Научная статья на тему 'ФИНАНСОВЫЕ ОСНОВЫ ФУНЦИОНИРОВАНИЯ ЯРОСЛАВСКОГО ГОРОДСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В 1870 – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 1914 гг.'

ФИНАНСОВЫЕ ОСНОВЫ ФУНЦИОНИРОВАНИЯ ЯРОСЛАВСКОГО ГОРОДСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В 1870 – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 1914 гг. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
городское самоуправления / бюджет / доходы / расходы / благоустройство / народное образование / общественное призрение / city self-government / budget / income / expenses / improvement / public education / public charity

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пуневский Ярослав Викторович

Цель. Изучение финансовой составляющей деятельности органов ярославского городского самоуправления в 1870 – первой половине 1914 г., расходов и доходов городского бюджета Процедура и методы. Исследование городского бюджета предполагает использование статистических методов исследования, составление сравнительных таблиц, показывающих соотношение тех или иных отраслей бюджета города. В основе исследования лежит изучение отчётов ярославской городской управы, делопроизводственной документации, периодической печати. В работе применялись историко-системный, хронологический и сравнительно-исторический методы. Результаты. В статье раскрыта структура доходной и расходной части городского бюджета, выявлены некоторые особенности бюджета ярославского городского самоуправления в сравнении с бюджетами городов других регионов центральной России. Сделан вывод о том, что, несмотря на дефицитный характер городского бюджета, органы городского самоуправления смогли выделять довольно значительные суммы на социальные направления своей деятельности.1 Теоретическая и/или практическая значимость. Выявление особенностей бюджета органов ярославского городского самоуправления, одного из самых малоизученных регионов, в отношении истории городского самоуправления в России в 1870–1917 гг. позволяет расширить представления о самоуправлении в городах центральной России в этот период. Материалы исследования могут быть использованы в образовательной и просветительской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Пуневский Ярослав Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCIAL FOUNDATIONS OF YAROSLAVL CITY SELF–GOVERNMENT FUNCTIONING IN 1870 – THE FIRST HALF OF 1914

Aim. To study the financial component of the activities of Yaroslavl city self–government in 1870 – the first half of 1914, including the expenditure and received revenue parts of the city budget. Methodology. The study of the city budget involves use of statistical research methods, compilation of comparative tables showing the ratio of certain sectors of the city income and expenditure estimates. The research is based on the study of the reports of Yaroslavl city council, office documentation, periodicals. Historical-systemic, chronological and comparative–historical methods were used in the work. Results. The article reveals the structure of the revenue and expenditure part of the city budget, and identifies some features of Yaroslavl city government budget in comparison with the city budgets in other regions of central Russia. It is concluded that despite the deficit of the city budget, the city self-government was able to allocate significant amounts of money for social areas of their activities. Research implications. The identification of the features of Yaroslavl city self-government budget, one of the most poorly studied regions in relation to the history of urban self-government in Russia in 1870–1917, allows us to expand the understanding of self-government in the cities of central Russia during this period. The research materials can be used in educational activities.

Текст научной работы на тему «ФИНАНСОВЫЕ ОСНОВЫ ФУНЦИОНИРОВАНИЯ ЯРОСЛАВСКОГО ГОРОДСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В 1870 – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 1914 гг.»

УДК: 9 . 93/94

DOI: 10.18384/2949-5164-2024-1-87-96

ФИНАНСОВЫЕ ОСНОВЫ ФУНЦИОНИРОВАНИЯ ЯРОСЛАВСКОГО ГОРОДСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В 1870 - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 1914 ГГ.

Пуневский Я. В.

Государственный университет просвещения

141014, Московская обл., г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24, Российская Федерация Аннотация

Цель. Изучение финансовой составляющей деятельности органов ярославского городского самоуправления в 1870 - первой половине 1914 г., расходов и доходов городского бюджета Процедура и методы. Исследование городского бюджета предполагает использование статистических методов исследования, составление сравнительных таблиц, показывающих соотношение тех или иных отраслей бюджета города. В основе исследования лежит изучение отчётов ярославской городской управы, делопроизводственной документации, периодической печати. В работе применялись историко-системный, хронологический и сравнительно-исторический методы.

