УДК 330.33.015:336.77
т.с. новашина
к.э.н., доцент, зав. кафедрой «Стратегический и финансовый менеджмент» Московской финансово-промышленной академии
финансовые механизмы разрешения ГЛОБАЛЬНОГО противоречия «кредиторы» - «должники»
Привычно и традиционно, если говорить об экономике, наше сознание, воспринимая социально-экономические модели поведения хозяйствующих субъектов и их теоретические обоснования, оценивает данные модели как естественные, неизбежные, привнесённые в жизнь человека неким «высшим» смыслом. Вслед за этим, он, осознанно или нет, превращает их в устойчивые стереотипы своего сознания и трансформирует в каждодневные поведенческие реакции. Так возникает массовое, устойчивое общественное поведение. В условиях развития системного глобального кризиса, пользуясь прежним набором теоретических догм, эффективно решить задачи перехода к устойчивому функционированию национальной экономики, как показывает практика, не представляется возможным. В силу этого возникает жизненная потребность формирования механизмов, способных обеспечить устойчивое экономическое развитие. Каковы эти механизмы, их структура, содержание, принципы формирования и функционирования?
Прежде чем ответить на поставленные вопросы, необходимо понять природу процессов, обусловливающих особенности поведения субъектов экономических отношений. При этом мы исходим из следующей рабочей гипотезы: зарождение и формирование общества потребления является закономерной исторической формой развёртывания глобального противоречия «кредиторы» -«должники».
Прежде всего, отметим одно, с нашей точки зрения, исключительно важное обстоятельство. Известный экономист XX столетия Дж. Мейнард
Кейнс утверждал: «Нет более верного и действенного способа ниспровержения основ существующего общественного устройства, нежели подрыв денежной системы. Этот процесс пробуждает все разрушительные силы, скрытые в экономических законах, а сама болезнь протекает так, что диагноз не может поставить ни один из многих миллионов человек» (выделено нами) [1]. Именно здесь кроются причинно-следственные связи: фактическое и, что весьма важно, возможно и опосредованное управление процессом функционирования денежной системы (изначальная цель управления может быть различной: позитивно стабильное, или кризисное и катастрофическое её состояния) определяет уровень стабильности того или иного общественного строя. Если кто-то, к примеру, изначально ставит перед собой задачу обеспечить над иными государствами фактическую власть, оставаясь при этом тайным повелителем человеческих судеб и жизней, нельзя предложить ему лучшего орудия порабощения, воспринимаемого народами этих стран, как правило, в качестве несомненного блага, - чем кредит. Кредит с его изощрённой, иррациональной формой дохода - ссудным процентом. Мировая цивилизация в лице отдельных её представителей давно поняла и оценила все скрытые преимущества ссудного процента и поставила кредит на службу своим честолюбивым интересам. Это «проходит красной нитью через всю историю со времён изобретения банковской системы в Вавилоне и до начала существования современной Денежной державы» [2].
Для нашего исследования особенно важно, что в новые времена это проявилось во всевластии мировой кредитной экспансии американского доллара. Появление данной монополии не связано, как полагают, с фактом формирования «Трехсторонней комиссии» и фактического появления мирового финансового правительства под эгидой американского капитала [3]1. Она родилась и не из факта создания новой мировой финансовой системы и учреждения участниками Бреттон-Вудского соглашения Международного Валютного Фонда и придания доллару США статуса мировой резервной валюты. Это случилось значительно раньше середины ХХ столетия. Несколько основополагающих исторических событий обусловили её возникновение.
Первое. Создание Банка Англии в 1694 г. Для нас это событие важно по следующим обстоятельствам. Во-первых, Банк Англии - самый старый центральный банк мира. Во-вторых, Банк Англии на протяжении столетий функционировал как полностью частный банк2. Сразу же после утверждения банка Парламентом сам король Уильям III Оранский и некоторые члены Парламента поспешили стать акционерами новой «денежной фабрики» [4]3. Основными же акционерами Банка Англии явились ростовщики, на деньги которых, возможно, и был профинансирован приход на царствование Уильяма Оранского [2]. Личности основных бенефициаров банка держались втайне. В-третьих, суть изначальных ключевых операций Банка Англии состояла в том, что король не только разрешал банкам изготавливать деньги страны, но и брал их под проценты (!) для финансирования потребностей своей администрации. Предыдущая практика, хотя и с перерывами, состояла в том, что правитель (суверен) мог делать деньги для страны в качестве золотых монет (как было, к примеру, с золотым безантом Византии, курс которого был стабильным в течение почти шестисот лет) или любой другой форме (бумажные купюры и пр.), которые соответствовали потребностям страны, тратить и пускать их в оборот. Эти, апробирован-
ные практикой Банка Англии, весьма доходные операции были в дальнейшем «подхвачены» и использованы «творцами» американской финансовой системы при создании в 1791 г. Первого банка США, а в 1826 г. - Второго банка США. Это были первые, полностью частные финансовые институты, получившие право эмиссии американского доллара. И, наконец, в-четвёртых, Банк Англии, посредством билля о правах стал, по сути, контролировать экономику.
