Научная статья на тему 'Финансовое обеспечение исполнения полномочий по решению вопросов местного значения, переданных в рамках соглашений о передаче осуществления полномочий'

Финансовое обеспечение исполнения полномочий по решению вопросов местного значения, переданных в рамках соглашений о передаче осуществления полномочий Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1420
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН / MUNICIPAL DISTRICT / ПОСЕЛЕНИЕ / SETTLEMENT / ПЕРЕДАЧА ПОЛНОМОЧИЙ / СОГЛАШЕНИЕ / МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ / INTERGOVERNMENTAL TRANSFERS / ИМУЩЕСТВО / PROPERTY / TRANSFER OF POWERS AGREEMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Комягина Анастасия Сергеевна

В статье рассмотрен вопрос финансового обеспечения осуществления органами местного самоуправления полномочий, переданных для осуществления в рамках заключения соглашений о передаче полномочий между органами местного самоуправления муниципальных районов и поселений, входящих в состав района. На основе проведенного анализа автором обосновывается необходимость разработки единых методик определения размера бюджетных средств, передаваемых вместе с полномочием с районного на поселенческий уровень.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Комягина Анастасия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCIAL ENFORCING AUTHORITY TO ADDRESS ISSUES OF LOCAL IMPORTANCE SHALL BE TRANSFERRED UNDER THE AGREEMENT ON THE EXERCISE OF POWERS TRANSFER

In the article the question of financial support of the local government powers transferred for implementation under the agreements on the transfer of the powers between the local authorities of municipalities and communities that make up the district. On the basis of the conducted analysis the author substantiates the need to develop uniform methods of determining the size of the budget, transmitted together with the authority with the district on settler level.

Текст научной работы на тему «Финансовое обеспечение исполнения полномочий по решению вопросов местного значения, переданных в рамках соглашений о передаче осуществления полномочий»

УДК 351.72

Комягина Анастасия Сергеевна

Магистрант, ФГАОУ ВПО «НИУ ВШЭ-Пермь»

ФИНАНСОВОE ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИСПОЛНЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ПО РЕШЕНИЮ ВОПРОСОВ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ, ПЕРЕДАННЫХ В

РАМКАХ СОГЛАШЕНИЙ О ПЕРЕДАЧЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ

В статье рассмотрен вопрос финансового обеспечения осуществления органами местного самоуправления полномочий, переданных для осуществления в рамках заключения соглашений о передаче полномочий между органами местного самоуправления муниципальных районов и поселений, входящих в состав района. На основе проведенного анализа автором обосновывается необходимость разработки единых методик определения размера бюджетных средств, передаваемых вместе с полномочием с районного на поселенческий уровень.

Ключевые слова: муниципальный район, поселение, передача полномочий, соглашение, межбюджетные трансферты, имущество.

Jel code: H 610, H 700, H 710, H 720, H 730, H 790

FINANCIAL ENFORCING AUTHORITY TO ADDRESS ISSUES OF LOCAL IMPORTANCE SHALL BE TRANSFERRED UNDER THE AGREEMENT ON THE EXERCISE OF POWERS TRANSFER

Anastasia Komyagina

Master of study

Higher School of Economics National Research University, Perm

In the article the question of financial support of the local government powers transferred for implementation under the agreements on the transfer of the powers between the local authorities of municipalities and communities that make up the district. On the basis of the conducted analysis the author substantiates the need to

develop uniform methods of determining the size of the budget, transmitted together with the authority with the district on settler level.

Keywords: municipal district, settlement, transfer of powers agreement, intergovernmental transfers, property.

Jel code: H 610, H 700, H 710, H 720, H 730, H 790

В настоящее время в Российской Федерации основу взаимодействия органов местного самоуправления муниципальных районов и органов местного самоуправления поселений, входящих в состав муниципального района составляет распределение полномочий, установленное Федеральным законом от 06.10.2003 № 1Э1-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» путем перечисления вопросов местного значения. Отнесенные законодательно к различным видам муниципальных образований вопросы местного значения подразумевают существование обширного массива полномочий в рамках каждого вопроса местного значения.

Объективно существующие реалии муниципального управления порождают необходимость в отдельных случаях передавать осуществление ряда полномочий от органов местного самоуправления муниципального района органам местного самоуправления поселений, входящим в состав района и наоборот.

В целях повышения эффективности решения вопросов местного значения, и, следовательно, повышения эффективности муниципального управления, существует институт передачи полномочий путем заключения соответствующих соглашений между органами местного самоуправления муниципального района и поселения, входящего в состав района (ч. 4 ст. 15 Федерального закона №2 131-ФЗ).