Результаты. В статье раскрыта структура доходной и расходной части городского бюджета, выявлены некоторые особенности бюджета ярославского городского самоуправления в сравнении с бюджетами городов других регионов центральной России. Сделан вывод о том, что, несмотря на дефицитный характер городского бюджета, органы городского самоуправления смогли выделять довольно значительные суммы на социальные направления своей деятельности. Теоретическая и/или практическая значимость. Выявление особенностей бюджета органов ярославского городского самоуправления, одного из самых малоизученных регионов, в отношении истории городского самоуправления в России в 1870-1917 гг. позволяет расширить представления о самоуправлении в городах центральной России в этот период. Материалы исследования могут быть использованы в образовательной и просветительской деятельности. Ключевые слова: городское самоуправления, бюджет, доходы, расходы, благоустройство, народное образование, общественное призрение

FINANCIAL FOUNDATIONS OF YAROSLAVL CITY SELF-GOVERNMENT FUNCTIONING IN 1870 - THE FIRST HALF OF 1914

Ya. Punevsky

Federal State University of Education

ul. Very Voloshinoi 24, Mytishchi 141014, Moscow Region, Russian Federation Abstract

Aim. To study the financial component of the activities of Yaroslavl city self-government in 1870 -the first half of 1914, including the expenditure and received revenue parts of the city budget. Methodology. The study of the city budget involves use of statistical research methods, compilation of comparative tables showing the ratio of certain sectors of the city income and expenditure estimates. The research is based on the study of the reports of Yaroslavl city council, office documentation, periodicals. Historical-systemic, chronological and comparative-historical methods were used in the work.

© CC Пуневский Я . В 2024.

Results. The article reveals the structure of the revenue and expenditure part of the city budget, and identifies some features of Yaroslavl city government budget in comparison with the city budgets in other regions of central Russia. It is concluded that despite the deficit of the city budget, the city self-government was able to allocate significant amounts of money for social areas of their activities. Research implications. The identification of the features of Yaroslavl city self-government budget, one of the most poorly studied regions in relation to the history of urban self-government in Russia in 1870-1917, allows us to expand the understanding of self-government in the cities of central Russia during this period. The research materials can be used in educational activities. Keywords: city self-government, budget, income, expenses, improvement, public education, public charity

Введение

Финансовая составляющая деятельности городского самоуправления в России привлекает внимание исследователей своей значимостью. По мнению Р. Н. Кауки-ной, финансовая политика - одна из важнейших составляющих самоуправления [6, с . 35]. С этим утверждением трудно не согласиться. Е. Л . Шилкина выделяла финансы как важнейший ресурс самоуправления наряду с политическим и правовым ресурсами [15, с. 8]. Е . Н. Емельянов обратил внимание на «самодостаточность органов местного самоуправления» как способ для активации их деятельности . Такую самодостаточность мог дать хороший бюджет [5, с 35]

Целью настоящей статьи является изучение финансовых основ деятельности ярославского городского самоуправления в 1870 - первой половине 1914 гг. Для достижения цели исследования необходимо изучить доходную и расходную части бюджета городского самоуправления, используя сравнительно-исторический подход выявить общее и особенное в ситуации в области городских финансах в Ярославле и других городах европейской России. Хронологические рамки исследования обусловлены сложившейся в историографии традицией комплексного рассмотрения самоуправления российских городов в 1870 - первой половине 1914 гг. Хронологические рамки начала исследования обуславливаются введением в действие «Городового положения» 1870 г., финальные хронологические рамки детерминированы началом Первой миро-

вой войны, самоуправление в период которой в историографии рассматривается как совершенной иной этап [12, с. 21; 14, с. 35].

Состояние бюджетов российских городов в 1870 - первой половине 1914 гг.: общероссийские тенденции и местная специфика

По наблюдению М. М. Шумилова, «хозяйство многих городов к 60-м гг. XIX в . пришло в состояние полного застоя» [16, с . 25]. Поэтому городская реформа 1870 г. , предоставившая органам городского самоуправления собственные источники дохода с правом расходовать их на собственные нужды, была актуальной и необходимой. Однако и после проведения реформы бюджеты подавляющего числа российских городов были небольшими По данным В . А. Нардовой, ко времени издания очередного «Городового положения» в 1892 г совокупный доход 625 городов европейской части России равнялся 62 236 897 руб . , причём 3/4 этой суммы (75%) приходилось на 45 городов [9, с . 49]. В начале XX в . известный журнал «Городское дело» называл финансы «больным местом» городского самоуправления 1 Ограниченность средств заставляла городские думы искать новые источники дохода: кредиты, эксплуатация городских предприятий, повышение доходности капиталов в городских общественных банках и другие [1, с. 129; 4, с. 97].

1 Городское дело. 1909. № 1. С. 10. Городское дело. 1914 . № 2 . С. 67 .

