Научная статья на тему 'Финансовое положение средних учебных заведений г. Тюмени в начале XX века'

Финансовое положение средних учебных заведений г. Тюмени в начале XX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
183
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Тюмень / учебные заведения / бюджет / государственное финансирование / платные услуги / благотворительность. / Tyumen / education / budget / public funding / commercial services / charity

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кружинов Валерий Михайлович

В статье анализируются бюджеты средних учебных заведений г. Тюмени в начале XX столетия. Определяются источники поступления финансовых средств и главные статьи их использования. Установлено, что финансовые ресурсы учебных заведений в основном позволяли осуществлять их функции, но были крайне ограниченными для решения фундаментальных задач образования – его бесплатности, а, следовательно, и общедоступности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCIAL SITUATION OF SECONDARY SCHOOLS IN TYUMEN AT THE BEGINNING OF THE XX CENTURY

The article analyzes the budgets of secondary schools in Tyumen at the beginning of the XX century. The sources of finances and their principal uses are defined. It was found that the financial resources of educational institutions generally allowed to carry out their functions, but they were very limited for the solution of fundamental problems of education its free using, and, consequently, accessibility.

Текст научной работы на тему «Финансовое положение средних учебных заведений г. Тюмени в начале XX века»

Казанский педагогический журнал. 2015. №6

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ

УДК 94(47).083

ФИНАНСОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СРЕДНИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Г. ТЮМЕНИ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА

В.М. Кружинов

Аннотация. В статье анализируются бюджеты средних учебных заведений г. Тюмени в начале XX столетия. Определяются источники поступления финансовых средств и главные статьи их использования. Установлено, что финансовые ресурсы учебных заведений в основном позволяли осуществлять их функции, но были крайне ограниченными для решения фундаментальных задач образования - его бесплатности, а, следовательно, и общедоступности.

Ключевые слова: Тюмень, учебные заведения, бюджет, государственное финансирование, платные услуги, благотворительность.

FINANCIAL SITUATION OF SECONDARY SCHOOLS

IN TYUMEN AT THE BEGINNING OF THE XX CENTURY

V. Kruzhinov

Abstract. The article analyzes the budgets of secondary schools in Tyumen at the beginning of the XX century. The sources of finances and their principal uses are defined. It was found that the financial resources of educational institutions generally allowed to carry out their functions, but they were very limited for the solution of fundamental problems of education - its free using, and, consequently, accessibility.

Keywords: Tyumen, education, budget, public funding, commercial services, charity.

В начале XX в. в Тюмени, уездном городе Тобольской губернии, имелось три средних учебных заведения: Александровское реальное училище (открылось в 1879 г.), женская гимназия (1904 г.) и частное коммерческое училище братьев Колокольниковых (1910 г.), в которых к 1913 г. обучались около 1,5 тыс. детей. В отличие от начальной школы, испытывавшей хронический недостаток денежных средств, финансовое обеспечение средних учебных заведений считалось относительно благополучным и складывалось из государственных ассигнований, взносов учредителей и Городской думы, платы за обучение, отчислений от банковских вкладов и ценных бумаг, благотворительной помощи и иных источников.

Наиболее независимым в финансовом отношении считалось реальное училище (около 230 учащихся). Оно размещалось в одном из лучших зданий города, возведенном на средства тюменского купца-мецената П.И. Подаруева, владело двумя домами для проживания обслуживающего персонала, имело уникальный музей, в котором экспонировалось почти 9 тыс. предметов, две библиотеки - «фундаментальную» для преподавателей (8,8 тыс. томов) и

ученическую (17,5 тыс.), специально оборудованные учебные кабинеты и лаборатории [3; л. 1-3, 15]. Неслучайно

многие современники считали училище одним из лучших в Сибири [7; с. 143].

В начале 1910-х гг. годовой бюджет Александровского училища доходил до 40 тыс. руб., из которых около половины перечислялось со счетов Министерства народного просвещения. Часть средств выделялась Городской думой. Кроме того, платный характер обучения (45 руб. в год с каждого ученика) позволял училищу зарабатывать не менее 10 тыс. руб. ежегодно [5; л. 6, 28, 29].

В коммерческом училище (1910 г. - 120 учащихся, 1916 г. - 290) как

негосударственном учебном заведении главным источником формирования бюджета (около 45 тыс. руб.) являлись средства учредителей, а также плата за обучение (50 руб. в год с ученика) и доходы от сдачи в аренду принадлежащих училищу квартир [6; л. 80].

Скромнее было финансовое положение женской гимназии, в которой к 1917 г. обучались более 900 детей (т.е. почти в два раза больше, чем в реальном и коммерческом

159

Казанский педагогический журнал. 2015. №6

училищах), но годовой бюджет лишь иногда превышал 40 тыс. руб., зримо отражая сохранявшуюся остроту женского вопроса в России.

Дефицит денежных средств, с которым постоянно сталкивалась гимназия,

обуславливался недостаточным

государственным финансированием (2,5 тыс. руб. ежегодно), из-за чего главным источником доходов являлись сборы за обучение: от 10 руб. в приготовительном классе до 60 руб. - в выпускном. Как и реальное училище, гимназия периодически получала помощь от Городской думы (в 1910 г. - 2,5 тыс. руб., в 1917 г. - 8,2 тыс. руб.) и отчисления от принадлежащих ей банковских вкладов и ценных бумаг [1; л. 80, 2; л. 1-115]. Весомым источником формирования бюджета гимназии являлись пожертвования меценатов, доходившие порой до 3 тыс. (1907 г.) и даже 5 тыс. руб. (1912 г.). Проведенные нами расчеты показывают, что таким образом только до начала Первой мировой войны гимназия получила почти 15 тыс.руб. которые, однако, лишь частично смягчали ее финансовые трудности. В письме, направленном в 1913 г. гласным Городской думы, преподаватели гимназии отмечали: «Пожертвования от наших достопочтенных жертвователей для благородного дела образования чрезвычайно важны, но они лишь латают наши дыры и не более» [8].