Второе. Принятие в 1787 г. Филадельфийским конвентом поправок к «Американской конституции 1776 г.». Поистине историческими следует назвать решения, принятые Филадельфийским конвентом. После многомесячных обсуждений и дискуссий, проходивших в абсолютно закрытом формате и обстановке глубочайшей секретности4, были заложены политические основы государственного устройства беспрецедентного в истории деления общества на две группы (два класса): кредиторы (финансовый капитал, владельцы государственного долга) и должники. Важно отметить, что это событие произошло задолго до знакомства мира с «Манифестом коммунистической партии» К. Маркса и Ф. Энгельса и, соответственно, с «Капиталом» К. Маркса. Задолго до разработки теории классовой борьбы (как формы разрешения системного противоречия «наемный труд» - «капитал») и её трагической «апробации» на практике, приведшей к катаклизмам мирового масштаба. Творцы теории «кредиторы - должники» и её идеологические последователи выстроили иную социально-экономическую конструкцию. В этой, формируемой на новой политэкономической парадигме, системе социально-экономических отношений «кредит» должен был стать «великим повелителем» и он, как показала вся практика социально-экономического бытия многочисленных стран и народов, им стал. Эта конструкция в дальнейшем получила название «общество потребления», став основной моделью существования американского (и не только американского) общества5. В контексте рассматриваемого нами вопроса важно отме-
1 А.К. Крыленко, обобщая обширный исторический материал, констатирует, что «Создание Всемирного правительства изначально было целью Денежной державы».
2 После национализации в 1946 г. Банк Англии стал полностью принадлежать правительству.
3 Уильям принадлежал к славному и знаменитому в Голландии Оранскому дому. На деньги голландских ростовщиков, которые выбрали его в качестве своего кандидата для замещения короля католика Джеймса II на английском троне, Уильям, получив по тем временам громадный беспроцентный кредит в 2.000.000 датских гульденов, высадился с наёмной армией в Англии 5 ноября 1688 г Начал царствовать 22 января 1689 г после принятия Английским Парламентом билля о правах (изначальное и безоговорочное условие Тори), где излагались основные начала государственного устройства Англии.
4 С участников Филадельфийского конвента были взяты жёсткие обязательства о неразглашении. По завершении работы конвента достоянием общественности стал лишь текст итогового документа. Исследователи же получили доступ к рабочим материалам спустя столетие. Только в 1911 г все, относящиеся к заседанию конвента материалы, были опубликованы в четырёх объёмных томах.
5 Впервые, исследуя устойчивые феномены социального бытия, понятие «общество потребления» ввёл в 1920-е гг. немецкий социальный психолог, философ Эрих Фромм.
тить, что инициатором принятых конституционным конвентом решений, выступал один из лучших ораторов конвента А. Гамильтон. Он открыто заявлял, что его собственные симпатии принадлежат политическому устройству британской монархии. Именно Гамильтон явился и идеологом, и вдохновителем создания в США «Национального» банка английского образца. Гамильтон предложил США создать Центральный Банк США, как частный банк, с правом эмиссии долларов, то есть с правом создавать деньги из ничего, из воздуха, и после эти же деньги ссужать правительству под проценты. К несчастью для Америки, президент США Дж. Вашингтон в 1788 г. назначил Гамильтона министром финансов. Спустя 3 года правительство США для своего национального банка, названного Первым банком США, утвердило устав сроком на 25 лет. Банк имел капитал в 35 миллионов долларов, из которых 28 принадлежали европейским банкирам, которых контролировали Ротшильды [5].
