Научная статья на тему 'Финансовые аспекты реализации инвестиционного проекта'

Финансовые аспекты реализации инвестиционного проекта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
241
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
инвестиционный проект / налог на прибыль / налогообложение / особая экономическая зона / особая экономическая зона в Калининградской области. / investment project / income tax / taxation / special economic zone / special economic zone in the Kaliningrad region

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Василенко Юлия Юрьевна

в статье рассмотрены особенности реализации инвестиционных проектов в особых экономических зонах, особенности функционирования и возможности использования данного режима. Раскрывается значение особых экономических зон для формирования новой экономической волны на рынке. Автором произведен общий анализ особых экономических зон как экономического явления, а также рассмотрены возможности получения статуса резидента организацией IT-сектора, налоговые и неналоговые льготы и преференции участников данного проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCIAL ASPECTS OF IMPLEMENTATION INVESTMENT PROJECT

the article discusses the features of the implementation of investment projects in special economic zones, the features of functioning and the possibility of using this mode. The importance of special economic zones for the formation of a new economic wave in the market is revealed. The author made a general analysis of special economic zones as an economic phenomenon, and also examined the possibilities of obtaining resident status by an IT sector organization, tax and non-tax benefits and preferences for participants in this project.

Текст научной работы на тему «Финансовые аспекты реализации инвестиционного проекта»

FINANCIAL ASPECTS OF IMPLEMENTATION INVESTMENT

PROJECT Vasilenko Yu.Yu. (Russian Federation) Email: Vasilenko566@scientifictext.ru

Vasilenko Yuliya Yurevna - Student of Master degree, INDUSTRIAL AND CORPORATE FINANCE DEPARTMENT, INSTITUTE OF INDUSTRIAL ECONOMICS AND MANAGEMENT FEDERAL STATE BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION KALININGRAD STATE TECHNICAL UNIVERSITY, KALININGRAD

Abstract: the article discusses the features of the implementation of investment projects in special economic zones, the features of functioning and the possibility of using this mode. The importance of special economic zones for the formation of a new economic wave in the market is revealed. The author made a general analysis of special economic zones as an economic phenomenon, and also examined the possibilities of obtaining resident status by an IT sector organization, tax and non-tax benefits and preferences for participants in this project.

Keywords: investment project, income tax, taxation, special economic zone, special economic zone in the Kaliningrad region.

ФИНАНСОВЫЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННОГО

ПРОЕКТА Василенко Ю.Ю. (Российская Федерация)

Василенко Юлия Юрьевна - студент магистратуры, кафедра отраслевых и корпоративных финансов, Институт отраслевой экономики и управления Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Калининградский государственный технический университет, г. Калининград

Аннотация: в статье рассмотрены особенности реализации инвестиционных проектов в особых экономических зонах, особенности функционирования и возможности использования данного режима. Раскрывается значение особых экономических зон для формирования новой экономической волны на рынке. Автором произведен общий анализ особых экономических зон как экономического явления, а также рассмотрены возможности получения статуса резидента организацией IT-сектора, налоговые и неналоговые льготы и преференции участников данного проекта.

Ключевые слова: инвестиционный проект, налог на прибыль, налогообложение, особая экономическая зона, особая экономическая зона в Калининградской области.

Создание в России Особых экономических зон (ОЭЗ) осуществляется с целью социально-экономического развития отдельных регионов и страны в целом. Организация, являющаяся резидентом ОЭЗ, получает льготы и преференции. Вместе с этим, к резидентам предъявляется ряд требований как экономического, так и юридического характера. Получение статуса резидента ОЭЗ производится добровольно [2].

Функционирование ОЭЗ основывается на ряде целеполагающих принципов. Ю.М. Филатова указывает, что на концептуальном уровне цели ОЭЗ в области экономики следующие:

• Общий подъем производства в стране;

• Расширение сфер деятельности национальной экономики;

• Увеличение удельного веса страны на мировом рынке [9, с. 54].

Обозначенные цели в области экономики конкретизируются в рамках видов ОЭЗ, а также в специфике фактически складывающейся на рынке ситуации. Сочетание доктринальных целей и достигнутого результата позволять делать выводы о эффективности функционирования ОЭЗ. Между тем, следует различать уровни оценки эффективности, каждый из которых должен

32

характеризоваться на основе индивидуальной совокупности факторов. Отметим, что в данном случае эффективность не определяется только лишь исходя из соотношения бюджетных расходов и доходов. Полагаем, что необходимо выделить три уровня оценки эффективности:

1. Федеральный уровень;

2. Региональный уровень;

3. Локальный уровень.

