Воробьева И.Г.
Кандидат экономических наук, доцент кафедры «Банковское дело», докторант, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), E-mail: [email protected]
ФИНАНСОВЫЕ ИНСТИТУТЫ
В РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ)
ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА
Широкое распространение теневой экономики, процессов коррупции и отмывания преступных доходов и финансирования терроризма в современной экономике связано, прежде всего, с постоянным развитием финансовых рынков и финансовых технологий. В преобладающем числе случаев незаконные денежные потоки проходят через финансовые институты, что порождает новые угрозы для финансовой безопасности отдельных государств. Высокие оценки распространения теневой экономики и операций по отмыванию денег через финансовые институты обусловили необходимость обеспечения эффективного противодействия легализации теневых денег и пресечения криминальных финансовых потоков. Представленная статья является выражением позиции автора в отношении возможностей использования потенциала финансовых институтов по минимизации рисков в сфере отмывания денег или финансирования терроризма.
Ключевые слова: риски в сфере отмывания денег или финансирования терроризма; финансовые институты.
Актуальность темы настоящей статьи определятся тем, что в современных условиях динамичные сдвиги в глобальной и региональной системе финансовой безопасности, определяемые поиском новых путей
обеспечения ее стабильности, диверсифицируют развитие ее институциональной системы и усиливают важность разработки инновационных инструментов обеспечения транспарентности и стабильности национальных финансовых систем.
Увеличение количества фактов использования финансовой системы в противоправных целях, направленных на сокрытие незаконного характера происхождения денежных ресурсов, в том числе полученных в результате коррупционных преступлений, хищением бюджетных ресурсов, в связи с неуплатой налогов является одним из важнейших негативных последствий процесса финансовой глобализации. Поскольку система противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - ПОД/ФТ) при такой постановке проблемы является реально действующим механизмом, позволяющим своевременно выявлять противоправные операции, развитие потенциала ее использования в целях повышения прозрачности и стабильности финансовой системы является одним из важных факторов повышения качества экономического роста в России, а также становления нашей страны в качестве международного финансового центра.
Унификация и стандартизация подходов международного сообщества к разработке и реализации мер в сфере ПОД/ФТ опираются на опыт стран-членов ФАТФ и адаптацию национальных моделей ПОД/ФТ к международным стандартам. Повышение эффективности системы ПОД/ФТ в зависимости от страно-
вой и региональной специфики требует внедрения нового подхода, ориентированного на повышение эффективности предотвращения использования национальной финансовой системы в противоправных целях. Именно на решение этой задачи сегодня направлено развитие институциональной структуры российской системы ПОД/ФТ.
Современная институциональная структура российской системы ПОД/ФТ включает два основных сегмента: финансовый мониторинг и правоохранительный сегмент.
Правоохранительный сегмент институциональной структуры российской системы ПОД/ФТ представлен деятельностью правоохранительных органов (Прокуратуры РФ, Следственного комитета РФ, МВД, ФСБ) в части реализации действий, связанных с расследованием преступлений по отмыванию денег или финансированию терроризма.
Конкретная реализация финансового мониторинга предусматривает работу большой совокупности участников по двум направлениям: на макроуровне и на микроуровне. В таком выражении финансовый мониторинг как сегмент институциональной структуры российской системы ПОД/ФТ включает:
- государственный финансовый мониторинг;
- первичный финансовый мониторинг.
Государственный финансовый мониторинг выражается в деятельности уполномоченного органа в сфере ПОД/ФТ (а именно Федеральной службы по финансовому мони-
торингу как национального подразделения финансовой разведки) и иных надзорных органов в сфере ПОД/ФТ, к числу которых относятся: Банк России, Российская государственная пробирная палата, Роскомнадзор.
Субъектами надзора и контроля Федеральной службы по финансовому мониторингу выступают лизинговые компании; ломбарды; организации игорного бизнеса; риэлторские организации; операторы по приему платежей; факторинговые организации.
Субъектами надзора и контроля Центрального банка РФ (Банка России) являются кредитные организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг; страховые организации; организации, осуществляющие управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами; кредитные потребительские кооперативы; микрофинансовые организации и некоторые другие.
Субъектами надзора и контроля Российской государственной пробирной палаты при Министерстве финансов РФ являются организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий.
Субъектами надзора и контроля Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) являются организации федеральной почтовой связи.
