Научная статья на тему 'Региональные особенности угольной промышленности республики Саха (Якутия)'

Региональные особенности угольной промышленности республики Саха (Якутия) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
443
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Константинов С. Н.

Промышленный сектор Республики Саха (Якутия) является основным и единственным источником получения дохода и процветания республики. Уникальные по запасам и весьма разнообразные по качеству, угольные месторождения республики являются практически неограниченной базой для развития угольной промышленности. Из-за отсутствия финансовых средств у предприятий угольной промышленности слабо внедряются новые технологии и инновации, новые научно-технические разработки, за последние годы на предприятиях практически не производилась комплексная реконструкция производственно-технического оборудования, горно-транспортного и обогатительного оборудования и производственных сооружений угольной отрасли. Следует отметить, что сегодня финансирование предприятий отрасли предусмотрено преимущественно за счет собственных средств угледобывающих предприятий. Доля бюджетного финансирования будет сведена к минимуму. Привлечение финансовых ресурсов отечественных и зарубежных кредиторов в экономику отрасли объективно необходимо. Но если привлечение отечественных инвесторов в отрасль весьма проблематично, то иностранные кредиторы опасаются «подводных камней» в Российской экономике, возникает вопрос, почему прямые инвестиции в экономику обходят стороной Россию, и в частности республику?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональные особенности угольной промышленности республики Саха (Якутия)»

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РЕСПУБЛИКИ

САХА (ЯКУТИЯ)

С. Н. КОНСТАНТИНОВ

Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов

Промышленный сектор Республики Саха (Якутия) является основным и единственным источником получения дохода и процветания республики. Уникальные по запасам и весьма разнообразные по качеству, угольные месторождения республики являются практически неограниченной базой для развития угольной промышленности. Из-за отсутствия финансовых средств у предприятий угольной промышленности слабо внедряются новые технологии и инновации, новые научно-технические разработки, за последние годы на предприятиях практически не производилась комплексная реконструкция производственно-технического оборудования, горно-транспортного и обогатительного оборудования и производственных сооружений угольной отрасли. Следует отметить, что сегодня финансирование предприятий отрасли предусмотрено преимущественно за счет собственных средств угледобывающих предприятий. Доля бюджетного финансирования будет сведена к минимуму. Привлечение финансовых ресурсов отечественных и зарубежных кредиторов в экономику отрасли объективно необходимо. Но если привлечение отечественных инвесторов в отрасль весьма проблематично, то иностранные кредиторы опасаются «подводных камней» в Российской экономике, возникает вопрос, почему прямые инвестиции в экономику обходят стороной Россию, и в частности республику?

Республика Саха (Якутия) относится к Дальневосточному федеральному округу. Вся территория республики (1/6 часть территории России) расположена в зоне вечной мерзлоты. Свыше 40% ее территории находится за полярным кругом, климат резко континентальный. Экономика республики основывается на промышленном освоении природных ископаемых: алмазов, угля, нефти, газа, золота, сурьмы, олова и др. полезных ископаемых. В основном промышленность республики характеризуется сырьевой направленностью. Условия хозяйствования и проживания населения республики резко дифференцированы. В Западной и Южной Якутии большое развитие получила экспортно ориентированная горно-добывающая промышленность: алмазодобывающая и угольная. В центральных районах население занято в сельскохозяйственном производстве, преимущественно в животноводстве. Северные и северо-восточные территории специализируются на очаговом освоении месторождений золота, олова и т.д. Местное население занято оленеводством, промысловой охотой и рыболовством (3, с. 25).

На современном этапе социально-экономического развития республику можно отнести к одному из активно развивающихся регионов Дальнего Востока. Имея численность населения 0,68%, регион производит 1,56 и 25% валового внутреннего продукта, 0,13 и 11,08% нефти, 0,87 и 19,59% электроэнергии, 0,28 и 46,56% природного газа России и Дальнего Востока соответственно. В Республике Саха (Якутия) добывается 32,1% угля, 51,6% природного газа, производится 20,3% электроэнергии, или около 40% первичных энергоресурсов Дальневосточного федерального округа.

Ведущими отраслями промышленности республики являются отрасли цветной металлургии (алмазно-бриллиантовый комплекс, золото- и оловодобывающие отрасли) и отрасли топливно-энер-гетического комплекса (электроэнергетика, угольная и нефтегазовая отрасли), а также имеется разветвленная сеть снабжения экономики топливно-энергетическими ресурсами. Промышленный сектор республики является основным и единственным источником получения дохода и ее процветания. В республике насчитывается более 407 круп-

ных и средних предприятий и 240 малых промышленных предприятий. От общего объема производства промышленной продукции крупными и средними предприятиями около 80% пришлось на долю цветной металлургии, при этом 73% приходится на алмазно-бриллиантовый комплекс. Надолю отраслей топливно-энергетического комплекса приходится около 16% общего объема промышленной продукции крупных и средних предприятий.