Федеральный и региональный уровни являются государственными уровнями. В качестве индикаторов эффективности на данных уровнях можно использовать динамику валового продукта, индекс промышленного производства, количество патентов и др. На локальном уровне, который представлен самостоятельными хозяйствующими субъектами, подход к оценке эффективности и складывается из оценки следующих факторов:

• Динамика выручки, прибыли, капитала;

• Динамика расширения производства;

• Степень выполнения задач и целей организационной стратегии.

На локальном уровне необходимо исходить не только из возможного увеличения прибыли, связанного с получением статуса резидента, но также и исходя из стратегии организационного развития. Не исключено, что если выполнение требований к резидентам потребует не планируемых ранее производственных, организационных изменений, то в долгосрочном периоде организация потеряет финансовую устойчивость.

М.Д. Носкова, О.В. Крылова отмечают, что непосредственной целью создания ОЭЗ в Калининграде явилось развитие новых отраслей и производств, ранее отсутствовавших в регионе (автомобилестроение, производство электронной техники и др.). В результате введение ОЭЗ получили развитие также и иные отрасли (в частности, мебельная и мясоконсервная промышленность) [6, с. 124]. Исследователи не указывают на ГГ-сферу, которая является одним основных источников инноваций и напрямую связана с научно-техническим прогрессом. Тем не менее, ОЭЗ в первую очередь ориентированы на производственно-промышленное производство. Между тем, функциональная составляющая ОЭЗ не препятствует реализации инвестиционных проектов в ГГ-сфере. Как пишет Е.С. Минвалеева, функциональность ОЭЗ раскрывается в следующих аспектах:

• Территориальная составляющая;

• Конкретный способ ведения бизнеса;

• Целеполагание (цель ОЭЗ);

• Особая система управления [4, с. 53].

Территориальная составляющая заключается в месте регистрации организации, а не в сбыте товаров, выборе поставщиков и др. Поэтому, территориальный характер ОЭЗ не препятствует ГГ-разработкам.

Правовая природа ОЭЗ проявляется в создании отдельного режима осуществления предпринимательской деятельности. Предпринимателям-резидентам предоставляются льготы и преференции в области налогового, таможенного законодательства, а также в связи с исчислением и уплатой страховых взносов во внебюджетные фонды. Посредством льгот и преференций осуществляется стимулирование предпринимательской активности по значимым для государства сферам и областям экономической деятельности. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» [8] особой экономической зоной является часть территории РФ, которая определяется Правительством РФ и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны. Данный закон носит рамочный характер, установление конкретных ОЭЗ осуществляется посредством принятия отдельных федеральных законов. Так, установление ОЭЗ в Калининградской области произведено нормами Федерального закона от 10.01.2006 № 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» [7]. Согласно п. 1 ст. 2 указанного акта ОЭЗ в Калининградской области - территория Калининградской области и

примыкающие к территории Калининградской области внутренние морские воды и территориальное море РФ, в пределах границ которых действует специальный правовой режим осуществления хозяйственной, производственной, инвестиционной и иной деятельности, а также применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны. Для получения статуса резидента ОЭЗ необходимо удовлетворять определенным условиям, а именно:

• Юридическое лицо создано в соответствии с законодательством РФ;

• Государственная регистрация осуществлена в Калининградской области;

• Производство товаров осуществляется исключительно на территории Калининградской области;

• Инвестиции осуществляются на территории Калининградской области;

• Инвестиционный проект соответствует требованиям закона;

• Организация не применяет специальных налоговых режимов;

• Юридическое лицо не является страховой или кредитной организацией, профессиональным участником рынка ценных бумаг.

Одним из ключевых моментов деятельности резидентов является реализация инвестиционного проекта. Отметим, что, несмотря на то, что осуществление предпринимательской деятельности как таковой предполагает финансовые вложения, инвестиционный проект является отдельной финансовой категорией, характеризующейся как с финансово-экономической, так и с юридической стороны.

Действие таможенной процедуры свободной таможенной зоны не распространяется на товары Евразийского экономического союза, находящиеся на территории Особой экономической зоны или ввозимые на территорию Особой экономической зоны.