В то же время расходы крупных городов ощутимо выросли: в Петербурге -почти в 10 раз с 1873 по 1912 гг. [8, с. 65; 10, с . 74]. В провинции рост расходов бюджетов не был столь значительным [4, с . 89-103; 13, с . 99]. Структура и динамика доходов городского самоуправления в России коррелировалась в региональной специфике . В . Ю . Виноградов, изучивший данные большого числа губерний, ведущее место среди налоговых поступлений городского самоуправления отводит оценочному сбору [3, с . 221-222]. В . А. Нардова, обобщившая материалы по многим городам, а также Р. Н . Каукина, ориентируясь на источниковый материал саратовской губернии, называют в качестве наиболее доходных статей городского бюджета сдачу в аренду городских земель, акциз с трактирных заведений, доход с городских имуществ, оброчных статей и городских предприятий [6, с. 33; 9, с 54] Нужно иметь в виду, что даже в пределах отдельно взятой губернии на протяжении рассматриваемого перио-

да структура городских бюджетов могла быть достаточно вариативной [11, с. 11].

Доходная часть бюджета Ярославского городского самоуправления

Отметим, что до 1894 г. в отчётной документации Ярославской городской управы все доходы, кроме оброчных статей, объединялись в статью «разные доходы» (включая оценочный сбор с недвижимых имуществ). Поэтому для изучения структуры доходной части бюджета ярославского городского самоуправления пришлось дифференцировать категорию «разные доходы» на наиболее значительные её составляющие: сбор с торговых и промысловых документов (включавший в себя сбор со свидетельств и билетов и сбор с патентов на выделку и продажу питей, акциз с трактирных заведений и постоялых дворов, сбор с явки контрактов), оценочный сбор с недвижимых имуществ, доходы от городских предприятий и сооружений (табл 1)

Таблица 1 / Table 1

Доходы Ярославского городского самоуправления 1874-1912 гг., руб., в % соотношении в доходной смете / Revenues of Yaroslavl city government in 1874-1912, in % ratio in the revenue estimate

Статьи доходов / год 1874 1880 1886 1892 1897 1904 1910 1912

Оброчные статьи (аренда городских земель и зданий) 50966 (33,92%) 64824 (48,37%) 102234 (57,61%) 114426 (58,19%) 139181 (48,42%) 151061 (29,21%) 169201 (16,06%) 195001 (20,45%)

Оценочный сбор с недвижимых имуществ 5667 (2,86%) 4502 (3,35%) 9084 (5,11%) 13627 (6,93%) 17270 (5,98%) 90496 (16. 88%) 125990 (12,56%) 145399 (15,25%)

Сбор с торговых и промысловых документов 56098 (37,33%) 36460 (27,21%) 42829 (24,11%) 42500 (21,61%) 43550 (15%) 41520 (8%) 54014 (5,33%) 57182 (5,99%)

Доход от городских предприятий и сооружений (водопровод, скотобойня, ассенизационный обоз) 11900 (7,98%) 12321 (9,19%) 20610 (11,61%) 24157 (12,28%) 74447 (25,8%) 101487 (19,6%) 141897 (14,01%) 142103 (14,9%)

Источник: составлено автором по: Отчёты Ярославской городской управы за 1874-1912 гг.

Ярославль, 1874-1912

155Ы 2949-5156^

Выделенные группы доходов обладали довольно существенной корреляцией на протяжении рассматриваемого периода. Если в 1870-е-1890-е гг. в структуре бюджета превалировали оброчные статьи и сборы с торговых и промысловых документов, то с начала XX в . повышается удельный вес оценочного сбора и сбора с городских предприятий . Эти данные в целом соответствуют ситуации в других регионах империи [4, с. 104; 8, с. 67-72].

Однако некоторые из выявленных закономерностей идут вразрез с общероссийскими тенденциями развития бюджетов городов в рассматриваемый период Так, совокупная доля оброчных статей в бюджете российских городов находилась в рамках 15-25% и постоянно росла1. А по данным журнала «Городское дело», доля оценочного сбора в структуре городских бюджетов в среднем составляла всего 3,13%2. Вместе с тем оценочный сбор являлся перспективным доходом К примеру, в г Петербурге и на Вятке оценочный сбор долгое время являлся основным доходом городского самоуправления [1, с. 87; 8, с . 61].

Оценочный сбор рассчитывался городской управой исходя из так называемой доходности имения, которая исчислялась исходя из валового дохода имения за вычетом суммы городских повинностей, необходимого ремонта и страхования по капитализации из расчёта 7% от чистого дохода3 В случае недоимки имение передавалось в залог городскому общественному банку4 Налог, не внесённый к 1 октября текущего года, считался недоимкой сведения о неплательщиках сообщались в полицейское управление, их имущество в установленном законом порядке могло быть продано, более того, назначалось пени за неуплату налога в размере 1% в месяц, которое рассчитывалось не по чис-

1 Городское дело . 1914 . № 3-4 . С. 199 .

