Научная статья на тему 'Финансовое посредничество: институциональный анализ'

Финансовое посредничество: институциональный анализ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2425
447
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Корнева С. С.

В статье приведены и проанализированы определения финансового посредничества, сформулированные учеными в рамках традиционного подхода. Исследована сущность финансового посредничества с позиций институциональной теории, что позволило автору выделить особенности, присущие этому виду трансакционного института.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Financial intermediation: institutional analysis

Definitions of financial intermediation traditionally formulated by scientists are analysed. The substance of financial intermediation from the viewpoint of institutional theory is investigated. As result of the study conducted the author points out the most important characteristics of the above transactional institution.

Текст научной работы на тему «Финансовое посредничество: институциональный анализ»

Финансовое посредничество: институциональный анализ

С.С. Корнева, преподаватель, Оренбургский ГАУ, Институт управления

В зарубежной экономической литературе можно выделить следующие подходы к определению финансовых посредников и их роли в рыночных отношениях. Согласно одному из них, финансовые посредники — это «совокупность финансовых фирм, таких, например, как банки, взаимные фонды, а также страховые компании, чьи функции заключаются в аккумулировании денежных средств семейных хозяйств и последующем их предоставлении в распоряжение фирм на коммерческой основе» [1]. Финансовые посредники рассматриваются здесь как институты финансовых рынков, через которые осуществляется косвенное финансирование. К ним относятся банки и ссудосберегательные институты, взаимные фонды, компании по страхованию жизни и пенсионные фонды.

Согласно другому определению, финансовые посредники («finance intermediaries») — это денежно-кредитные институты, собирающие сберегаемые денежные средства и поставляющие их заемщикам. В общем смысле они могут быть разбиты на три основные группы — банковские, страховые и инвестиционные институты. Банковские институты, например, в США, состоят из коммерческих банков, ссудосберегательных ассоциаций, взаимных сберегательных банков, кредитных союзов. Страховые институты представлены страховыми компаниями и пенсионными фондами. Инвестиционные институты включают взаимные фонды и финансовые компании, которые привлекают сберегаемые денежные средства, выпуская собственные акции и используя полученные фонды для инвестиций в акции и облигации. В свою очередь, финансовые компании («finance companies») выступают финансовыми посредниками, использующими денежные средства своих инвесторов для предоставления потребительского кредита [2].

С. Фишер, Р. Дорнбуш и Р. Шмалензи считают, что «финансовые посредники — это институты, стоящие между кредиторами и заемщиками. Занимая деньги от своего имени, они затем ссужают эти деньги своим заемщикам» [3]. К данной категории субъектов финансового рынка относят, в первую очередь, банки. Посредничество («mediation») обозначает помощь третьей стороны, не связанной официальными обязательствами, в разрешении конфликта. Для этих целей могут существовать и специальные государственные учреждения. Так, в США действует

Федеральная посредническая и арбитражная служба [2]. В промышленно развитых странах до 2/3 объема инвестиций (например, в США) проходит через каналы финансовых посредников [1].

Посредничество, включая и финансовое, тесно связано с таким процессом, как спекуляция.

Посредничество (арбитраж, от латинского arbiter — посредник) — это перепродажа в случае, если рынок покупки и рынок продажи различаются своим местоположением.

Спекуляция (от латинского speculation — выслеживание, высматривание) — это перепродажа, если рынок покупки и рынок продажи различаются своим положением во времени.

В обыденном сознании эти термины синонимы и содержат соответствующую этическую оценку явления.

В самом общем виде финансовое посредничество («financial mediation») — финансовая деятельность, заключающаяся в аккумуляции денежных средств физических и юридических лиц, приумножении этих средств и предоставлении их в виде кредитов хозяйствующим субъектам и другим заемщикам. Эту деятельность осуществляют финансовые посредники. Посредничество как обособленный вид деятельности в его различных формах является объективным результатом развития общественного разделения труда. Определенным этапом процесса дальнейшего углубления общественного разделения труда стало появление в экономических отношениях финансовых посредников, обеспечивающих оптимальное движение товаров особого рода — финансовых ценностей. Именно общественная потребность в повышении производительности труда и ускорении экономического роста обеспечила расширение присутствия финансовых посредников в системе рыночных отношений.