Горно-добывающая промышленность республики является градообразующей отраслью материального производства. Она обеспечивает более 70% валового регионального продукта республики и определяет доходную часть республиканского бюджета сегодня и в будущем. Доля угледобывающих предприятий в налоговых доходах республиканского бюджета составляет около 4%. А в бюджете г. Нерюнгри - порядка 90%.

На предприятиях угольной промышленности республики занято более 10% промышленно-про-изводственного персонала, около 50 000 человек. В территориальном разделении общественного труда в качестве отраслей специализации республики выступали горно-добывающая промышленность: цветная металлургия, представленная отраслями по добыче алмазов, золота, олова, и топливная, включающая нефтегазовую и угольную промышленность. Приоритетность такой структуры сохраняется и по сегодняшний день.

Анализ отраслевой структуры промышленности республики показывает, что основная доля в формировании добавленной стоимости принадлежала и принадлежит в настоящее время добывающим отраслям: алмазодобывающей и топливной.

Таким образом, в формировании нового облика промышленности республики важную роль играет становление компаний, которых отличают многопрофильный характер и экстерриториальные рамки деятельности. Наибольшее влияние в экономике Республики Саха (Якутия) имеют следующие крупные компании: АК «Алроса» (60% доходов республиканского бюджета), а также ОАО «Якутуголь», «Сахазолото» «Саханефтегаз», «Лена-газ» и т. д.

Технологическая структура основных фондов представляет собой соотношение активной части основных средств, т.е. машин и оборудования, транспортных средств и передаточных устройств, инструментов и производственного инвентаря, иных средств производства, а также недвижимых фондов — зданий и сооружений предприятия. Доля недвижимых средств в среднем по республике до-

стигает 70%. Технологическая структура основных фондов определяется производственной специализацией, на сегодняшний день в промышленности республики доля активной части основных фондов

— 38,9%. Преобладание отраслей горно-добывающей промышленности накладывает отпечаток и на территориальную структуру основных фондов.

Высокая доля недвижимых фондов крупных и средних промышленных предприятий распределена в основном на местах добычи и переработки в горно-добывающих районах республики: «алмазные» Мирнинский и Анабарский улусы, «угольные», г. Нерюнгри, Томпонский, Кобяйский, Верхнеколымский, Татинский улусы, «золотые» Оймя-конский, Верхоянский, Алданский улусы, нефтегазовые Ленский и Вилюйский улусы. Специфика освоения природных ресурсов республики, специализация и объективные особенности северной экономики определили структуру основных фондов в республике, характеризующуюся преимущественным развитием горно-добывающих отраслей, высокой ресурсоемкостью, длительностью циклов обновления и резкими территориальными диспропорциями в степени концентрации капитала.

Уникальные по запасам и весьма разнообразные по качеству, угольные месторождения республики являются практически неограниченной базой для развития угольной промышленности. Республика располагает ресурсами углей 964,9 млрд т., 20,2% ресурсов - России и 75,3% ресурсов - Дальневосточного региона России, из них 14,4 млрд т.

— балансовые запасы, в том числе 9,6 млрд т. (0,1%) по промышленным категориям. Всего около 6% от общего объема добычи угля в России приходится на республику. Значительная часть ресурсов представлена коксующимися марками углей. (Ж, КЖ, К, ОС). Коксующиеся угли в основном сосредоточены и добываются в Южно-Якутском бассейне — 32 млрд т., в Ленском — 40,2 млрд т. и Зырянском — 2.7 млрд т. Соответственно на ОАО «Якутуголь» находится 0,409 млрд т. запасов по промышленным категориям, в том числе коксующихся - 0,194 млрд т., или 4,7% соответственно от запасов республики [4, с. 24].

