Научная статья на тему 'Финансовое положение Русской Православной церкви в Читинской области в середине 1960-х - середине 1980-х гг'

Финансовое положение Русской Православной церкви в Читинской области в середине 1960-х - середине 1980-х гг Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
86
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ / РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ПРАВОСЛАВИЕ / ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / ФИНАНСОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / ДОХОД / РАСХОД / СРЕДСТВА / ЧИТИНСКАЯ ОБЛАСТЬ / RELIGION / RELIGIOUS ORGANIZATION / ORTHODOXY / ORTHODOX CHURCH / FINANCIAL SITUATION / INCOME / EXPENDITURE / MONEY / CHITA REGION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Дроботушенко Евгений Викторович, Ланцова Юлия Николаевна

Статья посвящена характеристике финансового положения единственной зарегистрированной православной религиозной организации Русской православной церкви в Читинской области в середине 60-х середине 80-х гг. XX в. Основу анализа составляют статистические отчеты уполномоченного Совета по делам религий при Совете Министров СССР по региону. Авторы дают общую картину существования институализированных структур Русской православной церкви, на фоне которой характеризуются доходная и расходная стороны финансовой деятельности Православной церкви в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Дроботушенко Евгений Викторович, Ланцова Юлия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCIAL SITUATION OF THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH IN CHITA REGION IN THE MIDDLE OF THE 1960S - THE MIDDLE OF THE 1980S

The article is devoted to the description of the financial situation of the only registered Orthodox religious organization the Russian Orthodox Church in Chita region in the middle of the 60s the middle of the 80s of the XX century. The analysis is based on the statistical reports of the authorized Council for Religious Affairs under the Council of Ministers of the USSR for the region. The authors present an overall picture of existence of the institutionalized structures of the Russian Orthodox Church, against which the income and expenditure of the financial activities of the Orthodox Church in the region are described.

Текст научной работы на тему «Финансовое положение Русской Православной церкви в Читинской области в середине 1960-х - середине 1980-х гг»

Дроботушенко Евгений Викторович, Ланцова Юлия Николаевна

ФИНАНСОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ В СЕРЕДИНЕ 1960-Х - СЕРЕДИНЕ 1980-Х ГГ.

Статья посвящена характеристике финансового положения единственной зарегистрированной православной религиозной организации - Русской православной церкви - в Читинской области в середине 60-х - середине 80-х гг. XX в. Основу анализа составляют статистические отчеты уполномоченного Совета по делам религий при Совете Министров СССР по региону. Авторы дают общую картину существования институализированных структур Русской православной церкви, на фоне которой характеризуются доходная и расходная стороны финансовой деятельности Православной церкви в регионе. Адрес статьи: \칫.агато1а.пе1/та1ег1а18/3/2017/5/13.html

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2017. № 5(79) C. 55-58. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2017/5/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]

5. Касимова А. Р. Духовная жизнь городов Южного Урала конца XIX - начала XX в.: автореф. дисс. ... к.и.н. Курган, 2001. 24 с.

6. Коган Л. Б. Городская культура и проблема «центральности» // Развитие городской культуры и формирование пространственной среды: сб. науч. тр. / под ред. Л. Б. Когана. М., 1976. С. 5-20.

7. Крогиус В. Р. Исторические города России как феномен её культурного наследия. М.: Прогресс - Традиция, 2009. 312 с.

8. Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре: быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века). СПб.: Искусство, 1994. 758 с.

9. Селезнева Е. Н. Культурное наследие России в политических дискурсах 1990-х годов: дисс. ... д. филос. н. М., 2004. 228 с.

10. Синецкий С. Б. Концепция формирования образа индустриального региона средствами культурной политики (на примере Челябинска и Челябинской области) // Социокультурные аспекты развития регионов: сб. науч. тр. / ред. С. Г. Зырянов, Г. И. Ладошина, А. Н. Лымарь, С. Б. Синецкий. Челябинск, 2009. С. 243-251.

11. Хоруженко К. М. Культурология: энциклопедический словарь. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. 640 с.

12. http://www.gnpc74.ru/culture/ob-ekty-naslediya (дата обращения: 21.03.2017).

HISTORIC TOWNS-PLANTS AS A PHENOMENON OF CULTURAL HERITAGE (BY THE MATERIAL OF SOUTH URAL TOWNS)

Gun Galina Evgen'evna, Doctor in Culturology, Ph. D. in Philosophy, Associate Professor Magnitogorsk State Conservatory named after M. I. Glinka filosof_gun@mail. ru

The article considers the problems of attribution of historic and cultural monuments of regional importance, which form the basis of local uniqueness and cultural identity. The author shows singularity of the historic towns-plants of the South Ural region as a phenomenon of cultural heritage and analyzes possibilities of their actualization in this aspect.

