УДК330.322:338.43 а.В. Баранова
ФИНАНСОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННО-ИННОВАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ В СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО РОССИИ
Для устойчивого и эффективного функционирования сельского хозяйства России необходимо создание системы благоприятного инвестиционного климата, основными звеньями которой являются государственная поддержка и ориентация реального сектора экономики на инновационное развитие. Активизация инвестиционной деятельности является одним из основных условий вывода сельского хозяйства из глубокого кризиса, а также важнейшим определяющим фактором дальнейшего его развития.
Ключевые слова: инновация, инвестиции, научный прогресс, модернизация, наука.
A.V. Baranova
FINANCIAL ASPECTS OF ATTRACTING INVESTMENT AND INNOVATION RESOURCES IN RUSSIAN AGRICULTURE
The author states that for developing sustainable and efficient agricultural sector in Russia it is necessary to create a favorable investment climate system, the basic element of which should be state support and orientation of the real sector of the economy to innovative development. Growing investment activity is one of the basic conditions of recovery of agriculture from a deep crisis, as well as the most important determining factor in its further development.
Key words: innovation, investment, scientific progress, modernization, science.
Устойчивому развитию сельского хозяйства соответствует комплексная эффективность функционирования экономической, организационной, правовой, экологической и природной составляющих аграрной сферы. Большое значение при этом должно придаваться инвестиционной и инновационной деятельности. Оптимальное и целенаправленное регулирование трансформационных процессов в аграрном комплексе должно основываться на принципе оптимального сочетания политической и хозяйственной стабильности,
принципе сочетания государственного регулирования и рыночного саморегулирования, а также принципе преимущества многоукладности хозяйственных структур.
Оживление инвестиционной активности является непременным условием выхода предприятий АПК на устойчивую траекторию экономического роста. И мировой, и российский опыт свидетельствует о том, что без активизации роли государства, местных органов власти в инвестиционном процессе путем его прямого и косвенного регулирования преодоление депрессивного
♦
♦
состояния экономики, восстановление и рост экономического потенциала России и ее регионов невозможны [4, с. 105].
В современных условиях особую ценность представляют иностранные инвестиции в эту сложную, с длительным сроком окупаемости сферу экономики. Однако, как известно, инвестиции идут туда, где имеется гарантия их высокоэффективного использования и максимальной отдачи.
Особый интерес, на наш взгляд, вызывают система организации и стимулирования производства, а также механизм экономической ответственности, которые позволяют обеспечивать высокую эффективность производства, уровень технологической и производственной дисциплины, производить высококачественную и конкурентоспособную продукцию и поддерживать достойный рейтинг на мировом аграрном рынке. Это направление государственной структурной политики может быть реализовано с относительно меньшей нагрузкой на федеральный и местный бюджеты. Для этого требуются не столько прямые государственные инвестиции, сколько организационно-правовые меры, позволяющие открыть этот сектор для кредитных ресурсов и частных инвестиций, в том числе иностранных, которые надо поддерживать налоговыми и иными льготами, причем таким образом, чтобы формирующийся инвестиционный спрос ориентировался в первую очередь на отечественных производителей технологического оборудования. При этом необходима разумная государственная политика протекционизма.
Сельское хозяйство - одна из основных отраслей российской экономики, хотя в последние годы ее вклад в экономическое развитие страны снижается (в 1995 г -6,7% ВВП, в 2009 г. - 4,5%). Это связано, главным образом, с ухудшением соотношения цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию. Однако в последние годы стал действовать и другой фактор: наметилось существенное опережение темпов роста промышленного производства по сравнению с увеличением продукции сельского хозяйства. В сельском хозяйстве до сих пор не созданы условия для свободного оборота земель, капитала и трудовых ресурсов, без чего в агропромышленном производстве невозможно проводить преобразования. Еще одной важной проблемой остается низкий уровень технического и технологического состояния сельского хозяйства России [5].
