Научная статья на тему 'Финансовое обеспечение военно-технической политики сша'

Финансовое обеспечение военно-технической политики сша Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
188
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Финансовое обеспечение военно-технической политики сша»

28 (232) - 2006

Военная экономика

ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ США1

А.А. ПоЯРКоВ

институт мировой экономики и международных отношений

В течение многих десятилетий США последовательно проводят курс на поддержание военно-технического превосходства над другими государствами. В официальных документах правительства и военного ведомства неизменно подчеркивается роль военно-технического превосходства. Например, в ежегодном докладе министра обороны президенту и конгрессу США в 2002 г. отмечалось, что «технологическое превосходство является одной из характерных черт вооруженных сил США и одной из фундаментальных основ военной стратегии США...». В настоящее время министерство обороны разрабатывает новые оперативные концепции, новые организационные структуры и новые технологии в целях повышения эффективности вооруженных сил США2. Для достижения этих доктринальных установок США выделяют крупные средства на развитие военных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), разработку и использование новейших технологий для издания и совершенствования все более эффективных и перспективных видов вооружения и военной техники (ВВТ).

Наибольшего размаха военные НИОКР в США получили в период холодной войны, когда на первый план вышел качественный аспект вооружений. США прилагали огромные усилия для завоевания и удержания военно-технического превосходства над СССР. Советскому Союзу часто приходилось выступать в качестве догоняющей стороны, хотя в некоторых областях ему удавалось опережать США.

Широкое применение научно-технологического прогресса (НТП) в военных целях во второй половине XX в. привело к качественным изменениям в средствах вооруженной борьбы, строительстве и подготовке вооруженных сил, способах ведения войн. Для характеристики этих коренных изменений

1 Статья подготовлена при поддержке РГНФ (проект № 06-02-00333а).

2 Annual Report of the Secretary of Defense to the President and the Congress. Washington, D. C., 2002 Chapter 6.

в военной сфере в 50 — 60-х гг. прошлого века стал широко применяться термин «революция в военном деле». В современной трактовке этот термин связывается как с резким расширением применения в военном деле информационно-коммуникационных и многих других военных технологий, так и с появлением новых угроз, многие из которых не могут быть парированы традиционными средствами, требуют применения новых военных технологий. Происходящая «революция в военном деле» подчеркивает важность создания и использования новых технологий, концептуализацию систем и интеграцию потенциальных возможностей, а не разработку и производство военной техники как таковой. Эта революция опирается на сочетание доктрин, стратегических и тактических приемов применения объединенных сил, изменений в военной организации и интегрированном обеспечении с прорывом в области информационных и телекоммуникационных, а также других перспективных технологий.

Современная «революция в военном деле» неизбежно требует радикальных преобразований в военно-экономической сфере, создание нового военно-производственного аппарата, организационно-управленческих систем и, по существу, новой научно-технической и инновационной политики.

Взяв курс на сохранение военно-технического превосходства, на создание мощных вооруженных сил, США направляют огромные средства на финансово-экономическое обеспечение военно-технической политики. Об этом свидетельствуют данные об абсолютных и относительных расходах на военные НИОКР и на закупки вооружения и военной техники (см. таблицу).

Как видно из таблицы, в 1990-х гг. закупки ВВТ существенно сократились, наблюдались так называемые «закупочные каникулы». Военные НИОКР продолжались, а закупки свелись к минимуму. Если в годы холодной войны закупочные расходы в 3-4 раза превосходили затраты на НИОКР, то в 1990-х гг.