Key words and phrases: cultural heritage; monuments; South Ural; historic towns; towns-plants; development.

УДК 27:94(571.55) Исторические науки и археология

Статья посвящена характеристике финансового положения единственной зарегистрированной православной религиозной организации - Русской православной церкви - в Читинской области в середине 60-х - середине 80-х гг. XX в. Основу анализа составляют статистические отчеты уполномоченного Совета по делам религий при Совете Министров СССР по региону. Авторы дают общую картину существования инсти-туализированных структур Русской православной церкви, на фоне которой характеризуются доходная и расходная стороны финансовой деятельности Православной церкви в регионе.

Ключевые слова и фразы: религия; религиозная организация; православие; Православная церковь; финансовое положение; доход; расход; средства; Читинская область.

Дроботушенко Евгений Викторович, к.и.н., доцент Ланцова Юлия Николаевна, к.и.н.

Забайкальский государственный университет, г. Чита [email protected]; [email protected]

ФИНАНСОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ В СЕРЕДИНЕ 1960-Х - СЕРЕДИНЕ 1980-Х ГГ.

Один из интереснейших вопросов истории - это экономическая составляющая. На сегодняшний день в незначительном количестве существуют общероссийские и региональные исследования по проблеме. При этом если часть аспектов находит свое отражение, то часть так и не получила научного анализа. К примеру, недостаточно относительно отдельных регионов страны изучено финансовое положение в советское время религиозных организаций. Это касается и экономической истории Православной церкви в Читинской области. В то же время существует определенное количество исследований, характеризующих финансовое положение Православной церкви в разные исторические периоды в целом по стране и по отдельным ее регионам. Наиболее подробно в данном разрезе изучен досоветский период, причем первые достаточно серьезные публикации появились еще в последней четверти XIX в. [8-10].

Отметим, что отдельные характеристики финансовой деятельности Православной церкви нашли отражение в обобщающих работах по анализу какого-либо конкретного аспекта финансово-хозяйственной или экономической истории Русского государства и Российской империи [2].

Существуют публикации, характеризующие финансовое состояние Православной церкви в советское время. Однако эти работы на сегодняшний день единичны [3-5].

Не осталось за пределами интереса исследователей и финансовое положение Православной церкви в постсоветской России [6; 7].

Следует отметить, что существуют публикации по финансовому положению Русской православной церкви в отдельных регионах СССР, причем как общего характера, где финансовая составляющая характеризуется на фоне истории православия на определенной территории в целом, так и специальные работы [3-5; 13].

Наличие научного интереса к проблеме финансово-экономического положения Православной церкви заставляет серьезного исследователя обратить внимание на малоизученные аспекты истории. В данном случае это финансово-экономическое положение легальных институтов Русской православной церкви в Читинской области в советское время. Легальных - потому что только по ним можно установить какие-либо конкретные цифры. Очевидно, что это нельзя сделать относительно незарегистрированных религиозных организаций, которые не вели учета и не сдавали отчетность.

Отсутствие научных публикаций по проблематике и определило появление данного исследования. Это же отсутствие предопределило и то, что основой статьи стали источники, которые авторы впервые вводят в научный оборот. Это статистические отчеты уполномоченных Совета по делам религий при Совете Министров СССР. В них, кроме прочего, прописываются суммы на счетах православных зарегистрированных организаций, приход и расход, остаток на конец финансового года, статьи прихода и расхода. Данная информация позволяет достаточно уверенно говорить о финансовом положении Православной церкви в регионах, в том числе и в Читинской области.

Хронологические рамки статьи определены наличием отчетности по финансовой составляющей деятельности Православной церкви в Читинской области. Дело в том, что именно по рассматриваемому времени мы имеем относительно полные статистические данные по существованию и деятельности зарегистрированных религиозных организаций в регионе, и финансовый аспект здесь не является исключением. Предшествующий период практически не отражен в плане характеристики финансов Православной церкви. Время же с середины 80-х гг. XX в. - это период существования нового института - Совета по делам религий при Совете Министров РСФСР и, соответственно, время существования иной отчетности. Очевиден выбор хронологических границ и в связи с тем, что в середине 1965 г., т.е. в середине седьмого десятилетия, вместо двух существовавших Советов - Совета по делам Русской православной церкви и Совета по делам религиозных культов - при Совете Министров СССР был образован один.

