Научная статья на тему 'Финансовые аспекты реализации кластерной политики в региональном развитии'

Финансовые аспекты реализации кластерной политики в региональном развитии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
100
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕР / КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА / РЕГИОН / СУБСИДИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Старкова Юлия Алексеевна

В статье рассматриваются основные аспекты реализации кластерной политики в развитии региона. Показана необходимость изучения механизмов финансовой поддержки реализации кластерной политики на примере Ростовской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Финансовые аспекты реализации кластерной политики в региональном развитии»

ФИНАНСОВЫЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ КЛАСТЕРНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕГИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ Старкова Ю.А.

Старкова Юлия Алексеевна - студент магистратуры, факультет управления, Южно-Российский институт управления (филиал) Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Ростов-на-Дону

Аннотация: в статье рассматриваются основные аспекты реализации кластерной политики в развитии региона. Показана необходимость изучения механизмов финансовой поддержки реализации кластерной политики на примере Ростовской области.

Ключевые слова: кластер, кластерная политика, регион, субсидии.

В условиях перехода Российской Федерации от традиционного к инновационному пути развития, согласно Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года [1], весомым фактором в росте конкурентоспособности экономики на макро- и микроуровнях в целом, а также повышения уровня инновационного потенциала в частности, становится формирование кластерного подхода к управлению инновационным развитием.

Кластерный подход как альтернатива традиционному отраслевому подходу, на сегодняшний день требует значительных финансовых затрат, что и обусловливает актуальность изучения финансового аспекта реализации кластерной политики в России. При создании кластера запускаются финансовые механизмы, которые объединяют на основе общей заинтересованности ресурсы инновационного развития. Таким образом, финансовое обеспечение развития кластеров может рассматриваться как один из путей достижения основных целей создания новой экономики.

Формирование и развитие кластеров как базиса инновационного развития должно стать эффективным механизмом привлечения прямых иностранных инвестиций и интеграции российских кластеров в мировой рынок высокотехнологичной продукции.

При создании кластера необходимо придерживаться кластерной политики, которая задает направление его развития. «Кластерная политика - это система государственных и общественных мер и механизмов поддержки кластеров и кластерных инициатив, обеспечивающих повышение конкурентоспособности регионов, предприятий, входящих в кластер, развитие институтов, стимулирующих формирование кластеров и обеспечивающих внедрение инноваций» [2, с. 52-62].

В Методических рекомендациях по реализации кластерной политики в субъектах РФ Министерством экономического развития РФ [3] определяется цель реализации кластерной политики, которая заключается в достижении высоких темпов роста и диверсификации экономики с помощью повышения конкурентоспособности предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций, образующих территориально-производственные кластеры.

Кластерная политика реализуется с целью повышения конкурентоспособности региональной экономики. Ростовская область позиционируется как инновационно-ориентированный, перспективный регион с высоким научно-образовательным, кадровым и техническим потенциалом, что определяет условия для формирования инновационных и территориально-производственных кластеров [4, с. 807].

Правительство Ростовской области считает такой формат взаимодействия предприятий перспективным и предпринимает целенаправленные действия для его развития. Так в 2014 году были сделаны первые шаги в реализации кластерной

политики в регионе. Была принята Концепция кластерного развития до 2020 года, создан Центр кластерного развития, сформированы первые промышленные кластеры.

Формирование условий для эффективного институционального развития кластеров заключается в развитии инфраструктуры поддержки предпринимательства, в том числе индустриальных и технопарков, бизнес-инкубаторов, реализации кластерных проектов и инициатив, развитии предпринимательства, в том числе инновационного [5, с. 37-42].

Министерство экономического развития Ростовской области является ответственным органом исполнительной власти Ростовской области за реализацию кластерной политики [6].

С 2013 года Некоммерческое партнерство «Единый региональный центр инновационного развития Ростовской области» (НП «ЕРЦИР Ростовской области») стал ключевым элементом инновационной инфраструктуры, реализующим политику кластерного развития.

Непосредственное взаимодействие с участниками кластеров осуществляет Центр кластерного развития Ростовской области как интегрированное структурное подразделение НП «ЕРЦИР РО». Центр кластерного развития Ростовской области в целях формирования и развития территориальных кластеров Ростовской области предоставляет услуги субъектам малого и среднего предпринимательства -участникам территориальных кластеров, в том числе с привлечением субсидии.

Реализация кластерной политики, в первую очередь, определяется деятельностью федеральных и региональных властей, основной механизм формирования кластеров -выделение бюджетных субсидий и выдача финансовых ресурсов крупнейшими российскими банками и финансовыми организациями.

Основные механизмы финансирования реализации кластерной политики в РФ являются:

- предоставление регионам РФ на конкурсной основе субсидий в рамках программы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в целях реализации кластерных инициатив, предусмотренных региональными нормативно-правовыми актами, стратегиями социально-экономического развития субъектов РФ и другими документами;

- использование многочисленных возможностей в рамках особых экономических зон всех типов и инновационных технопарков [7] (налоговые льготы, получение быстрого доступа к объектам энергетической и транспортной инфраструктуры, снижение административных барьеров за счет использования принципа «одного окна») при углублении и развитии качественно более сложных процессов кластеризации и специализации отдельных территорий страны на производстве определенных видов продукции;

- проведение кластерной политики в рамках проектов «промышленной сборки», закрепленных постановлением Правительства РФ;

- выстраивание территориально-производственных кластеров на базе российских наукоградов, прежде всего, при использовании научно-интеллектуального потенциала наукоградов, получение дополнительных возможностей в рамках предоставления государственной финансовой поддержки при строительстве объектов инновационной, инженерной и социальной инфраструктуры [8];

- использование государственно-частного партнерства как отдельного механизма для финансирования и продвижения кластерных проектов;

- поддержка кластерных инициатив со стороны государственных и частных организаций, институтов развития, ведущих российских научных, исследовательских, образовательных, финансовых организаций и 79 предприятий, таких как институты РАН и РАМН, Инвестиционный фонд РФ, Внешэкономбанк и другие.