Третье. Принятие в 1913 г. закона о Федеральной резервной системе США. С созданием Федерального резерва денежная власть в США получила возможность «создавать» и экспортировать инфляцию1. Сегодня в мире достаточно людей, которые убеждены в том, что реальными властителями мира являются главы ФРС, поскольку именно ФРС осуществляет финансовую экспансию доллара в мировом масштабе. Фактически, ФРС является «правительством в правительстве» [7]. В служебном отчёте конгресса США от 1976 г., после списка имён руководителей, возглавлявших ФРС в середине 1970-х гг., делается заключение: «...члены правления Федеральной резервной системы представляют собой небольшую элитарную группу, имеющую подавляющее влияние на экономическую жизнь нашего народа» [8]. По своей структуре ФРС США существенно отличается от банковских систем в других странах. По форме собственности - это полностью частная система. По основной функции -система, обладающая неограниченным правом эмиссии мировой резервной валюты. Банк - член ФРС, при обращении в федеральный резервный банк за кредитными ресурсами, фактически не имеет ограничения, поскольку может в активных операциях рассчитывать на ресурсы всей ФРС. Подобными возможностями не располагает ни
один банк в иных национальных банковских системах мира. Именно эта «безграничная» возможность создаёт исключительные условия для безудержного распространения кредитной экспансии. Г. Форд в 1920-х гг. писал о кредитной политике ФРС США: «Федеральная резервная система предоставляла им (банкам).. .почти неограниченный кредит. Границы кредита, в конце концов, растягиваются. безотносительно к имеющемуся в стране богатству... Какими глазами взглянул бы он (народ) на государственную систему, если бы знал, во что они (деньги) могут превратиться в руках посвященных.., в чем заключается уловка, посредством которой государства и народы подпадают под власть нескольких отдельных индивидуумов.., богатство всегда больше денег и действительное богатство зачастую поступает в рабство к деньгам. Это ведет к нелепому парадоксу - мир благословен богатством и все же терпит нужду» [8]. «Нелепый парадокс», отмеченный Г. Фордом, безусловно, во всех отношениях человеком незаурядным, является, как мы полагаем, одной из форм проявления и следствием развёртывания системного противоречия «кредиторы - должники», противоречия, обусловленного делением общества на две основные социальные группы.
Узловые вопросы генезиса системного противоречия «кредиторы - должники» обсуждались автором на международном философском конгрессе в Санкт-Петербурге в 2009 г., где получили одобрение со стороны его участников [10]. В развитие этих идей следует отметить, что механизм, обеспечивающий развёртывание этого системного противоречия состоит из трёх основополагающих и взаимообусловленных элементов: институционального, инструментального, процедурного. Институциональная, инструментальная и процедурная природа социально-экономических механизмов порождает соответствующие формы их социального, экономического и юридического бытия.
Институциональный элемент механизма развёртывания системного противоречия воздействует на «полюса» противоречия через присущие ему социальные формы бытия. Инструментальный - посредством свойственных ему экономических форм бытия. Процедурный - через адекватные ему юридические нормы и многообразные формы бытия этих норм [11]2.
1 Одной из форм проявления этого процесса является тот факт, что доля ВВП США в мировом производстве составляет, по разным оценкам (репрезентативность которых мы здесь не обсуждаем) порядка 20%, а доля в мировом потреблении - 40%. Т.е. американцы тратят в два раза больше, чем производят.
2 Юридические нормы суть условные правила. Юридическая норма состоит из двух элементов: из определения условий применения правила и изложения самого правила. Первый элемент называется гипотезой или предположением; второй - диспозицией или распоряжением. Каждая юридическая норма может быть выражена в определённой форме. Гипотеза может быть выражена или в общей абстрактной форме, или в конкретной, казуистической. Эти формы, в свою очередь, имеют богатую гамму конкретных форм.
Первым системным толчком (катализатором) в запуске механизма развёртывания системного противоречия является «кредитная экспансия». В результате кредитной экспансии американского доллара выстраиваются исторические, т.е. устойчивые во времени цепочки причинно-следственных связей.
Историческую устойчивость одному полюсу системного противоречия «кредиторы - должники» - социальной группе «кредиторы», обеспечивает, во-первых, наличие институционального фактора в его социальной форме - «финансовое правительство», во-вторых, наличие инструментального фактора в его экономической форме - «кредитная экспансия», в-третьих, наличие процедурного фактора в его юридической форме - неограниченное «право эмиссии» национальной, а в дальнейшем и мировой резервной валюты - доллара США.
