КАЧЕСТВО И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ
ФИНАНСОВЫЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТНЫМИ ПРЕИМУЩЕСТВАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ Г.А. Лавренова, канд. экон. наук, доцент e-mail: [email protected]
Воронежский государственный технический университет
Главной характеристикой финансовой деятельности предприятия, что вызывает большой научный интерес, являются финансовые аспекты конкурентоспособности предприятий. Реализация реформ в нашей стране ставит задачу разработки экономической политики и стратегии, которые позволят организации поддерживать конкурентоспособность в обозримом будущем. Деятельность предприятий и их руководства не может ограничиваться простым реагированием на происходящие изменения. В работе были проанализированы мнения различных авторов по определению понятия «конкурентные преимущества». Представлена статистика уровня инновационной активности предприятий в 2017 году и описано как инновации влияют на конкурентные преимущества предприятия. Описано влияние санкций на конкурентные преимущества, сравнимые с моделью пяти сил конкуренции Портера. Были рассмотрены основные финансовые стратегии для повышения конкурентоспособности предприятия
Ключевые слова: конкурентные преимущества, ресурсы предприятия, инновации, санкции, финансовые стратегии, финансовая устойчивость
FINANCIAL ASPECTS OF STRATEGIC MANAGEMENT OF COMPETITIVE ADVANTAGES OF ENTERPRISES G.A. Lavrenova, Candidate of Economic Science, Assistant Professor
e-mail: [email protected]
Voronezh State Technical University
The main characteristic of the financial activity of the enterprise, which is of great scientific interest are the financial aspects of the competitiveness of enterprises are to study these aspects. The implementation of reforms in our country sets the task of developing economic policies and strategies that will allow the organization to maintain competitiveness in the foreseeable future. The activities of enterprises and their management cannot be limited to a simple response to changes. The paper analyzes the views of various authors to define the concept of " competitive advantages. The statistics of the level of innovative activity of enterprises in 2017 and described how innovations affect the competitive advantages of the enterprise. Described the impact of sanctions on the competitive edge, comparable to the model of five competitive forces ofporter. The main financial strategies to improve the competitiveness of the enterprise were considered
Key words: competitive advantages, resources, enterprises, innovation, sanctions, financial strategy, financial stability
Решение современных проблем стабилизации экономики, обеспечение социального развития общества возможно только на основе позитивных изменений, особенно путем улучшения состояния субъектов хозяйствования. Эффективность деятельности отечественных предприятий зависит от того, насколько быстро они будут адаптироваться к меняющимся условиям рынка.
Используя приемы финансового управления, компании могут сохранить свои позиции в условиях
рыночной экономики. В то же время, одним из наиболее важных составляющих эффективного управления является обеспечение стабильного развития предприятия и конкурентоспособность.
Сначала необходимо разобраться с тем, что такое конкурентные преимущества. Для этого приведем в таблице мнения разных авторов насчет этого понятия.
Определение понятия «конкурентные преимущества»
Автор Понятие
Г.Л. Азоев[1] Конкурентное преимущество представляет собой проявление превосходства предприятия над конкурентами в организационной, технической и экономической деятельности, которые измеряются экономическими показателями (рыночной долей, высокой рентабельностью, объемом продаж и дополнительной прибылью)
З.В. Кокоева [4] Конкурентные преимущества представляют собой уникальные свойства, имеющиеся у предприятия по сравнению с другими конкурентами.
© Лавренова Г.А., 2018
Качество и конкурентоспособность
Продолжение таблицы
И. С Ваценко [3] Конкурентное преимущество представляет собой систему, которая обладает какой - либо эксклюзивной ценностью, приносящей ей превосходство над конкурентами в технической, организационной и экономической сферах деятельности, возможность более эффективно распоряжаться имеющимися ресурсами.
Е.В. Лавренова, Г.А Лавренова, Д.Мадич [6] Конкурентное преимущество - это те характеристики предприятия как системы, которые определяют его превосходство над конкурентами.
B.Д. Маркова, C.А. Кузнецова [7] Конкурентное преимущество представляет собой место фирмы на рынке, которое позволяет ей преодолевать силы конкуренции и привлекать покупателей.