За последние 20 лет, в течение которых в аграрно развитых странах в сельском хозяйстве осуществлялся переход к использованию техники нового поколения и повышалась эффективность сельскохозяйственного производства за счет интенсификации инновационной деятельности, т.е. существенной активизации внедрения в производство новых технологий посредством серьезного сокращения инновационного цикла - сроков инновации от идеи до освоения новой технологии, - отечественный парк тракторов и основных сельскохозяйственных машин систематически сокращался. Количество тракторов уменьшилось в 2,6 раза, зерноуборочных комбайнов - в 3,1 раза, кормоуборочных - в 3,3 раза, картофелеуборочных - в 6,9 раза, свеклоуборочных машин - почти втрое. В этих условиях приходится констатировать, что широкомасштабное развертыва-
ние инновационных процессов в АПК стало довольно проблематичным. Переход на инновационно-технологический путь может осуществляться лишь на основе учета экономических возможностей и особенностей развития, при сохранении в максимальной степени накопленного научно-технического потенциала, формировании необходимой инфраструктуры и механизмов, регулирующих инновационные процессы [9, с. 81]. Возможности модернизации сельского хозяйства и сроки ее проведения зависят от наличия инвестиционных и инновационных ресурсов. Своеобразным стартом можно считать 2006 год - принятие национального проекта «Развитие АПК», в котором были определены направления развития сельского хозяйства. В соответствии с ними разрабатываются перспективные модели научного, консультационного обеспечения. Однако они рассчитаны на предприятия, которые могут приобрести новинки техники, технологии, инновации всех видов [1, с. 22]. Критики справедливо подчеркивают, что и сейчас структура источников инвестиций далека от идеала. Собственные средства предприятий в них составляют примерно две трети и только треть - заемные, в то время как практика развитых в аграрном отношении стран показывает: кредиты должны быть главной составляющей инвестиционных ресурсов [4, с. 106].
Инновационный бизнес - наиболее уязвимая часть российского агробизнеса. Инновационный механизм имеет определенные особенности в связи со спецификой сельского хозяйства как биосистемы (работа с живыми организмами), которая снижает привлекательность инвестиций в эту отрасль. Между ними и инновациями возникает противоречие. Так, извлечение сверхприбыли в короткий период от инновационных проектов в сельском хозяйстве невозможно, а оптимальным является вложение средств в долгосрочные проекты; получение прибыли в среднесрочных проектах рискованно, в то же время для крупного агробизнеса целесообразно осваивать инновационные проекты только для извлечения максимальной прибыли. Кроме того, инновационные проекты социальной, экологической направленности (повышение плодородности земель и др.) не являются привлекательными для банковского капитала [3, с. 22].
Инновационные преобразования сельского хозяйства в перспективе не могут развиваться по равномерно восходящей траектории. Этому препятствуют неизбежные в любых условиях периоды замедления темпов воспроизводства в аграрном секторе, кризисы, связанные с переходом к новому, более высокому техническому и технологическому уровню агропроизводства. Поэтому особое значение имеет прогнозирование инновационных процессов в сельском хозяйстве с целью выявления возможных сроков наступления, причин возникновения, глубины и продолжительности кризисов, оценки мер смягчения их последствий и более ускоренного перехода к новой стадии инновационного развития АПК [3, с. 22]. В условиях рыночной экономики инновационная деятельность представляет собой реализацию конкретных проектов, включающую несколько фаз (получение знаний, их коммерческое воплощение и возврат инвестированных средств), совокупность которых формирует более или менее длительный ин-
♦
♦
новационный цикл. Замкнутость инновационного цикла обеспечивает проведение необходимых исследований, осуществление разработок с использованием финансовых ресурсов инвестора, их возврат после завершения и коммерческой реализации проекта и новые инвестиции в инновационный процесс [7].
Главным приоритетом инновационной политики в АПК должна стать государственная поддержка фундаментальной и прикладной науки с ориентацией на внедрение научных разработок в сельхозпроизводстве [5]. Конечная цель аграрной науки - это повышение эффективности сельского хозяйства [8, с. 7].
Для осуществления нормального воспроизводственного процесса требуется восстановить инвестиционный потенциал предприятий. Для этого необходимо повысить роль их собственных источников - амортизации и прибыли, что возможно при устранении диспаритета цен на продукцию сельского хозяйства и потребляемые им материально-технические ресурсы, уменьшении налогового давления, реструктуризации долгов, включая их списание и пролонгацию.
