Ю.З. Драчук, Н.И. Новикова
ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ УГОЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА
Современный этап развития отечественной экономики
характеризуется как позитивными, так и негативными тенденциями, что обусловлено рядом объективных и субъективных причин. Особенно это касается угольной промышленности Украины.
Обеспечение энергетической
безопасности государства становится первостепенной и неотложной задачей. Пути ее решения лежат в экономическом развитии и проведении реструктуризации угольной отрасли, увеличении объемов угледобычи на основе активизации инновационной деятельности.
Это требует создания необходимых условий финансового обеспечения инновационного развития угольного производства. Научными исследованиями теоретических и практических аспектов управления реструктуризацией и инновациями в угольной отрасли занимаются такие ученые-экономисты, как: А.И. Амоша, А.И. Кабанов, Н.И. Кони-щева, Н.Г. Чумаченко и др.
Большинство прежде выполненных научных и практических исследований освещают современные теории реструктуризации и инновационного менеджмента, вопросы государственного регулирования инновационных
процессов или же посвящены отдельным аспектам реструктуризации угольной отрасли и лишь незначительное число авторов рассматривают проблемы финансового обеспечения
инновационной реструктуризации
угольного производства. Итак, необходимость разработки комплексного подхода к финансированию
инновационной реструктуризации и гармонизации инновационно-
инвестиционной политики в угольном производстве нуждается в научном обосновании теоретических и
практических аспектов.
При рассмотрении вопросов финансового обеспечения
инновационной реструктуризации
первоочередное внимание необходимо уделить инвестиционным источникам. Финансирование инновационных
программ предусматривает обеспечение их ресурсами, в состав которых входят не только денежные средства, но и выражаемые в денежном эквиваленте прочие инвестиции, такие как основные и оборотные средства, имущественные права, нематериальные активы, кредиты, займы, залоги, права землепользования и пр. Источники финансирования инновационной реструктуризации
угольного производства представлены в таблице.
Принципы организации
финансирования должны
ориентироваться на многообразие источников и предполагать быстрое и эффективное внедрение инноваций. Финансирование инновационной
деятельности угольного производства должно осуществляться по таким принципам:
© Драчук Юрий Захарович - кандидат технических наук. Институт экономики промышленности НАН Украины, Донецк. Новикова Наталья Ивановна - кандидат экономических наук. Юридический институт МВД Украины, Донецк.
целевая увязка с задачей научно-технического прогресса; эффективного внедрения достижений
Таблица. Классификация форм и источников финансирования инновационной реструктуризации угольного производства
Форма финансирования Источник финансирования
Централизованные средства Государственный бюджет, местный бюджет, внебюджетные и специальные фонды (в т.ч. отраслевого инновационного центра)
Заемные средства Банковские кредиты, ипотечные кредиты, лизинг, иностранные кредиты, иностранные инвестиции, гранты хмяэддудаядных организаций
Собственные средства Прибыль, амортизация, себестоимость, средства учредителей, налоговые льготы
многообразие источников
финансирования;
юридическая защищенность
инвесторов.
Финансирование инновационной деятельности угольных предприятий обычно осуществляется путем бюджетного финансирования,
самофинансирования или использования заемных и привлеченных средств. Рассмотрим возможности
финансирования нововведений из этих источников с учетом специфики угольного производства.
Новое шахтное строительство и капитальная реконструкция, закрытие бесперспективных шахт требуют крупных источников финансирования, поэтому осуществляются за счет бюджетных средств или обеспеченной корпоративной или частной компании.
Инновации на действующих угольных предприятиях различной формы собственности имеют
разнообразные источники
финансирования: собственные средства угольного предприятия, средства инвесторов, банковские кредиты, лизинговые операции, венчурное финансирование. Основное требование финансирования инноваций на действующих
шахтах - обеспечение возврата и окупаемости вложений за счет полученного эффекта от использования нововведения в производстве.
В ряде работ специалисты обращают внимание на различные источники финансирования инноваций в зависимости от группы шахт.
Шахты первой группы для инновационного развития могут использовать собственные средства, акционерный капитал, кредиты банков, средства отечественных и иностранных инвесторов, бюджетные средства на возвратной основе.
Поскольку инновационные
мероприятия на шахтах второй группы не требуют крупных инвестиций, то основным источником финансирования являются собственные, заемные и привлеченные средства (бюджетные и собственные средства, банковские кредиты, средства страховых компаний, пенсионных, инновационных, венчурных фондов, акционерный капитал, средства индивидуальных инвесторов).
