Научная статья на тему 'Финансовое поведение населения: основные тенденции и риски'

Финансовое поведение населения: основные тенденции и риски Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
25
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
поведенческая экономика / финансовое поведение / рациональный выбор / иррациональные решения / behavioral economics / financial behavior / rational choice / irrational decisions

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Галина Петровна Сорокина, Вера Алексеевна Сорокин

Классическая экономика при анализе и прогнозировании финансового поведения населения опирается на постулат рациональности поведения экономического субъекта, однако поведенческая теория сегодня применима и для финансовой сферы. Данная статья посвящена оценке роли субъективных факторов в финансовом поведении населения. На базе сравнения объективных статистических данных и субъективных опросов сделана попытка доказать важную роль эмоциональной составляющей в объяснении финансового поведения населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Financial behavior of the population: key trends and risks

Classical economic theory, analyzing and predicting the financial behavior of individuals, assumes of the rationality of economic decision-making by individuals. However, behavioral economics is currently being applied in the financial sector. The purpose of this article is to assess the importance of subjective factors in the financial behavior of individuals. Through a comparative analysis of objective statistical data and subjective surveys, this article attempts to demonstrate the importance of emotional factors in explaining individual financial decisions.

Текст научной работы на тему «Финансовое поведение населения: основные тенденции и риски»

ФИНАНСЫ. КРЕДИТ. БАНКИ FINANCE. CREDIT. CANS

Экономические системы. 2024. Том 17, № 2 (65). С. 106-113. Economic Systems. 2024;17(2(65)):106-113.

Научная статья 5.2.4 - Финансы

УДК 330.567.28

DOI 10.29030/2309-2076-2024-17-2-106-113

Финансовое поведение населения: основные тенденции и риски

Галина Петровна Сорокина1^, Вера Алексеевна Сорокина2

1 2 Государственный университет управления, Россия, Москва

1 [email protected], ORCID 0000-0002-3046-4231

2 [email protected]

Аннотация. Классическая экономика при анализе и прогнозировании финансового поведения населения опирается на постулат рациональности поведения экономического субъекта, однако поведенческая теория сегодня применима и для финансовой сферы. Данная статья посвящена оценке роли субъективных факторов в финансовом поведении населения. На базе сравнения объективных статистических данных и субъективных опросов сделана попытка доказать важную роль эмоциональной составляющей в объяснении финансового поведения населения.

Ключевые слова: поведенческая экономика, финансовое поведение, рациональный выбор, иррациональные решения

Для цитирования: Сорокина Г.П., Сорокина В.А. Финансовое поведение населения: основные тенденции и риски // Экономические системы. 2024. Том 17, № 2 (65). С. 106-113. DOI 10.29030/2309-2076-2024-17-2-106-113.

© Сорокина Г.П., Сорокина В.А., 2024

Original article

Financial behavior of the population: key trends and risks

Galina P. Sorokina1^, Vera A. Sorokina2

1 2 State University of Management, Moscow, Russia

1 [email protected], ORCID 0000-0002-3046-4231

2 [email protected]

Abstract. Classical economic theory, analyzing and predicting the financial behavior of individuals, assumes of the rationality of economic decision-making by individuals. However, behavioral economics is currently being applied in the financial sector. The purpose of this article is to assess the importance of subjective factors in the financial behavior of individuals. Through a comparative analysis of objective statistical data and subjective surveys, this article attempts to demonstrate the importance of emotional factors in explaining individual financial decisions.

Keywords: behavioral economics, financial behavior, rational choice, irrational decisions

For citation: Sorokina G.P., Sorokina V.A. Financial behavior of the population: key trends and risks. Economic Systems. 2024;17(2(65)):106-113. (In Russ.). DOI 10.29030/2309-2076-202417-2-106-113.

Введение

Финансовое поведение граждан напрямую зависит не только от уровня благосостояния, возраста, пола, но и от психологических и поведенческих паттернов, сформированных семьей. Это наиболее ярко отражается в экономических и финансовых стратегиях, характерных для разных групп населения, отличающихся по уровню восприятия или невосприятия экономических изменений. И основная проблема исследователей состоит в выявлении этих основных паттернов поведения в целях не только корректировки классических подходов к анализу экономического и финансового поведения индивида и домохозяйства, но и для формирования у населения финансово грамотного поведения и противостояния рискам финансовой безопасности граждан, экономических институтов и страны в целом. Исследование финансового поведения граждан лежит в области таких разделов экономической науки, как поведенческие финансы и поведенческая экономика, а также в области интересов статистических и социологических наблюдений.