расходы Министерства обороны сША (млрд дол., в постоянных ценах 2007 финансового года) 3

Финансовый год Общая сумма В том числе

На закупки На военные НИОКР

Сумма Доля в общих расходах, % Сумма Доля в общих расходах, %

1950 152,8 20,3 13,8 3,9 2,5

1955 356,7 93,6 27,1 18,1 5,1

1960 340,9 84,3 24,7 31,7 9,3

1965 347,8 75,0 21,5 35,7 10,3

1970 442,3 107,7 24,3 34,4 6,7

1975 332,5 58,5 17,6 30,5 9,2

1980 345,9 70,7 20,4 29,3 8,5

1985 451,9 115,6 25,5 45,5 10,1

1990 455,0 112,7 24,5 53,0 11,6

1995 356,5 66,9 18,8 43,2 12,1

2000 342,3 58,9 17,2 43,3 12,6

2005 500,4 86,2 17,3 68,8 13,7

2007 448,8 89,7 20,0 71,9 16,0

2010 450,0 96,7 21,5 69,2 15,4

указанное соотношение было всего лишь в 1,5 раза. Это означало, что США стремились перепрыгнуть через поколение вооружений. Однако в последние годы закупки вооружений и военной техники увеличиваются ускоренными темпами: с 59 млрддол. в 2000 г. до 90 млрд дол. в 2007 г. По существующим планам на эти цели США намерены истратить за 2006 — 2011 финансовые годы 436 млрд дол. (в постоянных ценах 2007 финансового года)4.

Наблюдается долгосрочная тенденция расходов на НИОКР, причем не только в абсолютных, но и в относительных размерах. Сейчас на эти цели идет около 16 % бюджета Пентагона. В первые годы нового столетия процентное отношение затрат на военные НИОКР к затратам на военные закупки в среднем составляет 80 %, в то время как в 70 — 80-х гг. прошлого века этот показатель равнялся примерно 9 — 10 %. Министерство обороны также пытается увязать НИОКР с перспективными потребностями вооруженных сил, с военной стратегией США. За 2006 — 2011 финансовые годы затраты США на НИОКР запланированы в размере 422 млрд дол. (в постоянных ценах 2007 финансового года)5. По уровню затрат на НИОКР США намного опережают другие ведущие страны мира. В настоящее время на долю США приходится около 2/3 всех мировых расходов на НИОКР, причем

3 Составлено по: National Defense Budget Estimates for FY 2007. Officeofthe Under Secretary of Defense (Comtroller). March 2006, pp. 128 - 133.

4 Подсчитано по: National Defense Budget Estimates FY 2007. Office of Under Secretary of Defense (Comtroller). March 2006, p. 133.

5 Там же.

6 Defense News, March, 7, 2006.

7 Там же.

военно-технический разрыв между США и другими странами продолжает увеличиваться — не только в финансовом отношении, но и в технологических характеристиках новейших вооружений.

О том, насколько приоритетное значение придается в США военным НИОКР, свидетельствуют следующие данные. Уже понесенные и запланированные расходы по 60 крупнейшим в мире военно-техническим программам, осуществляющимся в нескольких развитых странах, составляют около 1,6 трлн дол. Из этих 60 программ свыше двух третей (более 40) приходится на долю США. К числу крупных американских военно-технических программ относятся такие программы, как «Перспективные боевые системы» (общая стоимость 177 млрд дол.), подводная лодка SSN-774 класса «Вирджиния» (83 млрд дол.), многоцелевой самолет Б/Л-22 (72 млрд дол.), национальная система ПРО (66 млрд дол.), транспортный самолет С-17А (60 млрд дол.)6 и т. д.

Из 60 программ уникальной является многонациональная программа создания «единого ударного истребителя» Б-35 — самая дорогостоящая за всю военно-экономическую историю (245 млрд дол.). В качестве головного подрядчика по этой программе выступает корпорация «Локхид-Мартин», занимающая ежегодно, как правило, первое место в списке 100 крупнейших в мире производителей военной продукции. В программе принимают участие кроме США еще 8 стран: Великобритания, Италия, Нидерланды, Турция, Канада, Австралия, Дания и Норвегия7.