Добыча угля в республике ведет свою историю с начала разработки «Сангарского» месторождения в 1928 г. Через год разрабатывается «Кангаласское» месторождение, с 1933 г. разрез Зырянский начал давать первый уголь. В 1934 г. вступила в строй шахта «Чульманская», с 1940 г. заработала шахта «Джебарики-Хая». В 1964 г. с «Нерюнгринского» месторожден ия дал первую добыч у участок откры -

тых работ шахты «Чульманская» — будущий разрез «Нерюнгринский». В 1958 г. все предприятия, занимающиеся угледобычей, объединил Якутский совнархоз, а в 1966 г. Минуглепромом СССР был создан трест «Якутуголь». В 1974 г. трест реорганизован в производственное объединение ПО «Якутуголь», а с 1994 г. — это государственное предприятие. С 16 августа 1995 г. предприятие получило официальное название - Государственное унитарное предприятие по добыче угля «Якутуголь» [6, с. 1]. ОАО «Якутуголь» преобразовано из ГУП «Якутуголь» в рамках государственной программы приватизации, государственная регистрация предприятия произведена 23 декабря 2002 г. В настоящее время ведущее место в угольной промышленности республики занимает ОАО «Якутуголь» — одна из самых динамично развивающихся угольных компаний в отрасли. На его долю приходится почти 90% от всего добытого угля, в том числе на разрез «Нерюнгринский» — 83%. За время существования ОАО «Якутуголь» создана мощная база угледобывающего производства. Сегодня в состав ОАО «Якутуголь» входят три добывающих подразделения: разрез «Кангаласский» и шахта «Джеба-рики-Хая», которые снабжают топливом северные районы республики, и разрез «Нерюнгринский», поставляющий уголь на юг Якутии, а также за ее пределы.

На сегодняшний день основу производственной структуры угольной промышленности составляют две шахты «Сангарская и Джебарики-Хая», три крупных разреза: «Нерюнгринский», «Зыря-нинский», «Кангаласский» и три мелких, находящихся в муниципальной собственности: «Харба-лахский», «Кировский», «Кемпендяйский», обогатительная фабрика «Нерюнгринская», ОАО «Якутуголь», и совместное предприятие по добыче угля «Эрэл Ltd» и АО «Денисовское».

Основными потребителями якутского угля являются предприятия республики, а также предприятия Приморского края, Амурской, Сахалинской, Ивановской, Костромской, Воронежской, Челябинской, Омской областей и республики Бурятии. Преимущественно вывоз угля ориентирован в Дальневосточный регион России, на долю которого приходится около 80%. Распределение вывозимого за пределы республики угля: в Хабаровский край — 30%, Приморский край — 25%, Амурская обл. — 20%, Сахалинская обл. — 4%, в Иркутскую обл. — 2% Магаданскую обл. — 1% (рис. 1).

Высокий спрос на уголь объясняется дефицитом топлива в Дальневосточном регионе России. Несмотря на снижение потребления угля, он практически остается единственным видом топлива, к тому же дефицитным, но следует отметить, что в настоящее время реализация угля из-за неплатежеспособности региона становится неэффективной.

Уголь является одним из основных продуктов экспорта республики, после сырых алмазов, от общего объема добычи угля 60% приходится на экспорт. Из республики экспортируется в основном высококачественный коксующийся уголь в Китай, Южную Корею, Японию и страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Экспортно ориентированными предприятиями угольной промышленности республики являются «ОАО Якутуголь» и СП «Эрэл Ltd».

Итак, с одной стороны, предприятия топливно-энергетического комплекса, будучи бюджетообразующими, определяют развитие экономики республики. А с другой — сами зависят от экономической и финансовой ситуации в регионе, которая в настоящее время из-за резкого спада объемов производства и роста инфляции далека от стабилизации. Наличие топливно-энергетических ресурсов и государственная поддержка способство-

Сахалинская область

Свердловская область 1%

Амурская область 20%

Бурятия 1%

Челябенская область 15%

Остальные 1%

Иркутская область 2%

Хабаровский край

30%

Магаданская область 1%

Приморский край 25%

Рис. 1. Поставка якутского угля потребителям за пределы Республики Саха (Якутия) [1, с. 83]

вали созданию в республике достаточно развитой энергетической базы, занимающей одно из лидирующих положений в Дальневосточном регионе России. Из отраслей топливно-энергетического комплекса только угольная промышленность стала отраслью специализации, при полном удовлетворении внутреннего спроса идет реализация продукции в регионы России и за рубеж.

Топливно-энергетический комплекс играет ключевую и неотъемлемую роль в жизнеобеспечении республики. Угольная промышленность сохраняет роль важнейшей базисной отрасли экономики. Значение угля в республике как одного из основных типов энергоносителей обусловливается действием следующих ведущих рыночных факторов:

1. Климатический аспект. Резко континентальный климат определяет условия организации жизнедеятельности жителей республики, необходимостью использовать менее капиталоемкие способы добычи и использования топливных ресурсов в республике. Угольное топливо — одно из дешевых и доступных видов топлив в республике.

