преимуществом интегрированного подхода является возможность комплексного исследования внутренних и внешних условий, преимуществ, причин и мотивов осуществления прямых зарубежных инвестиций.
Итак, исследование развития теорий ПИИ позволяет: а) выделить три этапа в историческом процессе формирования и развития теоретиче-
ской базы ПИИ (конец 1950-х - начало 1960-х гг.; середина - конец 1960-х гг.; начало ХХ1 в.); б) обосновать мотивацию поведения международных компаний на внутренних рынках стран; в) разработать макроэкономическую политику привлечения иностранного капитала; г) проанализировать влияние ПИИ на экономику капиталоим-портирующих и капиталоэкспортирующих стран.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Blomstrom, M. Regional Integration and Foreign Direct Investment: a Conceptual Framework and Three Cases [Text] / M. Blomstrom, A. Kokko. - Washington, DC: The World Bank, 1997. - P. 7-8.
2. Dunning, J.H. Explaining International Production [Text] / J.H. Dunning. - London: Unwin Hyman, 1988. - P. 16.
3. Dunning. J.H. Theories and Paradigms of International Business Activity [Text] / J.H. Dunning. - UK:
Edward Elgar, 2002.
4. Dunning, J.H. Foreign Direct Investment, Location and Competitiveness [Text] / J.H. Dunning, G. Phillippe. - European International Business Academy, 2008.
5. Stehn, J. Determinanten differenzierten Interna-tionalisierungsstrategien [Text] / J. Stehn. - Kiel, 1989. -S. 247.
6. Tersen, D. L'investissement International Armand Colin [Text] / D.Tersen, J.-L. Bricout. - Paris, 1996.
УДК 338.45:620.92(430)
М.С. Шклярук, Т.В. Малинина
ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ КОМПЕНСАЦИИ ЗАТРАТ НА РАЗВИТИЕ ВОЗОБНОВЛЯЕМОЙ ЭНЕРГЕТИКИ (НА ПРИМЕРЕ ГЕРМАНИИ)
Использование возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в мире - сегодня один из самых активно развивающихся секторов экономики. Однако внедрение их в энергетику любой страны по-прежнему возможно только при поддержке государства. Немецкий закон «О приоритете возобновляемой энергии» (сокращенно обозначаемый в Германии как ЕЕО) является общепризнанным удачным примером законодательного закрепления финансовых стимулов для расширения использования возобновляемых источников энергии при производстве электроэнергии. Общие положения этого закона широко известны: гарантирован-
ная государством многолетняя оплата произведенной электроэнергии на уровне, оправдывающем инвестиции в создание генерирующих мощностей.
В то же время финансовые механизмы компенсации затрат на его реализацию за пределами Германии не так известны, хотя эти механизмы являются обязательным элементом всей системы поддержки ВИЭ.
Необходимость создания механизмов компенсации связана с решением о поддержке развития возобновляемой энергетики, а выбор самого механизма - со способом поддержки.
В Германии государством установлена обязанность сетевых компаний оплачивать электроэнергию от ВИЭ по фиксированным ставкам - от 7 до 43 евроцентов/кВт • ч, в зависимости от вида используемого ВИЭ. Эта оплата ориентирована не на рыночную стоимость электроэнергии, а на возмещение производителям дополнительных издержек по созданию ВИЭ. В то же время рыночная цена электроэнергии на оптовом рынке значительно ниже и составляет 5-6 евроцентов/кВт • ч. Таким образом, для сохранения экономической привлекательности деятельности компаний, занимающихся продажей электроэнергии, понесенные ими дополнительные затраты должны быть компенсированы. Для этого в Германии введена надбавка ЕЕО-Иш1а§е, которая фактически представляет собой разделенную между всеми энергопотребителями разницу между рыночной ценой возобновляемой электроэнергии и ценой, оплаченной в течение года производителям ВИЭ. Данная надбавка включается в стоимость каждого потребленного киловатт-часа и является основным финансовым механизмом компенсации затрат на развитие возобновляемой энергетики.
