Научная статья на тему 'ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ СЕВЕРНЫХ ТЕРРИТОРИЙ СТРАНЫ'

ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ СЕВЕРНЫХ ТЕРРИТОРИЙ СТРАНЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
13
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНЫЕ ОБЛИГАЦИИ / КЛАСТЕР / НИЖНЕЕ ПРИАНГАРЬЕ / ОБЛИГАЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ ФИНАНСИРОВАНИЯ / ФИНАНСОВАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / РЫНОК ОБЛИГАЦИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Прохоров В. В., Рожнов И. П., Ерыгин Ю. В.

В статье исследованы вопросы, связанные с экономическим развитием Нижнего Приангарья, расположенного в Красноярском крае, проведен анализ государственных программ развития Нижнего Приангарья советского и постсоветского периода времени и предпринята попытка установить причины их неудачной реализации. На основе сделанных выводов предложен новый подход по социально-экономическому развитию данной территории. Он заключается в применении в регионе ряда специализированных промышленных кластеров. Для финансовой основы их формирования предлагается использовать облигационное финансирования. Для ее обоснования проведен анализ текущего состояния национального рынка облигаций по объемам выпуска, срокам обращения и рассмотрены сегменты рынка корпоративных облигаций в стране. Предлагается для более эффективной работы механизма облигационного финансирования использовать соответствующую финансовую инфраструктуру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCIAL SUPPORT FOR THE DEVELOPMENT OF THE NORTHERN TERRITORIES OF THE COUNTRY

This article studies the issues related to the economic development of the Lower Angara region located in Krasnoyarsk Territory, analyzes the state programs for the development of the Soviet and post-Soviet era territory, and makes an attempt to determine the reasons for the unsuccessful implementation of it. Based on the conclusions made, a new approach to the socio-economic development of the area has been proposed. It consists in the application of a number of specialized industrial clusters on the territory. It is proposed to use bond financing for the financial basis of its formation. To substantiate it, the analysis of the current state of the national bond market in terms of volumes of issuance, maturity has been made and segments of the corporate bond market in the country have been considered. It is suggested that the use of an appropriate financial infrastructure would make the bond financing mechanism operation more effective.

Текст научной работы на тему «ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ СЕВЕРНЫХ ТЕРРИТОРИЙ СТРАНЫ»

УДК 332.146.2 JEL G18 DOI 10.26425/1816-4277-2023-6-171-176

Финансовое обеспечение развития северных территорий страны

Прохоров Виктор Владимирович1

Канд. экон. наук, доц. каф. организации и управления наукоемкими производствами ORCID: 0000-0002-2698-2423, e-mail: prohorovvictor@yandex.ru

Рожнов Иван Павлович2

Канд. техн. наук, доц. каф. цифровых технологий управления ORCID: 0000-0003-1143-048X, e-mail: ris2005@mail.ru

Ерыгин !Юрий Владимирович1

Д-р экон. наук, проф. каф. учета, финансов и экономической безопасности ORCID: 0000-0003-3595-0025, e-mail: yuri_erygin@mail.ru

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева, г. Красноярск, Россия

2Сибирский федеральный университет, г. Красноярск, Россия

Аннотация

В статье исследованы вопросы, связанные с экономическим развитием Нижнего Приангарья, расположенного в Красноярском крае, проведен анализ государственных программ развития Нижнего Приангарья советского и постсоветского периода времени и предпринята попытка установить причины их неудачной реализации. На основе сделанных выводов предложен новый подход по социально-экономическому развитию данной территории. Он заключается в применении в регионе ряда специализированных промышленных кластеров. Для финансовой основы их формирования предлагается использовать облигационное финансирования. Для ее обоснования проведен анализ текущего состояния национального рынка облигаций по объемам выпуска, срокам обращения и рассмотрены сегменты рынка корпоративных облигаций в стране. Предлагается для более эффективной работы механизма облигационного финансирования использовать соответствующую финансовую инфраструктуру.

