической лестнице сотрудник (продавец товара) никогда не сможет заработать больше, нежели вышестоящий сотрудник (поставщик товара).

5. Высокий финансовый риск как по причине внесения большой суммы вступительного взноса, так и по причине покупки большой партии нередко некачественного товара.

«Финансовые пирамиды», действующие под видом различных клубов, организаций социальных новаций и пр., отличаются от предыдущих «финансовых пирамид» тем, что товар они не реализуют. Суть их деятельности в том, что для вступления в организацию гражданин должен внести добровольный взнос. Каждый вновь вступивший в организацию партнер имеет возможность приглашать в нее новых граждан. Доход лица зависит от количества приглашенных им и вступивших в организацию граждан при условии внесения ими всей суммы вступительного взноса. Основной идеей является привлечение новых членов, способных внести вступительный взнос в установленной сумме, именно за привлечение новых вкладчиков (партнеров) и выплачивается вознаграждение из суммы взноса, внесенного новым вкладчиком (партнером).

Стоит особо отметить, что если в России начала 90-х годов пирамиды были товарными, затем сберегательными, туристическими, то в настоящее время самым распространенным видом этих афер являются строительные пирамиды. Руководители крупных строительных компаний, по-

Й^Í

нимая, какую крупную выгоду они могут извлечь из привлечения средств субинвесторов - физических и юридических лиц - предлагают построить квартиры по цене значительно ниже рыночной. При этом все организаторы мошенничеств регистрируют инвестиционные фирмы для аккумулирования денег инвесторов, не вкладывая своих личных средств.

Таким образом, анализ исторических примеров и современных научных представлений о «финансовых пирамидах» позволяет сделать вывод о том, что такое «Финансовая пирамида».

Под финансовой пирамидой как идеей надо понимать принцип привлечения финансовых средств от физических и юридических лиц (вкладчиков, кредиторов и пр.) с созданием иллюзии продуманности и обоснованности инвестиционной деятельности и обещанием быстрого обогащения с осуществлением последующих выплат денег, а равно предоставления имущества не в результате собственной экономической деятельности, а за счет новых финансовых поступлений от вкладчиков, так как собственного имущества заемщика недостаточно для удовлетворения всех имущественных требований вкладчиков, что влечет причинение им материального ущерба.

На основании приведенных примеров можно констатировать, что основными признаками

«финансовой пирамиды» являются:

1. обещание быстрого обогащения, получения высокой прибыли;

2. легенда о капиталовложениях;

3. привлечение максимального количества вкладчиков, готовых внести взносы (финансовые средства);

4. высокий финансовый риск по причине необеспеченности вложенных финансовых средств;

5. низкая прибыль либо полное отсутствие таковой;

6. исполнение обязательств перед частью вкладчиков за счет поступления финансовых средств от новых вкладчиков, что является основным источником для исполнения обязательств;

7. активная реклама деятельности финансовой кампании как в средствах массовой информации, так и через иные источники;

8. результат деятельности «финансовой пирамиды» - причинение мате-риального ущерба вкладчикам (акционерам, инвесторам и пр.)

1 Димитриади Г. Г. Моделирование и прогнозирование государственных и корпоративных долговых обязательств: Дисс. к.ф.-м.н. М.. 2003, с. 19.

2 Ларичев В. Д., Орлова Е. А Характеристика мошеннических действий, совершаемых по принципу«финансовых пирамид» // Адвокат. 2004. № 7. С, 39-50.

3 Ларичев В. Д., Орлова Е. А. Указ. раб. С. 39-50.

4 Дело №1-119/2000 г. Приговор Центрального районного суда г. Челябинска от 31.01.2000 г. в отношении Сагнтова О. Б. Архив Центрального районного суда г. Челябинска.

5 За 10 месяцев 2003 года в России возбуждено 55 уголовных дел в отношении организаторов «финансовых пирамид». [Электронный ресурс] -электрон, дан. - Заглавие с экрана. -Режим доступа: http://www.mvd.ru/news/1788/.

6 Некоторые вопросы выявления, раскрытия и расследования мошенничеств и других преступлений, связанных с привлечением средств граждан в долевом строительстве жилья// Информационный бюллетень Следственного комитета при МВД России. 2007 №1 (131). С. 60.

7Важенина К. Следственные грани «РуБина» // Аргументы и факты. 2008. № 12. С. 13.

8 Важенина К, Следственные грани «РуБина» // Аргументы и факты. 2008. №12. С. 13; Гладунов О. Обманываться рады. Финансовые пирамиды возвращаются// Российская газета. 2008. 13 марта. № 4610; Борин Б. В. Характеристика криминогенной обстановки в строительной сфере // Российский следователь. 2007. №11. С. 17-19. и др.

9 Посошков В. Наследники Лени Голубкова//Каспаровли. Интернет-газета Гарри Касэтарова. - 2008. - 9 апр. [Электронный ресурс] - электрон. дан. -Режим доступа: http://wwv.kasparov.ш/гaaterial.plгp?id==47FBD97D4F45A.

10. Крейнин В. Конец утопии. Взлет и крах финансовой пирамиды. М.: Изд-во: Альпина Бизнес Букс. 2008. 183 с.

11 Беляев В. И. Маркетинг: основы теории и практики: учебник. М.: КНОРУС, 2005. С. 463-464.

(Продолжение следует).

27

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.