2 Городское дело . 1913 . № 21. С . 1411. Городское дело . 1909. № 3-4 . С. 99 .

3 ГАЯО. Ф . 509. Оп . 1.1. Д . 2555 . Л . 170-170 об .

4 ГАЯО . Ф . 509. Оп . 1.1. Д . 2636. Л . 60 .

лу просроченных дней, а за полные месяцы - с 15 числа каждого месяца)5

В ряде случав получение оценочного сбора было затруднено Делопроизводственная документация Ярославской городской управы сохранила большое количество просьб различных лиц об уменьшении оценки имений Одни обыватели ссылались «на незаконченность постройки», другие - на «бедное положение», третьи считали оценку своего имения «весьма высокой против других», четвёртые - ссылались на «грязную местность и улицу, называемую тупиком»6. В 1885 г. с просьбой об уменьшении оценки обратились даже наследники Н А Вахромее-ва, которые просили «уменьшить оценку фабрики с 40 000 до 35 000 руб на том основании, что «табачная фабрика Дунаева оценена только в 280 000 руб , между тем вырабатывает не менее нашей и расположена в более благополучной части города»7 В случае отказа Городской управы в уменьшении оценки их имения была возможность подачи жалобы губернатору8

На протяжении 1870 - первой половины 1914 гг. доходная часть бюджета Ярославского городского самоуправления показывает довольно значительный рост Например, доходная часть бюджета 1910 г. в 6,8 раз превышала доходы 1874 г. 9 Тенденция стремительного роста городских бюджетов была общероссийской Так, совокупные доходы всех городов империи в 1913 г. составили 276 млн руб . , что более чем в 13 раз превысило совокупный доход городов в 1871 г. 10. В 1904 г. среди большинства городов империи доходная часть бюджета г Ярославля находилась на 10 месте, хотя отставание от Москвы исчислялось более чем в 40 раз11

5 ГАЯО. Ф. 509. Оп . 1.1. Д. 2639. Л. 14об .

6 ГАЯО. Ф . 509. Оп. 1.2. Д . 2543. Л. 25-38. Д. 2573 . Л.

13 Д 2594 Л 1

7 ГАЯО. Ф. 509. Оп . 1.1. Д. 2544. Л. 5-6.

8 ГАЯО Ф 509 Оп 1 1 Д 2550 Л 8

9 Отчёт Ярославской городской думы за 1910 год.

Ярославль, 1911.

10 Городское дело . 1914 . № 3-4 . С. 197 .

11 Рассчитано автором по данным справочника: Го-

Однако уже в 1910-1913 гг. Ярославль не вошёл в 13 городов с доходом от 1 до 2 млн руб , ещё 10 городов имели доход более 2 млн руб Всё же учитывая, что, по данным журнала «Городское дело», бюджет 38% российских городов составлял в 1913 г менее 25 000 руб , финансовая обеспеченность Ярославского городского самоуправления в сравнении с другими городами представляется неплохой1

Дефицит был больным местом бюджетов российских городов Провинциальная газета «Голос», подшучивая над ограниченностью городских финансов, писала: «при сведении баланса городской сметы оказалось излишек 5 руб 37 коп Воспитанные на хронических дефицитах городские деятели не верили своим глазам и для проверки пригласили всех бухгалтеров города ... избрана комиссия для решения вопроса, что делать с этим излишком»2

При рассмотрении всех доходных и расходных смет городского бюджета за 1874-1912 гг. (за исключением 1882, 18881889 гг. , документы по которым не сохранились) выяснилось, что за 1874-1912 гг.

10 бюджетов были сведены с дефицитом, который составил от 63 руб в 1883 г до 64 307 руб - в 1909 г Самый большой профицит бюджета был зафиксирован в 1911 г. - 114 190 руб.

Большая часть бюджетов всё-таки сводилась с некоторым профицитом . Излишки средств городская управа аккумулировала следующими способами: срочные вклады в ярославском общественном банке, 5% билеты государственного банка, текущий счёт в ярославском отделении государственного банка, наличные средства в кассе управы3

Большой проблемой для городского общественного управления были недоимки [4, с . 88]. «Никакой усиленный контроль со стороны городского управления не мог бы предотвратить уклонения от уплаты положенных сборов», отмечали комментаторы «Городового положения» 1870 г. 4 Недоимки накапливались из года в год, постепенно достигая внушительных размеров . Например, к 1881 г. совокупный размер недоимок в г Ярославле достиг 39,3% от доходной сметы городского бюджета5 (табл 2)

Таблица 2 / Table 2

Недоимки Ярославской городской думы в 1874-1912 гг., руб. / Arrears of Yaroslavl City Duma in 1874-1912 , in roubles

Год Размер городского бюджета, руб. Размер недоимки, % от общего бюджета

1874 150253 15698 (10,44 %)

1884 155140 11063 (7,13 %)

1894 240989 17342 (7,19 %)

1904 517827 40287 (7,5 %)

1912 953361 85651 (8,98 %)

Источник: составлено автором по: Отчёты Ярославской городской управы за 1884-1912 гг.