Государственная поддержка для шахт этой группы направлена на проведение капитальной реконструкции.
Шахтам третьей группы сложно привлечь инвесторов, поскольку большой риск невозврата инвестиций.
Бюджетные средства должны быть направлены на закрытие
бесперспективных шахт и
диверсификацию производства [1].
Самофинансирование на всех группах шахт производится из накопленных прибылей, но, учитывая, что большинство угольных предприятий убыточные, становится очевидным, что этот источник для шахт имеет ограниченное применение.
Другой источник
самофинансирования - накопление амортизационного фонда и текущих амортизационных отчислений.
Действующий в настоящее время порядок начисления амортизации существенно тормозит процесс обновления основных средств. Существующие методики не учитывают, что горно-шахтное оборудование эксплуатируется в сложных условиях и имеет непродолжительный срок службы. Возникает необходимость в пересмотре государственной амортизационной
политики с учетом специфики предприятий угольной отрасли и внесении соответствующих изменений в Национальные стандарты бухгалтерского учета. В настоящее время этот источник самофинансирования незначителен, следовательно, имеет ограниченное применение.
Существуют определенные сложности при привлечении таких источников финансирования инновационной деятельности угледобывающих предприятий, как заемные и привлеченные средства.
Инвестирование инноваций из централизованных государственных источников ограничено по причине недостаточности средств. Привлечение банковских кредитов (в первую очередь, долгосрочных) сдерживается
отсутствием действующих механизмов
долгосрочного кредитования по приемлемым процентным ставкам.
Финансовое обеспечение инновационной деятельности за счет заемных средств, получаемых от размещения на фондовых рынках специально
выпускаемых акций, недостаточно в силу несовершенства законодательства и отсутствия развитого фондового рынка. Сложность в привлечении средств иностранных инвесторов объясняется рядом субъективных причин, основными среди которых являются
непоследовательность и частые изменения в законодательной базе [2].
Привлеченные средства
традиционно разделяют на инвестиции от «портфельных» инвесторов и на инвестиции от стратегических инвесторов. Типичными стратегическими инвесторами предприятия могут быть инвестиционные фонды, предприятия-поставщики, субподрядчики.
Что касается привлеченных и заемных средств, то слишком большие инновационные риски попросту сдерживают обычных кредиторов и инвесторов. Отрицательное влияние на мобилизацию привлеченных средств оказывают тормозимые
законодательством процессы
приватизации и корпоратизации угледобывающих предприятий.
Распространенная практика
предоставления коммерческих кредитов поставщиками материальных ресурсов под необоснованно большие проценты (до 35% годовых) резко ухудшает финансовое состояние предприятия.
В мировой практике широко используется лизинг как источник инвестиций. Западная практика показывает, что лизинг промышленного оборудования, технологий и
производственных сооружений
исчисляется во всем мире миллиардным
оборотом. Так, по данным London Financial Group Global Leasing Report, в 1996 г. в мире было заключено договоров лизинга на 428,08 млрд. дол. [3]. Являясь одной из экономически самых выгодных форм приложения капитала внутри страны, лизинг выступает новой формой финансирования на международном рынке инвестиционных услуг и важным элементом активизации инновационного развития. Лизингу как современной форме инвестирования присущи большие потенциальные возможности для обновления горно-шахтного
оборудования в Украине [4].
Лизинг в угольной
промышленности следует рассматривать как фактор формирования новой технической политики на основе технологической перестройки угольного машиностроения, укрепления прямых договорных связей между участниками инновационного процесса. Лизинговые отношения способствуют обновлению шахтного фонда угольных предприятий, позволяют оптимизировать
использование имеющейся горношахтной техники и на выгодных условиях приобрести новое
отечественное оборудование.
При современной экономической ситуации лизинговые операции могут способствовать мобилизации денежных средств для инновационного развития и обеспечить через свой механизм гарантированное использование
инвестиционных ресурсов на цели реструктуризации. Низкие темпы применения в Украине лизинга объясняются низкой
платежеспособностью угольных
предприятий, высокими процентами за кредит, отсутствием долгосрочных финансовых ресурсов и работающих инструментов по их формированию, неразвитостью рынка лизинговых услуг и
объектов, дефицитом информации. Использование лизинговых отношений сдерживают также слабая
методологическая база, отсутствие практического опыта и несовершенство законодательства. Следует отметить, что Закон Украины «О лизинге» противоречит действующему налоговому законодательству, которому свойственны понятийная неоднозначность, излишняя детализация и регламентация действий субъектов лизинга.
Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод, что применительно к инновационной реструктуризации
абсолютное большинство перечисленных источников финансирования
инновационной деятельности
практически использовать весьма затруднительно.
Активизации в угольной отрасли инновационной деятельности может способствовать применение
разработанной в ИЭП НАН Украины методики системы возвратного финансирования научно-технических разработок [5] и создание фондов рискового (венчурного) капитала как наиболее адекватного специфике инновационного предпринимательства.
Улучшения обеспечения
инновационных потребностей в финансовых ресурсах можно достичь путем обоснования дополнительных эмиссий долевых и долговых ценных бумаг, привлечения коммерческих и лизинговых кредитов под оптимальные проценты .
Разнообразные возможности
поддержки и развития инноваций в угольной промышленности необходимо установить на государственном уровне. В связи с этим нужно совершенствовать государственную инвестиционную
политику относительно финансирования нововведений на предприятиях угольной
отрасли. Специалисты отмечают, что в условиях рыночной экономики эффективная инвестиционная политика должна опираться на обеспечение наименьших средств по привлечению инвестиций.
Субъектами финансирования
выступают самостоятельные
предприятия, промышленные компании, финансово-промышленные группы, инвестиционные и инновационные фонды, органы местного управления и частные лица.
Поскольку рыночный механизм не в состоянии обеспечить концентрацию капитала на важнейших направлениях, то главнейшим условием реализации инвестиционной политики выступает государственное регулирование
инвестиционной деятельности.
Государственную инновационно-
инвестиционную политику определяют: выбор цели, оценка ситуации, стратегическая направленность. Главной целью инвестиционной политики на современном этапе является
преодоление спада и приведение предприятий угольной отрасли в жизнеспособное состояние на основе активизации инновационных процессов. Такое государственное регулирование не должно быть временным мероприятием, оно должно проводиться и в условиях модернизации экономики.
Важным инструментом
привлечения инвестиций и основой решения стратегических задач развития угледобывающих предприятий
становится совершенствование
инвестиционной политики. При ее внедрении необходимо учитывать специфичность и непривлекательность угольных предприятий как для отечественного, так и зарубежного инвестора.
Привлечение инвестиций во многом зависит от достоверности и обоснованности предоставляемой
инвестору информации. Для управления инновационно-инвестиционными процессами возникает необходимость в применении научно обоснованных методов оценки эффективности научно-технических программ с учетом специфики угольной отрасли.
Поиски путей привлечения инвестиций невозможны без анализа факторов внешней среды, поскольку именно они определяют уровень риска хозяйственной деятельности и в значительной мере влияют на результаты инвестиционной активности
большинства субъектов хозяйствования.
По оценкам экспертов, из пятнадцати внешних факторов, которые исследовались, двенадцать формируют неблагоприятные условия для
инновационной деятельности угольных предприятий в Украине. Наиболее неудовлетворительные условия
предприятиям создают налоговая и валютно-финансовая политика,
инвестиционный климат в стране, условия кредитования.
Бесспорно, именно
неблагоприятные факторы внешней среды являются особенно опасными для деятельности предприятий, создавая риск банкротства.
Следует согласиться с мнением А.И. Кабанова, Л.Л. Стариченко, Е.С. Чуп-риной, считающими, что основными регуляторами государственного
воздействия на инновационно-инвестиционную активность в угольной отрасли должны стать улучшение расчетно-финансового климата,
формирование инвестиционной, ценовой, налоговой и таможенной политики [6].
В основу проведения современной инновационно-инвестиционной политики в угольной промышленности необходимо положить деятельность предприятий и компаний с конкурсным подбором исполнителей целевых инвестиционных проектов и платным принципом взаимодействия всех участников. Государство должно сохранять за собой частичное или полное финансирование и управление наибольшими
инвестиционными проектами, например новое шахтное строительство,
нацеленными на комплексное решение отраслевых и межотраслевых проблем.
Задачи и направления
инвестиционной политики на каждом этапе могут меняться. На первом этапе формирования рыночной системы хозяйствования предполагаемыми
акцентами инвестиционной политики угольных компаний в ближайшие пять лет выступают следующие:
стратегические задачи: преодоление кризисного состояния, общая
стабилизация и сохранение лучшей части созданного производственного
потенциала в отрасли;
концентрация капитальных
вложений на небольшом количестве наиболее эффективных инвестиционных программ и объектов;
практическое прекращение
финансирования капиталоемких
гигантов, которые дают отдачу в течение длительного периода;
с учетом потребностей в топливе значительная часть инвестиций должна быть направлена на техническое развитие и восстановление прежде достигнутых уровней добычи и показателей интенсивности производства
предприятий, которые резко снизили выпуск продукции за последнее десятилетие;
завершение работ на менее рентабельных и экономически бесперспективных угледобывающих предприятиях и месторождениях с компенсацией потерь добычи за счет интенсификации производства на наиболее эффективных предприятиях;
создание собственных отраслевых инновационных и инвестиционных фондов больших угольных корпораций для нормализации условий кредитного финансирования осуществляемых ими инвестиционных проектов,
использование возможностей кооперации и корпоратизации в укреплении и формировании мощных хозяйственных систем-корпораций и промышленно-финансовых групп.