А.Т Айдинова [2] Конкурентные преимущества представляют собой возможность предприятий обеспечить лучшую ситуацию для приобретения разнообразных ресурсов и их эффективное использование.
М. Портер [8] Конкурентное преимущество представляет собой более эффективное использование имеющихся ресурсов
Мы согласны с данными определениями, но стоит подвести итог: многие авторы сходятся в своих определениях в том, что, конкурентные преимущества — это проявление превосходства предприятия, наличие у него различных ресурсов и эффективное их использование для эффективной деятельности организации.
Источники конкурентных преимуществ различны, но чаще всего они основаны:
- на стратегическом позиционировании — это выполнение схожей деятельности или осуществление непохожих на конкурентов видов деятельности, но различными способами. Оно основано на достоинствах, невыполнимом для конкурентов (ключевое конкурентное преимущество);
- на операционной эффективности - это выполнение схожих видов деятельности лучше, чем это де-
лают конкуренты (качество продукции или качество обслуживания, часы работы и местоположение, скорость обслуживания, преимущество в издержках и
др.) [3].
Таким образом, предложение компании должно быть значимым для потребителей, чтобы его можно было классифицировать как конкурентное преимущество. Но степень значимости различна.
Так же следует отметить, что предприятие обладает многими ресурсами, которые представлены на рис. 1. Но, на наш взгляд, особо значимыми для наукоемких предприятий являются финансовые ресурсы, в то время как инновации, по нашему мнению, являются основой конкурентных преимуществ предприятия.
Стоит отметить что доля инноваций, которая так необходима для российских предприятий очень низкая.
Рис. 1. Ресурсы предприятия
Проиллюстрируем статистику на рис. 2.
Как видно из представленного рис. 2, Германия наиболее инновационно активная страна, в России же состояние инновационной активности очень низкое. По нашему мнению, снижение инновационной активности могло произойти из-за санкций, которые были применены еще в 2014 году.
Санкции представляют собой ограничения для группы лиц или всего государства, целью которых является «наказать» правительство страны из-за несоблюдения международных договоров и обязанность их покинуть страну в будущем [2].
Чтобы компании могли использовать ценовые преимущества на мировых рынках, они должны расширять и изменять свои производственные мощности, инвестировать в свою продукцию и в новые технологии. Усилия по улучшению качества, расширению производства, внедрению инновационных технологий и/или соблюдению международных стандартов потребуют значительных и устойчивых притоков капитала. Однако привлечение инвесторов потребует больше, чем ценового преимущества: чтобы стать конкурентным экспортером компании должны будут обеспечить наиболее положительный инвестиционный климат [4].
На наш взгляд санкции имеют двойственный характер. С одной стороны санкции оказывают негативное влияние (как было сказано выше): это проявляется в том, что, предприятия оказываются «запертыми», то есть даже несмотря на то, что предприятия могут эффективно организовывать свое производство, разрабатывать новые изделия они попросту не смогут получить, например, комплектующие необходимые для производства. Так же остро стоит проблема экспорта. И все это из-за недоговоренностей стран между собой.
Рассмотрим влияние санкций на примере пяти сил конкуренции Портера.
Разберем каждый элемент отдельно.
Поставщики - в условиях санкций их действия могут быть ограничены тем, что некоторые детали мо-
гут производиться не на территории России или попросту не разрабатываются здесь.
Товары-заменители - на наш взгляд количество товаров заменителей увеличится. В случае аналогичных товаров-заменителей на рынке действует правило ценовой привлекательности: в случае если стоимость на одного из товаров увеличивается, повышается спрос на другой, который является его заменителем. В результате потребители перенаправляются на производителей, которые предлагают решения для потребительских проблем более дешевым способом. Эта категория может являться положительной стороной для потребителя, так как товары, произведенные в России, будут с более низкой ценой, чем товары, импортируемые из -за рубежа.
Соответственно, с ростом товаров-заменителей возрастет рост конкурентов в отрасли.
Отметим также, что предприятия в условиях санкций могут потерять покупателей в западных странах, заинтересованных их продукцией.