Ключевые слова

Корпоративные облигации, кластер, Нижнее Приангарье, облигационный механизм финансирования, финансовая инфраструктура, рынок облигаций

Для цитирования: Прохоров В.В., Рожнов И.П., Ерыгин Ю.В. Финансовое обеспечение развития северных территорий страны//Вестник университета. 2023. № 6. С. 171—176.

© Прохоров В.В., Рожнов И.П., Ерыгин Ю.В., 2023.

Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

BecmnuK jnrnepcumema № 6, 2023

Financial support for the of the northern territories

Viktor V. Prokhorov1

Cand. Sci. (Econ.), Assoc. Prof. at the Organization and Management of Knowledge-Intensive Industries Department ORCID: 0000-0002-2698-2423, e-mail: prohorov.victor@yandex.ru

Ivan P. Rozhnov2

Cand. Sci. (Engr.), Assoc. Prof. at the Digital Management Technology Department ORCID: 0000-0003-1143-048X, e-mail: ris2005@mail.ru

Yuri V. Erygin1

Dr. Sci. (Econ.), Prof. at the Accounting, Finance and Economic Security Department ORCID: 0000-0003-3595-0025, e-mail: yuri_erygin@mail.ru

!Reshetnev Siberian State University of Science and Technology, Krasnoyarsk, Russia 2Siberian Federal University, Krasnoyarsk, Russia

development of the country

Abstract

This article studies the issues related to the economic development of the Lower Angara region located in Krasnoyarsk Territory, analyzes the state programs for the development of the Soviet and post-Soviet era territory, and makes an attempt to determine the reasons for the unsuccessful implementation of it. Based on the conclusions made, a new approach to the socio-economic development of the area has been proposed. It consists in the application of a number of specialized industrial clusters on the territory. It is proposed to use bond financing for the financial basis of its formation. To substantiate it, the analysis of the current state of the national bond market in terms of volumes of issuance, maturity has been made and segments of the corporate bond market in the country have been considered. It is suggested that the use of an appropriate financial infrastructure would make the bond financing mechanism operation more effective.

Keywords

Corporate bonds, cluster, Lower Angara region, bond financing mechanism, financial infrastructure, bond market

For citation: Prokhorov VV., Rozhnov I.P., Erygin Yu.V (2023) Financial support for the development of the northern territories of the country. Vestnik universiteta, no. 6, pp. 171—176.

© Prokhorov V.V., Rozhnov I.P., Erygin Yu.V., 2023.

This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

ВВЕДЕНИЕ

Развитие мировой экономики в ближайшей перспективе будет определяться наличием доступных минеральных и других ресурсов. В данном контексте Российская Федерация (далее — РФ) имеет преимущество перед другими государствами, так как на ее территории расположены значительные запасы разнообразных стратегически важных ресурсов, которые и определят развитие государства в будущем.

При этом необходимо учитывать, что данные ресурсы главным образом расположены на севере и востоке страны. В настоящее время Сибирь и Дальний Восток неслучайно стали зонами геополитических и геоэкономических интересов РФ. В данных макрорегионах реализовываются крупнейшие национальные инвестиционные проекты, связанные с развитием энергетики, освоением природных ресурсов, формированием перерабатывающей промышленности и т.д. Они сопровождаются созданием на их территориях новых транспортных и инфраструктурных связей и коридоров [1; 2].

С этой точки зрения в Сибири имеется ряд перспективных регионов, которые могут стать территорией опережающего развития. Одним из них является Нижнее Приангарье, расположенное в Красноярском крае и занимающее площадь в 260 000 км2.

По различным оценкам, в регионе имеются запасы природных ресурсов общей стоимостью в несколько сотен триллионов рублей, позволяющие обеспечить деятельность цветной и черной металлургии, газонефтяной отрасли, лесной промышленности и т.д. Нижнее Приангарье имеет все шансы в ближайшей перспективе стать территорией опережающего развития как в Красноярском крае, так и в целом в РФ.