По заявлению сенатора Джона Корнина, республиканца из штата Техас, за последние 5 лет стоимость 5 крупнейших американских военно-технических программ возросла с 281 до 521 млрд дол., т. е. почти в 1,9 раза. Увеличивается стоимость техники,

в том числе самолетов. Цена одного военно-транспортного самолета C-130J «Геркулес» достигает 70 млн дол., а более тяжелый военно-транспортный самолет С-17 «Гэлакси» обходится в 190 млн дол. Намного дороже стоят боевые самолеты. Цена одного многоцелевого истребителя F/A-22 «Раптор», находящегося сейчас в серийном производстве, превышает четверть миллиарда дол. Особенно дорого обходится государственной казне строительство боевых кораблей. Подводная лодка стоит от 2,5 млрд дол., эсминец 3-4 млрд дол., а на строительство авианосца требуется не менее 13 млрд дол.8

Главной причиной быстрого роста стоимости оружия является, разумеется, использование новейших технологий. Однако существует определенная градация в степени влияния тех или иных технологий на рост стоимости оружия. По мнению специалистов, основным фактором, стимулирующим рост стоимости современных вооружений, являются, за отдельными исключениями, затраты на создание компьютерных устройств и программного обеспечения. При этом расширение роли «сетецентрических» операций, повышение значения программного обеспечения и, соответственно, его воздействие на стоимость систем также имеет четко выраженную тенденцию к возрастанию. Кроме того, для большинства крупных программ почти две трети всех затрат по жизненному циклу приходится на период, когда они уже поступили на вооружение, а их высокая технологичность затрудняет точную оценку затрат, идущих на эксплуатацию, техническое обслуживание и модернизацию.

В связи с быстрым ростом стоимости и сложности ВВТ в последние годы США все более широко практикует такие формы международного сотрудничества, как совместные разработки и производство систем вооружения, кооперация различных стран или привлечение в качестве субподрядчиков фирм других государств. Это способствует развитию процессов глобализации мировой военной экономики. Развитие глобализации в военной сфере США используют для облегчения бремени и риска, связанных с разработкой и производством новых систем, получения доступа к новейшим зарубежным технологиям и уникальным исследовательским центрам и полигонам.

Для расширения возможностей по созданию новых видов ВВТ США в последние годы особо важное значение придают существующей тенденции к сближению военных и гражданских НИОКР. В этой тенденции отражаются многие реалии нынешнего этапа научно-технического развития: высокая и

8 Defense News, March, 7, 2006.

продолжающая расти стоимость НИОКР, необходимость многодисциплинарного подхода, обусловленная высокой технической сложностью вновь создаваемых изделий, значительное повышение качественных характеристик изделий гражданского назначения, сближение военных и гражданских технологий, расширение спектра технологий двойного назначения и т. д. Сама тенденция к формированию единой научно-технической базы стала одним из центральных направлений сближения военного и гражданского секторов хозяйства.

О формировании единой научно-технической базы свидетельствует создание крупных научно-исследовательских объединений, ведущих широкие исследования и разработки в отраслях, которые интересуют как военные ведомства, так и гражданскую промышленность, и которые финансируются совместно частными фирмами и министерством обороны.

Накопленный опыт показывает, что имеются широкие возможности для объединения усилий в области военных и гражданских НИОКР. Сопоставив уже несколько лет назад перечень «критически важных в военном отношении технологий», разработанный министерством обороны, перечень «нарождающихся технологий», подготовленный министерством торговли, и перечень «критически важных для страны технологий», составленный специальной рабочей группой, созданной при Белом доме, американские специалисты обнаружили, что эти три списка в значительной мере перекрывают друг друга, причем речь шла прежде всего о технологиях, связанных с электроникой, информатикой, разработкой средств дальней связи, лазерной техникой, биотехнологией, получением новых материалов, созданием искусственного интеллекта и др.

США в последние годы активно проводят курс на трансформацию вооруженных сил, развитие концепций новых способов ведения войны типа военных действий в Югославии, Афганистане и Ираке. Проводя в жизнь политику трансформации вооруженных сил и подготовки к ведению войн «новых типов», министерство обороны пересматривает выполняющуюся программу разработки и производства ВВТ. Рассматриваются вопросы об отмене или сокращении некоторых существующих и, наоборот, расширении других и принятии новых программ с учетом изменившихся угроз и новых задач вооруженных сил.

Приоритеты военно-закупочной политики сменяются на развитие высокоточного, скоростного и сверхскоростного управляемого оружия, которое становится основным видом вооружения в XXI в.