Причем иногда расхождение данных статистики с результатами социологических исследований лежит в сфере не разумного объяснения, а восприятия экономической ситуации в стране, отрасли, регионе сквозь призму личностных, возрастных, психологических и других характеристик. Вообще, исследование

психологических аспектов в экономике, начатое еще после Второй мировой войны в США психологом Джорджем Катоной [1], сегодня получило широкое распространение, хотя именно поведенческая экономика и поведенческие финансы конфликтуют с основным постулатом классической экономической теории Адама Смита [2] и утверждением о рациональности экономического выбора. Все дело в том, что рациональность экономического поведения - это не математически точная величина, которая зависит от величины прогнозного горизонта человека, т. е. от периода, на который ориентируется человек при принятии экономических и финансовых решений. А вот на период прогнозного горизонта оказывает влияние множество факторов, начиная от экономических, политических, личностных и заканчивая информационными потоками. Сегодня поведенческая экономика находится в прямой зависимости от информационных потоков, этим и объясняется расхождение статистических данных и мнения населения. В статье на основе сопоставления статистических данных с результатами социологического исследования ВЦИОМ предпринята попытка выявления основных тенденций и рисков финансового поведения населения.

Основная часть

О сенсационном снижении уровня безработицы и сопряженным с этим ростом уровня заработных плат говорится уже год. Росстат [3] объявил, что средняя заработная плата в марте 2024 г. по стране составила 87 740 руб., а уровень безработицы - 2,7%. Медианная заработная плата при этом не превысила 60 тыс. руб., а в 85% регионов средняя заработная плата ниже средней по России. Такая ситуация характерна для всех регионов Южного, Северо-Кавказского и Приволжского федеральных округов. Показатель средней заработной платы выше среднего по стране имеет место, в частности, в Дальневосточном федеральном округе, что в основном связано с региональными надбавками. То есть, несмотря на достаточно равномерный рост уровня заработной платы за год (более чем в половине регионов страны темпы ее роста опережали средний темп роста по стране), средний уровень заработной платы по России в целом пока недостижим для большинства населения. При этом отличие средних заработных плат по регионам доходит до 4,3 раз. Следовательно, исходя из реальных статистических данных, мы видим, что уровень заработной платы по стране хотя и вырос, но достаточно дифференцирован в зависимости от региона. Похожая ситуация и с дифференциацией по профессиональным группам и квалификационным категориям работников, однако такие тонкости статистики большинство граждан не видят и не знают.

В связи с этим совершенно нормальным с точки зрения поведенческой экономики является то, что при поиске работы граждане ориентируются на объявленный уровень заработной платы и зачастую не находят работу с желаемым уровнем дохода. Этим же объясняются более позитивные настроения по поиску высокооплачиваемой работы у людей, которые по своему уровню квалификации

и опыту работы могут претендовать на вакансии с уровнем заработной платы выше или равной средней по стране. С точки зрения поведенческой экономики обманутые ожидания значительно сильнее формируют негативное восприятие, чем негативное событие, происходящее без любых ожиданий. Именно на этом сделал акцент в своей статье «Теория перспектив» Даниель Канеман [4], называя данное явление неприятием потери, когда равный выигрышу проигрыш человек оценивает значительно более сильными потерями для себя. Именно поэтому негативное отношение к поиску работы, по данным ВЦИОМ [5], наблюдается у 58% опрошенных и особенно превалирует у граждан с низким уровнем дохода (79% опрошенных], причем это не обязательно люди с низким уровнем квалификации.

С точки зрения финансового поведения людей именно поведенческая теория объясняет и то, что, согласно тем же исследованиям, работающие люди, т. е. те, которые могут сравнивать реальные цифры своих финансовых возможностей с другими сотрудниками, более адекватно оценивают возможность найти работу с удовлетворяющим уровнем дохода, чем безработные граждане (34% против 20% соответственно]. Это объясняется тем, что при субъективной оценке уровня желаемого дохода работающие граждане отталкиваются от своего реального дохода, а безработные - от объявленного среднего дохода по стране.