Существование и порядок исчисления надбавки ЕЕО-Иш1а§е с момента ее введения претерпели существенные изменения, связанные с общим развитием системы поддержки возобновляемой энергетики. История надбавки тесно связана с развитием так называемых механизмов выравнивания. Эти механизмы призваны обеспечить равномерное распределение затрат, связанных с поддержкой ВИЭ, на всех субъектов рынка электроэнергии независимо от их территориального расположения и степени развития возобновляемой энергетики в каждом регионе. До 2010 г. сбытовые компании были обязаны принять ежемесячно устанавливаемую им передающими компаниями квоту электроэнергию от ВИЭ и оплатить ее по средневзвешенной цене электроэнергии от ВИЭ, установленной на основании расчетов передающих компаний в целом по стране. В среднем за 2009 г. квота составила 18,582 %, а цена - 13,945 евроцента/кВт • ч [1]. Принятая по квоте электроэнергия вытесняла электроэнергию от традиционных источни-
ков, имеющую значительно более низкую закупочную стоимость. Разница между стоимостью приобретенной по квоте электроэнергии от ВИЭ и стоимостью электроэнергии от традиционных источников, которая могла бы быть приобретена сбытовыми компаниями, составляла те дополнительные затраты, которые возмещались через надбавку ЕЕО-Иш1а§е, рассчитываемую на основании сведений всех сбытовых компаний.
С целью совершенствования механизма компенсации этих затрат и точного установления их размера с 1 января 2010 г. в Германии произошло существенное изменение процесса учета этих затрат и методики расчета надбавки ЕЕО-Иш1а§е (см. рис. 1).
Теперь передающие компании (их в Германии четыре), получив электроэнергию от операторов сети на своей территории и оплатив ее по законодательно установленным ставкам, продают на оптовом рынке весь объем полученной электроэнергии, произведенной от ВИЭ. Сбытовые организации приобретают возобновляемую электроэнергию по среднерыночным ценам и продают ее потребителям. Таким образом, дополнительные затраты на первоначальном этапе реализации поддержки возобновляемой энергетики несут передающие компании, поскольку они вынуждены продавать электроэнергию по цене существенно ниже той, которая была ими уплачена.
Для компенсации передающим компаниям этой разницы введен следующий механизм расчета надбавки ЕЕО-Иш1а§е. Исходя из разницы между прогнозируемыми затратами на оплату производителям электроэнергии от ВИЭ (на основе прогнозируемых данных об ожидаемых объемах производства возобновляемой электроэнергии) и выручкой от продажи этой электроэнергии на оптовом рынке (на основе прогноза среднегодовой цены) формируется начальная сумма для расчета надбавки. Кроме того, передающие компании учитывают расходы по передаче возобновляемой электроэнергии и организации ее продажи и отдельно включают их в сумму для расчета надбавки. Правильность их расчетов проверяется национальным сетевым агентством [2].
Конечные потребители
Е Е
0
и
т
1
а g
Энергоснабжающие (сбытовые) организации
т
Электроэнергия от ВИЭ
Оплата
Оптовый рынок электроэнергии со средней ценой в 2010 г. 5,36 евроцента/кВт • ч
Оплата по гарантированным законом ставкам (от 7 до 43 евроцента/кВт • ч)
(Явиэ)
Оплата (Я
- Затраты (З:
Оплата по гарантированным законом ставкам (Явиэ)
Приоритетная продажа произведенной электроэнергии
П
р
о и з в о д и т е л ь н о с т ь
В И
Э
Рис. 1. Механизм возникновения и компенсации затрат, связанных с системой поддержки возобновляемой энергетики в Германии
Для 2010 г. такие расчеты были проведены первый раз и опирались на среднерыночную цену электроэнергии в 2009 г. в 5,36 евроцента/кВт • ч и объем прогнозируемого производства электроэнергии от ВИЭ в 2010 г. согласно данным приведенной таблицы.