В.А. Густап, Д.А. Иваницкая, Ю.А. Новокрещенова в рамках идеи об эволюции экономических процессов пишут о том, что ТОСЭР (территории опережающего социально-экономического развития - часть субъекта РФ, включая ЗАТО, на которой согласно решению субъекта РФ установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения) являются результатом эволюции ОЭЗ [3, с. 45]. Здесь мы отметим, что ТОСЭР представляют собой отдельное экономико-правовое явление, имеют собственную специфику нормативно-правового регулирования и порядка осуществления предпринимательской деятельности, что, в частности, является одной из причин, по которым ОЭЗ обладают самостоятельной экономической значимостью.

ОЭЗ в Калининградской области была создана в 2006 году, и ее действие распространяется на всю территорию области. Сведения, характеризующие ОЭЗ, содержатся в таб. 1. (таблица составлена на основе открытых данных, размещенных на портале Администрации Особой экономической зоны в Калининградской области [1], а также норм Налогового кодекса РФ [5]).

Общее число организаций, включенных когда-либо в реестр резидентов, составляет 321 компанию. При этом, большая часть является действующими резидентами (238 компаний). Преимущество статуса резидента состоит в том, в нулевой ставке налога на прибыль, налога на имущество. Помимо этого, действует общий тариф для страховых вносов, который составляет 7,6%. Данный тариф действует до 31 декабря 2025 года и распространяется на тех резидентов, которые были включены в реестр в период с 1 января 2018 года по 31 декабря 2022 года. По налоговому законодательству ставка налога на прибыль организации составляет 20%, ставка налога на имущество - 2,2%. Между тем, отметим, что пониженные ставки далеко не всегда дают возможность снизить налоговую нагрузку - речь идет о тех случаях, когда организацией применяются специальные налоговые режимы. Помимо этого, следует учитывать, что срок действия пониженных налоговых ставок и тарифа на уплату страховых взносов ограничен, поскольку подразумевается их связь с реализацией инвестиционного проекта. При решении вопроса о получении статуса резидента компаниям необходимо сопоставить ставки с собственной финансовой политикой и стратегией организационного развития.

Срок функционирования до 31 декабря 2045 года

Общее число записей в реестре резидентов 321

Число действующих резидентов по состоянию на декабрь 2019 года 238

Число резидентов, реализующих инвестиционные проекты в 1Т-сфере 23

Общий объем заявленных инвестиций 123,1 млрд руб

Количество рабочих мест 33,3 тыс.

Ставка налога на прибыль 0% (первые 6 лет) 10% (следующие 6 лет)

Налог на имущество 0% (первые 6 лет) 1,1% (следующие 6 лет)

Земельный налог 0% (первые 5 лет)

Страховые взносы * 7,6% (первые 7 лет)

Минимальный объем капитальных вложений ** 1 млн рублей

* для резидентов, включенных в реестр в период с 1 января 2018 года по 31 декабря 2022 года при условии создания новых рабочих мест;

** в области разработки компьютерных технологий и создания программного обеспечения.

По отношению к 1Т-сектору необходимо отметить низкий минимальный объем капитальных вложений. При этом, следует различать объем капитальных вложений и общую сумму инвестирования. Для сравнения, минимальный объем капитальных вложений для здравоохранения составляет 10 млн рублей, в области туристско-рекреационной деятельности, по созданию обрабатывающего производства, а также в области рыболовства, рыбоводства, сельского хозяйства - 50 млн рублей, другие виды деятельности - 150 млн рублей. Объем капитальных вложений должен быть осуществлен в срок, не превышающий трех лет со дня принятия решения о включении юридического лица в реестр. Наличие в реестре резидентов в 1Т-сфере позволяет говорить об имеющейся практики деятельности 1Т-компаний и ОЭЗ.

Рассмотрим особенности и возможности получения статуса резидента ОЭЗ на примере ООО «НЕОЛАНТ Калининград». Компания ведет деятельность по следующему направлению: Деятельность консультативная и работы в области компьютерных технологий (62.02). Среднесписочная численность работников по состоянию на 2018 год - 74 сотрудника. ООО «НЕОЛАНТ Калининград» является резидентом ОЭЗ Калининградской области (дата включения в реестр: 21.05.2019).