рода России в 1904 году. СПб . , 1904.

1 Городское дело . 1914 . № 3-4 . С. 203 .

2 Голос .1909.11 января .

Отчёт Ярославской городской управы за 1876 год Ярославль, 1877. С. 3 .

Высочайше утвержденное городовое положение с комментариями . СПб ., 1873. С. 121. Отчёт Ярославской городской управы за 1881 год Ярославль, 1882

¡$$N 2949-5156^

Расходная часть бюджета ярославского городского самоуправления

Городские думы и управы имели право расходовать средства своего бюджета на определённые направления деятельности, отнесённые к его компетенции (табл 3), за исключением обязательных расходов, которые устанавливались ст. 139 «Городового положения» 1870 г. 1 . К числу обязательных расходов относились [2, с 409]:

1 издержки по отправлению воинского постоя и других воинских потребностей;

2 участие в расходах на содержание чинов полиции, снабжение их провиантом, вооружением и квартирами;

3 устройство и наём помещения для местного полицейского управления с отоплением и освещением;

4. произведение пособий разным учреждениям и ведомствам и другие расходы

^ 2024 / № 1

Кроме того, городское управление было вынуждено выделять пособие государственному казначейству на усиление средств уездных судов и центральных управлений министерства внутренних дел, правда, в очень незначительном раз-мере2

Наиболее обременительными для Ярославского городского самоуправления были расходы на содержание полиции Отметим тенденцию к сокращению доли обязательных расходов в бюджете: в 1912 г. - более чем в 2 раза меньше, чем в 1874 г. Напротив, доходы всех российских городов на содержание разных правительственных учреждений, полиции и пожарной части возрастали и в 1909 г. составили более 152% от уровня 1884 г. 3 О тяжести обязательных расходов для городских самоуправлений говорит тот факт, что за 1905-1913 гг. поступило 18 ходатайств об освобождении городов

Таблица 3 / Table 3

Обязательные расходы Ярославской городской думы в 1874-1912 гг., руб., % соотношение об общей расходной сметы / Mandatory expenses of the Yaroslavl City Duma in 1874-1912, roubles, % ratio of the total cost estimate

Предмет расходов / год 1874 1884 1894 1904 1912

Содержание полиции 18560 (18,09%) 21046 (14,09%) 28399 (11,78%) 37149 (7,04%) 69733 (7,41%)

Содержание тюремного замка 3870 (3,77%) 3773 (2,52%) 3543 (1,47%) - -

Расходы по отправлению воинского постоя 6080 (5,92%) 5902 (3,95%) 7639 (3,16%) 23655 (4,48%) 41761 (4,43%)

Содержание пожарной команды 15060 (14,68%) 23755 (15,90%) 26189 (10,86%) 31790 (6,02%) 53609 (5,69%)

ИТОГО 43571 (42,48%) 54440 (36,45%) 65770 (27,25%) 92594 (17,55%) 165103 (17,55%)

Вестник Государственного университета просвещения. Серия: История и политические науки

Источник: составлено автором по: Отчёты Ярославской городской управы за 1874-1912 годы.

1 ПСЗ . Собрание второе . Т. 45 . Отделение 1. С. 837.

2 Отчёт Ярославской городской управы за 1876 год . Ярославль, 1877. С. 72-73.

3 Рассчитано автором по данным: Городское дело . 1909. № 1. С. 13 .

от тех или иных обязательных расходов1. Первый Всероссийский съезд специалистов по городскому благоустройству, состоявшийся 14 сентября 1910 г. в Одессе, призвал «освободить города от несения обязательных расходов общегосударственного характера» [11, с . 47].

Среди других составляющих расходной смете Ярославской городской управы наиболее значимыми были расходы на благоустройство города, медицинскую, ветеринарную и санитарную части, народное образование и общественное призрение (табл. 4).