2. Стабильная и обширная ресурсная база. На уголь приходится примерно 66% всех разведанных запасов ископаемых энергоносителей в республике. География запасов угля весьма широка. Поэтому уголь уже по определению является в долгосрочном плане основным ископаемым видом топлива для производства электроэнергии и в будущем будет продолжать играть столь важную роль.

3. Энергетика остается самой приоритетной отраслью экономики в республике в связи с тяжелыми климатическими условиями. Средне- и долгосрочная тенденция состоит в более высоком уровне потребления энергии в связи с продолжающимся ростом населения и увеличением потребности республики в энергии.

4. Возможность для экспортеров угля работать на различных рынках сбыта. Для большинства угольных предприятий-экспортеров уголь является основой собственной энергетики. Поэтому в случае проблем со сбытом продукции на одном из этих рынков экспортеры всегда могут переключить отгрузки на второй потребляющий рынок или в местное потребление.

5. Удобство и простота доставки и хранения больших угольных запасов у поставщиков и потребителей. Простота технологических схем перевалки угля. Достигнут высокий прогресс в технологии и экологии использования угля.

Благодаря внедрению в энергетику достижений научно-технического прогресса, уголь в настоящее время с точки зрения экологии и технологии практически равноценен мазуту.

6. Низкие транспортные издержки позволяют обеспечивать дальние перевозки угля этого сырья с низкими транспортными издержками. Постоянный прогресс в средствах перевалки угля на современных терминалах позволяет до минимума снизить долю этой ранее дорогой операции в цене франко-потребитель.

7. Дешевизна угля по сравнению со стоимостью прямых заменителей, стабильность цен на уголь. Стабильность и прогнозируемость цен на уголь обеспечивает для потребителей удобство планирования затрат. В то же время единица теплотворной способности топлива при использовании угля обходится потребителю в среднем в 1,5 раза дешевле, чем при применении других видов топлива.

С началом рыночных преобразований угольная промышленность республики, как и другие угледобывающие регионы России, оказалась в глубоком кризисе. В последние годы наблюдается резкое снижение объемов добычи угля. Так, объем добычи за 1995 — 2002 гг. уменьшился на 19%. Выпуск готовой продукции в сопоставимых ценах составил в 2002 г. 1 399,8 млн руб. против 1 710 млн руб. в 1995 г. Следует констатировать, что падение объемов добычи угля отрицательно отразилось на финансовом состоянии всех угольных предприятий республики, а также вызвало социальную напряженность в угледобывающих районах в связи с принудительным высвобождением рабочей силы. Ухудшение финансового состояния угольных пред-приятий республики и дефицит финансовых средств не позволяют остановить обвальное ухудшение материально-технического состояния отрасли. При этом резко упала рентабельность продукции и активов предприятий угольной отрасли республики. Сегодня вполне очевидно, что развитие угольной промышленности республики нуждается в поддержке со стороны государства, поскольку наращивание мощности угольных предприятий требует колоссальных финансовых вложений, что, несомненно, будет способствовать стабилизации отрасли в целом.

Основополагающее значение в развитии любой отрасли промышленности, втом числе и угольной, имеет своевременное создание эффективных средств производства. В каждой отрасли они выполняют свои особенные специфические функции.

На сегодняшний день актуальна проблема системного и бесперебойного функционирования предприятий угольной отрасли республики, что, по сути, невозможно в связи с высокой степенью износа горно-технологического оборудования. Существует острая потребность в срочном ремонте и реконструкции (модернизации) основного фонда предприятий угольной промышленности республики. В угольной промышленности республики основная часть объемов основного фонда предприятий — как по количеству, так и по стоимости — занимают: здания и технологические сооружения -56,6%, машины и оборудование - 24,6%, транспортные средства — 18,6%. Однако в настоящее время наблюдается по всей угольной промышленности высокий некомпенсируемый физический и моральный износ основных производственных фондов, что приводит к большому выбытию производственных мощностей. Выбытие основного фонда в угольной промышленности республики стало одной из главных причин, приведших к острой проблеме резко растущего из года в год падения добычи угля по отрасли и выхода из строя производственных мощностей, объем которого в 1990-х гг. примерно в 3 раза превысил ввод новых мощностей (в 1995 - 2000 гг.) [7, с. 22].