Однако не всегда субъективное мнение человека расходится со статистическими данными. Несмотря на то что в России - одно из самых благоприятных для женщин законодательств, зарплатная дискриминация до сих пор существует во всех отраслях и сферах деятельности. Так, в 2023 г. в среднем по экономике заработные платы женщин были ниже заработных плат мужчин на 30,4%. При этом наибольший разрыв в оплате труда имел место в сфере информации и связи (34,5%), наименьший - в сфере образования (4,7%). Такую же субъективную оценку дали опрошенные ВЦИОМ люди: женщины менее оптимистично оценивают свой потенциал по поиску работы с желаемой заработной платой; разница в количестве оптимистично настроенных мужчин относительно женщин составила 9% пунктов [5].

Причина таких расхождений в статистических и субъективных оценках лежит также в сфере поведенческой экономики. Основная разница в системе оплаты труда женщин и мужчин характеризуется не желанием гендерной дискриминации (законодательно это запрещено, поэтому реализовать в условиях высокой транспарентности финансовых потоков очень сложно], а требованиями респондентов разных полов к графику работы и наличию свободного времени. Иногда появляются и другие мнения о причинах гендерной дискриминации труда. Например, по мнению Ю.Н. Свинуховой [6], причина такого гендерного разрыва лежит в более низком уровне квалификации женщин, выходящих на рынок труда, а также в трудоустройстве в отраслях с более низким уровнем дохода. И если второе утверждение может быть подтверждено статистикой, то первое опровергается даже международными исследованиями. Например, по данным и^СЕ [7],

доля женщин с высшим образованием в России больше 60% и по этому показателю страна занимает одну из лучших позиций в мире.

Финансовые стратегии населения, в том числе предельная склонность к накоплению, желание использовать инвестиционные инструменты напрямую, зависят от субъективного понимания величины своего дохода и сопоставления его со своими насущными нуждами [8]. Ощущение роста заработных плат также носит не столько реальный, сколько субъективный характер. Согласно статистике, рост заработных плат значительно обгоняет инфляцию, но с учетом того, что за 2023 г. высокие темпы роста цен показали именно товары повседневного спроса, особенно из продуктовой корзины - мясо, яйца, фрукты и овощи, - то доля расходов на обеспечение элементарных потребностей у людей с низкими доходами значительно выросла, и это полностью нивелировало рост их заработных плат.

За последнее время резко снизилась возможность монетизации блогов, которая приносила немало доходов младшим миллениалам и поколению Z. Также увеличилось число предложений работы в реальном секторе экономики и снизилось в сфере торговли, где в основном была задействована молодежь, что, естественно, повлияло на снижение уровня доходов именно в данной социальной группе. Согласно исследованиям ВЦИОМ, больше всего в 2023 г. рост заработных плат ощутило так называемое поколение оттепели (47%) и старшие миллениалы (41%), т. е. люди, достигшие пика своей карьеры. Сегодня, помимо традиционного внимания организаций банковской сферы к молодежи, многие банки стали обращать пристальное внимание и на эту группу населения, активно вовлекая их в использование инвестиционных продуктов [9].

С точки зрения маркетинга к любым рыночным, да и социальным новинкам, люди адаптируются постепенно. Использование банковских продуктов, инвестиционных решений, в том числе с поддержкой государства, сталкивается с проблемой финансовой неграмотности большой части населения. Это проявляется, с одной стороны, ростом спонтанных необеспеченных кредитов, в том числе в микрофинансовых организациях, с другой - незнанием о возможностях государственной поддержки населения с помощью льготного кредитования. Однако, благодаря продолжающимся программам льготного ипотечного кредитования, которыми в настоящее время начинают активно пользоваться, 31% россиян считает, что сегодня - самое удачное время для крупных покупок [10]. Те же, кто уже имеет кредиты, и люди, которые не могут себе позволить крупные покупки из-за низкого дохода и/или не попадания в льготные категории, имеют противоположную точку зрения. Многие считают, что именно миллениалы воспитывают поколение альфа, стараясь защитить их от угроз жизни, однако поддержка родителями своих взрослых детей всегда была характерна для российского общества. Этим объясняется высокий процент потребительского оптимизма среди зуммеров, которые и не обзавелись грузом кредитов и ответственности перед семьей, и используют поддержку старшего поколения.