среди выделенных статей расходов наибольший удельный вес имели расходы на благоустройство города, наименьший - расходы на медицинскую, ветеринарную и санитарную части, которые

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

увеличиваются лишь к началу XX в . С начала XX в . наблюдается рост доходной и расходной смет бюджета города. Однако расходы на социокультурные направления и благоустройство не всегда поспевали за ростом общих расходов города . Например, в 1910 г. наблюдается спад расходов на выделенные нами сферы деятельности, в то время как бюджет 1910 г. , составивший 960 157 руб. , почти в 2 раза превышал бюджет 1906 г. , который равнялся 482 935 руб . 2. В целом размер расходов Ярославской городской думы вполне сопоставим с доходами других городов империи . По данным «Городского дела» в 1909 г. расходы 50 городов российской империи составили: народное образование, общественное призрение и медицина - 43 117 руб . (26% от обще-

Таблица 4 / Table 4

Расходы Ярославской городской думы на благоустройство города, медицинскую, ветеринарную и санитарную части, народное образование и общественное призрение в 1871-1914 гг., руб. / Expenses of the Yaroslavl City Duma for the improvement of the city, medical, veterinary and sanitary parts, public education and public charity in 1871-1914, roubles

Год Благоустройство города (в % от общей сметы) Медицинская, ветеринарная и санитарная часть (в % от общей сметы) Народное образование (в % от общей сметы) Общественное призрение (в % от общей сметы)

1874 18,84% 0,38% 6,05% 4,81%

1878 6,9% 0,57% 3,7% 3,65%

1886 15,91% 0,57% 5,83% 6,22%

1890 15,61% 0,81% 4,71% 8,5%

1894 13,17% 0,59% 6,19% 4,9%

1897 12,93% 2,01% 7,98% 4,62%

1902 9,26% 4,29% 6,21% 6,16%

1906 11,4% 8,06% 9,03% 5,16%

1910 6,35% 5,47% 5,5% 5,11%

Источник: составлено автором по: Отчёты Ярославской городской управы за 1874-1912 годы .

Ярославль, 1874-1912.

1 Городское дело . 1913 . № 17 . С. 1116 .

2 Отчёты Ярославской городской управы за 1906 год . Ярославль, 1907. С. 112 . Отчёты Ярославской городской управы за 1910 год . Ярославль, 1911. С. 306.

¡$$N 2949-5156^

го числа расходов)1 Расходы на благоустройство в относительных цифрах за 1880-1884 гг. по всем городам империи приведены Л . В . Кошман. В Ярославле они равнялись 19,6% По этому показателю Ярославль опережали только 5 городов [7, с . 108].

Ограниченность городских бюджетов обуславливала большое количество долгов и кредитов. Источники для получения кредитов российскими городами были лимитированы Основная задолженность городов приходилась на облигационные займы [9, с . 51]. Долги ряда городов к 1911 г. превысили сумму 30 млн руб. Задолженность более 1 млн руб . , которая считалась крупной, была у 27 городов Общая же задолженность всех городов империи составляла 420 млн руб в 1911 г. 2 . Схожая ситуация наблюдалась и в Ярославле Например, на 1 января 1904 г. задолженность городских властей составляла 606 057 руб , среди которой были долги частным лицам, обществу взаимного страхования от огня недвижимых имуществ, заём на расширение водопровода, учреждений народного образования города и др 3 Отметим, что сумма этого долга превышала доходную часть сметы 1903 г. (536 827 руб. )4 .

] 2024/№1

Заключение

Ситуация с бюджетами городского общественного управления была трудной Доходная часть бюджетов городов была весьма ограничена, в то время как расходная часть бюджета - обременена большим количеством обязательных расходов Рассмотрение бюджета Ярославского городского управления позволило выявить ряд его характерных особенностей в контексте общероссийской ситуации. Так, обязательные расходы Ярославского городского общественного управления имели тенденцию к уменьшению . На протяжении 1870 - первой половины 1914 гг лидировавшие в структуре доходной части бюджета оброчные статьи уступили своё место оценочному сбору с недвижимых имуществ и доходам с городских предприятий Несмотря на то, что на протяжении 1874-1912 гг. бюджет сводился Ярославской городской управой с дефицитом или небольшим профицитом, городские власти смогли выделять довольно существенные суммы на финансирование важнейших социальных направлений деятельности и городского благоустройства

Дата поступления в редакцию 09.03.2023

Вестник Государственного университета просвещения. Серия: История и политические науки

ЛИТЕРАТУРА

1. Блудов А . М. Городское самоуправление в России на рубеже Х1Х-ХХ вв . (на материалах Тамбовской губернии). Тамбов: Изд-во Тамбовского государственного университета, 2003. 413 с.

2 . Велихов Л . А . Основы городского хозяйства: Общее учение о городе, его упр . , финансах и ме-

тодах хозяйства . М. : Наука, 1996. 466 с .