Износ основного горно-технологического и обогатительного оборудования составляет в угольной промышленности республики на сегодняшний день более 50%, только 15% применяемых машин, оборудования и транспортных средств соответствуют мировому уровню и имеют износ менее 50%. На ряде предприятий отрасли задействовано оборудование, отработавшее по 2-4 срока полного физического износа. Из-за отсутствия финансовых средств у предприятий угольной промышленности слабо внедряются новые технологии и инновации, новые научно-технические разработки, за последние годы на предприятиях практически не производилась комплексная реконструкция производственно-технического оборудования, горнотранспортного и обогатительного оборудования и производственных сооружений угольной отрасли. Ощутимый износ в отрасли претерпел парк большегрузных машин и горно-добывающей техники. К примеру, пробег импортных самосвалов НД-120Е в 1,8 раза превысил нормативный срок, буровые станки 60-Я отработали 2,5 срока эксплуатации, парк автосамосвалов БелАЗ изношен на 80% [5, с. 11]. По большегрузным самосвалам технологического транспорта, несущим основную нагрузку, пробег превысил в 1,8 раза нормативный срок,

они имеют износ 119%, в том числе самосвалы — 225,5%; бульдозерный парк — 90%, буровой парк отработал 1,4 срока эксплуатации, отдельные станки отработали 2 и более срока амортизации. Износ основного технологического оборудования обогатительной фабрики составляет 90 - 120% [2, с. 17].

Вышеприведенные данные свидетельствуют о крайне высоком износе основных средств угольной промышленности республики. Ухудшение структуры основного фонда требует постоянной поддержки и больших затрат на обслуживание со стороны предприятий отрасли. Основной проблемой нормального функционирования отрасли является острая потребность в срочном ремонте и реконструкции (модернизации) инфраструктуры, включая полную замену изношенного и морально устаревшего горно-технологического оборудования. По расчетам многих экономистов, замена физически и морально устаревшего горно-технологического оборудования новой значительно эффективнее, чем ее поддержание. Однако из-за отсутствия финансовых средств вынужден идти на бесконечное «латание дыр» за счет выделяемых государством средств [2, с. 20].

С постоянным выбытием основного фонда отрасли наблюдается снижение производительности труда по сравнению с зарубежными странами. Производительность труда в угольной промышленности республики при шахтной добыче угля примерно в 5 раз ниже, чем в США, в 1,5 раза меньше, чем в Великобритании, и на 12% меньше, чем в Германии. Низка производительность труда и на угольных разрезах: в 2 раза меньше, чем в США, и почти в 4 раза ниже, чем в Германии. [7, с. 22]. Производительность труда в расчете на одного рабочего снизилась примерно на 20% — до 73,2 т/мес. При этом произошло массовое высвобождение про-мышленно-производственного персонала: если в 1996 г. в отрасли работали 7 736 чел., то в 2000 г. -только 5 509 чел.

Угольная промышленность России и Республики Саха (Якутия) в целом была и остается дотационной отраслью, что обусловлено в основном сложившейся методологией и практикой формирования оптовых цен на уголь, при которых цены на уголь всегда оставались ниже затрат на его добычу. Дотационность угольной промышленности характерна для большинства угледобывающих стран за исключением США, ЮАР, Австралии, где расходы на работы по добыче низки вследствие благоприятных горно-геологических особеннос-

тей (поверхностное залегание породы). Так, в 1993-1994 гг. размеры дотаций по странам Западной Европы составили от 13 до 98 дол. за 1 т добываемого угля, а в России за тот же период — в пределах 8-10 дол. [7, с. 128]. Дотации в угольную промышленность, выделяемые из государственного бюджета, предназначены в основном для воспроизводства мощностей и технического перевооружения угледобывающих предприятий. Кроме того, как правило, часть дотаций идет на оплату труда работников, а также на содержание социальной сферы угледобывающих районов. Таким образом, государственная дотация превратилась в основной источник финансирования добычи угля, что резко ослабило заинтересованность угледобывающих предприятий в стабильности добычи угля и повышении эффективности производства в целом. Основная причина дотаций в угольную отрасль — несовершенство ценообразования на продукцию в нашей стране.

Решение проблемы самоокупаемости и повышения экономической эффективности угольной промышленности республики в первую очередь зависит от технического уровня производства, реконструкции убыточных предприятий со значительным увеличением производственной мощности, внедрения комплексной механизации и автоматизации, перехода к более эффективным методам разведки и добычи угля, разработки более оптимальной транспортной схемы углеснабжения районов республики, разработки ценовой политики, позволяющей постепенно сокращать долю государственной поддержки. В то же время ухудшение финансового состояния отрасли приводит к уменьшению собственного инвестиционного потенциала предприятий отрасли и возможности привлечения заемных средств как внутри республики, так и за ее пределами. От деятельности угольной промышленности напрямую зависит жизнедеятельность республики, а в частности северных районов, где угольное топливо является единственным энергетическим источником.

