УДК 336.6:378
Г.И. МАГОМЕДОВ, доктор экономических наук, профессор
Астраханский государственный технический университет, Д.Ю. МАМЫРКИН, старший преподаватель
Дмитровский филиал Астраханского государственного технического университета,
Г.Г. КАРАСЕВ, доктор экономических наук, доцент
Астраханский государственный технический университет
ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассмотрены организационно-экономические особенности финансового обеспечения современных экономических систем на примере учреждений высшего профессионального образования. Представлены характеристики субъектов рыночных отношений в сфере высшего профессионального образования. Предложены формы финансового обеспечения.
Ключевые слова: финансовое обеспечение; самофинансирование; образовательная услуга.
В настоящее время общественные отношения в сфере высшего профессионального образования в России на государственном уровне регулируются нормами Конституции Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации (для государственных и муниципальных образовательных учреждений), Законом Российской Федерации «об образовании» редакция № 68 от 10.07.20121. Кроме того, отдельные стороны процесса оказания образовательных услуг могут регулироваться типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утвержденных Правительством РФ и разрабатываемыми на их основе уставами. Для негосударственных образовательных учреждений типовые положения выполняют функции примерных положений. Их деятельность регулируется уставом вуза. Устав образовательного учреждения в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации, разрабатывается и принимается образовательным учреждением и утверждается его учредителем.
Субъектами отношений в сфере высшего профессионального образования в рыночных
1 Закон Российской Федерации «Об образовании» редакция № 68 от 10.07.2012 // СПС Консультант Плюс.
условиях являются: уполномоченные органы исполнительной власти (вышестоящие органы для учебных заведений; Федеральное казначейство и распорядители бюджетных средств для государственных (муниципальных) учреждений); коммерческие банки; непосредственно образовательные системы, осуществляющие подготовку и переподготовку специалистов с высшим образованием; общественные организации и координационные советы, осуществляющие общественный контроль подготовки и распределения названных кадров; студенты и их представители; слушатели; работодатели и физические лица, финансирующие образовательный процесс; хозяйствующие субъекты и физические лица, осуществляющие финансовую поддержку образовательных учреждений на добровольных началах. Большая часть участников этих отношений вступает между собой в финансовые отношения, типы которых представлены на приведенном ниже рисунке.
Статус вуза как некоммерческой организации характеризуется следующими основными чертами:
1. Вуз, являясь некоммерческой организацией, не может в качестве цели основной деятельности ставить извлечение прибыли и не распределяет полученную в итоге прибыль между участниками;
Субъекты финансовых отношений в сфере высшего профессионального образования
Обозначения:
1 - обязательные платежи образовательных учреждений, в том числе налоги и сборы;
2 - сметные, финансово-бюджетные, информационные, договорные и иные отношения вузов с образовательными министерствами, службами и агентствами, Федеральным казначейством и другими органами исполнительной власти;
3 - возврат кредитов вузами;
4 - предоставление кредитов, в том числе льготных, вузам на цели обеспечения образовательного процесса и капитальные расходы;
5 - стипендии и другие формы выплат;
6 - плата за обучение лиц, получающих образовательные услуги на коммерческой основе;
7, 8 - финансовая интеграция образования, науки и производства;
8 - средства юридических и физических лиц, направляемые непосредственно вузам на финансирование расходов на целевую подготовку кадров по договорам работодателей с конкретными образовательными учреждениями, а также в виде добровольных пожертвований, благотворительных взносов и т.п.;
9 - договорные отношения образовательных министерств и ведомств с уполномоченными банками по поводу образовательного кредитования студентов (их представителей), льготного кредитования образовательных учреждений и соответствующей компенсации процентов по беспроцентным образовательным кредитам и льготным кредитам учебным заведениям;
10 - предоставление образовательных кредитов студентам (их представителям) для получения высшего профессионального образования на коммерческой основе, а также возврат указанных кредитов;
11 - средства юридических и физических лиц, предоставляемые студентам и слушателям для получения высшего профессионального образования с последующим возмещением трудовым возмещением.
2. Вуз в форме частного учреждения финансируется собственником его имущества (полностью или частично). Порядок финансового обеспечения вузов (государственных и муниципальных учреждений) определяется федеральным законом РФ [1].
3. Вуз в форме частного или казенного учреждения отвечает по своим обязательствам финансовыми средствами, находящимися в его распоряжении; при нехватке вышеуказанных средств субсидиарную ответственность по обязательствам данного типа учреждений несет собственник его имущества.