В рамках проведения новой индустриализации страны здесь могут быть сформированы центры экономического роста за счет освоения в первую очередь минерально-сырьевых и природных ресурсов, развития энергетики, создания транспортной инфраструктуры (строительства автомобильных дорог с твердым покрытием, железной дороги с ее выходом на правый берег реки Ангара) и т.д. [2; 3].

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

Стоит рассмотреть ранее действующие программы развития Нижнего Приангарья на более высоком технологическом уровне.

Первая относится к советскому периоду времени. Ее основные контуры были разработаны во второй половине 1940-х гг. В ее основе лежало первоочередное развитие энергетической базы, состоящей из каскада четырех гидроэлектростанций (Богучанской, Нижнебогучанской, Мотыгинской и Стрелков-ской), которые должны были обеспечить электроэнергией добывающую и перерабатывающую промышленность Нижнего Приангарья.

В рамках данной программы была построена только одна гидроэлектростанция (далее — ГЭС) из четырех планируемых — Богучанская. Основной причиной этому стал тот факт, что на тот момент времени электроэнергия не была нужна местным потребителям, а передача ее на длинные расстояния приводила к значительным потерям. В связи с этим строительство остальных ГЭС считалось невыгодным [4].

Вторая комплексная программа относится уже к постсоветскому периоду. Она была разработана в первой половине 1990-х гг. Ее уникальность заключалась в том, что она была единственной принятой федеральной программой по экономическому развитию отдельного региона страны — Красноярского края. Можно сказать, она опередила свое время. Однако принятие данной программы не смогло решить все поставленные задачи по развитию Нижнего Приангарья. Из-за отсутствия необходимого финансирования были реализованы лишь отдельные проекты, которые в целом не сказались на заявленных в программе целях [3; 5].

С учетом итогов реализации двух ранее действующих программ по развитию Нижнего Приангарья предлагается комплексно развивать регион с применением кластерного подхода и модернизации энергетической и транспортной инфраструктуры с учетом новых достижений науки и техники. Для это необходимо сформировать ряд промышленных кластеров на основе энергетической составляющей, которые позволят создать производственные технологические цепочки, объединив в единый комплекс добывающие и перерабатывающие предприятия нескольких отраслей экономики. Это позволит, в свою очередь, сформировать современную транспортную инфраструктуру в виде логистическо-транспорт-ных центров, которые будут организовывать работу по вывозу готового продукта с высокой добавленной стоимостью из региона [2; 6].

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Использование кластерного подхода для социально-экономического развития Нижнего Приангарья потребует серьезного финансового обеспечения. Здесь возникают определенные проблемы.

Как известно, в настоящее время со стороны ряда государств Российской Федерации объявлены различные санкции во многих социально-экономических сферах, в том числе и финансовой. Для отечественных предприятий серьезно ограничен доступ к ресурсам мирового финансового рынка.

В результате этого основным источником финансирования российских предприятий становится внутренний финансовый рынок. Это заставляет отечественных предпринимателей искать эффективные механизмы привлечения денежных средств с внутреннего рынка для финансирования своей операционной, инвестиционной и иной деятельности.

Одним из таких механизмов является выпуск предприятиями собственных корпоративных облигационных займов. Как правило, это позволяет привлечь на публичной основе денежные ресурсы от широкого круга институциональных и неинституциональных инвесторов на выгодных для эмитентов условий. В отличие от классического банковского он позволяет привлечь в значительных объемах дешевые, долгосрочные, беззалоговые денежные ресурсы, что имеет большое значение для деятельности предприятия с низкой рентабельностью.

У облигационного механизма финансирования, бесспорно, имеются и недостатки. К ним можно отнести:

1) достаточно сложную процедуру выпуска корпоративных облигаций;

2) наличие серьезных затрат при подготовке необходимых эмиссионных документов предприятием;

3) риски, связанные с размещением облигаций на финансовом рынке;

4) жесткие требования по раскрытию финансовой и другой информации предприятием при выпуске и дальнейшем обращении корпоративных облигаций [7].