С другой стороны - санкции побуждают производство внутри страны, так называемая политика «им-портозамещения». Так называемые санкции побуждают предприятия искать конкурентные преимущества внутри страны, например, осваивать новые рынки внутри страны, развивать инновации и непосредственно развивать свою страну.
Эффективное финансовое управление становится одним из ключевых факторов поддержания конкурентного преимущества предприятия в современных условиях ведения бизнеса несмотря на то, что сегодня в вопросах конкурентного преимущества фирмы на первое место выходят аспекты технологического и интеллектуального характера бизнеса, а также проблемы обеспеченности предприятия финансовыми ресурсами.
Следует подчеркнуть, что реализация финансовых стратегий, на наш взгляд является инструментом обеспечения предприятия необходимыми ему финансовы-
ми ресурсами и оптимизатором рисков для дальнейшего эффективного развития предприятия и увеличение его конкурентных преимуществ. Следовательно, повышая свои конкурентные преимущества, предприятие повысит свою финансовую устойчивость.
Конкуренция считается значимой характерной чертой рыночной экономики и является одним из показателей эффективной деятельности предприятия. Как уже упоминалось выше, исследование конкурентных преимуществ продукции играет значимую роль для экономики предприятий и государства в целом, по-
скольку развитие конкуренции в стране способствует развитию отечественных предприятий, и это ведет к эффективному использованию финансовых ресурсов, повышению качества промышленных товаров для улучшения качества жизни населения. Анализ современных источников по конкурентоспособности предприятий позволяет выделить следующие направления повышения уровня конкурентных преимуществ, отраженные на рис. 3 [10].
Рис. 3. Направления повышения конкурентоспособности предприятий
Инновационный способ - это полное усовершенствование продукции либо повышение уровня потребительских свойств товара.
Инновационный способ повышения конкурентных преимуществ является наиболее перспективным для современной экономики. Предприятия имеют право сами определять инновационную политику развития, которая будет обеспечивать улучшение технического уровня на всех этапах жизненного цикла продукции от планирования производства и заканчивая доставкой конечному покупателю. Внедрение инновационной стратегии развития может обеспечить конкурентное преимущество для предприятия путем адаптации организации к современным условиям развития экономики путем внедрения современных технологий, требующих внедрения источников финансирования, без которых невозможно обеспечить развитие потенциала предприятия, а также его рациональное распределение между факторами производства и этапами технологического производства.
Ценовой способ - это снижение цен на продаваемые товары с целью увеличения доли рынка.
Развитие сервисных услуг, которые влияют на выбор производителя со стороны покупателей, и это поможет поддерживать и восстанавливать эффективность производства во время ее эксплуатации.
Таким образом, основной предпосылкой обеспечения высоких конкурентных преимуществ предприятия является финансовое обеспечение конкурентоспособности. Часть финансового механизма обеспечения конкурентоспособности продукции, который можно определить, как совокупность действий финансового управления предприятия по привлечению и размеще-
нию финансовых средств, необходимых для модернизации производства является поиск и привлечение источников финансового обеспечения конкурентоспособности продукции [7].
Сложность выбора источников финансирования заключается в выборе оптимального направления привлечения источников из множества доступных и соблюдение такого сопоставления собственных и заемных средств, обеспечивающих финансовую устойчивость предприятия в конкурентной среде.
Внешние источники финансового обеспечения предпринимательства делятся на привлеченные и заемные средства. Из внешних источников финансирования модернизации производства, наиболее доступными являются лизинг и банковский кредит, выбор между ними зависит от конкретных условий договора займа или лизинга. Наиболее подходящие условия привлечения кредита предлагает государственное финансирование, но эта проблема доступности наличия финансирования из-за целевой ориентации, предполагающей, что этим кредитом могут воспользоваться только те предприятия, деятельность которых подпадает под отраслевую государственную программу развития [5]. Доступным направлением финансового обеспечения является инвестиционный налоговый кредит, который предоставляется субъектам хозяйствования в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Этот инвестиционный налоговый кредит предоставляется, если соблюдены требования этих статей Налогового кодекса РФ.
К внутренним источникам финансирования предпринимательской деятельности относится собственный капитал предприятия, который представляет собой та-
кое направление вложения средств как самофинансирование. В течение года потребность предприятий в финансировании может меняться, поэтому нецелесообразно полностью осуществлять деятельность за счет собственных источников [5].