Кроме того, в организационной структуре российской системы про-
тиводействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма определенную роль играют саморегулируемые организации, особенно в сфере банковской деятельности и в сфере деятельности на рынке ценных бумаг. Созданная в 2012 г. Межведомственная рабочая группа по выявлению и пресечению финансовых операций, направленных на легализацию доходов, полученных преступным путем с участи-
ем представителей правоохранительных органов, Генеральной прокуратуры, Банка России, ФНС принимает активное участие в обсуждении ключевых проблем и выработке решений по совершенствованию российской системы ПОД/ФТ.
В общем виде организационная структура российской системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма представлена на рис. 1.
Рисунок 1 - Организационная структура российской системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
Ключевыми субъектами российской системы ПОД/ФТ выступают финансовые институты, и особенно - коммерческие банки.
В современной финансовой системе России действует разнообразие финансовых институтов, которые начали развиваться в национальной финансовой системе с 1991 г. и к сегодняшнему дню демонстрируют значительные результаты (таблица 1). Именно через финансовые институты происходит наиболее существенный объем финансовых операций в российской экономике, что
делает их наиболее вероятным очагом протекания процессов отмывания денег или финансирования терроризма. Однако именно финансовые институты обладают потенциалом предотвращать проникновение преступных капиталов в легальную экономику. На основе выявления и идентификации рисков, а следовательно, зон уязвимости финансовые институты должны разрабатывать целенаправленные программы
управления рисками в сфере отмывания денег или финансирования терроризма.
Таблица 1 - Ключевые показатели деятельности финансовых институтов в России (по состоянию на 01.01.2013 г.)
Тип финансового ин- Количество, Ключевые показатели деятельности, млрд. руб.
ститута ед.
Коммерческие банки 954 Активы - 49509,6;
(действующие) из них предоставленные кредиты - 33993,1; Привлеченные средства клиентов - 30120,0
Профессиональные Объем рынка негосударственных ценных бумаг - 34
участники рынка ценных бумаг: - брокеры 959 961 502,0; Объем рынка корпоративных и банковских облигаций - 3774,45;
- дилеры 856 Пенсионные резервы - 732,082;
- доверительные Пенсионные накопления - 558,348
управляющие 413 Стоимость чистых активов пенсионных накоплений,
- управляющие ком- находящихся в управляющих компаниях - 2134,3;
пании Совокупный инвестиционный портфель - 1653,6
Страховые компании 450 Общая сумма страховых премий по всем видам страхования - 812,47; общая сумма выплат по всем видам страхования -370,78
Лизинговые компа- 135 Совокупный портфель - 2530;
нии Объем полученных лизинговых платежей - 5560; Объем нового бизнеса - 1320
Микрофинансовые 2843 Активы - 50,0
организации
Кредитные потреби- 3244 Активы - 50,0
тельские кооперативы
Источник: таблица составлена автором с использованием статистических данных официальных сайтов Банка России и Федеральной службы по финансовым рынкам РФ (www.cbr.ru, www.fcsm.ru), Национальной лиги управляющих (www.nlu.ru) а также материалов Проекта Концепции развития кредитной кооперации РФ на период 2012-2016 г. (http://www.orema.ru/files/konceptciya2012.pdf)
Таким образом, структура финансовой системы России с точки зрения наличия различных типов финансовых институтов достаточно диверсифицирована, однако позиции в ней разных типов финансовых институтов на настоящий момент неравнозначны. Доминирующее положение с точки зрения объемов операций занимают коммерческие банки и участники рынка ценных бумаг. Кроме того, именно эти типы финансовых институтов предлагают наиболее широкий спектр финансовых продуктов и услуг.
Все типы финансовых институтов заняли соответствующие ниши на российском финансовом рынке и выполняют соответствующие уставным целям виды деятельности. Однако, опираясь на специфические особенности профессиональной деятельности финансовых институтов и наличие определенных операционных преимуществ, а также несовершенство системы регулирования и надзора за их деятельностью, отдельные финансовые институты активно вовлекаются в операции, связанные с отмыванием денег или финансированием терроризма.
Вместе с тем нет оснований утверждать, что этот тезис можно распространить на какой-то конкретный тип финансовых институтов. Риск финансовых институтов в сфере отмывания денег или финансирования терроризма в России еще не носит системного характера, даже с учетом доминирования отдельных типов финансовых институтов (коммерческих банков или участников рынка ценных бумаг), но от его воз-
никновения сегодня не застрахован ни один финансовый институт.
Операции по отмыванию денег или финансированию терроризма осуществляются как в традиционных финансовых институтах, таких, как: коммерческие банки и страховые компании, так и в новых типах финансовых институтов, таких как: участники рынка ценных бумаг, микрофинансовые организации, кредитные потребительские кооперативы.