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Необходимо отметить, что в РФ учитывается важность использования облигационного механизма финансирования деятельности предприятий. Это подтверждает проводимая в государстве политика по развитию рынка корпоративных долговых ценных бумаг. В частности, в последние годы были приняты нормативные документы, стимулирующие выпуски корпоративных облигаций. Это позволило сформировать в стране три сегмента облигационного рынка — классических, биржевых и коммерческих корпоративных облигаций. Они отличаются между собой тремя показателями — регистрирующими их органами, методом размещения и местом обращения облигаций.

Классические облигации, выпускаемые субъектами хозяйствования, регистрируются Центральным банком РФ [8]. Они размещаются на публичной и непубличной основе со свободным обращением как на биржевом, так и внебиржевом рынке. Биржевые облигации регистрируются фондовой биржей, на которой они в дальнейшем размещаются и обращаются. При этом размещение проводится на публичной основе [9]. Коммерческие облигации регистрируются Национальным расчетным депозитарием, выполняющим в РФ функции Центрального депозитария. Они размещаются по закрытой подписке и имеют внебиржевое обращение [10].

Кроме прямого регулирования национального корпоративного облигационного рынка, государство использует меры косвенного воздействия. В частности, в ряде национальных проектов, реализуемых в РФ, применяются механизмы различного рода субсидирования затрат эмитентов, связанных с подготовкой эмиссионных документов, процентным выплатам и т.д. [11].

В ряде случаев государство через институты развития напрямую выступает якорным инвестором при размещении облигаций предприятий. Необходимо отметить, что участие такого инвестора в вышеупомянутом процессе упрощает размещение облигаций и повышает интерес к ним на финансовом рынке со стороны других инвесторов [11].

В целом активное участие РФ в поддержке и стимулировании национального облигационного рынка положительно сказалось на его развитии. Это подтверждают и статистические данные Центрального банка РФ. Так, с начала 2015 г. по первый квартал 2022 г. объем выпусков государственных, муниципальных и корпоративных облигаций вырос более чем в 2,7 раза, с 12,2 до 33,4 трлн рублей. Рост выпуска корпоративных облигаций за данный период составил более чем в 3,1 раза, с 2,9 до 9,1 трлн рублей [8; 12].

Анализ имеющейся информации по периоду обращения российских облигаций на отечественном финансовом рынке позволил сделать вывод о том, что на рынке имеется доминирование долгосрочных фондовых ценностей. Так, на начало марта 2022 г. их объем составил 99,5% от общих объемов рынка [8].

Если рассматривать биржевой рынок корпоративных облигаций, то на 31.12.2021 г. на главной бирже страны (Московской бирже) совершались операции с 1 999 корпоративными облигационными займами 374 субъектов хозяйствования. Бесспорными лидерами торговли являлись облигации предприятий нефтегазовой отрасли, банковского сегмента и сегмента небанковских финансовых организаций. На них приходилось до 27,0%, 20,5% и 14,4% соответственно от общего объема корпоративных облигаций [9; 13].

При анализе возможностей использования механизма облигационного финансирования предприятий промышленных кластеров и объектов энергетической и транспортной инфраструктуры в Нижнем Приангарье следует учитывать, что на отечественном рынке облигаций имеется значительная неопределенность. Она выражается в том, что с одинаковой вероятностью ситуация на рынке может в будущем как улучшаться, так и ухудшаться. Это в основном связано с последствиями санкций со стороны Европейского союза, Соединенных Штатов Америки и ряда других государств в отношении РФ.

Необходимо отметить, что отрицательные последствия санкций уже отразились на отечественном облигационном рынке. Например, существенно снизилась ликвидность облигаций всех эмитентов (государства, муниципальных образований и корпораций), что значительно снизило количество выпускаемых корпоративных облигаций в стране.