Таким образом, сумма, необходимая для оплаты электроэнергии от ВИЭ, составила практически 12,7 млрд евро, а ожидаемая выручка от
продажи 90 231 ГВт • ч - около 4,5 млрд евро (90 231 ГВт • ч • 53650 евро/ГВт • ч). Разница в 8,2 млрд евро возмещается конечными потребителями по всей стране, за исключением железных дорог и энергоемких предприятий, определенных в Законе «О ВИЭ» и пользующихся льготами. Для этой категории так называемых привилегированных потребителей надбавка ЕЕО-Ит1а§е ограничена размером 0,05 евроцента/кВт • ч.
Объем производства электроэнергии от ВИЭ и оплата по гарантированным законом тарифам [3]
Показатели Всего Возобновляемые источники энергии
Гидро Газ Биомасса Геотермальные Ветер Ветер офшоры Солнце
Поступление электроэнергии из ВИЭ, ГВт • ч 90 231 5444 1835 26262 36 47704 654 8296
Оплата по положениям Закона «О ВИЭ», млн евро 12667 414 129,5 3950,8 5,4 4187 98,0 3882
Формула для расчета размера надбавки ЕБО-иш1а§е для конечных потребителей выглядит следующим образом:
ЕЕО-Иш1аее = ЗвИЭ - Зпрпотр
ш -ш
общ пр потр
где Звиэ - затраты, в евро, на реализацию Закона
«О ВИЭ», определяемые как Явиэ + И
Я
рын
(Явиэ - оплата за поставленную электроэнергию от ВИЭ производителям, ИВбИЭ - издержки на передачу и сбыт электроэнергии от ВИЭ, Ярын -выручка от продажи электроэнергии на рынке); Зпр потр - оплата электроэнергии от ВИЭ для привилегированных предприятий, определяемая как 0,05 евроцента/кВт • ч (ЕЕО-Иш1а§е пр потр) Шпр потр; Шпр потр - объем электроэнергии, поставленный привилегированным предприятиям по смыслу закона «О ВИЭ», кВт • ч; Шобщ - общий объем электроэнергии, поставленной за год конечным потребителям, кВт • ч.
Рассчитанная в соответствии с этой формулой надбавка ЕЕО-Иш1а§е составила для потребителей в 2010 г. 2,047 евроцента/кВт • ч. В 2011 г. произошло существенное повышение надбавки - до 3,53 евроцента/кВт • ч, что было связано с ростом ввода в эксплуатацию новых мощностей ВИЭ, прежде всего использующих солнечную энергию (объем электроэнергии от солнечных батарей увеличился с 8 296 ГВт • ч до 19 399 ГВт • ч) [4].
При принятии решения на уровне государства о поддержке развития использования ВИЭ необходимо учитывать влияние выбранного механизма компенсации затрат на цену электроэнергии для конечного потребителя. Такое влияние также можно проследить на примере Германии.
Для наглядного отражения динамики изменения тарифов на электроэнергию в немецких исследованиях обычно используется среднестатистический энергопотребитель - семья из четырех человек со средним потреблением электроэнергии 3500 кВт • ч в год.
С 2000 по 2009 г. ежемесячная плата за электроэнергию для такого потребителя возросла с 40,67 евро в месяц до 67,70 евро, т. е. на 27 евро, цена 1 кВт • ч составила 23,2 евроцента. В эту конечную цену для потребителя в Германии включаются следующие позиции (см. рис. 2):
- оплата сбытовым организациям затрат на производство, передачу и реализацию электроэнергии (для приведенного как пример энергопотребителя с годовой потребностью 3500 кВт • ч в 2009 г. она составила 41,53 евро в месяц);
- надбавка ЕЕО-Иш1а§е, получателем которой в конечном итоге фактически выступают владельцы генерирующих мощностей, использующих ВИЭ (3,5 евро в месяц при надбавке в 1,2 евроцента/кВт • ч);
- надбавка KWKG-Um1age, представляющая аналог EEG-Um1age для теплоэлектростанций (0,67 евро в месяц);
- сбор Konzessionsabgabe, получаемый энер-госнабжающими организациями за освещение улиц (5,22 евро в месяц);
- налог с оборота, распределяемый между федеральным бюджетом, бюджетом федеральной земли, местным бюджетом и пенсионным фондом (страхованием) (10,81 евро в месяц);
- налог на электроэнергию, поступающий в федеральный бюджет и пенсионный фонд (5,97 евро в месяц).