Основной источник дохода Православной церкви в рассматриваемое время - это доходы от производства и продажи свечей. Они в отдельные годы составляли до 2/3 от общих доходов. На втором месте идут поступления от обрядовой деятельности. Обряды носили очный и заочный характер, что предопределялось особенностями советского времени. Обряды - это крещение, отпевание («религиозные похороны»), венчания («церковные браки»). В отдельные годы доход по данной статье составлял до 1/3 от общего. На третьем месте по прибыли стояла продажа предметов культа, однако на фоне двух первых статей она никогда не была особенно большой. И самые незначительные поступления были от пожертвований. В общей сумме дохода в отдельные годы они составляли не более полупроцента, а то и меньше. Следует также сказать, что нет упоминаний о поступлениях от треб. Возможно, они входят в статью «поступления от обрядовой деятельности».

Следует отметить, что в отличие, к примеру, от буддистской зарегистрированной религиозной организации у Православной церкви в Читинской области в рассматриваемое время практически не было остатков по итогам закрытия финансового года [1, д. 99, л. 169]. Точнее, они были, но минимальные. С одной стороны, это говорит о сбалансированности бюджета религиозной организации, с другой - о том, что на счетах в банке не было свободных средств, на которые можно было бы получать дополнительную прибыль в виде процентов. И с третьей стороны, это говорит о том, что доход был небольшой, и его едва хватало на покрытие текущих нужд. Остатки денежных средств зарегистрированных религиозных организаций, что очевидно, хранились в Государственном банке (Госбанк).

После выявления общих черт ситуации с финансовым положением Православной церкви в регионе требуется проиллюстрировать их на конкретных примерах.

Так, в 1968 г. доход Православной церкви в Читинской области составил 55 430 руб., из которых от производства свечей - 30 801 руб., от обрядовой деятельности - 13 848 руб., от продажи предметов культа -2 660 руб., из добровольных пожертвований - 117 руб. Расход средств составил 56 292 руб. Остаток на конец финансового года - 1 359 руб.

Не уходя далеко, для сравнения приведем данные финансовой отчетности буддистской зарегистрированной организации. Поступлений было всего 153 815 руб., что в три раза больше, чем у Православной церкви. При этом поступило: от обрядов - 104 988 руб. (больше почти в десять раз), из добровольных пожертвований - 630 руб. (больше почти в шесть раз). Иные статьи не называются. Общий расход составил 53 162 руб. Очевидно, что бюджет религиозной организации профицитен в три раза. Остаток в банке составил 271 000 руб. [Там же].

Вероятно, у тех, кто заинтересовался проблематикой, может возникнуть вопрос: почему такая большая разница между доходной частью православной и буддистской религиозных организаций? Мы можем дать ответ только на уровне предположений. Вероятно, основополагающим является отношение к религии коренного населения региона - бурят. Для них, как показывает история, ламаизм (северная ветвь буддизма) во все времена, после его принятия, был особо значимым. Отсюда значительные суммы на обрядовую сторону деятельности Церкви. В Читинской области ламаизм особое развитие получил на территории традиционного расселения бурят - в Агинском Бурятском автономном округе.

Приходная часть бюджета Православной церкви в регионе сохранялась практически на одном уровне на протяжении нескольких лет, увеличиваясь, как представляется, с учетом инфляционных процессов в государстве. Так, на 1970 г. она составила 65 821 руб., в т.ч. от продажи свечей - 36 418 руб., от обрядовой

деятельности - 13 223 руб., от продажи изделий для отправления культа - 11 302 руб., из добровольных пожертвований - 3 154 руб. Следует обратить внимание, что значительно изменилась статья прихода от пожертвований, что, в частности, повлияло на общее увеличение приходных сумм. Остаток на конец года в банке составил всего 1 422 руб., что говорит о сбалансированности бюджета [Там же, д. 371, л. 117].

Отметим, что относительно большой рост приходных и в то же время расходных средств происходит в середине восьмого десятилетия XX в. Общих поступлений за 1975 г. было уже более девяноста тысяч - 91 458. При этом значительно вырос к названному году остаток средств на счете - 21 103 руб., и это притом, что на начало десятилетия было не более полутора тысяч рублей. Это говорит, прежде всего, о том, что бюджет стал в значительной степени профицитен. Поступающих средств стало больше, чем трат. Статьи доходов в источниках не указываются [Там же, д. 884, л. 133].

Интересным является то, что к середине 70-х гг. XX в. значительно вырос бюджет той же буддистской религиозной организации. При остатке на счете более четырехсот тысяч руб. приход составил уже 612 000 [Там же]. Отмеченное может говорить об общей тенденции, и связанной отнюдь не с развитием религиозной ситуации, а в целом с развитием финансового положения в государстве.