В то же время имеются и положительные последствия санкционной политики. Они проявляются в том, что из-за существующих ограничений на вывод капитала из страны в РФ появились свободные финансовые ресурсы, которые необходимо куда-то размещать. Следовательно, корпоративные облигации могут стать привлекательными для инвестирования.

Кроме того, на состояние облигационного рынка будет влиять и проводимая кредитно-денежная политика РФ, заключающаяся в изменении денежной массы, процентных ставок и т.д. Это тоже может сказаться на условиях выпуска корпоративных облигаций в будущем.

Еще одним фактором, который может повлиять на состояние рынка облигаций, является изменения в поведении инвесторов, в том числе физических лиц. По итогам 2021 г. инвестиции физических лиц в корпоративные облигации на Московской фондовой бирже составили 0,7 трлн рублей. Их поведение будет складываться с учетом изменений ликвидности и доходности на облигационном рынке и на рынке банковских депозитов, что может вызвать рост или падение интереса к облигациям со стороны физических лиц [9].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Использование облигационного механизма финансирования предприятиями промышленных кластеров, энергетической и транспортной инфраструктуры в Нижнем Приангарье потребует создания определенной финансовой инфраструктуры. Ее условно можно подразделить на две части — федеральную и региональную составляющие.

Федеральная инфраструктура уже давно сформирована. Она обеспечивает совершение сделок с ценными бумагами и включает в себя институциональную, учетную, торговую, информационную и иные виды инфраструктуры.

Региональная инфраструктура направлена на повышение эффективности использования облигационного механизма на определенной территории и для определенной категории предприятий. Для Нижнего Приангарья ее можно представить в виде двух элементов, которые взаимодействуют с эмитентами облигаций, оказывая им те или иные финансовые услуги. Первый элемент должен представлять организацию, которая бы выполняла ряд функций, в том числе консалтинга, андеррайтинга, агента по платежам и т.д. Второй же должен включать в себя специализированную финансовую организацию, действующую в рамках Федерального закона «О рынке ценных бумаг». Она будет осуществлять финансирование проектов предприятий промышленных кластеров и энергетической и транспортной инфраструктуры за счет средств, полученных от эмиссий собственных облигаций [14].

В целом это создаст необходимые условия для организации финансирования на основе облигационного механизма деятельности предприятий промышленных кластеров, энергетической и транспортной инфраструктуры в Нижнем Приангарье. Это, в свою очередь, даст региону возможность комплексно развиваться в условиях санкций ряда государств, объявленных РФ.

Библиографический список

1. Сарченко В.И., Оборин Л.А., Машуков Ю.Г. Управление развитием. Методология регионального стратегирования: монография. Красноярск: Сиб. фед. ун-т.; 2018. 600 с.

2. Российская Федерация. Схема территориального планирования промышленногорайона «Нижнее Приангарье». Положение о территориальном планировании. https://base.garant.ru/18634400/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения: 06.04.2023).

3. Красноярский край Российской Федерации. Инвестиционный паспорт Красноярского края 2020 (русско-английский). http://www.econ.krskstate.ru/investpol/investpasport (дата обращения: 06.04.2023).

4. Rozhnov I., Anikina Y, Zelenskaya T. Logistics for Supply and Production of Equipment for the Nizhneboguchanskaya HPP Construction. Transportation Research Procedía. 2022;12:376-383. DOI https://doi.org/10.1016/j.trpro.2022.01.061

5. Прохоров, В.В. Зеленская Т.В., Рожнов И.П. Механизмы государственной поддержки кластерной политики в Нижнем Приангарье. Экономика и предпринимательство. 2022;5(142):689-692. DOI https://doi.org/10.34925/EIP.2022.142.5.128

6. Нижне-Бурейская гидроэлектростанция. Декларация о намерениях инвестирования в строительство. 2020. 97 с.

7. Портал Smart-lab. Официальный сайт. https://smart-lab.ru/ (дата обращения: 07.04.2023).