Угольная промышленность республики обладает богатым опытом по добыче и переработке продукции, эксплуатации оборудования, не имеющим аналогов на других угледобывающих предприятиях России, имеет высококвалифицированный кадровый потенциал, поэтому для дальнейшей стабилизации работы необходимо расширение и внедрение качественно нового горно-транспортного и обогатительного оборудования. Это позволит дополнительно снизить затраты на производство,

увеличить производительность труда и эффективность производства.

Обобщая вышеизложенное, можно констатировать следующее:

1. Угольная промышленность является одной из важнейших отраслей экономики в Республике Саха (Якутия). Этому способствуют наличие богатой сырьевой базы и стабильных рынков сбыта, в том числе экспортных.

2. Перспективы дальнейшего развития угольной промышленности оцениваются специалистами как благоприятные. При этом основное внимание уделяется развитию добывающих и перерабатывающих технологий, внедрению новых способов добычи и доставки угля до потребителя как в пределах республики, так и за ее пределами.

3. Основным предприятием, ведущим добычу угля на территории республики, является ОАО «Якутуголь». ОАО «Якутуголь» является одним из стратегически важных предприятий республики, играющим значительную роль в экономике и во внешнеторговом обороте Республики Саха (Якутия).

4. Вышеприведенные данные свидетельствуют о неудовлетворительном состоянии отрасли в целом. Высокий износ оборудования, отсутствие средств для обновления технологического парка препятствуют выходу на необходимый для прибыльной работы предприятия уровень добычи.

5. Для наращивания добычи угля и выхода на рентабельное производство путем обновления технологического парка необходимо мобилизовать значительные финансовые ресурсы. Одним из путей выхода угольной промышленности из кризиса является инвестирование предприятий данной отрасли. В связи с тем, что у большинства российских и республиканских угольных предприятий наблюдается дефицит собственных финансовых ресурсов, на сегодняшний день актуальна проблема поиска форм и источников финансирования инвестиционных проектов, предлагаемых для реализации в угольной промышленности, для улучшения экономической ситуации.

В условиях плановой экономики в любых отраслях народного хозяйства основными источниками финансирования инвестиционной деятельности традиционно выступали средства государственного бюджета. С изменением экономической ситуации в стране произошли кардинальные изменения в процессе инвестиционной политики.

Угольная промышленность, какой она сложилась, не способна заработать достаточно средств, чтобы содержать себя и своих работников, не говоря уже о том, чтобы вносить свой вклад в финансирование общественных нужд. Бюджетное финансирование угольной промышленности республики с каждым годом уменьшается. Государственное участие в инвестировании ослаблено из-за дефицитности бюджетных ресурсов. На сегодняшний день почти все предприятия угольной промышленности республики находятся в долговой яме, и их задолженность с каждым годом растет. В конечном счете, все это привело к глобальному спаду производства, сокращению возможности самофинансирования, увеличению степени изношенности основных производственных фондов. Встал вопрос о закрытии нерентабельных предприятий и создании на их месте новых, с современной техникой, технологией добычи и переработки породы, отвечающих требованиям современности. Однако это, безусловно, требует концентрации колокольных инвестиционных ресурсов, в том числе через механизмы мобилизации финансовых средств и обеспечения эффективности инвестирования, создания благоприятного инвестиционного климата в республике, развития инфраструктуры инвестиционного рынка.

Стоит отметить, что республика, к сожалению, не рассматривается как объект инвестирования, что можно объяснить многими факторами: слабо развитой транспортной инфраструктурой, суровыми климатическими условиями, сезонностью и отдаленностью от потенциальных инвесторов и т.д. Поэтому и возникает первостепенная необходимость поиска новых организационных и финансовых механизмов привлечения инвестиций в отрасль. В условиях перехода к рыночной экономике немаловажное значение имеет эффективная инвестиционная политика и для стабилизации экономического положения республики, и для дальнейшего развития угольной отрасли. Конкурсы инвестиционных проектов, проводимые под эгидой Правительства Республики Саха (Якутия), были приостановлены вследствие невыполнения государством своих обязательств. Республиканские программы за последние годы практически не выполнялись. Необходимо существенно улучшить проработку и продвижение инвестиционных проектов. Существует необходимость разработки отраслевых программ на местах. С учетом ориентации в основном на зарубежных и частных российских кредиторов и инвесторов особо важная роль

должна отводиться обоснованию проекта, расчетам его эффективности, что в итоге должно предопределить выбор правильного решения, от которого во многом зависит дельнейшая судьба программы. Практика экспертизы инвестиционных проектов показывает, что основной акцент делается на обоснование потребности в инвестициях. Фактор привлекательности проекта для инвесторов (кредиторов) отодвигается на второй план. Однако наиболее важным является доказательство правильности выбора и наибольшей выгодности вложения средств инвестора именно в данный проект по сравнению с другими альтернативами с учетом рисков. В настоящее время вопрос обеспечения финансирования проекта и связанных с ним проектных рисков является краеугольным камнем, одной из центральных проблем системы управления проектами.