Главной статьей расходов во всех средних учебных заведениях города являлась оплата труда педагогов и обслуживающего персонала. Так, для учителей реального училища был установлен оклад из расчета 75 руб. в год за один урок в неделю. Таким образом, если педагог проводил в неделю 12 уроков (а это была обычная учебная нагрузка), его заработная плата составляла 900 руб. в год или 75 руб. в месяц (для сравнения: в 1908-1914 гг. зарплата неквалифицированного рабочего в Тюмени составляла 15-25 руб., а квалифицированного - 40-50 руб. и лишь у некоторых достигала 75 руб. в месяц). Кроме того, учителя получали надбавки к основному окладу за пятилетнюю выслугу в системе народного просвещения и «сибирскую службу», а также вели «дополнительные» уроки (учебные занятия по «неосновному» предмету), оплачивавшиеся из расчета 60 руб. в год за один урок в неделю. Отдельно начислялись доплаты за проведение опытов по физике и естественной истории (ботаника, зоология), классное наставничество и т.д. В

результате при 12 основных и 10 «дополнительных» уроках в неделю (такая учебная нагрузка была приблизительно у 2025% преподавателей) и различных надбавках учитель реального училища мог заработать до 1800 руб. в год или до 150 руб. в месяц. Наиболее квалифицированным педагогам устанавливалось повышенное жалование - до 3 тыс.руб. в год. Несколько выше были оклады учителей коммерческого училища. Однако в женской гимназии они составляли 700-1200 руб. в год [1; л. 81, 4; л. 6-10, 5; л. 14, 6; л. 4].

Зарплата обслуживающего персонала была в 2-8 раз ниже учительской. Так, в коммерческом училище кочегар получал 45 руб., сторож - 40 руб., дворник - 35 руб., вахтер - 25 руб. в месяц (1916 г.) [1; л. 81]. В целом на оплату труда педагогов (в реальном и коммерческом училищах их было по 10-13, в гимназии - 20-25) и обслуживающего

персонала каждое среднее учебное заведение расходовало 22-28 тыс. руб. в год, т.е. 50-60% своего бюджета. Это позволяло преподавателям средней школе Тюмени сформировать особый субкультурный слой, который по уровню материальной обеспеченности, питанию, жилищным условиям сливался с основными массами мелкой и средней городской буржуазии и если проявлял оппозиционность по отношению к правящему режиму, то почти исключительно в рамках либеральных представлений.

Второй по значению статьей расходов учебных заведений считались хозяйственные траты. Так, в коммерческом училище (1911 г.) главными из них являлись покупка мебели (около 3,5 тыс.руб.), отопление здания (3 тыс.руб.), приобретение учебных пособий (3 тыс.руб.) и книг для библиотеки (800 руб.), завтраки для учащихся (2 тыс.руб.), косметический ремонт (1 тыс.руб.), канцелярские расходы (500 руб.), освещение (300 руб.), содержание лошади (120 руб.), плата за телефон (75 руб.) [1, л. 7, 8] и т.д. В реальном училище и гимназии около трети бюджета направлялось на содержание учебных зданий и аудиторий.

Анализ этих сведений позволяет заключить, что расходы учебных заведений города в основном позволяли поддерживать приемлемые для осуществления учебного процесса условия, однако были крайне ограниченными для решения

фундаментальных задач образования - его бесплатности, а, следовательно, и общедоступности.

160

Казанский педагогический журнал. 2015. №6

Литература:

1. Государственный архив Тюменской области (ГАТО). Ф. 55. Оп. 1. Д. 302.

2. ГАТО. Ф. 55. Оп. 1. Д. 303.

3. ГАТО. Ф. 57. Оп. 1. Д. 2.

4. ГАТО. Ф. 57. Оп. 1. Д. 38.

5. ГАТО. Ф. 57. Оп. 1. Д. 181.

6. ГАТО. Ф. 92. Оп. 1. Д. 54.

7. Очерки истории Тюменской области. Тюмень: ИПП «Тюмень», 1994.- 271 с.

8. Хроника // Сибирская торговая газета (Тюмень), 1913, 4 декабря.

References:

1. Gosudarstvennyj arhiv Tjumenskoj oblasti (GATO). F. 55. Op. 1. D. 302.

2. GATO. F. 55. Op. 1. D. 303.

3. GATO. F. 57. Op. 1. D. 2.

4. GATO. F. 57. Op. 1. D. 38.

5. GATO. F. 57. Op. 1. D. 181.

6. GATO. F. 92. Op. 1. D. 54.

7. Ocherki istorii Tjumenskoj oblasti. Tjumen': IPP «Tjumen'», 1994. - 271 s.

8. Hronika // Sibirskaja torgovaja gazeta (Tjumen'), 1913, 4 dekabrja.

Сведения об авторе:

Кружинов Валерий Михайлович (г. Тюмень, Россия), доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры отечественной истории, Тюменский государственный университет, e-mail: vm. kruzhinov@mail .ru

Data about the author:

V. Kruzhinov (Tyumen, Russia), doctor of history, full professor, Department of Russian History, Tyumen State University, e-mail: vm.kruzhinov@mail.ru

161

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.