3 . Виноградов В . Ю . Становление и развитие системы городского самоуправления в порефор-

менный период Российской империи: 1870-1914 гг. : дис . . . . док. ист. наук. М . , 2005. 403 с . 4. Галямова В . Городкое самоуправление второй половины XIX - начала XX вв . (по материалам Вятки). Елабуга: Изд-во ЕГПУ 2006. 191 с.

5 . Емельянов Н . А . Местное самоуправление: международный опыт. Тула: ГМРИП "Левша", 1996.

111 с

6 . Каукина Р. Н . Деятельность органов городского самоуправления России во второй половине

XIX - начале XX века (на материалах г. Саранска). Саранск: МГПУУ 2022. 118 с .

7 . Кошман Л . В . Город и городская жизнь в России XIX столетия: социальные и культурные

аспекты . М. : РОССПЭН, 2008. 446 с.

1 Городское дело. 1912. № 11-12. С. 734-735.

2 Городское дело.1910 . № 10 . С . 808-809.

3 ГАЯО . Ф .509. Оп . 1.1. Д. 1003. Л. 21-22.

4 Отчет Ярославской городской управы за 1903 год Ярославль, 1903

8 . Местное самоуправление в России. Опыт Петербурга . Вторая половина XIX - начало XX века /

отв. ред. В. А. Нардова. СПб . : Фонд «Спас», 2014. 541 с.

9 . Нардова В . А . Самодержавие и городские думы в России в конце XIX - начале XX вв . СПб . ,

1994. 157 с.

10 . Нардова В . А . , Сухорукова А . С. , Чистиков А . Н . Городское хозяйство Петербурга. XIX - нача-

ло XX века . Спб . : Фонд "Креатив", 2014. 399 с . 11. Сергиенко М. А . Деятельность органов городского самоуправления провинциальной России в конце XIX - начале XX вв . (на материалах Курской губернии). Белгород: ООО «Эпицентр», 2016. 204 с.

12 . Судавцов Н . Д . Земское и городское самоуправление в России в годы Первой мировой войны .

М. , Ставрополь: Изд-во Ставроп. гос. ун-та, 2001. 718 с.

13 . Ташлыков А. Ю. Астраханская городская дума в пореформенный период (1870-1918 гг.): опыт

функционирования городского общественного управления . дис . ... канд . ист. наук. Астрахань, 2011. 198 с.

14 Чудаков О В Городское самоуправление Сибири в годы Первой мировой войны, период социальных катаклизмов (июль 1914 - первая половина 1918 гг.). Омск: Изд-во Омского гос. ун-та, 2013 422 с

15 . Шилкина Е. Л . Местное самоуправление: история и современность . Шахты: изд-во РГПУУ 2002.

195 с

16. Шумилов М. М. Новгородское городское самоуправление в 60-80-е гг. XIX века // Местное самоуправление в России: история и современность: материалы региональной научно-практической конференции / сост. Б . Н . Ковалев . Новгород, 1997. С. 25-30.

REFERENCES

1. Bludov A . M . Gorodskoe samoupravlenie v Rossii na rubezhe XIX-XX vv. (na materialakh Tambovskoi gubernii) [Urban self-government in Russia at the turn of the 19th-20th centuries (based on the materials of the Tambov province)]. Tambov, Izd-vo Tambovskogo gosudarstvennogo universiteta Publ. , 2003. 413 p.

2 . Velikhov L. A . Osnovy gorodskogo khoziaistva: Obshchee uchenie o gorode, ego upr., finansakh i me-

todakh khoz-va [Fundamentals of urban economy: General teaching about the city, its management, finances and methods of household]. Moscow, Nauka Publ. , 1996. 466 p.

3 . Vinogradov V. Iu. Stanovlenie i razvitie sistemy gorodskogo samoupravleniia v poreformennyi period

Rossiiskoi imperii: 1870-1914 gg.: dis.... dok. ist. nauk [Formation and development of the city self-government system in the Post-Reform Period of the Russian Empire: 1870-1914: Dr. Sci. thesis in Historical Sciences]. Moscow, 2005. 403 p . 4. Galiamova V. Gorodkoe samoupravlenie vtoroi poloviny XIX - nachala XX vv. (po materialam Viatki) [Municipal self-government of the second half of the 19th - early 20th centuries, (based on the materials of Vyatka)]. Elabuga, Izd-vo EGPU Publ. , 2006. 191 p.

5 . Emelianov N . A . Mestnoe samoupravlenie: mezhdunarodnyi opyt [Local self-government: internation-

al experience], Tula, GMRIP "Levsha" Publ. , 1996. 111 p.