Угольной промышленности республики, которая является источником валютных доходов, необходима поддержка со стороны государства, как это принято в международной практике. По оценкам министерства промышленности Республики Саха (Якутия), в настоящее время финансирование технического перевооружения за счет бюджетных средств осуществляется всего лишь на 10% (напомним, что финансирование на сегодняшний день осуществляется за счет собственных средств предприятий угольной отрасли). В то время как в развитых западных странах, имеющих угольную промышленность, существует система прямых государственных субсидий и косвенных мер по поддержке отечественных предприятий энергетической отрасли.

Следует отметить, что сегодня финансирование предприятий отрасли предусмотрено преимущественно за счет собственных средств угледобывающих предприятий. Доля бюджетного финансирования будет сведена к минимуму.

Привлечение финансовых ресурсов отечественных и зарубежных кредиторов в экономику отрасли объективно необходимо. Но если привлечение отечественных инвесторов в отрасль весьма проблематично, то иностранные кредиторы опасаются «подводных камней» в Российской экономике, возникает вопрос: почему прямые инвестиции в экономику обходят стороной Россию, и в частности республику? Как правило, это можно объяснить следующими факторами:

• политической нестабильностью в стране;

• недостатками в нормативно-правовом регулировании,

• наличием военных конфликтов на территории страны;

• разгулом организованной преступности;

• система бухгалтерского учета и отчетности, применяемая в России, не совпадает с международной системой учета;

• сильно развитой бюрократической системой в стране.

Имеются также и субъективные факторы, препятствующие притоку прямых иностранных инвестиций. Следует определить также, что для российских предприятий привлечение иностранных кредитов также связано с рядом негативных проблем. Кроме того, иностранные кредиты предоставляются только под залог и при условии гарантированного и оплачиваемого сбыта продукции, а также при наличии гарантии со стороны государства.

Стратегическое значение угольной промышленности республики требует усиления государственной поддержки, которая может выражаться не только в выделении средств из республиканского бюджета и специального внебюджетного фонда, но и в создании благоприятной финансово-экономической и правовой среды внутри республики. Инвестиционным программам должны предшествовать программы развития инфраструктуры предприятий угольной промышленности республики. Как показывает практика, субъекты РФ все больше ориентируются на свои собственные ресурсы, разрабатывая комплексные программы развития промышленности регионов. Однако, по оценкам специалистов, собственных средств даже ведущих предприятий республики недостаточно для инициирования значимого инвестиционного проекта.

Мировая практика применяет механизмы стимулирования и привлечения средств инвесторов. Она связана с определенными инвестиционными льготами в рамках специальных территорий.

В условиях промышленного спада для ее решения необходимы разработка и принятие соответствующей законодательной системы мер. В этой системе следует выделить общие и целевые меры. Первые предназначены непосредственно для всей угольной промышленности. Целевые же меры применяются индивидуально к предприятиям угольной промышленности республики или крупным угольным компаниям, способным восстановить активную финансово-хозяйственную деятельность при поддержке государства. Общие меры поддержки угольной промышленности имеют приоритетное значение. Им и должно быть уделено главное

внимание. Можно выделить несколько групп таких мероприятий:

1. Разработка механизма экономического стимулирования развития угольной отрасли через налоговую систему. Он предусматривает полное освобождение от налогообложения добавленной стоимости и прибыли в ряде конкретных случаев.

Во-первых, не должны облагаться приросты объемов реализованной товарной продукции в натуральном выражении, полученные в результате оживления промышленности или увеличения экспорта в конкретном текущем году. Эта мера призвана оказать финансовую поддержку угледобывающим предприятиям республики, выходящим из кризиса и активно действующим на рынках сбыта. На следующий год от налогов освобождаются новые приросты объемов реализации.