Ситуация с поступлением денежных средств в начале перестроечного периода практически не изменилась. Общая сумма по всем статьям прихода выросла, но незначительно. С учетом трансформации общей финансовой ситуации в стране это представляется закономерным. То есть не возникло скачка в приходной статье по каким-то субъективным факторам, таким как, к примеру, рост религиозности населения.

Середине 80-х гг. XX в., т.е. началу перестроечного периода, свойственна примерно одинаковая картина по годам. Это сумма прихода приблизительно в сто с небольшим тысяч рублей. На 1987 г. - это 106 000 руб., при расходе в 88 600 руб. Бюджет, как мы вновь видим, профицитен. Поступлений значительно больше, чем трат, почти на 1/5. Основные поступления от продажи предметов культа - 75 000 руб. Представляется, что сюда же включены поступления от продажи свечей - главной для Православной церкви статьи поступлений в предыдущие два десятилетия. Общая статья составила почти 3/4 прихода. Почти одна четвертая -это поступления от обрядовой деятельности [Там же, д. 3364, л. 210].

Описав доходную сторону, следует остановиться на расходах. Основная статья расхода Православной церкви в Читинской области в рассматриваемое время - это содержание служителей культа, на которых на рубеже 60-х - 70-х гг. XX в. уходило в год около 10 000 руб., т.е. примерно 1/5 - 1/6 части всех поступлений. В 1970 г. - это 10 321 руб., значительные суммы шли на содержание хоров и исполнительных органов Церкви, соответственно 8 519 и 2 843 руб. Достаточная большая статья - это обслуживание потребностей религиозной организации - 8 395 руб. и на ремонт здания церкви - 4 559 руб. Помимо этого, 8 000 руб. составили отчисления «религиозным центрам», т.е. в головную организацию - Московский Патриархат, 1 000 руб. - отчисления в Фонд мира и 500 руб. - отчисления в Фонд охраны памятников архитектуры и истории [Там же, д. 371, л. 117].

Как отмечалось выше, к середине 70-х гг. XX в. резко возрастает не только доходная, но и расходная часть бюджета Православной церкви в Читинской области. Траты составили 84 949 руб. Однако за счет чего они выросли и как распределились по статьям - неизвестно. Отметим, что, согласно статистическим данным, не увеличивалось количество храмов. Действующим по-прежнему являлся один - Воскресенская церковь в г. Чите. Не было молитвенных домов, монастырей, часовен. Прежним оставалось и число священнослужителей. Их практически все время после открытия первой церкви в середине 40-х гг. XX в. было два [Там же, д. 884, л. 133].

Расходная часть на середину 80-х гг. XX в. выросла и значительно в пропорции к сумме прихода и по отношению к тратам предыдущего десятилетия. Расход стал даже меньше на содержание служителей культа - 9 000 руб., на ремонт - 15 300 руб., на приобретение предметов культа - 15 300 руб. Сохранилась сумма отчислений, однако в десять раз выросли отчисления в Фонд мира - до 10 000 руб. [Там же, д. 3364, л. 210].

Не встречено данных о том, какой процент приносили средства, хранившиеся в Госбанке, так же как нет сведений об облигациях государственного займа. В то же время достаточно широко известно, что в досоветский период значительную часть дохода Православной церкви составляли проценты от банковских вкладов. Примеров этого достаточно в православной истории [10, с. 61].

Доходная часть бюджета Православной церкви в Читинской области в рассматриваемое время по статьям дохода не отличалась от таковой в иных регионах. Примером здесь может быть Средний Урал, где в послевоенное время доходы распределялись следующим образом: продажа свечей, исполнение обрядов и пожертвования. Изменение дохода в сторону увеличения или уменьшения связывается там с объективными факторами, такими как нормативные указания от органов светской власти. Речь идет о начале 1960-х гг., когда была введена обязательная регистрация лиц, проводивших обряды, вводились обряды безрелигиозные [3, с. 155]. Сведений относительно того, что решения властей в начале 60-х гг. XX в. или в иное время влияли на обрядовую сторону, а в итоге на доходы Православной церкви в Читинской области, нами на сегодняшний день в архивных источниках не встречено. Мы склонны связывать изменения в доходной части, причем практически всегда в сторону увеличения, с изменением общей экономической ситуации в государстве, с изменением стоимости денег.