Историческую устойчивость другому (противоположному) полюсу системного противоречия «кредиторы - должники» - социальной группе «должники», обеспечивает, во-первых, наличие институционального фактора в его социальной форме - «общество потребления», во-вторых, наличие инструментального фактора в его экономической форме - «кредитная ловушка», в-третьих, наличие процедурного фактора в его юридической форме - легкодоступное «право на потребительский кредит». Представим в виде формализованной логической структурной схемы эти устойчивые во времени цепочки причинно-следственных связей. Одна «линия» развёртывания идет от полюса системного противоречия - «кредиторы»: кредиторы - кредитная экспансия; кредитная экспансия - финансовое правительство; финансовое правительство - финансовые угрозы; финансовые угрозы - нейтрализация. Таким образом, развёртывание системного противоречия от полюса «кредиторы» неизбежно приводит к возникновению финансовой угрозы стабильному и безопасному существованию данной социальной группы. И эта угроза должна быть непременно устранена (нейтрализована). Вторая «линия» развёртывания идёт от полюса системного противоречия - «должники»: должники - общество потребления; общество потребления - кредитная ловушка; кредитная ловушка - финансовые угрозы; финансовые угрозы - нейтрализация. Следовательно, развёртывание системного противоречия от полюса «долж-
ники» неизбежно приводит к возникновению финансовой угрозы: всё возрастающая кредитная экспансия (кредитная ловушка) является системным ограничителем стабильного и безопасного существования данной социальной группы1. И эта угроза должна быть непременно устранена (нейтрализована).
Таким образом, по мере генезиса противоречия «кредиторы - должники» возникает глобальное, исторически обусловленное, столкновение: «нейтрализация - нейтрализация». Или, другими словами, возникает объективно обусловленная необходимость разрешения системного противоречия «кредиторы - должники» посредством различных, прежде всего финансовых, процедур: «нейтрализация - нейтрализация».
Механизмы нейтрализации с каждой из сторон могут иметь разнообразные и, порой, непредвиденные формы реализации, обусловленные совокупностью различных исторических, политических, социальных, экономических факторов, их взаимодействием и взаимообусловленностью. Но нас интересуют, прежде всего, финансовые механизмы.
Поскольку вектор финансовой угрозы (для «кредиторов») определён и очень чётко обозначен самими США, а это Россия, Китай, страны ОПЕК2, следовательно, речь должна идти о создании альтернативной «Федеральному резерву» системе. Именно ФРС США выступает «генератором» кредитной экспансии американского доллара. В этих условиях России безоговорочно необходимо защитить национальную экономику3. Альтернативой, как мы полагаем, может стать национальная резервная система. Однако, в отличие от виртуальных финансовых активов и кредитной «накачки» мировой экономики американскими долларами, диктата фиктивного финансового капитала, российская национальная резервная система должна и может опираться на реальное национальное богатство, которым сегодня располагают регионы страны и населяющие их народы. Таким образом, инструментальной основой (элементом) финансового механизма национальной резервной системы и нейтрализации финансовой угрозы должно стать национальное богатство. Это вовсе не означает, что российский рубль «напрямую» должен быть обеспечен национальным богатством, как некогда напрямую золото обеспечивало национальные валюты. Механизм этот гораздо сложнее,
1 К примеру, кредитное плечо у жителей Исландии, по сути первой страны банкрота в 2008 г, составило 230%.
2 Вашингтон, 05 февраля 2008 г. - Reuters. США видят в России одну из основных финансовых угроз. Основные финансовые угрозы для США исходят от России, Китая и стран-членов Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК). С таким заявлением выступил в Конгрессе глава Национальной службы разведки Майкл МакКоннелл.
3 Согласно позиции министра финансов РФ А. Кудрина, озвученной им в ходе XIII Петербургского международного экономического форума - 2009, необходимо «регулировать не только отдельные рынки, а искать интегральные инструменты, которые смогут обеспечить стабильность рынков, стабильность мировой экономики».
и связан, прежде всего, с активным процессом регионализации национальных финансовых «оборонительных» рубежей. С учётом этого устойчивого процесса мы полагаем, что речь должна идти о создании альтернативной «Федеральному резерву» системе, а именно о «Евразийской резервной системе» [12]. Каковы цели и задачи её создания? Их несколько, и они системно взаимосвязаны.