6 . Kaukina R . N . Deiatelnost organov gorodskogo samoupravleniia Rossii vo vtoroi polovine XIX - nachale

XX veka (na materialakh g. Saranska) [Activity of the municipal self-government bodies of Russia in the second half of the 19th - early 20th century (based on the materials of Saransk)]. Saransk, MGPU Publ. , 2022. 118 p .

7 . Koshman L. V. Gorod i gorodskaia zhizn v Rossii XIX stoletiia: sotsialnye i kulturnye aspekty [The city

and urban life in Russia of the 19th century: social and cultural aspects]. Moscow, ROSSPEN Publ. , 2008 446 p

8 . Nardova V. A . , ed. Mestnoe samoupravlenie v Rossii. Opyt Peterburga. Vtoraia polovina XIX - nachalo

XX veka [Local self-government in Russia . The experience of St . Petersburg. The second half of the 19th - the beginning of the 20th century]. St. Petersburg, Fond «Spas» Publ. , 2014. 541 p.

9 . Nardova V. A . Samoderzhavie i gorodskie dumy v Rossii v kontse XIX - nachale XX vv. [Autocracy and

City councils in Russia in the late 19th -early 20th centuries]. St. Petersburg, Izd. Firma Publ. , 1994. 157 p

10 . Nardova V. A . , Sukhorukova A . S . , Chistikov A . N . Gorodskoe khoziaistvo Peterburga. XIX - nachalo XX veka [Urban economy of St . Petersburg. 19th - early 20th century]. St. Petersburg, Fond "Kreativ" Publ., 2014. 399 p .

11. Sergienko M . A. Deiatelnost organov gorodskogo samoupravleniia provintsialnoi Rossii v kontse XIX -nachale XX vv. (na materialakh Kurskoi gubernii) [Activity of municipal self-government bodies of provincial Russia in the late 19th - early 20th centuries (based on the materials of the Kursk province)]. Belgorod, OOO «Epitsentr» Publ. , 2016. 204 p .

12 . Sudavtsov N . D. Zemskoe i gorodskoe samoupravlenie v Rossii v gody Pervoi mirovoi voiny [Zemstvo

and city self-government in Russia during the First World War]. Moscow, Stavropol, Izd-vo Stavrop. gos. un-ta Publ. , 2001. 718 p.

13 . Tashlykov A. Iu. Astrakhanskaia gorodskaia duma v poreformennyi period (1870-1918 gg.): opyt funk-

tsionirovaniiagorodskogo obshchestvennogo upravleniia. dis. ... kand. ist. nauk [Astrakhan City Duma in the post-reform period (1870-1918): the experience of functioning of urban public administration: Cand. Sci. thesis in Historical Sciences]. Astrakhan, 2011. 198 p. 14. Chudakov O. V. Gorodskoe samoupravlenie Sibiri v gody Pervoi mirovoi voiny, period sotsialnykh ka-taklizmov (iiul 1914 - pervaia polovina 1918 gg.) [Urban self-government of Siberia during the First World War, the period of social cataclysms (July 1914 - the first half of1918)]. Omsk, Izd-vo Omskogo gos. un-ta Publ. , 2013. 422 p.

15 . Shilkina E. L. Mestnoe samoupravlenie: istoriia i sovremennost' [Local self-government: history and

modernity], Shakhty, Izd-vo RGPU Publ. , 2002. 195 p .

16 . Shumilov M. M . [Novgorod city self-government in the 60-80s of the XIX century]. In: Kovalev B . N . ,

ed. Mestnoe samoupravlenie v Rossii: istoriia i sovremennost: materialy regionalnoi nauchno-praktich-eskoi konferentsii [Local self-government in Russia: History and Modernity: materials of the regional scientific and practical conference]. Novgorod, 1997, pp . 25-30.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Пуневский Ярослав Викторович - аспирант кафедры истории России средних веков и нового времени факультета истории, политологии и права Государственного университета просвещения; e-mail: moskva221090an@gmail. com

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Yaroslav V. Punevsky - Postgraduate Student, Department of the History of Russia of the Middle Ages and Modern Times, Faculty of History, Political Science and Law, Federal State University of Education; e-mail: moskva221090an@gmail. com

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ

Пуневский Я . В . Финансовые основы функционирования Ярославского городского самоуправления в 1870 - первой половине 1914 гг. // Вестник Государственного университета просвещения . Серия: История и политические науки . 2024. № 1. С 87-96. DOI: 10.18384/2949-5164-2024-1-87-96

FOR CITATION

Punevsky Ya . V Financial foundations of Yaroslavl city self-government functioning in 1870 - the first half of 1914. In: Bulletin of Federal State University of Education. Series: History and Political Sciences, 2024, no . 1, pp. 87-96. DOI: 10.18384/2949-5164-2024-1-87-96

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.