Надбавка EEG-Um1age для рассматриваемого среднестатистического потребителя за период с 2000 по 2009 г. увеличилась с 0,58 евро до 3,5 евро в месяц причем с 2006 г. ее рост был незначителен, в то время как доля возобновляемой электроэнергии, оплаченной по гарантированным
Рис. 2. Структура ежемесячной оплаты за электроэнергию (для конечного потребителя с годовым потреблением 3500 кВт • ч, 2009 г.)
1 - затраты на производство передачу и реализацию
электроэнергии (61 %); 2 - EEG-Um1age (5 %); 3 - KWKG-Um1age (1 %); 4 - Konzessionsabgabe (8 %); 5 - налог с оборота (16 %); 6 - налог на электроэнергию (9 %)
6
1
4
ставкам, стремительно возрастала. Максимальная доля надбавки ЕЕО-Ит1а§е в общем повышении цены на электроэнергию составила 26 % в 2007 г. (см. рис. 3) [5].
Необходимо отметить, что в 2011 г. в связи с ростом самой надбавки ЕЕО-Ит1а§е примерно на 70 % эта тенденция изменилась и влияние надбавки на общий рост цены на электроэнергию стало значительней. Даная тенденция по прогнозам сохранится и в 2012 г.
В России законодательно закреплен (но пока не реализован) механизм поддержки развития ВИЭ путем выплаты надбавки к цене оптового рынка, сумма которой пропорционально распределяется между субъектами оптового рынка. Предположительно надбавки будут дифференцированы по видам ВИЭ. Заданным целевым показателем к 2015 г. является производство 35 905 ГВт • ч электроэнергии от ВИЭ. Сумму надбавок к выплатам можно оценить на основе предложений П.А. Понкратова [6] в размере 75 млрд р. При прогнозируемом общем объеме производства электроэнергии в РФ в 1,42 млн ГВт • ч, при распределении на всю производимую электроэнергию, надбавка к цене электроэнергии для покупателей составила бы 0,052 р./кВт • ч. Однако это допущение очень приблизительно. Реальное влияние на изменение цены на электроэнергию для потребителей может быть более существенным, особенно при повы-
шении рыночной цены на электроэнергию, поскольку рассматриваемый сейчас в России вариант поддержки не предусматривает механизмов автоматического снижения надбавки за электроэнергию от ВИЭ при повышении рыночных цен.
Таким образом, в современной рыночной ситуации развитие возобновляемой энергетики возможно только при поддержке государства и создания экономических инструментов, компенсирующих инвестиционные затраты. Выбранный правительством ФРГ метод установления гарантированных ставок оплаты электроэнергии, произведенной на базе ВИЭ, требовал создания механизма возмещения финансовых затрат тем субъектам, которые будут обязаны оплачивать электроэнергию от ВИЭ по ставкам значительно выше рыночных. С этой целью была введена надбавка к стоимости продукта, оплачиваемая конечным потребителем, ориентированная на равномерное распределение этих затрат на всех потребителей электроэнергии. Согласно методике надбавка зависит от разницы между рыночной стоимостью возобновляемой электроэнергии и ее стоимостью, определенной законом.
Методика определения надбавки носит прогнозный характер, предусматривая прогноз производства электроэнергии от различных видов ВИЭ, однако имеет корректирующие механизмы,
Рис. 3. Доля надбавки ЕЕО-Ит^е в общем росте ежемесячной оплаты за электроэнергию за 2002-2009 гг. (для конечного потребителя с годовой потребностью 3500 кВт • ч).
