ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ
В.А. Евтюхова, студент А.Н. Кирьяненко, студент Р.Н. Малашенко, студент
Брянский государственный инженерно-технологический университет (Россия, г. Брянск)
Аннотация. В статье рассмотрены законы, регулирующие финансовое обеспечение предоставления государственных и муниципальных услуг. Даны определения государственных и муниципальных услуг, а также государственного и муниципального задания. Проанализирован процесс финансового обеспечения предоставления государственных и муниципальных услуг Брянской области и г. Брянска, а также структура ВРП Брянской области.
Ключевые слова: государственные (муниципальные) услуги, государственное (муниципальное) задание, финансовое обеспечение, ВРП, сфера образования, национальная безопасность.
Одной из основных функций государственной власти и местного самоуправления является финансовое обеспечение услуг. Реализуя эту функцию, власть выступает в интересах всего населения страны и использует средства бюджетов соответствующих уровней.
В Бюджетном кодексе Российской Федерации и Федеральном законе "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" от 27.07.2010 № 210-ФЗ закреплены правовые основы финансирования государственных и муниципальных услуг [1].
В соответствии с Федеральным законом № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" государственная услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также
органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги [2].
Муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления -деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований.
Основными принципами предоставления государственных и муниципальных услуг являются:
1) Правомерность предоставления государственных и муниципальных услуг органами, предоставляющими государственные услуги, и органами, предоставляющи-
Зб
ми муниципальные услуги, а также предоставления услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг и предоставляются организациями, указанными в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона;
2) Заявительный порядок обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг.
3) Правомерность взимания с заявителей государственной пошлины за предоставление государственных и муниципальных услуг, платы за предоставление государственных и муниципальных услуг, платы за предоставление услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг и предоставляются организациями, указанными в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона.
4) Открытость деятельности органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, а также организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг.
5) Доступность обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг и предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
6) Возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.
Согласно положениям пункта 2 статьи 4 Федерального закона № 174-ФЗ и статьи 9.2 Федерального закона № 7-ФЗ автономное и бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность на основании государственного (муниципального) задания, сформированного в соответствии с видами деятельности, отнесенными уставом учреждения к основным видам его деятельности.
Государственное (муниципальное) задание - документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ).
Соответственно, в качестве государственных и муниципальных услуг могут выступать услуги индивидуального и публичного пользования, финансируемые полностью или частично из бюджета. К ним можно отнести: услуги обороны, правоохранительную деятельность, услуги здравоохранения, образования, культуры, благоустройства ЖКХ и др.
Рассмотрим структуру ВРП Брянской области по видам экономической деятельности в 2014 году на рисунке 1 [3].
Государственное обеспечение
военной безопасности 8%
Прочие
73%
Обязательное социальное обеспечение 9%
Образование 4%
Здравоохранение и предоставление социальных услуг 5%
Предоставление
прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 1%
Рис. 1. Структура ВРП Брянской области по видам экономической деятельности в 2014 году,%
Проанализировав рисунок 1 можно сделать вывод, что финансовое обеспечение государственных и муниципальных услуг Брянской области занимает незначительную долю в структуре ВРП, что является негативной тенденцией.
Рассмотрим динамику финансового обеспечения предоставления государственных и муниципальных услуг Брянской области, которые представлены на рисунке
2 [4].
6GGGG 5GGGG 4GGGG 3GGGG 2GGGG 1GGGG G
48679,7 47731,6
52847,4
2010 г.
2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.
2015 г.
Рис. 2. Финансовое обеспечение предоставления государственных и муниципальных услуг Брянской области за 2010-2015 гг., млн.руб.
Проанализировав рисунок 2, можно сделать вывод, что выделение денежных средств на финансовое обеспечение государственных и муниципальных услуг в Брянской области в период с 2010 - 2015
гг. увеличивается. Так в 2015 году по сравнению с 2014 годом средства, выделенные на финансовое обеспечение предоставления государственных и муници-
пальных услуг, увеличились на 5 115, 8 млн. руб.
Рассмотрим структуру расходов на предоставление государственных и муници-
пальных услуг Брянской области по разделам ФКР по состоянию на 2015 года (рис. 3) [4].
Общегосударствен ЖКХ Национальная Культура ные вопросы 3% безопасность 6%
1%
Социальная политика 23%
Образование 26%
Рис. 3. Структура расходов Брянской области в 2015 году, %
Проанализировав рисунок 3, можно сделать вывод, что больше всего средств Брянской области выделяется на образование, социальную политику, национальную экономику и здравоохранение, из них 40% приходится на социальные инвестиции [5,
с. 26]. Национальная безопасность, культура и ЖКХ финансируются незначительно.
Рассмотрим на рисунке 4 финансовое обеспечение муниципальных услуг города Брянска.
Прочее 19%
Правоохранительн ая деятельность 1%
Физическая культура и спорт 3%
Жилищно-коммунальное и дорожное хозяйство
13%
Образование 58%
Культура и искусство 6%
Рис. 4. Структура расходов на предоставление муниципальных услуг
г. Брянска в 2015 году, %
Проанализировав рисунок 4 можно сделать вывод, что большая доля средств выделяется на сферу образования - 58% и ЖКХ - 13%.
Таким образом, в качестве государственных и муниципальных услуг могут выступать услуги национальной обороны, правоохранительной деятельности, услуги здравоохранения, образования, культуры, благоустройства ЖКХ и др. Также можно сделать вывод, что Российская Федерация
финансирует в большей мере такие виды услуг как национальная оборона и социальная политика. Брянская область выделяет в большом объеме денежные средства на образование, национальную экономику и социальную политику. Финансовое обеспечение предоставления государственных и муниципальных услуг необходимо для повышения уровня жизни страны (региона) и улучшения качества жизни населения.
Библиографический список
1. Федеральный закон "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" от 27.07.2010 № 210-ФЗ // СПС «Консультант плюс»
2. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6.10. 2003 года № 131-Ф3 // СПС «Консультант плюс»
3. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2014: Стат. сб. / Росстат. -М., 2015. - 900 с.
4. Брянскстат.ЦКЬ: http://bryansk.gks.ru/ (дата обращения 6.02.2017)
5. Социальные инвестиции и инновации в России: монография / В.В. Ковалевский, Т.И. Никитина, Н.Ю. Азаренко. - М.: Перо, 2014. - 186 с.
FINANCIAL PROVISION OF THE STATE AND MUNICIPAL SERVICES
V.A. Evtyukhova, student A.N. Kiryanenko, student R.N. Malashenko, student
Bryansk state engineering-technological university (Russia, Bryansk)
Abstract. In the article the laws governing the financial support for the provision of public and municipal services. This definition of public and municipal services, as well as state and municipal jobs. Analyzes the process offinancial provision of rendering state and municipal services of the Bryansk region and Bryansk, as well as the structure of GRP of the Bryansk region.
Keywords: state (municipal) service, state (municipal) assignment, financial security, GRP, education, national security.