Вуз в форме автономного учреждения (далее -АУ), должен отвечать по своим обязательствам всем имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, за исключением недвижимости и движимого имущества особой ценности, закрепленных за АУ собственником данного имущества или приобретенных АУ за счет выделенных этим собственником средств. В соответствии с формулировкой закона2 соб-
2 Закон Российской Федерации «Об образовании», редакция № 68 от 10.07.2012 // СПС Консультант Плюс.
ственник имущества АУ не несет ответственность по обязательствам АУ.
Вуз в форме бюджетного учреждения (далее - БУ) отвечает по своим обязательствам всем имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления и закрепленным за БУ собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением движимого имущества особой ценности, закрепленного за БУ собственником этого имущества или приобретенного БУ за счет выделенных собственником имущества БУ средств, а также недвижимого имущества. В соответствии с законодательством РФ3, собственник имущества БУ не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.
4. Вуз осуществляет лицензируемую деятельность, что в числе прочего предполагает ряд условий, соблюдение которых обязательно для осуществления образовательного процесса. В частности, это предельная численность (контингент) учащихся, больше которой вуз обучать не имеет права, набор специальностей (направлений подготовки), физические характеристики материальной базы образовательной деятельности и некоторые другие4.
Очевидно, что современный вуз является большой и сложной образовательной системой, результаты деятельности которой проявляются в различных видах услуг. Хотя в деятельности того или иного вуза, как правило, присутствует широкий спектр направлений деятельности (услуги образовательного характера; научно-техническая продукция и интегрированный конечный продукт на базе научно-технической продукции и образовательных услуг вуза; учебно-методическая продукция), образовательные услуги (образование), безусловно, являются определяющими. Для оказания услуг именно этого рода вузы и создаются.
Важно отметить, что на сегодняшний день определение образовательных услуг в законодательстве отсутствует. В правовой литературе по данному вопросу высказано достаточно много
3 Там же.
4 Пункт 2 ст. 120 Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ //
СПС Консультант Плюс.
различных суждений. М.И. Брагинский одним из первых делает анализ не соответствию наполнения содержания термина услуги и его трактовку в нормативных актах [1].
В соответствии с Законом РФ « Об образовании»5 «образовательным услугам» отводится второстепенная роль, поскольку, в соответствии со своим качеством, они могут оказываться образовательным учреждением только «за пределами определяющих его статус образовательных программ».
Считается, что образовательные услуги необходимо рассматривать не только с позиции платного образования. Уместно предположить, что предоставление «образования» и «образовательных услуг» в настоящий исторический момент рассматривается с экономической точки зрения, как процесс, направленный на удовлетворение общественных образовательных потребностей. В данном контексте, в качестве «потребителя» образовательной услуги выступает как государство (в случае, когда услуги оплачиваются за счет соответствующего бюджета), так и частное лицо (в случае, если удовлетворяются нужды граждан или организаций). То есть, по целевому и социальному назначению образовательные услуги являются видом государственных услуг по реализации социальной образовательной функции государства, они направлены на создание соответствующих условий по всестороннему развитию личности и реализации его гражданского права на получение образования (в том числе профессионального), в образовательных учреждениях различных организационно-правовых форм,за счет государства - на конкурной основе, без конкурса за счет своих средств или средств заинтересованных лиц на договорной основе.
Непосредственным получателем образовательных услуг выступает студент (слушатель). Среди образовательных услуг предлагаемых студенту, поступившему в вуз, могут быть: лекционные, семинарские, практические и лабораторные занятия; техническая организация и сопровождение процесса обучения; возможность пользоваться библиотечным фондом, компьютерными классами и учебными аудиториями; возможность участия в научно-исследовательской работе в
5 Закон Российской Федерации «Об образовании», редакция № 68 от 10.07.2012 // СПС Консультант Плюс.
виде различных научных обществ, факультативов, кружков и конференций; возможность участия в международных студенческих обменах, зарубежных стажировках и т.п.; организация практик в сторонних компаниях и организациях; возможность получить различные квалификационные документы. Кроме вышеперечисленных услуг вуз предлагает на рынке и товары: учебные пособия и учебники, разработанные преподавателями вуза; монографии, сборники статей и материалов конференций; журналы и другие периодические издания. Эти товары ВУЗ может предлагать как студентам, так и иным группам потенциальных потребителей: абитуриентам и их родителям, бизнес сообществу, СМИ, государственным агентствам, сторонним предприятиям и компаниям. На них рассчитаны и такие услуги вуза, как проведение на базе вуза представительских презентаций компаний, выполнение по заказу компаний аналитических и исследовательских проектов, организация бизнес-семинаров, курсов профессиональной переподготовки кадров, дополнительного обучения и повышения квалификации сотрудников.