(ЕЭ) - налоги на электроэнергию; (□) - ЕЕО-Ит^е; (Щ) - Е^КО-Ит^е; (Щ) - затраты на производство, передачу и реализацию электроэнергии
ориентированные на возмещении в итоге только фактически понесенных затрат. Будучи распределенными на всех потребителей в стране, даже с учетом привилегий для крупных энергопотребителей, эти затраты на первоначальном этапе развития ВИЭ не оказывают существенного влияния на конечную стоимость электроэнергии, а доля надбавки EEG-Um1age в конечной стоимости электроэнергии составляет около 5 %. Однако по мере увеличения доли электроэнергии от ВИЭ в общем объеме производства электроэнергии влияние надбавки EEG-Um1age
на цену электроэнергии для потребителей становится существенным.
Опыт Германии по стимулированию развития ВИЭ и компенсации затрат на это может быть использован и для России, естественно, в адаптированном виде, с учетом особенностей российской экономики. Используемый в Германии механизм компенсации затрат имеет преимущество в части ориентированности на возмещение за счет потребителей только разницы между рыночной ценой электроэнергии от ВИЭ и ценой, гарантированной государством.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Wenzel, B. Ermittlung bundesweiter, durchschnittlicher Strombezugskosten von Elektrizitatsversorgung-sunternehmen [Electronic resource] / B. Wenzel, J. Diekmann; Ingenieurburo fur neue Energien (IfnE); Deutsches Institut fur Wirtschaftsforschung (DIW). -2006. - Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. -URL: http://www.erneuerbare-energien.de/files/ pdfs/ allgemein/application/pdf/studie_strombezugskosten.pdf (дата обращения: 11.09.2010).
2. EEG-Umlage 2010. Analyse der Wissenschaftlichen Dienste des Deutschen Bundestages [Electronic resource] // Aktueller Begriff. - Nr. 21/10. (25. Marz 2010). -Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. - URL: http://www.bundestag.de/dokumente/analysen/2010/EEG-Umlage_2010.pdf (дата обращения: 05.10.2010).
3. Amprion/EnBW/transpower/Vattenfall (2009): Prognose der EEG-Umlage nach AusglMech V. [Electronic resource]. - Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. - URL: http://www.eeg-kwk.net/cps/rde/xbcr/ eeg_kwk/2009_10_15_konzept_prognose_eeg-umlage_ nach_ausglmechv.pdf (дата обращения: 11.10.2010).
4. 50hertz/Amprion/EnBW/tennet (2010): Prognose der EEG-Umlage nach AusglMechV [Electronic resour-
ce]. - Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. -URL: http://www.eeg-kwk.net/cps/rde/xbcr/eeg_kwk/2010_ 10_15_Foliensatz_zur_Veroeffentlichung_final.pdf (дата обращения: 10.01.2011).
5. Einfluss der FÜrderung erneuerbarer Energien auf Haushaltstrompreis in den Jahren 2009 und 2010 ß einschl. Erster Ausblick auf das Jahr 2011 [Electronic resource] // Referet KI III 1 "Allgemeine und grundsÜtzli-che Angelegenheiten der erneuerbaren Energien". (дата обновления: 13.07.2010). BMU. 2010. - Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. - URL: http://www. erneuerbare-energien.de/files/pdfs/allgemein/application/ pdf/hintergrund_ee_umlage_bf.pdf (дата обращения: 09.08.2010).
6. Понкратов, П.А. Нормативно-правовое обеспечение развития использования возобновляемых источников энергии на основе ФЗ № 35 «Об электроэнергетике» [Электронный ресурс] : доклад на Международном конгрессе «Дни чистой энергии в Петербурге» 15-16 апреля 2010 г. / П.А. Понкратов. - Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. - Режим доступа: http://www.bellona.ru/filearchive/fil_RusHydro_BELLONA. pdf (дата обращения: 11.01.2011).