Цель первая - защита национальной экономики от воздействия глобальных финансовых кризисов. Цель вторая - создание антиинфляционного финансового механизма устойчивого развития. Цель третья - капитализация национального богатства. Цель четвёртая - укрепление национальной денежно-кредитной системы.
Эти цели системны, взаимообусловлены и реализуются путём последовательного, взвешенного и адекватного решения ряда задач, базирующегося на формировании институциональных, функциональных и инструментальных элементов, образующих в своём системном единстве финансовые механизмы устойчивого развития национальной экономики. В рамках каждой из обозначенных целей сформулируем соответствующие задачи.
Итак, цель первая: защита национальной экономики от воздействия глобальных финансовых кризисов. Основные задачи, решаемые в ходе её достижения: уход от мировой кредитной монополии американского доллара; создание (формирование и функционирование) национальной «Залоговой системы развития»; создание (формирование и функционирование) «Евразийской резервной системы».
Цель вторая: создание антиинфляционного финансового механизма устойчивого развития. Основные задачи, решаемые в ходе её достижения: формирование региональных «Залоговых фондов развития» в рамках национальной «Залоговой системы развития»; формирование «Евразийского финансового дома»; формирование расчётно-кли-ринговой системы; создание необходимых финансовых инструментов; разработка регламентов и процедур функционирования институтов «Евразийской резервной системы».
Цель третья: формирование механизмов капитализации национального богатства. Основные задачи, решаемые в ходе её достижения: инвентаризация, классификация, распределение и закрепление прав субъектов собственности, экономическая оценка активов и прав на них; оценка инвестиционной ёмкости субъектов РФ - участников национальной «Залоговой системы развития»; обеспечение функционирования национальной «Залоговой системы развития»; обеспечение функционирования «Евразийского финансового дома»; развитие инвестиционного потенциала субъектов РФ - участников национальной «Залого-
вой системы развития»; внедрение системы демпфирования (поглощения) финансовых рисков; управление инвестиционными рисками и рисками ликвидности «Евразийской резервной системы».
Цель четвёртая: укрепление национальной денежно-кредитной системы. Основные задачи, решаемые в ходе её достижения: обеспечение финансовой устойчивости национальной банковской системы; внедрение антиинфляционного финансового механизма; внедрение системы демпфирования финансовых рисков.
В рамках формирования механизмов функционирования резервной системы, основанной на оценке инвестиционной ёмкости регионов и включении национального богатства как резерва в экономический оборот (инструментальные элементы финансового механизма), необходимо сформировать, прежде всего, институциональные элементы этого механизма, которые могут выступать в определённых институциональных (организационных) формах. Не ставя перед собой задачу, в контексте данной статьи, обосновать целесообразность наличия в системе тех или иных институтов, обозначим главное - их ключевой функционал. Мы полагаем, что «Евразийская резервная система» должна включать пять основных институциональных блоков.
«Национальный Совет развития». Этот институт должен обеспечить систему участия глав регионов РФ, представителей федеральных органов исполнительной власти РФ, представителей исполнительных органов государственной власти субъектов РФ в «Евразийской резервной системе»; этот институт определяет стратегию, приоритеты стабильного функционирования и направления развития системы.
«Залоговая система развития». Это фундаментальный, базисный блок, составляющий материальную основу функционирования Системы. Залоговая система формируется на основе интеграции национальных (региональных, федеральных) активов региональных «Залоговых фондов развития». Региональные «Залоговые фонды развития» формируются на основе той части национального богатства, которое имманентно присуще данной территории. Всю совокупность элементов национального богатства территории условно назовём региональными активами. Активы региональных «Залоговых фондов развития», в отличие от активов «традиционных» залоговых фондов (они сформированы в ряде регионов), выполняющих, как правило, роль прямых (или опосредованных через поручительство) залогов, выполняют функцию интегрального показателя «инвестиционной ёмкости» региона. Основные функции, которые обеспечивает залоговая система: инвентаризация, консо-
лидация, интеграция национальных (региональных) активов; учёт, оценка, хранение, как резерва; запуск в экономический оборот, как ресурса.