Таким образом, архивные источники дают нам возможность составить относительно полную картину финансового положения Православной церкви в Читинской области в конкретный период советского времени. Относительную - поскольку в связи с не всегда качественной отчетностью мы можем предположить погрешность в данных. Представляется, что требуется дальнейшая работа с источниками, что позволит по возможности дополнить существующую картину. Думается, что интересным было бы сравнение финансового положения Православной церкви в разных регионах, с учетом общего количества храмов, зарегистрированных религиозных организаций, священнослужителей.

Список источников

1. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. Р-6991. Оп. 6.

2. Ковальчук М. А., Тесля А. А. Земельная собственность в России: правовые и исторические аспекты (XVIII - первая половина XIX в.). Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2004. 189 с.

3. Маслова И. А. Основные статьи доходов церквей Среднего Урала в 1944-1988 гг. // Дискуссия. 2013. № 8 (38). С. 154-158.

4. Маслова И. А. Реализация законодательства по налогообложению сотрудников православных храмов на Среднем Урале в 1946-1988 годы // Научное мнение. 2013. № 10. С. 133-137.

5. Маслова И. А. Финансово-хозяйственная деятельность Русской православной церкви на Среднем Урале в 1944-1988 годах: автореф. дисс. ... к.и.н. Екатеринбург, 2014. 30 с.

6. Митрохин Н. Русская православная церковь как субъект экономической деятельности // Вопросы экономики. 2000. № 8. С. 54-70.

7. Митрохин Н. Экономика Русской православной церкви [Электронный ресурс] // Отечественные записки. 2001. № 1 (1). URL: http://www.strana-oz.ru/2001/1/ekonomika-russkoy-pravoslavnoy-cerkvi (дата обращения: 20.03.2017).

8. Морозан В. Экономическое положение Русской православной церкви в конце XIX - начале XX в. // Нестор. 2000. № 1. С. 239-262.

9. Ростиславов Д. И. Опыт исследования об имуществе и доходах наших монастырей. СПб.: Типография Морского министерства в Главном Адмиралтействе, 1876. 403 с.

10. Сухарев А. Н. Финансово-экономическое положение Русской православной церкви и духовенства в досоветский период // Финансы и кредит. 2014. № 25 (601). С. 56-64.

11. Эдельштейн М. Церковная экономика Центральной России: приход, монастырь, епархия [Электронный ресурс]. URL: http://newsbabr.com/?IDE=93222 (дата обращения: 20.03.2017).

12. Якунин В. Н. Русская православная церковь в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: историография и источниковедение проблемы. Тольятти: Современник, 2002. 167 с.

13. Якунин В. Н. Укрепление положения Русской православной церкви и структура ее управления в 1941-1945 годы // Отечественная история. 2003. № 4. С. 83-92.

FINANCIAL SITUATION OF THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH IN CHITA REGION IN THE MIDDLE OF THE 1960S - THE MIDDLE OF THE 1980S

Drobotushenko Evgenii Viktorovich, Ph. D. in History, Associate Professor Lantsova Yuliya Nikolaevna, Ph. D. in History Transbaikal State University in Chita [email protected]; [email protected]

The article is devoted to the description of the financial situation of the only registered Orthodox religious organization -the Russian Orthodox Church - in Chita region in the middle of the 60s - the middle of the 80s of the XX century. The analysis is based on the statistical reports of the authorized Council for Religious Affairs under the Council of Ministers of the USSR for the region. The authors present an overall picture of existence of the institutionalized structures of the Russian Orthodox Church, against which the income and expenditure of the financial activities of the Orthodox Church in the region are described.

Key words and phrases: religion; religious organization; Orthodoxy; Orthodox Church; financial situation; income; expenditure; money; Chita region.

УДК 1(091)17.17.03 Философские науки

В статье производится анализ аргументов неореализма в пользу основания автономной этики, развитых в философской системе Дж. Мура. Авторы выявляют особенности формирования и развития аналитического метода, который задает тон для критики существующих теорий как в философии, так и в этике. Развивается положение, что этика бессильна показать и доказать существование добра как чувственно воспринимаемого. В статье обсуждаются пути и возможности обоснования современной аналитической метаэтики.

Ключевые слова и фразы: аналитическая этика; метаэтика; аналитический метод; автономия этики; анализ языка морали; кантова этика.

Ежов Илья Александрович Тетюев Леонид Иванович, д. филос. н.

Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского [email protected]; [email protected]

АРГУМЕНТЫ ДЖ. Э. МУРА В ЗАЩИТУ ОСНОВАНИЯ АВТОНОМИИ ЭТИКИ

С конца XIX до начала XX века этические проблемы становятся центральными в европейской философии. Дискуссия вокруг критики абсолютного идеализма Гегеля и основ логицизма вновь заостряет внимание

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.