Еще А. Смит подчеркивал, что благоразумные банковские операции позволяют обратить мертвый запас золота и серебра в активный и производительный капитал, который производит нечто для страны и содействует развитию производительной деятельности страны [4].

Более полное определение финансового посредничества можно сформулировать следующим образом. Посредничество финансовое — деятельность, при которой финансовые посредники получают капиталы у кредиторов и преобразуют их для удовлетворения потребностей заемщиков. Они приобретают капиталы, принимая депозиты и выпуская векселя, облигации и другие ценные бумаги, и используют их, предоставляя авансовые ссуды и займы, покупая ценные бумаги.

Принимая обязательства на свой счет, финансовые посредники идут на риск, имея своей конечной целью получение прибыли.

Необходимость существования посредников, включая и финансовых, несмотря на ее очевидность, является предметом внимания со стороны известных экономистов. Так, П. Хейне считает, что укоренившееся в сознании субъектов мнение о посредниках как о врагах народа и бандитах с широкой дороги совершенно необоснованно. По его мнению, посредники, профессиональные торговцы, являясь специалистами в организации рынков, создают реальное богатство, и «каковы бы, однако, ни были их мотивы, эти люди оказывают услуги, от которых наше благосостояние зависит в гораздо большей степени, чем мы осознаем» [5]. П. Самуэльсон рассматривает дискуссию экономистов по поводу биржевых спекулянтов: некоторые политэкономы считают, что умеренная спекулятивная игра может быть введена в общественно полезное русло, ослабляя общую неустойчивость и уменьшая риск для других; вместе с тем противники биржевой спекуляции выдвигают серьезные экономические возражения, так как она способствует усилению неравенства и нестабильности. П. Самуэльсон аргументирует свою позицию следующим образом: «Разумное стремление биржевых игроков и арбитражеров к прибыли способствует созданию определенного равновесия цен во времени и пространстве» [6]. Его позицию разделяет Э. Дж. Долан, считающий, что возможности для возникновения арбит-ражирования (т.е. закупки по низкой цене и перепродажи по более высокой) появляются там, где изменение обстоятельств расстраивает и нарушает равновесие рынков. В таких случаях ар-битражирование заставляет цены двигаться в направлении равновесия [7].

Автору импонируют научные подходы к анализу финансового посредничества, высказанные профессором Ю.В. Матвеевым и его соавтором. Они полагают, что задача финансовых посредников — удовлетворение экономических интересов покупателя и продавца финансовых ресурсов в кратчайшие сроки и с максимальной выгодой для себя [8]. Совокупность посредников на рынке, обеспечивающих эффективные взаимоотношения между непосредственными производителями и потребителями товаров, между конечными заемщиками и кредиторами, образуют его инфра-стуктуру. Посредники выполняют особую роль на рынке — установление эффективных взаимоотношений между его участниками, повышение оптимальности и рациональности этих отношений, обеспечение их гармонизации. Ю. Матвеев и В. Москвитин рассматривают посредников не только как коммерческие компании, а более широко, как любые рыночные институты, стоящие между непосредственными производителя-

ми и потребителями, которые либо содействуют актам купли-продажи, либо сами покупают товар для последующей перепродажи.

Финансовые посредники образуют особую группу институтов посредничества, действующую на рынке. В современной российской экономике, находящейся на начальном этапе функционирования рынка, финансовым посредникам отводится чрезвычайно важная роль, связанная с формированием и успешным развитием отечественного финансового рынка.

Кроме банков на финансовом рынке России в роли посредников выступают такие финансовые институты, как страховые, инвестиционные и пенсионные фонды [8]. Согласно определению У. Шарпа, Г. Александра и Дж. Бейли, их называют институциональными инвесторами. Для экономик развитых стран характерно повышение роли этого типа финансовых посредников. Так, на рынке ценных бумаг США институциональные инвесторы контролируют 70% оборота Нью-Йорской фондовой биржи [9].