Таким образом, образовательная услуга, предоставляет широкий спектр социальных благ неограниченному числу потенциальных потребителей, но имеет при этом четкую персонификацию (направленность на конкретного обучающегося), что позволяет отнести его к типу персонифицируемого смешанного социального блага.
Данная особенность должна непосредственно отражаться на финансировании процесса предоставления общественных услуг. Источники финансирования должны быть поставлены в непосредственную зависимость от лиц, заинтересованных в данных услугах. Таким образом, можно сделать вывод, что система ВПО, предоставляющая образовательную услугу, которая удовлетворяет в первую очередь потребности непосредственных потребителей услуг, а во вторую - работодателей и в меньшей степени всего общества в целом, может в качестве источников финансирования в такой же пропорции сочетать ресурсы, поступающие от всех трех групп возможных потребителей.
Так как прослеживается явная заинтересованность государства в предоставлении обществу услуг в сфере высшего профессионального обра-
зования, поэтому необходимо, чтобы бюджетное финансирование данной сферы, по крайней мере, покрывало потребность общества в поддержании баланса трудовых ресурсов. Общепризнанно, что по своей социально-экономической природе образование не может развиваться на чисто коммерческих началах. Об этом свидетельствует весь мировой опыт. Наряду со сферой науки и здравоохранением, а также сектором культуры, образование относится к смешанному сектору народного хозяйства, который не только в России, но и в других странах финансируется в основном государством.
Таким образом, очевидно, что в современной экономике деятельность в сфере высшего профессионального образования осуществляется при посредстве функционирования рынка образовательных услуг и других услуг, оказываемых вузами. Как и для любого рынка, здесь обязательны и присутствуют три компонента: покупатель, продавец и специфический товар.
В соответствии с БК РФ с 2009 г. величина финансового обеспечения из бюджета определяется для государственных вузов государственными заданиями. Государственное (муниципальное) задание формируется для бюджетных и автономных учреждений, а также казенных учреждений, определенных в соответствии с решением органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств. Для негосударственных вузов объем финансирования определяется учредителем вуза. Деятельность негосударственного вуза может осуществляться на условиях частичного или полного самофинансирования.
С 2011 г. законом № 83-ФЗ6 [5] вносятся поправки в отдельные законодательные акты Российской Федерации. Что касается правового статуса государственных (муниципальных) учреждений, которыми являются государственные вузы, то данным законом дополняются многие статьи законодательных актов, регулирующих
6 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений: Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ // СПС Консультант Плюс.
соответствующие бюджетные, казенные и автономные учреждения, в частности: заменяются слово «бюджетное» словом «казенное», слово «предпринимательская» - словом «приносящая доход». Кроме всего прочего, важно отметить, что слово «финансирование» заменяется словом «финансовое обеспечение». Употребление терминов «финансирование» и «финансовое обеспечение» требует раскрытия их содержания и различий в этих двух понятиях.
В соответствии с законом № 83-ФЗ меняются основные финансовые механизмы функционирования образовательных учреждений. Закон № 83-ФЗ определил переход от финансирования учреждений к финансированию реализуемых им услуг, причем на нормативной основе, т. к. в соответствии с измененной редакцией Закона РФ «Об образовании»7: «Финансовое обеспечение образовательной деятельности федеральных государственных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения государственного задания государственными бюджетными и АУ, осуществляются на основе федеральных нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности, образовательной деятельности государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов РФ, и муниципальных образовательных учреждений - на основе нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности, принятых в каждом конкретном регионе.
В итоге в Законе РФ «Об образовании»8 термин «финансирование образовательных учреждений» заменен на «финансовое обеспечение деятельности образовательного учреждения», что обусловливает функциональное разграничение заказчиков (государство, органы местного самоуправления, работодатели, население), получателей (обучающиеся, слушателя) и производителей социальных образовательных услуг (образовательные учреждения различного профиля).
Следовательно, если государство на всех структурных уровнях по отношению к реализуемой государственной (муниципальной) услуге выступает заказчиком, а не производителем,
7 Закон Российской Федерации «Об образовании» редакция № 68 от 10.07.2012 // СПС Консультант Плюс.