Естественно, любое перераспределение полномочий, осуществляемое между органами публичной власти, должно преследовать четкие логичные цели. Целью передачи полномочий между поселением и муниципальным районом

является, прежде всего, повышение эффективности осуществления полномочий по решению вопросов местного значения, а также унификация и стандартизация предоставления муниципальных услуг.

Наиболее частыми примерами такой передачи является деятельность по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля, библиотечное обслуживание населения, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, обеспечение жильем молодых семей, выдача разрешений на строительство, осуществление земельного контроля и т.д.

Для эффективной реализации переданных полномочий по решению вопросов местного значения необходимо грамотное определение объема финансовых средств, передаваемых из бюджета поселения в районный бюджет и наоборот.

Законодательно установлено правило финансирования осуществления переданных полномочий за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов поселений в бюджет муниципального района и наоборот, порядок определения ежегодного объема межбюджетных трансфертов должен быть определен в каждом конкретном соглашении о передаче полномочий (ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ).

В указанных случаях заключения соглашений финансирование переданных полномочий будет осуществляться за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов поселений в бюджет муниципального района и наоборот из бюджета муниципального района в бюджет поселения в соответствии со ст. 142.4 и 142.5 Бюджетного кодекса РФ.

Однако при расчете объема межбюджетных трансфертов не существует единообразной методики его определения. На практике это порождает случаи, когда с полномочием передается либо максимальный размер средств, либо размер средств, который явно недостаточен для эффективной реализации полномочия.

Разработка методики определения объема межбюджетных трансфертов является важным этапом при построении эффективной модели передачи полномочий между органами местного самоуправления муниципального района и поселений, входящих в состав района.

Также важным аспектом финансирования осуществления переданных полномочий является возможность органов местного самоуправления право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства. При этом законодательно установлено, что случаи и порядок такого использования должны быть предусмотрены решением представительного органа муниципального образования (абз. 4 ч. 4 ст. 15 Федерального закона № Ш-ФЗ).

Практика муниципального нормотворчества показывает, что муниципальные образования не принимают муниципальные правовые акты, регламентирующие указанные выше положения, что является серьезным упущением в процессе эффективного осуществления переданных полномочий.

Таким образом, эффективное осуществление переданных полномочий возможно лишь в случае их надлежащего финансового подкрепления. Формой передачи финансовых средств являются межбюджетные трансферты, передаваемые в соответствии с требованиями Бюджетного законодательства Российской Федерации. Кроме того, органы местного самоуправления муниципальных образований вправе использовать собственные финансовые и материальные ресурсы в случаях и в порядке, установленными решением представительного органа муниципального образования.

В целях повышения эффективности осуществления органами местного самоуправления переданных полномочий необходимо на основе единых методик определять объем передаваемых финансовых средств, а также определять основные случаи использования для осуществления переданных полномочий собственных финансовых и материальных ресурсов.

Разработка и применение единых методик определения размера бюджетных средств, передаваемых вместе с полномочием с районного на

поселенческий уровень и наоборот, позволит повысить эффективность осуществления переданных полномочий, повысить эффективность и прозрачность расходования бюджетных средств, повысить эффективность использования муниципального имущества, а также стандартизировать совершение действий муниципального управления.

Передача полномочий будет эффективна, а их реализация будет отвечать основным принципам и предназначению местного самоуправления лишь в случае построения прозрачной и оптимальной модели определения объема межбюджетных трансфертов, а также оптимальной модели использования собственных финансовых средств и имущества.

Литература

1. Конституция Российской Федерации (ред. от 21.07.2014) // «Российская газета», № 237, 25.12.1993.

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации (ред. от 26.12.2014, с изм. от 08.03.2015) // «Собрание законодательства РФ». 03.08.1998. № 31. ст. 3823.

3. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 06.10.2003, № 40, ст. 3822.

References

1. Konstitucija Rossijskoj Federacii (red. ot 21.07.2014) // «Rossijskaja gazeta», № 237, 25.12.1993. (in Russian)

2. Bjudzhetnyj kodeks Rossijskoj Federacii (red. ot 26.12.2014, s izm. ot 08.03.2015) // «Sobranie zakonodatel'stva RF». 03.08.1998. № 31. st. 3823. (in

Russian)

3. Federal'nyj zakon ot 06.10.2003 № 131-FZ (red. ot 21.07.2014) «Ob obshhih principah organizacii mestnogo samoupravlenija v Rossijskoj Federacii» // Sobranie zakonodatel'stva RF, 06.10.2003, № 40, st. 3822. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.