Следует отметить, что в международной практике понимание институтов финансового посредничества более широкое, чем в России. Так, согласно классификатору Центробанка России к финансовому посредничеству относится деятельность, связанная с получением и перераспределением финансовых средств, кроме средств, предназначенных для целей страхования или обязательного социального обеспечения, управления имуществом, находящимся в государственной собственности. Это значительно сужает не только типологизацию российских институтов финансового посредничества, лишая их важных институциональных инвесторов, но и предметную область исследования. В своем анализе мы будем исходить из необходимости раскрытия трансакционной природы таких институтов финансового посредничества, которые общеприняты и в международной, и в российской практике. В качестве такого института автор намерен рассмотреть банки. Другие финансовые трансакционные институты, такие, как страховые инвестиционные фирмы, лизинговые компании, трасты, ломбарды, по отношению к ним на финансовом рынке играют второстепенную роль.

По мнению Ю. Матвеева и его соавтора, рассматривая роль посредников в качестве саморе-гулятора рыночных отношений, следует выделить три сущностных момента: во-первых, содействие равновесию товарных и финансовых рынков, автоматическому выравниванию спроса и предложения и установлению равновесных цен; во-вторых, повышение ликвидности товарных и финансовых рынков; в-третьих, участие в перераспределении риска. С момента возникновения посреднической деятельности ее специфические функции (по превращению денег в товар,

а товара в деньги) неизбежно сочетались с выполнением определенных производственных операций. Финансовые посредники приобретали особые знания и навыки, формировали соответствующую материально-техническую базу, что позволяло выполнять эти операции более качественно, с наибольшей производительностью. Участие финансовых посредников в саморегуляции рыночных отношений остается одной из наименее раскрытых проблем [8].

Следует отметить, что в приведенных выше определениях финансового посредничества отсутствует институциональный подход, а именно: не раскрыто, какие трансакции, между какими субъектами и на каких условиях осуществляются.

С позиций институционального подхода, финансовое посредничество как трансакционный институт призван осуществлять постоянные и разнообразные трансакции между субъектами (передачу прав собственности) по отношению к финансовым ресурсам на определенных условиях (возвратности, платности и т.п.) (рис. 1).

Данная схема наглядно показывает, что финансовые посредники могут совершать не только прямые трансакции (аккумуляция денежных средств доходополучателями и предоставление их в форме займов другим субъектам на определенных условиях), но и обратные трансакции. Отметим, что обратные трансакции типичны не для всех финансовых посредников. Они характерны прежде всего для банков (возврат кредитов, уплата процентов вкладчикам). Это определяет дуальность финансового посредничества, который как трансакционный институт призван уменьшать трансакционные издержки. Однако, как показывает практика, прямые трансакции могут совершаться с меньшими трансакционными издержками, по сравнению с обратными. Невозврат кредитов становится своеобразной институциональной ловушкой, а значит, и трансакционные издержки здесь значительны. Задолженность по кредитам — это одна из причин банкротства, а обращение в судебные инстанции по этому поводу подтверждает реальность издержек оппорту-

нистического поведения агентов (один из элементов трансакционных издержек).

Выделим еще одну особенность финансового посредничества как трансакционного института. В отличие от торгового и интеллектуального посредничества, связанного только с односторонним направлением трансакций (от производителя к потребителю) и полной передачей прав собственности, финансовое связано с разделением (расщеплением) этих прав, часть из которых на определенных условиях (временно, возмездно, платно и т.п.) передаются от одних субъектов к другим (рис. 2).

Как следует из этой схемы при трансакциях (прямых) между институтами финансового посредничества и заемщиками происходит разделение (расщепление) прав собственности, часть из которых сохраняется за посредником (банком), а часть на определенных условиях передается другим субъектам (заемщикам). Отдельные институты финансового посредничества предлагают обратные трансакции, связанные с возвратом прав собственности на финансовые ресурсы.

Трансакции, совершаемые банками как институтом финансового посредничества, сопряжены с разными трансакционными издержками.