Полагаем, что получение статуса резидента должно служить не средством стабилизации финансового положения, а быть направлено на организационное развитие. Решение о получении статуса резидента было основано на положительной динамике финансовых показателей. Непосредственная цель получения статуса - реализация заявленного в инвестиционной декларации инвестиционного проекта. Предполагается, что пониженные ставки позволят создать дополнительные рабочие места. До включения в Единый реестр резидентов ОЭЗ в Калининградской области организация применяла упрощенную систему налогообложения. Налоговая ставка составляла 15% (после вычета расходов). Статус резидента ОЭЗ позволит снизить общую сумму уплачиваемых налогов. Высвобожденные средства будут использованы для реализации инвестиционного проекта.

ООО «НЕОЛАНТ Калининград» в рамках инвестиционного проекта разрабатывает отечественные программные решения, предназначенные для представления трехмерных информационных моделей сложных комплексных объектов в браузерных приложениях, при этом используемые при разработке программные технологии позволяют сделать разрабатываемое решение кроссплатформенным и кроссбраузерным.

Область применения программного решения - строительство промышленных комплексов и объектов гражданского строительства. В настоящее время в России производится переход на трехмерное информационное моделирование в строительстве. При этом, имеющиеся на рынке программные решения являются проприетарными и принадлежат зарубежным продавцам.

Между тем, использование зарубежных решений нерационально, поскольку в случае введения экономических ограничений в ГГ-сфере пострадает российская строительная отрасль.

В таблице 2 представлены коэффициенты ликвидности компании, а также прибыль и убытки за период 2015 - 2018 годов (для расчета были применены данные на конец года).

Таблица 2. Финансовые показатели ООО «НЕОЛАНТ Калининград»

2015 2016 2017 2018

Коэффициент текущей ликвидности 0,46 4,37 3,06 2,21

Коэффициент быстрой ликвидности 0,46 4,37 3,06 2,21

Коэффициент абсолютной ликвидности 0,02 0,05 0,17 0,007

Прибыль - 26,9% 5,2% 4,3%

Убыток 7,4% - - -

Финансовые показатели обладают большой динамикой, тем не менее, поскольку коэффициент текущей ликвидности более двух, то следует сделать предварительный вывод об отсутствии серьезных финансовых затруднений. Низкий показатель абсолютной ликвидности обусловлен структурой оборотных активов. Большую часть оборотных активов представляет дебиторская задолженность. Так, в 2018 году (по состоянию на окончание года) оборотные активы составили 22 673, из них - 22 597 - дебиторская задолженность, 76 - денежные средства и денежные эквиваленты. Все краткосрочные обязательства в 2018 году (10 258) являлись краткосрочной кредиторской задолженностью. Долгосрочные обязательства отсутствуют. Здесь следует обратить внимание на то, что краткосрочные обязательства представлены банковскими кредитами - фиксированный график внесения платежей в данном случае повышает степень финансовой определенности, что позволяет сохранять диспропорцию в оборотных средствах. Несмотря на отсутствие стабильной динамики финансовых показателей, деятельность компании приносит прибыль.

Анализ соотношения выручки и себестоимости продаж также показывает отсутствие линейного развития. За последние три года выручка превышала себестоимость продаж, соответственно предпринимательская деятельность приносила прибыль. Показатели выручки и себестоимости продаж за период 2015-2018 годов содержатся на рисунке 1.

100 000 80 000 60 000 40 000 20 000 0

Н Выручка U Себестоимость продаж

Рис. 1. Динамика выручки и себестоимости ООО «НЕОЛАНТ Калининград»

Стабилизация извлекаемой прибыли в относительных показателях за последние два года явилась одной из предпосылок принятия решения о получении статуса резидента. В таб. 3 содержатся сведения, характеризующие заявленный инвестиционный проект.

Инвестиционный проект разработан по смежному виду деятельности - разработка компьютерного программного обеспечения (62.01). Основной вид деятельности так же относится к ГГ-сфере. Для реализации проекта потребуется объем финансирования в сумме 143,11 млн рублей, большую часть из которых составят привлеченные средства. Отметим, что получение банковских кредитов не предусматривается. Следует различать общий объем финансирования и ежегодный объем инвестиций. Под ежегодным объемом инвестиций понимаются капитальные вложения, общий объем которых составляет 2,77 млн рублей. Инвестирование в форме капитальных вложений осуществляется в компьютерное оборудование:

• Сервер разработки (1 шт.);

• Персональная рабочая станция (30 шт.).