Система координации и поддержки развития инновационных кластеров представлена: Министерством экономического развития РФ; администрациями регионов; управляющими компаниями кластеров; проектными офисами.

Ежегодно на развитие кластеров Ростовской областью привлекаются средства федерального бюджета. С 2014 года общий объем бюджетных средств для реализации соответствующих мероприятий составил более 25 млн рублей.

Сегодня кластеры являются довольно перспективной формой сотрудничества. Тесное взаимодействие и кооперация участников кластера в условиях конкуренции способствует снижению издержек и становится залогом повышения эффективности производств. Особенно актуально это для субъектов малого бизнеса, поэтому у донских предприятий есть объективный стимул для объединения в кластеры.

Однако, далеко не все предприятия региона вполне осознают преимущества деятельности в составе кластера. При этом со стороны крупного бизнеса порой наблюдается нежелание раскрывать свои потребности, привлекать к сотрудничеству представителей малого бизнеса. Это может стать камнем преткновения для дальнейшего развития того или иного кластера. Тем не менее, при эффективной организации взаимодействия участников кластера эти противоречия устраняются.

Процесс эффективной кластеризации должен формироваться естественным путем, то есть инициироваться самими предприятиями. Необходимо создавать благоприятные условия для их успешного развития, а дальнейшие меры по реализации кластерной политики дадут положительный эффект для экономики региона.

В современных условиях осуществляется и требует расширения государственная поддержка существующих кластеров. Для координации процессов создания и функционирования кластеров, включения их в госпрограммы поддержки, на территории страны создаются Центры кластерного развития.

Процесс эффективного финансирования кластерной политики позволит максимально полно использовать имеющийся в Ростовской области ресурсный потенциал, разрабатывать и выпускать на рынок востребованную конкурентоспособную продукцию, оказывать стимулирующее воздействие на деловую и инновационную активность, улучшать имидж региона.

Список литературы

1. Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года». [Электронный ресурс]. Режим доступа: Информационно-правовая система «КонсультантПлюс».

2. Ткачук Л.Т., Корж А.С., Короткова Г.К. Кластерные инициативы в экономике: тенденции развития и проблемы реализации // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки, 2015. № 3 (221). С. 52-62.

3. Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации от 26.12.2008 г. № 20636-АК/Д19. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/innovations/developmen t/do c1248781537747 / (дата обращения: 15.05.2018).

4. Кушнаренко Т.В., Каплина А.В. Программно-целевой подход к развитию системы финансирования кластерных инициатив несырьевых сферах Ростовской области // Современные проблемы науки и образования, 2015. № 1-1. С. 807.

5. Фомина И.Б. Анализ и оценка инвестиционной привлекательности региона как основа инновационного развития территории // Научный вестник Волгоградской академии государственной службы. Серия: Экономика, 2013. № 1. С. 37-42.

6. Информационный сайт Министерства экономического развития Ростовской области [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mineconomikiro.ru / (дата обращения: 15.05.2018).

7. Госпрограмма «Создание в РФ технопарков в сфере высоких технологий», одобрена распоряжением Правительства РФ от 10.03.2006 г. № 328-р.

8. Федеральный закон «О статусе наукограда РФ» от 07.04.1999 г. № 70-ФЗ.

ПОСТАТЕЙНЫЙ АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ МОЛОКА В ООО ПЗ ИМЕНИ КИРОВА ДЮРТЮЛИНСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН Шакирова Л.Т.

Шакирова Ляйсан Тагировна - студент магистратуры, направление: бухгалтерский учет, анализ и аудит, экономический факультет, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Башкирский государственный аграрный университет, г. Уфа

Аннотация: в данной статье представлены результаты постатейного анализа себестоимости молока. Исследуемым объектом является ООО ПЗ имени Кирова Дюртюлинского района Республики Башкортостан. В работе также проиллюстрирована структура затрат за анализируемый период. Ключевые слова: себестоимость, молочное скотоводство, молоко, постатейный анализ, структура затрат.

Постатейный анализ себестоимости молока проводят с целью установления степени влияния отдельных видов затрат на изменение себестоимости молока [4].

Изучим степень влияния отдельных статей затрат на изменение себестоимости 1 ц молока в ООО ПЗ имени Кирова.

Исходные данные для расчетов представлены в таблице 1.

Таблица 1. Система показателей молочного скотоводства в ООО ПЗ имени Кирова

Показатель 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2017 г. в % 2015 г.

Среднегодовое поголовье коров, гол 385 385 389 101,04

Затраты на 1 гол. руб. 131127 139829 157632 120,21

Прямые затраты труда на молоко, тыс. чел.-час 30 31 32 106,66

Произведено молока, ц 28467 29606 30446 106,95

Приплод, гол. 663 672 675 101,81

Расход кормов на 1 голову, ц к. ед. 51 51 52 101,96

Расход кормов на 1 ц молока, ц к. ед. 0,68 0,66 0,66 97,06

Прямые затраты труда на 1 гол., тыс. чел.-час 77,92 80,5 82,26 105,56

Надой на 1 корову, кг 7432 7690 7827 105,31

Данные представим в таблице, сравнивая значения показателей отдельных статей: оплата труда, корма и содержание основных средств по значениям с 2015 г. по 2017 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.