8 Там же.
то правомерным является введение Законом № 83-ФЗ в п. 2 ст. 120 ч. 1 ГК РФ абзаца об исключении субсидиарной ответственности у бюджетных учреждений: «Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения».
Нормативный способ распределения финансовых и других ресурсов для реализации образовательных программ, позволяет соизмерять полученные результаты с произведенными затратами этих ресурсов и выявлять наиболее и наименее эффективные для учреждения образовательные программы. Дальнейшая реализация последних потребует их совершенствования, а наиболее конкурентоспособные образовательные программы учреждения будут способствовать гарантированному получению государственного задания на их реализацию и повышению эффективности привлечения финансовых инвестиций от заказчика. Создание условий для увеличения количества обучающихся и числа реализуемых эффективных образовательных программ позволит привлечь больше финансовых ресурсов (на основе принципа нормативно-подушевого финансирования «деньги следуют за обучающимся и выбранной им образовательной программой») и повысить конкурентоспособность вузов, улучшая качество процесса обучения и гарантируя получение требуемого результата.
Говоря о самом термине «финансовое обеспечение», стоит отметить, что как такового определения финансового обеспечения в специфике образовательной деятельности в узком смысле не дается. Рассмотрим понятие финансового обеспечения в широком смысле слова.
Финансовое обеспечение воспроизводственного процесса по сути, является покрытием воспроизводственных затрат за счет внешних финансовых ресурсов. Снижение объема финансовых ресурсов, являющихся важнейшим денежным источником расширения производства, ограничивает возможности целенаправленного воздействия финансов на развитие экономики. Что в свою очередь, пагубно сказывается на состоянии соответствующей отрасли в целом. Известно, в формировании финансовых ресурсов участвуют все элементы стоимости валового общественного продукта, но основным источником является должен являться национальный доход.
Важным источником финансовых ресурсов могут быть доходы от внешнеэкономической деятельности, а также та часть национального богатства, которая вовлекается в хозяйственный оборот (переходящие остатки бюджетных средств, перенаправленные на покрытие расходов текущего года, выручка от реализации излишнего имущества, резервные фонды страховых организаций, а также, возможно, средства от продажи части золотого запаса страны и др.). Кроме того, для формирования финансовых ресурсов могут быть использованы заемные и привлеченные средства.
На микроуровне государства формируются нецентрализованные финансовые ресурсы, направляемые на покрытие затрат по расширению производства и удовлетворению социально-культурных запросов работающих граждан. Потребности общественного производства на макроуровне обеспечиваются за счет целенаправленно выделяемых финансовых ресурсов. Формами их направления и использования являются бюджетные и внебюджетные фонды.
Финансовое обеспечение воспроизводственных затрат может осуществляться в трех формах: самофинансирования, кредитования и государственного финансирования. Форма самофинансирования основана на использовании собственных финансовых ресурсов субъекта хозяйствования. При недостатке собственных средств, субъект может сократить свои расходы или воспользоваться заемными средствами, привлекаемыми с использованием операций с ценными бумагами или кредитования, когда расходы субъекта хозяйствования покрываются за счет банковской ссуды, предоставляемой на условиях срочности, платности и возвратности. Государственное финансирование производится на безвозвратной основе за счет средств бюджетных и внебюджетных фондов, формируемых на разных уровнях государственного управления в процессе распределения и перераспределения части национального дохода [2].
Финансовое обеспечение воспроизводственного процесса - покрытие затрат за счет финансовых ресурсов, аккумулируемых субъектами хозяйствования и государством - одно из важных направлений воздействия финансов на процессы общественного развития наряду с финансовым
регулированием и финансовым стимулированием. Осуществляется в трех формах: самофинансирование, кредитование и государственное (безвозвратное) финансирование. Как такового полного определения, отражающего специфику деятельности государственного (муниципального) учреждения или вуза, не встречается. Из многообразия существующих определений можно сделать вывод, что под финансовым обеспечением вуза можно понимать финансовые отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования фонда финансовых ресурсов, направляемых на содержание и развитие вуза.
Таким образом, в термине «финансовое обеспечение» не оговариваются объемы выделяемых средств, их возмездный или безвозмездный характер, но основное значение этого понятия: предоставление средств для реализации основных задач, ради которых создаются те или иные учреждения. Финансовое обеспечение деятельности вуза - это покрытие затрат вуза за счет различных финансовых ресурсов.