«Евразийский финансовый дом». Основные функции, которые призван выполнять данный институт: секьюритизация активов региональных «Залоговых фондов развития»; их капитализация; внедрение и реализация антиинфляционного финансового механизма функционирования экономики регионов; реализация механизмов демпфирования финансовых рисков; управление рисками ликвидности Системы; реализация механизмов бюджетирования (финансирования) инвестиционных проектов; реализация механизмов финансирования текущей деятельности «Евразийской резервной системы».
«Национальная проектная система». Основные функции: экспертиза, оценка, подготовка, реализация, обеспечение эффективного функционирования региональных, национальных и международных проектов и программ.
«Евразийский открытый университет». Основные функции: проектная подготовка высококвалифицированных специалистов и управленцев; проектная переподготовка высококвалифицированных специалистов и управленцев, призванных обеспечить устойчивое функционирование «Евразийской резервной системы».
В заключение можно констатировать, что перечисленные институты, в рамках формирования и функционирования Евразийской резервной системы, являются ключевыми институциональными элементами финансового механизма разрешения глобального противоречия «кредиторы - должни-
ки». Ключевыми инструментальными элементами этого механизма могут стать ценные бумаги, спроектированные на базе секъюритизированных национальных (региональных) активов, запущенные в экономический оборот в рамках Системы. И, наконец, ключевыми процедурными элементами финансового механизма разрешения глобального противоречия станут регламенты функционирования всех элементов Системы.
Раскрытие финансовых механизмов разрешения глобального противоречия «кредиторы - должники» носит в статье постановочный, формообразующий характер, а сами эти механизмы, базирующиеся на новой парадигме управления национальным богатством, несомненно, являются теоретической конструкцией. Однако, накопленный исторический опыт антиинфляционного развития, многократно апробированный на практике, с использованием, к примеру, таких финансовых инструментов, как «свободные деньги» [14], позволяет предположить, что грамотное использование этого опыта в рамках «Евразийской резервной системы» окажется действенным. Как представляется, может оказаться действенным в историческом противостоянии кредитной экспансии американского доллара и переход к авторскому видению использования национального богатства. Тем не менее, освобождение от любого диктата зависит, естественно, не от теории, а от политической воли правительства и созидательной энергии пассионариев, формирование и творческое воспитание которых, как мы предполагаем, может осуществляться в стенах открытого Евразийского университета.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ральф Эпперсон. Невидимая рука. Введение во взгляд на историю, как на заговор. - С-Пб, 1999. - С. 64.
2. Крыленко А.К. Денежная держава: тайные механизмы истории / Пер. с англ. - М. : Энциклопедия русской цивилизации, 2002. - С. 8, 75.
3. СавельевН.Н. Река времени: История глобализации мирового развития. - Краснодар : Пересвет, 2002. - С. 215-235.
4. История банка Англии (http://gbbank.by.ru/0201.htm).
5. Carr W.G. Pawns in Game, р. 51. Цит. по Крыленко А.К. Денежная держава: тайные механизмы истории. - С. 154.
6. Алексеев А. Ведомости. № 89 (2607), 19.05.2010 г.
7. Островская О.И. Проблемы функционирования Федеральной резервной системы США и возможности применения опыта ФРС в России: дисс. ... канд. экон. наук. - М., 2000.
8. U.S. Congress, House of Representatives, Committee on Banking, Currency and Housing. Federal Reserve Directors: A Study of Corporate and Banking Influence. August, 1976. (94th Congress, 2nd session). Washington, U.S. Government Printing Office, 1976.
9. Форд Генри. Моя жизнь, мои достижения. Пер. с англ. - М. : Финансы и статистика, 1989. - С. 144-147.
10. Новашина Т.С. Генезис глобального противоречия «кредиторы» - «должники». Международная научная конференция «Человек - объект и субъект глобальных процессов». Доклад, ноябрь 2009.
11. Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. Кн. 2. Объективная и субъективная сторона права, 1914. (www. allpravo.ru - 2003). § 24. Элементы юридической нормы.
12. Карпунин В.И., Новашина Т.С. Евразийская резервная система: предпосылки создания и развития // Современная конкуренция, 2009. - №1, 4.
13. Парцвания-Чараия В.В. Генеалогия отчуждения: от человека абстрактного к человеку конкретному. - СПб : Университетская книга, 2003.
14. Кеннеди Маргрит. Деньги без процентов и инфляции. Как создать средство обмена, служащее каждому. Lilale, Швеция, 1993. - 96 с.