Наиболее широко распространено использование коммерческих банков, поскольку выполняемая ими посредническая функция выдвигает их на передний план с точки зрения возникновения угроз неправомерного использования. Кроме того, как следует из таблицы, представленной выше, этот потенциал подкрепляют их позиции в национальной финансовой системе (по ключевым показателям деятельности и интенсивности протекающих через них операций).
Наиболее распространенные и устоявшиеся алгоритмы размещения незаконных доходов в денежной форме или в форме иного имущества в целях отмывания денег или финансирования терроризма представляют собой конвертацию в продукты и услуги финансовых институтов с последующим территориальным удалением от места их незаконного получения. Операции на первом этапе отмывания денег могут совершаться как внутри страны, так и за ее пределами. При этом первая стадия процесса отмывания денег (размещение) является для заказчиков отмывания наиболее уязвимой с точки зрения обнаружения истинного намерения, однако в случае ее
успешного осуществления выявить в дальнейшем денежные средства или имущество, полученные преступным путем, становится сложно и даже невозможно.
Коммерческие банки сталкиваются с наиболее широким спектром зон уязвимости в силу диверсифици-рованности их операций, но вместе с тем именно они располагают большими возможностями по их своевременной идентификации. В результате именно банки наиболее активно формируют в настоящее время централизованную федеральную базу сообщений в Росфинмониторинг о подозрительных операциях - до 95% сообщений в этой базе направлено коммерческими банками.
Опыт реализации российскими коммерческими банками функции субъектов первичного финансового мониторинга в целом свидетельствует об успешной реализации возложенных законом полномочий. Коммерческие банки изначально являются участниками национальной системы ПОД/ФТ. Их деятельность в этом плане наиболее жестко контролируется со стороны финансового регулятора (Банка России), а также уполномоченного органа (Росфин-мониторинга) и поэтому отличается наиболее высокими показателями эффективности в сравнении с другими типами финансовых институтов. Однако и в этом случае есть определенные искажения.
Имеется интересная статистика в отношении применения Банком России мер воздействия к коммерческим банкам за нарушения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) преступных
доходов. Так, в 2012 г. Банком России было проведено 1118 инспекционных проверок, при этом в ходе 446 из них рассматривались вопросы соблюдения антилегализационного законодательства. В 406 кредитных организациях были выявлены нарушения и возбуждено 1497 дел об административных правонарушениях.
Однако в целом по результатам инспекционной деятельности в 2012 г. было зафиксировано снижение нарушения банками законодательства в сфере ПОД/ФТ - только в 15,8% проверенных коммерческих банков, в то время как в 2011 г. этот показатель составлял 24,3%, то есть внимание руководства российских банков к проблеме нарушения нормативных ограничений в сфере ПОД/ФТ усилилось. К сожалению, определить долю операций банков, прямо связанных с отмыванием денег или финансированием терроризма, в общей совокупности банковских операций невозможно, поскольку информация, направленная сотрудниками надзорного органа по результатам проверок в прокуратуру РФ или иные правоохранительные органы для дальнейшего расследования, носит закрытый характер.
В открытом доступе имеется только информация о рассмотрении Банком России дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.27 КоАП РФ, связанных с неисполнением кредитными организациями и их должностными лицами требований законодательства в сфере ПОД/ФТ. Но такая информация может лишь предоставить картину о степени уязвимости финансовых институтов рискам в сфере отмыва-
ния денег или финансирования терроризма с точки зрения ошибок или недосмотра персонала, а не об объеме или количестве реальных операций по отмыванию денег или финансированию терроризма.
Таким образом, приводимые Банком России цифры, скорее, характеризуют некомпетентность персонала или несовершенство автоматизированных систем управления рисками, но не отражают реального уровня рисков финансовых институтов. В целом можно сделать вывод о расхождении в восприятии надзорным органом зон уязвимости коммерческих банков в сфере отмывания денег или финансирования терроризма и реальным возникновением соответствующих рисков. Ведь результатом подавляющего числа проверок надзорным органом деятельности коммерческих банков на предмет выполнения ими законодательства в сфере ПОД/ФТ является возбуждение дела об административном правонарушении, тогда как это является лишь следствием выявления неточностей или некорректности соблюдения отдельных положений законодательства, определяющих подходы к организации системы внутреннего контроля, а не выявлением реального участия финансовых институтов в схемах по отмыванию денег или финансированию терроризма.
Другим очагом возникновения рисков в сфере отмывания денег или финансирования терроризма являются новые типы финансовых институтов деятельности которых в настоящее время справедливо уделяют повышенное внимание регуля-
тор и представители профессионального сообщества.