Это может привести к образованию избыточного оборотного капитала в определенных точках и ослаблению стимулов к их экономичному использованию. Поэтому также нужно использовать заемные средства для финансирования своей деятельности.
Оптимизация источников финансирования с целью достижения высокой эффективности их исполь-
зования является немаловажной проблемой финансового обеспечения конкурентоспособности предприятия. Таким образом, финансовый механизм обеспечения конкурентоспособности продукции предполагает не только поиск и привлечение источников финансирования, но и процесс выбора оптимального источника финансирования, который состоит из анализа и оценки ряда факторов, на основе определенного алгоритма, включающего в себя этапы, отраженные на рис. 4.
Анализ возможности финансирования путем реинвестирования прибыли, амортизационных отчислений
IX
Определение потребности во внешнем финансировании
Выбор валюты источника на основе анализа темпов инфляции, темпов изменения валютного курса и базовых процентных ставок
Проведение сравнительного анализа предполагаемых источников финансирования
и
Привлечение заемных источников и контроль выполнения намеченных целей
Рис. 4. Этапы выбора оптимального источника финансирования
Выбор источника финансирования должен быть завершен путем проведения оценки экономической эффективности реализации проекта, после оценки, запланированные результаты предприятия сравниваются с затратами на их финансирование. Результат оценки должен дать оценку целесообразности выбора конкретного вида финансирования и указать причины выбора определенного вида финансового обеспечения. Проблема выбора источников финансирования возникает на всех предприятиях, которые обеспечивают высокую конкурентоспособность производимой продукции.
Чтобы обеспечить финансовую стабильность, предприятие должно иметь гибкую структуру капитала, иметь возможность организовывать его движение таким образом, чтобы обеспечить устойчивый профицит доходов над расходами, чтобы сохранить платежеспособность и создать условия для самовоспроизводства [9].
Увеличение активов предприятия - свести к одной стратегической задаче что является главной целью фи-
нансовой деятельности. Для этого предприятие обязано постоянно поддерживать рентабельность и платежеспособность, а также оптимальную структуру балансовых активов и обязательств.
В результате, устойчивое финансовое положение определяется всей экономической деятельностью предприятия, а его степень указывает на качество управления и на финансовое управление.
Финансовая стратегия компании - это генеральный план действий по своевременному предоставлению предприятию финансовых ресурсов (денежных средств) и по их эффективному применению с целью капитализации компании.
Финансовая стратегия компании позволяет компании не только предоставлять финансовые ресурс и оптимизировать риски, но и определять набор стратегических целей для дальнейшего эффективного развития бизнеса.
Финансовая стратегия предприятия обеспечивает:
[4]
- определение основной угрозы со стороны конкурентов, правильный выбор областей финансовой деятельности и маневров с целью получения преимуществ перед конкурентами;
- создание и подготовку стратегических резервов;
- формирование и эффективное использование финансовых ресурсов;
- согласованность финансовых мер с экономической ситуацией и материальными возможностями предприятия;
- определение наиболее эффективных областей инвестиций и концентрация финансовых ресурсов в этих областях.
Общая стратегия экономического развития компании, заключается в том, что финансовая стратегия подчинена ей и должна координироваться с ее целями и направлениями. В то же время финансовая стратегия оказывает значительное влияние на формирование общей стратегии экономического развития компании.
На рис. 5 представлены финансовые стратегии предприятия [3].
Рис. 5. Финансовые стратегии предприятия
Рассмотрим данные стратегии подробнее.
Стратегия формирования финансовых ресурсов предприятия. Цели, задачи и основные стратегические решения доминирующей финансовой стратегии должны быть сосредоточены на финансовом обеспечении реализации корпоративной стратегии компании и, следовательно, на ее основе.
Стратегия распределения финансовых ресурсов предприятия. Параметры стратегического набора доминирующей финансовой стратегии должны быть, с одной стороны, они формируют основу для развития инвестиционной деятельности предприятия в долгосрочной перспективе, а с другой стороны, для реализации отдельных функциональных стратегий и стратегий хозяйственных единиц.