Проведенный анализ свидетельствует о росте потребительского доверия граждан в посткризисный период. Это можно было наблюдать как в 2014 г., когда

страна преодолела последствия мирового кризиса, так и в 2024 г., когда население убедилось в способности страны противостоять западным санкциям. В настоящее время, по данным ВЦИОМ, индекс потребительского доверия составляет 44 пункта [5], это - максимальный показатель за последнее десятилетие. Именно данный индекс определяет отношение жителей страны к возможности крупных покупок и надежности экономической системы страны [11].

С учетом того, что льготными ипотечными кредитами воспользовалось уже больше половины тех, кто мог на это рассчитывать, а ключевая ставка Центробанка бьет рекорды, растет кредитный скепсис. Сегодня о нежелании оформления кредитов заявляют 66% россиян, причем именно у миллениалов он наивысший и достигает 79%. В принципе это вполне адекватная реакция на действия финансовой системы страны, которая в целях снижения инфляции и противодействия спекуляции на финансовых рынках держит повышенную ключевую ставку [12].

Еще одним фактором, влияющим на финансовое поведение, является потребление населением товаров и услуг [13]. Причем именно этот фактор оказывает значимое влияние на ВВП страны. Последние два года в связи с введенными санкциями не только бизнесу пришлось перестраивать свои бизнес-процессы и логистические цепочки, но и населению менять свои потребительские предпочтения. Уход с рынка зарубежных брендов особенно почувствовали в крупных городах, именно поэтому жители таких городов меньше замечают рост предпринимательской активности в стране, так как до сих пор сравнивают ситуацию с ее состоянием до начала СВО. В противоположность им жители малых городов и сел, куда зарубежные компании не входили, замечают рост числа новых магазинов и предприятий питания. С учетом того, что люди медленнее меняют привычки с возрастом, именно молодежь первая положительно воспринимает новые бренды и торговые предприятия, замечая рост предпринимательской активности в отличие от старшего поколения.

Заключение

По результатам исследования следует выделить основные тенденции финансового поведения населения:

1. Финансовое поведение и финансовые решения населения зачастую исходят не из рациональных предпосылок, а из-за иррациональных представлений и субъективной оценки гражданами своего финансового состояния.

2. Оценка финансового состояния граждан основана не только на реально-получаемом доходе, но и исходя из ожиданий, связанных с информационной составляющей.

3. Финансовое поведение граждан зависит от их психо-демографической характеристики, пола, возраста, уровня дохода. Именно эти показатели в большей мере влияют на финансовое поведение и финансовые решения.

4. Гендерные различия не только влияют на финансовые ожидания, но и до сих пор являются реалиями в области финансового обеспечения граждан.

5. Государственная политика оказывает влияние как на потребительские ожидания, так и на доверие к кредитной системе страны.

6. Изменения в экономической ситуации более заметны в малых городах и селах.

Список источников

1. Katona G. Psychological economics. New York : Elsevier, 1975.

2. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М. : Литрес, 2016.

3. https://rosstat.gov.ru (дата обращения: 23.04.2024).

4. Kahneman D., Tversky A. Prospect theory: An analysis of decision under risk // Econometrica. 1979. Vol. 47, No. 2. Р. 263-291.

5. https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/ehkonomicheskie-strategii-rossijan (дата обращения: 23.04.2024).

6. Свинухова Ю.Н. Гендерный аспект социальной дифференциации населения в современном российском обществе: тенденции проявления и меры нивелирующего воздействия // Социодинамика. 2020. № 12. С. 1-18. URL: https://nbpublish.com/library_read_ article.php?id=34528 (дата обращения: 23.04.2024).

7. https://w3.unece.org/PXWeb/ru/CountryRanking?IndicatorCode=308 (дата обращения: 23.04.2024).

8. Нанакина Ю.С., Рябова О.Н. О некоторых тенденциях финансового поведения населения России в динамике // Шуйская сессия студентов, аспирантов, педагогов, молодых ученых : материалы XIII Междунар. научн. конф. (Москва - Иваново - Шуя, 25 сент. 2020 г.). Шуя : Ивановский государственный университет, 2020. С. 198-201.

9. Семко Д.Д., Зернова Л.Е. Изучение спроса на банковские продукты для физических лиц // Экономика сегодня: современное состояние и перспективы развития (Вектор-2020) : сборник материалов Всерос. науч. конф. молодых исследователей с международным участием, посвященной юбилейному году в РГУ им. А.Н. Косыгина (Москва, 27 мая 2020 г.). М. : РГУ им. А.Н. Косыгина, 2020. Т. 3. С. 45-48.