На втором этапе (на протяжении следующих десяти-пятнадцати лет) для выживания ряда угольных предприятий необходимо разработать и реализовать конкретные инвестиционные проекты комплексного использования попутно добываемых продуктов и отходов угледобычи .
Основные направления
инвестиционной политики угольной отрасли в этот период следующие:
повышение внутренней и внешней конкурентоспособности предприятий за счет их инновационного развития. На эту цель ориентируется инвестиционная политика всех угледобывающих предприятий;
значительная часть инвестиционной деятельности может осуществляться предприятиями разных структур;
основной формой реализации инвестиционных стратегий должны быть преимущественно крупномасштабные инвестиционные межотраслевые и межрегиональные проекты и программы. Важными элементами таких программ выступают комплексы работ по
инновационной реструктуризации
угольного производства и определение экологических последствий их реализации;
контроль за разработкой крупномасштабных программ должны осуществлять государственные органы.
Инновационную реструктуризацию в угольном производстве невозможно осуществить, если не будут приняты реальные меры по стимулированию потенциальных инвесторов, включая иностранных. Поэтому основными принципами реализации инвестиционной политики в угольной отрасли должны стать:
ориентация на развитие рыночной системы хозяйствования;
увеличение добычи угля и улучшение его качества, снижение цены;
сбалансирование развития отрасли на базе маркетинговых прогнозов и инновационного развития;
использование больших эффектов структурного характера, которые будут достигнуты за счет корпоратизации угольной отрасли;
обеспечение на государственном уровне правовых основ хозяйственной деятельности предприятий. Сюда должны быть отнесены разработка и утверждение общих законодательных правовых документов, регулирующих инновационное развитие, механизм экономических влияний на обращение компаний на рынке, нормативов природоохранного характера, системы социальных льгот и нормативов [7].
На государственном уровне следует активно развивать и применять главные рычаги государственного регулирования инвестиционной деятельности
предприятий, основными из которых являются экономические: налоги и льготы по налогам, налоговые каникулы,
кредиты, субсидии, госзаказ, социальные, экономические и правовые нормативы и
др.
Таким образом, активизация инновационных процессов в рисковую для инвестиций угольную отрасль и разработка механизмов, при которых государство выступает гарантом надежности капиталовложений, должна проводиться обязательно на
государственном уровне управления.
Литература
1. Кабанов А.1., Нейенбург B.C., Дра-чук Ю.З., Жогова I.B. Питання переоснащення вугшьних шахт на основi використання устаткування нового техшчного рiвня // Економiчний вюник Донбасу. - 2004. - №1. - С.17-30.
2. Пивняк Г.Г., Салли В.И., Байсаров Л.В. Инвестиции в угольную промышленность: реальность и прогнозы // УгольУкраины. - 2003. -№5. - С.4-8.
3. Ткаченко И.И. Лизинг в угольной промышленности // Уголь Украины. 2000. - № 5. - С. 20-23.
4. Парнюк В. Лiзiнг в Украшк проблеми, законодавче забезпечення, перспективи // Економжа Украши. -2003. - №3. - С.29-34.
5. Нейенбург В.Е. О формировании договорных цен на новую научно-техническую продукцию и организации системы возвратного финансирования // Управление экономикой переходного периода: Сб. науч. тр. / НАН Украины. Ин-т экономики пром-сти. - Донецк, 2001. - С. 111-130.
6. Финансирование и экономическое стимулирование научно-технического развития угольной промышленности Украины: теория и практика: Монография / А.И. Кабанов, Л.Л. Стариченко, Е.С. Чуприна и др..; НАН Украины. Ин-т экономики пром-
сти. - Донецк, 2002. - 244с.
7. Новикова Н.И. Основные направления инновационной
реструктуризации угольных предприятий
в Украине // Прометей: Рег. сб. науч. тр. по экономике.- Донецк: ООО«Юго-Восток, Лтд», 2003. - Вып.11. - С.388-397.