8. Центральный банк Российской Федерации. Официальный сайт. https://cbr.ru (дата обращения: 07.04.2023).

9. Группа Московская биржа. Официальный сайт. https://www.moex.com (дата обращения: 07.04.2023).

10. Национальный расчетный депозитарий Российской Федерации. Официальный сайт. https://www.nsd.ru (дата обращения: 07.04.2023).

11. Российская Федерация. Постановление Правительства РФ от 30.04.2019 № 532 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям — субъектам малого и среднего предпринимательства в целях компенсации части затрат по выпуску акций и облигаций и выплате купонного дохода по облигациям, размещенным на фондовой бирже». http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_324055/ (дата обращения: 08.04.2023).

12. Портал RusBonds. Официальный сайт. https://rusbonds.ru/ (дата обращения: 08.04.2023).

13. РЕГИОН группа компаний. Обзор рынка рублевых облигаций за 2021 г. https://region.ru/upload/iblock/771/7713c2ffc ade56b224f0f63f8ce8d587.pdf (дата обращения: 08.04.2023).

14. Российская Федерация. Федеральный Закон «Орынке ценных бумаг» от 22.04.1996 № 39-Ф3 (последняя редакция). http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10148/ (дата обращения: 08.04.2023).

References

1. Sarchenko VI., Oborin L.A., Mashukov YG. Development Management. Methodology of regional strategjzing monograph. Krasnoyarsk: Siberian federal university; 2018. 600 p. (In Russian).

2. Russian Federation. Scheme of Territorial Planning of the Lower Angara region Industrial District. The Spatial Planning Regulations. https://base.garant.ru/18634400/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (accessed 06.04.2023). (In Russian).

3. Krasnoyarsk Territory of the Russian Federation. Investment Passport of the Krasnoyarsk Region 2020 (Russian-English). http://www.econ.krskstate.ru/investpol/investpasport (accessed 06.04.2023).

4. Rozhnov I., Anikina Y, Zelenskaya T. Logistics for Supply and Production of Equipment for the Nizhneboguchanskaya HPP Construction. Transportation Research Procedia. 2022;12:376-383. DOI https://doi.org/10.1016/j.trpro.2022.01.061

5. Prokhorov VV., Zelenskaya T.V, Rozhnov I.P. Mechanisms of State Support for Cluster Policy in the Lower Angara Region. Economy andEntrepreneurship. 2022;5(142):689-692. DOI https://doi.org/10.34925/EIP.2022.142.5.128 (In Russian).

6. Nizhne-Bureiskaya Hydroelectric Power Plant. Declaration of Intent to Invest in Construction; 2020. 97 p. (In Russian).

7. Smart-lab portal. Official website. https://smart-lab.ru/ (accessed 07.04.2023). (In Russian).

8. Central Bank of the Russian Federation. Official website. https://cbr.ru (accessed 07.04.2023).

9. Moscow Exchange Group. Official website. https://www.moex.com (accessed 07.04.2023).

10. National Settlement Depository of the Russian Federation. Official website. https://www.nsd.ru (accessed 07.04.2023).

11. Russian Federation. Resolution of the Government of the Russian Federation dated 30 April 2019 No. 532 "On approval of the Rulesfor granting subsidies from the federal budget to the Russian organizations — subjects of small and medium-sized businesses in order to compensate part of the costs of the issue of shares and bonds and the payment of coupon income on bonds placed on the stock exchange". http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_324055/ (accessed 08.04.2023). (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. RusBonds portal. Official website. https://rusbonds.ru/ (accessed 08.04.2023). (In Russian).

13. REGION group of companies. Review of the Ruble BondsMarketfor2021. https://region.ru/upload/iblock/771/7713c2ff-cade56b224f0f63f8ce8d587.pdf (accessed 08.04.2023). (In Russian).

14. Russian Federation. Federal Law dated 22 April 1996 No. 39-FZ "On securities market" (latest version). http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_10148/ (accessed 08.04.2023). (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.