Прямая трансакция — выдача кредита хозяйствующим субъектам (назовем эту трансакцию исходной) — связана с меньшими трансакционными издержками по сравнению с обратной — его возвратом. Среди многих банковских рисков именно риск невозврата выданного кредита считают наиболее значимым три четверти из 150 отечественных банков (по опросам ЦБ РФ). Чем активнее развиваются эти институты финансового посредничества — розничного кредитования, тем большие риски им приходится принимать. Потребительское кредитование является самым рисковым сегментом банкинга: при ежегодном удвоении его объема в последние годы (рис. 2) опережающими темпами растет величина просроченных (не обслуженных заемщиком в течение 90 дней) долгов — примерно на 250% в год [10].

Субъекты -доходополучатели (индивиды, домохозяйства, фирмы, государства)

прямая трансакция ---------------►г '

аккумуляция

финансовых

средств и их передача

Финансовые посредники (банки, страховые, инвестиционные компании, трасты, ломбарды и т.п.)

прямая трансакция -►

предоставление финансовых средств на ^ определенных условиях

Субъекты - получатели финансовых средств

Кредиторы

-------------------► Заемщики

Ф и н а н с о в ы е

обратная трансакция

Кредиторы

Заемщики

р е с у р с ы

обратная трансакция

уплата процентов, возврат сбережений

Рис. 1 - Финансовое посредничество как трансакционный институт

возврат кредитов

Финансовые посредники

Заемщики

(возврат прав собственности на финансовые ресурсы)

Рис. 2 - Разделение прав собственности на финансовые ресурсы при трансакциях институтов финансового посредничества

Таким образом, можно сделать следующие выводы.

Во-первых, традиционен подход к финансовому посредничеству как к деятельности, заключающейся в аккумуляции денежных средств физических или юридических лиц, их приумножении и предоставлении в виде кредитов хозяйствующим субъектам и другим заемщикам. Эту деятельность осуществляют финансовые посредники.

Во-вторых, с институциональных позиций, финансовое посредничество — это трансакционный институт, осуществляющий различного рода трансакции (передачу прав собственности) между кредиторами и заемщиками по поводу финансовых ресурсов.

В-третьих, в отличие от торгового и интеллектуального посредничества в рамках финансового происходит разделение прав собственности, часть из которых временно и на определенных условиях (возвратности и платности) передается от одних субъектов (кредиторов) к другим (заемщикам). Кроме этого, финансовые посредники совершают не только прямые трансакции — выдачу кредитов (от кредиторов к заемщикам), но и обратные — возврат их. Практика показывает, что прямые трансакции (исходные) сопряжены с меньшими трансакционными издержками, чем обратные. Это определяет особую природу финан-

сового посредничества как трансакционного института.

И, наконец, в-четвертых, финансовое посредничество как институт обладает дуальностью, заключающейся в следующем: с одной стороны, он призван сокращать трансакционные издержки, а с другой — обязательность выполнения им обратных трансакций связана с ростом последних. Поэтому необходимо постоянное совершенствование деятельности институтов финансового посредничества как за счет саморегулирования, так и госрегулирования.

Литература

1. Долан, Э.Дж. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика / Э.Дж. Долан, К.Д. Кэмпбелл, Р.Дж. Кэмпбелл; пер. с англ. В. Лукашевича. Л., 1991. С. 17.

2. Долан, Э.Дж. Экономикс: англо-русский словарь-справочник / Э. Дж. Долан, Б.И. Домненко. М., 1994. С. 471.

3. Фишер, С. Экономика / С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шма-лензи: пер. с англ. со 2-го изд. М., 1993. С. 480.

4. Смит, А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., 1992. С. 456.

5. Хейне, П. Экономический образ мышления: пер. с англ. М., 1993. С. 173.

6. Самуэльсон, П. Экономика. Т. 2. М., 1992. С. 87.

7. Долан, Э.Дж. Рынок: микроэкономическая модель / Э.Дж. Долан, Д. Линдсей: пер. с англ. СПб., 1992. С. 338—339.

8. Матвеев, Ю.В. Финансовое посредничество в рыночной инфраструктуре / Ю.В. Матвеев, В.Н. Москвитин // Вестник СГЭА. 2001. № 1(5). С. 17-26.

9. Шарп, У. Инвестиции / У. Шарп, Г. Александр, Дж. Бейли: пер. с англ. М., 1997. С. 12.

10. Сахаров, Ю. Риски кредитного бума // Эксперт Волга. 2006. № 10. С. 22.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.