Важнейшая роль в формировании благоприятного инвестиционного климата принадлежит фактору правовой стабильности. Одно из условий стимулирования притока иностранного капитала и защиты иностранных инвестиций - совершенствование законодательной базы и правовых норм, а также обеспечение их обязательного соблюдения. Законы, регламентирующие инвестиционную деятельность, страдают серьезными недостатками: заимствованием норм, применяемых в государствах с иным уровнем институционального и культурного развития; наличием взаимоисключающих норм, в том числе в рамках одного закона. По оценкам российских и зарубежных экспертов, в России складывается благоприятная ситуация для существенного притока капитала в агропромышленный комплекс. Кроме того, современные процессы в аграрном секторе требуют хорошо прописанных механизмов оборота земель сельскохозяйственного назначения, тем более что их доля достигает 5 - 6% всех земель, подлежащих обороту (в развитых странах и странах с транзитной экономикой - 0,5 - 2%). Вопросы инвестирования в аграрном секторе нельзя отрывать от других вопросов экономики: налоговой политики, таможенного регулирования и т.д. Так, представляется необходимым упрощение процесса таможенного регулирования для импорта товаров на территорию России в режиме временного ввоза. Также следует упростить порядок, регламентирующий процедуру и количество согласований, лицензий, технических условий для реализации инвестиционных проектов, системы взимания таможенных пошлин на импортные средства производства в плане освобождения от таможенных платежей оборудования, ввозимого в страну с целью реализации инвестиционных проектов.
Налоговый кодекс Российской Федерации не допускает предоставления дополнительных налоговых льгот иностранным инвесторам. Благоприятная для инвесторов налоговая система - это разумные ставки налогов, стабильность, ясность и понятность, после-
довательность применения и объективность при осуществлении аудита. Один из наиболее эффективных способов стимулирования притока иностранных инвестиций - предоставление гарантий от политических и коммерческих рисков, закрепленных законодательно.
Активизация инвестиционной деятельности является не только основным условием вывода сельского хозяйства из глубокого кризиса, но и важнейшим определяющим фактором дальнейшего его развития. В условиях рыночных отношений государство должно оказывать регулирующее воздействие на инвестиционный процесс путем обеспечения научно обоснованного ценообразования, проведения гибкой кредитной, налоговой и амортизационной политики, расширения возможностей лизинга, стимулирования предпринимательской деятельности и предоставления льгот инвесторам при приватизации, целевого государственного финансирования, выделения приоритетных направлений инвестирования и капиталовложения, составления индикативных планов капитальных вложений. На региональном уровне, особенно на уровне предприятий, необходимо составлять бизнес-планы, в которых дается обоснование инвестиционной деятельности и источников ее финансирования, а также оценка проектных решений. Необходимо создание системы, которая сформирует инвестиционный климат, благоприятный для притока в сельское хозяйство капитала, технических и технологических инноваций, - системы правовых и организационно-экономических мероприятий, позволяющих обеспечивать развитие интеграционных и инновационных процессов, основным звеном которой будет государственная поддержка.
1. Бращей А.А. Развитие государственной политики в области поддержки субъектов малого предпринимательства // Вестник СГСЭУ. 2008. № 3 (22).
2. Бутко Г.П. Управление инвестиционной привлекательностью предприятия на основе инновационного развития // Аграрный вестник Урала. 2011. № 1 (80).
3. Гуреева О.В. Особенности земель сельскохозяйственного назначения как объекта оценки предпринимательства // Вестник СГСЭУ. 2008. № 4 (23).
4. Дудуник А.В. Концептуальные основы экономической политики аграрного протекционизма в современной России // Аграрный вестник Урала. 2010. № 9 - 10 (75 - 76).
5. Милованов А.Н. Эффективность государственной поддержки и регулирование инвестиционных процессов в сельском хозяйстве (на примере Саратовской области): автореф. дис. ... канд. экон. наук. Саратов: СГАУ им. Н.И. Вавилова, 2011.
6. О развитии агротехнологии и формировании государственной технологической политики в сельском хозяйстве: доклад. М.: Росинформагротех, 2005.
7. СкрынникЕ. Стратегия развития Российской Федерации по модернизации АПК: доклад на региональном форуме в Берлине 15.01.2010 г. и^: Ь|Пр//:\м«\«.тсх.ги.
8. Современное сельское хозяйство. Государственное регулирование. 2010. Вып. 10 (52).
9. Черняев А.А., Шибайкин В.А. Механизм перехода к инновационному развитию агробизнеса // Аграрный вестник Урала. 2010. № 12 (79).