Новые типы финансовых институтов возникли как следствие развития процесса финансовой глобализации и трансформации национальных финансовых систем. Неэффективность и пробелы в системе регулирования и надзора за деятельностью финансовых институтов предоставляют возможность их широкого использования в схемах по отмыванию денег или финансированию терроризма.
В частности, профессиональная деятельность участников рынка ценных бумаг сопряжена с динамично развивающимися экономическими условиями, оказывающими воздействие на появление новых качеств финансовых продуктов рынка ценных бумаг, и национальные системы регулирования и надзора не успевают мгновенно реагировать на эти вызовы. В последние несколько лет надзорные органы выявляют организации, осуществляющие деятельность на рынке ценных бумаг, связанную с отмыванием денег.
Другая группа финансовых институтов, подверженная повышенным рискам в сфере отмывания денег или финансирования терроризма - микрофинансовые организации. Спекулятивная компонента, исторически свойственная финансовому бизнесу, наиболее выражена именно у этой группы новых финансовых институтов в российской практике. Весьма ограниченный охват регулирующими и надзорными органами их деятельности ввиду короткого срока их функционирования как самостоятельных субъектов финансо-
вой деятельности в условиях, с одной стороны, перенакопления ссудного капитала, аккумулированного микрофинансовыми организациями в кратчайшие сроки, и с другой стороны - ярко выраженного неравномерного распределения ссудного фонда является предпосылкой формирования сверхчувствительных качеств у микрофинансовых организаций с точки зрения возникновения рисков в сфере отмывания денег или финансирования терроризма. Это в значительной мере способствует иррациональному поведению экономических агентов (и персонала самих организаций, и их клиентов), что обостряет возникновение рисков в сфере отмывания денег или финансирования терроризма. Неурегулированность и в отдельных ситуациях даже конфликтность соотношения между ожидаемой нормой доходности и приемлемым уровнем риска являются предпосылкой возникновения рисков финансовых институтов в сфере отмывания денег или финансирования терроризма.
Действительно, важнейшей экономической целью деятельности любого финансового института является максимизация прибыли. Это является нормальным и вытекает из природы финансового института как коммерческой организации. Однако получение прибыли любой ценой в современной экономике не может быть допустимым для финансового института, поскольку влечет за собой принятие повышенных рисков и сопряжено с негативными социально-экономическими последствиями. С этой точки зрения управление рисками финансовых институтов, в
том числе в сфере ПОД/ФТ, ограничивает и норму прибыли.
Следовательно, в условиях увеличения оборота наличных денег и транснационального характера их перемещения повышается актуальность разработки и совершенствования мер контроля и надзора со стороны Росфинмониторинга и Центрального банка России за деятельностью финансовых институтов. Более того, в связи с участившимися случаями террористических актов (в том числе, в России) остро встает вопрос о более эффективном выполнении финансовыми институтами функции «фильтра» для всех финансовых потоков. В соответствии с этим, можно предложить следующие меры, направленные на повышение эффективности систем внутреннего контроля финансовых институтов, что будет содействовать снижению уровня рисков в сфере отмывания денег или финансирования терроризма:
1. Финансовым институтам необходимо пересмотреть типовую организационную структуру и предусмотреть возможность установления прямого подчинения ответственного сотрудника по вопросам ПОД/ФТ непосредственно руководителю финансового института, с тем чтобы вопросы общей организации системы внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ и системы управления риском в сфере отмывания денег или финансирования терроризма относились к исключительной компетенции руководителя:
2. Финансовые институты, имеющие разветвленную филиальную структуру, должны разрабаты-
вать и обеспечивать единые подходы к реализации политики в сфере ПОД/ФТ, предусматривающие:
- разработку единообразных внутренних мер, процедур и средств контроля;
- программу постоянного обучения персонала;
- формирование независимой службы аудита для проверки эффективности их внутренней системы ПОД/ФТ;
- меры и процедуры обмена информацией, необходимой в целях реализации ключевого принципа «Знай своего клиента» и управления оценками рисков отмывания денег и финансирования терроризма при взаимодействии с клиентами:
3. Финансовые институты должны предусмотреть реальные
механизмы реализации риск-ориентированного подхода при сопровождении финансовых операций своих клиентов:
- установить четкие критерии их надлежащей проверки;
- разработать соответствующие инструменты отчетности, систематического представления сообщений о финансовых сделках клиентов, а также накопления этой информации;
- проводить на постоянной основе надлежащую проверку установленных деловых отношений и тщательный анализ сделок клиентов с целью подтверждения их соответствия имеющимся у финансового института сведениям, направлениям их деловой деятельности, относительно источника средств и характера возможных рисков.