Этапы реализации проекта следующие:

• Разработка минимально жизнеспособного прототипа;

• Разработка минимально жизнеспособного продукта;

• Разработка полнофункционального продукта;

• Разработка дополнительных функциональных возможностей продукта.

Таблица 3. Показатели и характеристики инвестиционного проекта

Наименование инвестиционного проекта Разработка кроссплатформенного программного решения по управлению трехмерными моделями объектов.

Цель инвестиционного проекта Разработка компьютерного программного обеспечения (62.01)

Общий объем финансирования инвестиционного проекта 143,11 млн.

Источники финансирования Собственные средства 36,85 млн Привлеченные средства 106,26*

Годовая проектная мощность 51 480 тыс. рублей.

Объем капитальных вложений 2,77 млн

Ежегодный объем инвестиций 1 год - 1,395 млн 2 год - 0,825 млн 3 год - 0,550 млн

Срок окупаемости 6 лет

Число создаваемых новых рабочих мест 30

Структура операционных затрат 85% фонд оплаты труда и связанные с ним отчисления 10% - аренда офиса 5% - прочие расходы

Объем планируемых к уплате налогов 33,467 млн

Сумма налогов, не уплачиваемая в связи с использованием особого порядка уплаты налогов 13,464 млн

* Для финансирования проекта банковские кредиты не привлекаются.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Большую часть расходов составляют расходы на оплату труда, что характерно для ГТ-отрасли - сравнительно невысокие капитальные вложения сочетаются с необходимость привлечения большого числа квалифицированных специалистов.

Статус резидента ОЭЗ в Калининградской области позволит компании снизить размер налогов и отчислений в страховые фонды и за счет этого увеличить уровень заработной платы привлекаемых специалистов, обеспечив таким образом высокое качество разрабатываемого программного решения. За весь период реализации инвестиционного проекта предполагается, что сумма налогов, не уплачиваемая в связи с использованием особого порядка уплаты налогов, составит 13,464 млн рублей. С учетом количества привлекаемых работников и соответствующего увеличения фонда оплаты труда не уплачиваемая сумма не компенсирует увеличение расходов. Поэтому, результативность инвестиционного проекта будет зависеть не от снижения отчислений, а от качества и востребованности выпускаемого продукта.

Таким образом, ООО «ТЕНАКС Калининград» обладает необходимой для реализации инвестиционного проекта финансовой устойчивостью, реализуемый проект соответствует сфере деятельности компании, статус резидента ОЭЗ получен. Об эффективности проекта можно будет судить не ранее срока его завершения, однако предварительные и текущие выводы можно будет сделать после завершения отдельных этапов. В общем и целом, инвестиционный проект в достаточной степени обоснован, и возможности ОЭЗ Калининградской области будут применены во благо технологическому развитию российской экономики.

Список литературы /References

1. Администрация Особой экономической зоны в Калининградской области. [Электронный ресурс] // Интернет-портал Администрации Особой экономической зоны в Калининградской области. Режим доступа: https://oez.gov39.ru/ (дата обращения: 22.12.19).

2. Вылкова Е.С., Тарасевич А.Л. Особые экономические зоны как драйверы экономического развития России // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета, 2019. № 5-1 (119). 57-64 с.

3. Густап В.А., Иваницкая Д.А., Новокрещенова Ю.А. Эволюция особых экономических зон // Наука и образование сегодня, 2016. № 4 (5). 44-45 с.

4. Минвалеева Е.С. Особенности функционирования особых экономических зон РФ // Символ науки, 2019. № 3. 51-54 с.

5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 29.09.2019) // СЗ РФ от 07.08.2000. № 32. 3340 с.

6. Носкова М.Д., Крылова О.В. Экономическая зона калининградской области // Символ науки, 2016. № 3-1 (15). С. 124-125.

7. Федеральный закон от 10.01.2006 № 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (ред. от 29.07.2018) // СЗ РФ от 16.01.2006. № 3. 280 с.

8. Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (ред. от 18.07.2017) // СЗ РФ от 25.07.2005. № 30 (ч. II). 3127 с.

9. Филатова Ю.М. Цели создания особых экономических зон в мировой экономике: концептуальный аспект // Проблемы экономики и менеджмента, 2015. № 3 (43). 53-57 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.