В связи с чем хотелось бы выделить, что экономические отношения, функционирующие в отраслях непроизводственной сферы, представляют собой разнообразные по своему содержанию отношения распределения созданного в материальном производстве общественного продукта и национального дохода, опосредствующие производство и потребление нематериальных благ и услуг. Данный вид отношений выражает движение денежной формы стоимости: средств государственного бюджета, децентрализованных целевых денежных фондов, формируемых в отраслях материального производства, средств населения, превращенных в финансовое ресурсы непроизводственных отраслей, а также различных собственных доходов этих отраслей [3]. Вышеуказанные отношения относятся к финансовыми отношениями, и складываются по поводу функционирования разнообразных по своим источникам, назначению, порядку формирования и использования денежных фондов, следовательно, требуют детального исследования.
Проведенный обзор и анализ современной ситуации в области законодательства на рынке образовательных услуг показал что, по сути, процесс оказания образовательных услуг относится
к коммерческому предприятию и подчиняется всем правилам ведения бизнеса в данной сфере. Эта ситуация сформировалась в результате вступления в силу нового закона об образовании9 [1], и требует коренного преобразования основ ведения деятельности, сопряженной с оказанием образовательных услуг.
Список литературы
1. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Общие положения. - М., 1998. - С. 123.
2. Котельникова Е. Финансы. - URL: http://fictionbook. ru/author/ekaterina_kotelnikova/finansiy/
3. Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный центр образовательного законодательства». -URL: http://www.lexed.ru/comments/obrazovanie2/10.html
В редакцию материал поступил 18.10.12
Информация об авторах
Магомедов Гусейн Исмаилович, доктор экономических наук, профессор кафедры «Экономика бизнеса и финансы», «Астраханский государственный технический университет»
Адрес: 414025, г Астрахань, ул. Татищева, 16, тел. (8512) 614-125 E-mail: [email protected]
Мамыркин Дмитрий Юрьевич, старший преподаватель кафедры «Экономика и управление», Дмитровский филиал ФГБОУ ВПО «Астраханский государственный технический университет» Адрес: 141821, Московская область, Дмитровский р-н, пос. Рыбное E-mail: [email protected]
Карасев Герман Григорьевич, доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры «Экономика бизнеса и финансы», ФГБОУ ВПО «Астраханский государственный технический университет» Адрес: 414025, г. Астрахань, ул. Татищева 16, тел.: (8512) 614-125 E-mail: [email protected]
G.I. MAGOMEDOV,
Doctor of Economics, Professor
Astrakhan State Technical University, D.YU. MAMYRKIN, Senior Lecturer
Dmitrov branch of Astrakhan State Technical University,
G.G. KARASYOV,
Doctor of Economics, Associate Professor
Astrakhan State Technical University FINANCIAL PROVISION OF EDUCATIONAL SYSTEMS OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION
The article views the organization-economic features of financial provision of the modern economic systems on the example of higher professional educational establishments. Market relations subjects in the sphere of higher professional education are characterized. Forms of financial provision are suggested.
Key words: financial provision; self-financing; educational service.
References
1. Braginskii M.I., Vitryanskii V.V. Dogovornoe pravo. Obshchie polozheniya (Contract Law. General provisions). Moscow, 1998, p. 123.
2. Kotel'nikova E. Finansy (Finance), available at: http://fictionbook.ru/author/ekaterina_kotelnikova/finansiy/
3. http://www.lexed.ru/comments/obrazovanie2/10.html
9 Закон Российской Федерации «Об образовании» редакция № 68 от 10.07.2012 // СПС Консультант Плюс.
Information about the authors
Magomedov Gusein Ismailovich, Doctor of Economics, Professor of the "Economics of Business and Finance" Chair, Astrakhan State Technical University
Address: 16 Tatishchev Str., 414025, Astrakhan, tel. (8512) 614-125 E-mail: [email protected]
Mamyrkin Dmitry Yuryevich, Senior Lecturer of "Economics and Management" Chair, Dmitrov branch of Astrakhan State Technical University
Address: Rybnoye settlement, Dmitrovskiy region, 141821, Moskovskaya oblast E-mail: [email protected]
Karasyov German Grigoryevich, Doctor of Economics, Associate Professor, Professor of the "Economics of Business and Finance" Chair, Astrakhan State Technical University
Address: 16 Tatishchev Str., 414025, Astrakhan, tel.: (8512) 614-125 E-mail: [email protected]