Стратегия обеспечения финансовой безопасности предприятия. Цели, задачи и основные стратегические решения доминирующей финансовой стратегии должны быть направлены на создание и поддержку основных параметров финансового баланса компании в процессе ее стратегического развития.
Стратегия повышения качества управления финансовой деятельностью предприятия. Параметры стратегического набора доминирующей финансовой стратегии разрабатываются финансовыми службами
предприятия и включаются в качестве отдельного подразделения в корпоративную и индивидуальную бизнес-стратегию компании.
Успешность любой из выбранных стратегий обуславливается тем, в течении какого времени организация имеет возможность ей следовать. Любая предложенная стратегия является потенциальной угрозой для других предприятий.
Механизм взаимодействия между финансовой архитектоникой предприятия и его конкурентоспособности проходит по линии: финансовая конкурентоспособность — финансовое обеспечение реализации конкурентных преимуществ. Такое видение позволяет целенаправленно развивать финансовую архитектонику предприятия для обеспечения его конкурентоспособности. Она основана на современной системе управления процессами создания и использования финансовых ресурсов. Которая адекватна внутреннему состоянию деятельности предприятия и внешним условиям.
Финансовая стратегия компании охватывает все аспекты деятельности бизнеса, включая оптимизацию основных и текущих средств, распределение прибыли, безналичные платежи, политику налогообложения и ценообразования, политику в сфере ценных бумаг.
В полной мере принимая во внимание финансовые возможности компании, объективно учитывая характер внешних и внутренних факторов, финансовая стратегия гарантирует сопоставление финансово-экономических возможностей бизнеса условиям, преобладающим на рынке продукции.
С одной стороны, разработка финансовой стратегии является частью общей стратегии экономического развития и поэтому она должна соответствовать ее целям и направлениям. С другой стороны, финансовая стратегия оказывает значительное влияние на общую экономическую стратегию компании, поскольку изменение ситуации на макроуровне и на финансовом рынке является причиной корректировки не только финансовой, но и общей стратегии развития бизнеса.
Таким образом, такая успешная финансовая деятельность компании обусловлена как своевременными и целенаправильными решениями высшего управления в текущей работе, а также и по стратегии, которая должна быть разработана не только через внутреннюю среду компании, но и с учетом влияния текущей финансовой системы на данном этапе.
Литература
1 Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия, практика / Г.Л. Азоев. - М.: Цент экономики и маркетинга, 2015. - 239 с.
2 Айдинова А. Т. Пути повышения конкурентоспособности предприятий [Текст] / А. Т. Айдинова, Е. С. Головко // Молодой ученый. - 2015. - №12. - С. 371373
3 Ваценко И. С. Формирование конкурентных преимуществ современного предприятия // Молодой ученый. — 2015. — №10. — С. 553-556. — URL https://moluch.ru/archive/90/18683/ (дата обращения: 28.04.2018).
4 Кокоева З. В. Влияние санкций на экономику Российской Федерации // Молодой ученый. — 2015. — №23. — С. 568-570. — URL https://moluch.ru/archive/103/24013/ (дата обращения: 28.04.2018).
5 Лифиц И.М. Конкурентоспособность товаров и услуг: Учебное пособие. / И.М. Лифиц. - М.: Высшее образование, 2014. - 324 с.
6 Лавренова Г.А, Лавренова Е.В., Мадич Д. Взаимосвязь инновационного потенциала и конкурентных преимуществ предприятий / Г.А. Лавренова, Е.В. Лав-ренова, Д. Мадич. // Инновационное развитие предприятий в условиях нестабильной экономики: материалы Междунар. науч.- практ. конф. - Воронеж: ФГБОУ ВО «Воронежский государственный технический университет», 2016. - С.19-26
7 Портер М.Э. Конкуренция: [пер. с англ.] / М.Э. Портер. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2015. - 495 с.
8 Тироль Ж. Рынки и рыночная власть: теория организации промышленности. В 2 т. 2-е изд., испр. / Пер. с англ. Под редакцией В.М. Гальперина и Н.А. Зенкевича. СПб.: Экономическая школа, 2017. Т. 348 с. Т. 2. - 450 с.
9 Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 312 с.