10. Любовцева Е.Г., Савдерова А.Ф. Перспективные направления развития кредитования населения // Вестник евразийской науки. 2018. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/ n/perspektivnye-napravleniya-razvitiya-kreditovaniya-naseleniya (дата обращения: 23.04.2024).

11. Лаптева И.П., Трусова Л.Н., Гришина Е.Н. Подходы к оценке факторов потребительского поведения // Статистика и экономика. 2018. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ podhody-k-otsenke-faktorov-potrebitelskogo-povedeniya (дата обращения: 23.04.2024).

12. Проскуряков А.И., Лавлинская А.Л. Перспективы экономики России в финансовом секторе в свете повышения ключевой ставки Центрального банка России // Финансовый вестник. 2024. № 1 (64). С. 79-86.

13. Сушко Е.Ю. Финансовое поведение населения и его детерминанты // Финансы и кредит. 2017. № 12 (732). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/finansovoe-povedenie-naseleniya-i-ego-determinanty (дата обращения: 04.04.2024).

References

1. Katona G. Psychological economics. New York : Elsevier, 1975.

2. Smith A. A study on the nature and causes of the wealth of nations. Moscow : Litres, 2016. (In Russ.).

3. https://rosstat.gov.ru. (In Russ.).

4. Kahneman D., Tversky A. Prospect theory: An analysis of decision under risk. Ekonometrika = Econometrica. 1979;47(2):263-291.

5. https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/ehkonomicheskie-strategii-rossijan. (In Russ.).

6. Svinukhova Yu.N. Gender aspect of social differentiation of the population in modern Russian society: trends of manifestation and measures of leveling effect. Sociodinamika = Sociodynamics. 2020;(12):1-18. URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=34528. (In Russ.).

7. https://w3.unece.org/PXWeb/ru/CountryRanking ?Indicator Code=308. (In Russ.).

8. Nanakina Yu.S., Ryabova O.N. On some trends in the financial behavior of the Russian population in dynamics. Shuya session of students, postgraduates, teachers, young scientists : proceedings of the XIII International Scientific Conference (Moscow - Ivanovo - Shuya, Sept. 25, 2020). Shuya : Ivanovo State University, 2020. Р. 198-201. (In Russ.).

9. Semko D.D., Zernova L.E. Studying the demand for banking products for individuals // Economics today: current state and development prospects (Vector 2020) : a collection of materials of the All-Russian Scientific Conference of Young Researchers with international participation dedicated to the anniversary year at the Kosygin Russian State University (Moscow, May 27, 2020). Moscow : Kosygin Russian State University, 2020. Vol. 3. Р. 45-48. (In Russ.).

10. Lyubovtseva E.G., Savderova A.F. Promising directions for the development of lending to the population. Vestnik evrazijskoj nauki = Bulletin of Eurasian Science. 2018;(4). URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/perspektivnye-napravleniya-razvitiya-kreditovaniya-naseleniya. (In Russ.).

11. Lapteva I.P., Trusova L.N., Grishina E.N. Approaches to the assessment of consumer behavior factors. Statistika i ekonomika = Statistics and economics. 2018;(3). URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/podhody-k-otsenke-faktorov-potrebitelskogo-povedeniya. (In Russ.).

12. Proskuryakov A.I., Lavlinskaya A.L. Prospects of the Russian economy in the financial sector in the light of the increase in the key rate of the Central Bank of Russia. Finansovyj vestnik = Financial Bulletin. 2024;(1(64)):79-86. (In Russ.).

13. Sushko E.Yu. Financial behavior of the population and its determinants. Finansy i kredit = Finance and credit. 2017;(12(732)). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/finansovoe-povedenie-naseleniya-i-ego-determinanty. (In Russ.).

Информация об авторах / Information about the authors

Г.П. Сорокина - доктор экономических наук, профессор кафедры мировой экономики и международных экономических отношений ГУУ директор Института экономики и финансов;

В.А. Сорокина - студент ГУУ

G.P. Sorokina - doctor of economic sciences, professor of the Department of world economy and international economic relations of GUU, director of the Institute of economics and finance;

V.A. Sorokina - student of GUU.

Статья поступила в редакцию 06.05.2024; одобрена после рецензирования 30.05.2024; принята к публикации 06.06.2024.

The article was submitted 06.05.2024; approved after reviewing 30.05.2024; accepted for publication 06.06.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.