Большую поддержку в США получает программа создания беспилотных летательных аппаратов различного назначения. Разработанный фирмой «Нортон-Грумман» беспилотный летательный аппарат «Глобал Хок» хорошо зарекомендовал себя в разведывательных полетах над Афганистаном. Уже созданы также беспилотные аппараты, способные выполнять разведовательно-ударные задачи, например, «Предатор» фирмы «Дженирал атомикс». Выдвигаются самые разнообразные проекты беспилотных аппаратов, важным преимуществом которых является их экономичность: постройка такого аппарата обходится примерно в треть стоимости пилотируемого истребителя, а эксплуатационные расходы беспилотного аппарата ниже в несколько раз.

В Пентагоне рассматриваются возможности создания подводных и надводных безэкипажных аппаратов различного назначения для военно-морского флота.

Кроме того, для сухопутных войск специально разрабатывается принципиально новое средство ведения боя — так называемая «Будущая боевая система» (Future Combat System, FCS). В американской литературе эта система определяется как «группировка укомплектованных людей и безэкипажных наземных и воздушных боевых машин, которые должны объединяться с помощью быстродействующей надежной коммуникационной сети с тем, чтобы всегда быть как одна часть»9.

Новые приоритеты в военно-технической политике США четко просматриваются в структуре бюджета министерства обороны за последние годы. Например, в проекте бюджета Пентагона на 2006 финансовый год предусматривалось выделить на создание систем противоракетной обороны 7,8 млрддол., на программу «Будущая боевая система» сухопутных сил — 3,4 млрддол., на ускорение разработки и закупки беспилотных аппаратов «Глобал Хок» и «Предатор» — 1,7 млрддол., на разработку перспективной системы космической связи — 1,8 млрддол. и т. д.10.

Для разработки новейших систем и видов вооружения в США сложилось и непрерывно совершенствуется мощная, развивавшаяся в течение десятилетий и хорошо финансируемая исследовательская инфраструктура, в которую входят государственные организации, частные компании, университеты и др.

Исключительную роль в выполнении НИОКР и инновационного развития выполняют частные компании, на которые приходится подавляющая

9 «Defense News», February 10 — 16, 2003, page 22.

10 Aviation Week and Space Technology, 2005, February 14, p. 30.

часть расходов, направляемых на создание инноваций военного назначения. Частные промышленные компании непосредственно выполняют заказы на разработку ВВТ, реализуют новые технические решения, создают промышленную базу для производства перспективных систем и видов оружия.

Значительная часть всех исследований и разработок военного характера приходится на научные учреждения и лаборатории Министерства обороны США, которые осуществляют около 30 % расходов на военные НИОКР (на долю промышленности приходится более 50 %, остальная часть НИОКР выполняется университетами и различными некоммерческими организациями). Центральной исследовательской организацией Пентагона является Управление по перспективным исследованиям и разработкам (ДАРПА). Это управление занимается проектами, связанными с высокими рисками, но сулящими получение результатов, имеющих принципиальное значение. Ключевая роль ДАРПА — ответственность за поддержание американского технологического превосходства над потенциальным противником. Значительную научно-исследовательскую работу ведут лаборатории в составе вооруженных сил. Они, в основном, занимаются разработкой и совершенствованием технологий и систем оружия, играющих ключевую роль в укреплении национальной безопасности.

Большое внимание в рамках научно-технической программы министерства обороны уделяется укреплению сотрудничества с университетами, служащими источником новых знаний и обеспечивающих приток новых высококвалифицированных кадров ученых и инженеров. Пентагон сохраняет тесные контрактные связи и с научными учреждениями других ведомств и некоммерческих организаций.

Существующую, хорошо налаженную и финансируемую исследовательскую и инновационную инфраструктуру США можно охарактеризовать как одну из сильных сторон военно-технического развития США.

Для достижения основных целей своей военно-технической политики США поддерживают тесные контакты и с военно-научными учреждениями союзных стран. Они стремятся в максимальной мере приспособить развивающиеся процессы мировой глобализации мировой военной экономики для повышения конкурентоспособности американской военной промышленности, эффективности своих НИОКР, расширения инновационной деятельности, сохранения и укрепления военно-технологического превосходства над другими государствами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.