Во-вторых, налогообложению не должна подлежать дополнительная прибыль, полученная угледобывающими предприятиями за счет повышения качества продукции и снижения издержек ее производства с учетом индекса цен на сырье, материалы, комплектующие изделия и т.д. Эта мера призвана стимулировать обновление ассортимента выпускаемой продукции, развитие материальной базы производства, внедрения новой техники и технологии. Она действует также только в текущем отчетном периоде.

В-третьих, в случае роста объемов реализации в отчетном периоде следует освободить от налога на имущество ту часть имущества предприятий, которая используется для производства конкурентоспособной продукции.

2. Контроль целевого использования амортизационного фонда. В случае его использования не по назначению исключить соответствующую часть из издержек производства и ввести необходимое ее налогообложение как прибыли.

3. Стимулирование собственных инвестиций предприятий отрасли. Представляется целесообразным применять льготы только при условии направления всего прироста прибыли, получившего льготу, на пополнение оборотных средств, инвестиции и инновации. Указанные льготы распространяются на все угледобывающие предприятия, выполняющие исходные условия и получающие на них право по результатам хозяйственной деятельности.

4. Изменение условий предоставления долгосрочного (среднесрочного) инвестиционного кредита для угледобывающих предприятий.

Коммерциализация банковской системы привела к ее переориентации. Она, по существу, отказалась от производственных инвестиций (что является ее прямой функцией), сосредоточившись на спекулятивных операциях с ценными бумагами, на краткосрочных займах под высокую процентную ставку. Производственные инвестиции коммерческих банков составляют сейчас, по разным источникам, от 1 до 3% в общем их объеме. Необходимо создать систему предоставления коммерческих инвестиционных промышленных кредитов на приемлемых для угледобывающих предприятий условиях. Нужна также система инвестирования угольной промышленности республики промышленности за счет части резервов Центробанка, в настоящее время размещаемых в зарубежных банках под довольно низкий процент. Данные меры поддержки производства призваны создать благоприятный инвестиционно-инновационный климат. Они в определенной степени увеличивают нагрузку на финансовую систему России, но в то же время создают базу для развития угольной промышленности и получения мультипликативного эффекта.

5. Следует развить прямые государственные инвестиции в перспективные наукоемкие, социально значимые и экспортные производства, формирующие будущую структуру промышленности, с безусловным финансированием инвестиционной программы из бюджета в полном объеме.

Среди мер поддержки, применяемых дифференцированно к конкретным угледобывающим предприятиям республики, наибольшее значение имеют меры по реструктуризации долгов и пополнение оборотных средств предприятий угольной промышленности, Дело в том, что в среднем по России оборотные средства в угольной промышленности с начала 1990-х гг. уменьшились в 8-9 раз, а в результате осеннего кризиса 1998 г. — еще в 2 раза. Пополнять оборотные средства можно, в частности, за счет расширения и улучшения условий получения налогового кредита (в том числе предо-

ставление отсрочки или рассрочки задолженности по налоговым платежам) и использования других источников. Государство должно гарантировать российским и иностранным инвесторам сохранность вкладов в конкретные производства. Эти меры нужно применять к предприятиям, имеющим реальные возможности оживления производства и выхода на соответствующие рынки.

Индивидуальные налоговые льготы, отсрочки платежей и другие меры поддержки конкретных предприятий следует предоставлять избирательно после маркетингового анализа ожидаемых результатов реализации инвестиционных программ, бизнес-планов, финансового состояния предприятий, их собственного участия в инвестиционных программах (не менее чем на 40% объемов финансирования) и других мероприятий с оценкой возвратности предоставляемых кредитов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Ефремов Э. И. Экономика топливно-энергетического комплекса Якутии. Новосибирск: Наука, 2001.

2. Концепция по санации финансового и экономического состояния угольной промышленности РС(Я) в условиях эфемерного рынка: Препринт/Э.И. Ефремов. Якутск: ИРЭ АН РС(Я), 1996.

3. Отчет о НИР, «Топливно-энергетический баланс Республики Саха (Якутия) на период до 2006 года». Якутск, 2002.

4. Программа развития ОАО «Якутуголь», на 2003-2007, 2015 гг.- г. Нерюнгри, 2002 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Программа реструктуризации угольной промышленности Республики Саха (Якутия) / ГУП Якутуголь. Нерюнгри; М., 1998.

6. Проспект «Якутуголь» Государственное унитарное предприятие по добыче угля., Издательство, — г. Нерюнгри: «Арина», 1996 г.

7. Топливно-энергетический комплекс России: Современное состояние и взгляд в будущее / Г.А. Агафонов, Е.Д. Волкова, Н.И. Воропай и др. Новосибирск: Наука. Сибирская издательская фирма РАН, 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.